Рынок: понятие и сущность

Дата: 21.05.2016

		

Содержание:

Введение

Глава 1 . Рынок: общая характеристика и структура

1.1    Понятие рынка

1.2    Условия и причины возникновения рынка

1.3    Субъекты и объекты рынка

1.4    Основные черты рынка

1.5    Функции рынка

1.6    Виды рынков и их структура

1.7    Позитивные и негативные стороны рыночного
механизма

Глава2. Планирование деятельности предприятия в
условиях рынка

2.1 Понятие планирования

2.2 Методы планирования

2.3 Принципы планирования

2.4 Содержание бизнес плана

Глава3. Исследование деятельности «ФГУП «Курская
биофабрика – фирма «БИОК»

3.1 Организационно – экономическая характеристика
деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»

3.2 Планирование товарооборота на предприятии «ФГУП
«Курская биофабрика – фирма «БИОК»

Заключение

Список литературы

Введение

Данная
курсовая работа раскрывает сущность рынка, его виды и функции. Эта тема
является оптимальной на сегодняшний день, так как жизнь общества
непосредственно связана с рынком. Рассмотрение данной темы необходимо
вследствие того, что современная экономика развитых стран носит рыночный характер,
которая оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических
проблем и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во
всех странах мира.

Цель
курсовой работы — изучить рынок, его сущность, причины возникновения, субъекты
и объекты рынка, основные черты, функции, виды, а так же позитивные и
негативные стороны рыночного механизма; планирование деятельности предприятия в
условиях рынка, а так же исследовать деятельность «ФГУП «Курская биофабрика –
фирма «БИОК» и дать его организационно – экономическую характеристику, провести
планирование (прогноз продаж) как в общем по товарообороту, так и по
конкретному предприятию.

Объектом
исследования в курсовой работе является предприятие «ФГУП «Курская биофабрика –
фирма «БИОК», которое производит и реализует продукцию, занимается оптовой и
розничной торговлей.

Методами
исследования является Устав предприятия и отчетности: бухгалтерский баланс,
приложение к балансу, отчет о прибылях и убытках – за 2005 – 2006 гг. С помощью
этих документов вычисляются различные экономические показатели деятельности
предприятия (себестоимость, товарооборот, издержки обращения).

Для
написания курсовой была использована учебная и научная литература, а именно Валевич
Р.П. «Экономика торгового предприятия», Куликов Л. М. «Основы экономической
теории», Казначевская Г.Б. «Экономическая теория» и др. Курсовая состоит из
введения, трех глав и заключения.

Первый
рассмотренный вопрос посвящён видам, функциям, структуре рынка, условиям
формирования и причинам возникновения, а так же позитивным и негативным сторонам
рынка.

Во
втором вопросе идет речь о планировании деятельности предприятия в условиях
рынка; рассмотрены принципы и методы планирования, а так же содержание бизнес
плана.

Третий
вопрос заключает в себе исследование деятельности предприятия «ФГУП «Курская
биофабрика – фирма «БИОК» и его организационно – экономическую характеристику.
Так же в этом вопросе была найдена критическая точка продаж товарооборота и
запас финансовой прочности.

Глава
1. Рынок: общая характеристика и структура

1.1
Понятие рынка

В
ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный
путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних
базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь
исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный
механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием
огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие
от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного
человеческого гения.

В
современной экономической литературе можно встретить самые различные
определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся,
как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Первое
и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь,
публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались
попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет
рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят
за одни и те же товары одинаковую цену.

Английский
экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые
отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный
американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность
существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль
покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов,
посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате
контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться
прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся
экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как
сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и
эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного
множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между
покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим
появились определения:

ü  рынок
– это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в
своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или
продаваемого товара;

ü  рынок
– это система отношений между спросом и предложением;

ü  рынок
– это совокупность отношений товарного обмена;

ü  рынок

это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и
потребителей товаров.

Итак,
обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему
определению:

Рынок
– это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая
базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Рынок
представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и
продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между
производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит
обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом
происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой.
Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе
обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ.
Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в
рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых
хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности
выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит
стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее
эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует
перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих
передовые технологии и высококачественные ресурсы.

Современный
рынок
– это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим
свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются
товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или
модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции,
обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в
дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте),
повышающие рентабельность производства.

Для
современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование
мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов
и валют.

1.2
Условия и причины возникновения рынка

В
современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в
совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие
рынка:

ü  потребности
людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и
побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

ü  ограниченность
всех ресурсов производства труда, земли и других материальных средств
производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя
одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать
зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности
производства;

ü  общественное
разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном
сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного
само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими
благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и
создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает
целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства,
появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление
все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли,
углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он
объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно
требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах
земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена
привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или
иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное
производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые
нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя
стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него
предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения
потребностей других людей.

ü  экономическая
обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально
общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к
эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего
товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе
экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность
исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала
опираться на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким – то
локальным кругом интересов.

ü  самостоятельность
товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм,
крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали
как раз это условие.

Об
этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX в., когда новые
отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично,
чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.

Часто
говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это
правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это
не результат достижение разума, а следствие очень длительного исторического
развития.

1.3
Субъекты и объекты рынка

В
состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные
потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три
группы:

ü  Домашние
хозяйства;

ü  Фирмы;

ü  Государство.

Домашнее
хозяйство
– это экономическая единица, функционирующая в
потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более
человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы
материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются
собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.

Полученные
от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения
личных потребностей.

Фирмы
– это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода
(прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала,
доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения
производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в
рыночном хозяйстве.

Государство
– представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не
имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного
регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной
деятельностью.

Каждый
из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель
и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке,
образуя непрерывный «поток» купли-продажи.

Объектами
рынка являются товары и деньги.

В
качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы
производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.

В
качестве денег – все финансовые средства.

1.4
Основные черты рынка

Перечисленные
ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

ü  Рынок
предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число
участников рынка ничем не ограничивается;

ü  Рынок
предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских
ресурсов;

ü  Рынок
предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И
напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по
ассортименту, тем более развит и рынок;

ü  Рынок
предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.

ü  Рынок
предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно,
свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez
faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют
свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения.
Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия
предопределены правилами рыночной игры;

ü  При
всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего
действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

ü  П
основе действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей)
и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и
проявляется стимулирующий эффект рынка;

ü  Рынок
предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты
своей деятельности;

ü  Рынок
предполагает вольные цены или, как их называют чаще, — свободные рыночные цены
равновесия;

ü  Рынок
предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение
во все сферы жизни;

ü  Рынок
предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его
эффективность;

ü  Рынок
предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при
котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а
национальный — как часть мирового;

ü  Рынок
формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также
рыночную этику и рыночную мораль;

ü  Рынок
предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в
частности, благосклонное отношение общества к самому рынку.

Утвердившиеся
в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны
хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

1.5
Функции рынка

1.
Информационная
. Через постоянно меняющиеся цены,
процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную
информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех
товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно
протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и
перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные
данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это
позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с
меняющимися условиями рынка.

2.
Посредническая
. Экономически обособленные
производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти
друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически
невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная
технологическая и экономическая связь между конкретными участниками
общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно
развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального
поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,
послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу
предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3.
Ценообразующая
. Поступающие обычно на рынок продукты и
услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и
трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только
их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение
общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря
этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко
реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4.
Регулирующая
– самая важная. Она связана с
воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство.
Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует
снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,
технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция
путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру
экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и
поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного
регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную
роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения,
существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению
производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные
действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных
экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой
писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный
интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой
направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои
собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам
общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В
современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и
государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает
сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

5.
Санирующая
. Рыночный механизм – это не благотворительная
система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение,
беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает
общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных
хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и
эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень
устойчивости всего хозяйства в целом.

1.6
Виды рынков и их структура

До
сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный
механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.

По
своей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или отношений
между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с
помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает
цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные
модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на
рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и
денежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.

Описание
структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации.

Существует
несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы
единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

1. 
По
объектам купли-продажи: потребительский рынок, или рынок товаров и услуг,
приобретаемых населением; рынок средств производства; рынок земли; рынок машин
и оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг;
денежный рынок; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок
интеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведений
искусства, духовных благ; рынок отдельных товарных групп (книжный рынок,
детские товары и т.п.).

2. 
По
пространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.

3. 
По
формам собственности: частный; кооперативный; государственный.

4. 
По
характеру продаж: оптовый; розничный; импортный; экспортный.

5. 
По
уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: равновесный; дефицитный;
избыточный.

6. 
По
видам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции; рынок не совершенной
конкуренции.

7. 
В
зависимости от характера сделок: свободный рынок; регулируемый рынок.

8. 
С
точки зрения рыночного законодательства: легальные рынки; не легальные
(теневые, черные, серые).

1.7
Позитивные и негативные стороны рыночного механизма

1)
Позитивные стороны рынка.

Рынок
как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов,
основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый
ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь
общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого
влияния:

ü  Рыночная
экономика в принципе не знает таких традиционных для командно –
административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;

ü  Эффективное
распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу
товаров и услуг;

ü  Возможность
успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации:
уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;

ü  Высокая
степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;

ü  Оптимальное
использование достижений науки и техники;

ü  Стимулирует
рост производства, ускоряет темпы его развития;

ü  В
рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка
стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;

ü  Свобода
выбора и действий предпринимателей и потребителей;

ü  Способность
к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;

ü  Относительно
быстрое восстановление нарушенного равновесия;

ü  В
определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой
каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого
вмешательства государства.

2)Негативные
стороны рынка.

Не
стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать
на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на
экономическую и социальную жизнь общества:

ü  Рынок
порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.

ü  Такими
факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила
игры на свободном, классическом рынке;

ü  Отсутствие
стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного
назначения;

ü  Рынок
не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров,
больных, инвалидов, сирот и т.п.;

ü  Отсутствие
механизма защиты окружающей среды;

ü  Неспособность
сохранения не воспроизводимых ресурсов;

ü  Отсутствие
соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и
права на труд для тех, кто может и хочет работать;

ü  Рынок
безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг
(национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);

ü  Рынок
не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть
населения;

ü  Неспособность
содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

ü  Неспособность
структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения
региональных и межгосударственных проблем;

ü  Нестабильность
развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

ü  Рынку
чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д.

Глава
2. Планирование деятельности предприятия в условиях рынка

2.1
Понятие планирования

Планирование
это разработка и корректировка плана, включающая

предвидение,
обоснование, конкретизацию и описание

деятельности
хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на
предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов
(материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного
результата.

В
условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на
получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятиях
новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства
конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной
занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Сущность
планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим
образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и
продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом
использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.
Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования
метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии:
сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого капитала . Первый
путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, а второй – на
повышение результатов.

Планирование
на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на
потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной
информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития
предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной
цели.

2.2
Методы планирования

В
зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации,
нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных
конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:
экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические,
программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический
метод
основан на расчленении выполняемых работ и
группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий
наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов
планов.

Экспериментальный
метод
– это проектировка норм, нормативов и моделей
планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта
менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический
метод
состоит в разработке проектов планов на основе
отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и
изменение характеристики деятельности предприятия.

Нормативный
метод
заключается в том, что на основе заранее
установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается
потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.

Балансовый
метод
заключается в том, что путём построения балансов
достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической
потребности в них.

Сущность
экономико-математического моделирования в планировании заключается в
том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между
финансовыми показателями и факторами, их определяющими.

2.3
Принципы планирования

Планирование
деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией
производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие
решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж
продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных
результатов производства. В ходе составления планов, руководители всех звеньев
управления, намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель
и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника
в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую
систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о
единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые
общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных
требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы
пять принципов:

ü  принцип
необходимости
планирования означает повсеместное и
обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой
деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных
отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим
требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех
предприятиях;

ü  принцип
единства
планов предусматривает разработку общего или
сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все
разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план.
Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие
различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях
планирования и управления;

ü  принцип
непрерывности
планов заключается в том, что на каждом
предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как
и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны
осуществляться постоянно и без остановки;

ü  принцип
гибкости
планов тесно связан с непрерывностью планирования и
предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации
планово-экономической деятельности предприятия;

ü  принцип
точности
планов определяется многими факторами, как
внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов
трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую
желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения
на рынке и других факторов.

В
современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую
известность имеют общеэкономические принципы:

1.Принцип
комплексности
. На каждом предприятии результаты
экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня
развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых
ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют
целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное
или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к
соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому
необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были
комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в
конечных результатах всего предприятия.

2.
Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства
товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов
обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий
эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на
производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может
служить превышение результатов над затратами.

3.
Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего
варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4.
Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и
возможностей предприятия.

5.
Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6.
Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7.
Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания
разработчиков и пользователей плана.

Следовательно,
основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших
экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены
между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например,
эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных
направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования
большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в
разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип
участия
показывает активное воздействие персонала на
процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать
эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько
плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого:
увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные,
так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в
стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип
холизма
состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация
устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать
эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня,
а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция
определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не
может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому
для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание
принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно
ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать
одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми»
противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют
также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и
комбинированный.

2.4
Содержание бизнес плана

Прежде
чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой
информации.

Первый
шаг

в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной
информации.

Ими
могут стать: учебники по бизнес — планированию; правительственные учреждения (в
том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса); фирмы по управленческому
консультированию и другие подобные организации; отраслевые издания; курсы по
составлению бизнес-планов; аудиторские фирмы; знакомые, коллеги, друзья.

Вторым
шагом
в работе над бизнес-планом становится определение
целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван
разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели
предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и
качественный план.

Хилый,
скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план
не может соответствовать целям привлечения инвесторов.

Третий
шаг

к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут
ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или
также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, —
будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.

Обычно
бизнес-план включает в себя такие составные части: титульный лист; резюме; историю
своего бизнеса ( если предприятие уже действует ); описание продуктов (услуг); описание
дел в отрасли, товарные рынки; конкурентов: оценку и выбор конкурентной
стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый
план и оценку риска; план исследований и разработку; приложение.

Титульный
лист

имеет следующее содержание:


заголовок плана;


дата его подготовки;


кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его
домашний телефон;


для кого подготовлен план;


иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся
в документе сведения не подлежат разглашению,- так фиксируется право
предпринимателя на свою идею.

Оглавление
это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно
должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не
должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки
наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

Резюме
пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно
должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к
которым пришёл предприниматель.

Резюме-
это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть
составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение
бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством,
учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.

История
бизнеса
. Этот раздел составляется в том случае, если
предприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данного
раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая
историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом,
достижения работников фирмы.

Раздел
должен рассказать о том , когда бизнес был основан, каковы основные этапы его
развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль
высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

Описание
продуктов и услуг
. И сам предприниматель, и его инвесторы
точно должны знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку.
То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.

Анализ
положения дел в отрасли
. Описывая отрасль, важно показать
абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные
сегменты рынка. Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным
внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезонным
колебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую
они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые
факторы.

Важно
сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна,
нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции.
Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах.

Оценка
конкурентов и выбор конкурентной стратегии.
В бизнес-плане
должны быть описаны выбранные стратегии и их применение.

План
производства.
Главное правило при написании этого
раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять
применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего,
будут люди без специального инженерного образования.

Вместе
с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и
их обоснование- все главные компоненты производственной системы должны быть
описаны в бизнес- плане.

План
маркетинга.
Для того чтобы достичь успеха, фирма
должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию
такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.

Маркетинговый
раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:

ü  предприниматель
смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности
фирмы;

ü  работники
маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для
действий по освоению и созданию рынка своего товара;

ü  инвесторы
могли убедится в достаточной ёмкости и перспективности рынка.

Организационный
план

знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства,
распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры
фирмы.

Финансовый
план.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три
основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и
прогноз движения наличности.

План
исследований и разработок.
Не каждая фирма обладает
необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок.
Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия
высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени
специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие
бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок,
имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

Четвертый
шаг
,
оформление и стиль бизнес – плана. Оформление и стиль не менее важны для успеха
бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно
составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план
не найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

Специалисты
по бизнес- планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и
оформления бизнес- плана:

1.
Предложения должны быть короткими , ясными, чёткими, энергичными. Не стоит
вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять
многозначительные и расплывчатые выражения. Читатель плохо воспринимает слишком
академичное, наукообразное сочинение.

2.
Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может
подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет.
Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том , что специалист может
рассказать о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым
выражениям.

3.
Бизнес — план должен включать только относящуюся к делу информацию.

4.
Идеи, представленные в бизнес- плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не
нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей
бизнеса- даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные
инвесторы- банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше
осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной
должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста,
запланированной доле рынка фирмы.

5.
Очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм,
графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление
о бизнес- плане.

6.
Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен разделён на
короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес-
плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо
структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в
поле зрения.

7.
Нужно особо выделять основные предложения бизнес- плана, его главные выводы.

8.
Не стоит утяжелять основные разделы бизнес- плана различной объёмной
информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела,
выбрасывать её из бизнес- плана не нужно.

9.
Важно правильно выбирать время для работы над бизнес- планом. Это занятие
требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес- план нужно писать тогда, когда
над вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.

10.
При составлении бизнес- плана нельзя забывать о таком важном принципе, как
гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес- плана
так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде
фирмы.

11.
Общий объём бизнес- план может быть назван приемлемым, если он не превышает 100
страниц.

12.
Если бизнес- план составляется для достижения целей развития и диверсификации в
новые сферы бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, не
пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными
изменениями?

Пятый
шаг бизнес
— планирования предполагает сбор информации для
подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе
необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и
знания для составления бизнес-плана.

Это
могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее
знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов,
особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и
маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов
в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том
числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по
управлению.

Следующий,
шестой шаг в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес-
плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.

Главное
правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже
если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков
такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на
предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать
необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе
консультанты могут ассистировать предпринимателю.

Когда
все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме
основных идей бизнес-план.

В
целом работа по бизнес планированию — это очень трудоёмкий и достаточно
длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для
создания бизнес-плана.

Глава
3. Исследование деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»

3.1
Организационно – экономическая характеристика деятельности «ФГУП «Курская
биофабрика – фирма «БИОК»

1.Общие
положения.

Федеральное
государственное унитарное предприятие «Курская биофабрика — фирма «БИОК»,
основанное на праве хозяйственного ведения, в дальнейшем именуемое
«Предприятие», создано в соответствии с решением Экономического
Совета при Совете Народных Комиссаров СССР от 4 января 1939г. (протокол №1) как
Курская биофабрика, зарегистрировано распоряжением главы администрации Ленинского
района г. Курска от 9 февраля 1994 г. № 54-р как государственное предприятие
«Государственная ордена Трудового Красного Знамени Курская биофабрика — фирма
«БИОК» (Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации)
предприятия от 29 июля 1994г., регистрационный номер 525), переименовано
приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
от 4 ноября 1999 г. № 755 «О Федеральном государственном унитарном предприятии
«Курская биофабрика -фирма «БИОК» в Курской области» в федеральное
государственное унитарное предприятие «Курская биофабрика — фирма «БИОК»,
зарегистрировано в этом качестве администрацией г. Курска (Свидетельство о
государственной регистрации от 8 декабря 1999 г. № 525), внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по г. Курску за
основным государственным регистрационным номером 1024600940792 (Свидетельство о
внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом
лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., от 23 августа 2002 г. серия 46
№000225941), с изменениями, зарегистрированными Инспекцией МНС России по г.
Курску за государственным регистрационным номером 2034637038489 (Свидетельство
о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной
регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от
8 октября 2003 г. серия 46 № 000290922), с изменениями, зарегистрированными
Инспекцией ФНС России по, г. Курску за государственным регистрационным номером
2054639026891 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр
юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, от 11 алреля 2005 г. серия 46
№000258088).

Сокращенное
фирменное наименование Предприятия на русском языке: ФГУП «Курская биофабрика».

Предприятие
является коммерческой организацией.

Предприятие
находится в ведомственном подчинении Министерства

сельского хозяйства Российской Федерации, в дальнейшем именуемого

«Минсельхоз России».

Предприятие
является юридическим лицом, имеет самостоятельный

баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное
фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного
Предприятия.

Предприятие
от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и
несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место
нахождения Предприятия: 305004, г. Курск, ул. Разина, 5. Почтовый адрес: ул.
Разина, 5, г. Курск, 305004.

2.
Цели Предприятия:

а)
удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности;

б)получение
прибыли.

3.Имущество
Предприятия.

Имущество
Предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не
может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и
отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества Предприятия не может
включаться имущество иной формы собственности.

Размер
уставного фонда Предприятия 50000000 (пятьдесят миллионов) рублей.

Уставный
фонд Предприятия может формироваться за счет денег, а также иных бумаг, других
вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Источниками
формирования имущества Предприятия являются: имущество, переданное Предприятию
по решению Росимущества; доходы Предприятия от его деятельности, в том числе
дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в
уставных капиталах которых участвует Предприятие; заемные средства, в том числе
кредиты банков и других кредитных организаций; целевое бюджетное
финансирование, дотации; иные источники, не противоречащие законодательству
Российской федерации.

Прибыль
Предприятия-используется в соответствии с Программе

деятельности Предприятия в следующих целях:

а)
покрытия расходов Предприятия;

б)
формирования доходов федерального бюджета;

в)
проведения мероприятий по развитию Предприятия.

4.
Права и обязанности Предприятия.

Предприятие
свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм
хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству
Российской Федерации и настоящему Уставу.

Предприятие
обязано: выполнять утвержденные в установленном порядке Программу деятельности Предприятия,
а также показатели экономической эффективности деятельности Предприятия;
обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы
и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации; обеспечивать своим
работникам безопасные условия труда; обеспечивать гарантированные условия труда
и меры социальной защиты своих работников; ежегодно перечислять в федеральный
бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, в установленном порядке; осуществлять оперативный и
бухгалтерский учет результатов финансово — хозяйственной и иной деятельности;
вести статистическую отчетность; отчитываться о результатах деятельности и
использовании имущества с предоставлением отчетов в порядке и сроки,
установленные законодательством Российской Федерации; ежегодно проводить
аудиторские проверки; предоставлять федеральным органам исполнительной власти
информации: в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской
Федерации; осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационное
подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации; хранить,
предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.

5.
Управление Предприятием.

Предприятие
возглавляет Генеральный директор, назначаемый на эту должность Минсельхозом
России.

Права
и обязанности Генерального директора, а также основания для расторжения
трудовых отношений с ним регламентируются трудовым законодательством,а также
срочным трудовым договором, заключаемым Минсельхозом России.

Генеральный
директор действует от имени Предприятия без

доверенности,
добросовестно и разумно представляет его интересы на территории российской
Федерации и за ее пределами.

Генеральный
директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за
последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним
срочным трудовым договором.

Компетенция
заместителей Генерального директора Предприятия

устанавливается Генеральным директором Предприятия.

Заместители
Генерального директора действуют от имени Предприятия, представляют его в
государственных органах, в организациях Российской Федерации и иностранных
государств, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий,
предусмотренных в доверенностях, выдаваемых Генеральным директором Предприятия.

Взаимоотношения
работников и Генерального директора Предприятия, возникающие на основе
трудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде
и коллективным договором.

6.
Филиалы и представительства.

Предприятие
может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации
и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации,
законодательства иностранных государств по месту нахождения филиалов и
представительств, если иное не предусмотрено международными договорами
Российской Федерации. Филиалы и представительства осуществляют свою
деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их
деятельность.

7.
Реорганизация и ликвидация Предприятия.

Реорганизация
Предприятия без изменения формы собственности на переданное ему имущество
осуществляется, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При
реорганизации Предприятия вносятся необходимые изменения в Устав и Единый
государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход
прав и обязанностей Предприятия к его правопреемникам в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.

Предприятие
считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения,
с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Предприятие
может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

Ликвидация
Предприятия влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам.

Ликвидация
Предприятия считается завершенной, а Предприятие

прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в Единый
государственный реестр юридических лиц.

При
ликвидации и реорганизации Предприятия увольняемым

работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

При
реорганизации и ликвидации Предприятия все документы

(управленческие, финансово — хозяйственные, по личному составу и другие)
передаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской
Федерации.

Таблица
основных показателей деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за
период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года.

№ п/п Показатель 2008 2009

Отклонение

+, —

% изменения
1 2 3 4 5 6
1

Выручка от реализации

(товарооборот), тыс. руб.

589163 617775 28612 104,9
2 Себестоимость, тыс. руб. 499156 569796 70640 114,2
3 Удельный вес себестоимости, (%) 84,7 92,2 7,5 108,9
4 Валовой доход, тыс. руб. 89997 47979 — 42018 53,3
5 Уровень валового дохода, (%) 15,3 7,8 — 7,5 50,8
6

Издержки обращения,

тыс. руб.

6793 10875 4082 160,1
7 Уровень издержек обращения, (%) 1 1,8 0,8 179,6
8 Прибыль от реализации, тыс. руб. 84204 37104 — 47100 44,1
9 Рентабельность продаж, (%) 14,3 6 — 8.3 42
10 Прочие доходы, тыс. руб. 16137 69762 53625 432,3
11 Прочие расходы, тыс. руб. 14193 57966 43773 408,4
12

Внереализационные доходы,

тыс. руб.

9435 11571 2136 122,6
13

Внереализационные расходы,

тыс. руб.

24615 19255 — 5360 78,2
14

Балансовая прибыль.

тыс. руб.

70968 48900 — 22068 68,9
15 Налог на прибыль, тыс. руб. 9063 15081 6018 166,4
16 Чистая прибыль, тыс. руб. 55575 32757 — 22818 58,9
17 Средняя стоимость основных фондов,
тыс. руб.
349887 467859 117972 133,7
18 Фондоотдача, руб. 1,7 1,3 — 0,4 194,1
19 Фондоемкость, руб. 0,6 0,8 0,2 128,8
20 Средняя стоимость оборотных средств,
тыс. руб.
448230 490533 42303 109,4
21 Оборачиваемость оборотных средств, раз 1,3 1,3 0 100
22 Время обращения оборотных средств, дни 273,8 285,9 12,1 104,4
23 Среднесписочная численность
работников, человек
540 546 6 101,1
24 Производительность труда одного
работника, тыс. руб.
1091 1131,5 40,5 103,7
25 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 132714 144864 12150 109,2
26 Средняя заработная плата одного
работника, тыс. руб.
245,7 265,3 19,6 107

Проанализировав
основные показатели деятельности предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма
«БИОК» за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года, мы видим, что
выручка от реализации (товарооборот) – увеличился на 28612 тыс. руб.;
себестоимость увеличилась на 70640 тыс. руб.; удельный вес себестоимости
увеличился на 7,5 %; валовой доход уменьшился на 42018 тыс. руб.; уровень
валового дохода уменьшился на

7,5
%; издержки обращения увеличились на 4082 тыс. руб.; уровень издержек обращения
увеличился на 0,8 %; прибыль от реализации уменьшилась на 47100 тыс. руб.;
рентабельность продаж уменьшилась на 8,3 %; прочие доходы увеличились на 53624
тыс. руб.; прочие расходы увеличились на 43773 тыс. руб.; внереализационные
доходы увеличились на 2136 тыс. руб.; внереализационные расходы уменьшились на
5360 тыс. руб.; балансовая прибыль уменьшилась на 22068 тыс. руб.; налог на
прибыль увеличился на 6018 тыс. руб.; чистая прибыль уменьшилась на 22818 тыс.
руб.; средняя стоимость основных фондов увеличилась на 117972 тыс. руб.;
фондоотдача уменьшилась на 0,4 тыс. руб.; фондоёмкость увеличилась на 0,2 тыс.
руб.; средняя стоимость оборотных средств увеличилась на 42303 тыс. руб.;
оборачиваемость оборотных средств не изменилась; вреня обращения оборотных
средств увеличилось на 12,1 дней; среднесписочная численность работников
увеличилась на 6 человек; а производительность труда одного работника на 40,5
тыс. руб.; фонд оплаты труда увеличился на 12150 тыс. руб., а средняя
заработная плата одного работника увеличилась на 19,6 тыс. руб.

Процент
изменения основных показателей деятельности предприятия «ФГУП «Курская
биофабрика – фирма «БИОК» за период с 1 января 2008года по 31 декабря 2009 года
составил:

— 
Выручка
от реализации – 104,9 %

— 
Себестоимость
– 114,2 %

— 
Удельный
вес себестоимости – 108,9 %

— 
Валовой
доход – 53,3%

— 
Уровень
валового дохода – 50,8 %

— 
Издержки
обращения – 160,1 %

— 
Уровень
издержек обращения – 179,6 %

— 
Прибыль
от реализации – 44,1 %

— 
Рентабельность
продаж – 42 %

— 
Прочие
доходы – 432,3 %

— 
Прочие
расходы – 408, 4 %

— 
Внереализационные
доходы – 122,6 %

— 
Внереализационные
расходы – 78,2 %

— 
Балансовая
прибыль – 68,9 %

— 
Налог
на прибыль – 166,4 %

— 
Чистая
прибыль – 58,9 %

— 
Средняя
стоимость основных фондов – 133,7 %

— 
Фондоотдача
– 194,1 %

— 
Фондоемкость
– 128, 8 %

— 
Средняя
стоимость оборотных средств – 109, 4 %

— 
Оборачиваемость
оборотных средств, раз – 100%

— 
Время
обращения оборотных средств, дни – 104,1 %

— 
Среднесписочная
численность работников – 101, 1 %

— 
Производительность
труда одного работника – 103,7 %

— 
Фонд
оплаты труда – 109, 2 %

— 
Средняя
заработная плата одного работника – 107 %

3.2
Планирование товарооборота на предприятии «ФГУП «Курская биофабрика – фирма
«БИОК»

Обоснованность
плана розничного товарооборота можно проверить и посредством критической точки
продаж, которую иногда называют порогом рентабельности. Она совпадает не с тем
периодом, когда предприятие начинает нести убытки, а с тем отрезком времени,
когда полученный доход не будет покрывать постоянные издержки.

Критическую
точку можно рассчитать по формуле:

Рынок: понятие и сущность  ,

где
Т – расчетный плановый товарооборот; Рынок: понятие и сущность –переменные
издержки обращения; Рынок: понятие и сущность

Рынок: понятие и сущность ;

Рынок: понятие и сущность .

Чем
выше разность между фактической выручкой торгового предприятия и выручкой в
критической точке, тем выше запас финансовой прочности и финансовая
устойчивость предприятия. Запас финансовой прочности можно рассчитать по
формуле:

Рынок: понятие и сущность ,

где
Рынок: понятие и сущность – плановый
расчетный товарооборот; Рынок: понятие и сущность – товарооборот в
критической точке.

Запас
финансовой устойчивости предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» составит:

Рынок: понятие и сущность

Рынок: понятие и сущность

Следовательно,
снижения товарооборота в 2005 году более, чем на 78,1% и в 2006 году ниже, чем
на 79,9 % от прогнозируемого объема означает для предприятия снижение
платежеспособности и вероятность банкротства.

Заключение

Написав
курсовую работу мы выяснили что, рынок – это система экономических отношений
возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного
обращения.

Хотя
рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его
использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными
структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

В
первой главе курсовой работы мы изучили сущность рынка, его виды и функции,
субъекты и объекты рынка, определили положительные и отрицательные стороны
рыночного механизма.

Во
второй главе мы изучили планирование деятельности предприятия в условиях рынка
и пришли к выводу, что планирование играет очень большую роль. Оно призвано
обеспечить полную занятость ресурсов, справедливое распределение доходов и рост
качества жизни. Так же мы рассмотрели методы и принципы планирования,
содержание бизнес-плана. В целом работа по бизнес планированию — это очень
трудоёмкий и достаточно длительный процесс, на который предпринимателю
приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

В
третьей главе мы дали организационно-экономическую характеристику деятельности
торгового предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за 2008 – 2009
гг. Затем мы рассчитали таблицу основных показателей деятельности предприятия
за 2 года. На основании проделанной работы сделали соответствующие выводы.

При
планировании розничного товарооборота предприятия «ФГУП «Курская биофабрика –
фирма «БИОК» мы рассчитали критическую точку продаж, которая в 2008 году
составила Рынок: понятие и сущность  млн. руб., а в
2009 Рынок: понятие и сущность  млн. руб. и
запас финансовой устойчивости, который составил 78,1 % в 2008 году и 79,9 % в
2009.

Я
считаю, что для того, чтобы увеличилась выручка предприятия «ФГУП «Курская
биофабрика – фирма «БИОК» надо увеличить численность рабочих на предприятии и
производительность труда каждого рабочего, а так же реализовывать как можно
больше товаров.

Список
литературы:

1. В. Ф. Максимова — Рыночная
экономика. Учебник . Т. 1 . Теория рыночной экономики.

Часть 1. Микроэкономика. — М.:
«Совмин-ТЭК»,1992. — 168 С.

2. Экономика и бизнес. Под
редакцией В.Д. Камаева. Москва. Издательство МВТУ им. Баумана. 1993 г.

3. Журавлева Г. П. Экономика.
Учебник. – М.: Юристъ, 2001

4. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф.
Экономика. 100 вопросов — 100 ответов. — М.: Владос, 1999. — 280 с.

5. Казначевская Г.Б. Экономическая
теория :учебник для колледжей. Изд. 2-у доп. и перераб./Г.Б. Казначевская.-
Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (СПО)

6. Курс экономической теории.
Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н. — Киров: «АСА», 1999. — 752 с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,
Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. — 496
с.

8. Экономика: Учебник / Под ред.
А.С. Булатова. М., 1994. — 422 с.

9. Анализ хозяйственной
деятельности в промышленности под ред. В,И, Стражева. – Мн.: Выш. Шк., 1999

10. Елизаров Ю. Ф. Экономика
организаций: Учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров. – М.: Издательство «Экзамен»,
2005 – 496 с.

11. Раицкий К. А. Экономика
организации (предприятия) : Учебник. – 4-е изд. перераб и дополн. – М.:
Издательство – торговая корпорация «Дашков и Рынок: понятие и сущность », 2003. – 1012
с.

12. Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н.
Экономика предприятия: учеб. пособие. – 2-у изд., перераб. и дополн. – М.:
ИНФРА – М, 2005-133 с.

13. Экономика и организация
деятельности предприятия: Учеб./Под ред. А. Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М,
2001-295 с.

14. Сергеев М. В. Экономика
организации (предприятия). Учеб. пособие. — 3-е изд. перераб. и дополн. – М.:
Финансы и статистика, 2006- 576 с.: ил.

15. Грузинов В. П. Экономика
предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 1994

16. Мокий М. С. Экономика
организации (предприятия) : Учебное пособие/М.С. Мокий. – 2-е изд., испр. М.:
Издательство «Экзамен», 2007. – 256, [2] с. (Серия «Курс лекций»)

17. Экономика торгового
предприятия: Учеб. пособие/С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков ;
под. Ред. С. Н. Лебедевой. – 4-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005. – 240
с.

18. Куликов Л. М. Основы
экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с.

19. Валевич Р. П. «Экономика
торгового предприятия»

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий