Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Дата: 12.01.2016

		

I.       
Влияние
социальной среды на одаренность.

1.
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды
(социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые
условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие
выводы:  социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к.
они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество,
тем более благоприятны возможности для развития человека.

2.  Очень важным условие развития
одаренности является семья, а именно:

  • структура
    и эмоциональный климат семьи,
  • стили
    детско-родительских отношений,
  • отношение
    родителей к детской одаренности.

Обращаясь
к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)  воспитывалось
в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут
кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и
сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования
Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей
в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний
коэффициент интеллектуальности.

Структура
семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и
эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений,
многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей
родителями противоположного пола.

Большинство
исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие,
любовь и уважение.

Более
изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том,
что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности
для развития одаренной личности.

Р.
Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и
инструктивный.

Для
первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…»,
«Сиди спокойно…». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их
указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль
развивает в ребенке пассивную податливость  и наряду с зависимостью и
конформизмом.

Инструктивный
стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки,
а я подмету пол…». Родители беседуют с ребенком «а равных», доказывают, что их
требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще
одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности.
Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию
возможностей ребенка.

Типы
отношений:

·    
отрицательное,

·    
игнорирующее,

·    
положительное,

+
гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность
самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих
несбывшихся потенциальных возможностей).

II.      
Особенности
познавательной деятельности.

1.  
Отличаясь широтой
восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их
мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной
предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны
активно исследовать все окружающее.

2.  
Они обладают
способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать
соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать
альтернативные системы.

3.  
Отличная память в
сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и
категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации
и интенсивно использовать ее.

4.  
Одаренные дети
обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать
свои мысли.

5.  
Наряду со
способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог
восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и
даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им
навязывают готовые ответы.

6.  
Они отличаются
продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении
задач.

7.  
Характерная для одаренного
ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к
тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III.     
Психосоциальная
чувствительность.

1.  
Одаренные дети
обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное
развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.  
Они остро
реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования
к себе и окружающим.

3.  
Живое воображение,
включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и
богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для
одаренных детей.

4.  
Дети обладают
отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5.  
Им недостает
эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и
порывисты.

6.  
Порой для них
характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно
чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

7.  
Эгоцентризм в этом
возрасте как у обычных детей.

8.  
Нередко у
одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в
общении со сверстниками.

IV.     
Физические
характеристики.

1.  
Одаренных детей
отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2.  
Их моторная
координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им
необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких
детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

3.  
Зрение одаренных
детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с
близкого расстояния на дальнее.

V.     
Особенности
системы отношений.

В
дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает
достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками
(М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со
стороны. В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми
для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В. Абраменкова,
Н.А. Пастернак, 1990).

Некоторые
особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к
непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до
изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать
собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора
совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом
закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого,
нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка
поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину
возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им
могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь
с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие
дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.
Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что
старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать
лидером в таком обществе. Переживания по поводу того, что они не могут сделать
что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может
привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию
у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.

Одаренные
дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития,
подвержены  негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и
взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной
действительности. Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут
существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях,
тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких
детей позитивной Я-концепции.

VI.     
Поведенческие
особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное
подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка
может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Неврозы
могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины
неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Он может
уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за
скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может
развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

VII.    
Методики
выявления одаренности.

1.  
Тест Векслера,

2.  
Модификация теста
Торренса,

3.  
Тесты
Стенфорд-Бине,

4.  
Задачи  Пиаже,

5.  
Матрицы Равена

6.  
«Резервирующая
модель» Гауэна,

7.  
Тест Слоссена –
измерение уровня IQ,

8.  
Рисуночный тест на
интеллект.

VIII.   
Технология
работы с одаренными детьми.

Следует
помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к
усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный
ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в
проблему.

У
такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима
огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к
творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Для
развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и
пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать
индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные
рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на
то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена
возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на
другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться
применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать
высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем
способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию
аналитического и критического мышления.

Одной
из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание
Домов детского творчества.

Так,
в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной культуры, где в
фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как
русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Дети
собирают и записывают старинные песни и частушки, пословицы и поговорки. В
подготовке концертов, шитье костюмов, помогают родители.

Кружковцы
отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Отчетом их
занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.

Важно,
увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет
дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно сделать его
ниже посредственности.

Библиография

1.   «Одаренные дети», перевод с
английского. Общая редакция Бурлинской Г.В. и Слуцкого В.М., «Прогресс», 1991,

2.   «Одаренный ребенок» под редакцией
Дьяченко О.М. М. 1997.

3.   Бернс Р. «Развитие Я-концепции и
воспитание», М. 1986,

4.   Божович Л.И. «Избранные
психологические труды. Проблемы формирования личности», М. 1995,

5.   Божович Л.И. «Личность и ее
формирование в детском возрасте», М. 1976,

6.   Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) «Формирование познавательной
направленности у детей 6-летнего возраста на  занятиях в детском саду»,
автореферат диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,

7.   Коломинский Я.Л. «Психология детского
коллектива», Минск, 1984,

8.   Матюшкин А.М. «Загадки одаренности»,
М. 1993,

9.   Матюшкин А.М. «Творческий потенциал
одаренности: структура и развитие», «Психология сегодня» т. 2, М. 1996,

10. Равич-Щербо И.В. «О природных предпосылках
индивидуальности», Таллинн, 1980,

11. Тепилов Б.М. «Проблема индивидуальных различий», М. 1961,

12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. «Лонгитюдное
исследование одаренности», «Вопросы психологии» №2, 1991,

Сим-карты
МТС

Тариф  «Любимый» с прямым номером — $75,

Тариф «Молодежный» с федеральным — $40,

«МТС+ Экстренный международный» — $35.

    Разрешение, доставка.

    233
4772
, [email protected]

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий