Рынок знаний

Дата: 21.05.2016

		

Вологодский
институт права и экономики

Федеральной
Службы Исполнения Наказаний России

Реферат

по
дисциплине

«
Экономика»

на
тему «Рынок знаний»

Выполнил:
курсант 193 учебной группы

рядовой внутренней
службы

Комаров Д.А.

Проверил:
кандидат экономических наук

майор внутренней службы

Малкова Л.Л.

Дата
________________

Оценка
______________

Подпись
_________________

Вологда 2010

Введение

Тысячи лет
человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка,
производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни
и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло
весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства
мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до
этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. и
начала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны
и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы
экономического роста.

Что же так
ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это
прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее
достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что
знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный
экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими
способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем
остальные экономические ресурсы.

Знания — это совокупность сведений в
различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»),
профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д.
Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень,
новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам
хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску
автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия.
Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и
старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее
работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания
соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для
ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через
приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в
виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для
хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу
тех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы —
в ходе приобретения новых технологий.

К категории
«знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг
друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.

В огромном
объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике)
производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об
этой технике называют технологией (технологиями).

1. 
Знания – основной ресурс инновационного развития российской экономики

Инновационный путь
развития современной российской экономики предполагает прежде всего определение
новых принципов ее формирования. Считаем возможным отнести к их числу
следующие:

— выбор хозяйствующих
субъектов основывается на знаниях, в основе которых лежит та или иная
информация, полученная в режиме on-line;

— значимость знания как
особого ресурса, в известной мере неисчерпаемого, обладающего возрастающей
ценностью и доходностью;

— формирование
динамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний,
информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на экономику в целом;

— направленность
приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

— развитие сетевых
методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Рассмотрим значимость
знания как особого ресурса в экономической деятельности субъектов на нано-,
микро- и макроуровнях.

В современных условиях
знания нужны не только как неотъемлемый и определяющий компонент человеческого
капитала, они необходимы субъекту для его выживания в сложных условиях, для адаптации
к происходящим социально-экономическим трансформациям. Даже домохозяйке в XXI
в. нужны элементарные технические знания для управления бытовой
электротехникой, а в зарубежных странах дети обучаются компьютерной грамотности
уже с детского сада в возрасте 5-6 лет. Каждая профессия в настоящее время
предполагает усвоение субъектом огромного объема знаний, наработанных
предыдущими поколениями. В последующем обновление и углубление знаний является
обязательным условием профессиональной пригодности на рынке труда для
большинства специалистов.

В последнее время
наряду с потребностями в специалистах, обладающих более широкой областью знаний
и компетенций на основе междисциплинарного подхода (менеджеры высшего звена),
стала отчетливой необходимость в специалистах узкого профиля (например,
бухгалтер малого предприятия определенного профиля – строительного, торгового и
т. д.). Это, конечно, не свидетельствует о том, что общие основы бухгалтерии и
управления специалистам не нужны, они были и остаются теоретической базой
знаний. Но именно узкая специализация в их профессиональности в данной области
является основным источником их дохода и жизнеобеспечения. Это порождает некую
утилитарность (а не энциклопедичность знаний), их нацеленность и
сфокусированность именно на том, что дает гарантированный и растущий доход,
престиж и статус. В соответствии с этим в вузах РФ готовят специалистов более
узкого профиля – финансовых менеджеров, менеджеров гостиничного бизнеса и т. д.
Во многих зарубежных фирмах существует корпоративный свод требований к знаниям
специалистов различного уровня и в его рамках они, прежде всего, пополняют свои
знания, совершенствуют профессиональную подготовку и тому подобное. Это,
безусловно, необходимо, но ведет и к односторонности в развитии индивида как носителя
человеческого капитала.

Таким образом,
наблюдаются две тенденции, которые считаем не противоположными, а
взаимодополняющими друг друга: с одной стороны, усиливается потребность в
междисциплинарных знаниях, в знаниях из самых разных областей человеческой
деятельности; с другой стороны, настоятельной становится потребность в глубоких
узкопрофессиональных знаниях, адекватных современному уровню развития постоянно
усложняющейся системы общественного разделения труда.

Итак, знания должны
быть полисистемными, т.е. относиться к разным областям мироздания. Но любую ли
систему знаний индивида можно включать и рассматривать в качестве элемента
человеческого капитала. Предположим, квалифицированный инженер разводит на
дачном участке особые сорта цветов, овощей и фруктов. Его профессиональные
знания дают ему доход, другие знания (хобби) при определенных условиях могут
приносить дополнительный доход (при продаже), а могут и не стать источником
последнего. С точки зрения данного субъекта все его знания ценны, а с точки
зрения общества ценно, прежде всего, то, что приносит доход и служит источником
развития, экономического роста. В человеческий капитал, по-видимому, следует
включать те знания, которые определяют созидательную сторону деятельности
субъектов, имеют в конечном счете общественную полезность, прикладное значение
и позволяют субъекту получать соответствующий доход.

Выбор каждым индивидом
экономически ценного для него знания из всего огромного богатства знаний
оставляет невостребованными знания во всех других областях. Это ведет к росту
издержек упущенных возможностей (альтернативных), что необходимо принимать во
внимание при оценке экономической значимости данного знания для конкретного
субъекта – носителя человеческого капитала. Поскольку чем выше альтернативные
издержки, тем ценность данного выбора гипотетически снижается.

Рассмотрим, какой же
доход приносят знания как ресурс, как компонент человеческого капитала. В
отношении традиционных факторов производства эти проблемы давно решены. Труд
приносит доход в виде заработной платы, земля – в виде природной ренты, капитал
– в виде процента, предпринимательские способности – в виде прибыли. Правомерно
доход, получаемый от использования знаний как ресурса и как квинтэссенции
человеческого капитала, именовать интеллектуальной рентой. Это соответствует
природе знаний как проявлений интеллектуальных способностей человека, а также
пониманию данного вида дохода как дополнительного вознаграждения, связанного с
его природными, умственными способностями к генерации знаний и их использованию
в экономической и иной деятельности.

Знания как элемент
человеческого капитала должны свою ценность проявлять в соответствии и в
совокупности с другими его составляющими (системой ценностей, мотивацией,
здоровьем и т.д.). В этом утверждении следует исходить из представления о
человеческом капитале как целостной совокупности взаимосвязанных элементов,
каждый из которых имеет свою ценность для индивида. Изменение количества и
качества знаний предопределяет модификацию других элементов человеческого
капитала (например, опыта, навыков и т. п.). Вместе с тем воспринимаемый как
целостность человеческий капитал может в той или иной степени корректировать
отношение субъекта к процессу получения знаний. Это в первую очередь связано со
способностью индивида воспроизводить и обновлять знания, генерировать их и
создавать новые знания, что является наиболее ценным в условиях экономики,
основанной на знаниях.

Огромное значение для
индивида как носителя человеческого капитала имеет его мотивация получения
знаний, осуществления дополнительных инвестиций в образование. Мотивация должна
быть четко сформулирована – для чего это делается, во имя чего, что это дает и
насколько получаемое соответствует отчуждаемому. Если этой мотивации у субъекта
нет, то процесс обретения знаний становится бессмысленным.

Знания могут выступать
не только созидающим элементом человеческого капитала, но и разрушающим его.
Например, производство генетически модифицированных продуктов (трансгенных),
как установлено сейчас наукой, влияют не только на иммунную систему человека,
но и на его генетический механизм. Знания могут доставлять неудовлетворенность,
если они редко или совсем не востребованы в профессиональной деятельности
субъекта и не оправдывают ожидаемых от них выгод, или быть даже бесполезными,
если они не приносят никакого эффекта, пользы.

Знания могут
блокировать развитие или даже разрушать человеческий капитал, если они не
соответствуют другим его составным элементам (например, напряженный умственный
труд имеет свой «букет болезней»), с трудом осваиваются индивидом (если они
лежат не в русле его способностей), а применяемые на практике приводят к
негативным действиям и результатам. И это могут быть не только стереотипные,
связанные с наркотиками и другими видами теневой деятельности («бегство» от
налогов), но и вполне современные, связанные с замораживанием ядерных отходов,
производством средств химической защиты и даже эвтаназия (добровольный уход из
жизни с помощью медицины).

Если знания побуждают
индивида к активным действиям, но не приносят ожидаемого результата и дают
значительно меньшую отдачу, то любой рациональный индивид будет или стараться
дополнить знания до приносимого ими желаемого эффекта, либо предаст забвению
эти знания как малопроизводительные и не будет в дальнейшем их использовать.
Например, в России полностью отказались от существовавшей ранее системы
пятилетнего директивного государственного планирования, действовавшей в течение
70 лет, хотя отдельные ее элементы присутствуют в составляемых сегодня фирмами
бизнес-планах, стратегических проектах и программах.

В структуру
человеческого капитала входят накопленные навыки, умение, опыт индивидов.
Однако опыт может быть средством или развития личности, или накопления ошибок и
неправильных стереотипов поведения. Последние могут служить барьером развития
человеческого капитала, средством накопления субъектом информации и генерации
ее в знания, не соответствующие современным требованиям к профессионализму и
компетентности индивида. По мере увеличения продолжительности функционирования
человеческого капитала, персонифицированного индивида возрастает и его опыт, но
степень восприятия и усвоения новых знаний, как правило, снижается. Неслучайно
самым креативным возрастом человека является 25-40 лет, а сделанные в более
позднем времени открытия и имеющиеся достижения, чаще всего, имеют отдельные
выдающиеся личности. Поэтому, естественное (природное) частичное утрачивание
человеческим капиталом своих качеств по мере возрастания срока его
функционирования в совокупности с его моральным износом и обесцениванием
являются теми объективными факторами, которые снижают его способность к
постоянному возобновлению знаний, их генерации и использованию в практической
деятельности. Ценность человеческого капитала заключается, прежде всего, в его
способности к генерации нового знания.

Итак, в условиях
инновационной экономики, как ни парадоксально, знания являются определяющим, но
не единственным и абсолютным фактором развития человеческого капитала. Знание
является конституирующим для занятых преимущественно интеллектуальным трудом и
комплементирующим (дополняющим) для занятых другими видами деятельности
элементом, способствующим развитию человеческого капитала.

Важнейшим ресурсом
современных фирм, способным значительно повлиять на повышение их
конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являются
корпоративные знания.

Корпоративные знания
как самостоятельная форма существования (выражения) знаний на уровне корпорации
имеют все характерные черты, присущие знаниям как ресурсу:

– они имеют отношения к
данным и информации, производны от них, но не всегда жестко детерминированы,
связаны с ними;

– генерируются только
субъектами, в данном контексте – сотрудниками корпорации;

– динамичны; любые
знания обладают своей скоростью передачи и восприятия;

– дефицитны, их
генерация требует определенных затрат интеллектуального труда, времени;

– неоднозначны в
восприятии, так как относятся к разным областям человеческой деятельности и
понимаются индивидуально в силу особенностей сознания каждого индивида;

– обладают сроком и
целью использования;

– могут быть очень
дороги, цена при этом не фиксирована.

Корпоративные знания
каждого предприятия в отличие от традиционных фундаментальных «научных» знаний
весьма разрознены и противоречивы, динамичны и разнообразны. Однако, в своей
основе они довольно «поверхностны» и, в первую очередь, представляют собой
описание различных ситуаций и сценариев действий, концентрирующие опыт
предприятия по решению возникающих задач.

У таких крупных ТНК,
как IBM, Intel, научный бюджет больше научного бюджета всей России, что
позволяет им серьезно заниматься формированием и пополнением корпоративных
знаний, их управлением.

Корпоративные знания
обеспечивают реальные конкурентные преимущества корпорации на различных рынках,
включая национальный и мировой рынки.

Приведем следующие
аргументы.

1.
Имеющаяся в корпорации информационная база данных, трансформируемых в
корпоративные знания, позволяет дать оценку принимаемым решениям, разрабатываемым
проектам и программам с различных позиций – полезности, релевантности,
эффективности, альтернативных издержек и т. п., выбрать из имеющихся вариантов
наиболее оптимальное решение по всем важнейшим критериям и параметрам оценки.
Правильное решение, выбранное своевременно и с минимальными затратами,
позволяет сократить и трансакционные издержки корпорации (издержки пребывания
корпорации в данной экономической среде – рынке, системе, уровне
хозяйствования) и, тем самым, повысить ее конкурентоспособность.

2.
Наличие корпоративной базы данных – это уже реальное конкурентное преимущество,
поскольку для ее создания, расширения и обновления необходимы современные
информационные технологии, техника. Она должна постоянно модифицироваться в
соответствии с общемировыми тенденциями развития IT-рынка и корректироваться
возможностями каждой корпорации в этой области.

3.
Корпоративные знания приносят определенную пользу его создателям и
пользователям в виде различных материальных и нематериальных ценностей, то есть
стимулируют их деятельность по воспроизводству этого блага. Наличие таких
прямых и обратных связей в виде заинтересованности персонала корпорации в
существовании корпоративных знаний, их использовании и получении пользы от
этого, дополнительных ценностей позволяет утверждать, что прямо или косвенно
персонал корпорации становится созидающим эти корпоративные знания субъектом,
приумножающим их, и, тем самым, обеспечивающим реальные преимущества корпорации
по сравнению с ее конкурентами, делающими ставку только на традиционные
ресурсы.

4.
В отличие от используемых традиционных ресурсов – труда, капитала, земли,
предпринимательских способностей, каждый их которых приобретается на
соответствующих внешних по отношению к корпорации рынках, корпоративные знания
– это исключительно внутренний ресурс корпорации, который не подвержен
каким-либо конъюнктурным изменениям, циклическим колебаниям. Он создается
исключительно силами самой корпорации. Вместе с тем, это универсальный ресурс,
использование которого позволяет грамотно и взвешенно выбрать все остальные
ресурсы для корпорации и сделать их результативными факторами производства.
Например, подбор персонала, определение уровня его компетентности и степени
идентификации с миссией корпорации, ее целями и задачами. Достоинством
корпоративных знаний как ресурса корпорации является его самовозобновляемый
характер, то есть в процессе потребления этот ресурс не исчезает и, наоборот,
сохраняется, мультиплицируется, а при добавлении к нему новых элементов –
нового знания, баз данных фактически самовоспроизводится.

Такова природа данного
ресурса, делающего его неуязвимым по сравнению с другими ресурсами,
используемыми корпорациями в своей деятельности.

Знание является
генерирующим источником социально-экономического развития стран. Это отражается
во многих важных аспектах.

1.
Знание необходимо для поиска альтернатив, связанных с ресурсообеспечением
стран. Так, страны, обладающие скудными природными ресурсами, активно
занимаются ресурсосберегающими технологиями (Япония), используют альтернативные
источники энергии – энергию солнца, приливов и отливов, термальных источников и
т. п. Страны, обладающие достаточными сырьевыми ресурсами, могут также иметь
альтернативы в их использовании – экспортировать (Россия) или консервировать и использовать
ресурсы других стран (США). Поиск альтернатив традиционным ресурсам, обладающих
ограниченностью, заставляет страны переходить к тем ресурсам, которые можно
восполнить в той или иной мере или, которые в большей степени возобновляемы и
воспроизводимы, как, например, информация и знания. Хрестоматийным примером
здесь может служить Япония, сделавшая ставку на высокие технологии и
интеллектуализацию техники. Это страна подарила миру первых роботов, играющих в
шахматы, ухаживающих за детьми и престарелыми, роботы-игрушки, а также сложные
компьютерные разработки, программы и многофункциональные телекоммуникационные
средства. Переход к новой экономике в этой стране был продиктован достаточно
жесткими внутренними условиями – минимумом собственных ресурсов, особой
ментальностью, предполагающей опору, прежде всего, на собственные силы. Реалии
нашей страны в этом плане иные – запасы ресурсов позволяют активно вести их
экспорт.

Поэтому в этих условиях
уповать на такой фактор как знание было бы преждевременно – этот фактор
становится востребованным в экономике как главный тогда, когда начинают
исчерпываться другие традиционные ресурсы экономического развития и есть
соответствующая технико-технологическая база.

2.
Знания необходимы для выбора и обоснования вектора стратегического развития
экономики страны.

Иллюстрацией этого
положения может быть исторический опыт нашей страны, прошедшей точки бифуркации
в 1917, 1925 (свертывание нэпа), 1965 (реформа Косыгина), 1985 (перестройка
Горбачева) и в 1998 гг. (августовский кризис). В каждой из этих точек
бифуркации расходились траектории развития, но выбор падал только на одну из
них. Знания, предопределяющие действия различных субъектов, (представителей
власти, бизнеса, электората) и явились той движущей силой, которая обусловила
выбор конкретного вектора экономического развития страны. В этих условиях
становились утраченными другие социально-экономические альтернативы. Так, после
кризиса 1998 г. в стране создалась благоприятная обстановка для
импортозамещения, развития за счет использования ресурсов внутреннего рынка.
Однако, она не была реализована в полной мере и основной вектор развития страны
опять стал связан с экспортом ресурсов. Поставленная задача удвоения
российского ВВП к 2010 г. и борьба с бедностью также предполагает, прежде
всего, генерацию знаний – за счет каких источников, факторов и механизмов это
обеспечить.

3.
Знания необходимы для поиска различных комбинаций факторов производства и
нахождения наиболее оптимального варианта, обеспечивающего требуемое количество
продукции и услуг. Эту задачу решают и фирмы, и регионы, и субъекты,
персонифицирующие национальную экономику в целом.

4.
Знания являются источником инноваций, без которых экономический прогресс
невозможен. Эти инновации могут относиться к различным сферам деятельности
субъекта и быть связаны с созданием новых технологий, техники, новых видов
товаров и услуг, например, образовательные инновации, механизмов регулирования
и т. п. Знания трансформируют механизм воспроизводства национальной экономики и
выступают его органичным элементом.

Воспроизводство в
условиях инновационной экономики имеет две главные составляющие –
воспроизводство ограниченных, в том числе невозобновляемых ресурсов (труд,
земля, капитал, предпринимательство) и воспроизводство возобновляемых и не
исчезающих в процессе их использования ресурсов – знаний и информации.

Таким образом,
поступательное развитие в современных условиях объективно предполагает постоянное
возобновление производства, то есть воспроизводство материальных и нематериальных
благ, в том числе знаний. В этом процессе знания участвуют в нескольких своих
значениях:

– как элемент
производительных сил (опыт, умения, навыки, знания, присущие человеческому
фактору);

– как объект
производственных отношений, по поводу которого складываются взаимоотношения
субъектов. В данном качестве знания в свою очередь могут выступать в виде
самостоятельного ресурса (например, ноу-хау), в виде знаний, овеществленных в
других ресурсах (техника) или в конкретных благах-продуктах труда (книги) конечного
использования.

В каждом из этих своих
значений знания неразрывно связаны, что обусловлено взаимодействием
производительных сил и производственных отношений. Для того чтобы процесс
воспроизводства в национальной экономике осуществлялся непрерывно и стабильно,
и при этом поддерживались определенные пропорции необходимо не только
использование имеющегося знания, но и генерация нового знания. Это новое знание
редуцируется из неявного (некодифицированного знания), следовательно, для
экономического развития страны важно знание в различных формах проявления. Для
краткосрочного периода значимо в большей степени явное и кодифицированное
знание. Для долгосрочного периода, когда происходит изменение всех используемых
факторов производства, огромное значение имеет неявное знание, которое
постепенно трансформируется в новое знание, используемое в хозяйственной
деятельности субъектов национальной экономики.

Следовательно, знание
может выступать детерминирующим фактором экономического роста, находясь в
различных формах своего проявления:

– как воплощенный
(овеществленный) в технологиях и технике ресурс;

– как составной элемент
человеческого капитала, выступающий в явной и неявной форме, и
взаимодействующий с имеющимися у субъектов навыками, опытом, умением воспроизводить
и обновлять знания, использовать их в своей деятельности;

– как новое, вновь
генерируемое знание, являющееся результатом НИОКР и других видов научной
деятельности фундаментального и прикладного характера (научные разработки,
инновационные проекты, патенты и другие объекты интеллектуальной
собственности);

– как новые блага
(товары и услуги), которые в дальнейшем способствуют формированию
самостоятельных, отдельных новых рынков (например, рынок программного
обеспечения, рынок дистрибутивных услуг, связанных с IT-технологиями).

Для экономического
развития национального хозяйства важно знание в различных формах его проявления
(материализованное, овеществленное, явное и неявное, скрытое). Но если в
краткосрочном периоде для экономического роста важны в первую очередь имеющиеся
явные, в том числе материализованные знания, овеществленные в технике,
технологиях, инновациях, в умении и опыте, присущих носителям человеческого
капитала, то в долгосрочном периоде экономическое развитие обусловлено, прежде всего,
новым знанием, появление которого есть редукция неявного знания в явное. Именно
новые знания при условии их использования способны поднять экономику страны на
более высокую ступень развития. Особую значимость имеет степень практического
использования (освоения) знаний в хозяйственной деятельности субъектов на
разных уровнях. Накопление знаний ради знаний – это тупиковый путь, который не
дает обществу реализации поставленных целей.

Экономическое развитие
национального хозяйства определяется не столько количеством знаний как
применяемого ресурса, сколько их качеством – способностью с помощью знаний
решать возникающие сложные проблемы, связанные с ресурсообеспечением, выбором
вектора движения, обеспечением конкурентоспособности отечественного производства
на мировых рынках и т.п. Именно качество знаний позволяет полнее раскрыть и
эффективнее реализовать потенциал национальной экономики.

Поскольку знания не
единственный фактор экономического развития, а тесно взаимодействующий с
другими ресурсами национальной экономики, постольку необходима определенная
сопряженность (соотношение) между всеми ресурсами. Знания должны быть
конгруэнтны уровню развития человеческого капитала, техники и технологии и
вместе с тем содержать потенциал трансформации на качественно новый уровень
развития.

2. 
НИОКР

Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(НИОКР), в английском языке передаётся как Research
& Development
(R&D) — комплекс мероприятий, включающий в
себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных
образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в
промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем
инновационной деятельности компании.

Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы могут выполняться по заказу. В России отношения
по поводу выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ по договору регулируются в первую очередь положениями гл.
38
ГК РФ. Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение
научно исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные
техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на
выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец
нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а
заказчик обязуется принять работу и оплатить ее».

Согласно
данным исследовательского института Battelle Memorial
Institute, в 2008 году на НИОКР в мире было
потрачено $1,12 трлн. Первое место по объему НИОКР занимают США($382,6 млрд.),
второе — Япония, однако Китай может опередить Японию в 2011 году, прогнозирует
институт.

3. 
Специфика
рынка знаний

Рынок знаний
своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно
или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и
высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти
знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний
финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно
рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по
своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование
(образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации
(архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Наконец,
своеобразная черта рынка знаний — это большое количество посредников на этом
рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и
др.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний
(например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами,
государственными учреждениями).

В ходе НИОКР рождаются
новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот
продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом
фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений,
полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах
и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и
селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие
произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники
интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют
правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального
продукта получает исключительное право на использование своей так называемой
интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить
условия ее использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых
средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на
Законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для
электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных
схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на
интеллектуальный продукт:

· 
автоматически
возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства,
программ для ЭВМ базы данных;

· 
оформляются
в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели,
селекционные достижения;

· 
регистрируются
в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем.

Используя это право,
собственник интеллектуальной продукции может самостоятельно использовать ее,
продать, сдать в аренду и т.п. Например, он может заключить авторский договор
на издание книги, продать патент или только право на использование защищенного
патентом изобретения (т.е. продать лицензию на использование изобретения) и
т.д. Если предприятие использует чужую интеллектуальную собственность, оно
выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать
самые разные формы: авторского гонорара за книгу, паушального платежа или
роялти за лицензию и т.д.

4. 
Выводы

1. Знания — это совокупность сведений в
различных отраслях. Для ведения хозяйственной деятельности они поступают к их
потребителям разными способами: через приобретение опыта, получение
образования, покупку технологии.

2. Новыми знаниями мир обязан прежде
всего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) или
научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется в
виду организованный процесс открытия новых знаний.

3. Рынок знаний специфичен.
Значительная часть знаний распространяется на нем безвозмездно. На рынке знаний
множество секторов, из которых своими размерами выделяются сектора науки,
образования, средств массовой информации, хранения информации. На нем также
много посредников между производителями новых знаний и их потребителями.

4. Новые знания называются интеллектуальным
продуктом, интеллектуальной собственностью. Этот продукт приобретает самые
разные формы, а его собственники получают право на использование, в силу чего
они либо сами используют свой интеллектуальный продукт, либо продают его, либо
сдают в аренду и т.д.

5. Если фирма использует чужую
интеллектуальную собственность, она выплачивает ее собственнику вознаграждение
(доход). Этот доход может принимать формы авторского гонорара за книгу,
паушального платежа или роялти за лицензию на право использовать изобретение и
т.д.

Список
используемой литературы

1. 
Экономика:
Учебник. 3-е издание., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М.:
Экономистъ, 2006г. 831с.

2. 
Как защитить
интеллектуальную собственность в России: правовое и экономическое регулирование
/ Под ред. А.Д. Корчагина. М.: Инфра-М, 1995г

3. 
Интеллектуальная
собственность: в 2-х книгах / Сост. и коммент. И.В. Попова. М. Минск: Амалфея.
1997г

4. 
Клейнер Г. Знания
об управлении знаниями // Вопросы экономики 2004г. №1. С.151

5. 
Сапир Ж.
Экономика информации: новая прадигма и её границы // Вопросы экономики. 2005г.
№10. С.4

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий