Рынок потребительских товаров Украины

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

Рынок потребительских товаров Украины

1. Тенденции изменения спроса
домохозяйств на внутреннем рынке потребительских товаров

2. Тенденции изменения предложения на
внутреннем рынке отечественных потребительских товаров

3. Дефицит отечественных сырьевых
ресурсов

4. Неудовлетворительная скорость
накопления капитала

Выводы и предложения

Использованы источники

рынок спрос сырьевой
капитал

Введение

Тема
работы «Рынок потребительских товаров Украины».

В
работе исследовано изменение деловой активности в 2009-2010 г.г. на внутреннем
рынке отечественных потребительских товаров под действием неценовых факторов
спроса и предложения: изменения обменного курса гривны, задолженности
потребителей, потери доверия населения к банкам, дефицита
сырьевых ресурсов, рост стоимости рабочей силы; подготовлены отдельные
прогнозные оценки роста данного рынка в
среднесрочной перспективе, влияния на будущую структуру экономики и предложения относительно его государственной регуляции.

Рынок
потребительских товаров — один
из крупнейших в экономике Украины. На нем домохозяйства обеспечивают свои
потребности в продовольственной и непродовольственной продукции иностранного и
отечественного производства. Исследование сектора потребительского рынка, где
реализуются отечественные товары, важно по нескольким причинам. Во-первых, на
нем, как правило, формируется спрос на отечественные сырьевые ресурсы и
инвестиционные товары, то есть он определяет вектор развития экономической
деятельности в отраслях, производящих сырье, полуфабрикаты, станки и
оборудование. Во-вторых, увеличение объема продаж отечественных потребительских
товаров является свидетельством роста производительности национальной
экономики, поскольку эти товары имеют самую большую добавленную стоимость по
сравнению с сырьем и полуфабрикатами, использованными для их изготовления. До
мирового экономического кризиса, в IV квартале 2008 г. охватившего также
экономику Украины, удельный вес отечественной продукции на потребительском
рынке страны имел тенденцию к уменьшению, сопровождавшуюся ростом
макроэкономических диспропорций в виде отрицательного сальдо торгового баланса,
инфляции, замедления темпов повышения деловой активности и др.

Проблемы
развития внутреннего рынка потребительских товаров в Украине постоянно
привлекают внимание многих экономистов, которые внесли определенный вклад в их
изучение. Вместе с тем мировой экономический кризис обусловил новые тенденции
развития этого рынка, требующие дальнейшего исследования. В настоящее время
особую остроту приобретает необходимость исследования тенденций развития
внутреннего рынка отечественных потребительских товаров в условиях мирового
экономического кризиса, его влияния на структуру экономики Украины. Поэтому,
важно не только осветить данную проблему, но и подготовить отдельные прогнозные
оценки роста рынка в среднесрочной перспективе и предложения по совершенствованию
его государственного регулирования.

Рынок потребительских
товаров Украины

Рынок отечественных
потребительских товаров — составная часть внутреннего рынка Украины, где
находится в обращении товарная продукция, пользующаяся спросом домохозяйств,
предприятий и органов государственной власти. Для расчета объема внутреннего
рынка используется только стоимость продукции конечного потребления, то есть
потребительских, инвестиционных товаров и услуг для населения. Этот принцип
позволяет избежать ошибок, связанных с двойным учетом стоимости продукции,
которая сначала поступает на внутренний рынок в виде сырья, затем
полуфабрикатов и конечной продукции. Анализ динамики объема внутреннего рынка
Украины в 1991-2009 гг. показывает, что он развивался неравномерно. В
частности, по итогам почти десятилетнего роста объем внутреннего рынка к концу
2009 г. составлял 74,3% уровня 1990 г., а в 2008 г. — 96,4% (рис. 1).

Рынок потребительских товаров Украины

По
объему внутреннего рынка Украина не уступает подавляющему большинству стран
мира. В системе международных сравнений по критерию «размер внутреннего
рынка» она заняла 30-е место среди 133 стран, анализировавшихся по
методологии Всемирного экономического форума в 2009—2010 гг.(в 2007—2008 гг. —
27-е место среди 131 страны). В отчете этой организации внутренний рынок
Украины получил самую высокую оценку среди стран СНГ, за исключением России,
которая в 2009—2010 гг. по размеру внутреннего рынка занимала 8-е место в
международном рейтинге (в 2007—2008 гг. — 10-е место среди 131 страны).

В то
же время по объему внутреннего рынка, рассчитанному на 1 чел. населения,
Украина значительно уступает европейским государствам, что свидетельствует о
невысоком уровне покупательной способности потребителей. Так, в отчете
Всемирного экономического форума по критерию «покупательная способность
потребителей» Украина заняла 71-е место среди стран, исследовавшихся в
2009— 2010 гг.. Для сравнения: Российская Федерация по этому индексу заняла в
международном рейтинге 60-е место.

Объем
внутреннего рынка на 1 чел. населения характеризует стоимость потребительских,
инвестиционных товаров и услуг (включая импортные), которые может приобрести
один житель страны в течение года. Чем выше уровень развития экономики, тем
больше продукции конечного потребления производится для продажи на внутреннем и
внешнем рынках. Большая доля конечной продукции в выпуске товаров и услуг
свидетельствует о глубокой переработке природных ресурсов в национальной
экономике и значительном уровне ее технологического развития в мировом
хозяйстве. Ввиду этого актуальность приобретает вопрос: в каком направлении
развивается экономика Украины по критерию «доля отечественной
потребительской продукции на внутреннем рынке»? Для ответа на него
целесообразно воспользоваться статистическими данными о доле продажи
потребительских товаров, произведенных на территории Украины, через торговую
сеть предприятий. Это статистическое обследование с достаточной достоверностью
количественно характеризует оборот отечественных потребительских товаров на внутреннем рынке (доля предприятий
торговли составляет более половины объема розничного товарооборота). Кроме
того, целесообразно использовать данные о величине розничного товарооборота и
капитальных инвестиций, которые, соответственно, характеризуют оборот
потребительских и инвестиционных товаров на внутреннем рынке. Тенденции
развития этих трех секторов внутреннего рынка в сравнении с выпуском товаров и
услуг в Украине показаны на рисунке 2.

Рынок потребительских товаров Украины

Данные
рисунка свидетельствуют, что в течение периода экономического роста наиболее
динамично на внутреннем рынке развивался сектор потребительских товаров. Так, в
2000—2008 гг. их доля в сравнении с выпуском товаров и услуг возросла на 6,8%,
тогда как инвестиционных — на 5,4%, а отечественных потребительских товаров —
на 2,6%. Каковы были последствия такого замедленного развития сектора
отечественных потребительских товаров? Для потребителей это не имело никакого
значения, за исключением того, что они все больше привыкали к потреблению
продукции иностранных производителей. Для экономики Украины последствия были
весомыми — ее конкурентоспособность в мировом хозяйстве постепенно уменьшалась.
Она теряла способность динамично расширять товарное производство продукции в
пределах мирового хозяйства и, соответственно, кардинально увеличивать доходы
домохозяйств, предприятий и государства в ближайшей перспективе.

Подтверждением таких
выводов может служить показатель производительности экономики Украины. Он
отражает прирост совокупного предложения на внутреннем рынке за счет более
рационального использования природных ресурсов в процессе товарного
производства, то есть увеличение объема производства конечной продукции на
единицу использованных природных ресурсов. Для его расчета прирост совокупного
предложения на рынке анализируется по двум критериям: увеличения предложения за
счет привлечения дополнительных объемов природных ресурсов в процесс товарного
производства и роста эффективности их использования при изготовлении товаров.

На первый взгляд,
постоянный рост доли отечественной потребительской продукции в выпуске товаров
и услуг (рис. 2) должен был бы сопровождаться стабильным повышением
производительности экономики Украины. Однако, как свидетельствует анализ, этого
не произошло, поскольку темп увеличения объемов реализации на внутреннем
потребительском рынке отечественных товаров уступал темпу роста импортных. В частности,
в 2000-2008 гг. доля отечественных товаров в розничном товарообороте постепенно
уменьшалась с 75,3 до 63,1% из-за интенсивного роста импорта. За
этот же период показатель производительности экономики Украины постепенно
превратился из положительной величины в отрицательную. Динамика их изменения
графически отражена на рисунке 3.

Рынок потребительских товаров Украины

Коэффициент
парной корреляции между показателями доли отечественных потребительских товаров
в розничном товарообороте и производительности отечественной экономики высокий
и равняется 0,86. Это объясняется следующим образом. В течение 2000-2008 гг.
высокими темпами возрастало товарное производство первичных природных ресурсов:
зерновых, масличных культур, железной руды, азотных удобрений, цемента и т. д.
Его физические объемы начали приближаться к уровню 1991 г. или превышали его.
Эти ресурсы и продукция их неглубокой переработки активно экспортировались на
внешние рынки. Благодаря этому в 2000—2008 гг. средние годовые темпы прироста
объемов экспорта продукции составляли более 20%. В то же время удельный вес
отечественных товаров конечного потребления в совокупном предложении продукции
на внутреннем рынке, начиная с 2005 г., постепенно уменьшался. Это означало,
что отечественная экономика начала расти главным образом за счет увеличения
продажи природных ресурсов при уменьшении глубины их переработки и,
соответственно, эффективности использования, что привело к постоянной потере
Украиной своих конкурентных позиций в мировом хозяйстве. Такую тенденцию
показывают исследования аналитиков Всемирного экономического форума. Согласно последнему
отчету этой организации, конкурентоспособность экономики Украины ухудшается, ее
рейтинг в мировом хозяйстве снизился — с 72-го места в 2008—2009 гг. она
перешла на 82-е в 2009—2010 гг..

В
2009 г. тенденция уменьшения объемов продаж отечественных потребительских
товаров была приостановлена под влиянием мирового экономического кризиса. В
частности, в 2009 г. доля отечественных потребительских товаров в торговой сети
предприятий возросла с 63,1 до 67,4%, причем преимущественно за счет
непродовольственных товаров. В 2009 г. домохозяйства начали больше покупать
отечественные ткани, трикотаж, обувь, ковры, покрытия для полов и стен, посуду,
электробытовые приборы, книги, неэлектрические бытовые товары, смазочные и
строительные материалы. Основным фактором, обусловившим увеличение спроса на
отечественные потребительские товары в 2009 г., был рост их ценовой
конкурентоспособности, что стало возможным в связи с девальвацией гривни и соответствующим повышением цен на
импортные товары. Так, в IV квартале 2008 г. обменный курс гривни по отношению к основным мировым валютам снизился
более чем на 60%.

Рассмотренная
экономическая тенденция, возможно, — единственный положительный результат
влияния мирового экономического кризиса на развитие отечественной экономики. Ей
следует уделить должное внимание, поскольку увеличение объемов продаж
отечественных потребительских товаров является одним из основных рычагов
перевода экономики Украины на новый источник экономического роста — увеличение
продуктивности использования природных ресурсов в процессе товарного
производства. Однако сегодня возникает ключевой вопрос: а сможет ли Украина
воспользоваться этим шансом, чтобы изменить структуру собственного производства
в пользу потребительских товаров, то есть вывести экономику на уровень,
качественно более высокий по сравнению с докризисным состоянием? Чтобы дать ответ
на этот вопрос, необходимо проанализировать, какие факторы будут оказывать
доминирующее влияние на деловую активность участников внутреннего рынка
отечественных потребительских товаров в ближайшие 2—3 года.

1. Тенденции
изменения спроса домохозяйств на внутреннем рынке потребительских товаров

Основным
рычагом оживления деловой активности на внутреннем рынке потребительских
товаров является спрос потребителей, величину которого характеризует
статистический показатель розничного товарооборота. Он включает розничный
товарооборот предприятий (юридических лиц), осуществляющих деятельность по
розничной торговле, расчетные данные по объемам продажи ими товаров на рынках,
а также физических лиц-предпринимателей. Причем в Украине доходы домохозяйств
не уменьшались. Например, доходы населения Украины даже в течение кризисного
2009 г. составляли 106% по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что
динамику спроса на рынке потребительских товаров определяют неценовые факторы,
изменяющие структуру расходов домохозяйств. Главным образом среди них изучаются
следующие: ожидания потребителей, касающиеся изменения доходов в будущем, их
задолженность за покупки, произведенные в предыдущих периодах, изменения в
величине налогов и др.

Следует
отметить, что текущие налоги на доходы, имущество домохозяйств с начала кризиса
в Украине остаются неизменными. При сохранении такой ситуации среди факторов,
которые в будущем окажут доминирующее влияние на структуру потребительских
расходов домохозяйств, целесообразно исследовать два: ожидания, касающиеся
уменьшения доходов, и задолженность за покупки, сделанные в предыдущие периоды.
Количественно оценить влияние первого фактора довольно сложно, поскольку он
является преимущественно субъективным. Что же касается второго, то определенные
количественные оценки его влияния на величину потребительского спроса можно
сделать. Например, в 2009 г. домохозяйства уменьшили задолженность банковским
учреждениям за полученные потребительские кредиты более чем на 30 млрд. грн..
До 2009 г. население лишь увеличивало задолженность банкам за взятые
потребительские кредиты, то есть проблема уменьшения потребительских расходов
из-за необходимости погашения кредитной задолженности возникла впервые после
начала экономического роста в 2000 г.

Направление
домохозяйствами значительного объема средств на погашение кредитных
обязательств не могло не повлиять на величину потребительских расходов. Об их
уменьшении в 2009 г. свидетельствует объем розничного товарооборота,
сократившегося более чем на 6,5 млрд. грн. по сравнению с предыдущим годом. Другими
словами, спрос на рынке потребительских товаров снизился почти на 1,5%.

В
2010 г. отрицательное влияние неценовых факторов на расходы домохозяйств на
рынке потребительских товаров несколько уменьшилось. Например, в январе — мае
2010 г. объем розничного товарооборота составлял 116,5% по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года (в январе — мае 2008 г. — 152,2%). В
течение следующих 2—3 лет можно ожидать, что неценовые факторы будут лишь
замедлять темпы роста расходов домохозяйств на рынке потребительских товаров.
Однако, вероятно, будет ошибкой вообще не учитывать их влияние при
осуществлении экономического анализа.

2. Тенденции
изменения предложения на внутреннем рынке отечественных потребительских товаров

Основным
рычагом стимулирования активности предприятий на рынке отечественных
потребительских товаров является способность получать прибыли. Возрастание их
величины, как правило, происходит в результате двух событий на рынке: роста
уровня цен на отечественные потребительские товары или уменьшения расходов
отечественных товаропроизводителей на изготовление единицы товарной продукции.
И в первом, и во втором случае у товаропроизводителей увеличиваются стимулы к
расширению производства продукции, повышению ее предложения на внутреннем
рынке.

Объем
предложения потребительских товаров на внутреннем рынке отражает показатель
оборота розничной торговли в процентах к соответствующему периоду предыдущего
года, который рассчитывается органами статистики в сопоставимых ценах.
Увеличение этого показателя и доли отечественных потребительских товаров в
розничном товарообороте свидетельствует о том, что деловая активность
товаропроизводителей имеет тенденцию к росту.

Целесообразно
проанализировать вектор ее развития после девальвации гривни в IV квартале 2008 г. Так, в 2009 г. на внутреннем
рынке Украины уровень потребительских цен составлял 112,3%. Вместе с тем это не
обеспечило отечественным товаропроизводителям дополнительных стимулов к
увеличению производства потребительской продукции. Об этом свидетельствует тот
факт, что ее предложение (объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах)
уменьшилось на 16,6% по сравнению с 2008 г.. Следует иметь в виду, что
сокращение спроса потребителей, как уже отмечалось, произошло лишь на 1,5%. Это
означает, что предложение потребительских товаров на внутреннем рынке
уменьшилось на 15,1 % под действием определенных неценовых факторов, которые
увеличивали расходы отечественных товаропроизводителей на изготовление единицы
товарной продукции.

На
внутреннем потребительском рынке на фоне уменьшения предложения доля
отечественных товаров в розничном товарообороте возросла на 4,3%. Сочетание
этих экономических тенденций дает основания для вывода, что в 2009 г., несмотря
на повышение уровня цен, производство отечественных потребительских товаров
сокращалось, а деловая активность сжималась. Поэтому важно исследовать
неценовые факторы, увеличивавшие себестоимость изготовления единицы
отечественной потребительской продукции и угнетавшие деловую активность. На наш
взгляд, среди них доминировали следующие.

3. Дефицит отечественных сырьевых ресурсов

Уменьшение
производства на внутреннем рынке сырьевой продукции приводит к повышению уровня
цен на нее и росту себестоимости товаров конечного потребления. В экономике
Украины дефицит отдельных видов сельскохозяйственного сырья приобрел признаки
хронического. Например, товарное производство молока уменьшалось с 2006 г., а
сахарной свеклы — с 2007 г. В результате в 2009 г., например, средние цены
реализации сахарной свеклы сельскохозяйственными предприятиями (кроме малых)
возросли на 187,2% по сравнению с 2008 г. Это, соответственно, привело в январе
— декабре 2009 г. к повышению потребительских цен на сахар на 183,9% и на
кондитерские изделия из сахара — на 123,5%.

4. Неудовлетворительная скорость накопления капитала

Предложение
потребительской продукции имеет тенденцию к росту лишь в случае накопления
достаточных инвестиционных ресурсов на предприятиях, ее изготавливающих. Однако
в Украине в 2009 г. на пути обновления производственных мощностей отечественных
предприятий возникли непреодолимые препятствия.

Это,
прежде всего, усложнение процесса трансформации сбережений домохозяйств в
инвестиционные ресурсы товаропроизводителей, что обусловлено рядом причин, из
которых главная — утрата доверия населения к банковской системе. Количественно
оценить уровень доверия населения к банкам можно путем определения доли
депозитов домохозяйств, привлеченных на условиях: возврат по требованию»,
«сроком на 1 год», «от 1 года до 2 лет» и «более 2
лет». Кредитовать накопления инвестиционных ресурсов на предприятиях банки
могут за счет «длинных» денег. Их запасы формируются на депозитных
счетах, которые домохозяйства открывают в банках на условиях «от 1 года до
2 лет« и »более 2 лет». В течение 2009 г. объем депозитов,
размещенных населением в банковских учреждениях на условиях «возврат по
требованию«, составлял 141,1% по сравнению с 2008 г., »сроком на 1
год« — на 175,7%; в то же время на условиях »от 1 года до 2 лет»
— уменьшился на 57,2%, «более 2 лет» — на 47,2%. В итоге в 2009 г.
доля депозитов домохозяйств, размещенных в банках на условиях «от 1 года
до 2 лет« и »более 2 лет», которые могут обеспечить основу для
накопления «длинных» денег, составляла 27,4% общего их объема, тогда
как в 2008 г. она была в 2 раза больше — 55,7% . Это дает основания для вывода,
что из-за утраты доверия населения к банкам процесс трансформации сбережений
домохозяйств в инвестиционные ресурсы предприятий усложнился более чем в 2
раза.

Значительным
препятствием также является рост рисков кредитования отечественных предприятий.
В 2009 г. банковские учреждения перестали активно кредитовать сектор товарного
производства из-за увеличения доли «проблемных» кредитов среди тех,
которые выдавались предприятиям в докризисный период. Кроме того, отечественные
предприятия, как считают работники банков, оставались
«перекредитованными». Например, по мнению экспертов, у 80%
отечественных корпоративных заемщиков доля привлеченных кредитных ресурсов на
балансе выше уровня, приемлемого для банков. При такой ситуации банки отдавали
предпочтение закупке государственных ценных бумаг, а валютные ресурсы
использовали для обслуживания внешнего долга.

Приведенные
факторы будут отрицательно влиять на развитие деловой активности на внутреннем
рынке и в ближайшей перспективе. Об этом определенным образом свидетельствуют
экономические тенденции, наблюдавшиеся в прошлом году. В частности, в январе —
мае 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. продолжался процесс
увеличения дефицита отдельных видов сельскохозяйственного сырья. Например,
средние цены сельскохозяйственных предприятий на молоко и молочные продукты повысились
до 152,4%.

Рост
себестоимости производства отечественных потребительских товаров в 2010 г.
продолжался также из-за сохраняющегося неудовлетворительного темпа накопления
капитала. Например, в апреле банки выдали кредиты на приобретение,
строительство и реконструкцию недвижимости в объеме 80,1%; другие кредиты в
инвестиционную деятельность — 105,6% по сравнению с соответствующим периодом
2009 г. У населения очень медленно восстанавливается доверие к банковской
системе. Например, в январе — апреле 2010 г. доля депозитов домохозяйств,
размещенных в банках на условиях «от 1 года до 2 лет» и «более 2
лет», возросла до 30,1 % в их общем объеме, то есть на 2,7% с начала года.
Такое незначительное увеличение не могло существенно повлиять на величину
запасов «длинных» денег в банках и соответственно на их возможности
масштабного кредитования инвестиционной деятельности товаропроизводителей.

Кроме
того, в 2010 г. себестоимость производства отечественных потребительских
товаров должна была возрасти из-за институциональных изменений, направленных на
повышение заработной платы занятого населения. В частности, с 4 ноября 2009 г.
вступил в действие Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и
минимальной заработной платы «, которым предусматривалось, что в 2010 г.
размер минимальной заработной платы должен возрасти с 744 грн. до 922 грн., то
есть почти на 24%.

Влияние
неценовых факторов на предложение отечественных потребительских товаров на
внутреннем рынке показывает и то, что, например, в январе — мае 2010 г., как
уже отмечалось, произошел рост потребительского спроса на 116,5% по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года, а предложение потребительской
продукции на рынке увеличилось лишь на 101,1%. Это означает, что 15,4% спроса
потребителей было удовлетворено не путем дополнительного выпуска
потребительской продукции, а путем повышения уровня цен на нее. При условии
стабильного обменного курса цены могли возрастать лишь на отечественную
продукцию под действием неценовых факторов ее предложения, в том числе тех, о
которых шла речь.

Если
рассматривать инерционное развитие экономики Украины в ближайшие 2—3 года, то
его сценарий будет следующим. После девальвации гривни в 2008 г. стоимость импортных потребительских товаров
на внутреннем рынке возросла почти на 60% по сравнению с отечественными
аналогами. Это создало благоприятные условия для расширения производства потребительской
продукции для внутреннего рынка. Однако при ежегодном росте уровня цен на 16% и
увеличении предложения отечественных потребительских товаров в пределах 1%, девальвационный
резерв такого расширения будет исчерпан уже к концу 2012 г. За это время
производство отечественных потребительских товаров возрастет примерно до 4% и
даже не достигнет докризисного уровня. С 2013 г. ценовая конкурентоспособность
отечественных потребительских товаров начнет уменьшаться по сравнению с импортными.
Дальнейший рост отечественной экономики будет определяться объемами экспорта
сырьевых ресурсов, продуктов их неглубокой переработки и импорта
потребительских товаров. То есть Украина опять возвращается к докризисному типу
роста, который в научных и деловых кругах часто классифицируется как
«эспортно-сырьевой». Таким образом, рынок имеет довольно ограниченные
возможности для самостоятельного изменения структуры товарного производства в
пользу отечественных потребительских товаров. Достичь таких изменений можно
лишь при условии осуществления целенаправленной государственной политики по
оживлению деловой активности на внутреннем рынке отечественных потребительских
товаров.

Выводы
и предложения

Под
влиянием мирового экономического кризиса в экономике Украины в IY квартале 2008 г. произошел резкий
спад деловой активности, что привело к девальвации гривни относительно основных мировых валют. В результате
продукция отечественных предприятий получила ценовые преимущества перед
иностранными аналогами, а девальвационный резерв создал новые мощные стимулы
для увеличения объемов производства на внутреннем и внешнем рынках. Это дает
Украине уникальный шанс изменить структуру товарного производства в пользу
продукции конечного потребления, имеющей большую добавленную стоимость. Для его
реализации нужно не просто активизировать деловую активность, но и достичь
высоких темпов ее роста прежде всего на внутренних рынках отечественных
потребительских товаров, которые, в свою очередь, формируют производный спрос
на инвестиционную продукцию. При этом внутренний рынок следует рассматривать
как «платформу» для экономической экспансии на рынки потребительских,
инвестиционных товаров и услуг других стран.

Выполнение
такой масштабной задачи предполагает, что товарный сектор экономики Украины в
среднесрочной перспективе начнет расти преимущественно за счет крупнейших
внутренних рынков отечественной высокотехнологичной конечной продукции.
Приоритеты ее производства целесообразно четко обозначить в государственных
программах, направленных на изготовление таких потребительских товаров, как,
например, гибридные легковые автомобили, бензин (Евро — 4 и Евро — 5),
электробытовые приборы, электроинструменты, одежда, строительные материалы,
фармацевтическая продукция, органическое сельскохозяйственное сырье,
продовольственные товары и др., а также на выпуск инвестиционной продукции:
пассажирских и транспортных самолетов, городских автобусов, трамваев,
троллейбусов, станков и оборудования, электроники, программного обеспечения и
т. д. Кроме того, эти программы должны создать мощный мотивационный механизм
расширения указанных видов экономической деятельности.

Однако
сегодня наблюдаются несколько иные шаги в этих направлениях. Так, Верховная
Рада Украины приняла в первом чтении проект Закона о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Украины (по активизации
инвестиционно-инновационной деятельности) № 2356 от 19 ноября 2008 г.. Ко
второму чтению этот проект должен быть доработан в части обозначения четких
критериев отбора инвестиционно-инновационных проектов. На наш взгляд,
максимальная эффективность этого закона будет достигнута лишь при условии его
направленности на поддержку проектов по производству отечественных
потребительских и инвестиционных товаров, а не какой-либо другой товарной
продукции.

Расчеты
свидетельствуют, что Украина имеет очень мало времени для модернизации
товарного сектора производства, изменения его структуры в пользу
потребительских и инвестиционных товаров. Например, в случае инерционного
развития отечественной экономики девальвационный резерв для увеличения их
производства будет исчерпан уже до конца 2012 г. Для сохранения ценовых
преимуществ отечественных потребительских товаров на внутреннем рынке на более
длительный период необходимо признать приоритет мер государственной политики по
поддержанию роста потребительских цен на уровне 5—10% в год. Достичь этой цели
с помощью исключительно монетарных инструментов невозможно. Кроме уменьшения
дефицита государственного бюджета, органам государственной власти целесообразно
сосредоточить свои усилия на устранении дефицита отдельных видов сельскохозяйственного
сырья (сахарной свеклы, молока и др.), восстановлении доверия населения к
банковской системе, уменьшении рисков кредитования отечественных производителей
потребительской и инвестиционной продукции и т. д.

Продлить
время, необходимое для изменения структуры товарного производства в пользу
отечественных потребительских инвестиционных товаров, можно путем повышения
уровня их неценовых преимуществ. Это направление государственной политики
связано со стимулированием производства высококачественной и безопасной
продукции. Оно важно ввиду того, что экспансию отечественных потребительских и
инвестиционных товаров на внешние рынки можно осуществить только при
единственном условии — высоком качестве продукции и надежной безопасности ее
потребления. Кроме того, государство, установив повышенные требования к
производству отечественной продукции, не только создаст дополнительные стимулы
для улучшения ее качественных характеристик, но и сделает невозможным импорт на
внутренний рынок низкокачественных дешевых товаров, которые тормозят рост
деловой активности. Выбор этого пути требует признания приоритета политики
технического регулирования и обеспечения безопасности продуктов питания.
Сегодня направления политики не отвечают таким требованиям, несмотря на
определенное внимание к ним органов власти. Например, отдельные среднесрочные
меры органов государственной власти в соответствующих направлениях отражены в
Программе развития внутреннего рынка до 2012 г.. Однако ее выполнение
тормозится тем, что в государственном бюджете не предусматривается выделение
достаточных средств на проведение независимой экспертизы качества образцов
товаров, сырья, материалов, не проводится надлежащим образом подготовка
законопроектов (например, проекта Закона Украины «О рыночном
надзоре») и т. д.

Рассмотренные
меры — лишь отдельные элементы, на базе которых целесообразно сформировать
концептуальные основы экономической политики Украины в посткризисный период.
Без их осуществления, например, эффект от модернизации инфраструктуры и базовых
рынков, предусмотренной в Программе экономических реформ на 2010-2014 гг.
«Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное
государство», будет минимальным, то есть таким, который развивает не
новые, а традиционные виды экономической деятельности. При этом тезис о том,
что кризис позволяет обновить и укрепить национальную экономику, в отношении
Украины себя не оправдает.

Использованы источники

1. 
Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України
(щодо активізації інвестиційно-інноваційної діяльності) № 2356 від 19 листопада 2008 р.
Верховна Рада України.
2010 (http://www.zakon.rada.gov.ua).

2. 
Державна цільова економічна програма
розвитку внутрішнього ринку на період до 2012 року, затверджена постановою Кабінету Міністрів України від 5 серпня
2009 р. № 828. Верховна Рада України. 2010 (http://www.zakon.rada.gov.ua).

3. 
Точилін В. О., Осташко Т.О., Пустовойт О. В.
та ін. Ринки реального сектора економіки України:
структурно-інституціональний аналіз. За ред. д. е. н., професора В. О.
Точиліна. К., Інститут економіки та прогнозування HAH України, 2009, с. 162—168.

4. 
Жаліло Я. А, Базелюк Я. Б., Беліненька Я. В. Та ін.
Конкурентоспроможність економіки України в умовах глобалізації. За ред. Я. А. Жаліла. К., НІСД, 2005, с. 57-77

5. 
Лагутін В. Д. Внутрішній ринок споживчих
товарів: теорія розвитку і регулювання. Монографія. К, 2008, 327 с.

6. 
Осташко Т. О., Волощенко Л. Ю., Лєнівова Г. В.
Внутрішній агропродовольчий ринок України в умовах СОТ. Відпов. ред. д. е. н., проф. В. О Точилін. К., Інститут
економіки та прогнозування HAH України, 2010, 208 с.

7. 
The
Global Competitiveness Report 2009-2010, published by Wb rid Economic Forum. 2009, p. 450
(http://www.weforum.org).

8. 
Статистичний
щорічник України за 2008 рік. Держкомстат України. К., «Інформаційно-аналітичне агентство», 2009, с. 292-293.

9. 
Продаж споживчих товарів, які
вироблені на території України, у торговельній мережі за 2009 рік. Держкомстат України.
«Експрес-випуск» № 122,2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).

10. 
Нестеров Д.
Кризис покровительствует нашим. «Экономические известия» от 2 апреля
2010 г., с. 4).

11. 
Доходи населення за регіонами України. Держкомстат України, 2010

12. 
Грошово-кредитна
статистика. Національний банк України, 2010 (http:
//www.bank.gov.ua).

13. 
Роздрібний
товарооборот за січень — грудень 2008,2009 pp. Держ-комстат України, 2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).

14. 
Роздрібний
товарооборот за січень-травень 2009,2010
рр. Держкомстат України,
2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).

15. 
Роздрібний товарооборот за січень — грудень 2009 p. (http://www.ukrstat.gov.ua).

16. 
Середні
ціни реалізації сільськогосподарської продукції у 2008-2009 pp.

17. 
Індекси
споживчих цін на товари та послуги у 2009 році (до грудня попереднього року). Держкомстат України, 2010 (http://www.ukrstat.gov.ua).

18. 
Дубинский А. Валюте дали дорогу. «Экономические известия» от 15 июня 2010 г., с. 4.

19. 
Середні
ціни реалізації сільськогосподарської продукції у 2009— 2010 pp. (http://www.ukrstat.gov.ua.)

20. 
Кредити,
надані депозитними корпораціями (крім Національного банку України).
Грошово-кредитна статистика (http://www.bank,gov.ua).

21. 
Роздрібний товарооборот за січень — травень 2009,2010 рр. (http://wwwukrstat.gov.ua).

22. 
Трансформаційні
процеси та економічне зростання в Україні (За ред. акад. НАН України В. М. Гейця). X., Вид-во «Форт», 2003,
с. 122.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий