Состояние развития и проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИКафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2009
1. Нормативно-правовая
база, регулирующая малый бизнесПервые субъекты
малого бизнеса стали возникать еще в Советском Союзе. Так, постановлениями Совета
Министров СССР № 160 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов общественного питания»
и № 162 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов по производству товаров народного
потребления» было разрешено создание кооперативов в сфере общественного питания
и кооперативов по производству товаров народного потреблени. Эти постановления фактически
открыли дорогу частному предпринимательству, которое до этого времени не было законодательно
разрешено.Данными нормативными
актами были определены цели и задачи кооперативов, принципы их деятельности, членство
в кооперативе, права и обязанности его членов, образование и использование средств
кооперативов, организация и оплата труда, управление кооперативом.С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись льготы. Исполкомы
и предприятия могли передавать кооперативам в аренду или безвозмездно здания, помещения,
оборудование или другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование
оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты под
льготные проценты. Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным
производством ставки подоходного налога. Кооперативы получили большие по сравнению
с государственными предприятиями права по самостоятельному установлению цен на готовую
продукцию, по оплате труда.С другой
стороны, имелись значительные ограничения деятельности кооперативов. Их было разрешено
создавать только в сфере общественного питания, производства товаров народного потребления
и только с согласия и по инициативе исполкомов местных Советов. Выставлялось очень
важное условие функционирования кооперативов – обеспеченность ресурсами. Государство
разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным,
или по оптовым ценам, но с увеличивающими коэффициентами.Создавая
столь противоречивые условия жизнедеятельности кооперативов, государство, с одной
стороны, уступало давлению обстоятельств – нараставшим экономическим трудностям
в госсекторе, с другой – стремилось взять кооперативное движение под жесткий контроль.26 мая 1988
г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР» № 8998-ХI. Закон устанавливал основные принципы
развития кооперативов, определял отношения государства и кооперации, гарантировал
свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывал широкий простор
для инициативы и самоуправления, повышал ответственность членов кооператива за результаты
своего труда. Он гарантировал гражданам права добровольного вступления в кооператив
и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность
коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению
его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на
труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и право на социальное
обеспечение. В законе определялись главные задачи кооперации, типы кооперативов,
создание и принципы их деятельности, управление кооперативом, собственность кооператива,
права и обязанности членов кооператива.Дальнейшее
развитие малого бизнеса в Республике Беларусь связано с принятия Верховным Советом
БССР 14 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях» № 462-ХII, которым были определены общие правовые, экономические и социальные
основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности
в условиях развития рыночных отношений [16], а также с Постановлением Совета Министров
БССР 20 мая 1991 г. «О малых предприятиях в Белорусской ССР». Данным постановлением
Совет Министров БССР закрепляет в качестве одной из важных мер экономической реформы
создание дополнительных производственных мощностей и рабочих мест за счет развития
в республике малых предприятий, способных обеспечить быструю окупаемость затрат,
оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Данным документом была
ужесточена регистрация малых предприятий, и было дано определение малых предприятий
с учетом критерия численности. Согласно этому постановлению, малые предприятия разрешалось
создавать как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. При
крупных предприятиях создавались малые государственные предприятия. Им передавалось
оборудование, сырье, материалы.28 мая 1991
г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «О предпринимательстве
в Республике Беларусь» № 813-ХII, который
определил правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации
предпринимательской деятельности, порядок ее регистрации и прекращения, права, обязанности
и ответственность субъектов предпринимательства, ответственность государственных
или иных органов и их должностных лиц за нарушение прав предпринимателей, установил
меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике
Беларусь. Закон создал условия для широкого проявления хозяйственной инициативы
и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности,
свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.В целях практической
поддержки предпринимательства и развития частной инициативы Совет Министров Республики
Беларусь 28 января 1992 г. принял Постановление № 36 «О развитии предпринимательства
и образования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей».9 декабря
1992 г. был принят Закон № 2020-ХП «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», который определил
правовые и экономические основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации
акционерных обществ, обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью,
права и обязанности их участников.10 декабря
1992 г. был принят Закон № 2034-ХII «О противодействии
монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данный закон сыграл и играет
определенную роль в развитии малого бизнеса, так как в нем были установлены меры
по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих
субъектов, что способствовало появлению новых предприятий, значительно облегчая
их вход на рынок, все это приводит к развитию конкуренции, эффективному функционированию
товарных рынков.В январе
1993 г. был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности
в Республике Беларусь» № 2103-ХII, который
должен был способствовать развитию малого бизнеса в Беларуси. В настоящее время
действие Закона приостановлено Декретом Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении
и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 3 от 20.03.1998
г.Указом Президента
Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого
предпринимательства» установлены основные направления поддержки малого предпринимательства:– формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая
содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных
связей с иностранными юридическими и физическими лицами;– создание для субъектов малого бизнеса льготных условий получения
информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок
и технологий;– содействие организации подготовки и повышения квалификации кадров
для малого предпринимательства.Кроме того,
в Указе определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.В развитие
положений Указа был принят Закон Республики Беларусь № 685-ХII от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства
в Республике Беларусь». Он направлен на реализацию установленного Конституцией Республики
Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и
осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать
повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условии оживления
экономики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.Кроме перечисленных
в Указе № 262, в Законе дополнительно определены следующие направления поддержки
малого предпринимательства:– введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,
сертификации выпускаемой ими продукции;– реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически
чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;– проведение различного рода исследований предпринимательских
структур.Для исполнения
норм, заложенных в названном Законе, был принят ряд нормативных правовых актов.
В первую очередь, это Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения
для субъектов малого предпринимательства» № 121-3 от 31.12.1997 г. В развитие положений
названного закона Совет Министров Беларуси принимает ряд постановлений: «Об утверждении
Положения об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» № 640
от 04.06.1997 г. [20], «Об утверждении Положения о центре поддержки предпринимательства
в Республике Беларусь» № 1111 от 25.08.1997 г. [23] и «Об утверждении Положения
о научно-технологическом парке» № 998 от 31.07.1997 г., в которых подробно раскрываются
правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования этих
организаций, задачи и направления деятельности, статус инкубаторов, центров поддержки
малого предпринимательства и технопарков, формирование их имущества, права и ответственность
этих организаций.С 1 июля
1999 г. вступил в действие Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-3 от 07.12.1998
г. Он раскрывает понятия предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя,
юридического лица, правила регулирования деятельности предпринимателя, а также право
граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.13 июля 1999
г. вышел Указ Президента «О Совете по развитию предпринимательства в Республике
Беларусь» № 388. Совет создан для выработки рекомендаций по развитию и комплексной
государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности
в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений и
координации деятельности общественных объединений предпринимателей.В целях создания
благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защиты экономических
интересов субъектов малого предпринимательства Совет Министров Республики Беларусь
от 21.12.1999 г. принимает Постановление № 1972 «Об утверждении Положения об обществах
взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства». В постановлении определены
цель, порядок создания, ликвидации и реорганизации, органы управления, права, обязанности
и ответственность участников, имущество, учет финансовой деятельности и отчетность
общества.В целях упорядочения
государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих
и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей Президент
Республики Беларусь издает Декрет «Об упорядочении государственной регистрации и
ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» № 11 от 16.03.1999
г., а 26 ноября 2000 г. Декрет № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет
Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной
регистрации отдельных юридических лиц». Новый Декрет существенно снизил минимальный
размер уставных фондов коммерческих организаций, упрощены процедурные вопросы, связанные
с регистрацией субъектов хозяйствования, уменьшен перечень оснований для внесудебной
ликвидации и отказа в регистрации субъектов хозяйствования. Однако по-прежнему сохранен
жесткий контроль государства за видами деятельности предприятий.11 июня 2002
г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 «Об утверждении
Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике
Беларусь на 2002–2007 годы».Декретом
Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2005 г. было утверждено «Положение
о лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым перечень
видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), сокращен со 150
до 49, а также установлен список государственных органов, уполномоченных на их выдачу.Кроме вышеперечисленных законов,
декретов, указов, постановлений, в Республике Беларусь действует ряд других нормативных
правовых актов, регламентирующих функционирование и развитие субъектов предпринимательства.
Среди них, Законы «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. № 423-З, Указ Президента Республики
Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» №
285 от 18.06.2007 г., которым утверждено Положение о едином налоге с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц и перечень видов деятельности, при осуществлении
которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый
налог, и базовых ставок единого налога.Следует отметить, что Указом
Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760 были внесены изменения и дополнения
в Указ № 285, согласно которым:– с 1 апреля 2007 г. из перечня видов деятельности, при осуществлении которых
индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и
базовых ставок единого налога, исключается розничная торговля отдельными товарными
группами: всеми видами изделий из натурального меха, мебелью, электрохолодильниками
бытовыми и морозильниками, машинами стиральными бытовыми, телевизионными приемниками
цветного и черно-белого изображения, компьютерами бытовыми персональными, ноутбуками,
их составными частями и узлами, мобильными телефонами;– с 1 января 2008 г. деятельность
индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов
семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные
(удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).Таким образом, можно констатировать,
что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке
и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается
и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных
условий деятельности субъектов малого предпринимательства.2. Динамика
развития малого бизнеса в Республике БеларусьИстория развития
малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот
период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе
субъектов малого бизнеса, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной
политике стимулирования и развития малого бизнеса. Ниже рассмотрены различные аспекты
динамики развития малого бизнеса в республике.2.1 Численность и структура субъектов малого бизнеса
Динамику
изменения численности субъектов малого бизнеса можно проследить по данным Министерства
статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь.По данным
Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2008 г. в республике
насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г.
и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий
в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005
г. – 105,9 % (рис. 1).По данным
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность
индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила
177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем
на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению
с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6 % (см. рис.2.1).
Рис. 1. Динамика развития малого бизнеса
в 2005–2007 гг.Таким образом,
по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых
предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006
г. – 3,2 и 18,4 соответственно).Анализ данных
(см. рис. 1) изменения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей
свидетельствует о тенденции снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста
малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что некоторые индивидуальные
предприниматели в процессе ведения бизнеса смогли выйти на новый уровень развития
и зарегистрировать малое предприятие, то есть перейти в категорию юридического лица
(увеличение на 270 малых предприятий). С другой стороны, принятие в 2005–2006 гг.
нормативных правовых актов, регулирующих сферу малого бизнеса, привело к переходу
индивидуальных предпринимателей в категорию юридических лиц или прекращению деятельности.Сравнение
уровня развития малого бизнеса в Республике показывает, что мы отстаем не только
от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей.
Так, в 2002 г. в России на 1000 жителей приходилось 5-6 малых предприятий, в Латвии
– 12-14, Литве – 20, Эстонии – 25, Германии – 37, Японии – 50 и США – 75 (табл.
1).Таблица 1.
Уровень развития
малых предприятий в различных странах в 2002 году
Страна | Количество МП, тыс. единиц | Количество МП на 1000 жителей | Доля работающих в МП в общей численности занятых в экономике, % |
Доля МП в ВВП страны, % |
Великобритания | 2 630,0 | 46,0 | 49,0 | 50-53 |
Германия | 3 920,0 | 37,0 | 46,0 | 50-54 |
Италия | 3 920,0 | 68,0 | 73,0 | 57-60 |
Страны ЕС | 15 770,0 | 45,0 | 72,0 | 63-67 |
США | 19 300,0 | 74,2 | 54,0 | 50-52 |
Япония | 6 450,0 | 49,6 | 78,0 | 52-55 |
Россия | 836,2 | 5,7 | 9,6 | 10-11 |
Беларусь | 29,0 | 2,9 | 7,4 | 7,6 |
По формам
собственности наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий около
90 % занимают предприятия частной формы собственности (рис. 2).
Рис. 2. Распределение
малых предприятий по формам собственности в 2007 г. (в % к общему количеству)
В зависимости
от организационно-правовых форм среди малых предприятий больше всего унитарных предприятий
– 42 %, обществ с ограниченной ответственностью – 33 %, меньше всего акционерных
обществ – 5 % (рис. 3).
Рис. 3. Распределение малых
предприятий в зависимости от их организационно-правовых форм в 2007 г.
Отраслевая
структура предприятий малого бизнеса неоднородна. Малые предприятия в Беларуси заняты
в основном в области торговли и общественного питания, промышленности и строительства.
Отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется
(табл. 2).
Таблица 2
Распределение
числа малых предприятий по отраслям
Отрасль |
Число малых предприятий, ед. |
Удельный вес предприятий, % |
|||||
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Промышленность | 6 877 | 7 450 | 7 793 | 22,2 | 22,7 | 23,6 | |
Строительство | 3 585 | 3 921 | 4 069 | 11,5 | 11,9 | 12,3 | |
Сельское и лесное хозяйство | 316 | 386 | 355 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | |
Транспорт | 1742 | 1861 | 1833 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | |
Связь | 148 | 155 | 167 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Торговля и общественное питание |
13 147 | 13 552 | 13 634 | 42,4 | 41,3 | 41,2 | |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
185 | 222 | 424 | 0,6 | 0,7 | 1,3 | |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
358 | 439 | 504 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
672 | 740 | 702 | 2,2 | 2,3 | 2,1 | |
Наука и научное обслуживание | 374 | 324 | 274 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | |
Другие отрасли | 3 583 | 3 774 | 3 339 | 11,6 | 11,5 | 10,0 | |
ВСЕГО | 30 987 | 32 824 | 33 094 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В сфере торговли
и общественного питания доля малых предприятий составляет 41,2 % к общему количеству
предприятий в 2007 г. (2005 г. – 42,4 %, 2006 г. – 41,3 %); в сфере промышленности
занято около 23,6 % малых предприятий (2005 г. – 22,2 %, 2006 г. – 22,7 %); в строительстве
– 12,3 % (2005 г. – 11,5 %, 2006 г. – 11,9 %); на транспорте – 5,5 % (2005 г. –
5,6 %, 2006 г. – 5,7 %).
Анализ показателей
последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского
сектора в сторону увеличения, пусть и небольшого, количества малых предприятий,
занятых в промышленности. Если в 2001 г. малых промышленных предприятий насчитывалось
5 860, то в 2007 г. – 7 793 предприятия.
Постепенно
растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт,
связь, материально-техническое снабжение и сбыт, финансово-кредитная сфера.
Все остальные
отрасли, такие как, сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, наука
и научное обслуживание имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого
предпринимательства. Например, в сельском хозяйстве в 2007 г. было занято 317 малых
предприятий, что составляло 1 % их общего количества. В области здравоохранения,
физической культуры и социального обеспечения функционировало 702 предприятия, или
2,1 % (2006 г. – 740 предприятий, или 2,3 %).
Таким образом,
торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт
в малом бизнесе занимают более 80 %.
Что касается
индивидуальных предпринимателей, то согласно экспертным оценкам (официальные данные
об отраслевой структуре этой категории субъектов отсутствуют) около 80 % из них
осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления
на рынках, остальные 20 % заняты в сфере мелкого производства и оказания бытовых
услуг населению.
Для сравнения отметим, в Германии,
Франции, Польши малые предприятия:
– занимают доминирующее положение
в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли;
– лидируют в легкой промышленности
(швейная, обувная) и биотехнологии;
– создают серьезную конкуренцию
крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов
и т.д.
2.2 Производство промышленной продукции и потребительских товаров предприятиями
малого бизнеса
В 2007 г.
предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на общую сумму 10 331,5
млрд. р., из них 4 461,7 млрд. р. – в промышленности (43,2 %), 1 838,2 млрд. р.
– в торговле и общественном питании (17,8 %), 1 442,9 млрд. р. – в строительстве
(14 %).
В 2007 г.
предприятиями малого бизнеса произведено продукции промышленного характера на сумму
4 371,0 млрд. р. или 7 % от общего объема производства промышленной продукции. В
сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями
за этот период по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,6 %, в то время как в целом
по республике – на 10,5 %.
Треть объема
промышленной продукции (31,9 %), произведенной малыми предприятиями, составляет
продукция машиностроения и металлообработки, 15,6 % – химической и нефтехимической
промышленности, 15,3 % – пищевой промышленности, 14 % – лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности, 7,9 % – легкой промышленности.
Самые высокие
темпы роста объема производства промышленной продукции наблюдались в топливной (183,4
%), химической и нефтехимической (133,5 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
отраслях промышленности (126,4 %), в машиностроении и металлообработке (121,7 %)
(табл. 3).
Таблица 3.
Объем производства
продукции промышленного характера по отраслям промышленности, млн. р.
Отрасль | Годы |
2007 в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
|
2006 | 2007 | ||
Промышленность -всего, из нее: |
3 536 681 | 4 371 049 | 122,6 |
топливная | 38 976 | 54 439 | 183,4 |
черная металлургия | 33 105 | 30 190 | 69,7 |
химическая и нефтехимическая | 483 475 | 681 510 | 133,5 |
машиностроение и металлообработка | 1 090 244 | 1 393 435 | 121,7 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 499 329 | 611 032 | 126,4 |
строительных материалов | 132 625 | 128 132 | 117,1 |
легкая | 244 450 | 346 173 | 116,9 |
пищевая | 621 795 | 668 329 | 116,7 |
Общий объем
розничного товарооборота малых организаций торговой сети и общественного питания
составил в 2007 г. 1 605,2 млрд. р. и увеличился по сравнению с 2006 г. на 38,3
% (по республике – 19 %). В структуре розничного товарооборота наибольший удельный
вес составляют непродовольственные товары – 51,3 %, соответственно, продовольственные
товары – 48,7 %.
Следует отметить,
что «розничный товарооборот определяется как объем продажи товаров населению за
наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в
организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных
рынках и в специально оборудованных помещениях».
В 2007 г.
субъектами малого бизнеса было произведено потребительских товаров на общую сумму
1 358,9 млрд. р., из них продовольственных товаров на 415,3 млрд. р., непродовольственных
товаров – 851,6 млрд. р. и вино-водочных изделий и пива – 91,9 млрд. р.
Структура
производства потребительских товаров в 2007 г. отражена на рис. 4.
Рис. 4. Структура
производства потребительских товаров в 2007 г. (в процентах к итогу)
2.3 Внешнеторговая
деятельность субъектов малого бизнеса
В общем объеме белорусского
экспорта доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет остается стабильной
и составляет более 12 %. В общем объеме импорта их доля значительно выше и составляет
около 30 %. Импорт товаров субъектами малого предпринимательства превалирует над
экспортом (табл. 4).
Таблица 4
Объем внешней торговли малых
предприятий, млн. у.е.
Малые предприятия | Темпы роста, % | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2006 г. к 2005 г. | 2007 г. к 2006 г. | |
Объем внешней торговли | 4962,9 | 7680,0 | 6972,9 | 154,7 | 99,3 |
Экспорт | 1589,2 | 2248,9 | 2118,8 | 141,5 | 111,1 |
Импорт | 3373,7 | 5431,1 | 4854,1 | 161,0 | 94,9 |
Сальдо | 1784,5 | 3182,2 | 2735,3 |
– |
– |
За 2007 г. объем экспорта
товаров субъектами малого бизнеса составил 2 118,8 млн. у.е. В общем объеме экспорта
на долю Российской Федерации приходится 609,8 млн. у.е. (или 28,8 %). Изменение
правил взимания НДС по принципу страны назначения повлекло за собой сокращение экспорта
более чем на 40 %.
Вторую позицию из экспортных
партнеров республики занимают Нидерланды, – 31,1 % от общего объема экспорта, третью
– Великобритания – 10,1 %. Увеличился на 4,4 пункта экспорт товаров на Украину.
Из общего объема экспорта
наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты – 50,6 %, древесину и изделия
из нее – 6,1 %, продукцию химической отрасли, в том числе изделия из пластмасс –
3,7 %, мебель – 1,7 %. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли
товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией.
В то же время существенного роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции
не происходит.
Импорт товаров субъектами
малого предпринимательства за 2007 г. составил 4 854,1 млн. у.е. В общем объеме
импорта на долю Российской Федерации приходится 62,5 %. Однако следует отметить,
что импорт из Российской Федерации по сравнению с предыдущим годом сократился на
21 %. Вторую позицию занимает Украина – 5,7 % от общего объема импорта, третью –
Германия –5,4 %. По сравнению с 2006 г. импорт из Польской Республики увеличился
на 43,1 % , из Китайской Народной Республики увеличился в 3 раза.
Импорт субъектами малого бизнеса
нефти и нефтепродуктов составил 33,2 % от общего объема импорта. В 2007 г. по сравнению
с 2006 г. увеличился ввоз в республику природного и сжиженного газа (в 4,5 раза),
холодильников и холодильного оборудования (на 4,2 раза), стиральных машин (в 2,9
раза), пива (в 2,2 раза).
Доля экспорта и импорта субъектов
малого предпринимательства в общем объеме экспорта–импорта значительно отличается
по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого
бизнеса по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем
объеме экспорта составляла 30,9 %, импорта – 48,4 %. Данная ситуация связана с соблюдением
жестких условий по срокам поставок, сильным влияниям конъюнктуры на том или ином
рынке, знаниям мирового рынка, форм расчетов, технического обслуживания. Соответствовать
необходимым требованиям мирового рынка в настоящее время способно относительно небольшое
количество малых предприятий Беларуси.
2.4 Численность занятых
На предприятиях
малого бизнеса, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2007
г. достигла 456,18 тыс. чел. По сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился
на 57,78 тыс. чел., или на 1,3 %. Удельный вес занятых на малых предприятиях составил
10,5 % общего числа занятых в экономике (2006 г. – 10,4 %; 2005 г. – 10,1 %) (табл.
5).
Таблица 5
Численность
работников малых предприятий по отраслям экономики
Отрасль | Численность работников МП, чел | Процент к итогу | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Промышленность | 163 028 | 171 542 | 174 468 | 37,3 | 38,1 | 38,2 |
Сельское и лесное хозяйство | 3 794 | 8 723 | 9 105 | 1,6 | 1,9 | 2,0 |
Строительство | 62 187 | 69 553 | 73 883 | 14,2 | 15,4 | 16,2 |
Транспорт | 33 817 | 35 667 | 34 110 | 7,7 | 7,9 | 7,5 |
Связь | 1 632 | 1 645 | 1 847 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Торговля и общественное питание | 112 405 | 108 024 | 112 736 | 25,7 | 24,0 | 24,7 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
2 330 | 2 686 | 3 868 | 0,5 | 0,6 | 0,8 |
Наука и научное обслуживание | 4 913 | 4 125 | 3 630 | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
4 385 | 5 271 | 5 848 | 1,0 | 1,2 | 1,3 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
6 101 | 6 156 | 5 942 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
Другие отрасли | 39 163 | 37 010 | 30 743 | 9,1 | 8,2 | 6,7 |
ВСЕГО | 436 755 | 450 402 | 456 180 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Всего занятых в экономике | 4 339 300 | 4 316 300 | 4 349 800 | 10,1 | 10,4 | 10,5 |
Более чем
треть работников малых предприятий на конец 2007 г. было занято в промышленности,
а именно – 174,5 тыс. чел. В сфере торговли и общественного питания работало 24,7
%, в строительстве – 16,2 %, на транспорте – 7,5 %, в сельском и лесном хозяйстве
– 2 % от общего числа занятых. Таким образом, в названных отраслях экономики было
задействовано 88,6 % от общего числа занятых на предприятиях малого бизнеса.
Численность
занятых на малых предприятиях с 2005 г. по 2007 г. выросла на 4,4 %, однако годовые
темпы роста снижаются (2005 г. по сравнению с 2002 г. – 13,5 %; 2006 г. по сравнению
с 2005 г. – 3,1 %; 2007 г. по сравнению с 2006 г. – 1,3 %).
С учетом
индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса было занято 625,5 тыс. чел.,
или 14,4 % общего числа занятых в экономике (2006 г. – 574,3 тыс. чел., или 13,3
% соответственно).
Соотношение
работников списочного и несписочного состава предприятий малого бизнеса за последние
три года практически не изменилось. И это притом, что данная сфера вполне в состоянии
(конечно, при условии ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для
высвобождающихся с нерентабельно работающих крупных предприятий. Например, в 80-х
гг. в США малые предприятия создали 20 млн. рабочих мест, тогда как крупные корпорации
уволили около 4 млн. работников.
Для нашей
экономики с дефицитом инвестиций немаловажно и то, что на создание одного рабочего
места на малых предприятиях требуется около 1,7 тыс. у.е., в то время как на крупных
предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50 тыс. у.е.,
или почти в 30 раз больше.
2.5 Инвестиции
Субъектами малого бизнеса
введено в 2007 г. основных фондов на сумму 773,4 млрд. р. Инвестиции в основной
капитал составили 1032,7 млрд. р. В структуре инвестиций в основной капитал средства
юридических лиц (собственные и заемные средства других организаций), включая кредиты
банков, в 2007 г. составили 63,5 %, средства населения – 11 %, иностранных инвесторов
и кредитов – 18,2 %, бюджетные средства, включая средства внебюджетных фондов –
7,3 % (рис. 5).
Рис. 5. Структура инвестиций
по источникам финансирования в 2007 г. (в процентах к общему объему) 1 – собственные средства организации;
2 – заемные средства других организаций; 3 – бюджетные средства; 4 – внебюджетные
фонды; 5 – иностранные источники (в т.ч. кредиты иностранных банков); 6 – кредиты
банков; 7 – средства населения
Анализируя
динамику инвестиций, следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса
собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных
инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и, соответственно,
снижаются объемы таких источников, как средства бюджета и внебюджетных фондов.
На малых
предприятиях государственной формы собственности инвестиции в основной капитал составили
в 2007 г. 9 %, частной – 76,4 %, иностранной – 14,6 %. По сравнению в 2006 г. происходит
рост инвестиций в основной капитал малыми предприятиями государственной формы собственности
(рис. 6).
Рис 6. Инвестиции
в основной капитал по формам собственности (в процентах)
2.6 Налоговые поступления
Сумма налоговых
поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2006 г. возросла на
116,9 млрд. р., или на 28,5 % и составила 527,3 млрд. р. Хотя в общем объеме удельный
вес налоговых поступлений снизился на 0,2 %. Удельный вес налоговых поступлений
от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике
представлен в табл. 6.
Таблица 6
Удельный
вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых
поступлений по республике
Период (год) |
Сумма налоговых поступлений от ИП, млн. р. |
Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, % |
2001 | 96 931,0 | 2,0 |
2002 | 181 657,4 | 2,6 |
2005 | 330 239,3 | 3,3 |
2006 | 410 466,2 | 2,9 |
2007 | 527 332,2 | 2,7 |
Учет налоговых
поступлений отдельно по малым предприятиям в Министерстве по налогам и сборам не
осуществляется. Информация о налоговых поступлениях в бюджет от негосударственных
коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, за исключением
банков, страховых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями,
иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений),
фондов представлена в табл. 7.
Таблица 7
Удельный
вес налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций различных
организационно-правовых форм
Период (год) |
Сумма налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций, млн. р. |
Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, % |
1 | 2 | 3 |
2001 | 497 693,0 | 10,1 |
2002 | 748 439,7 | 10,8 |
2005 | 1 159 391,4 | 11,6 |
2006 | 1 826 149,9 | 13,0 |
2007 | 2 614 101,5 | 13,4 |
2.7 Финансовое
положение малых предприятий
Выручка от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2007 г. составила
31 768,4 млрд. р. или 21,2 % от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству,
и увеличилась по сравнению с 2006 г. 40,1 %.
По итогам
работы за 2007 г. малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции
(товаров, работ, услуг) в размере 1 163,9 млрд. р. Наилучшие финансовые показатели
деятельности были у малых предприятий, занимающихся промышленным производством –
373,2 млрд. р., торговлей и общественным питанием – 344,4 млрд. р., строительством
– 185,4 млрд. р.
Вместе с
тем, около 9 тыс. предприятий, или 26,9 % от общего количества малых предприятий,
отразивших финансовые результаты, имели убытки. По сравнению с 2006 г. количество
убыточных предприятий уменьшилось с 28,3 % до 26,9 %. Наибольшее количество убыточных
малых предприятий в 2007 г. наблюдалось: у малых предприятий, занимающихся операциями
с недвижимым имуществом – 34,1 %; в областях транспорта – 31,1 %, торговли и общественного
питания – 30,9 %.
Уровень рентабельности
реализованной продукции, работ, услуг (основной показатель, характеризующий эффективность
работы предприятий) в 2007 г. составил 10,6 % (в 2006 г. – 12,1 %). На малых предприятиях
частной формы собственности уровень рентабельности составил 12,6 % (по сравнению
с 2006 г. данный показатель уменьшился на 1,6 пункта); с иностранной формой собственности
– 6,2 %. На малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность
была равна – 7,7 %. При этом самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях,
осуществляющих операции с недвижимым имуществом – 40,4 %, связи – 25,4 %, торговли
и общественного питания 23,1 %, культуры и искусства – 20,4 %, занимающихся информационно-вычислительным
обслуживанием – 19,1 %, самый низкий – на предприятиях, занимающихся финансами,
кредитами, страхованием, пенсионным обеспечением – 3 %; транспорта – 4,4 %. Нерентабельной
отраслью в 2007 г. является лесное хозяйство, где рентабельность реализованной продукции,
работ, услуг составляет ( 14 %) (табл. 8).
Таблица 8
Рентабельность продукции (товаров,
работ, услуг) по отраслям экономики, %
Отрасль | Годы | ||
2005 | 2006 | 2007 | |
Всего: из нее |
11,4 | 12,1 | 10,6 |
промышленность | 9,8 | 10,2 | 9,7 |
сельское хозяйство | 0,4 | 5,2 | 7,0 |
лесное хозяйство | 9,1 | 11,1 | 14,0 |
строительство | 15,2 | 15,1 | 15,2 |
транспорт | 5,4 | 6,1 | 4,4 |
связь | 30,1 | 91,4 | 25,4 |
торговля и общественное питание |
17,6 | 17,0 | 23,1 |
информационно-вычислительное обслуживание |
14,6 | 17,6 | 19,1 |
операции с недвижимым имуществом | 39,8 | 43,9 | 40,4 |
культура и искусство | 11,0 | 16,4 | 20,4 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
8,0 | 7,1 | 3,0 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник Республики
Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
2.Статистический сборник «Малое предпринимательство
Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
3. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных
стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Улучшение деловой среды в Беларуси
// Аналитический отчет МФК – Минск, 2008.