Российский малый бизнес: проблемы и перспективы

Дата: 21.05.2016

		

Оглавление

Введение

Глава 1. Значение малого бизнеса в
современной экономике России

1.1 Понятие и критерии выделения малого
бизнеса в России

1.2 Доля малого бизнеса в современной
экономике России

Глава 2. Проблемы и перспективы малого
бизнеса в России

2.1 Проблемы малого бизнеса в России

2.2 Государственная
поддержка малого бизнеса в России

2.3 Перспективы
малого бизнеса

Заключение

Список
используемой литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы «Российский малый бизнес: проблемы
и перспективы» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех
экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением,
так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы,
связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять
различные функции, поэтому государственные органы управления должны
поддерживать развитие малого бизнеса в России.

Система государственной поддержки должна постоянно
развиваться и совершенствоваться, для того, что бы малый бизнес смог и дальше
развиваться.

Предметом исследования
курсовой работы является:

1. 
понятия критерии
выделения малого бизнеса.

2. 
доля малого
бизнеса.

3. 
проблемы малого
бизнеса

4. 
перспективы
малого бизнеса

Цель курсовой работы — показать возможности улучшения
развития малого бизнеса в России.

Глава 1. Значение малого бизнеса в современной экономике
России

1.1 Понятие и критерии выделения малого бизнеса в России

Слово «Бизнес» в повседневной жизни можно услышать, так же
часто, как и «деньги, работа, семья». Так что же на самом деле скрывается под
этим словом? Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит нам с
вами, что «бизнес» — это любая деятельность, направленная на получение прибыли
путем предоставления другим необходимых товаров и услуг. Важной частью
структуры бизнеса, о которой я бы хотела рассказать, является «малый бизнес».

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации”[1], под
субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в
уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и
религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися
субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность
работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в
промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле
– 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях и при
осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Несовершенство критерия
численности рабочих, да и других критериев также, очевидно. Например, на
электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие
несколькими работниками.

Видимо, универсальных критериев выделения малых предприятий,
позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому
представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников,
определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия
нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в
индивидуальном порядке.

1.2 Доля малого бизнеса в современной экономике России

Малый бизнес играет
важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского
Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около
50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1). Как
видно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в
сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя —
ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то
время как в развитых странах — 50—60%.

Таблица 1.1. Масштабы
развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах[2].

Страна Число малых и средних фирм Численность занятых, млн. чел. Доля малых и средних фирм, %
Тыс. ед. В расчете на 1 тыс. жителей В общей численности занятых В ВВП

Великобритания

Германия

Италия

Франция

Страны ЕС

США

Япония

Россия

2930

2290

3920

1980

15777

19300

6450

836,6

46

37

68

35

45

74,2

49,6

5,65

13,6

18,5

16,8

15,2

68

70,2

39,5

8,1

49

46

73

54

72

54

78

9,6

50-53

50-54

57-60

55-62

63-67

50-52

52-55

10-11

К сожалению, за последние
годы существенного изменения ситуации в России не произошло. По данным на конец
2004 — начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в
расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г.) — 7815 тыс. чел.[3],
или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс.
чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по
численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или
33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же,
как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не
меняется.

Приведенные данные
позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста
предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной
деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в
целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

Предприятия малого
бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители
отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов,
необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден
крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к
определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере
кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса

2.1 Проблемы малого бизнеса в России

При переходе к рыночной
экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно
быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить,
кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности
государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет
осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала,
банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные
системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости
фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо
было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы
экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать и
обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести
конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также
добиться признания населением новых правил игры.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и
регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того,
что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему
гигантских неэффективных частных монополий.

Следовало определить
порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и
разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности
правительства.

Наконец, необходимо было
решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных
фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение
социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций,
как во время переходного периода, так и после его завершения.

Большинство этих проблем
в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в
России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го
Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

Ø 
недостаточность
начального капитала и собственных оборотных средств;

Ø 
трудности с
получением банковских кредитов;

Ø 
усиление давления
криминальных структур;

Ø 
нехватка
квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

Ø 
сложности с
получением помещений и крайне высокая арендная плата;

Ø 
ограниченные
возможности получения лизинговых услуг;

Ø 
отсутствие
должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников
малых предприятий и др.[4]

Не случайно 2-я
Всероссийская конференция малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование».
Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров
в развитии предпринимательства.

Дело в том, что среди
проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового
бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают
развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему,
вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело
инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей
имеют прямое отношение к надзору[5]. В
результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного
контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных
министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них
трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом
непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.

В регионах действуют свои
контрольные органы. Только в Москве их 29, при этом государственными служащими
в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные —
привлеченные специалисты, которых заботят не столько проверки, сколько
банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам
рынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные
проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и
сковывая их деятельность.

Специалисты,
анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40%
валового национального продукта[6].

По данным журнала
«Эксперт» доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес[7].
При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе в России.
Называются три главные причины такого положения:

• сохраняющиеся высокие
ставки налогов, и, прежде всего единого социального налога, не позволяющие
осуществлять эффективную капитализацию предприятия;

• недоверие к власти,
неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;

• боязнь криминальных
структур.

По степени важности
некоторые авторы[8] располагают
основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

1) высокий уровень
налогообложения;

2) недоступность
кредитных ресурсов;

3) административные
барьеры.

Здесь, как мы видим, на
второе место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выходит
недоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя
правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный
доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей[9].
Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги
предпринимателям, охватывают лишь 1 % потенциального рынка.

Предприятия малого
бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая,
так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В
течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени
отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных
предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не
могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела.
Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный
государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на
кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы
при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может
серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу
в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост
имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере,
в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

Между тем об
эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса
свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2000 г. (табл. 2.1).

Как видно из таблицы,
предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал
вкладывают в активную часть основных фондов — машины, оборудование, инструмент
и инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид
основных фондов приходится лишь 35,7%.

В то же время в пассивную
часть основных фондов — здания и сооружения эти предприятия направляют 26,5%
инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид
основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого
бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования
инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную
продукцию.

Таблица 2.1[10].
Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных
фондов, % к итогу

Показатель Инвестиции в основной капитал малых предприятий Все инвестиции в основной капитал (справочно)
Инвестиции — всего 100 100
В том числе: В жилища 9,4 10,7
В здания (кроме жилых) и сооружения 26,5 43,6
В машины, оборудование, инструмент, инвентарь 59,2 35,7
Прочие 4,9 10

Между тем удельный вес
инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в
основной капитал из года в год падает (табл. 2.2.).

Таблица 2.2[11].
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в фактически действовавших
ценах — млрд. руб.; до 1998 г. — трлн. руб.)

показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Общие инвестиции в основной капитал 376 408,8 407,1 670,4 1165,2 1504,7 1762,4 1843,6
В том числе в основной капитал малых 25,7 22,1 19,3 17,9 29,8 43,5 49,7 59,7

предприятий

В % к общим инвестициям

6,8 5,4 4,7 2,6 2,6 2,9 2,8 3,2

Как видно из таблицы,
если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в
общем объеме инвестиций в 1996 г. составлял 6,8%, в 1997-5,4, в 1998-4,7, то в
1999 и 2000 гг. он упал до 2,6 и лишь в 2003 г. составил 3,2%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы
10—12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной
капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы
производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при
относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую
отдачу, нежели крупные.

Требуется тщательно
выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая
предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня
это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной
дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного
спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.

Следует создавать
механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот,
включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы
обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для
последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема — законодательная
база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря,
несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует.
Трудность в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы для
сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых,
имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый
бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи
рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше
окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не
всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и
т.п.

Отсутствует система
проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет
надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по
тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами
по налогообложению.

Материально-техническое
обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и
несвоевременно. Машины,
оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их
специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как
их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема —
кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем
реально нужно экономике.

Непростая проблема
связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что
ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система
социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась
практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по
отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому
социальному слою — тем более.

В первой половине 2005 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»
совместно с ВЦИОМ провела исследование условий функционирования малого бизнеса
в стране.

Было выявлено, что
главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его
собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные
накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт
использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по
данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время
24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия
получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными
причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина
предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной
четверти предпринимателей (27%) — отсутствие возможности предоставить залог в
требуемых банкам объемах.

Кредитуя малый бизнес,
российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость
кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого
предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие
предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют
не больше привилегий, чем новые клиенты.

Как правило, предприятия малого и среднего бизнеса получают в
банках только расчетно-кассовое обслуживание. Исследование, проведенное в конце
2005 г., в ходе которого были опрошены главные бухгалтеры и финансовые директора 200 московских
предприятий малого и среднего бизнеса[12],
показало, что такие банковские услуги, как кредитование и зарплатные проекты,
мало используются в основном из-за политики самих банков. И это притом, что
небольшие предприятия являются наиболее постоянными и надежными банковскими
клиентами: 65% таких предприятий работают с банками более трех лет, 2,2% — от
года до трех лет и только 13% — менее одного года. При этом более половины предприятий
(51%) пользуются услугами только одного банка. Выбирая банк, предприятия малого
и среднего бизнеса ориентируются главным образом на качество обслуживания
(более 1/4 респондентов), а также на финансовое состояние и надежность банка
(еще 1/4 опрошенных). Ценовой фактор вторичен: лишь 20% респондентов назвали
его фактором, определяющим выбор банка.

Осуществление
сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса
сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечки
информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на
получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.

Можно выделить несколько причин,
которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством
кредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие льгот при
кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное
время.

Во-вторых, предприятия
малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного
пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.

В-третьих, вызывает
недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение
стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в
залог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам,
обслуживающихся в данном банке более трех лет.

В-четвертых, предприятия
малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде
всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.

Справедливости ради
следует отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действия
для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так,
городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым
своим клиентом персонального менеджера.

Увеличивается время
обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения
кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.

Все эти меры позволят
улучшить в целом кредитование малого бизнеса.

На какие же цели
используют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Более
половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения
оборотных средств, а почти одна треть — на приобретение материальных активов, в
числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде
случаев, — земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные
средства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарные
знаки, объекты интеллектуальной собственности — результаты НИОКР, программное
обеспечение и др.

Существенной проблемой
для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и
офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и,
как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены
с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.
Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок
недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для
малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой
недвижимости в регионе по существу нет, и площади можно приобретать только
через чиновников.

Непомерна также тяжесть
арендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды
уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и более. О
каком развитии малого бизнеса может идти здесь речь?

Другая проблема развития
малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, — взаимодействие
предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно
докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с
необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и
Московской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновниками
зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает
среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и
проверяющим.

Особенно
неудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей.
Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в
судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые
предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур.
Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный
государственный аппарат.

Помимо обращения к
посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решения
своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% — к
вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь
предпринимательских объединений.

Неблагополучно в малом
предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют
исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат
региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки
администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного
рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%)
указали, что представители администраций используют свое служебное положение
для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было
строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о
том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие
интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых
предприятий.

Подводя некоторый итог
исследованиям малого бизнеса в России, следует отметить значительное
расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах
проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В
других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая
конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий
для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть
пришли прагматичные люди из бизнеса.

Определенную роль в
решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных
барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием Закона о проверках и инспекциях.
Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной
системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов
представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых
разработок с 2002 по 2005 г. включительно, показали, что есть определенные, но
еще не достаточные положительные изменения.

Так, несколько
сократилось число проверок и время, которое эти проверки отнимают у
предпринимателей. По последним данным, 73% руководителей малых предприятий
затрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года
назад их доля составляла 50%.

Упрощение процедуры
лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий
привело к тому, что удельный вес предприятий малого бизнеса, обратившихся за
лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда
некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в
то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.

За эти годы заметно
возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения.
Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.

Остается еще много
проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главная
из них — покупка и аренда помещений и земли, как для производственной
деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года
время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло
почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее
приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для
коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России
с 2003 по 2005 г. увеличился в 11 (!) раз. С этим полностью согласен президент
общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства
«Опора России» С. Борисов[13].
Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких
территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский
край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В
основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и
производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности
развития отсутствуют.

Можно также сделать вывод
о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России
делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за
указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась.
Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних
предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними
структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды,
необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее
регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей.
Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей.
То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен
быть выбор при поиске объекта собственности.

Необходимо также
упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого и
среднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — закон
рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс. малых
предприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятие там очень
просто.

У нас закрыть предприятие
чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в
малом бизнесе России существенно расходятся. Эту проблему необходимо разрешить.

То, что главным тормозом
роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (а
точнее — коррупция и административное давление), подтверждено исследованием
«Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией
менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале
2005 г.[14] По
результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая
нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это
свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько
улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по
прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему
высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти
46%. В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в
России, дает табл. 2.3.

Таблица 2.3. Что мешает
развитию бизнеса в России, в %

Налогообложение 62,67
Административные барьеры 60,89
Коррупция 52,22
Общая политическая и экономическая нестабильность 50,09
Неразвитость судебной системы 46,89
Нехватка квалифицированных кадров 45,83
Недостаток инвестиционных ресурсов 38,12
Изношенность основных фондов предприятий 34,67
Неразвитость и изношенность инфраструктуры 34,22
Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги 25,78

2.2 Государственная
поддержка малого бизнеса в России

Масштабы развития малого
бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно
недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила
должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между
тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура,
наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней
государственной поддержке.

В России существуют
различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов
предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса,
Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды
развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе,
проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений,
в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких
фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической
сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого
предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др.[15]
Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены
собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одну из важнейших проблем
малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под
залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые
предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в
настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют
специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются
предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их
конкуренцию с иными предприятиями.

В портфелях большинства
российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную
долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%’. Доля кредитов
малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В
определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с
которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма
минимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс., у
Оргрэсбанка — 100 тыс. долл.

Российские банки выдают
малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным
кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму
до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. — 36%. Если кредит
больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.

Одна из причин высоких
процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их
кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и
неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата
кредитов.

Предприятия малого
бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в
льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт
финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через
прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на
определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на
частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам
государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом,
государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные
корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов
мелким фирмам.

Имеются и другие формы
государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом
(если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям,
создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др. Сейчас
малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не
требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании,
в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в
сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических
новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны,
недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления,
отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического
бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских
институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В
результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и
отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

В целях развития малого
бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принят
ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по
развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших
направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты
развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка
сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров
народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание
производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов
жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на
сегодняшний день.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации»[16].
Законом были определены формы и методы государственного регулирования и
стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия
между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие
направления государственной поддержки малого предпринимательства:

• формирование
инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных
условий использования субъектами малого предпринимательства государственных
финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также
научно-технических разработок и технологий; • введение упрошенного порядка
регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их
деятельности, сертификации продукции, представления государственной
статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка
внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая
содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным
связям с зарубежными государствами;

• организация подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В том же году был принят
еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему
времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения
предприятий малого бизнеса.

1. Общеустановленная
система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят
те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость,
акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают
специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.

2. Упрощенная система
налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий
(Закон 1995 г.).

3. Единый налог на
вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на
единицу физического показателя, который корректируется повышающими
(понижающими) коэффициентами.

Разработаны федеральные
программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа
поддержки малого предпринимательства на 1994—1995 годы» и «Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 годы». В
соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателя
были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование
приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн. руб. Однако из-за
отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действий
исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была
выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично
— 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с
третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой
ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли
многократно окупиться.

Уделяется внимание и
развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны
собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них
созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России
— Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий).
Далее следуют: Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.),
Краснодарский край (36,8 тыс.), области — Самарская (32,4 тыс.), Свердловская
(28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.)[17].

Правительство Москвы
уделяет внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе правительства
Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства,
функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства. Развитию
малого бизнеса в Москве содействуют Московская торгово-промышленная палата,
Московская лизинговая компания, Московское агентство развития
предпринимательства и т.д. При мэре Москвы существует общественно-экспертный
совет по малому предпринимательству.

Москва пытается создать
свои, специфические условия для развития малого бизнеса. Принят и действует
Закон Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве», в
соответствии с которым в столице используются свои правила создания,
регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого бизнеса, что
способствует их развитию. Приняты пять комплексных программ развития и
поддержки малого бизнеса в Москве (1994—1995, 1996-1997, 1998-2000, 2001-2002,
2003-2009 гг.).

Несмотря на достаточно
большое внимание к вопросам развития малого бизнеса, в столице малые
предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В их
числе:

• несовершенная система
налогообложения;

• отсутствие надежных
правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности с
получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования;
неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

• сложности с арендой и
приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся
криминальные угрозы.

Помимо федеральных и
региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке
малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и
страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако
существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают
весьма незначительную.

На устранение излишних
административных барьеров развития предпринимательства, включая малое,
направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

• «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

• «О лицензировании
отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;

• «О государственной
регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального
закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)» — устранить административные
барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее.
В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к
контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для
проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность
органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными
действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране
действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих
отношение к малому бизнесу.

В соответствии с
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» существенно
сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура
лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в
области лицензирования, создает условия для стабильной работы
предпринимательских структур.

Наконец, Федеральный
закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает
условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно
ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков
государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с
Законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям При
правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить
взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А
проблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Если в странах Евросоюза и
Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45—50, то в России на
1000 жителей приходится лишь шесть предприятий. Для того чтобы приблизиться к
стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5
млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общей
численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В
России каждый из этих показателей не превышает 10%.

Причины подобного
положения известны: это сложность получения банковского кредита и его высокая
учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура
регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса,
неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этих
проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого бизнеса в России.

Одно из направлений
поддержки малого бизнеса в Москве — развитие инфраструктуры. В настоящее время
определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу
столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры — Московский центр развития
предпринимательства, идеология которого заключается в объединении всех
организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте.
Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых
предприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который
позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских
предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного
партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более
1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого
и крупного бизнеса.

По-прежнему остается
актуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижение
инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей
базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до
22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257
проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту.
Кроме того, 76 венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта —займы от
муниципальных фондов. Основными получателями фантов стали: торговля — 19,1%,
производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальны
увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство,
инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов,
чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Одно из основных
направлений Комплексной программы — создание единого информационного
пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным
массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых
интернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания
информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и
межрайонных агентств развития бизнеса).

Главные нерешенные
проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством
федерального законодательства, — недостаточная нормативно-правовая база,
громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы
налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке
малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса
остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий
малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает
основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых
центров, производственно-технологическил зон, торговых предприятий «в шаговой
доступности».

Новая Программа поддержки
малого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержка
предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья
и действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий,
предоставляющих комплекс сервисных услуг.

Другой приоритет —
информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого
информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате
реализации Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120
тыс. малых предприятий города. Путем развития существующих и создания новых
предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в матом бизнесе
до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на
30%.

Определенные надежды
возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны
(ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов:
промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели,
зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на
имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные
части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются
на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны
получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14%
вместо обычных 26.

Для резидентов
промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное
ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Срок действия ОЭЗ
составляет 20 лет и продлению не подлежит.

Для организации работы
этих зон вновь создано Федеральное агентство по управлению особыми
экономическими зонами.

По расчетам Министерства
экономического развития и торговли издержки на преодоление административных
барьеров для резидентов промышленно-производственных зон снизятся на 5—7%,
технико-внедренческих — на 3—5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит
резидентам ОЭЗ 8—12%, а снижение производственных издержек составит 5—7%.

Ожидается положительный
эффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапе
предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд руб. инвестиций и будет
производить продукции на 6 млрд руб. в год. Будут созданы 14 тысяч рабочих
мест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд руб.

Время покажет, насколько эффективными для развития малого
бизнеса окажутся особые экономические зоны.

2.3 Перспективы
развития малого бизнеса в России

Несмотря на серьезность
проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет
перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует оградить
малый бизнес от бюрократии. сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить
числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа
лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию,
которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует
экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно
уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих
предпринимателей б первую очередь
в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и
ремонтно-строительная, медицинская на наш взгляд, следует сосредоточить
внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки
малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на
важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий
кредитования.

Для вновь создаваемых
предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и
франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все
больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему
развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны
содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная
работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы,
различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь
возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по
вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии,
защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит
в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого
бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране
населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес
приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным
социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им
необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача
профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний
день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По
некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих
специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс.
предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и
опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого
бизнеса.

Работники предприятий
этой сферы нередко не знают и не используют свои права. Весной и осенью 2002 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок было проведено масштабное
целевое обследование административных барьеров[18]. Было
установлено, что среднее число проверок всех видов на одном предприятии с 2001
по 2002 г. сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему,
несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации,
сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то
же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки
одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.

С 2001 по 2002 г. на 42% уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь
мелкого и среднего предпринимателя. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий
обошлись предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77%
всех лицензий и разрешений, находящихся у руководителей фирм, выданы на срок
меньше предписанных законом пяти лет.

В соответствии с
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8
августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие бы то ни
было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий.
Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю
или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до
санэпиднадзора.

Большинство респондентов
второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее время
является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование.
Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали
конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции
свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной,
предпринимателей больше
волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновников
они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции,
учитывать этот фактор им придется постоянно.

По прогнозным оценкам
экономического сценария, разработанного Минэкономразвития до 2009 г., эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции в виде
прироста ВВП составит: в 2007 г. — 0—0,09, а в 2008—2009 гг. — 0—0,01′
процентных пункта.

В числе различных мер по
повышению темпов экономического роста в стране до 2009 г. меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции стоят на последнем восьмом месте, что
свидетельствует о чрезвычайно неуважительном отношении к этим двигателям экономики
в нашей стране (табл. 17.5).

Таблица 17.5. Прогнозные
оценки эффекта от повышения темпов экономического роста, процентных пунктов

Мера Эффект от внедрения (прирост ВВП)
2007 2008-2009
Реализация национальных проектов 0,12-0,16 0,017-0,26
Национальный проект в области образования и медицины 0,05 0,03-0,06

Формирование рынка доступного жилья

Национальные проекты в АПК

0,03-0,05 0,04-0,1
Формирование эффективных институтов развития (инвестфонд,
Российский банк развития, венчурный инновационный фонд)
0,04-0,06 0,1-0,17
Создание условий для привлечения иностранных инвестиций,
ОЭЗ
0-0,05 0-0,1
Комплекс мер по развитию нефтегазового сектора 0-0,15
Реализация целевых параметров инвестпрограмм 0,1-0,2 0,18-0,32
Внедрение налоговых новаций (по налогу на прибыль, НИОКр,
ускоренная амортизация, возмещение НДС при экспорте)
0,1 0,1-0,15
Активизация социальных факторов роста (повышение оплаты
труда бюджетников)
0-0,02 0-0,04
Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса и
конкуренции
0-0,07 0-0,01
Итого: 03-07 055-1,3

Таким образом, у малого
бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По нашим
ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России
может увеличиться до 1,4—1,5 млн единиц. Выпускаемая ими продукция может быть
оценена в 2,8—3,2 трлн руб. (в 2004 г. 2229,6 млрд руб.). Таким образом,
занимая примерно 14—15% в составе ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 г.), предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

Заключение

Малый бизнес в России
пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран, но в нашей стране имеются
большие резервы для его дальнейшего роста.

Осуществляемая в
настоящее время в России система государственной поддержки развития малого
предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и
совершенствовать.

В ряде промышленно
развитых стран накоплен положительный опыт государственной поддержки малого
бизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимо
использовать все полезное и приемлемое из опыта этих стран.

В развитии малого бизнеса
России имеется множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено
только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

У малого бизнеса в России имеются широкие перспективы
дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий.
Осуществить их — наша задача.

Список используемой литературы

1. 
Блинов А. Условия
регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999. №2. С.75

2. 
Борисов С. Коррупционные
издержки увеличиваются с каждым годом в геометрической прогрессии //
Коммерсант. 2005. 28 сентября. С. 20

3. 
Васильева Е.Н. Проблемы
малого предпринимательства // Механизмы развития малого предпринимательства в
России: аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка. 2002. С. 30

4. 
Власов В.С. Проблемы
развития малого предпринимательства в России. М., С. 45

5. 
Друкер П. Рынок:
как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992

6. 
Замулин О.
Оттепель // Эксперт. 2003. №13. С 52

7. 
Заславская О.
Плата за лояльность // Известия. 2005. 13 декабря. С 21

8. 
История боязни //
Деньги. 2005 №39. С. 26

9. 
Конституция РФ

10. 
Малые
предприятия. М.: Ось — 89, 1996. С. 4-17

11. 
Малое
предпринимательство в России. 2005: Стат.сб. М.: Росстат. 2005. С.15

12. 
Малый бизнес в
России – состояние, проблемы и перспективы: Аналитический обзор. М., 1996. С.
14

13. 
Рассчитано по:
Россия в цифрах 2004: Крат. Стат. Сб. М.: Росстат. 2004. С 357

14. 
Российский
статистический ежегодник . 2005. Стат. Сб. М.: Росстан. 2005

15. 
Рубе В.А.
Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в
России: Учеб. пособие. М.: ИНФРАМ-М, 2004. С 51

16. 
Рунов А.В.
Механизмы развития… М., С. 116

17. 
Смирнов К.
Участковый приходит дважды // Коммерсант. Деньги. 2003. №9 (424). С.26

18. 
Эксперт. 2003. 17
февраля. №6. С.6


[1]
Конституция РФ.

[2] Блинов
А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999 . №2. С. 75

[3] Малое
предпринимательство в России. 2005:: Стат. Сб. М.: Росстат, 2005. С. 15

[4] Малый
бизнес России – состояние, проблемы и перспективы: Аналитический обзор. М.,
1996. С. 14

[5] Смирнов
К. Участковый приходит дважды // Коммерсант. Деньги. 2003. №19 (424). С. 26

[6]
Васильева Е.Н. Проблемы малого предпринимательства // Механизмы развития малого
предпринимательства в России: аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и
рынка, 2002. С.30

[7] Эксперт.
2003. 17 февраля. №6. С.6.

[8] Власов
В.С. проблемы развития малого предпринимательства в России. М., С. 45

[9] Рунов
А.В. Механизмы развития… М., С. 116.

[10]Российский статистический ежегодник. 2002.
Стат. сб. М.: Росстан. 2005.

[11]
Рассчитано по: Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. М.:
Росстат. 2004. С. 357; Малое предпринимательство в России: Стат. сб. М.:
Госкомстат России. 2004. С. 73.

[12] Заславская О. Плата за
лояльность // Известия. 2005. 13 дек. С. 21.

[13] Борисов
С. Коррупционные издержки увеличиваются с каждым годом в геометрической
прогрессии // Коммерсант. 2005. 28 сентября. С.20.

[14] История
боязни // Деньги.2005 № 39. С. 26.

[15] Рубе
В.А. институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и
в Росссиии: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 51.

[16] Малые
предприятия. М.: Ось — 89,1996. С. 4-17.

[17]
Российский статистический ежегодник. 2005. Стаб. СП. М.: Росстан,2005

[18] Замулин
О. Оттепель// Эксперт. 2003. №13.С.52.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий