Стили семейного воспитания детей

Дата: 13.02.2016

		

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольская государственная социально — педагогическая
академия

имени Д.И. Менделеева»

Кафедра социальной
педагогики

Контрольная работа

по дисциплине: Основы психологии семьи и
семейного консультирования

Тема: Стили семейного воспитания детей

Выполнила:
Студентка 3 курса 34 гр.

Отделения заочного обучения

Социально – психологического
факультета

Кудрявцева О.А.

Преподаватель: Аминова Э.Х.

Тобольск, 2009г.

Под стилем
семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений
родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического
воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и
взаимодействия

Важное
значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд (D.
Baumrind, 1991). В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведения
или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость
требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих
разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского
воспитания.

Элеонора
Маккоби и Джон Мартин (Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д.
Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и
общий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измерений
образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий
(индифферентный) стиль.

Таким
образом, типология стилей родительского воспитания включала 4 типа:
авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Авторитетный
стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем
контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные
родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы
требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Авторитарный
стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка
и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей —
командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и
неизменна. Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием
и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества.
Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют,
уровень руководства недостаточен.

Индифферентный
стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс
воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким
уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка,
недостатком протекции.

Проведенное
Д. Баумринд лонгитюдные исследование было направлено на изучение влияния типа
семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Роль
указанных стилей родительского воспитания — авторитарного, авторитетного,
либерального (попустительствующего) и индифферентного в формировании личностных
особенностей детей стало предметом специального изучения. Были выделены
параметры оценки личностных качеств ребенка: отношения враждебности /
доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм /
кооперация; доминирование в общении / уступчивость, готовность к компромиссу;
доминантность / подчинение и зависимость; целенаправленность / импульсивность,
полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний /
отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия
(эмоциональная, поведенческая, ценностная) / зависимость.

Так было
установлено, что авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционной
форме общения с ребенком, который проявляется в авторитете, власти родителей,
безоговорочном послушании. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации,
широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость
запретов и требований. Данный стиль воспитания способствовал формированию
зависимости, неспособности к лидерству, отсутствию инициативы, пассивности,
низкой степени социальной и коммуникативной компетентности, низкому уровню социальной
ответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и
власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой
и произвольной регуляции.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего
поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной
социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и
характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил,
регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их
воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.
Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий,
соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней
онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и
умственного развития. В истории родительства все более явной становится
тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за
воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное
родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства
ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения
им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках
семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают
изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий,
характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной
потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к
миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве:
Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной
компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы
научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем
школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в
подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и
эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость,
длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность
и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка
и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной
структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и
интеллектуального развития ребенка.

В каждой
семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею
система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и
формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и
приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении
ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4
типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их
возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в
семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства
(преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у
других его членов.

Родители,
разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из
целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо
принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них,
которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с
сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими
контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной
ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним
оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои
возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и
мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов,
к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его
личности.

Опека в
семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом
удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании
личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий
оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение
его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их
детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети
оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Большое
значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в
семье ценности.

Можно
выделить три стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный —
попустительский (либеральный).

При
демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль
«согласия».

При
авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль
«подавления».

При
попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник
видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания
в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его
представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина
проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей
семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в
семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно
оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития
выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.
Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от
общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с
ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают,
наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и
значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий
воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у
которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где
родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.
Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите
ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом
невозможно избавиться.)

Крайние,
самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль
при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок
оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много
промежуточных вариантов:

Родители
регулярно указывают детям, что им делать;

Ребенок
может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не
прислушиваются;

Ребенок
может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей,
родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

Решение
часто принимает сам ребенок;

Ребенок сам
решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся
на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего
особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные
родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность.
Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей
жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком
раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать
одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях
проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные
родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что
должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют
все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких
семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет
на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю
семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация
осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально
холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря
контакта.

Еще более
тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко
относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки,
хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание
безразличного родительского отношения с отсутствие контроля — гиперопека — тоже
неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что
им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится
неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях
как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на
который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека
— излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный
на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности,
несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания —
демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким
уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в
обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на
помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной
деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении
ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения
детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие
разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети
характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью,
стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались
внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием,
социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако
им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны,
внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей,
неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость,
послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие
любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин в цикле исследований попытался преодолеть
описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт,
связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе,
с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать
дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию
новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно
устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных
ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями
отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского
поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру
родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать
на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия
направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности,
развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов
и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию
у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в
интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на
необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных
воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся
использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою
точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их
аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои
требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным
способам — жалобам, крику, ругани.  

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны
выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное
отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они
испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс
черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех
четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и
эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является
сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием.
Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех
параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей
избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но
менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались
абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной
эмоциональной незрелости.

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее
распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка,
ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает
интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный
контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом
требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в
предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения
характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со
сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Литература

1. 
Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и
практика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

2. 
Бретт Д. Жила была девочка, похожая
на тебя… Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова.
— М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.

3. 
Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная
семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.

4. 
Вебер Г. Кризисы любви: Системная
психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 304
с.

5. 
Витакер К. Полночные размышления
семейного терапевта. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 205 с.

6. 
Витакер К., Бамберри В. Танцы с
семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте.
— М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 161 с.

7. 
Роджерс К. Искусство консультирования
и терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю.
Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. — 976
с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

8. 
Саймон Р. Один к одному: Беседы с
создателями семейной терапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма
«Класс», 1996. — 224 c.

9. 
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра,
детство, семья. Том 2. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. — 464 с.

10.  Хейли Д., Эриксон М. Стратегии
семейной терапии / Перевод с англ. — М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2001. — 448 с.

11.  Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение
семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института
психотерапии, 2001. — 400 с.

12.  Черников А.В. Системная семейная
терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма
«Класс», 2001. — 208 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий