Федеральное агентство по образованию и
наукеМинистерство образования Российской
ФедерацииГОУ ВПО «Борисоглебский государственный
педагогический институт»Факультет педагогики и методики
начального образованияКонспект урока по теме:
Трудные времена на Русской
земле2010
Тема урока: «Трудные времена
на Русской земле»Цель: сформировать представление о важных событиях13 века.
Задачи:
образовательная: изучить нашествие хана Батыя и историческое значение Невской
битвы, сформировать представления учащихся о военном деле на Руси;
познакомить с героическими страницами истории Отечестваразвивающая: развивать мышление, воображение, память.
воспитательная: воспитывать любовь и уважение к Родине.
Ход урока
I
Орг.моментКаждый день
всегда, везде,На
занятиях, в игреСмело,
четко говоримИ тихонечко
сидим.Учитель: Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле».
II Проверка
домашнего задания.Но перед
тем как приступить к новой теме урока. Мы должны проверить домашнее задание.Индивидуальная
работа по карточкам:Карточка 1.
Как было организовано управление в Древней Руси?Карточка 2.
Каковы заслуги князя Владимира?Учитель: Пока двое учеников будут отвечать на вопросы в карточках, мы
проверим домашнее задание.Ученик: Пересказ текста и на странице 53 и задание под звездочкой.
Учитель: Вам надо рассказать о Древнем Новгороде
(Ученики
отвечают домашнее задание)III Работа
над новой темой. Слово учителя:В XIII веке
на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско.
Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на
место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей,
верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с
места на место в поисках новых пастбищ.Монголы
жили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и
грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и терпеливым народом. Они могли
не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко
жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно
враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена
монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Кочевая
жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого война. Мужчины
много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Женщины тоже
были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием.
(Показ иллюстраций с изображением монголо-татарского война, и жилища монголо
татар).Учитель: Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их.
Ученик 1: Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец.
Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него
много различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье.Ученик 2: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение.
(Продолжение рассказа
учителя).Учитель: Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским
границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У жителей
Рязани не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Пять дней держалась
Рязань, на шестой пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо татары
заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоевали, разрушили и сожгли
прекрасные города. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4000
вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли.
Врагам достались одни развалины. В1240 году был разграблен и разрушен Киев.Учитель: Почему же Русь покорилась монголо-татарам?
Ученик: Потому что не было мира и согласия между русскими князьями.
Учитель: Верно. Они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать
главным среди всех.Около
трехсот лет хозяйничали монголы на русской земле. Очень много времени понадобилось
русским людям, что бы собрать силы и прогнать врага со своей земли.Батый к 40м
годам XIII века основал огромное государство Золотую Орду. Однако с течением
времени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленные
потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к распаду Золотой Орды. Она
распалась на несколько княжеств: Казанское, Астраханское и Крымское царства.
Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов постепенно слабела. А при великом
московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов,
освободилась от чужеземного ига.Учитель: Посмотрите на текст на странице 59-60.Давайте прочитаем его, а
после этого я задам вам вопросы, на которые вы должны будете ответить (Ученики
читают текст и отвечают на вопросы)Учитель: Кто напал на Русь в XIII
Ученик: Монголо-татары.
Учитель: Какой первый город был на их пути?
Ученик: Рязань.
Учитель: Найди его на карте.
(выполнение
задание 1 на странице 60.)IV
Продолжение новой темыУчитель: Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то
время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого
князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою
независимость от шведов и ливонских немцев. А подробнее про жизнь и военные
сражения князя Александра прочитаем на странице 62 ваших учебников.(Ученики
читают текст)Учитель: Выполните задание 2 по карте на странице 60
Учитель: А теперь откройте ваши тетради на печатной основе на странице 21,
выполним задания №3 и №4V
Закрепление изученногоУчитель: А что бы закрепить изученный материал, я сейчас задам вам вопросы
по данной теме, а тот, кто внимательно слушал, легко на них ответит.ВОПРОСЫ:
Кто напал
на Русь в XIII? (моголо-татары)Кто
возглавил поход на Русь? (Хан Батый)Какой
первый город был на их пути? (Рязань)Сколько
дней оборонялись жители Рязани? (5)Какой город
оказал Батыю серьезное сопротивление? (Козельск)Что
случилось с Киевом? (захвачен и разграблен)Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)
Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера?
(Ледовое побоище)Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином, чтобы пробить
самую крепкую оборону)Чем закончилась битва? (победой Александра Невского)
VI Подведение итогов
Домашнее
задание: стр.59-63 пересказ. Ответы на вопросы на стр.64 Рабочая тетрадь: стр.
20 №1,2Выставление оценок.