Методика аппликационных работ с разными материалами в школе

Дата: 13.02.2016

		

Оглавление

Введение

Глава 1. Аппликация, как один из видов художественного
творчества

1.1 История создания аппликации

1.2 Виды аппликационных работ

1.3 Технология создания аппликации из различных материалов

Глава 2. Методика организации аппликационных
работ

2.1 Методические рекомендации

2.2 Разработка элективного курса

2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества
является повышение уровня образования и воспитания молодёжи с учётом объективных
факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования
личности. К таким факторам относятся материальные и психологические условия, в которых
развиваются и растут учащиеся; та среда, где происходит становление личности.

Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел
«Основы художественной обработки различных материалов», он включает в
себя овладение учащимися простейшими способами и приёмами работы с различными материалами,
имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие
творческих способностей и эстетическое воспитание школьников.

В данной дипломной работе нас интересует процесс аппликационных
работы учащихся, с разным материалом и какое влияние он оказывает на развитие школьника.
Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме.

В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом.
Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины,
а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки,
занавески и т.д.

С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов.
Их нашивали на юбки — поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы. Используя
для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой
одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностью
детской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках,
скатертях подушках, ковриках ит.д. Также можно использовать при ремонте одежды,
скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется
из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением
нитей в тканях.

Аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображений
путем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. Совершенствование
развивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальных
проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе
должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на
народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой
народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Объект исследования: процесс трудового обучения в школе.

Предмет исследования: методика аппликационных работ с разными
материалами в школе.

Цель работы:

Изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику
планирования и организации уроков технологии по аппликационным работам с разными
материалами в школе.

Гипотеза: трудовое обучение школьников в аппликационной работе
с разным материалом будет эффективным если:

Учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового
обучения школьников.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том,
что процесс аппликационных работ с разным материалом является источником всестороннего
развития личности ребёнка.


Глава 1. Аппликация, как один из видов художественного
творчества
1.1 История создания аппликации

Аппликация (от латинского слова «прикладывание») —
интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками
различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер,
шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бархат, атлас,
шёлк)., высушенных листьев … такое применение разнообразных материалов и структур
с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения
— коллаж.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения
одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость
сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им моно не только
соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов,
стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические
чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое
из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики.

Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для
создания изображения, а мозаику — нет.

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу
(которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу,
журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных
произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных
сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают
определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома,
засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный
пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных
работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт
возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но
и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная
обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация моет быть предметной, состоящей из отдельных изображений;
сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей
орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

1.2 Виды аппликационных работ

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях
даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи:

создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток,
оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок
и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно — выразительных
средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные
предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов
(стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой,
ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием
декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм,
цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии
элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные
т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется
ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает
бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно
направление декоративной аппликации — шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков,
текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет
собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или
сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как
несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством
персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут
быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого
и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность
окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет
собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным,
«слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.
Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и
должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери,
посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом
цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов,
состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно
выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет
собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения
предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам
или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся
частей.

В соответствии с различными типами симметрии
различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения
предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья,
насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой
равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра,
когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет
собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с
цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не
диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при
изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет
собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично
из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как
элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание
фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное
упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования
геометрических форм — конструирование из них различных фигур сложного строения
(машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой
или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность
создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки
зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному
конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими,
когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п.

Негеометрическая
аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением
и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом — вырезанием, она также является
базовой.

Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными,
смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это
традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда
изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается
подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только
частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления
деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости
в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают
объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности;
элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или
тисненой бумаги.

Аппликация целыми
силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные
детали изображения предметов.

Раздробленная на
части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных
деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее
часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Мозаика выполняется
из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной
(кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя
поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без
наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и
их деталей в два-три слоя.

Итак, прежде чем
приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики,
т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии,
по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по
количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление
об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением
основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и
соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для
работы, поскольку бумага имеет множество разновидностей по свойствам и внешнему
виду. Правильный выбор бумаги позволяет добиться выразительности образа, его точности,
соответствия содержанию и стилю работы. Разнообразие видов и свойств бумаги служит
дополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.

И наконец, для работы с бумагой требуется целый набор инструментов
и приспособлений. От того, насколько подготовлено рабочее место, зачастую зависит
не только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения.

1.3 Технология создания аппликации из различных материалов

В ходе уроков по
аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции,
предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень
разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево
в снегу», Павлин и т.д.

Уроки аппликации
способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности,
ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать
с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению
сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Рассмотрим некоторые
виды аппликаций.

Объёмная аппликация из лоскута

Использование текстильного
лоскута в декоративно — прикладных работах, оформлении одежды и предметов быта открывает
широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду,
художественной фантазии и вкуса.

Создание крупных
орнаментальных изделий из текстильного лоскута (одеяло, покрывало) требует длительной
кропотливой работы. Часто не только дети, но и взрослые не выносят монотонного повторения
однотипных операций. Тем более, что учащимся в силу их возрастных особенностей хочется
быстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечает
накладное шитье (аппликация) как один из технологически несложных видов лоскутного
шитья.

Под аппликацией
мы понимаем создание изображения нашиванием деталей на фон (основу). Простую аппликацию
можно делать из готовых форм — изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненных
в материале. Более сложная — так называемая свободная (или пейзажная) аппликация,
создается по своему эскизу или шаблону. Сложность такой аппликации заключается в
создании композиции и выборе цветового решения.

Пейзажную аппликацию можно использовать не только при изготовлении
панно и ковриков, но и для декоративного оформления одежды, сумок и др.

Наиболее часто в
пейзажной аппликации используются следующие элементы (условные изображения): горы,
силуэт леса, изображение солнца и облаков, контуры деревьев и кустарников, строений;
фигуры людей и животных.

Реализация конкретного
замысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету,
рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей: физико-механические
и технологические.

Пейзажная аппликация,
как правило, является многоплановой. Для большего ощущения «глубины» картины
необходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета
(«отступающие» и «выступающие» цвета), но и зрительные ощущения,
связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость,
пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использовать
материалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткие
складки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева,
тесьмы, сутажа и т.п.). Кроме этого возможно использование машинной и ручной вышивки.
Машинная вышивка может выполняться параллельно с технологической обработкой элементов.
Ручная вышивка (шов «вперед иголку», стебельчатый шов, петельный шов,
тамбурный шов, петля вприкреп, шов навивкой, прямая и косая гладь) может быть дополнением
и выполняться по окончании основных технологических работ. Возможно использование
и цветной глади, но с учетом рисунка используемых
тканей.

Для придания картине
дополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементы
или дублировать детали переднего и среднего планов.

Прежде чем приступить
к выполнению аппликации, у подобранных по цвету и рисунку лоскутов надо проверить
прочность окраски. Затем разгладить их и смазать края с изнаночной стороны раствором
клейстера, чтобы при вырезании они не осыпались (можно просто накрахмалить лоскуты
полностью). Подсохшие лоскуты прогладить утюгом через сухой проутюжильник.

После этого делают
рисунок, переводя его на основную ткань и на лист бумаги — выкройку. Нанесенный
на ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а выкройка разрежется
на детали. При раскрое необходимо учитывать направление долевой нити: основная ткань
и ткань отдельных деталей из лоскутов должны совпадать по основе и утку. Если детали
будущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если форма
сложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще не
вырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка,
затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную или
на машине.

Чтобы срезы аппликации
не осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкой
или накрахмалить ее края. Припусков на аппликации оставлять не нужно, но чтобы изображение
не пострадало от перекрывания его контура зигзагообразной строчкой, необходимо учитывать
ее ширину и соответственно планировать фрагменты изображения.

Вырезанные детали
в соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками и
приметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края детали
следует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.

Таким образом, порядок
работы таков: закрепление детали на основе (фоне) булавками; приметывание ее; обработка
края среза детали зигзагообразной строчкой.

При выполнении многоплановой
пейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепенно
для каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонта
и т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать, что каждый
последующий элемент перекрывает предыдущий таким образом, что его нижний срез остается
необработанным.

Нитки для настрачивания
деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу
(частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и
вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних — зеленоватые, для
осенних — желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей — белые или голубоватые.
Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать
черные нитки — хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из
поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать
детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При
подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно
толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.

Настрачивают деталь
на ткань основы зигзагообразной строчкой.

Рассмотрим основные
способы обработки края деталей.

1. Машинный способ:

а) с использованием
клеевых прокладок для деталей из тонких тканей средней толщины с плотным переплетением;

2. Ручной способ.
Край детали прикрепляется:

а) декоративной
строчкой косыми стежками;

б) вышивкой в технике
«гладь»;

в) крестообразными
стежками;

г) тамбурным швом;

д) стебельчатым
швом;

е) петельным швом.

Если ткани прозрачные
(кружевные) и нельзя использовать плотные клеевые материалы, а подкрахмаливание
края детали не дает должного эффекта, то можно поступить следующим образом:

1. При использовании
элемента из кружевного полотна вырезать его с припуском (1-2 ряда сеточки). Если
этого не сделать, то нитки, которыми прошиты контуры узора, могут осыпаться.

2. Прикрепить элемент
из кружева вручную прямыми стежками по контуру рисунка на расстоянии 6 мм от края.

3. В случае использования
готового фрагмента;

б) без клеевых прокладок
— для деталей из прозрачных тонких тканей с редким переплетением. кружева настрочить
края аппликации прямой машинной строчкой, отступив внутрь на 6 мм.

Если фрагмент был
вырезан с нарушением целостности контура узора кружева, то его настрачивают сначала
узкой зигзагообразной строчкой на расстоянии 2-3 мм от края, а затем устанавливают на машине атласную гладьевую строчку и тщательно обрабатывают срез
детали.

Детали аппликации
могут быть приклеены. Для этого укладывают основу лицевой стороной вверх на гладильную
доску, покрытую одеялом. Накладывают на нее кружочки нужного размера, вырезанные
из клеевой паутинки, затем деталь аппликации и накрывают все толстой бумажной салфеткой
или проутюжильником, хорошо впитывающим влагу. Приклеивают, проглаживая утюгом.

Несколько дополнительных
советов по выполнению аппликации.

Если аппликация
выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается
деталь, флизелином или калькой. Это облегчит обметывание уголков и овальных краев
аппликации.

Отстрачивая уголки,
следует постепенно сужать атласную гладьевую строчку. Дойдя до уголка, повернуть
основу с аппликацией под иглой и продолжить обработку, расширяя строчку. Строчка
сужается до половины своей ширины.

Внутренние уголки отстрачивают так же, как внешние, сужая ширину
строчки до половины, а затем расширяя ее.

Сборка деталей
и закрепление аппликации из волокнистых материалов

Сборка деталей и
закрепление аппликаций из волокнистых материалов осуществляются различными способами
в зависимости от жесткой или мягкой основы: приклеиванием деталей, предварительным
сшиванием деталей и их приклеиванием, пришиванием деталей к мягкой основе.

Для приклеивания
веревок, шнуров, тесьмы к жесткой основе рекомендуем использовать клей ПВА или
«Момент».

Вначале клеем смазывают
основу или фон небольшими участками, затем веревку или шнур плотно прижимают к смазанной
клеем поверхности.

Иногда детали изображения
заготавливают отдельно, а потом уже закрепляют к фону. Для этого шнур или веревку
укладывают на заготовленном эскизе или шаблоне. Все спирали укладывают, начиная
с середины. Ряды уложенного шнура или веревки скалывают портновскими булавками параллельно
плоскости эскиза или шаблона. Ряды сшивают швом «через край» или прокалывают
иглой насквозь все ряды параллельно плоскости эскиза. Если узор идет по спирали,
то булавки вкалывают в нескольких направлениях.

Булавки после соединения
деталей аппликации удаляют, а готовые детали приклеивают по эскизу к жесткой основе.
Та сторона, с которой осуществлялось сшивание материала, является изнаночной.

По желанию сшитые и соединенные детали могут служить как самостоятельные
изделия — настенные украшения, подставки для горячей посуды и т.п.

Технология выполнения
аппликации из природного материала школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала,
его выбор;

выбор рисунка для
аппликации;

положение материала,
создание эскиза;

выбор оборудования
инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения
поделки различными способами.

Аппликационные работы
из природных материалов могут быть сделаны из:

1) Соломы — это
необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются
в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией
из соломы.

2) Засушенных листьев,
цветов — это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы,
веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает
творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия
с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к
ней отношения.

3) Аппликации могут
быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек,
камушек и т.д.

Аппликационная работа
с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие
ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети
предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец
и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных
листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит
готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали
и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа
изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий,
а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут
разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе
за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают
элементы творчества.

Занимательность
работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию
у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно
то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде
всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных
результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя
детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при
создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение
аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность,
трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся
на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей
действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей
к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта
Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого
из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев
и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать
любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на
его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид — формы листьев, цвета,
фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения
природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения»
детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, — воспитания
бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.
В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные
композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень
разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево
в снегу», Павлин и т.д.

Уроки аппликации
способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности,
ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать
с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению
сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся выполняют начиная
с первого класса.

Аппликации из шпагата

Для учащихся 2-3-х классов вполне доступен самый простой вид
работы — изготовление картин из шпагата и природного материала. Главное здесь —
чистота работы. Картина выполняется на бархатной бумаге темных тонов, на ней лучше
выделяется рисунок. Эскизы рисунка сначала делаются на простом листе бумаги. На
эскизе надо определить расположение рисунка, его композицию. Например, если вы нарисовали
вазу с цветами, продумайте, из чего вы будете делать цветы, стебли и т.д. Венчики
цветов хорошо получаются из семян различных растений — дыни, тыквы, арбуза, гороха
или шишек и чешуек от них.

Стебельки букета, изготовленные из шпагата, выкладываются по
рисунку и аккуратно приклеиваются на бархатную бумагу. Затем приклеиваются цветы
и листья, Листья тоже можно изготовить из развернутого и хорошо разглаженного шпагата.
Форма листьев может быть различная. Вазочку для букета можно сделать из засушенного
листа, наклеенного на бумагу. Красить такую работу не надо — она смотрится лучше,
если сохраняет свой естественный цвет. Для фона лучше использовать черную, коричневую
или бордовую бумагу. Если в вашем наборе нет таких цветов, то сделайте их сами.
Подкрасив светлую бумагу черной тушью, получите черный цвет, а сильным раствором
марганцовки — коричневый. Используя скрученную бечевку или разглаженную утюгом и
добавив кору, засушенные веточки, листья, можно создавать на листе бумаге пейзажные
картинки. Все дело во вкусе.


Глава 2. Методика организации аппликационных работ

2.1 Методические рекомендации

Аппликация, т.е.
изображение узора путём наложения на ткань кусочков другой ткани, может быть различна
как по расцветке, так и по способу исполнения. Так обычно различают аппликацию цветную,
тюлевую, бельевую. В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашенной и различного качества ткани, например, сатина, шёлка, полотна, крепдешина,
бархата, даже сукна в тонкой кожи. К шерстяным тканям хорошо идёт аппликация
из бархата или сатина, имеющего блестящую сторону. Тогда цвет лучше всего
брать тот же самый, и нитки — тоже. Аппликация по тюлю производится тонкими шелковыми
нитками; лоскутки батиста левого шифона пришиваются с помощью узких валиков и косыми
стежками. Это — очень тонкая ручная работа, требующая большого внимания и усидчивости.
Более просто получается бельевая аппликация, особенно — не вручную, а на швейной
машине. Она применяется на тонком, полупрозрачном белье. Цветная ткань подшивается
с изнаночной стороны и должна слегка просвечивать сквозь основную ткань изделия.
Настил делается тонкими валиками белой ниткой (вернее — того цвета, как бельё).

Разберём поподробнее
один из самых распространённых видов применения цветной аппликации — коврик на стену
в детском уголке. Основная ткань — холст или парусина. Наносим на неё острым карандашом
контуры рисунка. Подбираем соответствующей расцветки ткань: зелёную двух-трёх оттенков,
жёлтую, красную, коричневую и голубую; чёрного цвета в аппликациях лучше избегать.
Подобрав лоскуты, наносим на каждом контурные линии соответствующей части узора
и вырезываем по этим контурам с припуском, т.е. несколько крупнее того места, где
им надлежит быть пришитыми. Вырезываем сначала приблизительно и пришиваем намёткой
к тем местам, где они должны быть. Окончательное пришивание будем производить швом
кордонне.

Задача применения этого шва в том, чтобы края, вырезанные из
лоскутов, пришить без повреждения и незаметно. Шов напоминает обмёточный, только
его стежки кладутся так плотно, что кажется, будто это верёвочка, вшитая в ткань;
на изнанке он почти совсем незаметен, на лицевой стороне идёт выпуклым шнурочком,
создавая грань между основной тканью коврика и тканью наложенной аппликации.

На рисунке даётся
в порядке последовательности все стадии наложения и выполнения кордонне. Буква а
наложен коричневый лоскут; б — начатое в верхней части лоскута пришивание
его швом кордонне постепенно продвигается по краю; в — все обводные швы коричневого
материала сделаны швом кордонне; г — окончательная форма лоскута, подрезанная
тонкими ножницами.

Пришив таким порядком
один лоскут, приступаем к следующему. Когда все крупные детали прикреплены к своим
местам, завершаем узор, используя для деталей другие украшающие швы: узелки, стебельчатый
шов, тамбурный, строчку.

Аппликации применяются для выполнения ковриков, занавесок, на
детских платьях, фартуках и так далее. Используются и на белье.

2.2 Разработка элективного курса

Программа элективного курса для девочек 9-го класса: «Ручная
вышивка»

Пояснительная записка:

Ручная художественная вышивка — яркое явление национальной культуры,
изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения
и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на
традиционных видах народного искусства — наиболее эффективная форма приобщения детей
к национальной культуре нашего народа.

Мы уделяем огромное внимание созданию курсов эстетического плана,
которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству
с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет
приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой
предметы декоративно — прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы
интерьера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов
— это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору
узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки
для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями
вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные
системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать
передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления,
соблюдать правила техники безопасности.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов
России. Программа включает цели и задачи курса, знания и умения которые должны получить
учащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержание
курса, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала,
приложения. Программа рассчитана 16 часов — предпрофильный курс.

Основные цели курса:

С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей
и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.

Возможность практического применения полученных знаний в быту,
компетенции в области самореализации в выборе профессии.

Основные задачи курса:

Сохранить и развивать древний вид искусства — вышивка.

Развивать творческий потенциал учащихся.

Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.

Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.

Спецкурс предполагает сочетание теоретических знаний с практическими
элементами умений и навыков.

Формы проведения занятий:

1. Демонстрация изделий.

2. Занятия с элементами лекций.

3. Практические занятия.

4. Самостоятельная работа с литературой.

5. Работа над проектом.

Наглядность:

1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.

2. Рисунки — плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты,
образцы орнаментов.

4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца,
салфетки, скатерти в различных техниках.

Учащиеся должны научиться:

1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.

3. Начинать и заканчивать работу без узлов.

4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

6. Выполнять работу простым, тамбурным швом, гладевым швом, мережками,
декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнять
работу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.

7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

1. Виды ручной вышивки.

2. Историю и традиции вышивки.

3. Способы нанесения рисунка на ткань.

4. Способы закрепления нитей.

5. Способы выдергивания нитей.

6. Способы зашивок.

7. Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

2. Выполнение заданий.

3. Защита проекта.

Преподаватель, который будет работать по данной программе, должен
обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.

Тематический план курса

№ пп Тема Часы Теория Практика
1 Место вышивки в истории костюма, интерьера. 2 1 1
2 Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. 2 1 1
3 Виды гладевого шва. 2 1 1
4 Виды швов крестом. 2 1 1
5 Другие виды вышивок, их использование. 2 2
6 Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. 2 2
7 Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. 2 1 1
8 Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема
и условиях трудовой деятельности.
2 1 1
8 Всего: 16 7 9

Содержание курса:

1. Место вышивки в истории костюма, интерьера.

Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка,
его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия
прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками. (лекция)

2. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.

Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок,
цвет? Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться
на ткань.

3. Виды гладевого шва.

Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия
можно вышить гладевыми швами? Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая
работа).

4. Виды швов крестом.

Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практический
показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

5. Другие виды вышивок, их использование.

Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на
изделиях, выполнение стежков.

6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом

Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении,
использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом.

7. Практическое занятие; формировать навыки вышивки выбранного
вида.

8. Оценивание: защита творческого проекта, конкурс изделий и
выступлений. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях
трудовой деятельности

2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации

УРОК 1.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС

Класс: 3

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей ножниц;

2. Повторить способы аппликации;

3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;

4. воспитывать аккуратность и терпение;

5. прививать навыки культуры труда;

6. развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка
из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО — магнитофон
и кассета (веселая музыка, «Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского).

Тема урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:
Корпорация «Федоров», 2005 г.

2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение»
1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлять
парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парной
работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправит
второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Изучение нового материала.

1. Беседа «Что могут ножницы?».

Откройте учебник, с. 19. Какие инструменты изображены? Для чего
они нужны?

Учитель. Ножницы — это инструмент для резания тонких материалов.

Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия.
Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.

Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы
для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы.
У них короткая рабочая часть и длинные ручки.

Ножницы садовник — секатор.

Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей
больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для
раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным
краем.

Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие,
с прямыми и особенно острыми лезвиями.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные
концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать,
например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?

Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполнения
изделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.

Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими
будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.

1) 
Чтение рассказа из истории ножниц (с. 19 учебника).

2) Практическая работа

Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.

Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?

(Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)

Как можно сделать такие завитки? (Взять полоски разной длины,
например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)

Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? (Можно
склеить длинную полоску, например,20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить.
Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг
пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)

Как получить форму капли? (Нужно или клеить сразу капли, или
придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте

Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.

Работайте в парах.

Игра « Театр пальчиков».

Парта — это сцена, а артисты — ваши пальчики.

Первый номер нашего концерта — балетный номер. (Включает музыку
«Танец маленьких лебедей».)

Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки.
Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы
совершают танцевальные движения. В конце

балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и
убегают.

Второй номер — русский танец.

На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыку
начинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний
пальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхности
стола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.

Третий номер — акробаты (пальцы изображают акробатов).

Последовательность выполнения аппликации « Петушок»:

1. Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.

2. Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышки
коробки от конфет.

3. Склеить круглую головку из кругов.

4. Склеить туловище в виде капли.

5. Склеить три больших капли для хвоста.

6. Соединить голову, туловище и хвост.

7. Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.

8. Приклеить ноги и жердочку к ногам.

9. Вклеить петуха в коробку.

Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха.
Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.

Приготовьте коробку с фоном для петуха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Петух.

III. Итог урока.

Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталось
у вас от этой работы?

Давайте оценим ваши фигурки.

Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя,
из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселых
игрушек. Учитель показывает детям рисунки.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок закончен.

IV. Домашнее задание: прочитать текст
(с.22 в учебнике), рассмотреть картинки, посчитать оси симметрии и уточнить их расположение.

УРОК 2.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.

Класс: 3

Цели:

1. Повторить симметрию и асимметрию;

2. Повторить способы аппликации;

3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Оборудование: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания
на большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей
ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО — магнитофон и кассета с записями звуков природы;
большое прямоугольное зеркало.

Тип урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:
Корпорация «Федоров», 2005 г.

2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение»
1982 г.

Место проведения: кабинет.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращается
в филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!

2. Рассказ об истории вырезывания.

Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство
— вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон,
фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.

Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII
века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась
во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными
портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта,
французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из
бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал
на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали
называть силуэтом.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы:
Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника
Ганса Христиана Андерсена.

Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались
силуэты Ф.И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В.
Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники:
Г.И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова.

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом
используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании
экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

3. Практическая работа.

Откройте учебник на с.22.

Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеет
ось симметрии.)

Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам,
две части совпадут.)

А как проверить, не сгибая? (Приложить зеркало.)

Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить,
если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)

Рассмотрите изображения насекомых на картинке.

У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где одна
ось симметрии? (на изображении паутины.)

У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)

Чем отличается вырезывание паук и клопа? (При вырезывании клопа
надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)

ФИЗМИНУТКА

Жук.

Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку
и приклеить на лист бумаги.

Алгоритм выполнения задания:

1. Рассмотреть насекомое.

2. Определить количество осей симметрии.

3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.

4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с.22.

Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки — на лужайке
с цветами, на кустике и т.д.

При вырезывании соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ

III. Итог урока.

Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная
и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок закончен.

IV. Домашнее задание: прочитать и подумать,
как сделать аппликацию на с.23.

УРОК 3.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.

Класс: 3

Цели:

1. Закрепить технику симметричного вырезывания;

2. Повторить симметрию;

3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка
для клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.

Тип урок а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:
Корпорация «Федоров», 2005 г.

2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение»
1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: повторить с детьми симметричное вырезывание, складывание
бумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше
детей; побуждать к самостоятельному планированию работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

III. Практическая работа.

Откройте учебник, с.24.

Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.

Какую технику применим для такого «наряда»? (симметричное
вырезание.)

Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании
гирлянд и снежинок.)

Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь
поиграем в игру « Лестница к мастерству». Вы уже знаете, как составляется
план работы, каждый пункт — это ступенька лестницы.

1) 
Выбрать цветную бумагу.

2) 
Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.

3) 
Сложить бумагу в 3 раза.

4) 
Отметить высоту баночки

5) 
Нарисовать узор.

6) 
Вырезать узор.

7) 
Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.

Выполняем наряд для баночки по плану.

А как сделать баночку по плану.

1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширину
баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.

2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.

3. Вырезать лицо и волосы.

4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.

5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.

IV. Итог урока.

Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можно
сделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу или
склеить одностороннюю белой стороной внутрь.)

Как получить одинаковые кружева для отделки? (Сложить бумагу
гармошкой и вырезать.)

Дома вы нарядите небольшую бутылочку из — под кетчупа, сока или
воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали,
а может, невеста в фате.

На след. уроке мы устроим выставку «На прогулке». Приведите
в порядок рабочее место. Урок окончен.

V. Домашнее задание: повторить правила
техники безопасности на

с.5

УРОК 4.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

Класс: 3

Цели:

1. Обобщить знания о прорезной аппликации на практике;

2. Расширение кругозора;

3. Развитие самооценки и умение анализировать приемы работ и
выбор

нужных;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: черная и белая бумага или картон, карандаш, канцелярские
ножницы, стаканчики из-под йогурта, счетные палочки, клей ПВА, тряпочка, клеенка,
кисточка для клея.

Тип УРОК а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова «Уроки мастерства» 3 класс, Самара:
Корпорация «Федоров», 2005 г.

2. М.А. Гусакова «Аппликация», Москва «Просвещение»
1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: провести этот урок в виде самостоятельной работы.
Дети сами должны выбрать и материал, и инструменты для работы. Оценку работы в конце
урока провести в форме игры «Найди как можно больше отличий». Педагогу
надо сделать самому образец, как в учебнике, только с добавлениями, чтобы в конце
урока учащиеся могли сравнить его со всеми.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

2. Рассказ «Бамбуковый медведь панда»,

В наше время на просторах шара земного живут семь видов медведей.
Интересно, что большинство видов получили название по окраске своего природного
одеяния: белый, бурый, черный, белогрудый, очковый — у него вокруг глаз большие
белые кольца или полукружья. Остальные два вида по окраске тоже черные, но название
имеют иное, ведь черный-то уже есть. Это медведи малайский и губач. У губача длинная
морда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперед и, раскопав
дом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Вот и все медвежье
семейство. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышать
и о восьмом медведе-бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.

История этого медведя — не медведя очень интересна и даже романтична.
Во второй половине прошлого века в кругах зоологов и натуралистов произошло событие,
всполошившее даже маститых ученых многих стран. В парижский Музей естественной истории
доставили оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взгляда
на медвежью. Но когда ее расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусным
мастером из больших лоскутов звериного меха черного и белого цвета. Загадка! Шкуру
подвергли тщательному осмотру, вертели в руках и так, и сяк, но ни каких следов
кройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что же это за шкура? — задумались
ученые. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражали
и считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности она
медвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру — загадку?

В 1869 году по Китаю путешествовал французский миссионер Арман
Давид. Помимо своей религиозной деятельности он, будучи натуралистом, попутно собирал
сведения о животном мире страны, приобретал интересные экспонаты. В одном из глухих
селений провинции Сычуань он и обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давид
приобрел ее после того, как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит она
реальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковых
зарослей. Название зверя « бей-шунг», что в переводе примерно означает
« белый горный медведь».А. Давид сумел отправить шкуру в Париж, а сам
продолжил поиски хозяина шкуры. Ему повезло. В том же году он приобрел у охотников
убитого бей-шунг, обработал его и с изложением охотничьих рассказов отправил во
Францию. Было это более ста лет тому назад. Получив вторую шкуру и скелет, ученые
смогли уже делать выводы. За большое внешнее сходство с обыкновенным медведем и
по характеру питания его первоначально нарекли бамбуковым медведем. Однако, тщательно
изучив поступившие материалы, зоологи, вскоре отказались от поспешного определения
и нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому,
что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверек, обитающий
в некоторых областях Азии. Шли годы, но первоначальное название большой панды —
бамбуковый медведь — оказалось живучим, и его часто употребляют в обиходе, поскольку
внешнее сходство с медведем несомненное.

Открытие необычного зверя, как водится, обернулось против него
самого. Пандой заинтересовались не только ученые, но и добытчики редких охотничьих
трофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось немало авантюристов
из Европы и Нового Света. Но добраться до мест обитания больших панд было чрезвычайно
трудно. На пути охотников встали высокогорья, бездорожье, густые леса, непроходимые
заросли бамбука, многочисленные водные преграды, горные обвалы…

С помощью местных жителей первую большую панду удалось поймать
в 1916 году, но она быстро погибла. И лишь через двадцать лет одна американка приобрела
молоденькую панду и благополучно доставила ее в США, в город Сан-Франциско.

В 1957 году большая панда впервые поселилась в нашей стране,
в специальном домике на территории Московского зоопарка.

В естественных условиях большие панды питаются в основном листьями
и молодыми побегами бамбука, поедают и некоторые другие растения, насекомых. Есть
сведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими грызунами и другими
животными.

Максимальная продолжительность жизни больших панд в неволе 13-14
лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня в густых
горных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество-

Дело чрезвычайно трудное. Сейчас, как, впрочем, и раньше, большие
панды — большая редкость в неволе. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемой
Международного фонда охраны дикой природы.

4. Самостоятельная практическая работа.

Внимательно прочитайте текст на с.28. Посмотрите на значки. Вспомните,
что они означают. Составим лесенку — план работы:

1) Переведите через копировальную бумагу выкройку на белую бумагу
(с.100.)

2) Вырежьте прямоугольник из черной бумаги или картона для фона.

3) Вырежьте контур из белой бумаги и наклейте на черный фон.

4) Вырежьте 2 глаза и нос из черной бумаги, наклейте на панду.

Задание. Изготовьте панду.

Учитель наблюдает, комментирует, помогает. Особое внимание уделяет
технике безопасности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Подпишите и положите ваши работы на парту.

Игра « Найди отличия».

Откройте учебник и посмотрите на картину в учебнике, затем на
свою работу. Поднимите руку, у кого работа такая же, как на картинке. Поднимите
руки, у кого одно отличие, два отличия.

А теперь сравните свою работу с выполненной мною. Найдите отличия
(когти на лапах, сук, на котором сидит медведь, и две веточки в лапах и внизу).

Вспомните, как вырезать симметричные детали.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок окончен.


Заключение

Работая над дипломной работе по технологии и методике обучения
технике аппликации в школе, мною была изучена история развития аппликации как вид
декоративно-прикладного искусства.

А также были разработаны планы уроков, направленные на изучение
и выполнения поделок по технике аппликации.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического
воспитания учащихся начальных классов средствами аппликации позволяет сделать следующие
выводы:

1. Эстетическое воспитание — формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его дотворческой деятельности по законам
красоты.

2. Аппликация — один из важных факторов эстетического развития
личности.

З. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию
красоты окружающего мира.

4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство
заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается
человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя
духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности,
могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При отсутствии
целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей
учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо
всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой
стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом
и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки
из бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет
на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения
и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное
развитие человека — через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного искусства
носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического
выполнения изделий приобрести общетрудовые, специальные трудовые умения и навыки,
а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности.

У школьников появляется желание и потребность трудиться, т.к.
эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое
удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь
испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Нередки случаи, когда
детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут
свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях,
помогут им в работе по любой специальности. Недаром многие взрослее в организации
своего досуга возвращаются к увлечениям детства.

И в заключение необходимо отметить, что аппликация — один из
наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет
бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания
и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование
у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности.
Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов,
их величине, форме и композиции.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техника
аппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые
сегодня являются одними из наиболее важных.


Список использованной литературы

1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного
и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).

2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов,
обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация
«Профессиональное образование», 2007. — с.219.

3. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые
руки» в школе. — М., 2007. — с.158.

4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. — М.: Просвещение, 2008.

5. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала.
— М., 1999. — с.180.

6. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. — М., 2003.
— с.95.

7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: 1999.

8. Гусакова, М.А. Аппликация. — М., 2007. — с.153.

9. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических
училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010
«Воспитание в дошкольных учреждениях». — М.: Просвещение, 1999.

10. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС,
2001.

11. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных
учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

12. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства
и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное
пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и
психология» (дошк.) — М.: Просвещение, 2000.

13. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому
обучению.1 класс. Учебное пособие. — М.: изд. «Экзамен», 2006. — с.86.

14. Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории.М., 2003. — с.92.

15. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М., 1978.
— с.147.6 Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском
саду» (сост. Л.В. Русскова) — М.: Просвещение, 2006.

16. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания:
Книга для учителя. — М., 2001. — с.210.

17. Новожилов, Э.Д. Технология и предпринимательство. — М.: МПУ, 2006.
— с.87.

18. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое
пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. — Бирск, 2007. — с.114.

19. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах: Книга
для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.:
Просвещение, 2007.

20. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие,
автор-сост.: Соловьянюк В.Г. — Бирск, 2007. — с.139.

21. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на
факультете технологии и предпринимательства. — Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.
— с.43.

22. Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя
технологии и предпринимательства. — Брянск: Издательство БГПУ, 2000. — с.68.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий