Развитие воображения у детей

Дата: 12.01.2016

		

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Р Е Ф Е Р А Т

по психологии

НА ТЕМУ:

«Развитие
воображения у детей»

                                         Выполнила

                                         ст-ка
группы 98 пе — 1/02

                                         Корчагина
Екатерина

ВВЕДЕНИЕ

Воображение — это важнейшая сторона нашей
жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились
бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услы­шали бы
сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать
школьную программу без воображения? Проще сказать — ли­шите человека фантазии и
прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и
необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность
нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно ин­тенсивно
в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не
развивать, в последующем наступает быстрое снижение актив­ности этой функции.
Вместе с уменьшением способ­ности фантазировать у человека обедняется лич­ность,
снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и
науке. Целью данной книги является знакомство с психической функцией
воображения, способами ее развития и оп­тимизации обучения дошкольников,
младших школь­ников и подростков на базе активизации фантазии. Мы постараемся
познакомить вас с многочисленными упражнениями, играми и тестами, позволяющими
лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его
личности, улучшения на­строения. Мы надеемся, что предложенный материал
принесет пользу вам и вашему ребенку. Мы будем рады, если эта книга
заинтересует вас и доставит вашим детям приятные минуты.

 Один школьник спросил известного
писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?»,
«Учи как следует ма­тематику», — услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать
что-либо но­вое, необычное, закладывается в детстве, через раз­витие высших
психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо
уделить наибольшее внимание в воспи­тании ребенка в возрасте от пяти до
двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее
благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что такое воображение? Воображение — это
при­сущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений)
путем переработки предше­ствующего опыта. Воображение часто называют фан­тазией.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.
Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы
непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого
результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ
никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта,
ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет
ему воспринять,
как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние
дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее,
тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родст­венниками,
попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме
как необыкновенными и не назовешь (например:
уникальная профессия, выдающиеся
способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии не­редко вредят таким
детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами».
Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые неверо­ятные истории, чаще
со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же
заставляет ребенка в ущерб даже своим соб­ственным интересам пускаться в эти
авантюры? Только активно действующее воображение.

Решая любую мыслительную задачу, мы
исполь­зуем какую-то информацию. Однако бывают ситуа­ции, когда имеющейся информации
недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой
степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной
работы вооб­ражения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность
ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у
взрослых.

Теперь становится понятным, почему так
интен­сивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового
возраста.

Их собственный опыт и возможность
объективно оценивать окружающий мир недостаточны. «Поле неопределенности» в
восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним про­блемы
ребенок может только с привлечением вооб­ражения, фантазии. Последние заменяют
им недо­статок знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя
в сложном и изменчивом мире.

В процессе восприятия ребенок постоянно
обога­щается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так
как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена,
в его психике происходит по­стоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает
множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Фантазия, как и другие психические
функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Млад­ший дошкольник, у
которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной фор­мой.
Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как
реально суще­ствующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует
недостаток жизненного опыта и прак­тического мышления имплантированием
описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко
верит в то, что наря­женный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга,
боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к
Дюймо­вочке, слушая сказку.

Старший дошкольный и младший школьный
возраст характеризуются активизацией функции во­ображения. Вначале
воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные об­разы),
а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).
Этот пери­од — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую
часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

 Их игры — плод буйной работы фантазии.
Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой
последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети стал­киваются
с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры
при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит
воображение.

Подростковый возраст отличается переходом
от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник
начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего
будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в
сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной
перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего буду­щего,
«проигрывает» в своем воображении различ­ные социальные и нравственные
ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Твор­ческое
воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения.
Подростки испы­тывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием
сочиняют стихи и музыку, имп­ровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие
(нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы
науки. По­скольку сензитивный период для развития вообра­жения в этом возрасте
сохраняется, постольку фун­кция воображения для своего развития требует
постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все
подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включаю­щие героев,
резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т.
е. тоже полуфантастические).

Эти возрастные изменения необходимо
учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при
проведении диагностики воображения и развивающего обучения.

Таким образом, значение функции
воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма
психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она
должна способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и
самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность,
замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи воспитателям и
родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения
в направлении про­грессивного саморазвития. Мы предлагаем взрослым читателям
этой книги использовать предлагаемые в разделе книги «Поиграем с детьми»
практические советы и рекомендации, игры и тесты с целью помочь родителям
развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей. Предлагаемые задания
можно использовать и для активизации познавательной де­ятельности школьников, в
частности развития тео­ретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в
целом, творчества.

ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

 Любое обучение связано с необходимостью
что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети
младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством.
Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою
личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении,
творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необыч­ный взгляд
на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления,
обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из
наиболее сложных форм школь­ного обучения — это написание сочинений по ли­тературе.
Общеизвестно и то, что школьники, отли­чающиеся богатством воображения, пишут
их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими
результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти
успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические
исследования убедительно доказыва­ют, что именно воображение выходит на первое 
место и характеризует всю умственную деятельность  Ребенка, особенно в
подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л.
С. Выготский.

 Воображение обеспечивает следующую
деятельность ребенка:


построение образа конечного результата его дея­тельности;


создание программы поведения в ситуации неоп­ределенности;


создании образов, заменяющих деятельность;


создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без
активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог
В. Н. Брушлинский счи­тал, что воображение — одна из форм мышления. Развитие
воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной
деятель­ности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо». Первый период
развития воображения ил­люстрирует кривая I—М, а рассудочную деятель­ность R—X. Этот период приблизительно охваты­вает первые 15 лет
жизни человека. Затем рас­судочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие
(кривая Х—О), а воображение, в боль­шинстве случаев, характеризуется падением
ин­тенсивности (кривая М—Н). Чем меньше падение кривой М—Н, тем большие
способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет
стабильность или свое прогрессивное направление (М—N), то мы
говорим об одаренности или ге­ниальности.

Развитие воображения у детей

Воображение и фантазия присущи каждому чело­веку,
но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом
— отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только
облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации
учебной деятельности. Одним из суще­ственных приемов тренировки воображения, а
вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических
функций, обслужива­ющих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого
типа», т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка
умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с
конкретными предметами и явлениями. Ниже мы предлагаем ряд заданий, по­зволяющих
вам потренировать у своего ребенка про­цесс воображения в комплексе с
мышлением.

ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ

1.
Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует
сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2.
Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3
Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его
взаимодей­ствие с другими детьми.

4.
В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами
грамматики.

5.
Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные
последствия, а не абсолютные достоинства.

6.
Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой
проблемы.

В своей работе мы попытались максимально
ре­ализовать предлагаемые принципы.

Виды воображения

 Воображение характеризуется активностью,
дейст­венностью. Опережающее отражение действительности происходит в
воображении в виде ярких представ­лений, образов. Для более полного
представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть воссоздающим
(создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых
образов, требующих отбора матери­алов, в соответствии с замыслом). Создание
образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило
они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой
способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различ­ных, несоединимых в
повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок
человек-зверь или человек-птица.

 Второй способ — гиперболизация. Это
парадок­сальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.
Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер,
Мальчик Спальчик.

Третий известный способ создания образов
фан­тазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются,
различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это
любой схематический рисунок.

 Четвертым способом является типизация.
Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в
каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например,
существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Пятый способ — акцентирование. В
создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо под­черкивается.
Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии
яв­ляется синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и
отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую
птицу. Это близкая аналогия. Космиче­ский корабль — отдаленная аналогия с
морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения
образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и
его развития.

СХЕМА ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО ВИДОВ И СПОСОБОВ

Развитие воображения у детей

ВОССОЗДАЮЩЕЕ

(создание образа

по его описанию)

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий