Культура Древнего Рима в период республики

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

I. Введение

II. Влияние греческой культуры

III. Право и риторика

IV. Поэзия Древнего Рима

Литература


I. Введение

Превращение
Рима в великую средиземноморскую державу оказало влияние на идеологическую
жизнь рим­ского общества.

В
высших кругах римского общества широко рас­пространяется греческий язык. Вместе
с языком в Рим проникает греческая образованность; знание греческой литературы
становится признаком хорошего тона, воз­никают риторические школы, организуемые
греками. Все большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ
жизни римской знати.

Однако
широкие круги римского общества относи­лись враждебно к чужеземным новшествам и
обычаям и оказывали им стойкое сопротивление.

Влияние
греческой культуры содействовало распрос­транению образованности в верхних
слоях общества и росту культуры. Вокруг одного из крупнейших поли­тических
деятелей этого времени — Сципиона Эмилиана создается кружок, в который входят
философы и писатели. Среди них наиболее видное место принадле­жит знаменитому греческому
историку Полибию и гре­ческому философу Панетию. Оба они проповедовали учение
стоиков, приспосабливая его к нуждам и запро­сам римского общества.


II. Влияние греческой культуры

В I
в. до н.э. наблюдается еще более широкое рас­пространение эллинистических
влияний, причем в фи­лософии и искусстве они становятся определяющими. Наряду с
этим в римском обществе идет процесс их твор­ческой переработки. Именно в этот
период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета
ораторское искусство, появляются прозаические произведения, написанные
классическим латинским языком.

Для
популяризации различных течений эллинисти­ческой философии особенно много
сделал Цицерон, из­ложивший в ряде сочинений вполне доступно основы различных
философских систем и разработавший ла­тинскую философскую терминологию.

Лукреций, один из крупнейших философов древнос­ти, в своей поэме «О
природе вещей» развивал и про­пагандировал материалистическое учение Эпикура,
стре­мясь избавить людей от религиозных суеверий и страха перед богами и
загробной жизнью. Отрицая всякое вме­шательство богов в жизнь людей, Лукреций
давал ес­тественное объяснение происхождению и развитию все­ленной и
человечества. Он утверждал, что все состоит из неделимых «начал», то есть
атомов, которые не со­здаются и не уничтожаются, а по определенному зако­ну
соединяются и образуют все сущее. Распавшись в одном месте, атомы соединяются в
другом, образуя но­вые миры и новые живые существа. Поэтому вселен­ная вечна и
бесконечна.

Лукреций считал,
что после образования земли из сырости и теплоты возникли растения, затем
животные и, наконец, человек. Благодаря опыту и наблюдению человек научился
добывать огонь, строить жилища, воз­делывать землю. Люди стали соединяться в семьи,
а семьи стали объединяться в общества. Это дало воз­можность развиться языку,
наукам, ремеслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее
сильные стали захватывать и делить землю, что приве­ло к войнам и
преступлениям.

У
греков римляне заимствовали и многие научные достижения. Так, Цельс обобщил
достижения эллинис­тического врачебного искусства. Астроном Сосиген из Египта
произвел вычисления для проведенной Цезарем реформы римского календаря. Но
одновременно разви­валась и чисто римская наука. Виднейшим ее предста­вителем
был Марк Теренций Варрон, составивший эн­циклопедию наук и написавший
исследования о римских бытовых и религиозных древностях, римском театре,
латинском языке и многом другом.

Старое римское
право коренной реформе не подвер­галось, а лишь уточнялось и расширялось
преторами, которые перед вступлением в должность в специаль­ных эдиктах
публиковали, как они намерены решать те или иные юридические казусы.
Значительное влия­ние на римское право оказывало право провинций, с которыми
постоянно соприкасались римляне, что выз­вало упрощение ведения процессов,
порядка сделок по купле-продаже, займу, аренде и тому подобное. Были расширены
права владельцев на имущество, не являв­шееся их собственностью в старом
римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении
провинциальные земли. Выработалось по­нятие юридического лица. Такими
юридическими ли­цами были признаны сперва муниципии, а затем и кол­легии.

III. Право и риторика

Ораторское
искусство, риторика, прошло в Риме дол­гий путь и насчитывало многих блестящих
представи­телей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных
адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в Риме в
шко­лах, содержавшихся отпущенниками-греками в городах Греции и Малой Азии. Там
заимствовали римские ора­торы простой и строгий аттический стиль или вычур­ный,
театральный, бьющий на эффект, так называе­мый азианизм. Азианизм, дань
которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов I в. до н. э., после
чего в моду стал входить аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое
внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные
обороты речи, на меткие остроты, которые могли очернить свидетеля или добить
противника. Осо­бенное значение имели речи политические, наиболее ярким
образцом которых служат речи Цицерона про­тив Катилины.

Острота
политической борьбы отразилась и в запис­ках Цезаря о галльской и гражданской
войнах. Пове­ствование ведется в третьем лице для того, чтобы со­здать иллюзию
наибольшей объективности. На самом деле «Записки» написаны Цезарем с целью
оправдать свои действия, приукрасить успехи и сгладить, по воз­можности,
неудачи. Современников и потомков восхи­щала строгая простота, сжатость и
вместе с тем выра­зительность стиля Цезаря, писавшего свои сочинения в лагерях
и походах. О своей политической программе и подлинных намерениях Цезарь в этих
сочинениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. На­пример, войну с
Ариовистом он объясняет просьбой жителей Галлии, начало гражданской войны —
своим стремлением защитить народных трибунов и так далее.

В
сочинениях историка Саллюстия повествуется о войне с Югуртой, о заговоре
Катилины. Ему принадле­жит также «История», охватывающая период с 78 по 67 г.
до н. э. Яркими красками рисует он позорную продажность знати во время
Югуртинской войны, ее развращенность, породившую такое чудовище, как Катилина.
Но и римские низы, «чернь», по мнению Саллюс­тия, разложились вследствие нищеты
и безделья не мень­ше, чем нобилитет. Этой «черни» он противопоставляет народ,
который, по его мнению, должен состоять из свободных, равных землевладельцев.
Особой его симпа­тией пользовались популяры типа Мария.

Подражание
классическим образцам характерно для ранней римской поэзии. Первым римским
поэтом счита­ется Ливии Андроник, по происхождению грек из Та-рента,
привезенный в 272 г. до н. э. в качестве пленни­ка в Рим. Он перевел
сатурническим стихом на латинский язык «Одиссею». Его младшим современником был
Гней Невий, автор эпического произведения о первой Пунической войне и ряда
трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния, пользовав­шегося
долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным
произведением были «Анналы», написанные впервые введенным им в рим­скую
литературу гекзаметром.

Уже
во второй половине III в. до н.э. римская комедия имела выдающихся
представителей. Уроженец Умбрии Тит Макций Плавт был автором ряда комедий,
написанных чрезвычайно живым, образным и чисто народным языком. До нас дошла 21
комедия Плавта; наиболее известны из них «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый
воин». В произведениях Плавта звучат социальные мотивы, с пози­ций широких
слоев плебейства он выступает против рос­товщичества, роскоши, разложения
патриархальных усто­ев семьи, легкомысленных «греческих нравов». Комедии Плавта
пользовались огромным успехом у зрителей.

Произведения
другого автора комедий — вольноотпу­щенника карфагенянина Публия Теренция
Африканца — были рассчитаны на образованную публику. Он написал всего шесть
комедий, из них наиболее известны «Девуш­ка с Андроса», «Евнух»,
«Самоистязатель».

Гай
Луцилий был родоначальником совершенно нового литературного жанра, которому
суждено было стать спе­цифическим римским жанром, — обличительной сатиры.

 

IV. Поэзия Древнего Рима

Лирическая
поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым
талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле­ние
различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его
лирические стихи, посвященные Лесбии, — так он называл Клодию, сестру народного
три­буна Клодия. Клодия была типичной представительни­цей своего времени, когда
в высших классах «нравы пред­ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая
римская семья сменилась легко и часто расторгавшими­ся браками и столь же
легкими связями. Любовные по­хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя­щенных
ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную,
хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз­рывов и
счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития
римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища
пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э.
впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э.
становятся излюбленным развле­чением римлян. На устройство игр и цирковых пред­ставлений
тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам
и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности
римские политические деятели, если толь­ко они стремились к популярности, не
останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда
даже залезая в крупные долги.

Также
среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так
называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не
чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи:
плу­ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре­месленники и крестьяне.
В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира,
из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее
развитие римской архитектуры и изоб­разительного искусства происходит в III — I
вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового
архитектурного стиля — базилики; с начала II в. до н.э. появляются
монументальные декоративные со­оружения — триумфальные арки.

Огромное
количество статуй, которыми теперь укра­шаются римские площади, общественные и
частные зда­ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в
качестве военной добычи. Сами римляне созда­ют новый жанр скульптуры, в
развитии которого они достигают большого совершенства, — реалистический
скульптурный портрет. Следует отметить также разви­тие фресковых росписей,
которые со II в. до н.э. начи­нают применяться главным образом для декоративных
целей.

Население
Италии стекается в Рим целыми толпа­ми, кроме того, в нем живет теперь
множество провин­циалов — это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В
городе строятся великолепные здания. Форум пре­вращается в площадь, украшенную
храмами, базилика­ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи
построил первый каменный театр, Цезарь — прекрасный новый Форум, ставший
впоследствии об­разцом для такого типа сооружений.


Литература

1.        
Всемирная история: в 24 т. Т. 6. Римский
период /Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. – Мн.: Литература, 1996. – 512 С.

2.        
Хрестоматия по истории Древнего
мира: Элилинизм. Рим /под ред. Боруховича В.Г., Монахова С.Ю., Парфенова В.Н. –
М.: «Греко-латинский кабинет», 1998г. – 528с.

3.        
Моммзен Теодор. История РимаТ. 2. 
От битвы при Пидне до смерти Суллы. – СПб.: Наука. Ювента, 1999г. – 334с.

4.        
Виппер Р.Ю. Лекции по истории
Греции. Очерки истории Римской империи (начало). – Ростов-на-Дону: Феникс,
1995г. – 478 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий