Правовые аспекты оценки предприятия

Дата: 21.05.2016

		
Федеральное 
агентство по образованию

Самарский государственный
архитектурно-строительный университет

Кафедра
политологии, социологии и права.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине
«Правовое регулирование рынка недвижимости»

на тему:

«Правовые
аспекты оценки предприятия (бизнеса)»

Выполнил: студент

4 курса  группы ЭН — 64 ИЭФ

Рута М.А.

Проверил:

Явкин Н.В.

Самара 2009

Содержание

Введение

1
Общая
характеристика и цели оценки предприятия (бизнеса)

1.1 Факторы, определяющие рыночную
стоимость бизнеса

1.2 Основные цели оценки бизнеса

2 Оценка предприятия (бизнеса)

2.1 Этапы оценки бизнеса

2.2 Стандарты оценки предприятия
(бизнеса)

Заключение

Библиографический список

Введение

Основной
задачей, которая стоит перед оценкой, как инструментом рынка, является
установление обоснованного и независимого от заинтересованных сторон суждения о
стоимости той или иной собственности (объекта оценки). Оценка стоимости любого
объекта представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения
в денежном выражении стоимости данного объекта с учетом потенциального и
реального дохода, приносимого им в конкретных рыночных условиях.

Бизнес в
рыночных условиях является наиболее сложным объектом оценки, требующим от
оценщика помимо владения всеми методами собственно оценки, еще и определенного
знания основ инвестиционного и макроэкономического анализа, знакомства с
разными методиками исследования рынков.

Действительно,
оценка предприятия необходима для выбора обоснованного направления его
реструктуризации, в процессе оценки выявляют альтернативные подходы к
управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию
максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену,
что и является основной целью собственников и задачей управляющих фирм в
рыночной экономике.

Можно
сказать, что качество оценки бизнеса, как рыночной услуги, (а значит и спрос на
эту услугу) в России будет зависеть от дальнейшего совершенствования всех
механизмов фондового рынка, повышения его активности, формирования рынка
слияний и поглощений, появления доступных потоков необходимой рыночной информации
и общей стабилизации экономической ситуации в стране.

Поэтому столь актуальной
является тема данной работы, так как  в условиях рыночной экономики необходимо
владеть знаниями в области финансовой оценки и уметь применить их на практике.

В данной курсовой работе
рассмотрены подходы, методы и правовые аспекты оценки бизнеса.

Цель данной работы –
исследовать основные направления оценки  предприятия. Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить цели оценочной деятельности применительно к
предприятию (бизнесу);

определить факторы, определяющие рыночную стоимость
бизнеса;

рассмотреть этапы и стандарты оценки бизнеса.

1
 Общая характеристика оценки предприятия (бизнеса)

1.1
 Факторы, определяющие рыночную стоимость бизнеса

Бизнес — это конкретная
деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель —
получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним
содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с
целью получения дохода. Получение дохода — это цель и конечный результат
деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат
бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде
предприятия. Бизнес (предприятие) — это особый вид товара. [5]

Согласно экономической
теории товар должен обладать по крайней мере двумя свойствами: способностью
удовлетворять какую-либо человеческую потребность и быть пригодным к обмену.

Владелец бизнеса имеет
право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес
становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес
обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать
потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность
бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит
дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И
если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности
получения дохода, то бизнес становиться товаром. Все это справедливо и для
предприятия, и для фирмы.

Для создания и поддержки
бизнеса (предприятия) также как для любого товара требуются определенные
затраты. Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая
является основой рыночной цены, рассчитываемой оценщиком и которую можно
определить как рыночную стоимость.

По стандартам многих
стран понятие «рыночная стоимость» означает наиболее вероятную цену,
которая сложится при продаже объекта собственности на свободном конкурентном
рынке при соблюдении всех необходимых для продажи условий, по которыми
понимаются, в том числе и следующие: покупатель и продавец обладают всей
полнотой информации для принятия решений и действуют осмотрительно, сделка
купли-продажи не является вынужденной ни для одной из сторон, принимающих в ней
участие. Безусловным для этого определения является оформление продажи в
ограниченные сроки и переход права собственности от продавца к покупателю на
следующих условиях:

Обе стороны сделки либо
хорошо проинформированы, либо проконсультированы о предмете сделки и действуют
в целях наилучшего удовлетворения собственных интересов. Оплата производится
наличными или путем выработки финансовых договоренностей, сравнимых с оплатой наличными.

Наряду с рыночной
стоимостью существует понятие «обоснованная рыночная стоимость», под
ней понимается цена, по которой совершается акт купли-продажи собственности,
когда обе стороны заинтересованы в сделки, действуют не по принуждению,
обладают достаточно полной информацией об условиях сделки и считают их
справедливыми.

В определении
обоснованной рыночной стоимости предполагается возможность заключения некой
гипотетической сделки двумя не связанными между собой сторонами. Какой-либо
конкретный покупатель не имеется в виду. Этот вид стоимости служит для
обоснованной цены, по которой собственность может перейти из рук в руки, если
обе стороны готовы совершить сделку. Фактическая цена сделки может отличаться
от обоснованной рыночной стоимости вследствие действий таких факторов, как
мотивация сторон, их навыки ведения переговоров, а также условия сделки.

Но все же бизнес
(предприятие) — товар особый и имеет свои особенности как объект оценки.

Во-первых, это товар
инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляется с целью отдачи в
будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой
прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится
учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их
получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара,
он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая
стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет
собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.

Во-вторых, бизнес
является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельно ее
подсистемы и даже элементы. В этом случае разрушается его связь с собственным
конкретным капиталом, конкретной организационно-экономической формой, элементы
бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы.
Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие.

В-третьих, потребность в
этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара,
так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе
приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к
дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще
одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании
купли-продажи.

В-четвертых, учитывая
особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо
участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса,
но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке. [10]

Рыночная стоимость — это
наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и
продавцом. Определение отражает тот факт, что рыночная стоимость рассчитывается
исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных
условий рыночная стоимость будет меняться. На покупателя и продавца оказывается
внешнее воздействие, и обе стороны достаточно информированы о сущности и
характеристике продаваемого имущества.

Таким образом, при
определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и
макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие.

1.Спрос.

Под спросом следует
понимать сумму товаров и услуг, которую потребители хотят приобрести в текущем
периоде по действующим ценам.

Рынок реагирует только на
спрос, подтвержденный деньгами, т.е. спрос должен быть платежеспособным.

В экономике действует
закон спроса: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос
выше. Таким образом, главным фактором, который оказывает влияние на спрос
является цена.

На спрос также оказывают
влияние неценовые факторы: доходы; наличие данного товара на рынке (дефицит);
психология покупок и вкусы потребителей; эффекты ожидания; наличие на рынке
товаров-заменителей (субститутов). Так как бизнес это товар, то закон спроса
действует также на формирование рыночной стоимости предприятия как и на цену
любого товара. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят
от того, какие доходы приносит бизнес собственнику, в какое время, с какими
рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного
бизнеса.

2.Доход (прибыль).

Прибыль — это денежное
выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой
формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый
результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является
показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и
качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень
себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на
укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме
собственности.

Доход, который может
получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и
возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от
операционной деятельности, в свою очередь, определяется соотношением потоков
доходов и расходов.

3.Время.

Большое значение для
формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело,
если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их
использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены
значительным промежутком времени.

4.Риск.

На величине стоимости
неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем
доходов.

Риск присущ любой сфере
человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов,
влияющих на получение и размер прибыли получаемой от бизнеса.

5.Контроль.

Одним из важнейших
факторов, влияющих на стоимость, касается степени контроля, которую получает
новый собственник.

Если предприятие
покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается
контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные
права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда,
влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его
активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать
решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т.д.
В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут
выше, чем в силу покупки неконтрольного пакета акций.

6.Ликвидность.

Одним из важнейших
факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества,
является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию
за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском
потери части стоимости.

7.Ограничения.

Стоимость предприятия
реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если
государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого
бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

8.Соотношение спроса и
предложения.

Суть теории спроса и
предложения сводится к следующему — стоимость, или цена товара определяется не
затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением.
Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара
повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость
товара уменьшится.

Спрос на предприятие
наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов,
ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый
рынок. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска зависит даже от
его возраста. более молодые склонны идти на больший риск ради более высокой
доходности в будущем.

Важным фактором, влияющим
на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей
инвестирования.

Спрос зависит не только
от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы,
такие, как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены
предложения в первую очередь определяются издержками создания аналогичных
предприятий в обществе. Количество выставленных на продажу объектов также
влияет на доход.

Выбор решения и
покупателя, и продавца зависит от перспективы развития данного бизнеса. Обычно
стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с
аналогичными активами, но финансово устойчивого. [4]

На оценочную стоимость
любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает
предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница
цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может
получить собственник от владения этим предприятием. Особенно это характерно для
отрасли, в которой предложение ограничено природными возможностями. Отсюда
следует, что в случае превышения спроса над предложением наиболее близки к
максимальной границе цены на сырьевые предприятия. В тоже время при превышении
спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых
предприятий. В долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько
упасть.

Если предложение превысит
спрос, то цены диктует производитель. Минимальная цена, по которой он может
продать свой бизнес, определяется затратами на его создание. При оценке бизнеса
используются и другие виды стоимостей. К ним относится инвестиционная
стоимость. Инвестиционная стоимость — стоимость фирмы для конкретного или
предполагаемого владельца.

Соответственно методы,
используемые для оценки фирмы в этом случае, учитывают «ноу-хау» и
планы организационной деятельности предполагаемого владельца, экономию на
издержках, которую он рассчитывается получить, и результаты проведенного им
анализа риска.

В отличие от обоснованной
рыночной стоимости здесь предполагается участи в сделке конкретного покупателя.
Различают также восстановительную стоимость и стоимость замещения.
Восстановительная стоимость — это затраты на воспроизводство аналогичного
предприятия или другого актива.

Стоимость замещения —
есть выраженная в текущих ценах стоимость предмета, наиболее схожего по своей
полезности с оцениваемым предметом.

Наконец, существует и
оценка по данным баланса, то есть балансовая стоимость. Применительно к фирме —
это разница между общей стоимостью активов (за вычетом стоимости износа,
использованных ресурсов и амортизации) и общей суммой обязательств в
соответствии с данными балансового отчета.

В случае банкротства
фирмы и прекращения ее деятельности все ее активы оцениваются, исходя из
ликвидации стоимости. Ликвидационная стоимость показывает, сколько денежных
средств останется после реализации активов и выплаты долгов. Она меньше
балансовой стоимости на величину ликвидационных издержек. К ним относятся
расходы по демонтажу оборудования, реализации всегда ниже рыночной при
необходимости быстрой распродажи.

На Западе существует
множество приемов для определения стоимости действующей фирмы, однако,
большинство из них может быть ограничено тремя подходами: доходным, затратным и
сравнительным. Оставаясь в рамках того или иного подхода, профессиональные
оценщики могут использовать один или несколько оценочных методов. Целью
использования более одного метода является достижение наибольшей обоснованности
и очевидности выводов оценочного заключения.

Оценки фирмы, полученные
в результате использования различных подходов, будут отличаться по своей
величине друг от друга. В большинстве случаев оценщики определяют стоимость
предприятия в виде интервальной оценки, то есть в интервале от минимальной до
максимальной оценок, полученных при использовании различных подходов.

Документальным
результатом оценки фирмы является отчет об оценке. В отчете в обязательном
порядке указываются дата проведения оценки объекта, используется подходы
оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также приводятся иные
сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования
результатов проведения объектов оценки, отраженных в отчете. [5]

1.2 Основные цели оценки бизнеса

Оценку
бизнеса проводят в целях:

•  повышения
эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

•  определения
стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом
рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить
собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на
приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

•  определения
стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто
бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего
доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;

•  реструктуризации
предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации
предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из
состава холдинга;

•  разработки
плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно
оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

•  определения
кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

•  страхования,
в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в
преддверии потерь;

•  налогообложения;

•  принятия
обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность
предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия
независимыми оценщиками;

•  осуществления
инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования
необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного
капитала, активов, бизнеса. [14]

Если же
объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга,
внесения пая является какой-либо элемент
имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т. п., то
отдельно оценивается необходимый объект, Например
недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Таким
образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного
комплекса во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования
оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.

При этом один
и тот же объект, оцененный в один и тот же момент, будет обладать разной
стоимостью в зависимости от целей его оценки, поскольку стоимость будет определяться
разными методами и со стороны различных субъектов. Примерная классификация
целей оценки бизнеса представлена в табл. 1.1.

Оценка
стоимости оборудования необходима в следующих случаях:

•  продажи
некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы
избавиться от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования;
расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование
более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;

•  оформления
залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;

•  страхования
движимого имущества;

•  передачи
машин и оборудования в аренду;

•  организации
лизинга машин и оборудования;

•  определения
налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;

•  оформления
машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;

•  оценки машин
и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

Оценка
стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия/и
его продукции (услуг) производится:

•  при их
перекупке, приобретении другой фирмой;

•  при
предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и
увеличивается объем продаж;

•  при
установлении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными
действиями со стороны других предприятий;

•  при
использовании их в качестве вклада в уставный капитал;

•  при
определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки
стоимости предприятия. [7]

Таблица 1.1

Примерная
классификация целей оценки бизнеса со стороны

различных
субъектов1

t  Субъект оценки Цели оценки
Предприятие как юридическое лицо

Обеспечение экономической
безопасности Разработка планов развития предприятия Выпуск акций

Оценка эффективности менеджмента

Собственник

Выбор варианта распоряжения
собственностью Составление объединительных и разделительных балансов при
реструктуризации Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли

Установление размера выручки при
упорядоченной ликвидации предприятия

Кредитные учреждения Проверка финансовой
дееспособности заемщика Определение размера ссуды, выдаваемой под залог
Страховые предприятия Установление размера страхового
взноса Определение суммы страховых выплат
Фондовые биржи

Расчет конъюнктурных
характеристик

Проверка обоснованности котировок
ценных бумаг

Инвесторы

Проверка целесообразности
инвестиционных вложений

Определение допустимой цены
покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект

Государственные органы

Подготовка предприятия к
приватизации Определение облагаемой базы для различных видов налогов

Установление выручки от
принудительной ликвидации через процедуру банкротства Оценка для судебных
целей

Подводя
итоги первой главы стоит еще раз отметить, что при определении рыночной
стоимости предприятия (бизнеса) стоит особое внимание уделять следующим
факторам:  спрос, доход (прибыль), время, риск, контроль, ликвидность,
ограничения и соотношение спроса и предложения

2 Оценка
предприятия (бизнеса)

Одной из
самых сложных и наиболее важной из отраслей оценки, является оценка стоимости
предприятия (бизнеса). В рамках правового и экономического смысла предприятия,
можно говорить о его двойственной природе. С одной стороны- предприятия это
имущественный комплекс или активы, генерирующие доход (сюда включен также
гудвилл — нематериальный актив, который, по общему правилу не отражается в
бухгалтерском учете). С другой стороны любой имущественный комплекс создается
за счет капитальных источников, которые обычно имеют смешанную природу. Эти
капитальные источники могут образовывается за счет вкладов участников
(акционеров, собственников, вкладчиков) — т.е собственных средств бизнеса, а
также за счет займов и кредитов (заемных средств) организации. Капитал является
источником образования активов бизнеса. В отношении собственного капитала
(средств) собственник имеет определенные в гражданском законодательстве права и
обязанности, которые определяются организационно-правовой формой бизнеса,
образованного этим капиталом. Эти права и обязанности имеют свои аспекты и
особенности, имеющие определенное влияние на стоимость бизнеса. Заемные
средства также влияют на стоимость активов, так как определяют возможные объемы
их наличия, существенными характеристиками заемных средств, влияющими на
стоимость активов являются стоимость привлечения этих средств (вид кредита,
проценты по его условиям и проч.), а также возможность их реструктуризации
(отсрочки платежа, изменения порядка погашения, списания и проч.). Таким
образом, может существовать два вида объектов оценки в рамках оценки бизнеса —
оценка имущественного комплекса, используемого для осуществления коммерческой
деятельности, без учета прав на эти выгоды со стороны источника сформировавшего
данный бизнес; и оценка прав на имущественный комплекс в виде части или полного
акционерного капитала, участия в юридическом лице другой
организационно-правовой формы, оценка вероятности погашения предоставленных
займов или кредитов. Таким образом оценка бизнеса может быть осуществлена как
оценка имущественного комплекса или имущественных прав на него (источников его
образования — капитала (собственного, заемного или полного (в терминах МСО —
инвестированного капитала)). Процесс оценки, вид определяемой стоимости и,
соответственно, стоимость у различных видов объектов, может быть различной,
учитывая специфику понимания бизнеса как имущества и бизнеса как имущественных
прав.

Оценка
бизнеса, в которой объектом предстает имущественный комплекс, является менее
удобной с точки зрения применения результатов оценки, так как крупное
предприятия представляет собой сложный экономико-правовой механизм, и его
отчуждение полностью, как имущественный комплекс широко не распространено.
Обычно, бизнес отчуждается как права на юридическое лицо, за которым закреплено
данное имущество.

Таким
образом, чаще всего объект оценки связан с организационно -правовой формой
осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности. Исключением из
этого правила является бизнес предпринимателя без образования юридического
лица, государственных и муниципальных унитарных предприятий. [13]

2.1 Этапы оценки бизнеса

Оценка
стоимости предприятия — сложный и трудоемкий процесс, состоящий из следующих
стадий.

1.Определение
проблемы.

2.Предварительный
осмотр предприятия и заключение договора на оценку.

3.Сбор и анализ
информации.

4.Анализ
конъюнктуры рынка.

5.Оценка
земельного участка.

6.Выбор методов
оценки и их применение для оценки анализируемого объекта.

7.Согласование
результатов, полученных с помощью различных подходов.

8.Подготовка
отчета и заключения об оценке.

9.Доклад об
оценке.

Каждая
стадия, в свою очередь, состоит из нескольких этапов. [11]

Определение проблемы

Данная стадия
оценки подразделяется на следующие этапы: идентификация предприятия, выявление
предмета оценки, определение даты оценки, формулировка целей и функций оценки,
определение вида стоимости, ознакомление Заказчика с ограничительными
условиями.

При
идентификации предприятия указывается его полное и сокращенное название,
организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль
производства, основные виды выпускаемой продукции и пр.

Предмет
оценки — это вид имущественных прав, который оценивается: права на предприятие,
права на материальные активы предприятия, права на акционерный капитал
акционерного общества, доля участника в уставном капитале предприятия, права на
пакет акций предприятия или какой-либо иной интерес.

Определение
даты оценки или момента времени, на который выполняется оценка. Это может быть
дата продажи предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства,
связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.

Определение
цели оценки (т. е. того, какой вид стоимости требуется определить) — важный
этап, от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы,
используемые для оценки предприятия в целях налогообложения, могут значительно
отличаться от тех, которые применяются в целях его ликвидации.

Предварительный
осмотр предприятия и заключение договора на оценку

Эта стадия
состоит из следующих этапов: предварительный осмотр предприятия и знакомство с
его администрацией, определение исходной информации и источников информации,
определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и
календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку.

Сбор и анализ
информации

Данную стадию
оценки можно разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных;
сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного их
использования.

Самый распространенный
способ представления общих данных — это разбивка их на подразделы, касающиеся
сектора рынка, на котором функционирует предприятие, вида продукции и цен на
нее, местоположения предприятия (т. е. данные о городе, районе, где расположено
предприятие), финансового и технико-экономического состояния оцениваемого
предприятия и т. д. Преимущество данного способа представления собранных данных
заключается в том, что собрав и систематизировав информацию один раз, в
дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий.

Кроме общих
необходимо собрать еще и специальные данные, к которым можно отнести данные о
предприятии и данные о сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в
себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав
участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об
использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом
участке, включая финансово-экономические и технические характеристики
предприятия, физические характеристики зданий и сооружений и т. д.

В настоящее
время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью, не развит, поэтому
сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью
всего процесса оценки.

Определив
виды данных, необходимых для оценки, важно выявить источники их получения
(подробнее о данной стадии оценки см. далее).

Анализ конъюнктуры
рынка

Конъюнктура
рынка (рыночная конъюнктура) — ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент
или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.

Постоянно
действующие факторы конъюнктуры: научно-технический прогресс, влияние
монополий, вмешательство государства, инфляция, сезонность и др. Непостоянные
(стихийные) факторы конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные бедствия,
политические кризисы и др.

Важнейшим
элементом методологии анализа и прогноза рыночной конъюнктуры является
установление активности и характера действия циклических факторов, определение
фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамика в
перспективе. Цикличность рынка — постоянные краткосрочные и долгосрочные
колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными
процессами. Экономический цикл содержит фазы подъема, высокой конъюнктуры
(бум), спада (рецессия) и низкого уровня экономической активности (депрессия).
Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.

Цикл
Кондратьева, или цикл длинных волн, — теоретический долгосрочный цикл, при
котором движение от бума к рецессии занимает около 30 лет и на который
накладываются деловые циклы с меньшим периодом.

Существует
определенная группа показателей, которые можно назвать индикаторами
экономического цикла. Они делятся на три группы.

Опережающие показатели начинают падать до того, как
экономика достигает пика, и начинают расти до того, как экономика проходит зону
спада. Например, в США используются 11 опережающих индикаторов экономического
цикла: средняя продолжительность рабочей недели в промышленности; среднее число
сверхурочных часов; число новых заказов в отраслях, производящих
потребительские товары и материалы; число компаний, заявивших о снижении
продаж; число вновь создаваемых деловых предприятий; число новых строительных
контрактов; изменения в запасах по промышленности и торговле; индекс цен
материалов; индекс фондового рынка Standard & Poor’s 500; денежная масса (предложение денег, денежный агрегат
М2); индекс ожиданий потребителя.

Совпадающие показатели изменяются одновременно с изменением
экономической активности. Сводный индекс по совпадающим параметрам «состоит
из четырех показателей: личный доход за вычетом трансфертных платежей; ВНП;
численность работающих в несельскохозяйственном производстве; объем продаж
обрабатывающей промышленности.

Запаздывающие показатели начинают изменяться на 4-9 месяцев
позднее изменений, произошедших в экономике. Сводный индекс по запаздывающим
параметрам состоит из следующих семи показателей: численность безработных;
удельные расходы на зарплату в общей выручке в промышленности; средний уровень
процентной ставки коммерческих банков; ссуды (кредиты) торгово-промышленным
предприятиям; соотношение потребительского кредита к доходу; изменение индекса
потребительских цен; отношение товарных запасов к объему продаж.

Изучение
конъюнктуры осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно
оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии
конъюнктуры, т. е. составить прогноз.

В число этих
показателей входят.

1.Данные о
промышленном производстве: валовой внутренний продукт, индекс физического
объема промышленной продукции, использование производственных мощностей, индекс
цен производителей, расходы на капитальное строительство, заказы на товары
длительного пользования и прочие товары, уровень безработицы. Данные о
промышленном производстве дают возможность судить о конкурентоспособности той
или иной страны на мировом рынке или той или иной отрасли промышленного
производства.

2.Динамика капиталовложений. Анализ
динамики капиталовложений позволяет сделать вывод о том, как в дальнейшем будет
развиваться производство. Если объем инвестиций в ту или иную отрасль
увеличивается, значит, спрос на ее продукцию находится на высоком уровне,
поступление заказов растет и производство, скорее всего, будет расширяться. И
наоборот, если капиталовложения сокращаются — спрос снижается, что может
привести к свертыванию производства.

3.
Сведения о заказах —
показатель, позволяющий оценить загрузку производственных мощностей на
перспективу.

4.Показатели по
труду (средняя продолжительность рабочей недели, уровень безработицы, фонд
заработной платы).

5.Показатели
внутреннего товарооборота (обороты розничной торговли, индексы стоимости жизни,
данные о движении товарных запасов, размеры продаж в кредит, информация о
внутренних перевозках грузов и т. д.). Данные показатели особенно важны при
изучении конъюнктуры рынков товаров потребительского назначения. Обороты
розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей,
дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения.

6.Показатели
внешней торговли (объем и географическое распределение экспорта и импорта,
дефицит торгового баланса). Практически все изменения, которые претерпевает
экономика страны в ходе цикла воспроизводства, находят отражение в динамике и
структуре внешней торговли. Рост промышленного производства сопровождается
увеличением внешнеторговых оборотов, а за кризисным спадом в сфере производства
следует сокращение внешней торговли.

7.Данные,
характеризующие положение в кредитно-денежной сфере (эмиссия ценных бумаг, курс
акций, учетный процент, валютный курс, количество денег в обращении, показатели
движения банковских депозитов и т. д.).

8.Цены (средние
цены по товарным группам, индекс цен производства, индекс потребительских цен,
индекс-дефлятор).

Цены являются
одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются
изменения многих других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для
полной характеристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения
конъюнктуры на каком-либо товарном рынке. [11]

Отчет по оценке стоимости бизнеса

Отчет по
оценке стоимости бизнеса подготавливается в письменной форме. Обычно
используются одновременно две формы — полный отчет и заключение.

К отчету по
оценке стоимости бизнеса предъявляются следующие основные требования.

1.Изложение
всех логических построений и выводов из них должно быть ясным и четким.

2.Все факты
отчета должны быть документально подтверждены.

3.Отчет должен
содержать цель и функцию оценки, четкое описание оцениваемого объекта, определение
вида оцениваемой стоимости, расчет издержек, прогноз будущих чистых доходов
предприятия, документальное подтверждение используемых фактов, выводы.

4.Эксперт-оценщик
должен представить обоснование используемых им методов оценки.

5.В приложении к
отчету лица, принимавшие участие в оценке, подтверждают, что они не имеют
какого-либо интереса в оцениваемом объекте собственности и не заинтересованы
лично в результате оценки.

6.Отчет должен
быть оформлен по стандартной форме и подписан всеми лицами, принимавшими
участие в оценке.

7. Отчет
должен содержать копии документов об образовании оценщика, копию лицензии на
осуществление оценочной деятельности, копию страхового полиса о страховке
гражданской ответственности оценщика.

Форма,
размеры и содержание отчета могут значительно различаться в зависимости от
характера оцениваемого объекта, поставленных целей и функций оценки. Если отчет
предназначен для внешнего пользователя, необходимо детальное описание
предприятия, но это не обязательно, если отчет подготовлен для внутреннего
пользования.

Основные
разделы отчета следующие.

1.Введение.

2.Описание
макроэкономических параметров.

3.Характеристика
отрасли.

4.Описание
предприятия, его финансовое и технико-экономическое состояние.

5.Исследование
данных по сопоставимым предприятиям.

6.Выбор и
применение методов оценки.

7.Заключение по
оценке.

8.Приложение.

Введение должно содержать:

•  задание на
оценку;

•  краткое
описание предприятия (в том числе его организационно-правовую форму и права на
имущество предприятия);

•  характеристику
капитала;

•  общее
описание стандарта оценки, который используется в данном конкретном случае;

•  характеристику
источников информации;

•  обоснование
выбранных методов оценки;

•  выводы о
величине стоимости оцениваемого предприятия.

Описание макроэкономических параметров (или общеэкономический раздел). В данном разделе описываются
макроэкономические параметры, выявляются основные макроэкономические факторы
(на национальном и региональном уровнях), влияющие на результаты
функционирования предприятия, их тенденции и воздействие на перспективы
бизнеса. Если отчет строится на ретроспективной и прогнозной информации, должен
быть включен анализ макроэкономической ситуации за прошлый и будущий периоды.

Характеристика отрасли. Этот раздел должен познакомить
потребителя отчета с особенностями отрасли, ее положением в настоящее время и в
будущем. Особое внимание уделяется характеристике рынков сбыта и факторам,
влияющим на спрос. В разделе также приводится информация о конкуренции в
отрасли и положении оцениваемого предприятия по сравнению с положением ведущих
конкурентов. Если оцениваемое предприятие выпускает продукцию (оказывает
услуги) в нескольких отраслях, должно быть проанализировано состояние каждой из
этих отраслей.

Главная цель
раздела, посвященного характеристике предприятия, — выявление его
особенностей и их влияния на рыночную стоимость.

Основные
вопросы, рассматриваемые в разделе: предыстория предприятия, перечень
выпускаемых товаров и услуг, условия сбыта, наличие поставщиков, персонала,
менеджмент, прошлые сделки с акциями предприятия. Полезно отразить, какое
имущество находится в собственности предприятия, а какое арендуется и на каких
условиях.

Также в
данном разделе раскрывается группа вопросов, касающихся текущей деятельности
предприятия: какую продукцию производит (какие услуги оказывает), выделяются
ведущие виды продукции или услуг и показывается их процентное соотношение;
каковы рынки сбыта и какое место на них занимает предприятие; система снабжения
и основные поставщики; характеристика управления предприятием; выявляются
основные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие в будущем.

Особое
внимание уделяется анализу финансового состояния предприятия и прогнозированию
его будущих чистых доходов. При анализе финансового состояния предприятия и
прогнозирования его изменения рассчитывается несколько групп финансовых
показателей: ликвидности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.
Очень важно в отчете прокомментировать, как влияет уровень тех или иных
финансовых показателей оцениваемого предприятия на величину его рыночной
стоимости.

Раздел исследование данных по сопоставимым предприятиям посвящен
анализу критериев, по которым производился отбор предприятий для сравнения;
перечисляются источники информации; дается краткое описание предприятий,
выбранных для сравнения, их финансово-экономический анализ.

В разделе выбор и применение методов оценки дается
обоснованный выбор тех или иных методов оценки; приводятся собственно расчеты;
описываются результаты оценки, полученные с использованием выбранных методов.
При этом обосновывается не только выбранный метод оценки, но и выбор той или
иной величины мультипликатора, внесение поправок на контрольный или
неконтрольный характер пакетов акций, поправок на ликвидность.

Завершается
данный раздел заключением о величине стоимости оцениваемого предприятия. Как
правило, здесь показатели стоимости, полученные разными подходами, сводятся в
табличную форму, им придаются определенные веса и определяется итоговая величина
стоимости предприятия.

В заключении приводится краткое описание отчета об
оценке и результаты оценки предприятия.

Отчет об
оценке кроме основной части имеет приложения. В них, в
частности, приводятся заявление об отсутствии личной заинтересованности оценщика,
допущения и оговорки; копии документов, характеризующих академическое
образование и профессиональную подготовку оценщиков, участвующих в написании
отчета; табличная информация, обосновывающая использование в отчете тех или
иных величин. [11]

2.2  Стандарты оценки предприятия
(бизнеса)

Оценочная
деятельность в Российской Федерации за последние годы достигла вполне
конкретных и значимых результатов. Анализ текущего состояния и перспектив
отечественной практики показывает, что ближайшие годы должны характеризоваться
углублением качественной стороны оценочной деятельности. В частности,
первоочередной задачей является стандартизация всех аспектов оценочной
деятельности с учетом обеспечения ее соответствия международным требованиям и
потребностям отечественного рынка, идущего по пути интеграции в мировую
экономику. Зарубежный опыт свидетельствует о сложности и трудоемкости процедуры
разработки и согласования стандартов оценки, так как они затрагивают множество
смежных областей деятельности — бухгалтерский учет, аудит, ипотечное
кредитование, страхование, налогообложение и т. д.

Российское
общество оценщиков с 1994 г. является ассоциированным членом Европейской группы
ассоциаций оценщиков (TEGOVA) и может
использовать Европейские стандарты оценки для разработки собственных стандартов
и общероссийских стандартов (ГОСТ-Р).

На
сегодняшний день российские оценщики используют Госстандарт России ГОСТ-Р
51195.0.01-98 «Единая система оценки имущества. Основные положения»,
Госстандарт России ГОСТ-Р 51195.0.02-98 «Единая система оценки имущества.
Термины и определения», Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО
20-01-96 «Общие понятия и принципы оценки», СТО РОО 20-02-96 «Рыночная
стоимость как база оценки» и Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО
20-03-96 «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости». Российского стандарта
по оценке бизнеса пока нет. [3]

Согласованная
отчетность и принятие надлежащих процедур при выполнении оценок, как это
требуется в соответствии со стандартами оценки, является необходимым условием
для принятия выверенного и соответствующего решения, для оптимизации
экономических результатов.

Для оценщиков
жизненно важно обеспечить соблюдение лучших методов и практики оценки.
Несоблюдение стандартов плохо отражается на профессионализме, и оценщик при
этом рискует в лучшем случае быть обвиненным в профессиональной небрежности.
Стандарты показывают минимальный уровень качества, на основании которого
оценщики должны оценивать свою продукцию. Пользователи оценок, в свою Очередь,
получают базу для измерения своих разумных ожиданий в отношении компетентности
оценщика, а также соблюдения им профессиональных и этических стандартов.

В Европейских
стандартах оценки указывается на то, что «различие между экспертами,
производящими оценку недвижимости и оценку бизнеса в целом, существующее в
некоторых странах, считается искусственным». А потому Европейские стандарты
оценки недвижимости не предусматривают детального рассмотрения вопросов,
связанных с оценкой бизнеса.

Бизнес может
быть оценен в соответствии с Европейскими стандартами оценки как действующее
предприятие. Стоимость действующего предприятия есть стоимость, созданная в
результате его проверенной деятельности. Она является выражением стоимости
устойчивого бизнеса и получается из капитализации прибылей данного предприятия,
отражающих оборот и условные обязательства. Стоимость, полученная таким
образом, включает долю земли и зданий, машин и оборудования, гудвилла и прочих
нематериальных активов. [9]

Международные
стандарты оценки определяют «стоимость действующего предприятия» как стоимость,
приписываемую бизнесу в целом, а не какой-либо из его составных частей.
Стоимость отдельных активов как компонентов действующего предприятия
определяется на основе их вклада в общее целое и обычно рассматривается как их
потребительская стоимость для конкретного бизнеса и его владельца. Но при этом
ни одна из этих компонент рыночной стоимости не образует. В связи с этим и в
Международных стандартах оценки нет детального рассмотрения вопросов оценки
бизнеса.

Детальное
рассмотрение оценки бизнеса содержится в Стандарте по оценке бизнеса
Американского общества оценщиков, принятом Комитетом по оценке бизнеса в июне
1991 г.

По
американским стандартам оценки «оценка бизнеса — это процесс подготовки
заключения или определения стоимости предприятия или доли акционеров в его
капитале». При этом имеется в виду стоимость действующего (функционирующего)
предприятия.

Американский
стандарт оценки содержит всю необходимую терминологию, используемую при оценке
бизнеса, общие требования к выполнению оценку, подробное содержание формы
отчета, подходы к оценке бизнеса на основе активов, метода компании-аналога,
рыночного и доходного подходов, а также требования по подготовке оценочного
заключения.

Не
останавливаясь подробно на анализе международных, европейских и американских
стандартов оценки, отметим в них лишь те моменты, которые обязан учитывать
каждый российский оценщик, выполняя задание по оценке предприятия (бизнеса),
поскольку они будут общими для оценщиков всех стран.

Изменения и
тенденции развития в экономике, в теории инвестирования, на финансовых рынках,
в регулировании рынка ценных бумаг, в налоговом законодательстве и т. д. могут
существенно повлиять на методику оценки предприятия. Поэтому оценщик обязан
оценить риск, связанный с определением коммерческого позиционирования
оцениваемого предприятия. Особенно важно, чтобы в результате привлечения или,
напротив, упущения каких-либо данных не было искажения информации, а также
чтобы чувствительность оценки к существенным изменениям в коммерческом
потенциале предприятия и любые вопросы, касающиеся конкуренции, среды,
законодательный и другие факторы, подверженные изменениям, получали прямую
оценку.

При оценке
предприятия или доли его в акционерном капитале необходимо учитывать любые
соглашения о купле-продаже, ограничения, связанные с уведомлением об
инвестировании, ограничительные статьи устава акционерной компании или устава
корпорации, ограничительные статьи в соглашении и создании товарищества, а
также является ли оцениваемый интерес собственника капитала контрольным или
миноритарным и прочие подобные факторы, способные повлиять на результат оценки.
[11]

При оценке
бизнеса как действующего предприятия оценщик должен также принимать во внимание
стоимость при ликвидации, которая может оказаться выше стоимости этого
предприятия как действующего бизнеса, либо в том случае, когда оно имеет лишь
минимальную прибыль, или несет убытки, или когда основные активы, как личные,
материальные активы, так и нематериальная интеллектуальная собственность, такая
как торговые марки, могут иметь существенную раздельную стоимость.

Немаловажное
для российских оценщиков замечание содержится в Европейских стандартах оценки:
«В случае новой, начинающей работать компании оценщику необходимо смоделировать
вероятный будущий счет прибылей и убытков с соответствующими скидками на риск».
Он может воспользоваться бизнес-планом владельца предприятия, но при этом
должен проявить значительные критические способности в оценке значимости,
которую он может придать данному плану.

Оценщик
должен распознавать и хорошо понимать движущие рыночные силы для данного
бизнеса, текущие тенденции бизнеса, доступность заемного и собственного
финансирования, экономику спроса и предложения в данном секторе, масштаб и
распространение эффективной фактической и предполагаемой конкуренции, изменения
в транспортной инфраструктуре, географическое положение и
социально-экономический профиль населения в данном регионе. [11]

Делая
вывод по второй главе, следует отметить, что оценка стоимости предприятия —
сложный и трудоемкий процесс, состоящий из нескольких стадий, каждая из которых, в свою
очередь, состоит из нескольких этапов. Также хотелось бы отметить, что
Российского стандарта по оценке бизнеса пока нет,  но бизнес может быть оценен
в соответствии с Европейскими стандартами оценки.

Заключение

На основе проделанной
работы обобщим полученные знания и подведем итоги.

При определении рыночной
стоимости бизнеса в соответствии с международными стандартами и принятой в
России практикой могут использоваться три принципиально различных подхода
(затратный, сравнительный и доходный), внутри которых могут быть варианты и
различные методы расчётов.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и
обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости
бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения
величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее
факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях:
повышения эффективности текущего управления предприятием; принятия
обоснованного инвестиционного решения; купли-продажи предприятия; установления
доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае
смерти одного из партнеров; реструктуризации предприятия; разработки плана
развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости
залога при кредитовании; страхования; налогообложения; принятия обоснованных
управленческих решений; и в иных случаях.

Для определения стоимости
предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы и способы расчета, которые
получили название методов оценки. Все методы оценки позволяют определить
стоимость бизнеса на конкретную дату, все методы являются рыночными, так как
учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, ожидания инвесторов, риски,
сопряженные с оцениваемым бизнесом, предполагаемую «реакцию» рынка при сделках
с оцениваемым объектом.

Библиографический
список

Нормативно-правовые акты

Гражданский Кодекс
Российской Федерации от 15 ноября 2001 года.

Закон  РФ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июня 1997 года.

Закон «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации», М.: Кремль, 29 июля 1998 г., ФЗ № 135.

Учебная и научная литература

1.
Абчук В.А.
Коммерция: Учебник. — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. — 175 с.

2.
Алексеева М.М.
Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 248 с.

3.
Артеменко В.Г.,
Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. — М.: «ДИС», НГАЭ и У, 2007.
— 385 с.

4.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и
статистика, 2001. — 459с.

5.
Балабанов И.Т.
Основы финансового менеджмента. // Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика,
2004. — 478 с.

6.
Берл Густав и др.
Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ./.- М.:
Дело ЛТД, 2003. — 183 с.

7.
Быкова Б. В.,
Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. — М.: Перспектива, 2005. — 154 с.

8.
Ванин В.В.
Коммерческие организации: выбор организационно-правовой форы: Практ. пособие. —
М.: ПРИОР, 2005. — 96 с.

9.
Вартанов А.С.
Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология.
— М.: Финансы и статистика, 2002. — 235 с.

10. 
Голощапова А.И.,
Пармененков К.Н., Савкина Р.В. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособие.
— М.: Изд-во МГУК, 2000. — 170 с.

11. 
Гуляев В.Г.
Организация бизнеса. — М.: Нолидж, 2001. — 372 с.

12. 
Ковалев К.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций.
Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 506 с.

13. 
Крейнина М.Н.
Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. — М.: ИКЦ «Дис», 2004. — 390
с.

14. 
Круглов М.И.
Стратегическое управление компанией: Учеб. для вузов. — М.: Русская деловая
литература, 2008. — 768 с.

15. 
Осипова Л.В.,
Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум: Учеб. пособие для
вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 215 с.

16. 
Осипова Л.В.,
Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов. — М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 2007. — 324 с.

17. 
Панкратов Ф.Г.,
Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб.
и доп. — М.: Маркетинг, 2000. — 579 с.

18. 
Половцева Ф.П.
Коммерческая деятельность: Учеб. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 248 с.

19. 
Савицкая Г.В.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 336 с.

20. 
Финансовое управление фирмой // Под ред. В.И. Терехина. — М.: Экономика,
2005. — 260 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий