Основы бизнес-планирования

Дата: 21.05.2016

		

Введение

В рыночной экономике
бизнес-план — это рабочий инструмент, используемый практически во всех сферах
предпринимательства. Он описывает процесс функционирования фирмы (предприятия,
организации), показывает, каким образом спланировать деятельность, чтобы решить
тактические задачи и достичь в намеченные сроки основной стратегической цели —
получить или повысить прибыльность работы. Бизнес-план может подсказать: пути
роста фирмы, завоевания новых позиции на рынке, где она функционирует,
получения инвестиций и кредитных ресурсов; эффективные идеи составления
перспективных планов своем развития, разработки концепции производства новых
товаров и услуг, выбора рациональных способов их реализации. Бизнес-план может
предостеречь от неверных действий и даже «посоветовать» не заниматься данным
бизнесом в данное время на данном рынке.

Организация
предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показала
мировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков
находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь
создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой
продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением
или с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д.

Исключительная роль,
которую играет бизнес-план как средство решения проблем практической
организации бизнеса, отражается не только в обязательности его присутствия в
повседневной деятельности предпринимателей, но и в колоссальном количестве
теоретических работ и методическик руководств по составлению бизнес-планов. Эти
методические руководства различаются между собой по построению материала,
объему рассматриваемьпс вопросов, отраслевой специфике, ориентации на конечные
результаты, акценту на тех или иных проблемах. Но есть и другие, цель которых
формирование грамотного бизнесмена, умеющего анализировать проблемы своего
предприятия или предпринимательского начинания, ставить задачи и прорабатывать
способы ик эффективного решения.

1. Теоретические
основы бизнес-плана

1.1 Определение
бизнес-плана

Бизнес-план (англ..- Business plan) представляет
собой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой
деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на
основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные
средства.

В
условиях рыночной экономики бизнес-план — необходимый инструмент технического,
экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая
взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями,
посредниками, потребителями.

Разработчиками
бизнес-плана являются
фирмы, специапизирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские
коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые
фирмы и эксперты.

На
составление бизнес-плана уходит обычно месяц. За это время специалисты
знакомятся с документами, которые представила фирма, и делают расчеты

Бизнес-план
может разрабатываться для ориентации в мире бизнеса, но чаще всего для создания
(улучшения) продукции или услуг, внедрения нового инвестиционного проекта,
перестройки или реконструкции деятельности предприятия (фирмы) и т.д.

По
согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться и
рассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два или
больше). В этом случае дается сравнительная характеристика вариантов, но
окончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному из них,
выбранному на основании анализа для реализации. Выбор окончательного варианта
принаддежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностях
привлечения инвестиций заказчик вправе выбрать для реализациии вариант с
меньшим размером первоначальных капитальных вложений или отдать предпочтение
варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуатацию и т.п.

Бизнес-план
— документ перспективный и составлять его рекомендуется на три — пять лет
вперед Западные инвесторы нередко опасаются иметь с нами дело. И не только
из-за отсутствия гарантий, как это принято считать, но и по причине непрофессионально,
неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов и
инвестиционных проектов.

1.2
Цели и задачи бизнес-плана

бизнес
затрата оплата труд

Целью
бизнес-плана может быть
полyчение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующей
организации (фирмы), или определение стратегических и тактических направлений и
ориентиров фирмы в мире бизнеса. При этом предусматривается постановка
следующих стратегических и тактических задач:

1)
организациоино-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего
состояния организации;

2)
выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности организации
с акцентированием внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах;

3)
формирование инвестициоинно-проектных целей этой деятельности на планируемый
период.

Бизнес-план
при решении этих многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов:

•обоснования
экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций,
проектов);


расчета ожидаемьи финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов
продаж, прибьии, доходов на вложенные средства; .

•определения
намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии;

•подбора
персонала, способного реализовать данный план.

Процесс
бизнес-планирования — зто
последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов
бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только
экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес
вложить определенную сумму собственных денег; во-вторых, аргументировано
убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости
участия в нем или, напротив, предостеречь вложения денег из-за слишком большого
и неоправданного риска.

Ключевыми
моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана) являются:


обоснование необходимости выпуска продукции (услуг);


обоснование возможности выпуска продукции (услуг);

• выявление
потенциальные потребителей;

• определение
конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках;

• определение
своего сегмента рынка;

• достижение
показателей различных видов эффективности;

• обоснование
достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи ;

• выявление
возможных источников финансирования:

Таким
образом, бизнес-план в общем виде предполагает. изложение системы
доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта; определение степени
жизнеспособности и будущей устойчивости фирмы; предвидение рисков предпринимательской
деятельности; конкретизацию перспективы бизнеса в виде системы количественных и
качественных показателей; развитие перспективного (стратегического) взгляда на
организацию и её рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

Назначение
бизнес-плана состоит;
как правило, в том, чтобы привлечь внимание инвесторов и убедить их вложить
денежные средства в проект. Поэтому в бизнес-плане важно правильно расставить
акценты:

· 
указать цель
вашего бизнеса;

•если
бизнес уже существует, назвать цель его приобретения или расширения;

•описать
собственный опыт, позволяющий вам успешно руководить предприятием;

Кроме
того, необходимо указать:

•сколько
потребуется вложить личных средств, личных средств других лиц, средств,
полученных в виде ссуды;

· 
как долго вы
собираетесь пользоваться этими средствами;

•как
именно эти средства будут содействовать процветанию предлагаемого бизнеса;

· 
за какой срок вы
намерены погасить ссуду;

· 
откуда появятся
деньги на погашение ссуды;

· 
возможное
обеспечение ссуды и его рыночную стоимость;

· 
владеет ли(или
распоряжается ли) упомянутым обеспечением еще кто-либо, кроме вас.

От
назначения бизнес-плана следует отличать цели предприятия (бизнеса). Они менее
утилитарны и менее определенны.

Существуют
общие цели предпринимательства, не зависящие от организационно-правовой формы
предприятия и видов деятельности, а именно:

· 
обеспечение
устойчивых доходов;

· 
рост
производства;

· 
расширение рынка
сбыта и сфер влияния.

Выбор
целей конкретного предприятия должен исходить, с одной стороны из его текущего
состояния, а с другой — из возможностей предприятия в данной экономической
ситуации. Детапизация зависит от планового горизонта: цели, ориентированные на
далекую перспективу, имеют достаточно общие формулировки; а на ближайший период
— конкретные.

В
любом случае цели должны быть количественно определенными, ограниченными во
времени, реалистичными и достижимыми.

Есть
три способа достичь конкретности в формулировке цели:

1)
придать цели количественную определенность (например: увеличить прибыль с 10
000 до 25 000 долл. США в месяц);

2)
разбить основную цель на несколько конкретных задач, которые необходимо решить
для ее достижения. (Например, увеличение размера прибыли предполагает
увеличение числа потребителей вашей продукции, улучшение ее потребительских
свойств, снижение издержек производства и обращения.) Далее надо указать
необходимые затраты;

3)
установить конкретные сроки достижения целей и решения задач.

В
бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:

•уточняются
правовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов;


проводится анализ исходных материалов — ситуационного плана, показателей технического
состояния зданий, проектного предложения строительства или реконструкции,
социальных условий и демографического состава населения и др.;

• рассматриваются
размеры потерь, связанных со сносом фондов, компенсационными выплатами,
предоставлением жилищного фонда переселяемым жителям; а также с упущенной
выгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими
структурами;


формируется инвестиционная программа проектного предложения развития территории
(или отдельных зданий) с анализом возможных альтернатив;


определяются формы и условия реализации проектного предложения;


прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми
на данной территории, получение ими прибыли а также финансовые поступления в
бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);


определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности
проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;


разрабатывается стратегия маркетинга;


формируется план финансирования и организации функционирования объекта,

•определяются
условия, формы, сроки проектирования и строительства объекта;


уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;


подготавливается резюме, где в концентрированном виде излагаются основные
характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его
преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их
структура по источникам финансирования, размеры и сроки поступлений в городской
бюджет и во внебюджетные фонды.

1.3
Структура и основные разделы бизнес-плана

Состав,
структура и детализация бизиес-плана определяются функциональной спецификой и
размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью
конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного
бизнеса, перспективами роста предприятия.

В
зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций,
привлечения партнеров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной
степенью конкретизации.

Блок-схемы
назначения и применения бизнес-плана за рубежом в нашей практике могут
различаться в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 1).

Таблица
1. Состав разделов бизнес-плана и их цели

Наименование раздела Состав раздела Цель
1 2 3

Резюме

Исходные данные и характеристика

Прогноз конъюнктуры рынка

Результаты и выводы бизнес-плана — предполагаемого проекта. Новизна
производства. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж,
выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов

Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории

Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в
инвестиционной сфере

Объективная оценка продукции, деятельности фирмы. Анализ объема продаж
и затрат. Оценка риска, прибыли

Основание для анализа и расчетов

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

Стратегия маркетинга

Конкуренция

Товар (услуга)

Определение затрат

План производства

Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии.
Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама.
Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели

Потенциальные конкурент: оценка объема их продаж, доходов, перспектив
внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня
качества и дизайна ин продукции, политики цен конкурентов

Описание продукта (услуги):потребительские свойства товара, отличие от
товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на
производство, организацию сервиса

Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование
инфляции c определением по источникам финансирования

Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по
обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с
полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству).Оборудование, здания,
сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности
рекламы. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей

Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности
конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов.
Анализ цен и затрат на производство продукции

Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям

Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства

Организация работ и финансирования

Рынок сбыта

Определение доходов

Финансовый план

Формирование потока чистых средств

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Страхование коммерческого риска

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности.
Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения
средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная
конъюнктура

Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования,
налогообложения, получение валового и чистого дохода c учетом дисконтирования
и индекса инфляции

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений.
Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
График движения безубыточности

План и структура управления (например, недвижимостью на данной
территории), источники водоснабжения, электроэнергии и.п.

Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат,
рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и др.

Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность
появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики
рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по
периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам.
Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли,
потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п.

Финансовый анализ деятельности предприятии. Анализ баланса денежных
расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление
внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения

Баланс финансовых расходов и поступлений c учетом всех видов
необходимых налогов

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности
инвестиций

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим,
экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений.
Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

Рассмотрим
более подробно содержание разделов и подразделов бизнес-плана.

1.
Введение

а)
наименование компании, адрес и телефон владельца;

б) с
кем связываться: имя и телефон владельца;

в) о
компании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка;

г)
предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение (привилегированные и обычные
акции, облигации и т.д.);

д)
намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная;

е)
сводка целей использования займа.

2.
Резюме

а)
содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть проблемы,

б)
предпочтительный объем — одна — четыре страницы.

3.
Содержание

а)
названия разделов;

б)
нумерация страниц для облегчения поиска

4. Описание
отрасли

а)
перспективы и возможный рост отрасли: тенденции ее развития — прошлые, настоящие,
будущие; новые направления развития; указание источников информации;

б)
рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований и
рыночных тенденций;

в)
компании-конкуренты: доля рынка, сильные и слабые места, прибыльность,
тенденции развития;

г)
региональные, национальные и экономические тенденции: изменения в спросе
населения, соответствующие экономические показатели.

5.
Описание делового риска

а)
суть бизнеса: основные направления деятельности, статус бизнеса (местный, региональный,
национальный, международный);

б)
цель выхода на рынок: определение групп клиентов; нынешний характер бизнеса;
средний доход, желаемое и возможное изменение его величины;

в)
преимущества вашей бизнес-концепции по сравнению с конкурентами: ваша ниша на
рынке, уникальность, оценка рыночного сегмента;

г)
территориальное расположение бизнеса: местонахождение (удобно оно или нет для
клиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса: дома или отдельно;

д)
материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании; возможности
предоставления временных или постоянных рабочих мест;

е)
краткое резюме: круг вовлечённых в бизнес лиц (собственники, партнеры, работники).

6.
Цели бизнеса

а) в
первый год: особые цели (например, увеличение объема продаж, изменение уровня
прибыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг и
т.д.);

б) в
последующие периоды: возврат инвестиций, развитие сети, продажа бизнеса.

7.
Маркетинговый план

а)
стратегия продаж: форма оплаты кадрового состава, агентов, служащих (сдельная,
повременная); цели продаж, инструменты продаж, поддержка продаж; ориентация на
клиентов;

б)
методы и техника продаж;

в)
ценообразование: расходы, разница между собственностью и отпускной ценой,
прибыль;

г)
продвижение: реклама, промоушн, паблик рилейшнз, техника обретения известности,
доверия, связей;

д)
политика обслуживания: политика, которую примет бизнес в отношении выдачи и
сбора кредитов, ценообразования, типов клиентов;

е)
гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий в
зависимости от характера вашего бизнеса и договора с клиентом;

ж)
метод проверки: метод наведения справок о клиентах и о том, что они о вас
слышали.

8.
Прогноз объема продаж

а)
ссылки: один человек никогда не может знать все, поэтому укажите всех, кто помогал
вам с прогнозами;

б)
помесячный прогноз на грядущий год: объем продаж, в долларах;

в)
годовой прогноз на ближайшие два или четыре года: объем продаж, в рублях (или
долларах).

9.
План производства

а)
краткое описание производственного процесса (не следует углубляться в терминологию);

6)
потребности производства: строения, склады, возможности для расширения или
улучшения месторасположения;

в)
оборудование: новое или бывшее в употреблении, арендованное или купленное, его
возможности;

г)
комплектующие материалы;

д)
необходимый инвентарь: сезонные потребности, стоимость,

метод
контроля;

е)
поставки: величина скидок, разнообразие выбора;

ж)
требования к персоналу: полная, частичная занятость, уровень навыков, требуемые
знания;

з)
стоимость оборудования, сырья и материалов: оценка и стоимость;

и)
оценка капитала: требуются ли начальный капитал и постоянное eгo пополнение.

10. Осуществление
операций

а)
планы покупок размеры скидок, виды ресурсов, качество, цена;

6)
система инвентаризации, сезонные изменения, масштабы, способ контроля;

в)
необходимые площади: размер офиса, склада, других помещений; необходимо ли
улучшение, потребность и возможность расширения

г)
потребность в кадрахи оборудовании: отбор персонала; офисное, производственное
и другое оборудование;

д)
стратегия осуществления операций.

11.
Структура компании

а)
частное индивидуальное предприятие, партнерство, акционерное общество и т.д.;

б)
распределение долей (акций): список пайщиков (акционеров); в) договоры и соглашения:
список заключении договоров (контрактов); контракты, связанные с управлением;
соглашения с акционерами и партнерами; контракты на обслуживание, аренду;

г)
директора и чиновники: имена и адреса, роль в компании;

д)
основа группы управления: краткое резюме о владельцах и ключевых служащих;

е)
поддержка профессионалов: нанятые по договору профессионалы по специальным
вопросам, в том числе юрист, бухгалтер, банкир, страховой агент;

ж)
организация работы порядок отчетности;

з)
обязанности и ответственность ведущего персонала: краткое описание работы (кто
за что отвечает).

12.
Программа развития и исследования

а)
улучшение продукта или услуги: направления процессов улучшения продукции и
технологий, оптимизации стоимости и уменьшения риска;

б)
мониторинг: организация системы анализа и контроля.

13.
Оценка риска

а)
реакция конкурентов: будет ли какая-либо реакция и в какой форме;

6)
список возможных критических внешних факторов: определите аффект воздействия
забастовок, падения производства и продаж, новых технологий, изменения погодных
условий, появления новых конкурентов, перебоев поставок, изменений в спросе,
потерь от недогрузки и перегрузки мощностей, неблагоприятных тенденций в
экономике;

в)
список вероятных критических внутренних факторов: не получен ожидаемый доход;
клиент подал в суд; разнообразные трудности; спрос на услуги растет очень быстро;
ушел ключевой служащий; заболел или умер партнер;

г)
оперирование с риском: вероятный план оперирования с наиболее выраженным риском.

14. Общий обзор

а)
состояние внешней среды;

б)
согласование действий руководства и менеджмента с основными событиями, важными
для начала и развития бизнеса.

15.
План действий

а)
действия по достижению целей этого года: помесячный или поквартальный обзор
специальных действий;

б)
укажите даты принятия основных решений, создайте план-график продаж.

16.
Финансовый прогноз

Если
бизнес уже какое-то время функционирует, необходимо представить баланс и
декларации о доходах предпочтительно за последние три или четыре года. Баланс —
это показатель состояния бизнеса: что есть и что должно быть на определенную
дату:

а)
баланс содержит три раздела: имущество, долги и долю собственника (вычитая долги
из имущества, вы определите общую стоимость вашей фирмы; баланс показывает, насколько
за минувшее время вырос ваш оборотный капитал; инвесторы или кредиторы обычно
проверяют баланс, чтобы выяснить, обладает ли компания имуществом, необходимым
ддя ответа по обязательствам);

6)
прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков): доходы и расходы можно описать
как проектирование ситуации, которую вы ожидаете видеть в своем бизнесе в конце
прогнозируемого периода; указание дохода — самое сложное, так как эта величина
зависит от многих факторов, причем не только внутрифирменных, но и внешних
(колебание спроса, давление конкуренции и т.д.);

в)
прогноз денежном потока: денежный поток показывает, сколько денег находится в
бизнесе и вне бизнеса;

г)
выкладки по деньгам: продажи (ожидаемое количество продаж в месяц); приход
(исходя из объема продаж можно сказать, сколько денег получено);

д)
анализ рентабельности — основа для каждого бизнеса (знать, при каких объемах
продаж ваш бизнес будет рентабелен, важнее, чем анализировать то, что получит
ваша фирма, если выйдет на запланированные объемы продаж).

17.
Финансирование и превращение в капитал

а)
условия займа: сумма, сроки, дата выдачи;

б)
цель займа: детальное описание составных элементов бизнеса, которые будут
финансировать;

в)
доля собственника: ваша доля в бизнесе;

г)
цель займа: для отдельного проекта или для компании в целом.

18.
Оперирование займом

а) на
новые цели или на продолжение деятельности, предлагаемое обеспечение;

б)
максимальное количество необходимых денег: количество, сроки.

19.
Существующее финансирование (если имеется)

а)
невыполнение условия займа: величина долга, сроки выплаты, цель, обеспечение и
статус;

б)
текущее использование кредита: количество и обеспечение.

20.
Ссылки

а)
название текущего кредитного института: филиалы и типы счетов;

6)
юрист: имя, адрес и телефон,

в)
бухгалтер: имя, адрес и телефон.

21.
Приложение

а)
персональная стоимость: ценность личного имущества, инвестиции, деньги,
банковские счета, закладные, другие обязательства;

6)
намерения: потенциальные заказы или обязательства перед клиентами;

в)
описание личных и бизнес-страховок;

г)
поступления: на период 30, 60 и 90 дней;

д)
обязательства: расписание выплат и общее количество долгов;

е)
официальные соглашения: копии договоров;

ж)
оценка: реальная рыночная стоимость имущества и оборудования;

з)
указание компаний, оказывающих финансовую поддержку (в некоторых ситуациях эта
информация может потребоваться кредитору) ;

и)
ссылки;

к)
прогноз продаж и сегментирование рынка;

л)
список инвесторов;

м)
информация о статусе кредита;

н)
дополнительные заметки о вас и о вашем бизнесе.

Следует
заметить, что не существует жестко регламентированной формы и структуры
бизнес-плана. Так, бизнес-план текущей деятельности фирмы (или создания новой
фирмы) состоит их трех частей:

1)
описание индекса (разделы маркетинга и производства);

2)
финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций,
товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности);

3)
сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительные
документы, копии контракта, лицензии и т.п.)

2. Практическая часть

Объектом
данного бизнес- плана является производство синхронных электродвигателей,
которые используются в химической промышленности, а именно в машинах по
производству искусственных химических волокон.

2.1 Определение
потребности в производственных помещениях, их площади

Месячная
арендная плата за производственный участок устанавливается администрацией
района с отдельной оплатой коммунальных услуг и энергии и рассчитывается на
основе формулы:

Апл = Зmin · Кпр
· Кразн · Кбл · Ктер · П,

где: Anл — арендная плата, руб.;

Зтin — минимальный уровень заработной платы в РФ, руб.;

Кпр — коэффициент приведения (Кпр =0,041);

Кразн — коэффициент размещения (этажность), для первого
этажа равен 1,2;

Кбл — коэффициент благоустройства помещения, равен 1,4;

Ктер — коэффициент территориальности (от коммуникационности района),
равен 1;

П — количество
арендуемой площади, кв. м.,

Для
осуществления производственного процесса необходимы производственные помещения
общей площадью — 1500 кв. м.

Апл = 4330 * 0,041 * 1,2 * 1,4 *1 * 1500 = 506268
руб.

2.2 Определение потребности в дополнительном оборудовании и материальных
ресурсах

Для организации процесса производства потребуется дополнительные
затраты на покупку оборудования и других основных производственных фондов
(табл. 1)

Таблица 1 Стоимость
основных производственных фондов предприятия, тыс. руб.

№ п.п Наименование Количество Цена за един., тыс
руб.
Всего, тыс руб Производитель Срок исполнения (дней)
1. Конвейер
подвесной грузонесущий
1 1650 1650 ПО «Конвейер» 15
2. Склад автоматизированный 1 1025 1025 НПО «Технология» 15
3. Электропогрузчик 1 1560 1560 Калининградский
вагоностроительный завод
25
4. Станок шлифовальный 1 2950 2950 Каунасское станкостроительное
ПО
30
5. Станок плоскошлифовальный 1 1535 1535 Оршанский станкостроительный завод 20
6. Электроэрозионный станок с ЧПУ 1 2750 2750 КЗПС 40
7. Кран мостовой 1 2850 2850 Забайкальский завод ПТО 40
8. Электроэрозионный копировально-прошивочный станок 1 2005 2005 КЗПС 40
9. Токарно-револьверный прутковый автомат 1 2215 2215 Хабаровский станкостроительный завод 51
10. Многоцелевой универсальный инструментальный станок 1 2490 2490 Вильнюсский станкостроительный завод 35
11. Пресс запрессовочный 1 138,5 138,5 ПО «Гидронес» 20
12. Пресс гидравлический 1 830 830 ПО «Точприбор» 30
13. Установка для вырезной обработки металлов 1 2770 2770 «Шермель Технолия» Швейцария 60
14. Установка для прошивочной обработки металлов 1 2655 2655 «Шермель Технолия» Швейцария 60
15. Строительно-монтажные работы 14 2485 ПО «Монтаж» 60
16. Сварочный аппарат 3 50 150 ПО «Искра» 23
17. Автомобиль 1 2000 2000 КРАЗ
Итого:

29993,5

Потребность
в используемом оборудовании определяется исходя из его производительности и
нужд технологического процесса (табл. 2).

Таблица
2
Производительность
и мощность необходимого оборудования

Наименование К-во Произвол. Годовой фонд Мощность
ПВО, Единицы в эффект. Рабочего годовая, м.
штук час. времени, час.
Пр Фэф п х Пр х Фэф
1. Склад автоматизированный 1 700 1930 1351000
2. Конвейер подвесной-зонесущий, кг 1 700 1930 1351000
3. Электропогрузчик,
кг
1 400 1930 772000
4. Станок шлифовальный,
кв.м
1 28 1930 54040
5 Станок плоскошлифовальный,
кв.м
1 50 1930 96500
6 Электроэрозионный
станок с ЧПУ, кв.м
1 40,5 1930 78165
7 Кран
мостовой, кг
1 1000 1930 1930000
8 Электроэрозионный
копировально-прошивочный станок, ед
1 37 1930 71410
9 Токарно-револьверный
прутковый автомат, ед
1 25 1930 48250
10 Многоцелевой
универсальный инструментальный станок, ед
1 32 1930 61760
11 Пресс
запрессовочный, ед
1 12 1930 23160
12 Пресс
гидравлический, ед
1 10 1930 19300
13 Установка
для вырезной обработки металлов, м
1 19 1930 36670
14 Сварочный
аппарат, м
3 60 1930 347400
15 Установка
для прошивочной обработки металлов, м
1 23 1930 44390

Таблица
3 Производство продукции за два месяца

№ пп. Наименование К-во, шт.

Цена за

единицу,

руб.

Всего, тыс.руб Вес единицы изделия, кг. Всего
Чистый вес, кг Необходимость сырья, кг
В Ц ВхЦ Р ВхР ВхРх 1,4
1. Синхронный электродвигатель 517 87500 45237,5 23,1 11942,7 16719,78

Эффективный
фонд рабочего времени определяется по формуле:

Основы бизнес-планирования

Фэф = Фном — Фрем,

где:
Фэф — эффективный
фонд рабочего времени, машино-час;

Фном — номинальный
фонд рабочего времени, машино-час;

Фрем — время,
отводимое на ремонт оборудования в год, машино-час.

Фрем
= 5%*Фном/100% ,

Решение:

Фэф = 254 — 13 = 241 дней

Фрем. = (5* 254) /100 = 13 дней Фном = 366-106-6 = 254 дня

На фирме
установлена 5-ти дневная рабочая неделя в одну смену продолжительностью 8
часов.

Мощность
предприятия за 2 месяца (эффективный фонд времени равен 1930/12 * 2 = 322 часа)
определяется по формуле:

М = пi* П pi* Ф эф

где: ni — количество
единиц i-той группы
применяемого оборудования, штук;

Пpi —
производительность i-той единицы
оборудования;

Фэф — эффективный
фонд рабочего времени за период, час.

Для выпуска i-ой партии
продукции потребуется для нужд производства сырья и материалов (табл.4).

Таблица
4

№ п.п Наименование Кол-во Цена Всего, тыс руб.
Ц КхЦ
1. Лист нерж., кг 5170 1215 6282,6
2. Труба нерж., кг 3877,5 607,5 2355,6
3. Пруток нерж., кг 1292.5 6075 7851,9
4. Уголок нерж., кг 51.7 6075 314,1
5. Колесо с тормозом, шт 2068 1350 2791,8
6. Резинотех.изделия, шт 517 189 97,7
7. Насос гидроприво-да, шт 1034 2808 2903,5
Всего основных материалов: 22596,2
1. Масло техническое, литр 2585 148,5 383,9
Всего вспомогательных материалов: 383,9
Итого: 22980,1

2.3
Определение потребности в кадрах и средствах на оплату труда

Численность
производственного персонала определяется исходя из функциональной
целесообразности и численности работников аналогичных производств.

Система
оплаты труда в соответствии с его творческим характером построена на
использовании повременно-премиальной формы.

Премия по
итогам работы не планируется.

Оплата труда руководителей и других категорий работников
построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически
отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности
предприятия.

Таблица 5 Численность производственного
персонала и уровень предполагаемой зарплаты на предприятии

№ п.п. Специальность Число работников,
чел.
Тарифная ставка,
руб./час
Фонд
рабочего времени, час
Всего, руб.
Тст Ф Тcm х Ф
1. Заготовительный
цех
2 125 161 40250
2. Цех штамповки 4 139,5 161 89838
3. Механический
цех
14 130 161 293020
4. Сварочный
цех
6 124 161 119784
5. Сборочный
цех
6 119 161 114954
6. Склад готовой
продукции
2 127 161 40894
Итого: 698740
Таблица 6 Численность
руководителей и других категорий работников и их предполагаемый уровень
заработной платы
№ п.п. Занимаемая должность Численность,
чел.
Оклад,
руб./час
Фактически отработанное
время, час.
Всего, руб.
О Ф ОхФ
1. Генеральный
директор
1 190 160 30400
2. Коммерческий
директор
1 176,5 160 28240
3. Главный
бухгалтер
1 160 160 25600
4. Экономист 1 159,5 160 25520
5. Гл. инженер 1 180 160 28800
6. Водитель 1 127,5 160 20400
7. Уборщица 1 62.5 160 10000
8. Сторож
(ночной)
1 65 160 10400
Итого: 179360

2.4 Расчеты экономических элементов затрат на производство продукции

Вода на
технологические цели и прием сточных вод:

Зв =N*Q*P,

где: Зв — затраты
на воду, руб.;

N – количество месяцев;

Q – объем потребления за 2 месяца, куб. м. (231 куб. м.);

Р – расценка на 1 куб. м. воды, 2,15 руб.

Решение:

Зв = 231 * 2,15 руб. = 496,65 руб.

Стоимость топлива на технологические
цели установлена в виде фиксированной месячной платы, составляющей 8940500 руб.
за природный газ и охлаждающую жидкость.

Затраты на энергию для технологических
целей:

Эст =
Q * Т,

где: Эст- стоимость потребленной оборудованием электроэнергии;

Q —
количество
потребленной оборудованием электроэнергии, 10852 квт-час;

Т- тарифная ставка за один квт-час электроэнергии для регулирования
групп потребителей, 2 руб.

Затраты на отопление
производственного помещения:

3om=N*Ц*Q,

где: Зот — стоимость затрат на отопление,
руб.;

N — отапливаемый период, 2 месяца;

Ц —
цена 1 Гкал тепловой энергии, 2555 руб.;

Q — количество потребленной тепловой энергии, 4,82 Гкал. Затраты на освещение составят:

Эосв — Qocв * Т,

где: Эосв — стоимость потребленной оборудованием электроэнергии;

Qocв — количество потребленной электроэнергии для освещения, 1824,46;

Т — тарифная ставка за один квт-час электроэнергии для регулирования
групп потребителей, 2 руб.

Затраты на бензин для автомобиля:

Эб=Пд *Д*НР *Ц,

где: Пд = 200 км — средне-дневной пробег автомобиля;

Д— количество дней эксплуатации;

Нр — норма расхода бензина на 1 км пути, составляет 0,15 л;

Ц —
цена 1 л бензина, 19,8 руб.

Решение:

Затраты на энергию для
технологических целей:

Эст = 10852 * 2 = 21704 руб.

Затраты на отопление производственного
помещения:

Зот =2 * 2555 * 4,82 = 24630,2 руб. Затраты на освещение составят:

Эосв= 1824,46* 2 = 3648,92 руб. Затраты на бензин для автомобиля:

Эб = 200 км.*53 * 0,15 * 19,80 = 31482 руб.

Затраты на оплату труда по
предприятию:

Ф = Фпр +
Фрук,

где: Ф — фонд оплаты труда предприятия за 2 месяца, руб.;

Фпр — месячный фонд оплаты труда производственного персонала, руб.;

Фрук — месячный фонд оплаты труда руководителей и других категорий
работников, руб.

Отчисления на социальные нужды 26%

Решение:

Затраты на оплату труда по предприятию :

Ф = 1397480
+358720=1756200 руб.

Отчисления на социальные нужды составляют 26% от фонда оплаты труда: 1756200 *26% =
702480 руб.

Ускоренная амортизация, разрешаемая для малых предприятий, определяет
амортизационный период длиною в пять лет:

А = Фс*На/100

где: А — амортизационные
отчисления за год, руб.;

Фс — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

На — норма отчисления на полное обновление (восстановление или реновацию),
%.

На = Фп*100%/(Фп*Та),

где: Фп — первоначальная стоимость основных фондов, руб.;

Та
— амортизационный период, лет.

Решение:

А = 29993500
* (20/100) = 5998700 руб.

На = ((29993500/(29993500
* 5)) * 100% =20%

Амортизационные отчисления за 2 мес:

А(2мес.)=
(5998700 руб/12)*2=999783 руб.

Страховые отчисления:

Остр=П*Сим*К/(100*N)

Остр— страховые отчисления за 2 месяца, руб.;

Сим
— стоимость застрахованного имущества, руб.;

К
— количество месяцев в периоде, 2 месяца

N — количество
месяцев, в течение которых выплачивается оговоренная сумма, 10 месяцев.

Решение:

Остр = (10 *
29993500 * 2)/(100 * 10) = 599870 руб.

Процент, выплачиваемый за кредит:

П=К*Спр*m/(N*100)

где: П — процент, выплачиваемый за кредит в период, руб.;

К — величина
кредита, 66560662 руб.;

Спр — процентная
ставка Центробанка, 13 %;

т — число периодов (
2 месяца), за которые производятся искомые отчисления;

N — число периодов, за которые необходимо
выплатить процент, 34
месяца.

Решение:

П= (66560662 *
28%*2)/(34*100)=1096293,3 руб.

Стоимость рекламы в газетах «Городок» составляет: 1000 руб. Расходы на рекламу
по TV:

Р = 13*2* 180 +
(5%*(13 * 2 * 180)/100) = 4682,34 руб.

К— количество слов
в рекламе — 13

Р — расценка за одно
слово, руб. — 2 руб.

N— общее количество
запусков рекламы — 180 т
m-процент за срочность — 5 %

В себестоимость продукции включается также налог на пользователей
автомобильных дорог в размере 0,4 % от объема реализации (678562,5 руб.) и налог на владельцев транспортных средств (0,6% от минимальной
заработной платы * количество л.с = 29,4 руб. * 300 = 8820 руб.).

Таблица
7 Полная себестоимость
партии продукции предприятия

№ п.п. Наименование элементов затрат Всего, руб.
1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов): 22980597
А) сырье и основные материалы 22980100
Б) вода на технологические цели 497
2. Вспомогательные материалы 383872,5
3. Топливо на технологические цели 8940500
4. Энергия на технологические цели 21704
5. Коммунальные услуги: 28279
А) отопление помещений 24630
Б) освещение помещений 3649
6. Горючее для автомобиля 31482
Все материальные затраты 32386434
1. Заработная плата производственного персонала 1397480
2. Заработная плата руководителей и других категорий работников 358720
Всего затрат на оплату труда 1756200
Всего затрат на отчисления на социальные нужды 702480
Затраты на амортизацию основных фондов 1000000
1. Арендная плата 1012536
2. Страховые взносы 600000
3. Реклама 5682
4. Процент за кредит 1096300
5. Налог на пользователей автодорогами и владельцев автомобилей 687382,5
Всего прочих затрат 3401900
Итого полная себестоимость продукции 39247014

Удельный вес условно-переменных затрат в полной
себестоимости продукции:

Упер = 35788334 / 39247014 * 100% = 91,2%

Стоимость постоянных и переменных затрат в составе
полной себестоимости продукции определяется по статьям затрат на основе таблицы
7.

2.5 Определение потребности в оборотных фондах

Оборотные средства фирмы определяются по формуле:

Фоб = Зтек +
Зстр + Н + Поб,

где: Фоб — оборотные средства, руб.;

Зтек — текущий запас товарно-материальных ценностей, руб.;

Зстр — страховой запас товарно-материальных ценностей,
руб.;

Н— незавершенное производство, руб.;

Поб— прочие оборотные средства, руб.

Зтек
= Д * Т,

где: Д— среднедневной расход материалов, руб.;

Т— время между 2-мя поставками, дней.

Д = Рм / n,„

где: Рм — расход материалов на выпуск всей продукции,руб.;

п — число дней выпуска продукции.

Т = Г / Дн

где: Т — время между двумя поставками, дней;

Г = 1560 кг —
грузоподъемность автомобиля;

Дн — среднедневной расход материалов в натуральном
выражении, 35,2 кг.

Величина страхового запаса:

Зстр = 0,5 * Зтек.

Величина незавершенного производства:

Н = Сср.дн. *
Тц * Кгот,

где: Сср.дн. — среднедневная себестоимость выпуска продукции руб.;
Тц — длительность
производственного цикла (5 дней);

Кгот-коэффициент готовности

Сср.дн.=Спр/n

где: Спр— полная себестоимость выпуска продукции, руб.;

п — число дней выпуска продукции.

Кгот = (Уп + 0,5 Упер)/100

где: Уп — удельный вес условно-постоянных затрат в полной
себестоимости продукции, %;

Упер
— удельный вес условно-переменных
затрат в полной себестоимости продукции, %.

Решение:

Фоб = 3055324+1527662
+8096608,5 +2014186,4 = 14693780руб.

Зтек =Д*Т= 611065 * 5 = 3055324руб.

Д = 32386434 /
53 = 611065руб.

Т = 1500 кг/315 кг. = 5 дня

Величина страхового запаса: Зстр = 0,5 * 3055324 = 1527662руб.

Удельный вес условно-постоянных затрат в полной
себестоимости продукции, в процентах, составит:

Уп = 3458680/39247014 *100% = 8,8%

Величина незавершенного производства:

Н=Сср.дн.
*Тц*Кгот = 740509,7 * 5
* 0,544 = 2014186,4руб.

Сср.дн. = 39247014/53
=740509,7 руб.

Кгот. = (8,8 + 0,5
* 91,2) /100 = 0,544

Величина прочих оборотных средств составляет 25% от
всех остальных оборотных средств и равна 8096608,5 руб.

2.6
Определение основных показателей предприятия по итогам работы

Определим
валовую прибыль предприятия:

Пвал = Пр.пр.
+ Двн.оп.,

где: Пвал — валовая прибыль предприятия, руб.;

Пр.пр.— прибыль (убыток) от реализации продукции, руб.;

Двн.оп. — доход от внереализационных операций, 100000 руб.

Пр.пр. =
Рп—Спр,

где: Рп — стоимость реализованной продукции, руб.;

Спр — полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Рентабельность
продукции равна:

Рпр =
Пвал/Спр*100%

где: Рпр — рентабельность всего выпуска продукции, %;

Пвал — валовая прибыль от реализации продукции, руб.;

Спр — полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Рентабельность
производства определим по формуле:

Ро =
Пвал/(Фосн+Фоб)*100%

где:
Пвал — валовая прибыль от реализации
продукции, руб.;

Фосн и Фоб — стоимость основных производственных фондов и нормируемых
оборотных средств соответственно, руб.

Решение:

Пвал = Пр.пр. +Двн.оп = 5990486+100000 =6190486 руб. Пр.пр. =
45237500 — 39247014 = 5990486руб.

Рентабельность
продукции равна:

Рпр = (6190486 / 39247014) * 100% =16%

Рентабельность
производства:

Ро = ((6190486/(29993500 +14693780)) *
100% =14%

Фондоотдача
определяется по формуле:

Фо
= Пр/Фосн = 45237500/29993500 = 1,51руб.

где:
Фосн — стоимость основных производственных
фондов, руб. Фондоемкость составит:

Фе = 1/Фо =
1/1,51 = 0,66 руб

Определим
фондовооруженность:

Фр
= Фосн/Rсп = 29993500 / 34 = 882162 руб.

где: Rсn —
среднесписочная численность рабочих.

Напряженность
использования оборудования:

Кис.об.
= Рпр/nоб= 45237500/16 = 2827343,8руб.

где: Рпр — стоимость
реализованной продукции, руб.;

nоб — количество
единиц оборудования.

Выработка
на 1 работающего составит:

Пт
= Рпр/Rр = 45237500 /42 = 1077083,3руб.

Rp
— численность работающих, чел.

Затраты
на 1 руб. товарной продукции составит:

Зр
= Спр/Р п=39247014/45237500 = 0,87

где: Спр — полная
себестоимость производства продукции, руб.;

Рп — стоимость
реализованной продукции, руб.

Определим
чистую прибыль:

Пчист =
Пвал —Н

Пчист = 6190486 —
(2166670,1+400000+6174+678562,5+17562+ 2570213,2)= 351304,2 руб.

где: Пчист — чистая
прибыль, подлежащая распределению, руб.; Пвал — валовая
прибыль, руб.;

Н— налоги,
руб.

Расчет
налогов производится в следующей последовательности:

1. Налог на
прибыль

Нпр
= Пвал*24/100=(6190486 * 24)/100 = 2166670,1руб.

2.
НДС = НДС, полученный от покупателей — НДС, уплаченный поставщикам = 9047500
–6477286,8 = 2570213,2руб.

НДС,
полученный от покупателей = 45237500 * 18%= 9047500руб.

НДС, уплаченный поставщикам =32386434 * 18% =
6477286,8 руб.

3.  Налог на приобретение автотранспорта составляет 20%
от стоимости автомобиля: 2000000*20%=400000руб,

4.  Целевой сбор на нужды муниципальной милиции,
благоустройства территории города, социальную защиту населения и уборку
территории города:

Нцел.сб. = З*Зmin*n/100 = 3*4330*42/100 = 6174 руб.

где: 3 —
ставка налога (3 %);

Зmin —минимальная зарплата в РФ, 4330 руб.;

п — численность работников.

5.  Налог на содержание жилсоцфонда и социально-культурной
сферы составляет 1% от объема реализации: 45237500 * 1 % = 45237500руб.

Прибыль, подлежащая распределению составляет 351304,2 руб

Библиографический
список

1. 
Бизнес-
планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям
« Экономика» и « Менеджмент» / [ В.З. Черняк и др]; под
ред. В.З. Черняка. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 519 с.

2. 
Бизнес-планирование:
Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. — 816 с.: ил.

3. 
Румянцева Е.Е.
Самоучитель по разработке бизнес – проектов: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,
2005. — 152 с.

4. 
Бизнес – план
предприятия. Теория и практика / Серия « Учебники, учебные пособия».
– Ростов н/Д: « Феникс» , 2003. – 384с.

5. 
Пивоваров К.В.
Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд.-М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,2005, —
164с.

6. 
Владимирова Л.П.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 6-е изд.,
пераб. и доп. – М.: Издательско- торговая корпорация « Дашков и К0»,
2006. – 400с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий