Основные составляющие микроэкономики

Дата: 21.05.2016

		

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИКЕ

План

Введение

Редкость (ограниченность) ресурсов

Рациональный экономический выбор

Домашнее хозяйство, как субъект рынка

Теория потребительского поведения

Совершенная конкуренция

Заключение

Литература


Введение

Экономикой называют сферу общественной жизни, охватывающую взаимодействие
производства и потребления.

Экономика — это наука, изучающая поведение участников процесса
хозяйственной деятельности. Также это способ организации деятельности людей, направленной
на создание необходимых им благ.

Эта научная дисциплина делится на два раздела: микроэкономику
и макроэкономику.

Микроэкономика предполагает анализ экономических действий индивидов,
отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

В этой контрольной работе будут рассмотрены некоторые составляющие
микроэкономики.


Редкость (ограниченность) ресурсов

Любое производство — это, обычно, целенаправленная затрата ресурсов
для получения каких-либо результатов и удовлетворения потребностей. Если проанализировать
экономическую организацию производства, то можно сказать, что люди живут в мире
ограниченных возможностей.1Ресурсы
людей (материальные, финансовые, трудовые и др.) имеют качественные и количественные
ограничения.

Редкость ресурсов в современной экономике подразделяют на два вида: абсолютную
(нехватка ресурсов для удовлетворения одновременно всех потребностей) и относительную
(когда есть ресурсы для удовлетворения какой-либо части потребностей).

Экономические ресурсы редки или имеются в ограниченном количестве, а потребности
общества и его членов безграничны. Поэтому общество вынуждено постоянно решать проблему
выбора, принимать решение о том, какие товары и услуги следует производить, а от
каких отказаться. При этом необходимо добиваться наиболее целесообразного и эффективного
использования редких ресурсов для полного удовлетворения потребностей общества и
его членов.

Рациональный экономический выбор

Большую роль в условиях ограниченности ресурсов выполняет выбор
потребителя между вариантами использования ресурсов. Оптимальность экономического
выбора зависит от затрат и полученного результата.

В экономике действуют три основных субъекта: потребитель, производитель
и общество. В условиях ограниченности ресурсов потребитель должен соизмерять свои
доходы с расходами. Производитель решает, что производить, в каком количестве, также
соизмеряя все затраты и доходы. Так формируется рациональный экономический выбор.
То есть при минимуме затрат обеспечивается максимум результата.

По стоимости блага, которая бывает самой различной, потребитель решает,
что ему будет выгодно приобрести. И если он выбирает тот или иной продукт по выгодной
ему цене зная, что это принесет хороший результат, то можно говорить о рациональном
(оптимальном) экономическом выборе. Поэтому он связан с оценкой альтернативной стоимости
блага.

Домашнее хозяйство, как субъект рынка

Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного или более человек. Оно
функционирует в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой
труд и принадлежащие им товары в виде отдельных видов товаров и услуг, а также в
виде земли, капитала, имущества. Большинство домашних хозяйств хотели бы увеличить
количество потребляемых товаров и услуг и повысить их качество, что зависит от степени
ограниченности их доходов.

Для домашнего хозяйства характерно:

· 
Ручной труд;

· 
Старая техника;

· 
Медленные темпы развития;

· 
Традиционность способов производства.[1]

Домашнее хозяйство развивалось с древних времен рабовладельческого, феодального
строя, колхозов. Сегодня его можно разделить на три основных вида: городское, сельское
и дачное.

В современном обществе существует две основные формы хозяйства: натуральное
и товарное.

При натуральной форме хозяйства производство материальных благ и услуг
ведется для потребления внутри самой хозяйственной единицы.

Товарная форма хозяйства — это форма, в которой материальные блага и услуги
производятся обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется
на выработке какого либо одного продукта, одной услуги, и поэтому для удовлетворения
общественных потребностей возникает необходимость купли-продажи товаров на рынке.[2]
Товарная форма может делиться на простое производство (ручной труд) и капиталистическое
(машинный труд).

На сегодняшний день нельзя четко разграничить абсолютно натуральное или
абсолютно товарное хозяйство, так как обычно часть созданных материальных благ и
услуг потребляется внутри самой хозяйственной единицы, а другая часть поступает
в куплю-продажу на рынке.

Существуют определенные товарно-денежные отношения между рынком и домашним
хозяйством:

· 
Приобретение домашним хозяйством у производителей товаров и услуг;

· 
Продажа предприятиями товаров и услуги населению, которые были произведены
домашним хозяйством;

· 
Продажа домашним хозяйством, населением ресурсов, факторов производства
— земли, труда, капитала предприятиям и фирмам;

· 
Выплата предприятиями и фирмами населению, домашним хозяйствам соответствующие
доходы (заработную плату, прибыль, проценты и др.)

Домашнее хозяйство не может относиться полностью к товарной или натуральной
форме так же, как и соблюдать все условия осуществления товарно-денежных отношений.

Домашнее хозяйство может производить продукты, как для личного потребления,
так и для продажи. При этом оно, как субъект рынка, применяет личный труд. Хотя
в некоторых случаях домашнее хозяйство приобретает специальную бытовую технику,
для производства товаров и услуг, или нанимает специалистов в той или иной производственной
области. Это уже будет называться наемным трудом в рамках домашнего хозяйства.

Домашнее хозяйство выступает на рынке не только как покупатель потребительских
благ. Часто он выступает и как поставщик ресурсов производителям или на рынок.

Таким образом, домашнее хозяйство, как субъект рынка характеризуется тем,
что предъявляет спрос на потребительские блага и поставляет ресурсы.

Теория потребительского поведения

Общая и предельная полезность.

Общество состоит из потребителей, имеющих право самостоятельного выбора
продукта и объема покупки. Он диктует свои желания и предпочтения (свобода потребительского
выбора), которые должны быть учтены производителем. Бывает, что с помощью рекламы
потребитель поддается на внушение и приобретает ненужный товар.

Существует две основные стороны потребительского поведения — это его предпочтения
и возможности. Покупатель хочет при данных возможностях найти такой набор товаров,
который принес бы ему максимальную полезность, наибольшее удовлетворение.

Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть
источником удовольствия (полезным). Стоимость товара определяется не затратами труда
на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.[3]
При этом каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную
(предельную) полезность, которая носит убывающий характер. То есть чем больше количество
единиц потребленного блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления
каждой последующей единицы этого блага. Также в создании полезности принимают участие
три равноправных фактора — труд, капитал и земля.

Предельная полезность — это величина добавочной полезности, полученной
от прироста величины потребления блага на дополнительную единицу при прочих равных
условиях.[4]

Субъектная полезность предполагает редкость блага, ограниченность величины
его запаса. Она зависит от характера потребления благ. Как правило, товаропроизводитель
не осуществляет затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью
будущих благ. Но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимо
без затрат.

Общая полезность — это как рациональный вариант, к которой стремится большинство
потребителей. Она формирует потребительское равновесие. То есть, потребляя некоторое
число единиц товара, человек получает общую полезность, состоящую из суммы убывающих
предельных полезностей.

Таким образом, большинство потребителей стремятся максимизировать общую
полезность.

При максимизации разницы между общей и предельной полезностью потребитель
может извлечь выгоду или сэкономить свои ресурсы, так как единица товара, приобретенного
человеком, не будет для него ни предельной, ни общей полезностью, если человек не
станет приобретать товар или услуги в больших количествах. На реакцию потребителя
оказывает влияние изменение дохода, поэтому его выбор может быть непредсказуем.
Выходит, что при максимизации разницы между общей и предельной полезностью он не
получает удовлетворения. А этого не допустит и сам производитель, который будет
стараться завлечь покупателя скидками, рекламой и др. средствами.

Максимизировать предельную полезность потребитель не станет, так как по
теории потребительского поведения можно предположить, что он будет искать оптимальное
решение в условиях ограниченность ресурсов. А максимизировать оба вида полезности
нельзя, так как эти понятия не совместимы.

Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ
за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах,
при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той
же величине. Таким образом, потребитель стремиться получить от каждого товара одинаковую
(общую) полезность.

Совершенная конкуренция

Такой вид конкуренции существует в таких сферах деятельности, где множество
производителей предлагают однородный товар, но ни один из них не в силах повлиять
на цену товара.

В реальной экономике рынок совершенной конкуренции практически не встречается.
Он представляет собой идеальную структуру, к которой современные рынки могут только
стремиться (первое утверждение верно). Хотя, если сравнить точку зрения, которую
выдвинул в своем учебнике Козырев В.М. «Основы современной экономики»,
то можно предположить, что такие рынки существовали.

Из-за больших недостатков этого вида конкуренции в процессе развития рыночной
системы хозяйствования она уступает место несовершенной конкуренции. Даже если рынок
очень похож на отношения совершенной конкуренции, то обязательно не соблюдается
или не полностью выполняется одна из главных характерных его черт:

· 
Большое количество продавцов и покупателей;

· 
Продаваемый продукт одинаков у всех производителей, и покупатель может
выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

· 
Невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия
для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

· 
Все покупатели и продавцы имеют о рынке одинаковую и полную информацию
(никто не знает больше);

· 
Полная свобода «входа» на рынок и «ухода».1

При конкуренции на рынке производители для получения максимальной прибыли
стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого
создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж и доходы производителя.
Так цена продукта этого производителя не может быть равна его предельному доходу
(второе утверждение неверно).

В экономике существует метод, который позволяет быстро определить характер
конкуренции: это характер реакции цены на изменение спроса и предложения. Для спроса
на продукцию отдельной фирмы при совершенной конкуренции цена — это заданная величина.
Ни покупатель, ни продавец не могут повлиять на ее изменение, так как если продавец
запросит более высокую цену, то покупатели перейдут к его конкурентам. Если он запросит
более низкую цену, то не удовлетворит весь спрос (доля его товара на рынке не большая).
Таким образом, приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выражается
в объеме продаж и объеме покупок.

Производитель продает свой товар по уже существующей рыночной цене. Кривая
спроса в условиях совершенной конкуренции совершенно эластична и расположена горизонтально.3

P

Основные составляющие микроэкономики

                                               Q2

(третье утверждение неверно)

Совершенная конкуренция, безусловно, наиболее эффективная из
всех рыночных структур, так как во все времена конкуренция всегда будет давать повод
к беспокойству производителя за свой товар. Он постоянно будет менять его составляющие,
его ассортимент, обновлять, что очень важно для покупателя, одновременно следить
за своими конкурентами, открывать новые точки, расширять свой бизнес, привлекая
новых специалистов. Доходы такого производителя будут расти, перегоняя спрос на
его товар или услуги.


Заключение

Каждый человек по своей сути экономист. Всю свою жизнь он ощущает
ограниченность своих ресурсов, пытается с этим бороться с помощью экономии. Он стремиться
максимизировать нужные ему блага, в результате делая рациональный экономический
выбор.

Рынок — это огромная система постоянного взаимодействия покупателя
и производителя. Любой продавец всегда будет стараться привлечь больше потребителей,
чем у своего конкурента, любыми известными способами. Производитель должен учитывать
желания потребителя и свои возможности.

В рыночной системе постоянно появляются новые субъекты и объекты
товарных отношений. А некоторые, существующие и меняющиеся со временем, отношения,
такие как домашнее хозяйство, не уйдут в прошлое, так как оно является одной из
основ экономики.


Литература

1. 
Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2002.

2. 
Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. М., 2004.

3. 
Козырев В.М. Основы современной экономики. М., 1999.

4. 
Современная экономика под ред. Мамедова О.Ю., уч. пособие. Ростов-на-Дону,
1998.

5. 
Экономическая теория, учебник под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону,
2006.


1 Современная экономика под ред.
Мамедова О.Ю., уч. пособие. Ростов-на-Дону, 1998. С. 46.

[1]
Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2002. С. 53.

[2]
Козырев В.М. Основы современной экономики. М., 1999. С. 48.

[3]
Современная экономика под ред. Мамедова О.Ю., уч. пособие. Ростов-на-Дону,
1998. С. 104.

[4]
Экономическая теория, учебник под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону, 2006.
С. 117.

1 Современная экономика под ред.
Мамедова О.Ю., уч. пособие. Ростов-на-Дону, 1998. С. 118.

2 Козырев В.М. Основы современной
экономики. М., 1999. С. 129.

3  Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая
теория. Ростов-на-Дону, 2002. С. 129.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий