Радуга изнутри

Дата: 12.01.2016

		

Примечание: Уж слишком много «так же», «тоже» и т.д.
Заменить на синонимы или избавиться вааще))) Нуно четче выделять прямую речь,
акцентировать  важные эпизоды. Недопустимо – эмоциональная оценка. Ты –
наблюдатель, не более….  Разбей на абзацы, форматни текст, следи за
пунктуацией.

))))))))))))))))))))))))

            Содержание:

1.   Введение……………………………………………………стр.2

2.   Дневник
наблюдения:

2.1. Прибытие и первый день……………………………..стр.3

2.2. Жизнь на Радуге……………………………………….стр.7

3.   Заключение…………………………………………………стр.27

4.   Приложение
1. Бумажная Радуга.

5.   Приложение
2. Словарь.

6.   Приложение
3. Карта.

1.  
Введение.

В начале лета мне рассказали о
фестивале Радуга. Меня  заинтересовала   и листовка с описанием фестиваля.

«Радуга» проводится каждый год в
разных регионах России уже более 10 лет, и я решила понаблюдать столь необычное
явление.

На мой выбор повлияла и  увлеченность
трудами  Маргарет Мид, ее антропологические исследования ( наблюдение за жизнью
племен на Самоа, на о. Манус, на Новой Гвинее и Бали).

Наконец-то  у меня появилась
возможность понаблюдать людей, воспитанных и живущих в нашей культуре, но
собирающихся раз в год в единое «племя»

 Итак, предмет был найден.
Осталось определиться с видом наблюдения.

Я почти не владела  информацией о
фестивале,  не было возможности выдвинуть гипотезу, провести серьезную
аналитическую работу.

Форма целевого  полевого
исследования, весьма нестандартного, вполне отвечала моим требованиям.

Полевое исследование  позволяет  наблюдать
естественные формы жизнедеятельности и общения людей в субкультуре,
обеспечивает «включенность» наблюдателя.

Особенно важным было не вызвать
недоверие у представителей «племени» Радуги, и я решилась на безобидный
маскарад: выучила несколько популярных фраз, пообщалась через Интернет с
опытными «олдовыми» ( см Словарь).

Знание слэнга, языка и некоторых
обычаев Радуги, позволило активно «включиться» в внутреннюю структуру
«племени», выручало меня в сложных обстоятельствах.

Язык маргинальных субкультур
связан с «мифологией», мышлением социальной группы.

« Язык осваивает реальность.
Искажает, отражает, топит, возносит ее — и даже. И даже проецирует ирреальность
на самое себя. Но не всякую — а только чаемую. Только ту, вокруг которой
возможен хоровод мифов».  ( Из предисловия к « Сленгу хиппи Ф. И. Рожанского,
см. Приложение 2.)

Для углубленного понимания
«философии», «социальной мифологии»

«радужных» людей, я составила
Приложение 1, где вкратце изложила их

взгляды, принципы и законы, по
которым «племя» пытается строить взаимоотношения.

 И в конце прилагается нарисованная
мною карта Радуги.

Такова структура моей работы.

Часть 2.

2.  
Дневник наблюдения.

2.1.    
Прибытие и первый день.

Моя цель осуществить скрытое включенное
наблюдение была легко достижима, так как философия  Радуги, установки ее
создателей, исключают недоверие к новичкам.

Я быстро нашла по Интернету, на 
посвященном Радуге сайте, 2-х попутчиц. Таким образом, я  решила проблему
недостаточности информации, ознакомилась с принятой формой взаимоотношений,
получила рекомендации по сбору рюкзака и даже изменила свой будущий статус на
Радуге.

 Немного о моих попутчицах.

 Данечка (Дарья), 23 года, живет
в Подмосковье с мамой и сестрой, окончила Международный Институт Рекламы,
работает в рекламном агентстве копирайтером (придумывает рекламу).

Ра (Татьяна) 18 лет, тоже живет в
Подмосковье с папой, мамой, бабушкой и старшей сестрой, учится в  техническом институте
в Подмосковье (по специальности деревообработка), но не хочет работать в
будущем по специальности. Еще не определилась с выбором профессии.  Иногда
подрабатывает. Остальные члены семьи также работают (кроме бабушки).

Даня и Ра подруги, но общаются
редко (несколько раз в год), схожие интересы, но различное социальное положение.
Даня нашла свое место, идентифицировала себя с определенной группой, на Радугу
ездит отдохнуть и пообщаться. Она могла бы поехать на  курорт, но на Радуге ей
нравится жизнь на природе и какое-то особое доверительное отношение  между
людьми.

Впрочем, Даня предупредила меня,
что «деньги лучше спрятать, да и фотоаппарат тоже, а то бывали ведь и случаи
воровства».

Ра  идентифицирует себя с 
субкультурой хиппи, но не удовлетворена и этой идентификацией. Радуга для неё
сказка, воплотившаяся в реальность. Лишь там она чувствует себя дома.

Во внешнем виде девушек не было
ничего необычного, ничто не выдавало их принадлежность к «племени» Радуги.

Мы решили добираться до  места
сбора на автобусах. Это  считается  совсем обычным для путешествующих
«автостопом». Кстати, многие  приезжает на пригородных поездах, не оплачивая
проезда.  

Девушки объяснили мне, что  «втроем
на трассе  безмазово» (см. Словарь), да и  деньги у нас есть. Говорить о
деньгах они  немного стеснялись.

Мы доехали  до Чебоксар на
автобусе без приключений. Очень хотелось спать, так как путешествовали мы ночью.
В Чебоксарах купили обратные билеты на поезд, и  «вписались»  на пригородный
автобус.

На автобусной остановке  к нам
присоединился Андрей (Плант), московский  друг девушек. Андрею 33 года,  он
дизайнер,  приехал на поезде.

На Радуге почти всегда два имени
– реальное (его не всегда говорят) и

«погоняло». Часто люди даже не
знают «цивильных», «реальных» (см. словарь) имен.

 В автобусе мы познакомились с
небольшой группой людей. Девушки сразу  сказали: «это наши!».

Я высказала предположение, что девушки
выявили «своих» по внушительного вида рюкзакам.

Даня согласилась со мной, а Ра
сказала: «Ну что ты! Посмотри, какие у них глаза».

Наши попутчики оказались весьма
молчаливыми людьми, лишь спросили, где нужная нам всем автобусная остановка.

Мы доехали до леса, помахали
водителю автобуса руками, и оказались на тропинке ведущей в лес. Нам предстояло
пройти через лес  с рюкзаками за спиной 15 км. Наши невольные попутчики не
торопились и отправились искать продуктовый магазин.

Не успели мы войти в  лес, как
увидели 2-х молодых людей, спящих в странных позах на траве. Их внешность,
одежда была столь характерной для представителей субкультуры, что мои подруги
мгновенно заключили -«пьяные панки с Радуги».

Даня добавила: «А вот и начало
Радуги». На Радуге запрещены алкогольные напитки, поэтому пьющие молодые люди
напиваются в близ расположенных поселках.

В молчании мы проходили лес,
атакуемые комарами,  которыми переполнены марийские леса. А на опушках и
вырубках, куда на время скрывались   комары, нещадно палило солнце.

Многократно мы встречали
уезжающих с Радуги, радостно приветствующих нас традиционным «Доброе утро!»

 Девушки пояснили — «на Радуге всегда утро».

Встреченные нами «пиплы» (см Словарь) не выделялись внешним
видом.

Лишь «фенечки» на руках позволяли сделать вывод об их
обладателях как о «радужных» людях.

Иные были хмурыми, некоторые улыбались

Через некоторое время мы дошли до
деревни Иван Беляк. Девушки рассказали мне, что «радужные» люди обычно покупают
в деревне молоко, другие продукты.

Я поинтересовалась у местной
жительницы, где можно купить молоко или хлеб. На ломаном русском языке старушка
сказала, что в деревне нет магазина, а молоко будет лишь к утру.

С большой и ржавой деревенской
водонапорной башни нас окликнули «Доброе утро!»

Две неизвестные девушки улыбались
нам с площадки башни.

Как выяснилось, в лесу нельзя
говорить по сотовой связи, приходится

залезать на деревья или 
подниматься на возвышенности.

Кстати, на Радуге запрещены
различные электрические приборы — атрибуты цивилизации. Даня рассказала, что
несколько лет назад были запрещены даже фонарики.

Но всё меняется, теперь даже есть
связь с цивилизацией. Наши девушки забрались на башню, чтобы позвонить на
работу.

Когда мы прошли небольшой отрезок
по тропинке через лес и вышли на лесную дорогу, проезжающая по ней машина
остановилась. Изнутри микроавтобуса раздался крик: «Пиплы (см. словарь),
залезайте! С комфортом прям до Радуги!» Мы закинули рюкзаки и сели. Там уже
были 2 человека – девушка и юноша. Они соответствовали стандартному виду хиппи:
длинные волосы, с «хайратниками» (см. словарь) на головах, с фенечками в
огромном количестве («по локоть»), , в ярких майках, в самодельных расшитых
цветами «клешах», но босиком. Костюм дополняли маленький рюкзачок и гитара.

Наши новые попутчики рассказали,
что хозяева машины тоже с Радуги, а они сами ездили «сейшенить» (см. словарь) в
Чебоксары, на заработанные деньги купили макароны, хлеба и пива. На протяжении
всей дороги обсуждали хиппи по имени Илу.

— Достал он всех! Теперь пиво
придется на этом берегу выпить! И всё из-за Илу.

 Меня неприятно поразил
агрессивный настрой 2-х радужных людей.

Наконец, машина пришла к берегам реки
Кокшаги, лагерь же находился на противоположном  берегу. Надо было переходить 
в брод.

В тот момент на броде происходило
постоянное движение: кто-то приезжал, кто-то уезжал, а ещё суетились  люди,
помогающие переправлять рюкзаки. У одного из «плотников» был надувной матрас,
куда и поместили наши рюкзаки.

Теперь предстояло раздеться,
чтобы переправиться на тот берег, так как вода в броде доходила почти до шеи.
Даня быстро скинула одежду и двинулась в воду, неся на голове свою одежду. Я
последовала её примеру. А Ра долго сомневалась, в конце концов, оставшись в
футболке, тоже поспешила за нами.

На другом берегу люди жили своей
обычной жизнью, не замечая прибытия новых, но только незнакомых, знакомых же
встречали, бурно выражая свою радость. Ни один из находившихся на пляже не
поприветствовал нас. Мы только приехали и для них были чужими.

 Пройдя по пляжу, мы встретили
2-х знакомых девушек, и те кинулись нас обнимать и целовать. И меня тоже, хоть
и видели  впервые.

Мы отправились искать место для
стоянки (место, где устанавливают палатка или типии), бросив рюкзаки прямо на
пляже. Но мы уже устали и далеко не ушли. Выбрали место на возвышении над
пляжем, с небольшими деревьями, но не в лесу, чтоб была тень, но не было
комаров.

Ра пожаловалась, что люди живущие
вокруг нас ей незнакомые,  хотелось бы жить среди своих.

2.2.    
Жизнь на Радуге.

День начинается для всех в разное
время, но в основном после тусовка оживает к 12 часам дня. Некоторые «пиплы» не
спят по  несколько дней.

Как сказала мне девушка  Пацифика
(17 лет, Киев): «Я приехала всего на неделю. Я боюсь чего-нибудь пропустить. А
вот в городе отосплюсь».

Кто-то же встает с солнцем, чтобы
жить в гармонии с природой.

Друид (19 лет, Дзержинск)
поясняет: «Я встаю на рассвете, потому что собираю травы. Это самое лучшее
время».

Живут же в основном в палатках, а
так же в типи. Типи – традиционное жилище североамериканских индейцев. Они
самодельные.

В зависимости от выбранного
материала типии  весит от  2 кг до 10 кг. Внутри типи вырывают в центре ямку
для  очага. В палатках живут до 4-5 человек, а в типи могут жить и 10-11.

Кто-то приезжает со своей палаткой
и «вписывает» (см. словарь) друзей, которые заранее занимают место.

Многие приезжают без палаток и
долго ищут себе  «вписку» (см. словарь). И человек, не знавший их до этого, не
только пускает к себе (если есть место), но может и оставить им свою палатку
или типи,

Обычно стоянки состоят из
нескольких палаток. Некоторые лагеря имеют названия, которые дают живущие там.
В основном под названием объединены несколько «костров» и палатки рядом с ними.

      Время.

Время как таковое для «радужных»
людей не имеет значения. Я не видела часов на руках «пиплов». Встречи или
семинары (о семинарах  дальше) определяется относительно пау-вау (об этом тоже
дальше). И только когда уезжают, надо встать пораньше, тогда просят тех, кто в
лагере или из соседей встает рано, разбудить.

Питание.

На Радуге есть общая кухня, где 2
раза в день готовят на всех еду. Готовят и помогают на кухне вызвавшиеся
добровольцы. Еда должна готовиться  утром и вечером. Но наблюдается нехватка
добровольцев. И пока Илу (25 лет Архангельск), взявший на себя обязанности
следить за кухней, ищет готовых помочь, утреннее пау-вау превращается в
послеобеденное, а вечернее в ночное. 2 раза пау-вау вообще не состоялось, так
как Илу проводил семинары по медитации,  а без него не нашлось никого, кто сам
пошел готовить. Видимо,  происходит оттого, что  на стоянках люди готовят для
себя и своего лагеря, а традиция общей еды утрачивается.

О самом процессе приготовления.

Еду готовят в 2 больших котлах,
обычно из каких-нибудь круп, а в 2 котлах поменьше делают чай. Готовят 2-3
человека, а ещё 2-3 человека обеспечивают кухню дровами для костра. Не
наблюдается полового распределения обязанностей. И готовят  и рубят дрова мальчики
и девочки.

Феномен голода.

Люди на Радуге вечно  голодны, не
смотря на то, что у себя на кострах готовят несколько раз в день и по 2 раза
едят все вместе. По Радуге ходят голодные люди и высматривают, ни готовят ли
где еду. В принципе, принято кормить всех, кто пришел к тебе во время
приготовления и раздачи пищи, даже если это незнакомый человек. Если же просто
прийти в гости, то тебе обязательно предлагают поесть. При отказе очень
удивляются.

Пау-вау.

Это когда все собираются вместе
на Кругу. Как написано в «Бумажной «Радуге: «Круг – сердце Радуги». Когда почти
готова еда на общей кухне, люди на кухне кричат: «Пау-вау!». Крик подхватывают
близлежащие лагеря, зов передается по цепочке до самых отдаленных стоянок. Люди
стягиваются к Кругу. В ожидании сбора всех желающих на Кругу загорают, играют
музыку (особенно вечером), развлекаются  с детьми, между собой,  разговаривают.

 Когда как-то приходят к выводу,
что все собрались, встают в круг (если много народу, то в два, а иногда и в 3),
берутся за руки и поют ОМ.

Считается, что ОМ сплочает
собравшихся, дает им позитивный настрой, заряжает энергией. Своеобразная
коллективная медитация.

Относятся к этой традиции жители
Радуги по-разному:

— не поют вместе со всеми, сидят
за кругом и смотрят. Они не верят или им не позволяет их вероисповедание.

— считают это очень важным
ритуалом и порой сильно раздражаются, когда люди за кругом позволяют себе
разговаривать.

— поют вместе со всеми потому,
что так принято на Радуге, относятся к Ому достаточно скептически, воспринимая
это как некое психологическое упражнение.

Те же, кто болен, садятся в центр
круга поющих. Считается, что так можно вылечиться. На 3 день нашего пребывания
Ра заболела простудой, она посидела в тот день 2 раза в кругу, а наследующий
день выздоровела.

Когда все споют положенные 36 
ОМ, поднимают руки вверх и кричат: «Хо!»

И название пау-вау, и клич хо
взяты из традиций индейцев. Пау-вау  — так называется сбор племени. Что такое
хо, я так и не смогла выяснить.

Затем начинается обсуждение
проблем и новостей племени. Каждый, кто хочет высказаться, подходит к центру
Круга, к общему костру. Там же  стоит шест с флагом и лежит Токин стик (см.
приложение 1).

Берется эта «Палка-Болталка» в
руки, говорится в качестве приветствия «Хо!» и далее всё то, что есть сказать
племени.

Темы делятся на 3 большие группы:

1.   Информационные:

 — что-то потерял, что-то нашел.
«Пиплы! Наш топор ушел погулять. Верните, плиз!; Мы стоим «На краю света»»;  

«У меня пропала кружка, красная
пластмассовая с маленьким подсолнухом».

— надо найти попутчика для
поездки или вписку в каком-либо городе. «Еду послезавтра по трассе в Нижний,
ищу человека!»

— объявления о различных
мероприятиях, которые будут скоро проводиться. « Сегодня после этого пау-вау на
пляже будет проводиться семинар по йоге. Подходите к доске объявлений, а там
подумаем куда пойти».

2. Радужные:

— сообщения о своей любви ко
всем, собравшимся на Радуге. «Пипл! Вы такие замечательные! Я вас так люблю!
Люблю! Люблю!»

— личные впечатления от Радуги.
«Я приехал сюда отдохнуть от Вавилона. Давайте постараемся не привносить сюда
проблем оттуда. Станем детьми!»

3. Проблемы на Радуге.

 Именно эти сообщения вызывают
большой отклик  собравшихся, сразу появляется очередь к Токин стику. Обычно
это:

 — проблемы мусора и туалетов.
«Давайте не загаживать лес! Ходите в предназначенные для этого места!»

— проблемы с добровольцами на
общей кухне.

-проблема алкоголя (об этом
дальше). Эта проблема поднималась почти на каждом пау-вау.

После, когда все желающие
высказались, начинается раздача еды. 8 человек-добровольцев разносят по кругу
еду и чай. В это же время несколько музыкантов и доброволец  с Волшебной шляпой
собирают деньги для покупки еды на общую кухню. Те, у кого нет денег, просто
касаются шляпы, как бы кладя туда кусочек любви и «позитива».

После еды все расходятся. Однако  вечерами
были большие концерты, где собрались многие музыканты.

Откуда берется пища на Радуге:

— распространено собирательство.
Собирают грибы, ягоды, но это только для своих стоянок. Щавель однажды набрали
для общей кухни.

— рыбная ловля. Ходят рыбачить с
самодельными удочками, тоже для себя.

— в деревне покупают молоко и
яйца, тоже для себя. На одной стоянке в день нашего приезда съели барана,
купленного в деревне. На общую кухню его принести нельзя, так как там готовится
только вегетарианская пища.

Я слышала осуждения в адрес
съевших барана.

Чернобылька (14 лет, Москва):
«Такое недопустимо на Радуге! Бауманцы  (тусовка (см.словарь) учащихся и
выпускников  Университета им. Баумана) совершили убийство!».

— покупаются продукты в
авто-хавке. Авто-хавка – авто-магазин. К стоянке постоянно приезжали машины. Местные
предприниматели поняли, что на радужных людях можно неплохо заработать. Они
старались привозить то необходимое, что у них спрашивали: крупы, печенье, хлеб,
сигареты, макароны, тушенку, пиво. Иногда так же были овощи, а один раз нам
сделали  праздник – привезли арбузы.

В авто-хавке покупались и
продукты для общей кухни.

— привозится с собой. В основном
это сахар, соль, специи, кофе, чай и всё те же крупы. Эта еда может быть
съедена в собственном лагере, а может быть отнесена на общую кухню.

Туалеты.

По правилам Радуги для
отправления естественных нужд вырывается яма.

 Строятся несколько общественных туалетов, но, когда они
заполняются, их

       закапывают и роют новые. Несмотря на мои поиски, общественные

        туалеты не были мной обнаружены, и никто не мог
объяснить, где они

        находятся. Как итог: пришлось сделать самим.

        А  лес же был загажен людьми, не нашедшими и не
сделавшими себе туалетов. За дровами было очень опасно ходить в сумерках, так
как не испачкаться было невозможно.

Одежда.

Единого стиля в одежде я не
обнаружила. Все ходили, кто как хочет. Но общей была тенденция вообще не носить
одежды, особенно в очень жаркие дни. Это не обязательное правило, как у
нудистов,  просто возможность достичь большего раскрепощения и единства с
природой.

Многие придерживаются точки
зрения, что быть без одежды  более естественно для человека. Но были и те, кто
и в жаркий день ходили в одежде, закрывающей ноги и с длинными рукавами.

Вода.

Единственным источником воды была
р. Кокшага. О ней говорилось в листовке, что это одна из самых экологически
чистых рек в России.

Воду для приготовления еды, а
некоторые и для того, чтобы пить, забирали из реки.

Купались в реке, но ниже по
течению. Купались нагишом. И я не видела купающихся в плавках людей.

Чистили зубы, стирали и мылись
опять таки водой из реки.. Впрочем,  отходили на определенное  расстояние, чтобы
мыло не попало в воду. И конечно ниже по течению, чем место забора воды.

Там же мыли посуду. Обычно на
стоянках выбирают дежурного, который в этот день поддерживает чистоту посуды и
набирает воду. На общей кухне мыли котлы и набирали воду добровольцы.

Традиционные (неорганизованные)
занятия людей племени.

1.   Загорают.
В любое время можно зайти на пляж и увидеть там людей, лежащих на солнце.

2.   Конечно же,
основное занятие это общение. Оно происходит и во время какой-либо другой
деятельности или  выступает как самостоятельная деятельность.  Целью многих
приехавших на Радугу является именно общение.

3.   Читают.
Для этого даже была организованна библиотека, куда люди приносили привезенные
книги. Некоторые, уезжая, оставляли свои книги библиотеке. Их мог взять любой и
увезти с собой.

4.   Собирают
лекарственные травы. Многие на Радуге увлечены нетрадиционной медициной.

5.   Играют на
различных инструментах. Самые популярные это барабаны. Играют по одному и
вместе, со слушателями и без них.

6.   Плетут
фенечки и косички.

7.   Рисуют
друг на друге.

8.   Занимаются
йогой и медитируют.

9.   Ставят на
себе эксперименты. Девушка Ася (18 лет, Самара) 3 дня ходила с завязанными
глазами. «Я делала это, чтобы открыть для себя этот мир с новой стороны, ведь
без помощи глаз он воспринимается совсем по-другому». «О своих открытиях я не
хочу говорить, это слишком личное. Хочешь узнать – сама попробуй!» После того
как она сняла повязку, я видела ещё 2-х девушек и одного юношу с завязанными
глазами. При этом они ещё и общались с людьми лишь при помощи жестов и нарисованных
на песке знаков.

Другая девушка Крошка Ру (16 лет,
Питер) 2 дня передвигалась на четвереньках – ползала как маленький ребенок, не
умеющий ходить. Она вообще отказалась объяснить, зачем она это делает.

10.           
Строят замки из песка.

Организованные мероприятия.

На Радуге проводят семинары на различные темы,  устраивают
концерты (не спонтанные).

Я участвовала в семинарах:

— семинар по сублимации сексуальной энергии. Задумывался
Эмилем (18 лет, Лебедянь) как очередной концерт, но где пели бы все присутствующие.
Но это не удалось из-за поломки гитары, и весь семинар переместился на общую
кухню. Девушки (а их было подавляющее большинство на семинаре) стали резать
щавель для щей, а юноши (их было 2) ходили за дровами и пели.

— 2 раза проходил семинар по холотропному дыханию, но там
побывать у меня не получилось.

— семинар по ведической кухне. Там кришнаиты учили готовить
халаву. На семинаре было всего 5 человек, включая меня. Все девушки.

— семинары по фотоискусству. Они проходили ежедневно после
утреннего пау-вау. Фотографы обменивались опытом. И я узнала, что на Кругу
фотографировать вообще нельзя, а людей можно фотографировать только с их
разрешения. Это мне рассказали на первом семинаре, а на втором многие из
фотографов признались, что постоянно нарушают эти правила «ради искусства».

— семинар по медитации.

— семинар по массажу. Он происходил на пляже. Снежана (31,
Пермь)

учила расслабляющему массажу. Она демонстрировала, как надо
делать, а потом каждый пробовал, а она поправляла. На семинаре были в основном
молоденькие девушки (в возрасте от 16 до 20 лет). Семинар всем очень
понравился. Потом я часто замечала этих же девушек, делающих кому-нибудь
массаж.

— вечерние концерты в «Даун Тауне» (см. Приложение 3). О них
объявлял организатор Миша на пау-вау, приглашались музыканты и слушатели. У
каждого вечера было свое название, в зависимости от стиля музыки, которую
предполагалось играть и обсуждать. Во время моего наблюдения были вечера:
реггей – 3 раза, шансона, рок-н-ролла, джаза и блюза, Окуджавы, матерной частушки,
панк-репа, барабанов. Собиралось много людей, танцевали, просто слушали, иногда
все вместе с музыкантами пели.

            Что мешает единению семьи Радуги?

1.    Объединение
в группы по месту реального проживания (московские, питерские, киевляне, нижегородские
и т.д.). Они  знакомы друг с другом или имеют общих знакомых. Часто их общение
и ограничивается  узким кругом, а все остальные контакты случайны, редки, 
вынуждены обстоятельствами.

2.   Объединение
в группы по месту проживания на Радуге. Такие группы составляют люди, живущие
на одной стоянке. Рядом селятся те, кто знаком друг с другом. По этому же
принципу подбирают соседей (пример: поведение Ра, описанное в  2.1 стр. 7). Но
я наблюдала  другое:  проживания в одном лагере: «Акуна Матата» и «Край Земли».
На  стоянках жили люди из разных городов, многие были впервые на Радуге, к
моменту моего приезда они прожили вместе в среднем 3 недели. Во время моего
наблюдения они представляли собой сплоченную группу, и возможно после Радуги
продолжат тесное общение на расстоянии. При мне неоднократно обсуждались
дальнейшие совместные планы.

3.   Группы,
объединенные по количеству раз посещения Радуги. Это  деление на «олдовых» и «пионеров»
(см. словарь). От людей, бывавших на Радуге уже несколько раз, я слышала
недовольство новыми членами, пополнившими семью Радуги. «В этом году 70% новой
крови, никто из них не знает традиций, поэтому такой бардак!» (Буратино, 34
года Ставрополь). «Я ещё никогда не видела таких ничего не понимающих пионеров»
(Бахрома, 20 лет Питер).

У новых членов этой семьи было
тоже не очень позитивное настроение по отношению к олдовым.

— «Поучают по любому поводу! Я
приехала на Радугу расслабиться и отдохнуть так, как я хочу» (Кристина, 15 лет
Екатеринбург)

— «Хочу пить и буду! Этот
занудный Илу ничего с этим не сделает. Вот Кайфыч наш человек!» (Ворон, 20 лет
Вологда).

Но подобное разделение
наблюдалось не повсеместно. Часто олдовые и пионеры толерантно относились друг
к другу, при условии, что первые не были слишком критичны и видели самого человека,
а не только его статус пионера; а вторые были почтительны к законам Радуги и не
пытались переделать всё под себя.

4.   Объединение
по отношению к алкоголю на Радуге. Проблема нарушения многими закона,
запрещающего употребление спиртных напитков на Радуге, разделила племя на 2
лагеря непьющих и алкоголиков (так называли всех, кто нарушал закон).

При этом противоборство 2-х
лагерей шло всё время моего наблюдения, а началось с самого начала Радуги. Эта
тема стала постоянно обсуждаемой на пау-вау. А тем, кто активно вел борьбу с
алкоголем на Радуге, лагерь алкоголиков объявил войну. Пример: Илу (на 2 день 
наблюдения) не дал пройти через брод Кайфу (40 лет, Псков, неформальный лидер
лагеря алкоголиков) и его молодым последователям (молодые люди на вид не старше
18), которые несли на Радугу алкоголь. Бутылки с самогоном были вылиты в реку.
Ответным ходом в этот же день было сооружение на пляже из песка могилы, на
которой лежали 2 цветка, и стоял крест с надписью «Здесь покоится Илу».  После
этого случая разделение на 2 лагеря стало более очевидным. Непьющие перестали
общаться с соседями алкоголиками даже на бытовом уровне,  большинство
алкоголиков не ходили  на пау-вау и на концерты в лагеря непьющих, а устраивали
свои альтернативные. Каждое столкновение кого-то из 2-х лагерей обсуждалось на
пау-вау. И всегда непьющие жаловались на неудобства, которые им причиняют
алкоголики, а алкоголики возмущались отношением к ним непьющего большинства.
После очередного происшествия, когда к  девушке на пляже пристал пьяный человек
с сексуальным домогательством, было решено созвать Совет племени (вижин кансл).
Так как туда мог прийти любой житель Радуги, я решила присутствовать на Совете.
Всего желающих решить  проблему набралось 12 человек, ещё было 5 наблюдающих
(включая меня). Совет в основном состоял из олдовых, пионеров представляли 4
человека: Алина, 19 лет, Липецк; Игнат, 25 лет, Москва; Мэри Джо, 16 лет,
Москва; Вадим, 18 лет, Днепропетровск. Все были очень напряжены, много курили,
часто перебивали друг друга. Лишь один человек был спокоен (внешне) – Вася Без
Чайника (24 года, Питер). Он не кричал и не перебивал собеседников. Долгое
обсуждение привело вот к какому решению: организовать Шанти (миротворцев). В их
обязанности входит наблюдение за соблюдением всех законов Радуги, сообщение
нарушителям о традициях Радуги,  предупреждение о последствиях их несоблюдения.
Если человек после разговора с Шанти был повторно обнаружен пьяным или в
процессе употребления, то Шанти и их помощники помогают нарушителю собрать вещи
и переправиться на противоположенный берег Кокшаги.

Новость о таком решении быстро
разнеслась по Радуге и была трактована так: «Организуется радужная полиция!
Кошмар!»

На вечернем пау-вау в этот вечер
собрались все. Официальное сообщение, разъяснение деталей, обсуждение заняли
часа 2.  Впервые все забыли о еде. Кончилось  тем, что в круг вышел Кайф
попросил за людей из лагеря «алкоголиков» прощение.  Извинился лично перед Илу.
Затем они обнялись под всеобщие крики одобрения и радости. Это было
символическое объединение противоборствующих лагерей. И весь оставшийся вечер
семья Радуги была действительно едина. После еды все долго не расходились,
обменивались впечатлениями. А Кайф (он профессиональный музыкант) впервые играл
на Кругу.

Разрешилась ли проблема после
примирения, я не знаю. На следующее утро я уехала с Даней и Ра обратно в
Москву.

3.  
Заключение.

Всего на Радуге в момент
наблюдения было около 250 человек. Возраст колебался с 1 годика (дети хиппи) до
50 лет. Самая многочисленная возрастная группа с 14 до 27 лет. Приехали из
разных городов России, Украины и Белоруссии. Так же было 6 граждан Польши.

Рассмотрение феноменов обыденного
бытия (еды, гигиены и т.д.) некоей субкультуры, пло моему, четче высветить
проблемы существования  альтернативных  технократическим групп молодежи.

Очевидны проблемы и «культурные»
неудачи, свойственные философии «возврата к природе». Декларируемый отказ от
благ цивилизации приводит к конфликтным ситуациям.  Многие неудачи, как мне
кажется, порождены отказом от иерархических структур.

 Отсутствие руководителя (вождя,
который всегда есть у, так уважаемых на Радуге, индейцев) негативно отражается
на жизни «радужного» племени. А все попытки отдельных людей выполнять функции
вождя воспринимаются негативно, даже если они решают насущные проблемы.

Примером послужит Илу, отношение
к нему «пипла» на Радуге, выраженное во фразе: «Он слишком много на себя берет
и много командует».

Существующий же орган управления
созывается очень редко, чаще всего в самых критических ситуациях, а каждодневные
проблемы ждут добровольцев.

Очень часто я наблюдала  синдром «патологии
идентичности» (по Э. Эриксону). Регрессия к инфантильному уровню, желание как
можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса, враждебность и презрение ко
всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских (на некоторых
фотографиях сложно понять кто это, мужчина или женщина).

   Так же, очевидно, я наблюдала
смену поколений на Радуге, и новое поколение может стать причиной распада
субкультурной мифологии. Так как с ним изменился  социальный статус радужных
людей, который они имеют в обществе (Вавилоне — по их мифологии).

Если до этого преобладали
представители интеллигенции, не обладающие даже достаточным количеством денег,
что способствовало бережному отношению к традициям общей кухни, а собственные
костры были местом скорее общения, чем приготовления еды,  в дальнейшем это
приводило к большей сплоченности. Теперь социальный статус нового поколения
из-за резкого расслоения всего общества разношерстен, но можно предположить,
что многие весьма обеспечены

 Были внесены такие элементы
цивилизации, как мобильные телефоны, диктофоны. Нарушители традиции непития
алкогольных напитков тоже в основном  представляли  новое поколение.

Весьма вероятно, при сохранении
подобной динамики Радуга перестанет существовать как отдельная субкультура и
превратится в туристический слет, станет частью другой субкультуры.

  Некоторые важные моменты были
упущены из-за недостатка времени. Это пробное наблюдение лишь наметило пути, по
которым в дальнейшем я надеюсь подходить к изучению  явления.

Племя Радуги могло бы стать
предметом междисциплинарного исследования и достойно интереса  социальных
психологов, занимающихся маргинальной антропологией.

Для моей же специальности  —
психология образования — я думаю, будут интересны дети, которых родители возят
с собой на Радугу, то воспитание, которое им дается и его последствия. Хотелось
бы  изучить  подростков и подтвердить или опровергнуть сделанные мной
предположения.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий