Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста

Дата: 21.05.2016

		

Белгородский
государственный технологический

университет
им. В.Г. Шухова

РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Уварова Н.В.

Научный руководитель:

канд. социол. наук,
доц.

Реутов Н.Н.

Развитие
профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения
конкурентоспособности молодого специалиста

специалист
профессиональный качество конкурентоспособный

Молодежь, составляющая
третью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системе
воспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационным
потенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во
все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней,
во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения
страны.

В начале ХХ века блистательно-афористичный
Козьма Прутков утверждал: «Однобокий специалист подобен флюсу. Полнота его
односторонняя». Смысл этого тонкого наблюдения в полной мере раскрылся в эпоху
новых рыночных экономических условий с конкуренцией людей и идей. Специалист
XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить,
принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Развитие
экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к
качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим
специалистам. Таким образом, современное состояние рынка труда России диктует
необходимость дополнительного  качества специалиста – конкурентоспособность.  

Термин «конкуренция»
имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать,
соревноваться». Следовательно, конкурентоспособный специалист имеет такие
профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные
преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу.

В чем же эти преимущества?
Прежде всего, в активности самого специалиста, в поиске своей профессиональной
«ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумевается
процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а
так же овладение стандартами и ценностями профессионально сообщества.

Современный молодежный
рынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывом
между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Обострились
проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством,
занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка
труда.

Согласно данным
социологических исследований работодатели отмечают, что для успешного
трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных,
так и личностных компетенций. Среди причин, мешающим молодым специалистам
трудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта,
высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям
рынка труда, слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистами
данного профиля и др.

Основы профессионализма
закладывает в молодого человека общество, которое постоянно обучает его в
течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но
окончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатывая
определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального
поведения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний,
умений и результатов труда специалиста в данной области, а определенная
системная организация психики человека с определенной социальной
направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о
своем месте в профессиональной общности. Широко используемое сегодня понятие
«компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижению
чего-либо». В то время как термин «компетенция» подразумевает: а) круг проблем
или сфер деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; б)
совокупность полномочий, прав должностного лица.

Итак, профессионализм –
это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своей
деятельности. Профессиональная компетентность – степень проявления
профессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и способность делать
его хорошо и эффективно.

Можно заметить, что
престижная и интересная работа достается людям общительным и оптимистичным,
которые способны быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими
людьми; способны к точной передаче своих мыслей и чувств. Все дело в том, что
наша работа напрямую зависит от наших отношений с людьми, от нашей
коммуникативной компетентности (культуры общения), от нашей психологической
гибкости.

Почему компетенции различают
на профессиональные и личностные? Разве компетенции не находятся в единстве? Не
всегда. И особенно это актуально для молодых специалистов. Дело в том, что в теории
считается, что для успешной работы нужны профессиональные компетенции, которые первоначально
формируются в ВУЗе. Но как показывает практика, что личностные компетенции не
менее важны, а иногда и основные в достижение карьеры.

Профессиональная
компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта,
умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

Личностная компетенция
(эффективность) – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное
поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «лидерство»,
«стрессоустойчивость» и т.п.)

В общем виде личностная
компетенция включает:

Принятие решений

Установление контактов

Коммуникативность

Ориентация на результат

Установка на обучение

Уверенность в себе

Чего не хватает
сегодняшнему молодому специалисту (выпускнику вуза) для успешной работы?

Прежде всего, общеделовой
компетенции. Имеется ввиду желание трудиться, внимательно и добросовестно
относиться к делу, стремиться достичь реального результата, при этом адекватно
оценивая собственные способности и их стоимость на рынке труда. К сожалению,
работодатели чаще сталкиваются с обратным: большие амбиции и требования высокой
оплаты на фоне безответственности и отсутствия опыта.

Реже наблюдается нехватка
и совсем общих компетенций —  воспитанности, умения себя вести,
доброжелательности в общении, умения подобрать адекватный внешний вид для
различной обстановки.

В большем дефиците
находятся навыки целесообразной самоорганизации: пунктуальность, способность
правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать
проблемы, умение ставить цели и достигать их. Здесь важно отметить, что ВУЗ
играет огромную роль в формирование этого элемента личностной компетенции: 
умение вовремя мобилизоваться, учиться и переобучаться, адекватно воспринимать
и анализировать информацию, выбрасывая из нее все не нужное и четко выделяя
нужное. В жизни и работе эти вещи часто помогают куда больше, чем
профессиональные знания.

На наш взгляд, навыки
целесообразной организации являются одной из ключевых основ успешной
деятельности, соперничать с ними по важности могут только коммуникативные
навыки.

Коммуникативная
компетентность включает в себя:

· 
способность к продуктивному
диалогу;

· 
управление своими
эмоциями, чувствами, поведением;

· 
умение
прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения и уметь достойно 
выходить из ситуации конфликта;

· 
способность
выбирать оптимальный стиль общения в деловых ситуациях.

Можно выделять и другие
личностные компетенции. Например, часто не хватает умения разделять личные и
служебные дела, и человек, вместо того, чтобы заниматься делом, проявляет
ненужные эмоции. Отсутствие этого умения, на мой взгляд, – прямой непрофессионализм.
Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие  личностных компетенций
напрямую влияет и на профессионализм. И наоборот, например, если слово
«самосовершенствование» для человека не пустой звук, если человек ставит себе
новые, мобилизующие задачи, то он неизбежно будет расти и в профессиональном
плане. И хорошее образование здесь сильное подспорье. Говорят, образование –
это то, что у вас остается, когда все выученное в вузе уже забыто. Развитие
личностных компетенций не является целью ВУЗа, но, безусловно, в процессе
обучения, формируются навыки самоорганизации, общеделовые компетенции.

О важности и единстве,
как профессиональных, так и личностных компетенций, говорит интересный факт: специалисты
известной западной консалтинговой группы Leadership IQ[1]
показывают в своей статистике, что в 81% случаев руководители и
высококвалифицированные специалисты неуспешны именно по личностным причинам, и
только в 11% по причине профессиональной некомпетентности.

Почему же так происходит?
Дело в том, что с возрастанием сложности должности и ее уровня, удельный вес
профессиональных компетенций падает, а личностных компетенций растет. Например,
президент крупной компании может теоретически вообще не знать компьютера без
последствий для своей успешности – все компьютерные, информационные и
аналитические работы за него выполнят ассистенты, а вот без компетенции «лидерство»,
«стратегическое мышление» и некоторых других ему обойтись просто невозможно.

Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста

Рис 1. Соотношение
профессиональных и личностных компетенций

Таким образом, личностные
компетенции являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при
перемещении, продвижении сотрудников внутри организации и их развитии.

Ситуацию с подготовкой
молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над
развитием личных компетенций в учебном процессе. Специальные методики
существуют и широко применяются – например, тренинги, которые предлагают психологические
центры. Чтобы формировать конкурентоспособных специалистов, в вузовские
программы необходимо включить курсы по развитию личных компетенций, аналогичные
курсам по самосовершенствованию в различных психологических центрах (управление
эмоциями, тайм-менеджмент, коммуникативные навыки и др.).

Разрушение действовавшей
ранее системы государственного регулирования трудоустройства молодых
специалистов заставило вузы взять под свой контроль процесс трудоустройства
своих выпускников. В результате разрабатываются различные программы содействия
трудовой занятости выпускников вузов.

Основное, что хотелось бы
донести – диплом престижного образовательного учреждения не гарантирует хорошей
работы и заработка. Отсюда важность развития компетенций, как профессиональных,
так и личностных, что позволит повысить конкурентоспособность молодых специалистов.
Ссылаясь вновь на авторитет Козьмы Пруткова, который призывал: «Хочешь быть,
счастливым – будь им!» и несколько перефразируя, я желаю всем молодым
специалистам: «Хочешь быть конкурентоспособным – будь им!»


[1] Все о компетенциях //Компетенции.ру [Электронный
ресурс]/ — Режим доступа: http://www.competencies.ru/joom/content/view/37/55/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий