МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Таврический Национальный университет им.В.И. Вернадского
Контрольная работа
по дисциплине
«Логистика»
Работу
выполнила студентка6 курса,
з/о, группа МО,факультет
УправленияМоргун И.В.
Симферополь, 2006
ПЛАН
1) Выбрать логистический объект (склад предприятия-производителя, оптовая база, морской порт, железнодорожный узел, магазин) |
2) Дать краткую характеристику объекта. В какую товаропроводящую систему он входит? |
3) Какие логистические операции осуществляются на объекте? |
4) С какими материальными потоками имеет дело объект? |
5) Составить схему материального потока (вход, движение внутри объекта, выход) |
6) Предложить мероприятия по рационализации материального потока |
7) Составить схему информационного потока. Как осуществляется обмен информацией с другими предприятиями? |
8) Какие мероприятия могут уменьшить документооборот на исследуемом объекте? |
9) Какая система управления запасами существует на объекте? Обосновать ее целесообразность или предложить мероприятия по совершенствованию |
10) Построить график движения материального запаса за определенный период (декаду, месяц, квартал). Объяснить причину колебаний запасов. |
11) Какая система сервиса функционирует на объекте? Сравнить ее с конкурентами. |
12) Как можно совершенствовать существующую систему сервиса? |
13) Существует ли на объекте логистическая служба? Является ли она эффективной? |
Список использованных источников |
1) Выбрать логистический объект (склад предприятия-производителя, оптовая
база, морской порт, железнодорожный узел, магазин)
Анализируемый в работе логистический объект – это
супермаркет «Эльдорадо», расположенный в г. Симферополе по ул. Кирова
27.
Данное предприятие (супермаркет) осуществляет деятельность в
таких направлениях:
Реализация товаров народного потребления, а именно бытовой
техники, цифровых устройств. Продажа производится за наличные и в кредит
населению и юридическим лицам.
Ассортимент товаров, представленных в данном супермаркете
техники превышает 1000 наименований по различным товарным группам.
Количество работников, занятых на данном торговом
предприятии на 1.01. 2006 составляло 68 человек.
Данное предприятие работает на принципах дистрибъюции, то
есть ведутся торговые операции от имени производителя, но за свой счет.
На предприятии имеется собственная транспортная служба,
которая обеспечивает до 20% вывоза товаров. Наиболее интенсивно данная служба
работает с 12 до 17.00. Остальные реализуемые товары вывозятся силами
покупателей.
Предприятие это один из известных фирменных магазинов сети
супермаркетов «Эльдорадо». Данная сеть только на Украине представлена
27 представительствами магазинами, то есть в каждом региональном центре
Украины есть магазин сети «Эльдорадо». Магазины данной сети
зарекомендовали себя гибкой политикой цен по отношению к покупателям, имеет
место также выверенная маркетингом кредитная политика, которая обеспечивает
предприятию устойчивый спрос на товары долговременного, бытового назначения.
2) Дать краткую характеристику объекта. В какую товаропроводящую систему он
входит?
Данное предприятия работает в условиях тесного
сотрудничества с производителем (он же в качестве поставщика) и потребителем. То
есть имеет место привычная для торговых предприятий логическая цепочка (рис.1)
Производитель
(поставщик – сборочные цеха симферопольского завода «Фотон»)
Торговое предприятие (супемаркет «Эльдорадо»).
Потребители бытовой техники (физические и юридические лица).
Рис.1. Логическая схема взаимосвязи объекта торговли с
поставщиками и потребителями.
Наиболее существенными в рамках ВПЛС являются системы типа «толкающая»
и «тянущая». Различие в сущности данных систем состоит в следующем. «Толкающая»
система – предметы труда (торговли), не заказаны, а поступают согласно команде
из центральной системы управления. «Тянущая система» система
организации, при которой предметы труда (торговли) подаются с предыдущего
участка по мере необходимости.
Очевидно, что для рассматриваемого в работе супермаркета
ближе концепция «тянущей» системы, так как организация материальных
потоков снабжения от поставщика происходит по мере формирования заказов от
отдела сбыта супермаркета, в свою очередь отдел супермаркета в позиционировании
товаров для продажи руководствуется потребительским спросом.
3) Какие логистические операции осуществляются на объекте?
На предприятии осуществляются разнообразные логистические
функции, а более конкретно супермаркет осуществляет такие операции, как:
·
планирование потребности в материальных (товарных) ресурсах,
человеческих ресурсах (персонал), сырьевых ресурсах (тепло, электроэнергия,
упаковочные материалы, канцтовары, нематериальные активы и т.д.)
·
определение рациональных сроков и объемов поставок
·
выбор типа транспорта и определение рационального
маршрута, подбор транспорта под определенный вид товаров
·
регулирование и контроль уровня запасов в сбытовой
системе
·
управление процедурой заказов
·
складирование, определение оптимального уровня
запасов по товарным группам и их ассортименту
·
проектирование зон складирования, торговой площади,
зон погрузки-разгрузки
·
выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского
оборудования
·
перемещение товаров на складе
·
работа с упаковкой
·
послепродажное обслуживание, включающее прием
возврата товара, не удовлетворившего покупателей или не прошедшего гарантийного
срока службы
·
информационная поддержка (определение рекламной
линии позиционирования товаров, оповещение о товарных акциях и т.д.).
Таким образом, на данном торговом предприятии имеет место
целый комплекс логистических операций, которые взаимосвязаны и подчинены единой
цели управление товарно-материальными потоками.
4) С какими материальными потоками имеет дело объект?
Материальные потоки супермаркета связаны с приемом товара от
поставщика для реализации потребителю и непосредственно отгрузка (отправление
своими транспортными средствами) товаров покупателю.
При этом материальные потоки рассматриваемого предприятия
можно классифицировать следующим образом:
·
Входной (разгрузка автомобильного транспорта
·
Выходной (погрузка)
·
Внутренний (операции внутри магазина)
·
Внешний (движение грузов, к которым предприятие
имеет отношение)
·
По натурально-вещественому составу одноассортиментый
и многоассортиментный
·
По количественному признаку средний
(автомобильный транспорт)
·
По весу грузов – тяжеловесные и легковесные
·
По консистенции грузов – товарно-штучные,
перевозимые в контейнерах, ящиках и т.д., специально упакованные.
5) Составить схему материального потока (вход, движение
внутри объекта, выход)
Схему материального потока в супермаркете «Эльдорадо»
представим на рис.2.
Рис.2. Схема материального потока в супермаркете «Эльдорадо»
.
Расчет годового материального потока на участке торгового
предприятия представлен в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Наименование операции | Величина товарного потока, т/год |
1 | Разгрузка-погрузка автомобильного транспорта и укладка контейнеров, ящиков на электротележку |
2543 |
2 |
Перемещение сформированного пакета На участок приемки-отправки На участок комплектации В складские помещения В торговый зал |
546 45 452 1012 |
Итого | 4598 |
6) Предложить мероприятия по рационализации материального потока
Рассмотрим пример рационализации материального потока для
данного предприятия торговли.
В супермаркете складские площади ограничены и в условиях
ажиотажного покупательского спроса, который проявляется в период проведения
акций у предприятия имеется несколько вариантов доставки товаров потребителям,
особенно из числа юридических лиц:
— продажа товара по экспонируемым в зале образцам
-продажа товаров с пролонгированным сроком доставки
-продажа товаров непосредственно от поставщика, минуя
приемочно-погрузочную службу супермаркета.
Снизить затраты на логистику можно за счет продажи товаров
непосредственно по заказам экспонируемым в зале минуя приемочно-погрузочную
службу, то есть непосредственно от поставщика (Завод «Фиолент»). Для
этого на заводе в период проведения акций может находиться торговый
представитель супермаркета, который будет отслеживать погрузку и направления
доставки товаров для покупателей –юридических лиц. Для этого он должен иметь
соответствующие сопроводительные и разрешительные документы компании «Эльдорадо».
Данное решение позволит снизить затраты на погрузку,
выгрузку и оценку технического состояния объекта покупки. Все эти операции можно
производить непосредственно на территории поставщика, для этого требуется, как
было указано выше, уполномоченный специалист– оценщик, непрерывная (выделенная
линия) связи (телефон-факс) с супермаркетом для данного специалиста и
транспортное средство (автомобильный транспорт).
Погрузочно-разгрузочные работы могут выполнять рабочие
завода «Фиолент» по договоренности сторон (сдельная оплата труда).
Данный вариант организации материального потока позволит
сильно сократить транспортные расходы предприятия (которые в условиях роста цен
на бензин) у супермаркета достаточно велики.
7) Составить схему информационного потока. Как осуществляется обмен
информацией с другими предприятиями?
Товары, реализуемые в супермаркете, служат основой для
организации информационного потока. Информационный поток, таким образом, обслуживает
материальные потоки на предприятии. Информационный поток соответствует
материальному и реализуется в бумажной и электронной форме. Для нашего объекта
основными носителями информационного потока выступают счета-фактуры, налоговые
накладные, товарно-траспортные накладные, договора-обязательства и др. Также
большое значение придается информационному потоку, связанному с оповещением
покупателей – для этой цели используется реклама в виде бумажных носителей в
периодической печати.
Имеют место следующие потоки информационного характера,
практикуемые на предприятии:
·
внутренний и внешний, связующий (входной, выходной)
·
оперативный (связь с поставщиком путем телефонных и
телефаксных сообщений), стационарный (кредитные кассы)
·
директивные, справочные, отчетные и вспомогательные
информационные потоки.
В виде схемы информационные потоки на предприятии можно
отразить с помощью рисунка 3.
Рис.3. Взаимодействие материального и информационного потока
Структуру общего информационного потока в супермаркете можно
представить таблицей 3.
Таблица 3. Структура объема информации в супермаркете «Эльдорадо»,
%.
№ п/п | Наименование вида информации | Отделы | Всего | |
Финансово-экономический |
Маркетинга, снабжения и сбыта |
|||
1 |
Входная (поступающая) всего В т. ч. -головной офис (Киев) -поставщики -подотчетные лица |
67,3 25,6 33,3 3,4 |
5,0 |
67.3 5.0 |
2 |
Выходящая – всего В т. ч. -головная фирма (Киев) — рекламные агентства — банки -поставщики (претензии и заказы) |
7,0 5,0 2,0 |
17,7 7,7 3,0 5,0 |
17.7 7.0 12.7 3.0 2.0 5.0 |
3 |
Внутренняя всего — Информирование клиентов — внутренние распоряжения и приказы — отчетная информация по продажам — инвентаризационные сведения бухгалтерские сведения |
4,0 2,0 2,0 |
9,0 5,0 1,0 2,0 |
13.0 5.0 1.0 2.0 2.0 |
Итого | 16,0 | 84,0 | 100.0 |
8) Какие мероприятия могут уменьшить документооборот на исследуемом объекте?
Для уменьшения документооборота на предприятии можно
активнее использовать электронную форму общения между поставщиками и
супермаркетов, это снизит затраты предприятия на организацию информационного
потока, особенно в виде бумажных носителей. Договорные отношения можно
оформлять пользуясь услугами электронной связи, с головным офисом в Киеве такая
связь ведется уже давно и по финансово-экономической и по маркетинговой
информации. В случае сбоя такого канала всегда можно воспользоваться услугами
аналоговых устройств (телефон, факс).
9) Какая система управления запасами существует на объекте? Обосновать ее
целесообразность или предложить мероприятия по совершенствованию
В логистике существуют следующие параметры систем управления
заказами.
Это система с фиксированным размером заказа, с фиксированной
периодичностью заказа, с двумя фиксированными уровнями запасов (система максимум-минимум)
и наконец система с двумя фиксированными уровнями запасов и фиксированной
периодичностью заказа.
На рассматриваемом объекте имеет место предпоследняя из
перечисленных выше систем управления товарными запасами. При этом соблюдаются
следующие параметры системы. Имеет место максимальный запас (особенно в период
проведения акции), существует точка заказа, имеет место также периодичность
заказа, соответствующая уровню спроса покупателей, то есть учитывается коньюнктура
рынка товаров бытового назначения, размер заказа варьируется в зависимости от
спроса (условий проведения анонсированных акций). Таким образом имеет место
следующая картина систем управления товарными запасами в Супермаркете «Эльдорадо»
таблица 4.
Таблица 4. Параметры системы управления запасами в
супермаркете «Эльдорадо».
Название системы | Параметры | Оценка параметра |
Система с двумя фиксированными уровнями запасов (система максимум-минимум) |
1. Максимальный запас | Постоянный |
2. Точка запаса | Постоянный | |
3. периодичность | Переменный | |
4. размер заказа | Переменный или постоянный |
Очевидно, что данная система наиболее оптимально
соответствует гибкой маркетинговой политики предприятия в разрезе товарных
групп, пользующихся интересом у потребителя в зависимости от новизны, дизайна,
цены, условий акции.
10) Построить график движения материального запаса за определенный период
(декаду, месяц, квартал). Объяснить причину колебаний запасов
Все товары, предлагаемые в супермаркете различны, величины
их запасов колеблются в зависимости от спроса, сезонных колебаний, поэтому
рассмотрим график движения материального запаса по одной товарной группе, а
именно телевизоры с диагональю 54 см. Спрос на данный товар подвержен сезонным
колебаниям (наиболее востребована данная группа в осенне-зимний период),
поэтому график материального потока данной группы выглядит следующим образом (рис.4).
Рис.4. График движения материального запаса по месяцам 2005
года.
11) Какая система сервиса функционирует на объекте? Сравнить ее с
конкурентами
Под логистическим сервисом понимается совокупность
нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное
удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и
информационными потоками, наиболее оптимальным способом.
На рассматриваемом объекте имеют место следующие операции
сервисного обслуживания.
Организовано предпродажное, продажное и послепродажное
обслуживание. Предпродажное обслуживание включает информирование клиентов о
ассортименте, ценах и объемах товаров (период акции). Продажное обеспечивает
подбор ассортимента для конкретного покупателя, предоставление кредитных
условий, упаковка товара, его доставка. Послепродажное обслуживание –
гарантийные сроки службы товаров реализованных покупателю, обязательства по
рассмотрению претензий, обмен.
Применяется индивидуальное обслуживание по отношению к
каждому клиенту за счет консультирования продавцами, работниками кредитного
отдела. Имеет место и прямой (подтвержденный составленным договором (кредит) и
косвенный сервис (гарантийное обслуживание).
Имеет место материальный и нематериальный сервис. Доставка
товаров – материальный, консультации нематериальный.
Основными конкурентами предприятия выступают магазины
техники «Фокстрот» и «Таир». Данные магазины явно уступают
рассматриваемому объекту в вопросе сервиса. Так как изначально политика цен и
кредитов у «Эльдорадо» более гибкая, число акций в месяц достигает
3-4.
12) Как можно совершенствовать существующую систему сервиса?
Существующая система обслуживания потребителей в
супермаркете, на сегодняшний день, достаточно эффективная и гибкая, отвечающая
потребностям покупателей бытовой техники.
Однако, все рано или поздно требует пересмотра позиций,
совершенствования процессов сервиса.
Для совершенствования процесса обслуживания потребителей
применяется реинжиринг, который предусматривает замену устаревших методов
управления на новые, более современные.
К числу методов реинжиринга, которые могут быть применены на
данном логистическом объекте можно отнести:
1. Составление списка всех процессов, координация и
регламентация должностных и функциональных обязанностей персонала и управляющих
отделами и службами. Выделение приоритетных зон обслуживания и дополнительных
условий данного процесса.
2. Анализ приоритетного процесса, например формирование
заказа под акцию, его стадий и особенностей товаропродвижения к потребителю
3. Создание покупательских панелей (маркетинговая служба),
опрос, интервью с покупателей (постоянными и случайными), определение
фактических и желательных параметров системы обслуживания.
4. Определение стадий реализации заказа от поставщика до
потребителя, регламентация данного процесса, определение границ ответственности
каждого функционального отделе и работника данной службы в процессах реализации
заказа
5. Определение круга лиц, участвующих в каждой стадии
процесса
6. Составление перечня ресурсов, необходимых для реализации
заказа
7. Систематизация сопроводительных документов в Заказе
8. Анализ сбоев обслуживания
9. Создание группы реинжениринга, включение в нее
представителей Поставщика
10. Постоянный анализ факторов внешней среды, выделение
факторов непосредственного влияния на исполнение и реализацию Заказа
11. Реализация созданных процессов, их контроль по стадиям
реализации, определение «узких» мест и стандартизация процессов.
13) Существует ли на объекте логистическая служба? Является
ли она эффективной?
В Супермаркете «Эльдорадо» всю полноту операций с
потребителями по реализации Заказа берет на себя маркетинговая служба. Однако, с
недавнего времени на предприятии введена штатная единица «Логистик».
Функциональные обязанности данного сотрудника предполагают выполнение
следующих задач:
— совершенствование договорной работы с поставщиком
— управление запасами в основных и косвенных каналах
доставки
— решение «Транспортной» задачи в процессах
обслуживания Заказа
— прогнозирование транспортных ресурсов
— планирование объемов реализации Заказа в соответствии со
спросом потребителей. Спрос потребителей отслеживает служба маркетинга.
Список использованных источников
Альбеков А.У., Федько В.П., Логистика коммерции, Ростов-на-Дону:
Феникс, 2001;
Логистика/Под ред. Б.А. Аникина, М: Инфра-М, 1998;
Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя, М:
Инфра-М, 2003;
Таничев А.В., Логистика, СПб: Нева, 2003;
Родионова В.Н., Туровец А.Г., Федоркова Н.В., Логистика, М: Инфра-М,
2002.