Урок истории "Трудные времена на Русской земле"

Дата: 13.02.2016

		

Федеральное агентство по образованию и
науке

Министерство образования Российской
Федерации

ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный
педагогический институт»

Факультет педагогики и методики
начального образования

Конспект урока по теме:

Трудные времена на Русской
земле

2010

Тема урока: «Трудные времена
на Русской земле»

Цель: сформировать представление о важных событиях13 века.

Задачи:

образовательная: изучить нашествие хана Батыя и историческое значение Невской
битвы, сформировать представления учащихся о военном деле на Руси;
познакомить с героическими страницами истории Отечества

развивающая: развивать мышление, воображение, память.

воспитательная: воспитывать любовь и уважение к Родине.

Ход урока

I
Орг.момент

Каждый день
— всегда, везде,

На
занятиях, в игре

Смело,
четко говорим

И тихонечко
сидим.

Учитель: Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле».

II Проверка
домашнего задания.

Но перед
тем как приступить к новой теме урока. Мы должны проверить домашнее задание.

Индивидуальная
работа по карточкам:

Карточка 1.
Как было организовано управление в Древней Руси?

Карточка 2.
Каковы заслуги князя Владимира?

Учитель: Пока двое учеников будут отвечать на вопросы в карточках, мы
проверим домашнее задание.

Ученик: Пересказ текста и на странице 53 и задание под звездочкой.

Учитель: Вам надо рассказать о Древнем Новгороде

(Ученики
отвечают домашнее задание)

III Работа
над новой темой. Слово учителя:

В XIII веке
на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско.
Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на
место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей,
верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с
места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы
жили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и
грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и терпеливым народом. Они могли
не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко
жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно
враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена
монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Кочевая
жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого война. Мужчины
много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Женщины тоже
были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием.
(Показ иллюстраций с изображением монголо-татарского война, и жилища монголо —
татар).

Учитель: Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их.

Ученик 1: Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец.
Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него
много различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье.

Ученик 2: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение.

(Продолжение рассказа
учителя).

Учитель: Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским
границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У жителей
Рязани не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Пять дней держалась
Рязань, на шестой — пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо — татары
заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоевали, разрушили и сожгли
прекрасные города. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4000
вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли.
Врагам достались одни развалины. В1240 году был разграблен и разрушен Киев.

Учитель: Почему же Русь покорилась монголо-татарам?

Ученик: Потому что не было мира и согласия между русскими князьями.

Учитель: Верно. Они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать
главным среди всех.

Около
трехсот лет хозяйничали монголы на русской земле. Очень много времени понадобилось
русским людям, что бы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Батый к 40м
годам XIII века основал огромное государство — Золотую Орду. Однако с течением
времени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленные
потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к распаду Золотой Орды. Она
распалась на несколько княжеств: Казанское, Астраханское и Крымское царства.
Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов постепенно слабела. А при великом
московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов,
освободилась от чужеземного ига.

Учитель: Посмотрите на текст на странице 59-60.Давайте прочитаем его, а
после этого я задам вам вопросы, на которые вы должны будете ответить (Ученики
читают текст и отвечают на вопросы)

Учитель: Кто напал на Русь в XIII

Ученик: Монголо-татары.

Учитель: Какой первый город был на их пути?

Ученик: Рязань.

Учитель: Найди его на карте.

(выполнение
задание 1 на странице 60.)

IV
Продолжение новой темы

Учитель: Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то
время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого
князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою
независимость от шведов и ливонских немцев. А подробнее про жизнь и военные
сражения князя Александра прочитаем на странице 62 ваших учебников.

(Ученики
читают текст)

Учитель: Выполните задание 2 по карте на странице 60

Учитель: А теперь откройте ваши тетради на печатной основе на странице 21,
выполним задания №3 и №4

V
Закрепление изученного

Учитель: А что бы закрепить изученный материал, я сейчас задам вам вопросы
по данной теме, а тот, кто внимательно слушал, легко на них ответит.

ВОПРОСЫ:

Кто напал
на Русь в XIII? (моголо-татары)

Кто
возглавил поход на Русь? (Хан Батый)

Какой
первый город был на их пути? (Рязань)

Сколько
дней оборонялись жители Рязани? (5)

Какой город
оказал Батыю серьезное сопротивление? (Козельск)

Что
случилось с Киевом? (захвачен и разграблен)

Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)

Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?
(Ледовое побоище)

Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином, чтобы пробить
самую крепкую оборону)

Чем закончилась битва? (победой Александра Невского)

VI Подведение итогов

Домашнее
задание: стр.59-63 пересказ. Ответы на вопросы на стр.64 Рабочая тетрадь: стр.
20 №1,2

Выставление оценок.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий