Розничные цены на потребительском рынке

Дата: 21.05.2016

		

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Оренбургский филиал

Специальность: финансы и кредит

Шифр:Ф09-143С

Курс: I (заочное обучение – ускоренное)

Контрольная работа

По дисциплине: Ценообразование

Вариант: №3

Выполнила:

Сумкина Елена Владимировна

Проверил:

Оренбург 2009-2010

1.Розничные цены на
потребительском рынке

Рынок потребительских товаров
и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением.
Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу.
Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является
цель их использования покупателем.

Розничные
цены
— это цены
продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети
индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам,
организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими
упаковками (партиями).Продажа товаров относится к розничной торговле, если эти
товары предназначены для лично, домашнего или иного использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью.

В
системе цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная цена занимает
особое место, что определяется ее социально-экономической природой.
Характеризуя пропорции обмена потребительских товаров и услуг на денежные
доходы населения, розничные цены оказывают значительное влияние на сферу
распределения и обвинения потребительских товаров, формирование пропорций,
складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способность
рубля и уровень жизни населения.

Розничные
цены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потребление
населения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но и
изменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).

Розничные
цены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют во
взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.)
и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая
обеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этом
розничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданного
общественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использована
только в виде предметов личного потребления. Она образует практически фонд
потребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национального
дохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.

Пропорции
обмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получают
свое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся на
отдельных товарных рынках.

В
денежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночного
фонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетом
налогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спрос
населения. Поэтому сумма потребительских товаров в розничных ценах равна
величине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступают
как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от
оптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен в конечном счете
определяется соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитывает
множество различных факторов, воздействующих на решения, как производителей,
так и потребителей.

В
условиях переходного периода к рыночным отношениям политика российского
государства в области розничных цен направлена на обеспечение нормального
функционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допуская
его монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государство
может вмешиваться в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, как
правило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная часть
населения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспорте
и др. Определенная часть товаров и услуг реализуется населению бесплатно
(здравоохранение, просвещение и др.).

Следует
заметить, что современный рынок, особенно в России, характеризуется
преобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в связи с
этим — способствовать созданию объединений потребителей, которые могли бы
реально отстаивать их интересы, и том числе и при определении уровня розничных
цен.

Современный
российский рынок товаров и услуг для населения в определенной мере унаследовал
черты той системы удовлетворения потребностей населения, которая сложилась при
социализме. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике советского
государства, привели к материально-вещественной и стоимостной диспропорции в
развитии экономики, товарно-денежной несбалансированности поставок на рынке
потребительских товаров и услуг и к определенному несоответствию в уровне и
динамике розничных цен и денежных походов населения.

В
дореформенный период в последние двадцать с лишним лет существования СССР
масштаб перераспределения дохода потребителям через систему розничных цен
претерпел серьезные изменения (вырос), о чем свидетельствует увеличение размера
дотаций и рост объема бесплатных услуг, предоставляемых населению из
общественных фондов потребления. При увеличении объема розничного товарооборота
(включая общепит и платные услуги) в 1965—1987 гг. примерно в 3,5 раза общая сумма бесплатно предоставляемых населению услуг и дотаций на товары и
платные услуги выросла примерно в 4,6 раза. Если в 1965 г. общая сумма бесплатных услуг и дотаций в розничных ценах составляла 30% к общему объему
розничного товарооборота, то в 1987 г. — 40%.

Такой
громадный объем льгот не соответствовал реальным экономическим возможностям государства,
поэтому с переходом к рыночной экономике после распада СССР уровень жизни
населения существенно понизился. Но поднять этот уровень можно только за
счет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения.
За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблему
решить невозможно.

На изменение уровня
розничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Однако
следует помнить, что издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение,
доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы по
ведению денежного хозяйства торговых предприятий и г.д.), фактически
увеличивают общие затраты и в этом смысле влияют на уровень цен, так же, как и
производственные затраты

Для покрытия
издержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяются
торговые надбавки, или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, в
конечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца.
Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок-наценок
ему безразличен. Следует, правда, сказать, что в современной России чрезмерное
развитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышению
конечных цен. Здесь, возможно, было бы уместно какое-то вмешательство
государства.

До
апреля 1991 г. в стране действовали стабильные неизмененные (с 1954 г.) розничные цены на основные товары народного потребления. С 1 января 1991 г. были введены новые оптовые цены на продукцию промышленности, строительства, закупочные цены
на сельхоз-продукцию. Они возросли в два раза по сравнению с ранее действовавшими.
Розничные же цены в первом квартале 1991 г. оставили неизменными, что привело к огромным дотациям. И, наконец, в апреле 1991 г. была осуществлена реформа розничных цен, вследствие которой розничные цены увеличились более
чем в два раза. При этом вводились три вида розничных цен: фиксированные
(прейскурантные), регулируемые и свободные (рыночные) цены. На долю свободных рыночных
цен (товары престижного ассортимента, деликатесная продукция) приходилось 40%,
а на долю фиксированных (товары первой необходимости) и регулируемых (товары
массового потреблении) приходилось соответственно 60%.

В
зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные
(рыночные) и регулируемые.

Принцип
свободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночных
отношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги.
Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют
функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении
или сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены на
потребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.

2.Государственное регулирование цен
на рынке транспортных услуг

Транспорт, наряду с
энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условия
жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных,
экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.

Транспортная
система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный
морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами
транспортной системы являются также промышленный и городской общественный
транспорт. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше
3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Правильная тарификация
работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная,
заслуживающая комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими
должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть
системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу
ценообразования, которая формируется под воздействием ценообразующих факторов и
в первую очередь — издержек производства. Все ценообразующие факторы можно
разделить на две основные группы.

Общеэкономические:

• изменения в налоговой и
амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и
платежей в бюджет;

•  изменение общей конъюнктуры
финансового рынка;

•  обеспечение более благоприятных
условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;

•  изменения нормативных правовых актов,
регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на
потребляемую транспортом продукцию;

• общий
уровень инфляции.

Отраслевые:

•  изменения в объемах и в структуре
перевозок и других видах рано г транспорта;

• резервы
снижения собственных затрат транспорта;

•  изменения в номенклатуре расходов и
распределении затрат по иидам работ и услуг;

•  результаты структурного
реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.

Необходимым элементом современной тарифной политики является
государственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основных
видах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должны
способствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг.

Основной
целью государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий на
транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную
работу транспортных отраслей обеспечивающей баланс интересов транспорта и
потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными
органами исполнительной власти, на которые возложены функции по
государственному регулированию цен (тарифов).

При
регулировании цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте
регулирующие органы реализуют следующие функции:

•  на федеральном уровне — осуществляют создание
нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики,
соответствующей современным условиям; устанавливают цены и тарифы, регулируемые
на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен тарифов в отраслях
естественных монополий на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с
учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в
отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;

•  на уровне субъектов Российской
Федерации

осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной
нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов в отраслях
естественных монополий на транспорте; определяют перечни видов услуг
естественных монополий на транспорте, которые устанавливаются и регулируются на
региональном уровне; проводят мониторинг

цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям-монополистам
транспортных услуг.

Государственное
регулирование цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспорте
должно способствовать: оптимизации экономических связей; пропорциональному
размещению производительных сил и повышению конкурентоспособности отечественной
продукции на внутреннем и внешнем рынках; созданию условий для развития
конкуренции на рынке транспортных услуг; обеспечению равного доступа потребителей
к инфраструктуре; эффективности процесса ценообразования на услуги естественных
монополий на транспорте.

Система
цен (тарифов) должна способствовать повышению качества транспортных услуг и
внедрению прогрессивных технологий. Государственное регулирование цен (тарифов)
на транспорте включает определение (установление) тарифов и сборов или их
предельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений в
действующие руководства; разработку и введение в действие новых базовых тарифов
и определение принципов их изменения; определение правил ценового регулирования
и контроля за установлением тарифов и сборов и правил их применения.

При
регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий на транспорте
применяются следующие методы ценового регулирования:


установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих   (прибыли,
рентабельности);

— методы
текущей корректировки тарифов;

— совершенствование
тарифных систем и др.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий