Особенности развития легкой промышленности

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

 

1. Понятие легкой промышленности

 

2. Состояние дел в легкой промышленности России

 

3. Причины неудовлетворительного состояния дел в
отечественной легкой промышленности

 

3.1 Объективные причины

 

3.2 Субъективные причины

 

4. Основные тенденции развития
текстильной и легкой промышленности за рубежом

 

5. Пути развития легкой и текстильной промышленности в
России и рекомендации

 

Список используемых источников и литературы


1. Понятие легкой промышленности

Лёгкая промышленность — совокупность специализированных отраслей
промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных
видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового
национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность
осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия
лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и
специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной,
химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском
хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.

 

Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая
отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять
быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает
высокую мобильность производства.

 

История человеческого общества немыслима без легкой промышленности.
С развитием человека, росли его потребности и в частности потребности в одежде,
обуви, тканях, предметах роскоши, следовательно, развивалось текстильное, швейное,
кожевенно-меховое и обувное производства. Толчком к индустриализации и развитию
капитализма послужило развитие текстильного производства (наиболее ярко и наглядно
это происходило в Англии, где появились одни из первых мануфактур).

 

Сегодня к легкой промышленности относят 17 подотраслей. Наиболее
крупные из них:

 

текстильная промышленность, состоящая из: хлопчатобумажной промышленности;
шерстяной; льняной и пенько-джутовой; шелковой; промышленности, выпускающей технический
текстиль; нетканые материалы; трикотажной; чулочно-носочной; ковровой; ниточной
и т.д.;

 

швейная;

 

кожевенная;

 

меховая;

 

обувная;

 

искусственных кож и полимерно-пленочных материалов.

 

Однако, в настоящее время можно назвать новую — 18-ую подотрасль
легкой промышленности — «индустрия моды», которая на сегодняшний день
обогнала по своим объемам производства и количеству занятых в ней людей многие традиционные
подотрасли легкой промышленности (например, уже почти никто не помнит о существовании
шорно-седельной подотрасли).

 

Индустрия моды — вершина огромного айсберга легкой промышленности,
его прекрасная и сияющая в лучах славы часть. Сегодня во многом по ее успехам судят
на мировом рынке о развитии и состоянии дел во всей легкой промышленности страны.
Поэтому неудивительно, что в последнее время получили такое широкое развитие фестивали
и конкурсы моды, как региональные, так и общероссийские и международные (хотя здесь
еще предстоит фэшн-сообществу большая работа по отделению «зерен от плевел»).
По данным ОЕСД, легкая промышленность входит в состав ведущих мировых отраслей промышленности,
опередив по объемам продаж таких «монстров», как машино- и автомобилестроение,
ВПК, химическую промышленность и так далее (см. рис.1). Необходимо иметь в виду,
что объем потребления (соответственно и производства) товаров легкой промышленности
растет более высокими темпами, чем прирост населения Земли. Чем выше уровень развития
и благосостояния общества, тем больше оно потребляет. Так, например, потребление
тканей и одежды в странах ЕС за последние 15 лет выросло на 90,5%, в США — на 99%,
Японии — 220% (Textile Pipeline).


2. Состояние дел в легкой промышленности России

Роль и значимость легкой промышленности для народнохозяйственного
комплекса страны в РФ традиционно недооценивается. Так, во времена СССР легкую промышленность
считали промышленностью группы «Б» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во времена перестройки Е.Т. Гайдар вообще заявлял, что своя легкая промышленность
России не нужна, а предметы ширпотреба купим за рубежом в обмен на нефть и газ.
Поэтому неудивительно, что доля продукции легкой промышленности в ВВП страны неуклонно
уменьшается: 1980 год — около 25%, 1990 год — 10%, 2003 год — 1,3%, 2004 год — 1,0%.
Выпуск продукции в целом по отрасли в стоимостном выражении в 2004 год, по сравнению
с 2003 годом, уменьшился на 7,5%, в том числе в текстильной подотрасли — 6,3%, швейной
— 12,6%, кожевенно-обувной — 3,6%. В 1-м полугодии 2005 года индекс текстильного
и швейного производства составил 96%. Падение продолжается.

 

Сегодня, согласно официальным статистическим данным, отечественная
легкая промышленность выпускает на одного россиянина: трикотажных изделий — менее
1 шт.; обуви — менее 0,3 пары; шерстяных тканей — 0,25 кв. м и так далее и тому подобное. Такое положение дел не может не беспокоить.

 

Тем не менее, отрасль жива и объединяет более 14 тыс. предприятий,
в том числе 2500 крупных и средних; сосредоточенных в основном в текстильной, кожевенной
и обувной отраслях промышленности. Все предприятия акционированы.

 

Общая численность занятых в легкой промышленности — более 600
тыс. человек (75% — женщины). Средняя заработная плата по отрасли в сентябре 2004
года составляла 3530 рублей — одна из наиболее низких среди других отраслей промышленности
(42% от среднестатистической заработной платы обрабатывающих отраслей).

 

В 2003 году доля легкой промышленности в общем объёме производства
страны составляла 1,4 %.

 

Предприятия легкой промышленности расположены практически во
всех субъектах Российской Федерации. Среди российских регионов особенно выделяется
Ивановская область, в которой лёгкая промышленность является основной отраслью промышленности.

 

Регион Удельный вес
Ивановская область 32,8
Еврейская автономная область 7,9
Тверская область 6,8
Чувашия 6,5
Костромская область 5,8
Рязанская область 5,5
Владимирская область 5,2
Псковская область 4,6
Ростовская область 4,5
Ульяновская область 4,2
Кабардино-Балкария 4,0

 

В структуре выпуска продукции, наряду с товарами для населения,
большое место занимает продукция производственно-технического и специального назначения,
вещевое имущество. На изготовление продукции государственного оборонного заказа
в отрасли задействовано около 1/3 производственных мощностей.

 

В легкой промышленности насчитывается 20 организаций выполняющих
научные исследования и научно-технические разработки. Из них 9 — в форме федеральных
государственных унитарных предприятий. Государственное финансирование НИОКР в интересах
отрасли — 3,6%.

 

Производственные мощности предприятий легкой промышленности работают
не в полную силу. Средний процент загрузки — менее 50. Общая степень износа машин
и оборудования — 58,8%. Инвестиционный климат продолжает оставаться неблагоприятным.
Емкость рынка оборудования для легкой промышленности, по мнению экспертов — 320-350
млн. долларов ежегодно. Сегодня же без учета запасных деталей и комплектующих приобретается
оборудования на 75 млн. долларов (в основном это б/у оборудование). Отечественное
машиностроение не в состоянии обеспечить потребности легкой промышленности в современном
оборудовании. Половина машиностроительных заводов прекратила выпуск оборудования
для отрасли. Многие виды оборудования в нашей стране вообще никогда не выпускались
(в основном это касается отделочного и трикотажного оборудования для текстильной
подотрасли, а также ряда позиций для кожевенно-обувной и меховой подотраслей, практически
100% импорт оборудования в подотрасли полимерно-пленочных материалов и искусственных
кож).

 

Рынок легкой промышленности России оценивается в размере 1 трлн.
рублей (34 965 млрд. долларов). Доля отечественных товаров — 20%. (6,99 млрд. долларов).60%
продукции завозится и производится с нарушением действующего законодательства РФ.
Эксперты ожидают в ближайшие годы рост отечественного рынка на 10-12% ежегодно.
(За период 2001-2003 годов объем продаж только одежды в РФ вырос на 62,7%.)

 

Государство ставит задачей довести к 2011 году долю отечественных
товаров на внутреннем рынке до 55% (рубеж в 50-60% — порог экономической безопасности
государства), что позволит создать дополнительно 200 тыс. рабочих мест и увеличить
на 20 млрд. рублей поступление в бюджеты всех уровней.


3. Причины неудовлетворительного состояния дел в отечественной
легкой промышленности
3.1 Объективные причины

Первая причина — мировая глобализация производства и потребления
продукции легкой промышленности.

 

Экономическая целесообразность привела к перетеканию капитала
и производства в страны третьего мира. На сегодняшний день сложился мировой рынок
текстильной и легкой промышленности. Определились свои ведущие производители, экспортеры
и импортеры продукции.

 

Распределение мировых производственных мощностей (согласно данным
Tasis) в текстильной и швейной промышленности представлены в табл.2, 3, 4; ведущие
экспортеры-импортеры — на рис.2, 3, 4, 5.

 

В традиционно высокоразвитых странах сегодня в основном производится
высокотехнологичный текстиль и элитная высокомодная одежда и обувь, а в странах
третьего мира и особенно в Юго-Восточной Азии — массовая продукция «ширпотреба»,
хотя в последние годы ситуация заметно меняется.

 

Россия тоже не осталась в стороне от такого разделения труда.
Сегодня экономически нецелесообразно осуществлять прядение и ткачество легких суровых
х/б тканей, а выгоднее закупать их в Средней Азии (в частности в Узбекистане), а
на наших комбинатах производить их отделку. Так, темпы производства пряжи в 2004
году к 2003 году составили 93,6 %, а х/б тканей — 96,7%, сократилось количество
прядильных фабрик (особенно активно этот процесс происходил в 2002-2003 годах в
Ивановской области).

 

Вторая причина — отсутствие отечественной сырьевой базы.

 

а) хлопок — 100% импорт;

 

б) лен — исконно русская культура. Однако урожайность и качество
произрастающего в России льна значительно хуже, чем во Франции, Бельгии, Польше,
Украине, Белоруссии и других странах. Длинное льноволокно (от № 12 и выше) в основном
импортируется;

 

в) шерсть — традиционно ее не хватает, особенно «тонкой»
и мериносной. Объем импорта составляет более 50%. Увеличение производства шерстяной
пряжи в 2004 году к 2003 году составил 87,5%, а шерсти мытой — 83,4%;

 

г) шелк — 100% импорт;

 

д) химические волокна и нити:

 

полиамид — производится в достаточном количестве, но необходимо
учесть, что в РФ производится только ПА — 6, а во всем мире уже перешли на ПА — 6.6,
обладающий более высокими потребительскими свойствами (особенно это важно в производстве
чулочно-носочных изделий и техническом текстиле);

 

полиэфир — почти все производство осталось в Белоруссии. Наиболее
распространенный вид химического сырья;

 

вискоза — достаточный объем (однако высокая цена сужает ее применение);

 

полипропилен — производится, но не в полном ассортименте;

 

нитрон и ПАН — основные производители остались в СНГ.

 

е) кожа — сложилась интересная ситуация, когда отечественное
сырье экспортируется за рубеж, а полуфабрикаты импортируются. В целом кожи не хватает;

 

ж) мех — нехватка отечественной овчины, каракулевых пород (Средняя
Азия), кролика;

 

з) обувная подотрасль и промышленность полимерно-пленочных материалов
и искусственных кож импортируют натуральный каучук, полиуретан и некоторые другие
виды сырья.

 

Третья причина — социалистическое разделение труда и его последствия.

 

Социалистическое разделение труда оказало свою негативную роль
на развитие легкой промышленности России. Вот несколько примеров.

 

До середины 30-х годов XX столетия на территории России и РСФСР
выращивали хлопок-сырец (Астраханская область, Ставропольский и Краснодарский края).

 

Белоруссия — полиэфир; Республики Средней Азии — овцеводство
(особенно каракулеводство), производство шелка-сырца. Прибалтийские республики
— трикотаж; и т.д. и т.п.

 

Четвертая причина — отношение в период социализма к легкой промышленности
как к промышленности группы «Б» и, как следствие, финансирование ее по
остаточному принципу, сильная импортозависимость от поставок товаров народного потребления
(в первую очередь из стран СЭВ и капиталистических стран с миролюбивой политикой,
таких как, например, Финляндия и др.), недоразвитость собственного производства.

3.2 Субъективные причины

Первая причина — высокая степень изношенности основного технологического
оборудования. Отражается в показателе — доля затрат на амортизацию в себестоимости
продукции, которая в 2004 году сократилась до 2%.

 

Согласно данным НИИ «Статистики», в текстильной промышленности
РФ:

 

доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, составляет — 1,4%;

 

доля оборудования, эксплуатируемого 6-10 лет — 21,2%;

 

доля оборудования, эксплуатируемого 11-20 лет — 57,3%;

 

доля оборудования, эксплуатируемого больше 20 лет — 20,1%;

 

Если сохранится та же тенденция, то скоро будет не на чем работать
и отставание по сравнению с другими странами будет все увеличиваться.

 

Вторая причина — нехватка кадров.

 

Крайне остро стоит вопрос с кадрами, которые, как известно
«решают все». Численность работающих в текстильной промышленности РФ по
отношению к 1992 году сократилась в 2,67 раза. В отрасли происходит катастрофическое
старение работников, большинство рабочих основных профессий — предпенсионного и
пенсионного возраста. Можно говорить о многих причинах существующей проблемы с кадрами,
но основная — это материальная. Пока мы не будем платить, люди к нам не вернутся.

 

Практически никто не готовит рабочих основных и вспомогательных
профессий, рухнула система подготовки кадров через ПТУ. Сохранившиеся училища в
отдельных регионах страны лишь подтверждают данное утверждение.

 

Низок уровень подготовки специалистов в вузах, да и те выпускники,
что есть из-за мизерной зарплаты не идут на предприятия и НИИ, а покидают отрасль.
Никто не считает сколько инженеров, технологов, экономистов и так далее выпускается
в год, а сколько их доходит до предприятий легкой промышленности. При этом парадокс
— в новых крупных холдингах, объединяющих большое количество предприятий работает
огромное количество людей (в том числе и на руководящих должностях), которые не
имеют профильного образования. Беда нашей страны в том, что люди учатся одному,
а работают совсем в других областях знаний. Надо вспомнить пословицу: «Сапоги
должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник».

 

Третья причина — научно-техническое отставание.

 

Причина все та же и лежит она в прошлом нашей страны, когда легкая
промышленность была подотраслью группы «Б» и финансировалась по остаточному
принципу, в том числе по остаточному принципу финансировались отраслевые НИИ.

 

Заработная плата работающих на предприятиях легкой промышленности
и в НИИ была (и остается) значительно ниже, чем в промышленности группы «А».
Это дало свои плачевные результаты.

 

Сегодня НИИ влачат жалкое существование и наукой занимаются катастрофически
мало, в основном за счет энтузиазма сотрудников, а выживают за счет аренды площадей
и мелкосерийного производства на опытно-экспериментальных участках.

 

До сих пор нет единого общеотраслевого информационно-аналитического
центра легкой промышленности, никто не ведет развернутый статистический учет выпуска
продукции и других экономических показателей работы предприятий. (Госкомстат осуществляет
не полный и не совсем точный учет.)

 

Четвертая причина — засилье импорта.

 

Двери на наш рынок широко распахнуты для всех желающих, причем
очень часто и в большинстве своем без уплаты таможенных пошлин и других обязательных
платежей.

 

По оценкам Центрального банка РФ, объем «теневого»
импорта в России составляет 12,5 млрд. долларов в год, это продукция из стран Юго-Восточной
Азии, Китая, Турции.

 

Неучтенный импорт по отдельным видам продукции в 2-2,58 раза
превышает отечественное производство.

 

Например, шелковая подотрасль в 2003 году произвела

 

161 млн. кв. м тканей. А официальный импорт в РФ шелковых тканей
почти в 2 раза больше.

 

Российский товарный рынок очень емкий, но сегодня Россия стала
мировой барахолкой, на которую везут весь бросовый товар, не допущенный на рынки
ведущих мировых стран. Пока российский рынок заполнен импортным демпинговым (за
счет неуплаты налогов и пошлин) товаром, говорить о развитии отрасли сложно.

 

При сворачивании производства страна теряет рабочие места, что
осложняет социальную обстановку (особенно в небольших городах), бюджет недополучает
огромные средства от налогов и пошлин. Эти потери оцениваются более чем в 5 млрд.
долларов в год.

 

Пятая причина — слабая государственная поддержка.

 

Узбекистан тратит ежегодно 50 млн. долларов (1430 млн. рублей)
на поддержку своей легкой промышленности. В Турции государство берет на себя оплату
25% потребляемой предприятиями электрической энергии, 50% выплат в фонд социального
обеспечения, 100% отчислений в пенсионный фонд.

 

Программы государственной поддержки есть практически во всех
странах, что позволяет им обеспечивать более высокую долю продукции легкой промышленности
в ВВП страны. Так доля отрасли в США, Италии, Германии достигает 8-12%, Китая —
13%, в Турции — 20%. У них реализуются программы поддержки, законодательно защищаются
внутренний рынок и интересы национального товаропроизводителя. Зачем, казалось бы,
ведущим мировым державам заниматься текстильной и легкой промышленностью? Это обусловлено,
прежде всего тем, что отрасль связана со многими смежными отраслями и обслуживает
весь хозяйственный комплекс страны, от космоса и обороны с высокими технологиями
до сельского хозяйства. Все то, что обеспечивает безопасность страны.

 

В России в 2004 году субсидии получили 79 организаций легкой
промышленности из 32 регионов страны. При объеме субсидирования 50 млн рублей экономический
эффект в виде налоговых отчислений в консолидированный бюджет составил 313,3 млн
рублей. Дополнительно выпущено продукции на сумму 2,57 млрд рублей и получена прибыль
— 145 млн рублей. Каждый рубль, вложенный в отрасль в 2004 году в виде субсидий
обеспечил дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные
фонды от 6 до 7 рублей, а по отдельным предприятиям — 20-30 рублей. Шестая причина
— нехватка собственных оборотных средств. Нехватка собственных оборотных средств
обусловлена в первую очередь низкой рентабельностью производимой продукции и высокой
ставкой банковских кредитов.


4. Основные тенденции развития текстильной и легкой
промышленности за рубежом

Текстильная и легкая промышленность является одной из основных
отраслей экономики, формирующих бюджет во многих странах. Доля этих отраслей в общем
объеме производства промышленной продукции в развитых странах, включая Германию,
Францию, США, составляет 6-8%, в Италии — 12%. Это позволяет странам формировать
до 20 % бюджета за счет отчислений от текстильной отрасли и производства одежды,
а также обеспечивать наполнение внутреннего рынка на 75-85% продукцией собственного
производства. Следует отметить, что и в бывшем Советском Союзе доля текстильной
и легкой промышленности в формировании бюджета составляла порядка 27%.

 

Легкая промышленность США является одним из крупнейших, наиболее
диверсифицированным сегментом производственного сектора страны. В текстильной и
легкой промышленности США действуют более 6 тыс. предприятий, которые подразделяются
на малые, в том числе семейные (обычно используют традиционно применяемое оборудование),
и крупные современные фабрики, оснащенные новейшим производственным оборудованием.

 

Несмотря на то, что текстильная промышленность США оснащена самым
современным и высокопроизводительным оборудованием, в настоящее время отрасль находится
в затянувшемся кризисе из-за сильной конкуренции со стороны текстильных производителей
Южной Америки и Азии, которые имеют более низкие издержки и низкую заработную плату.
Поток продукции этих стран на американский рынок за последние годы непрерывно растет
(вслед за девальвацией валют этих стран). Так, с 1996 г. и по 2002 г. импорт азиатского текстиля вырос на 85%, а импорт готовой одежды — почти на 60%.

 

В 1996 г. Мексика вытеснила Китай с позиции ведущего поставщика
продукции текстильной и легкой промышленности на американский рынок. Поданным Всемирной
торговой организации (ВТО) в 2002 г. США импортировали продукцию этих отраслей на
$78,6 млрд., став крупнейшим импортером в мире. Экспорт составил только $ 16,6 млрд.
Таким образом, дефицит торгового баланса оценен в $62 млрд. При этом около 20% этого
дефицита покрывается за счет поставок текстиля и готовой одежды из Мексики.

 

В отрасли постепенно намечается сдвиг производства в направлении
от массового производства к расширению ассортимента за счет гибких производственных
технологий. Это связано с изменениями потребностей покупателей, которые предпочитают
качественные товары по приемлемым ценам и требуют широкого выбора товаров и быстрого
отклика на возникающие запросы. В будущем в соответствии с требованиями рынка успешные
компании будут вынуждены быстро и экономично изменять объемы производства продукции
от огромного количества до небольших партий.

 

Со вступлением в ВТО Китай также становится в рамках этой организации
участником Соглашения по текстилю и одежде — АТС. Поскольку срок действия АТС истекает
к концу 2004 — применяющие систему квот страны (США, ЕС, Канада и Турция) должны
будут полностью отменить их на все текстильные товары. Китай, а также другие страны
— члены ВТО, экспортирующие текстиль, получат равный доступ на эти формально ограниченные
рынки.

 

В соответствии со сложившейся ситуацией в 2003 г. на рассмотрение Конгресса США был представлен «План действий, направленных на подъем текстильной
промышленности», включающий8 пунктов, среди которых — меры по установлению
квот на некоторые категории импорта из Китая в ответ на массивные потоки таких товаров
из этой страны. Следует отметить, что при принятии Китая в ВТО было оговорено специальное
условие соглашения о текстильной безопасности для уверенности в том, что США смогут
применять такие меры в ответ на потоки импорта.

 

По прогнозам китайских промышленных кругов, в ближайшие пять
лет производство текстиля в Китае будет расти в среднем на 6% в год. Объем промышленной
переработки текстильных волокон в 2005 г. должен достичь 14 млн. т.

 

Предполагается, что среднедушевой расход волокон к тому времени
поднимется до уровня развитых стран, а внутреннее потребление текстильных товаров
и одежды к тому времени резко возрастет.

 

Эксперты рекомендуют китайским предпринимателям активнее внедряться
на зарубежные рынки. Вместо того, чтобы полагаться только на импортные и экспортные
корпорации, они советуют осуществлять прямые инвестиции за рубежом, создавать там
предприятия и компании на межнациональном уровне в соответствии с тенденцией глобализации.

 

За последние 10-15 лет в мировой текстильной промышленности произошли
серьезные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства
текстиля переместился из Европы и США в страны «третьего мира» — Юго-Восточную
и Среднюю Азию, Южную Америку.

 

В тоже время, экономия на оплате труда ведущих текстильных европейских
компании привела к закрытию производств и их перемещению в страны с меньшей стоимостью
труда. В свою очередь, правительства развивающихся стран, понимая перспективы создания
своей текстильной промышленности, оказывали поддержку новым производствам, в том
числе предоставляя им льготы в налогообложении и гарантии инвестиций, а также прямые
дотации экспорта и льготные кредиты. В результате этой деятельности структура современного
текстильного мира кардинально изменилась за эти годы.

 

Частично компании, отказавшиеся от планов переноса производства,
ушли в модный сектор рынка и «hi-tech» технологии производства, сделали
инвестиции в дизайнерские разработки и торговые марки. Однако это не означает, что
в развивающихся странах производят только массовую, низкокачественную продукцию.
Был период, когда, например, турецкие компании массово закупали оборудование на
закрывающихся российских фабриках. Но затем они вовремя заменили его более совершенным
оборудованием, в том числе за счет прибылей, полученных на российском рынке.

 

За последнее десятилетие в Китае, Пакистане, Индии, Турции и
прочих странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около $500
млн. и тысячи более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием
и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки. Эти
компании производят основной объем мирового текстиля.

 

Интересно, что на ежегодно проходящих отраслевых выставках продукция
европейско-американских и азиатских компаний демонстрируется отдельно.

 

Представляет интерес опыт развития текстильной и легкой промышленности,
ставшей в последние годы одной из ведущих в экономике этих стран, в частности, в
Турции. Развитие производства текстиля в Турции проходило по направлениям, по которым,
в основном, в последнее время развивается российская текстильная промышленность.
Так, к середине 70-х гг. прошлого века текстильный сектор экономики Турции обеспечил
потребности внутреннего рынка в необходимой продукции, и принятое ранее направление
замещения импортных текстильных изделий на продукцию собственного производства было
реализовано.

 

Дальнейшее развитие текстильной промышленности было ориентировано
на экспорт. Производство экспортной продукции стимулировалось комплексной системой
государственных поощрений, включавшей предоставление предприятиям-экспортерам целевых
кредитов на льготных условиях, полный или частичный возврат налогов, включенных
в стоимость экспортной продукции, частичную компенсацию расходов на научные разработки
(исследования) по повышению качества экспортных изделий, страхование экспортных
операций и т.д.

 

За короткий срок экспорт текстильной продукции и готовой одежды
резко повысился — от $130 млн. в 1980 г. до $2,8 млрд. в 1990 г. (т.е. в 21,5 раза). Ориентированность турецкой экономики на экспорт способствовала преодолению
финансового кризиса 1994 г., во время которого производство сокращалось, но экспорт
продолжал расти.

 

В 90-х гг. основным направлением являлось повышение качества
текстильной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого потребовались
дополнительные вложения в техническую модернизацию текстильной отрасли, внедрение
современных технологий на всех этапах производства. В результате, утратив основное
преимущество текстильных изделий — дешевизну, текстильный сектор начал производить
продукцию, отвечающую европейским стандартам качества. Стереотип прошлых лет, что
турецкий текстиль является недостаточно качественным и дешевым, исчезает и не соответствует
современному положению.

 

В настоящее время турецкая текстильная промышленность по оснащенности
современным оборудованием занимает одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, обеспечение
отрасли качественным сырьем способствовало тому, что в последнее время текстильная
продукция турецкого производства конкурентоспособна с продукцией традиционных мировых
лидеров — Италии и Германии.

 

В последние годы большинство крупных турецких фирм объединяется
в холдинги, что выгодно экономически и стратегически. Как правило, в холдингах осуществляется
замкнутый производственный цикл — от изготовления (переработки) волокон и нитей
до производства готовых швейных изделий, что позволяет удерживать цены па конкурентном
уровне.

 

Быстрому развитию турецкой текстильной промышленности способствовали
инвестиции как турецких, так и иностранных инвесторов. Так, в 2001 г. объем иностранных капиталовложений равнялся $177 млн., из которых на долю Швейцарии приходилось
25%, Германии — 23%, Франции — 16%, Италии — 13%.

 

Следует отметить, что турецкие швейные компании работают с известными
зарубежными фирмами также и по толлинговым схемам, в том числе на давальческом сырье
(как некоторые российские предприятия).

 

Стратегия и тактика развития текстильной промышленности привели
к тому, что в настоящее время (по данным турецкой стороны) Турция является 5 крупнейшим
поставщиком готовой одежды и текстиля в мире и вторым — среди 15 стран-членов Европейского
Союза. Экспорт текстильной продукции и готовой одежды составляет около 40% от общего
объема экспорта.

 

Турецкие предприниматели стремятся, чтобы в перспективе Турция
вошла в тройку крупнейших поставщиков в мире и была лидером среди европейских стран.
Одним из условий достижения такого положения производители текстиля и одежды считают
обеспечение беспошлинного ввоза своих товаров в США. Однако предприниматели отмечают,
что убедить сенаторов США будет трудно, так как в этом случае американские текстильщики
останутся без работы.

 

В то же время продолжает оставаться приоритетным направление
повышения качества текстильной продукции и одежды, поставляемой на внутренний и
внешний рынки.

 

В случае, когда возникает «сужение» текстильного сектора
на внутреннем рынке (наблюдаемое в настоящее время), турецкие предприниматели стремятся
компенсировать его увеличением импорта на внешних рынках. Одним из путей продвижения
продукции на рынки других стран, используемых турецкими предпринимателями, является
организация выставок текстильной продукции в этих странах.

 

В последние годы в Москве ежегодно проводятся специализированные
выставки «Турецкая мода» и «Домашний текстиль». Российский рынок
традиционно считается важным рынком сбыта турецкой текстильной продукции и является
одним из наиболее привлекательных для турецких предпринимателей. Однако, по мнению
турецких специалистов, «челночный» ввоз продукции на рынок в 4-5 раз превышает
официальный импорт текстильной продукции.


5. Пути развития легкой и текстильной промышленности
в России и рекомендации

Для того чтобы представить себе возможные пути развития легкой
и текстильной отрасли в России, необходимо, прежде всего, оценить с разных точек
зрения сегодняшнее положение России в мировом разделении труда; наличие сырьевых
ресурсов, стоимость рабочей силы, стоимость энергии и ресурсов и т.д.

 

На сегодняшний день, безусловно, лидером в легкой и текстильной
промышленности является Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно
развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. Однако географическое положение
России, а именно расположение между Европой, Индией и Китаем, дает ей ряд дополнительных
преимуществ и возможностей для развития легкой и текстильной промышленности, точнее
ее определенных направлений.

 

На правах рекламы обратите внимание на ткани оптом

Для наглядности начнем с анализа рынка. В настоящее время для
производства ткани в России и за рубежом используются разнообразные виды волокон,
а именно:

 

1) натуральные волокна (хлопок, лен, шелк, шерсть, вискоза);

 

2) разные типы синтетических волокон. Из вышеперечисленных натуральных
волокон в России в настоящее время производятся некоторые виды грубой шерсти, а
также лен (в очень малых количествах). Производство синтетических волокон в настоящее
время находится за границей, в том числе в Белоруссии. Таким образом, в настоящий
момент Россия не является производителем сырья для основных видов текстильного производства,
а соответственно, закупая и ввозя это сырье, при прочих равных условиях не сможет
быть конкурентоспособной в сравнении со странами, производящими сырье и готовую
продукцию в массовом сегменте рынка.

 

Однако, учитывая специфику стран, производящих сырье и массовую
готовую продукцию, а также Европы, можно с уверенностью сказать, что при правильном
экономическом подходе в России сохранится производство дорогих высокотехнологичных
тканей для производства продукции, производимой не в массовом количестве.

 

Учитывая традиции и высокую квалификацию специалистов, а также
стагнацию производства в Европе при создании привлекательных условий, многие европейские
фирмы с удовольствием разместят такое производство и заказы на территории России.
Кроме того, интересное развитие для России может получить инвестирование средств
в производство льна и продукции из него в традиционных регионах. Рынок льна — не
такой на сегодня емкий, однако это именно тот сегмент, на котором Россия может занимать
свои позиции по полному циклу: от производства сырья до прядения, ткачества и отделки.

 

Что касается рынка синтетики, в случае строительства на территории
России завода по производству химических волокон и производства всех видов волокон
для текстильной промышленности, в этом сегменте рынка Россия может составить очень
серьезную конкуренцию всем остальным странам, т.к. базовым сырьем для волокон являются
нефтепродукты.

 

В области производства шерстяных и хлопковых тканей стратегически
интересными могут быть два направления:

 

1. По шерсти — это тесное сотрудничество с «Международным
(Австралийским) секретариатом шерсти» и создание условий для закупки сырья
из-за рубежа в странах-производителях;

 

2. Что касается хлопка, то перспективным может рассматриваться
создание условий для российских компаний по инвестированию денег Среднюю Азию (Таджикистан,
Узбекистан, Туркмения) с целью инвестирования в производство хлопка, а также инвестирования
в производство пряжи.

 

Понятно, что реализация данной или близкой по идеологии стратегии
— это дело не одного дня, а дело строительства и подготовки рынка в определенном
направлении. Поэтому сегодня в условиях, когда предприятия текстильной отрасли,
которые смогли сохраниться и сегодня развиваются, для себя в той или иной степени
уже реализовали сегменты данной стратегии, остальные же выживают и по сути своей
в скрытом или явном виде являются планово убыточными.

 

Одновременно сложившаяся ситуация не дает возможности развиваться
такой важной отрасли легкой промышленности, как швейная промышленность во всех ее
направлениях, включая обувную и кожевенную. Именно попытка «прикрыть»
текстильную отрасль уже сегодня привела к тому, что стоимость ряда тканей, выпускаемых
за рубежом, даже при уплате всех таможенных пошлин, сравнялась со стоимостью тканей,
производимых в большей части предприятиями на отечественном рынке, а по качеству,
как правило, значительно превосходит.

 

В связи с этим очень большой объем в производстве швейных изделий
постоянно не добирается, хотя это направление могло бы активно развиваться на территории
России, т.к., кроме всего прочего, это самый высокооборотный вид в легкой и текстильной
промышленности. Продукция, производимая таким образом в России при отсутствии таможенных
пошлин на ткань, при условии разумного регулирования рынка, дала бы возможность
российским предприятиям уже сегодня составить серьезную конкуренцию в средней, недорогой,
нише внутри страны и на европейском рынке. Кроме того, разительное увеличение объемов
производства швейных изделий, а следовательно — объемов потребления тканей и комплектующих,
неизбежно приведет к последующему производству некоторых видов тканей и кож в России.
Одновременно нельзя не учитывать, что в условиях роста мировых цен на энергоносители,
конечно, не в полной мере, но уже начинает нивелироваться разница в ценах на производство
определенных видов продукции легкой и текстильной промышленности.

 

Кроме того, конечно, в легкой и текстильной отрасли необходимо
отрегулировать таможенное, банковское и налоговое законодательство в направлении,
которое можно было бы назвать одним словом — стимулирующим.


Список используемых источников и литературы

1.
Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Легкая_промышленность

 

2.
Официальный портал легкой промышленности: http://legport.ru/

 

3.
Официальный сервер российской легкой промышленности: http://www.roslegprom.ru/

 

4.
Кащеев О.В., статья, журнал «Модное белье» №22

 

5.
«Пути развития текстильной и легкой промышленности», Лебедев В.В.,
Фомченкова Л.Н., Шамис И.А., статья, «Директор» 02.2004

 

6.
«О путях развития легкой промышленности…» А. Разброди; http://www.prompages.ru/article.php?
id_article=686&param=show

Метки:
Автор: admin

Опубликовать комментарий