Культура средневековой западной Европы

Дата: 12.01.2016

		

Реферат

«Культура средневековой западной Европы»

Принятие христианства вызвало коренной перелом в менталитете
жителей Западной Европы. Весь мир оказался разделен на соподчиненные уровни и
был загнан в жесткие рамки четкой иерархии.

Бог создал небесную иерархию ангелов и земную иерархию
людей, разделив их на ранги и сословия. Мир средневекового человека был прост,
понятен и упорядочен. Все твари земные и небесные подчинялись Богу и выполняли
данное им предначертание.

В сознании не было места чему-то лишнему или непонятному,
каким-либо неведомым землям. Все располагалось на своем месте, и небо было
также хорошо изучено, как земля. Вселенная состоит из нескольких
концентрических сфер.

Земля плоская, населена добрыми христианами и злыми
язычниками и находится в центре мироздания. Центром обитаемого мира, «пупом
земли» был Иерусалим, святой град, где Иисус умер за грехи людей. Иерусалим
— это не только центр материальной Земли, но и центр духовности, символ
духовного возрождения, к которому должен стремиться каждый христианин.

«Не Иерусалим ли это?» — спрашивали первые
крестоносцы, подходя к каждому новому городу. Мир четко разделен на добро и
зло, «небо» и «землю», «христово воинство» и
«бесовское отродье».

Господь правит наверху, владения Сатаны расположены в
преисподней. Человеку предстоит либо подняться в рай, либо быть низвергнутым
под землю в «гиену огненную». «Добрым» был только
христианский мир, окруженный со всех сторон «злыми» врагами-язычниками,
на которых не распространялись божеские и человеческие законы.

То, что было недопустимо дома, становилось возможным в
походах против неверных, злобно закоренелых в своем язычестве, которых
следовало либо обратить в истинную веру, либо поголовно истребить во славу
Господа.

В сознании средневековых людей произошел грандиозный
переворот: они стали воспринимать время линейно. Если для античности и
варварства время вращалось по кругу, проводило определенный цикл и возвращалось
назад, то теперь оно безвозвратно убегало в никуда.

Именно в средневековой Западной Европе появились
механические часы — символ необратимости прошлого, быстротечности необратимо
утекающего времени. Благодаря этому стало возможно четкое разграничение между
прошлым и будущим.

Само время оказалось переломленным на две эпохи — до и после
Рождества Христова. Период до Рождества был мрачным царством диких язычников,
которые поклонялись бесам, за что все они попали в ад. После Рождества
наступила новая эра, которая есть ожидание второго пришествия Иисуса и
Страшного суда. Человек был не властен над временем, поскольку оно было
собственностью Бога.

В средневековье люди считали себя неспособными совершить
нечто, что оказалось бы действующим после их смерти. Именно поэтому в
средневековой Европе практически не составлялись завещания, а привилегии и
мирные договоры должны были подтверждаться после каждой смены правителя.

Когда вассал умирал, его наследник должен был снова
приносить клятву верности своему сеньору. Также это служило причиной, по
которой осуждалось ростовщичество, когда человек давал деньги под проценты и
«наживался» на времени.

Одной из главных особенностей средневековья, которая
проявляется во всех сферах духовной жизни, был глубокий символизм мышления. Каждое
явление, вещь и тварь имели двойное значение, были одновременно материальным
проявлением и символом. Причем их второе значение, их существование как
символов было для средневекового человека намного важней первой сущности.

Другой важнейшей особенностью мышления средневекового
западноевропейца была традиционность. Мир был упорядочен, разделен на сословия,
и каждый должен занимать свое место, завещанное предками: крестьянин — пахать,
феодал — воевать, а священник — молиться. Выбивавшиеся из этой схемы города,
которые в конечном итоге и похоронили феодализм, также были загнаны в жесткие
рамки.

Ремесленники в соответствии со своими профессиями были
расписаны по цехам, жестко регламентирующим не только их работу, но и всю. остальную
жизнь вплоть до одежды.

Торговля считалась греховным делом и допускалась только как
досадная необходимость. Вообще, церковь учила, что первый город основал
библейский братоубийца Каин.

Все поколения людей несли ответственность за первородный
грех Адама и Евы, равно как и народы виновны в деяниях своих предков. Когда
крестоносцы воевали на Святой земле, они были уверены, что сражаются не с
потомками убийц Иисуса Христа, а с самими палачами.

Этим объясняется и приниженное положение евреев в
средневековой Европе, которым было разрешено жить только в гетто — отгороженных
стенами кварталах городов, ворота которых запирались на ночь, по праздникам и
выходным.

Литература. Древнейшим из дошедших до нас
произведением германского героического эпоса является «Беовульф» (в
переводе с древнеанглийского — «медведь»), написанная примерно в VII — VIII веках.

Эта англо-саксонская поэма рассказывает о молодом воине из
племени гаутов (готов или ютов) по имени Беовульф, который приходит на помощь
датскому королю Хигелаку, побеждает дракона, но и сам погибает от ран.

Если «Беовульф» полностью построен на обработке
древних мифов, то в другом, более позднем шедевре германского героического
эпоса, «Песне о Нибелунгах», мифологический сюжет переплетается с
реальными событиями.

Основой для этой поэмы, окончательная редакция которой
датируется примерно 1200 годом, послужили варианты мифов о культовом герое
Зигфриде, убившем дракона и завладевшем проклятым кладом золота, который принес
ему самому скорую гибель, и вполне реальное уничтожение Бургундского
королевства гуннами во главе с Атиллой (в
эпосе — Этцель) в 453 году.

Нибелунгами в поэме названы первоначальные обладатели клада,
а затем, после перехода клада после смерти Зигфрида к бургундам, — бургундские
короли.

Классическим примером французского героического эпоса служит
«Песнь о Роланде», основанная на историческом событии — гибели 15
августа 778 года в Ронсевальском ущелье отряда префекта Бретонии маркграфа
Хротланда, который прикрывал при отступлении из Сарагосы основные силы Карла
Великого и был атакован басками.

Поэма воспевает рыцарские доблести Роланда, но в ней почти
отсутствует сюжетная линия прекрасной дамы и куртуазной любви, которая станет
столь характерна для рыцарской культуры Прованса.

В течение XI — XIII
веков в области Прованс на юге Франции существовала особая провансальская
культура, которая была полностью уничтожена в ходе Альбигойских войн. Писавшие
на провансальском языке поэты-трубадуры создали богатейшую литературу, воспевавшую
рыцарский кодекс чести и куртуазную любовь рыцаря к даме.

Предполагается, что культ поклонения прекрасной даме
развился из культа Богоматери. Трубадуры писали о возвышенной любви рыцаря к
замужней женщине, имя которой он не может назвать даже во сне.

Чтобы стать достойным дамы сердца, рыцарь должен быть
смелым, уважать личность женщины, быть готовым выполнить любое ее желание. Причем
реальные рыцари старались следовать созданному поэтами идеальному образу.

Так, маркграф Конрад Монферрат, сильнейший из князей XII века на границах Франции и Испании, не раз рисковал своей
жизнью, чтобы защитить какую-нибудь бедную девушку, которую родственники хотели
выдать за нелюбимого.

Всего известно более 500 трубадуров, которые были выходцами
из самых различных социальных слоев. Так, Бернарт де Вентадон происходил из
низов общества и писал кансоны. Вся его поэзия посвящена куртуазной любви,
которая одна может породить истинное вдохновение.

В противоположность ему поэт Бертран де Борн был крупным
феодалом и большую часть своей жизни провел в походах. Он является автором
многочисленных Культура средневековой западной Европы  произведений, в
которых прославляется радость схватки, война, богатая добыча и щедрость
сеньоров.

Роман зародился в англо-нормандской среде в середине XII века на основе кельтских мифов о короле Артуре, навеянных
рассказами крестоносцев легенд о святом Граале и образами, созданными
трубадурами. Король Артур (в переводе с кельтского — «медведь») был
вождем кельтов в V-VI веках,
сражавшихся с англо-саксами.

Впоследствии его личность обросла многочисленными легендами
о мудром короле, его помощнике Мерлине и рыцарях круглого стола. В 1136 году
уроженец Уэльса епископ Гальфрид Монмутский написал «Историю королей
Британии», где обобщил все легенды об Артуре — молодом короле, завоевавшем
весь мир и погибшем от предательства.

Вскоре появились первые рыцарские романы, которые были
переделками отдельных книг Гальфрида Монмутского, раскрашенные новыми деталями
в духе традиций трубадуров. Например, авторы описывали, как король Артур
осаждает Трою. Среди подобных явлений важнейшим была легенда о святом Граале — чаше
с кровью Христа, которую собрал Иосиф Аримафеский, снявший тело Спасителя с
креста.

До распятия эта чаша служила Христу и апостолам во время
тайной вечери. Святой Грааль находится в замке Корбеник из белого мрамора на
горе Монсальват. В этом замке, куда могли попасть только чистые сердцем, жили
идеальные рыцари — хранители Грааля, служившие добру и защищавшие слабых и
обиженных. То, что произошло с книгой «История королей Британии» сейчас
бы назвали плагиатом, но в средние века подобные заимствования считались
нормальным явлением.

Наиболее удачно разрабатывал тему легенд об Артуре
французский романист Кретьен де Труа, жизнь которого прошла при дворах знатных
особ, покровительствовавших поэту. Де Труа разделил цикл артуровских легенд на
отдельные персонажи, которым посвятил 5 романов: «Эрек и Энида»,
«Клижес», «Ивейн, или Рыцарь со львом», «Ланселот, или
Рыцарь телеги« и »Персеваль, или повесть о Граале», который
остался недописанным. .

В Германии в 1-й половине XII века
под влиянием трубадуров начало развиваться поэтическое течение минни-зингеров
(«певцов любви»). Участник крестовых походов Гартман фон Ауэ перевел
на немецкий язык три романа Кретьена де Труа: «Эрик», «Ивейн»
и «Персеваль», причем последнее произведение он дописал.

Также он написал поэму «Бедный Генрих», повествующую
о беззаветной любви бедной благородной девушки. Странствующий баварский рыцарь
Вольфрам фон Эшенбах на основе произведения де Труа создал монументальный роман
«Парцифаль» — классическую обработку сказания о святом Граале.

Поэт противопоставил христианский и мусульманский миры
идеальному царству Грааля. Главный герой фон Эшенбаха юноша Парцифаль, желая
стать рыцарем святого Грааля, проходит сложный путь самосовершенствования. Эльзасский
минни-зингер Готфрид Страсбургский всячески высмеивал романистов фон Ауэ и фон
Эшенбаха, но в итоге сам написал роман «Тристан и Изольда».

Кельтская легенда о любви корнуэльской королевы Изольды и
Тристана, племянника ее мужа короля Марка, была обработана Кретьеном де Труа в
недошедшем до нас романе. Однако, в отличие от легенд артуровского цикла,
сказание о Тристане и Изольде происходит в реальном мире.

В романе Готфрида Страс-бургского почти нет элементов
куртуазной любви, а герои погибают под ударами жестокого и неотвратимого рока. Тема
трагической любви тесно переплетается с темой неизбежной смерти возлюбленных.

Искусство. Меровингское искусство отличалось
вынужденной простотой форм. Строительная техника была крайне примитивной, и
большинство зданий возводилось из дерева. Были утрачены почти все античные
архитектурные приемы античности, в том числе умение строить своды и другие
формы каменных перекрытий.

По всей цивилизованной части Западной Европы, за исключением
Италии, наблюдалась глубокая варваризация строительной традиции. Христианские
храмы по-прежнему строились в форме базилики. Но теперь их возводили из грубо
отесанного камня с деревянными перекрытиями. При общем упадке городов
строительство возникало спонтанно по инициативе епископов, монастырей или
варварских королей.

Поскольку в IV-VI
веках еще не существовало дисциплинированной Римом католической иерархии, в
Галлии сложилась самобытная церковь со своей своеобразной обрядностью, для
которой было характерно особо ревностное поклонение святым мощам.

Храмы старались украсить массой декоративных деталей,
выполненных на весьма низком техническом уровне. Колонны украшали резные
мраморные капители, кирпичи перед обжигом покрывали штампованным узором. Строители
зачастую разбирали античные здания, забирая архитектурные элементы для
украшения церквей.

По сравнению с предыдущим этапом некоторый расцвет
архитектуры наблюдается при Каролингах. В 790 году был возведен королевский
дворец в Аахене. С наибольшим мастерством были выполнены тронный зал и
дворцовая капелла — место хранения важных государственных актов и церковных
реликвий.

Наибольшего развития достигло замковое строительство. Появились
такие формы оборонительных сооружений, как пфальц и бург. Пфальц представлял
собой укрепленную резиденцию правителей, бург — укрепленный лагерь, форпост
продвижения христианской цивилизации на восток.

Чаще всего бург состоял из донжона — высокой одиноко стоящей
башни, возведенной на холме и окруженной валом и рвом. Именно бурги стали
прообразами средневековых замков.

Во 2-й половине X века в Западной
Европе начинает формироваться единый архитектурный стиль, который впоследствии
был назван романским. Романским, то есть римским, этот стиль назвали потому,
что архитекторы начали использовать античные строительные формы, в частности,
арки и своды.

Стены строили из бетона по римской технологии. Однако
проблема с возведением перекрытий не была решена до конца, из-за чего романские
здания имеют очень толстые стены и интерьер заполнен колоннами, на которые
опиралась крыша.

Главным типом романского храма была трехнефная базилика с
мощными стенами и узкими окнами, в плане напоминающая латинский крест. Снаружи
у входа строились массивные башни. Внешний вид такой церкви напоминает крепость.

Вершиной романской архитектуры являются французские
монастыри в Клюни, Отене, Паутье. В Германии эта архитектурная школа начала
развиваться в период так называемого «Отоновского возрождения» в
конце X века. Здесь был заметен синтез традиций
Византии и Каро-лингов. Примерами классических романских построек могут служить
церковь святого Михаила в Хильдесхейме, монастырь в Лаахе.

В романскую эпоху стала активно развиваться живопись, как
фресковая, так и искусство миниатюры, которыми украшали рукописные книги. Для
средневекового художника пространство заменено плоскостью. Он не пользуется
перспективой и игнорирует тот факт, что мир трехмерен. Время для него также не
имеет никакого значения.

На картинах этой эпохи очень часто можно увидеть как
действия, протекающие во времени последовательно (рыцарь въезжает в свой замок,
соскакивает с коня, входит в покои к даме сердца), так и действия,
расположенные вместе и связанные единством композиции.

Мастер эпохи средневековья пренебрегает реалиями окружающего
мира. Он почти не рисует природу, не обращает внимание на индивидуальные
особенности человека, а также на то, что в разные эпохи люди одевались
по-разному и жили в разных жилищах. Иисус Христос въезжает в Иерусалим,
представленный в виде типичного средневекового западноевропейского города.

Вокруг распятого Иисуса Христа стоят люди, закованные в
рыцарские латы и одетые в средневековые одежды.

В 1137 году в бенедиктинском монастыре в Сен-Дени, одним из
пригородов Парижа, началось строительство собора совершенно нового типа. Когда
спустя 7 лет аббат Сурьери освятил собор, верующим предстало совершенно новое
зрелище.

Так родился стиль архитектуры, который сами французы метко
назвали стрельчатым, итальянцы презрительно обозвали готским, то есть
варварским, немецким, а мы знаем как готика.

Готика была кардинально новым архитектурным стилем, который,
в отличие от тяжеловесного романского, позволял возводить здания, буквально
парящие в воздухе. Этого удалось достигнуть прежде всего благодаря решению
проблемы перекрытий потолка и устойчивости здания.

Теперь в основу строения был заложен математически правильно
рассчитанный каркас несущих опор, который позволил отказаться от романских
мощных и толстых стен.

Изобретение невлюры, стрельчатой дуги, из которой состояло
потолочное перекрытие, позволило перераспределить нагрузку со стен на отдельные
несущие колонны. Благодаря этому готический храм, как бы избавившись от силы
притяжения, вырвался ввысь, Устремляя свои высокие шпили прямо в небо. Избавленные
нагрузки стены позволили делать в них громадные окна заполнившие храм светом.

Характерной особенностью готического стиля стали «розы»
— круглые витражные окна, украшавшие передний фасад здания. В стиле готики
строили многие светские здания, но по-настоящему полно это направление
архитектуры смогло проявить себя в образе кафедрального собора.

Собор в восприятии средневековых людей был символом
Вселенной. Его внутренний план, купола, алтарь, все сочетание деталей убранства
должны были дать представление об устройстве мироздания, в котором господствовала
божественная гармония.

Поскольку в отличие от античности, когда грамотность была
почти стопроцентной, количество грамотных людей в средние века было ничтожно
мало, сам собор, украшающие его скульптуры и другие детали интерьера должны
были наглядно донести до верующих смысл учения Христа.

Готика стала носителем идеи собора как модели Вселенной. Если
античная статуя существует сама по себе, то готические храмовые скульптуры
связаны между собой единым архитектурным ансамблем. Готическая статуя не может
стоять отдельно, она нуждается в нише, балдахине, которые соединят ее с
громадой собора, воплощающем всю систему христианских зданий.

Пространство собора и его отдельные элементы убранства
образуют единое упорядоченное целое, которое символизирует его внутреннее
единство. Готический собор воплотил в себе средневековое понимание мира как
замкнутой системы со строгой иерархией, в которой человек был только безликой
частью системы, сливающейся со всеобщим божественным началом.

Готика зародилась в Иль-де-Франс, но довольно быстро стала
распространяться по Европе. В самой Франции было создано 6 школ готики, самой
ранней из которых была северная, расцветшая в домене короля. Классическим
примером этой школы служит всемирно знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам),
выстроенный в 1163 году. Наиболее пышной школой французской готики признана
шампанская, о чем свидетельствует собор в Реймсе, возведенный в 1210-1241 годах.

Со 2-й половины XII века готический
стиль начал приживаться в Англии. В 1175 году был построен знаменитый
готический собор в Кентерберийском аббатстве. Вестминстерское аббатство также
возведено в стиле готики. Если для французской готики был характерен
двухбашенный фасад, то англичане возводили одну высокую колокольню.

Свой национальный готический стиль, названный балтийским,
возник и в Германии. В отличие от других стран, здесь готические храмы
начали строить не из тесанного камня, а из кирпича. Первым готическим зданием
стал собор в Магдебурге, возведенный в начале XIII века.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий