Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образованияТверской государственный университет
(ГОУВПО ТвГУ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Мировая экономика
на тему: «Россия в мировой экономике»
Выполнили ст. гр. № 29
экономического ф-та
спец. «Финансы и кредит»
Ефимова Вероника
Трофименко Валентина
Павлович Анна
Бурдуковская Яна
Малышева Вероника
Преподаватель: Новикова Н.В.
Тверь, 2009
Содержание
1. Россия в международной торговле
1.1 Международная торговля товарами
1.2 Международная торговля услугами
1.3 Международная миграция рабочей силы
1.4 Международное движение капитала
2. Экономическая интеграция
2.1 Участие России в международных организациях
2.2 Проблемы вступления России в ВТО
Выводы
1. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛЕ1.1
Международная
торговля товарами
Экспорт |
Импорт |
Объем внешней торговли |
||||
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
|
Страны ЕС |
196672,9 | 265541,2 | 87294,4 | 116553,1 | 462214,1 | 203847,5 |
в том числе: |
||||||
Австрия |
2736,7 | 2304,4 | 2457,8 | 3114,4 | 5041,1 | 5572,2 |
Германия |
26289,7 | 33179,6 | 26571,5 | 34081,8 | 59469,3 | 60653,3 |
Великобритания |
11024,1 | 14865,8 | 5641,8 | 7617,6 | 25889,9 | 13259,4 |
Франция |
8674,1 | 12188,8 | 7758,9 | 10057,2 | 20862,9 | 17816,1 |
США |
8048,2 | 13515,7 | 9425,3 | 13763,0 | 21563,9 | 23188,3 |
Япония |
7382,6 | 10434,6 | 12711,8 | 18584,1 | 17817,2 | 31295,9 |
Италия |
27517,9 | 41918,6 | 8534,7 | 10996,0 | 69436,5 | 19530,7 |
Отраслевая
структура экспорта РФ
Наименование |
2007 |
2008 |
||
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. |
|
1. Нефтепродукты |
390923,4 | 190465,2 | 377015,2 | 265776,6 |
2.Водка |
1394 | 110,8 | 1555 | 134,0 |
3.Зерновые культуры |
14444,1 | 3608,7 | 11720,2 | 2864,4 |
4.Уголь каменный |
97992,7 | 5354,7 | 97440,1 | 7751,8 |
5.Цветные металлы |
28653,2 | 1794,9 | 25524,1 | 2866,9 |
6.Газ природный, куб.м. |
171300 | 4275510 | 174300 | 6639970 |
11.Электроэнергия, млн. |
15814,9 | 543,5 | 18572,9 | 989,4 |
12.Аммиак безводный |
3283,7 | 736,1 | 3587,1 | 1637,4 |
13.Удобрения минеральные |
26929,1 | 5696,2 | 25227,4 | 11830,3 |
14.Лесоматериалы |
6359,6 | 9812,8 | 50080,5 | 8931,1 |
15.Ткани х/б, 1000 кв.м. |
253063,8 | 96,7 | 132740,2 | 68,7 |
16.Черные металлы |
42913,3 | 21109,8 | 41190,9 | 28628,4 |
17.Машиностроение |
177,6 | 1614 | 168,5 | 1643,8 |
Отраслевая структура импорта
РФ
Наименование |
2007 |
2008 |
||
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. |
|
1.Мясные продукты |
2736,4 | 4581,8 | 2872 | 6395,4 |
2.Молочные продукты |
88,3 | 226,9 | 103,2 | 306,9 |
3.Рыбные продукты |
870,1 | 1412,4 | 881,1 | 1659,9 |
4.Цитрусовые |
1260,2 | 842,6 | 1288,4 | 950,8 |
7.Кофе и чай |
246,2 | 603,1 | 257,3 | 754,8 |
8.Зерновые культуры |
831,5 | 207,4 | 672,5 | 295,3 |
9.Сахар |
3526,6 | 1160,1 | 2482,7 | 970,8 |
10.Цветные металлы |
49,5 | 9,0 | 32,4 | 12,4 |
11.Уголь каменный |
23441,4 | 466,7 | 30915,5 | 885,3 |
12.Нефтепродукты |
3047,5 | 1259,5 | 30915,5 | 885,3 |
13.Газ природный, куб.м |
7400 | 137300 | 8100 | 191500 |
14.Электроэнергия, млн.кВт-ч |
5670,0 | 112,8 | 3105,2 | 58,7 |
15.Ткани х/б., 1000 кв.м. |
217 318,8 |
93,2 |
288 544,1 |
117,1 |
16.Черные металлы |
6737,7 | 5717,4 | 5262,9 | 6367,2 |
17.Машиностроение |
1728,9 | 24234,6 | 2134,2 | 34497,9 |
Объемы внешней торговли товарами
Объем внешней |
Экспорт млн. |
Импорт млн. |
|
2007 |
551684,1 | 351930,0 | 199754,1 |
2008 |
734991,6 | 468073,2 | 266918,4 |
2008г. в |
133,2 | 133,0 | 133,6 |
Географическая структура экспорта
и импорта (млн. долл. США)
2007 |
2008 |
|||
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
|
ЕС |
195878,5 | 87209,3 | 265541,2 | 116553,1 |
Австрия |
2735,5 | 2458,0 | 2304,4 | 3114,4 |
Бельгия |
2810,2 | 3187,1 | 4618,6 | 4054,8 |
Болгария |
3799,4 | 415,0 | 4778,8 | 639,0 |
Венгрия |
6120,7 | 2602,4 | 9127,6 | 3684,6 |
Германия |
26346,1 | 26534,3 | 33179,6 | 34081,8 |
Греция |
2627,6 | 312,4 | 4328,9 | 441,2 |
Дания |
1083,0 | 1596,1 | 1852,0 | 1825,7 |
Ирландия |
525,1 | 659,6 | 144,1 | 913,8 |
Испания |
4324,8 | 3199,8 | 5062,0 | 4241,1 |
Италия |
27529,8 | 8436,8 | 41918,6 | 10996,0 |
Кипр |
4830,6 | 34,6 | 1253,7 | 52,2 |
Латвия |
2644,2 | 453,2 | 7894,9 | 611,2 |
Литва |
4057,2 | 849,1 | 4540,3 | 940,4 |
Люксембург |
195,6 | 154,9 | 11,7 | 206,0 |
Мальта |
423,4 | 16,6 | 1019,9 | 150,2 |
Нидерланды |
42879,4 | 3857,4 | 57007,1 | 4810,8 |
Польша |
13298,0 | 4631,2 | 20192,9 | 7028,1 |
Португалия |
1248,9 | 219,5 | 209,5 | 319,0 |
Румыния |
3210,6 | 730,9 | 4165,3 | 1018,5 |
Словакия |
5150,9 | 1411,0 | 6450,6 | 2994,8 |
Словения |
266,4 | 792,1 | 309,7 | 1155,4 |
Соед. королевство |
11029,8 | 5644,7 | 14865,8 | 7617,6 |
Финляндия |
10751,1 | 5026,3 | 15789,2 | 6634,1 |
Франция |
8683,9 | 7766,3 | 12188,8 | 10057,2 |
Чешская респ. |
4655,6 | 2450,9 | 7251,4 | 3611,4 |
Швеция |
3009,1 | 3111,6 | 4119,1 | 4523,7 |
Эстония |
1632,7 | 377,0 | 956,4 | 521,0 |
Страны ЕС |
9,1 | 180,5 | 0,4 | 310,2 |
АТЭС |
42989,5 | 63688,3 | 60577,9 | 89006,7 |
Австралия |
47,7 | 650,4 | 82,0 | 1029,0 |
Вьетнам |
570,4 | 522,1 | 580,8 | 848,5 |
Гонконг |
346,6 | 105,1 | 365,9 | 56,3 |
Индонезия |
251,6 | 664,6 | 616,2 | 789,9 |
Канада |
335,8 | 1225,3 | 940,0 | 1630,6 |
Китая |
15895,1 | 24424, | 21152,3 | 34749,3 |
Корея |
6167,0 | 8837,8 | 7788,7 | 10517,3 |
Малайзия |
440,1 | 1477,2 | 471,1 | 1970,4 |
Мексика |
285,1 | 412,1 | 613,1 | 596,7 |
Новая Зеландия |
5,0 | 92,1 | 5,2 | 143,8 |
Перу |
182,6 | 27,1 | 295,0 | 32,6 |
Сингапур |
1088,1 | 452,6 | 1180,3 | 464,8 |
США |
8333,5 | 9471,3 | 13515,7 | 13763,0 |
Таиланд |
330,3 | 1006,4 | 1232,2 | 1486,9 |
Тайвань |
907,3 | 1215,4 | 1039,8 | 1825,0 |
Филиппины |
117,3 | 124,1 | 243,2 | 171,1 |
Чили |
22,4 | 259,5 | 20,9 | 343,7 |
Япония |
7663,6 | 12717,0 | 10434,6 | 18584,1 |
СНГ |
52660,9 | 29870,8 | 69861,5 | 36597,9 |
Азербайджан |
1396,7 | 328,0 | 1991,1 | 411,4 |
Армения |
655,6 | 166,4 | 695,8 | 204,1 |
Белоруссия |
17204,9 | 8878,6 | 23603,8 | 10585,1 |
Грузия |
589,4 | 61,2 | 530,4 | 48,3 |
Казахстан |
11920,2 | 4623,1 | 13360,8 | 6370,2 |
Киргизия |
878,8 | 291,1 | 1311,0 | 491,9 |
Молдова |
870,3 | 489,8 | 1145,8 | 651,1 |
Таджикистан |
607,2 | 162,4 | 794,1 | 208,7 |
Туркмения |
384,2 | 69,1 | 809,9 | 100,3 |
Узбекистан |
1728,7 | 1470,7 | 2067,7 | 1291,7 |
Украина |
16424, | 13330,2 | 23551,4 | 16235,2 |
Аргентина |
259,2 | 1125,0 | 740,2 | 1235,1 |
Бразилия |
1129,8 | 4108,7 | 2040,8 | 4669,7 |
Виргин. остр., Брит. |
1679,4 | 3,5 | 391,6 | 0,2 |
Египет |
1951,6 | 173,2 | 1922,7 | 208,2 |
Израиль |
2049,3 | 530,9 | 2034,9 | 734,0 |
Индия |
4011,3 | 1309,7 | 5231,1 | 1715,1 |
Иран, Ислам. респ. |
2965,3 | 349,4 | 3313,6 | 401,4 |
Куба |
216,9 | 68,1 | 182,4 | 82,7 |
Монголия |
628,8 | 48,2 | 1098,8 | 70,9 |
Норвегия |
608,2 | 974,3 | 1114,3 | 1182,5 |
Турция |
18531,7 | 4180,4 | 27713,7 | 6135,5 |
Швейцария |
13531,6 | 1739,2 | 9832,9 | 2373,2 |
Южная Америка |
14,4 | 270,0 | 40,3 | 443,8 |
прочие |
12823,8 | 4105,1 | 16435,3 | 5508,5 |
1.2 Международная торговля
услугами
Внешняя торговля услугами
РФ по основным странам-партнерам за I и II кварталы 2007 г.
Страны |
Экспорт |
Импорт |
||
I квартал |
II квартал |
I квартал |
II квартал |
|
Всего |
7 660 366 | 9 341 560 | 10 880 974 | 13 919 916 |
Страны СНГ |
1 559 442 | 2 007 545 | 1 176 369 | 1 405 995 |
Страны ЕврАзЭС |
779 693 | 1 045 587 | 376 892 | 464 531 |
Прочие страны |
2 387 789 | 2 855 789 | 2 978 952 | 4 188 845 |
Услуги, не распределенные по отдельным |
678 460 | 779 306 | 1 717 553 | 2 026 223 |
Страны ЕС |
3 086 989 | 3 649 550 | 4 752 409 | 6 129 285 |
Страны АТЭС |
1 210 061 | 1 572 620 | 1 296 741 | 1 404 142 |
Страны ОЭСР |
3 951 922 | 4 925 120 | 5 819 735 | 8 014 210 |
Внешняя торговля услугами
РФ по основным странам-партнерам за I и II кварталы 2008 г.
Страны |
Экспорт |
Импорт |
||
I квартал |
II квартал |
I квартал |
II квартал |
|
Всего |
10 304 606 | 13 351 161 | 14 915 030 | 19 844 200 |
Страны СНГ |
2 435 861 | 2 997 434 | 1 346 377 | 1 897 944 |
Страны ЕврАзЭС |
1 289 536 | 1 566 160 | 475 366 | 579 860 |
Прочие страны |
3 532 104 | 4 223 816 | 3 983 469 | 6 163 140 |
Услуги, не распределенные по отдельным |
668 473 | 1 240 370 | 2 394 291 | 3 277 380 |
Страны ЕС |
3 974 930 | 5 442 298 | 6 717 753 | 8 358 733 |
Страны АТЭС |
1 506 628 | 1 896 823 | 1 718 406 | 1 988 107 |
Страны ОЭСР |
5 175 335 | 6 887 436 | 8 177 596 | 10 972 415 |
Объем платных услуг населению |
||
значение показателя за |
||
2007 |
2008 |
|
Российская Федерация |
3435156.1 | 4083355.2 |
Центральный федеральный |
1261986.8 | 1463997.4 |
Белгородская область |
22574.6 | 30665.7 |
Брянская область |
20629.7 | 24723.1 |
Владимирская область |
22616.9 | 27065.9 |
Воронежская область |
32512 | 39737.3 |
Ивановская область |
14349.8 | 16815.3 |
Калужская область |
17149.3 | 20961.5 |
Костромская область |
8930.2 | 10066.6 |
Курская область |
18643.9 | 23828.2 |
Липецкая область |
18142.8 | 22246.4 |
Московская область |
167028.1 | 205158.1 |
Орловская область |
10023.7 | 11527.7 |
Рязанская область |
16136.3 | 19362.4 |
Смоленская область |
13936.7 | 16237.7 |
Тамбовская область |
16256.9 | 21579 |
Тверская область |
24958.1 | 28600.2 |
Тульская область |
25272.3 | 30845.9 |
Ярославская область |
28489.5 | 27359.3 |
г.Москва |
784336 | 887217.2 |
Северо-Западный федеральный |
379730.2 | 451998 |
Республика Карелия |
13232.7 | 13993.7 |
Республика Коми |
24379.4 | 28728.2 |
Архангельская область |
32227.2 | 39264.8 |
Ненецкий авт.округ |
784.6 | 1121.7 |
Вологодская область |
24580.8 | 29267.6 |
Калининградская область |
19684.5 | 23914.9 |
Ленинградская область |
21534.5 | 25616.1 |
Мурманская область |
31579.6 | 35382.7 |
Новгородская область |
11759.5 | 14310.4 |
Псковская область |
10685.5 | 12708.9 |
г.Санкт-Петербург |
190066.4 | 228810.8 |
Южный федеральный округ |
387279.1 | 466345.3 |
Республика Адыгея |
4023.7 | 5254.2 |
Республика Дагестан |
33773.7 | 43800 |
Республика Ингушетия |
5509.7 | 6082.4 |
Кабардино-Балкарская |
8984.5 | 10795.2 |
Республика Калмыкия |
2120.5 | 2611.4 |
Карачаево-Черкесская |
4704.8 | 6061.6 |
Республика Северная Осетия |
10672.5 | 12517.3 |
Чеченская Республика |
5260.2 | 6620.9 |
Краснодарский край |
115688.9 | 137867.7 |
Ставропольский край |
50361.9 | 57174.6 |
Астраханская область |
15361.1 | 18457.3 |
Волгоградская область |
57988 | 70985.2 |
Ростовская область |
72829.8 | 88117.6 |
Приволжский федеральный |
566439.4 | 705655.6 |
Республика Башкортостан |
96393.2 | 127399.4 |
Республика Марий Эл |
8920.3 | 10899.3 |
Республика Мордовия |
8973.9 | 11018.7 |
Республика Татарстан |
93325.8 | 118482.3 |
Удмуртская Республика |
22827.9 | 26999.5 |
Чувашская Республика |
19586.4 | 23699.3 |
Пермский край |
56287 | 68629.3 |
Кировская область |
21370.4 | 26691.7 |
Нижегородская область |
53392.5 | 67499.7 |
Оренбургская область |
30122.4 | 40151.5 |
Пензенская область |
19517.8 | 23626.8 |
Самарская область |
81728.1 | 95585.1 |
Саратовская область |
33749.7 | 40774 |
Ульяновская область |
20244.1 | 24199.1 |
Уральский федеральный |
288161.1 | 348411.8 |
Курганская область |
11825.5 | 14851.4 |
Свердловская область |
109753.6 | 134881.4 |
Тюменская область |
101898.3 | 122475.1 |
Ханты-Мансийский авт.округ |
49868.5 | 58697.2 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
20459.4 | 24643.2 |
Челябинская область |
64683.7 | 76203.9 |
Сибирский федеральный |
356180.1 | 412995.6 |
Республика Алтай |
1531.4 | 1971.9 |
Республика Бурятия |
13642.5 | 16898.8 |
Республика Тыва |
2207.3 | 2693.8 |
Республика Хакасия |
8496 | 9844.4 |
Алтайский край |
34530.2 | 43656.9 |
Забайкальский край |
14064.9 | 17138 |
Агинский Бурятский авт.округ |
363 | |
Красноярский край |
63015.5 | 72936.3 |
Иркутская область |
43338.1 | 51016.8 |
Усть-Ордынский Бурятский |
170 | |
Кемеровская область |
44092 | 54053.6 |
Новосибирская область |
65727.8 | 66867.7 |
Омская область |
37733.8 | 44037.3 |
Томская область |
27800.6 | 31880.1 |
Дальневосточный федеральный |
195379.4 | 233951.5 |
Республика Саха (Якутия) |
30621 | 35915.7 |
Камчатский край |
10658.8 | 12296.5 |
Корякский авт.округ |
343.9 | |
Приморский край |
52126 | 63783.1 |
Хабаровский край |
53844.4 | 62887.8 |
Амурская область |
14333.1 | 17783 |
Магаданская область |
6178.5 | 7944.3 |
Сахалинская область |
23358.1 | 28259.2 |
Еврейская автономная |
2648.2 | 3271.8 |
Чукотский авт.округ |
1611.3 | 1810.2 |
1.3 Международная миграция
рабочей силы
Показатели миграции (эмиграция
и иммиграция)
2007 г. | 2008 г. | |||||||||
число иммигрантов |
Струк тура, % |
число эмигрантов |
Струк тура % |
Миграционный прирост (убыль) |
число иммигрантов | Структура, % |
число эмигран тов |
Струк тура, % |
Миграционный рост (убыль) |
|
Миграция всего | 2 284 936 | 100 | 2 044 993 | 100 | 239 943 | 2 231 545 | 100 | 1 974 396 | 100 | 257 149 |
из нее: в пределах России | 1 997 980 | 87,44 | 1 997 980 | 97,7 | — | 1 934 331 | 86,68 | 1 934 331 | 97,97 | — |
в том числе: внутрирегиональная | 1 137 775 | 49,79 | 1 137 775 | 55,64 | — | 1 071 863 | 48,03 | 1 071 863 | 54,29 | — |
межрегиональная | 860 205 | 37,65 | 860 205 | 42,06 | — | 862 468 | 38,65 | 862 468 | 43,68 | — |
международная | 286 956 | 12,56 | 47 013 | 2,3 | 239 943 | 297 214 | 13,32 | 40 065 | 2,03 | 257 149 |
в том числе: со странами СНГ |
273 872 | 11,99 | 31 329 | 1,53 | 242 543 | 285 576 | 12,79 | 26 671 | 1,35 | 258 905 |
с другими зарубежными странами | 13 084 | 0,57 | 15 684 | 0,77 | 2 600 | 11 638 | 0,53 | 13 394 | 0,68 | 1 756 |
Распределение мигрантов –
иностранных граждан по целям поездок
Цель |
2007г. |
Структура, % |
2008г. |
Структура, % |
Служебная |
3 270 312 | 14,3 | 4 112 477 | 17,4 |
Туризм |
2 213 597 | 9,7 | 2 295 074 | 9,7 |
Частная |
15 104 668 | 65,9 | 15 133 982 | 63,9 |
ПМЖ |
16 247 | 0,07 | 24 895 | 0,1 |
Транзит |
530 808 | 2,33 | 382 761 | 1,6 |
Обслуживающий персонал |
1 772 993 | 7,7 | 1 726 951 | 7,3 |
ВСЕГО |
22 908 625 | 100 | 23 676 140 | 100 |
Географическая структура миграции
Страна |
2007г. |
Структура, % |
2008г. |
Структура, % |
Прибывшие в РФ — всего |
286 956 | 100 | 297 214 | 100 |
в том числе: страны СНГ |
273 872 | 95,44 | 285 576 | 96,08 |
Беларусь |
6 030 | 2,1 | 6 194 | 2,08 |
Казахстан |
40 258 | 14,03 | 42 297 | 14,23 |
Молдавия |
14 090 | 4,91 | 16 418 | 5,5 |
Украина |
51 492 | 17,94 | 51 869 | 17,45 |
Государства Закавказья |
62 314 | 21,72 | 71 198 | 23,96 |
Азербайджан |
20 968 | 7,3 | 24 629 | 8,29 |
Армения |
30 751 | 10,72 | 37 253 | 12,53 |
Грузия |
10 595 | 3,7 | 9 316 | 3,13 |
Государства Средней Азии |
99 688 | 34,74 | 97 600 | 32,84 |
Киргизия |
24 731 | 8,62 | 25 411 | 8,55 |
Таджикистан |
17 309 | 6,03 | 21 895 | 7,37 |
Туркмения |
4 846 | 1,69 | 4 197 | 1,41 |
Узбекистан |
52 802 | 18,4 | 46 097 | 15,51 |
страны дальнего зарубежья |
13 084 | 4,56 | 11 638 | 3,92 |
Австралия |
38 | 0,01 | 31 | 0,01 |
Афганистан |
212 | 0,07 | 278 | 0,09 |
Болгария |
207 | 0,07 | 190 | 0,06 |
Германия |
3 164 | 1,1 | 3 134 | 1,05 |
Греция |
260 | 0,1 | 289 | 0,09 |
Израиль |
1 094 | 0,38 | 1 002 | 0,34 |
Канада |
118 | 0,04 | 105 | 0,04 |
Китай |
1 687 | 0,59 | 1 177 | 0,39 |
Куба |
44 | 0,02 | 36 | 0,01 |
Латвия |
887 | 0,31 | 716 | 0,24 |
Литва |
537 | 0,19 | 455 | 0,15 |
Польша |
96 | 0,03 | 100 | 0,03 |
Сирийская Арабская Республика |
93 | 0,03 | — | — |
США |
578 | 0,2 | 551 | 0,19 |
Турция |
315 | 0,11 | — | — |
Финляндия |
172 | 0,06 | 174 | 0,06 |
Швеция |
39 | 0,01 | 30 | 0,01 |
Эстония |
508 | 0,18 | 476 | 0,16 |
другие страны |
3035 | 1,06 | 2 894 | 0,97 |
Выбывшие из РФ всего |
47 013 | 100 | 40 065 | 100 |
в том числе: страны СНГ |
31 329 | 66,64 | 26 671 | 66,57 |
Беларусь |
5 302 | 11,28 | 4 019 | 10,03 |
Казахстан |
10 211 | 21,72 | 7 738 | 19,31 |
Молдавия |
629 | 1,34 | 557 | 1,39 |
Украина |
10 536 | 22,41 | 9 076 | 22,65 |
Государства Закавказья |
2 686 | 5,71 | 2 897 | 7,23 |
Азербайджан |
1 355 | 2,88 | 1 271 | 3,17 |
Армения |
728 | 1,55 | 1 048 | 2,62 |
Грузия |
603 | 1,28 | 578 | 1,44 |
Государства Средней Азии |
1 965 | 4,18 | 2 384 | 5,95 |
Киргизия |
668 | 1,42 | 665 | 1,66 |
Таджикистан |
464 | 0,99 | 650 | 1,62 |
Туркмения |
111 | 0,24 | 91 | 0,23 |
Узбекистан |
722 | 1,54 | 978 | 2,44 |
страны дальнего зарубежья |
15 684 | 33,36 | 13 394 | 33,43 |
Австралия |
139 | 0,29 | 202 | 0,5 |
Афганистан |
12 | 0,03 | 16 | 0,04 |
Болгария |
132 | 0,28 | 163 | 0,41 |
Германия |
6 486 | 13,79 | 4 916 | 12,27 |
Греция |
116 | 0,25 | 98 | 0,24 |
Израиль |
1 202 | 2,56 | 1 040 | 2,59 |
Канада |
571 | 1,22 | 516 | 1,29 |
Китай |
56 | 0,12 | 53 | 0,13 |
Куба |
5 | 0,01 | 6 | 0,01 |
Латвия |
271 | 0,58 | 226 | 0,56 |
Литва |
276 | 0,59 | 215 | 0,54 |
Польша |
77 | 0,16 | 101 | 0,25 |
Сирийская Арабская Республика |
38 | 0,08 | — | — |
США |
2 108 | 4,48 | 1 722 | 4,29 |
Турция |
78 | 0,17 | — | — |
Финляндия |
692 | 1,47 | 620 | 1,55 |
Швеция |
137 | 0,29 | 157 | 0,39 |
Эстония |
280 | 0,59 | 301 | 0,75 |
другие страны |
3 008 | 6,39 | 3 042 | 7,59 |
1.4 Международное движение
капитала
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам экономической деятельности |
|||||
2007 | 2008 | ||||
Млн. долл. | В % к итогу | Млн. долл. | В % к итогу | ||
США | США | ||||
Всего инвестиций | 120941 | 100 | 103769 | 100 | |
в том числе по видам | |||||
экономической | |||||
деятельности: | |||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 468 | 0,4 | 862 | 0,8 | |
рыболовство, рыбоводство | 49 | 0 | 27 | 0 | |
добыча полезных ископаемых | 17393 | 14,4 | 12396 | 12 | |
из нее: | |||||
добыча топливно- | 15860 | 13,1 | 9868 | 9,5 | |
энергетических полезных | |||||
ископаемых | |||||
добыча полезных | 1533 | 1,3 | 2528 | 2,5 | |
ископаемых, кроме | |||||
топливно-энергетических | |||||
обрабатывающие | 31948 | 26,4 | 33914 | 32,7 | |
производства | |||||
из них: | |||||
производство пищевых | 2907 | 2,4 | 3974 | 3,8 | |
продуктов, включая | |||||
напитки, и табака | |||||
текстильное и швейное | 57 | 0 | 77 | 0,1 | |
производство | |||||
производство кожи, | 3 | 0 | 6 | 0 | |
изделий из кожи и | |||||
производство обуви | |||||
обработка древесины и | 528 | 0,4 | 812 | 0,8 | |
производство изделий из | |||||
дерева | |||||
целлюлозно-бумажное | 934 | 0,8 | 1336 | 1,3 | |
производство; | |||||
издательская и | |||||
полиграфическая | |||||
деятельность | |||||
производство кокса и | 4353 | 3,6 | 3272 | 3,2 | |
нефтепродуктов | |||||
химическое | 1637 | 1,4 | 2518 | 2,4 | |
производство | |||||
производство резиновых и | 324 | 0,3 | 745 | 0,7 | |
пластмассовых изделий | |||||
производство прочих | 865 | 0,7 | 1650 | 1,6 | |
неметаллических | |||||
минеральных продуктов | |||||
металлургическое | 15229 | 12,6 | 14499 | 14 | |
производство и | |||||
производство готовых | |||||
металлических изделий | |||||
в том числе | 14904 | 12,3 | 13977 | 13,5 | |
металлургическое | |||||
производство | |||||
производство машин и | 927 | 0,8 | 1089 | 1,1 | |
оборудования | |||||
производство | 276 | 0,2 | 731 | 0,7 | |
электрооборудования, | |||||
электронного и оптического | |||||
оборудования | |||||
производство транспортных | 3015 | 2,5 | 2857 | 2,7 | |
средств и оборудования | |||||
в том числе: | |||||
производство ав- | 2894 | 2,4 | 2557 | 2,5 | |
томобилей, прицепов и | |||||
полуприцепов | |||||
производство судов, | 121 | 0,1 | 300 | 0,2 | |
летательных и | |||||
космических аппаратов и | |||||
прочих транспортных | |||||
средств | |||||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
822 | 0,7 | 3394 | 3,3 | |
строительство | 2911 | 2,4 | 3387 | 3,3 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
47310 | 39,1 | 23905 | 23 | |
из них: | |||||
торговля | 518 | 0,4 | 2126 | 2 | |
автотранспортными | |||||
средствами и | |||||
мотоциклами, их | |||||
техническое | |||||
обслуживание и ремонт | |||||
оптовая торговля, | 45538 | 37,7 | 19915 | 19,2 | |
включая торговлю через | |||||
агентов, кроме торговли | |||||
автотранспортными | |||||
средствами и | |||||
мотоциклами | |||||
розничная торговля, кроме торговли предметов личного пользования |
1254 | 1 | 1864 | 1,8 | |
гостиницы и рестораны | 59 | 0,1 | 188 | 0,2 | |
транспорт и связь | 6703 | 5,5 | 4861 | 4,7 | |
из них связь | 3295 | 2,7 | 1320 | 1,3 | |
финансовая деятельность | 4450 | 3,7 | 4977 | 4,8 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
8414 | 7 | 15378 | 14,8 | |
из них: | |||||
управление | 17 | 0 | 7 | 0 | |
эксплуатацией жилого | |||||
фонда | |||||
научные исследования и | 395 | 0,3 | 71 | 0,1 | |
разработки | |||||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
48 | 0 | 26 | 0 | |
образование | 3 | 0 | 0 | 0 | |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
68 | 0,1 | 20 | 0 | |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
295 | 0,2 | 434 | 0,4 |
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам |
||||
2007 | 2008 | |||
Млн. долл. | В % к итогу | Млн. долл. | В % к итогу | |
США | США | |||
Всего инвестиций | 120941 | 100 | 103769 | 100 |
в том числе: | ||||
прямые инвестиции | 27797 | 23 | 27027 | 26 |
из них: | ||||
взносы в капитал | 14794 | 12,2 | 15883 | 15,3 |
кредиты, полученные от | 11664 | 9,7 | 9781 | 9,4 |
зарубежных совладельцев | ||||
организаций | ||||
прочие прямые инвестиции | 1339 | 1,1 | 1363 | 1,3 |
портфельные инвестиции | 4194 | 3,5 | 1415 | 1,4 |
из них: | ||||
акции и паи | 4057 | 3,4 | 1126 | 1,1 |
долговые ценные бумаги | 128 | 0,1 | 286 | 0,3 |
в том числе векселя | 125 | 0,1 | 285 | 0,3 |
прочие инвестиции | 88950 | 73,5 | 75327 | 72,6 |
из них: | ||||
торговые кредиты | 14012 | 11,6 | 16168 | 15,6 |
прочие кредиты | 73765 | 61 | 57895 | 55,8 |
в том числе на срок: | ||||
до 180 дней | 3429 | 2,8 | 6617 | 6,4 |
свыше 180 дней | 70336 | 58,2 | 51278 | 49,4 |
прочее | 1173 | 0,9 | 1264 | 1,2 |
Объем инвестиций России в
страны СНГ
2007 | 2008 | |||
Тыс. | В про- | Тыс. | В про- | |
долл. | центах | долл. | центах | |
США | к итогу | США | к итогу | |
Всего инвестиций | 2696763 | 100 | 10258139 | 100 |
в том числе в страны: | ||||
Азербайджан | 8994 | 0,3 | 20034 | 0,2 |
Армения | 3907 | 0,1 | 444676 | 4,3 |
Беларусь | 1314092 | 48,7 | 5945951 | 58 |
Грузия | 433 | 0 | 3924 | 0 |
Казахстан | 445068 | 16,5 | 762159 | 7,4 |
Киргизия | 207718 | 7,7 | 386029 | 3,8 |
Республика Молдова | 4248 | 0,2 | 22377 | 0,2 |
Таджикистан | 105683 | 3,9 | 171962 | 1,7 |
Туркмения | 0,4 | 0 | 6357 | 0,1 |
Узбекистан | 93040 | 3,6 | 96823 | 0,9 |
Украина | 513580 | 19 | 2397847 | 23,4 |
Объем инвестиций стран СНГ в экономику России |
||||
2007 | 2008 | |||
Тыс. | В про- | Тыс. | В про- | |
долл. | центах | долл. | центах | |
США | к итогу | США | к итогу | |
Всего инвестиций | 4671350 | 100 | 4878611 | 100 |
в том числе из стран: | ||||
Азербайджан | 95165 | 2 | 116842 | 2,4 |
Армения | 24482 | 0,5 | 63897 | 1,3 |
Беларусь | 955772 | 20,5 | 2141495 | 43,9 |
Грузия | 9275 | 0,2 | 11276 | 0,2 |
Казахстан | 1468720 | 31,4 | 1258990 | 25,8 |
Киргизия | 534177 | 11,4 | 476025 | 9,8 |
Республика Молдова | 21416 | 0,5 | 24590 | 0,5 |
Таджикистан | 30672 | 0,7 | 18727 | 0,4 |
Туркмения | 2198 | 0,1 | 3344 | 0,1 |
Узбекистан | 60498 | 1,3 | 73985 | 1,5 |
Украина | 1468975 | 31,4 | 689440 | 14,1 |
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
2.1 Участие России в международных
организациях
Россия состоит
в следующих международных организациях:
N п/п |
Наименование |
Сущность |
1. |
ООН (Организация |
международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. |
2. |
Союзное |
конфедеративный союз Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. |
3. |
СНГ |
межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР. |
4. |
Совет |
старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. |
5. |
Организация по безопасности и |
крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.\ |
6. |
Организация |
межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. |
7. |
Организация Договора о коллективной |
военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), |
подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет. |
||
8. |
Большая |
международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократических стран мира: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. |
9. |
Шанхайская |
региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. |
10. |
Центрально-Азиатское сотрудничество |
международная региональная членов ЦАС, проведение |
11. |
Евразийское |
международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. |
12. |
Международный |
международная организация, созданная 23 июня 1894 в Париже бароном Пьером де Кубертеном для возрождения Олимпийских игр и пропагандирования олимпийского движения |
13. |
Международная организация по стандартизации (International |
международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. |
Россия имеет статус
наблюдателя в следующих организациях:
Организация
Исламская Конференция — международная организация исламских стран. Основана 25 сентября 1969 года
на Конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской
солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма,
неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины.
Организация
американских государств международная организация, созданная 30 апреля 1948 года на 9-й Межамериканской
конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего
с 1889 года.
5.2 Проблемы вступления
России в ВТО
ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются
принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только
в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка
протекционистских и либералистских программ и их балансировка.
Переговоры России о вступлении в ВТО продолжаются почти 10 лет.
В переговорах с Россией участвуют 64 члена ВТО или 78 государств. Переговоры
по доступу на российский рынок товаров ведутся с 52 членами ВТО, по доступу на российский
рынок поставщиков услуг – с 28 членами, по сельскому хозяйству – с около 50 членами
ВТО.
Из 156 секторов услуг Россия хочет ужесточить требования по 150. Одним из
немногих секторов, где Россия не намерена увеличивать количество требований, является
страхование. По действующему законодательству, доля иностранного капитала в совокупном
капитале страховых компаний может составлять не более 15 %. Что касается других
секторов по услугам, Россия, в частности, планирует отстаивать долю иностранного
участия в уставном капитале российских банков на уровне 25 %, в уставном капитале
операторов рынка ценных бумаг – до 75 %.
Требования ВТО учтены в законах о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных
мерах, о валютном, техническом регулировании, а также в законе о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности и в Таможенном кодексе РФ. Российское
законодательство сегодня практически соответствует всем требованиям торговой организации.
Вступление России имеет несколько аспектов, в том числе и политических.
Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации
достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости.
Обеспечение независимости экономики достижимо при условии резкого роста (удвоения)
ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за счет выхода российской продукции на
новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных
инновационных отраслей.
Имеются отдельные имеются отдельные расчеты, которые показывают влияние вступления
в ВТО на отечественное сельское хозяйство. В частности при помощи статистической
модели частичного равновесия внешней торговли для агросектора России были проведены
расчеты последствий 36-ти процентного сокращения импортных пошлин на основные виды
сельскохозяйственной продукции приведет к увеличению объемов импорта продуктов питания
из стран дальнего зарубежья увеличиваются на 6,7%. Одновременно с этим наблюдается
уменьшение импорта из стран СНГ в интервале от 0,4 (картофель) до 4,5 (мясо птицы)
процентов. В то же время будет происходить незначительное падение предложения отечественной
продукции на внутреннем рынке. Наибольший спад будет наблюдаться в птицеводстве
(предложение птицы сократится на 1,34%). Практически без изменений останется предложение
пшеницы, картофеля, баранины и сахара (при прежнем объеме производства сахара, вероятно,
сохранятся за счет увеличения импорта сахара-сырца на фоне падения переработки сахарной
свеклы). Спад в поставках отечественных товаров на внутренний рынок в некоторой
мере будет компенсирован увеличением экспорта в интервале от 0,6% (пшеница), до
2,3% мяса птицы (незначительное падение на 0,2%).
Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой,
а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:
Ø Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные
торговые связи
Ø Исключение ущемления прав России в сфере
международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных
производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и
правил ВТО
Ø Обеспечение реального улучшения доступа
на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий
доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных
видов изделий обрабатывающей промышленности
Ø Улучшение торгово-политического режима
по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны
в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры
российского экспорта
Наша экономика как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу
следующих причин:
Ø Российской промышленности, подчас сильно
устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными
компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают
волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые
из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P& G, Mars,
Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.
Ø Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения
конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.
Ø Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию
ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.
Ø России придется в ближайшие годы выровнять
свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно
скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению
конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии)
и обрабатывающей промышленности.
Ø Отток прибыли от деятельности российских
филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур
с целью выплаты дивидендов.
Ø
После вступления России
в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие
уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет
значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций.
В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных
предприятий и снижение их конкурентоспособности.
Ø С учетом нынешнего отношения и незаинтересованности
со стороны государства к развитию малого бизнеса и особенно с учетом его, государства
небольшой осведомленности о нуждах малого бизнеса, можно предположить, что государство
приложит не слишком много и не слишком квалифицированных усилий, чтобы обеспечить
малому бизнесу комфортные условия после вступления в ВТО.
Ø Страна станет еще более зависимой от импорта
продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного
рынка будет очень сложно.
Ø Резкое усиление конкуренции со стороны
иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести
к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая
специализация России
Ø обострение проблемы обслуживания государственного
внешнего и внутреннего долга
Ø Серьезные проблемы возникнут в области
интеграционных процессов стран членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью
изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области
торговли и оказания услуг
Вступление России
в ВТО обеспечит ей следующие выгоды и преимущества.
ВТО играет пожалуй
определяющую роль на международном рынке, поэтому Россия получит возможность интеграции
в мировую экономику. Россия сможет использовать специальный механизм ля более эффективного
разрешения торговых споров. Благодаря полноправному участию России в новых раундах
переговоров будет обеспечена возможность самостоятельно, либо в содружестве с другими
странами, изыскивать и отстаивать наиболее приемлемые и выгодные для себя позиции.
Выбор новых форм внешнеэкономической деятельности, что позволит обеспечить куда
более благоприятные условия торговли. Немаловажным фактом является ослабление дискриминации
России на международном рынке.
Возможность внедрения
российского законодательства и практику внешнеэкономической деятельности в международный
опыт в области регулирования торговли, что в целом обеспечит развитие цивилизованного
бизнеса, а также снижение утечки капитала.
ВЫВОДЫ
Объемы внешней торговли России
по данным с 2007г. по 2008г. составили 133,2 %. При этом и экспорт и импорт увеличились
в равной степени, а именно – экспорт на 33%, а импорт на 33,6%.
Россия в целом является экспортоориентированной
страной. Это мы видим из таблиц «Отраслевая структура экспорта и импорта». Несмотря
на то, что количество экспортируемых отраслевых позиций существенно ниже, чем импортируемых,
необходимо уделять основное внимание тому, что их объемы прямо противоположны, а
именно в целом объемы экспорта имеют гораздо более весомые показатели, по сравнению
с объемами импорта.
Наиболее экспортируемые товары
(из 17 позиций): нефтепродукты, электроэнергия, лесоматериалы и каменный уголь.
Так, в результате роста экспорта товаров наблюдается рост дохода, получаемого в
результате его продажи, как например, в случае с природным газом (2007г. 171300
на 4275510 млрд. $ à 2008г. 174300 на 6639970 млрд. $)
Наблюдается также и другая
ситуация – при сокращении объемов экспорта товаров доход от его реализации не сокращается,
а даже наоборот, повышается, как например, в случае с цветными металлами (2007г.
– 28653,2 на 1794,9 млн. $ à 2008г. на 25524,1 на 2866,9 млн. $).
Наиболее импортируемые товары
в Россию: уголь каменный, сахар, черные металлы, электроэнергия, нефтепродукты и
мясопродукты. Как мы видим, происходит совпадение экспорта и импорта по одним и
тем же товарным группам. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе. Так, например,
Россия экспортирует нефть сырую в другие страны. Из этих же стран потом импортирует
уже нефтепродукты, которые являются продуктами ее переработки (бензин, мазут, дизельное
топливо…). Это говорит о том, что не каждая страна имеет возможность иметь (осуществлять)
полный цикл производств по одной отрасли.
Географическая структура
Э и И (рост и спад с
2007г. по 2008г.)
Экспортоориентированные страны
имеют достаточно высокий объем движения товаров: страны ЕС (р), Италия (р), Нидерланды
(р), страны СНГ (р), Белоруссия (с), Казахстан (р), Турция (р), Швейцария (с).
Импортоориентированные страны
имеют уже чуть более меньший объем движения товаров. Следует выделить следующие
страны: Япония (р), США (р), страны АТЭС (р), Австралия (р), Индонезия (р), Китай
(р), Корея (р), Аргентина (р).
Выделяются также страны, в
которых объемы экспорта и импорта приблизительно совпадают, например, в Германии
и Швеции.
В некоторых странах отмечен
резкий спад экспорта на фоне минимальных показателей импорта – Кипр.
Международная торговля
услугами
По данным за 1 и 2 кварталы
2007 г., по объединению стран в крупнейшие международные группы, можно отметить,
что в целом на 1 и 2 кварталы 2008 г. объемы внешней торговли существенно увеличились.
Теперь необходимо рассмотреть
структуры международной торговли услугами.
Международная миграция
рабочей силы
Международная миграция рабочей
силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам.
В число последних включаются политические и религиозные причины, объединение и распад
государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера
и многие другие неэкономические причины. Главной экономической причиной являются
все же межстрановые различия в оплате труда. Как мы видим, данный показатель (служебные
поездки) составил в 2008г. 17,4 %. Наибольший показатель имеют частные поездки
в 2007г. 65,9%, а в 2008г. 63,9%. На самом деле, подобные поездки могут быть как
служебными, так и связанные с туризмом и т.д., так как они на то и частные, что
их цель не придается гласности.
По данным статистики в2007
г. и в 2008г. международная миграция фактически имеет неизменные показатели. Причем
за оба года иммиграция превышала эмиграцию на 10%.
Экономический эффект иммиграции
можно описать как отрицательный, так как рабочие приезжающие из-за рубежа, сокращают
количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не
отрицая существования такой проблемы, необходимо сказать, что иммигранты привносят
новый опыт, знания и навыки. Этот же факт является и отрицательным моментом в стране,
откуда эмигрирует рабочая сила. Поэтому необходимо проводить политику рэиммиграции
на государственном уровне.
По данным на 2008 год из России
эмигрировали в основном в Казахстан, Украину, Германию, США и Израиль. По первым
двум странам сложно сказать, что причиной выезда российских граждан из страны становится
оплата труда. Скорее это связано с проживанием на территории Казахстана и Украины
большого числа русскоязычного населения. Другие же 3 страны, как правило, привлекательны
для непосредственно высокой оплатой труда и более высоким уровнем жизни.
В Россию, по данным на 2008
год, иммигрируют также в основном из Казахстана и Украины, и как мы выяснили, это
русскоязычные граждане, имеющие родственные связи в данных странах. Из таких стран,
как например, Армения, Киргизия и Узбекистан приезжает непосредственно «рабочая
сила». Государства Закавказья в целом стремятся не только трудоустроиться, но и
поучать образовательные услуги.
Международное движение
капитала
Прямые инвестиции предполагают создание за рубежом производств,
наделяют собственника правом собственности и управления. Прямые инвесторы имеют
за рубежом дочерние, ассоциирование компании и филиалы. Их главной целью является
стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносит
максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск.
Таким образом, мы видим, что происходит рост производства, за счет увеличения количества
предприятий в мире.
В России, в период с 2007г.
по 2008 г. Объем прямых инвестиций составил 23% и 26% соответственно.
В соответствии с этими данными
можно сказать, что подобное международное сотрудничество приносит России следующие
выгоды:
· Увеличение количества рабочих мест;
· Увеличение и укрепление связей международного
сотрудничества;
· Приток новых технологий в страну;
· Возможность приобретать внутри страны
продукцию фактически иностранного производства, по более сниженным ценам.
На фоне этих положительных
моментов, не сложно выделить и главный минус – давление и вытеснение отечественных
производителей с рынка.
Портфельные инвестиции – вложение капитала в иностранные ценные
бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования.
Главная причина их осуществления – стремление разместить капитал в той стране, и
в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом
уровне риска.
В нашей стране объем портфельных
инвестиций на 2007 и 2008 годы составил 3,5% и 1,4% соответственно.
Это говорит о том, что:
· Российская денежная единица (валюта
рубль) не имеет на международном валютном рынке такого же влияния и финансовой надежности,
как например доллар США и евро.
· Ограничения российским законодательством.
Основную массу в нашей стране
составляют прочие инвестиции. Их объем в 2007-2008гг. составил 73,5%
и 72,6% соответственно. Такой высокий показатель не утешителен, так как существует
риск невыполнения обязательств по кредитным договорам.
Данные показатели связаны
со следующими причинами:
· потребность финансирования международной
торговли;
· внутренние кредитные рынки наиболее развитых
стран мира.
Таким образом, потребность
в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо
международных расчетов России.