Род человеческий на плахе

Дата: 12.01.2016

		

Человек
– высшее творение природы . Существо , которое способно осмыслить свою жизнь и
законы бытия , созидать прекрасные творения и уничтожать природу , соединяющее
в себе две противоположные силы : добро и зло . Несовершенный по своей природе
человек подвержен сомнениям и коварству , обречён на вечный поиск истины ,
смысла жизни , идеала своего совершенства .      

Вопрос
назначения человека на земле до сих пор остаётся неразрешён-  ным , обрастает с
каждым годом новыми проблемами , связанными с развитием цивилизации , и
остаётся вечным и новым для каждого человека , сколько-нибудь задумывающегося
над соей жизнью .

          Попытку разрешить этот вопрос по-своему мы видим
в романе Чингиза Айтматова «Плаха» . Автора волнуют насущные проблемы его
современности (советской эпохи строительства развитого социализма) : утрата
веры в человека, проблема уничтожения природы , распространение пьянства ,
наркомании , потребительская психология членов советского общества . И в то же
время главной проблемой произведения остаётся борьба добра и зла среди людей и
внутри каждого , поиск истинного смысла существования человека .

           Построение романа обусловлено логикой
художественного видения мира писателем : мир един , в нём всё взаимосвязано –
добро и зло , человек и природа , прошлое , настоящее и будущее . Поэтому в нём
переплетаются две сюжетные линии : жизнь Авдия Каллистратова и судьба волчьего
семейства . По сути своей — жизнь человеческого общества и природы . С одной стороны — человек подчиняет себе и использует
природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны —
разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в
мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства,
гармонии, но на самом деле — всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов.
Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

            Человек в романе Айтматова лишь бездумный пользователь
природы , уничтожающий её . Уже в завязке Айтматов очерчивает трагедию рода
человеческого – уничтожение окружающей среды как уничтожение самого рода
человеческого . Картина безжалостного отстрела сайгаков ради выполнения плана
по мясозаготовке является предупреждением для нас : уничтожая

природу , человек лишает себя
будущего ; зло , содеянное миру природы , как бумеранг возвращается к нему
самому .

            Автор создаёт в своём произведении два мира противоположных
по своей сути : мир природы , представителями которого являются волки, и мир
людей . При чём волки оказываются добрее , чем люди . В фольклоре волки
традиционно являются символом кровожадности и жестокости . А в романе ,
наоборот , автор обнаруживает в их поведении такие человеческие качества , как
преданность , заботливость , нежность , привязанность одного существа к другому
, потому что все эти качества обусловлены законами природы , изначально
гармоничной субстанции . Эти два мира находятся в гармоничном единении ,
которое нарушается только по вине человека . До тех пор , пока естественные
связи волчицы Акбары и мира природы не нарушены , она избегает прямого
столкновения с человеком . Лишь загнанная в тупик бессмысленной жестокостью
Базарбая , охваченная жаждой мести , она вступает в схватку со всем родом
человеческим , не разбирая , кто прав , кто виноват . Исход этого
противостояния предрешён : гибель самой Акбары и человека , похищенного ею сына
Бостона . Айтматов предупреждает нас своим романом , что пока в мире будут
властвовать базарбаи и кандаловы , мир человеческий и мир природы никогда не
придёт к гармоничному единению .

          Спасителем , на мой
взгляд , Айтматов видит человека , постоянно находящегося в поисках истинного
своего предназначения . Таким человеком в произведении является Авдий
Каллистратов . Кто он ? Смешной Дон Кихот , плохой психолог , наивный и скучный
проповедник или воплощение поиска истины , доброты , честности , истинной любви
и сострадания ?

            По-моему , автор недаром вводит в свой роман на ряду с реальными
действующими лицами образы Христа и Понтия Пилата . Ведь появляется асоциация ,
что в современном мире таким же спасителем человечества как Христос являются
люди , подобные Авдию . Для них смысл существования человека на земле
заключается в самосовершенствовании , следовании высоким гуманистическим
идеалам добра , ради которых можно пойти на смерть . Соразмеряя идеи Христа с
современностью автор наделяет своего «спасителя» не слепой верой , а поиском
Бога во внешнем мире и в себе в том числе . По мнению Каллистратова человек как
высшее существо на земле должен сам осознавать свои пороки , а не ждать
наказания от Бога , указания того , что ему следует предпринять для
собственного усовершенствования и улучшения жизни вообще : «Ведь благодаря силе разума человек
властвует над собой, как Бог. Ведь что такое искреннее осознание порока?
По-моему, это осуждение зла в себе на уровне Бога. Человек сам определяет себе
новый взгляд на собственную сущность.»

В то же время и автор , и его
герой да и мы с вами вполне осознаём противоречивость и не совершенность
человеческой натуры , поэтому жизнь главного героя-человека в романе
заканчивается так трагически . Писатель как бы спрашивает у нас : неужели
человек не может обойтись без войн , без крови , без погони за наживой и
властью . Неужели же прав Понтий Пилат , утверждающий , что «человека не научат
ни проповеди в храмах , ни голоса с неба»? Неужели человечество не найдёт в
себе силы остановиться на краю пропасти , в которой его погибель ? Неужели же
оно не сможет совладать со своими пороками , ведущими его на плаху
самоуничтожения ? Неужто прав Авдий , именующий Землю «каруселью кровавых драм»
, которой суждено кружить до скончания века ?

          Самое страшное , что
Авдий одинок . В человеческом мире размыты границы между добром и злом , попраны
идеалы гармонии и счастья , торжествует бездуховность . Свет жестокости  не
принимает проповеди Каллистратова . Человечество не способно ещё осознать
истинной своей сущности и необходимости доброты в своей жизни . Правда , не всё
потеряно : ведь человечество способно создавать прекрасное , например , музыку
.

В которой оно подсознательно
выражает «ощущение трагичности своего пребывания в круговороте жизни,
когда все приходит и все уходит, вновь приходит и вновь уходит» . Именно при
помощи музыки человечество способно оставить память о себе во Вселенной .
Красота , и в том числе музыка ,– вот то что может удержать человечество от
самоуничтожения , от победы зла над добром .

Гибнут спасители рода человеческого от рук самих людей ,
но остаётся надежда, что придёт просветление . Человек остановится , оглянётся
вокруг и поймёт , что его путь – это путь на плаху . Тогда , я верю ,
восторжествует добро , человек поймёт , в чём истинность его предназначения ,
ведь «превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не бывает.»

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий