Нетрадиционные способы изображения объектов живой и неживой природы, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Дата: 13.02.2016

		

Из опыта
работы воспитателя

дошкольного
образовательного учреждения «Спутник»

Шлотгауэр
Светланы Николаевны

«Нетрадиционные
способы изображения объектов живой и неживой природы, как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста»

п. Мирный

Зональный
р-он

2009 г.

Содержание

1. Актуальность опыта

2. Условия возникновения и становления опыта

3. Цель, задачи

4. Условия формирования опыта

5. Организация занятий

6. Результативность

7. Адресная направленность

8. Трудоемкость

Два мира есть у человека;

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

1. Актуальность опыта

В современном мире
стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и
ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне
развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования
диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей
способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Воспитание творческого
отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувство
радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность
находить выход из сложных жизненных ситуаций)-одна из наиболее сложных и
интересный задач современной педагогики. И хотя в народе говорят » Век
живи — век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда
формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится
воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в
дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой
функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого
мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Рассматривая развитие
творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является,
на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая
практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной
деятельности. Недостаточно эта проблема рассматривалась в процессе такой формы
художественно-продуктивной деятельности, как нетрадиционные способы рисования.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей
дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность,
эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Но
несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в
рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и
эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников
является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети
справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой
отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к
развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные
способы рисования.

При этом важно
целенаправленное обучение, на что обратили внимание Н.В.Дубровская,
И.В.Щербакова и другие; результат предшествующего действия становится средством
реализации последующего и предполагает формулировку центрального творческого
задания, которое ориентировало бы детей на конечный результат и высвечивало бы
траекторию движения к этому результату.

Формировать творчество у
дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего,
развитию его воображения (В.В.Давыдов). При этом, как указывал А.В.Запорожец,
при выборе средств педагогу необходима операция на новизну продукта, его
оригинальность, вариативность решений, эмоциональные проявления в процессе
деятельности, интеллектуальную активность. » Что особенно ярко проявляется
в развертывании творческого процесса» (Д.Б.Богоявленская). Ребенок
дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности:
познавательной, игровой, художественной. Значительный вклад фундаментальные
исследования по проблемам психологии и творчества дошкольников внесли: А.В. Брушлинский,
В.А. Моляко, Я.А.Пономарев и другие; в психологию и психофизиологию
индивидуальных различий и способностей: Е.А.Вяхирева, В.П.Зинченко,
М.А.Холодная. Специальное значение имеют разработанные психологические принципы
творческого развития детей в дошкольном возрасте и в начальной школе (Л.А. Венгер,
В.В.Давыдов, Н.Н. Поддъяков, С.Ю.Курганов, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин и
другие). Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для
детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность
ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально
положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному
развитию воображения и восприятия.

В процессе работы по теме
» Нетрадиционные способы изображения объектов живой и неживой природы, как
средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»,
мною разработан план занятий, система взаимодействия с родителями, конспекты
занятий, методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

2. Условия возникновения
и становления опыта

В муниципальном
дошкольном учреждении, детский сад « Спутник», я работаю десять лет.
Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми дошкольного
возраста по развитию творческих способностей с помощью нетрадиционных способов
изображения объектов живой и неживой природы. В моей практике выяснилось, что
конкретная работа развивает детскую самостоятельность, мышление и зрительный
генезис, а также активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально
положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному
развитию воображения и восприятия.

Опыт по данной тематике
формировался в рамках изучения педагогической, психологической, методической
литературы и передового педагогического опыта. Опыт работы строился на работах
И.В.Щербаковой, И.Н. Вихровой и Н.В. Дубровской.

3. Цель, задачи

Цель: удовлетворить
детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и
возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.

Задачи:

1. 
Учить детей
познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.

2. 
Развивать умение
включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.

3. 
Упражнять детей в
применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном,
ладошкой и т.д.).

4. 
Поощрять детей в
выборе красок, побуждать их к рассуждению.

5. 
Способствовать
речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе.

6. 
Учит радоваться
результатам своего труда и труда товарищей.

4. Условия формирования опыта

Анализ психологической,
педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта по
данной проблеме позволил мне определить цель, задачи, методы и приемы, а также
формы организации занятий, выдвинуть гипотезу.

Гипотеза: предполагается,
что серия занятий в технике «нетрадиционное рисование» с детьми
дошкольного возраста позволит сформировать определенные трудовые навыки и
развить творческие способности.

С первых занятий ребенок
исследует возможности рисования различными способами, цветовую палитру. Сначала
учится рисовать пальчиком, затем задача усложняется. Занятия построены в
игровой форме, с учетом тематики. В каждой теме рассматривается овладение
определенным приемом, по принципу « от простого к сложному».

На занятиях предусмотрена
как индивидуальная, так и коллективная работа. На основе
опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для
воспитателей ДОУ.

5. Организация занятий

При составлении
конспектов занятий учитывались следующие моменты:

—  
Программные
задачи по разделу « Рисование»;

—  
Усвоение детьми
нетрадиционных способов рисования;

—  
Игровая
мотивация;

—  
Четкая логика
обследования демонстрационных образцов (целостное и дифференцированное
восприятие);

—  
Проблемные
ситуации, которые направлены на самостоятельный поиск детей в решении той или
иной темы занятий;

—  
Использование
разных видов техники;

—  
Показ
последовательности технологических операций (в зависимости от темы,
поставленных задач и сюжетные линии, использовался: целостный, частичный и
фрагментарный показ).

6. Результативность

При проектировании
программы, мною была выдвинута гипотеза, в которой предполагается, что серия
занятий в технике « нетрадиционное рисование» с детьми дошкольного
возраста, позволит сформировать определенные трудовые навыки и развить
творческие способности.

Для проверки этого
предположения мною была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми
среднего дошкольного возраста. Диагностическое исследование констатирующий
эксперимент нашло комплексный характер, проводилось индивидуально, и было
направлено на выявление уровня знаний у детей о нетрадиционных способах
изображения объектов живой и неживой природы.

Обучающий этап
(формирующий эксперимент) проводился поэтапно. На завершающем этапе (контрольный
эксперимент) провела контрольную диагностику. Использовалась та же
диагностическая методика, что и вначале эксперимента.

Нетрадиционные способы изображения объектов живой и неживой природы, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Рис. 1. Гистограмма
уровней творческих способностей

При сравнении динамики
результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выяснили, что
высокий уровень знаний у детей повысился, средний уровень — уменьшился, а
низкий уровень — отсутствует. Таким образом, нетрадиционные способы изображения
способствуют развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

7. Адресная направленность

На основе опытно —
экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации
воспитателей ДОУ.

Рекомендуем:

1. 
Использовать в
работе нетрадиционные способы рисования, с дошкольниками разных возрастных
групп.

2. 
Целесообразно
заранее спланировать систему занятий на весь учебный год по темам «от
простого к сложному».

3. 
Тематика должна
быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образом,
событиям, персонажам, явлениям.

4. 
Проводить занятия
в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.

5. 
Создавать
проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с красками
(гуашью) в нетрадиционной форме.

6. 
Важно сочетать на
занятиях индивидуальную работу с коллективной.

7. 
Яркость и
оригинальность работ будет зависеть от выбора цвета и способа рисования.

8. 
Разработку
конспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствует
поэтапному проведению занятий.

9. 
В занятиях важно
учитывать следующие этапы:

—  
Эмоциональное
начало;

—  
Обследование
образца;

—  
Показ выполнения
работы;

—  
Двигательные
упражнения;

—  
Самостоятельная
работа;

—  
Анализ результата
работы.

10. 
В анализе работ
обращать внимание на выразительность образца: цветовое решение, оригинальность,
аккуратность и качество выполнения техники.

11. 
Использовать
самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

12. 
Целесообразно
проводить выставки детских работ.

8. Трудоемкость

В начале формирования
опыта мною была исследована педагогическая, психологическая, методическая
литература и передовой педагогический опыт.

Мною были созданы
необходимые условия для работы, был подобран и разработан материал доступный
детям, отобраны методы и приемы, изготовлены демонстрационные пособия.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий