Экономика и управление тепловыми электростанциями

Дата: 21.05.2016

		

Курсовая работа

На тему:

Экономика и управление тепловыми
электростанциями

Алматы 2009

Экономика и управление тепловыми электростанциями Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты управления в
энергетике

1.1 Методы управления на тепловых электростанциях

1.2 Основы декомпозиции системы управления

1.3 Функции управления

1.4 Области деятельности (области управления)

2. Экономические аспекты управления
тепловыми электростанциями

2.1 Основные производственные фонды тепловых
электростанций

2.2 Производственные мощности тепловых
электростанций

2.3 Оборотные фонды и оборотные
средства на тепловых электростанциях

3. Труд, кадры и оплата труда не
тепловой электростанции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Энергетика,
сегодня в развитии нашей страны, занимает одно из лидирующих положений в.
Поэтому необходимо, хотя бы приближенно и в общих чертах, охарактеризовать основные законы рыночной экономики. Как
известно, вся экономическая наука разделяется на общую и конкретную экономику, или
экономику отраслей материального производства. Общеэкономическая теория создает
теоретическую базу для конкретной экономики, определяет основные концепции
отраслевых экономических дисциплин. Именно с этих позиций здесь и следует
коснуться общеэкономических вопросов.

Во всем мире
и на протяжении, по крайней мере, двух веков человеческая мысль исследовала
общие законы экономики и добилась убедительных результатов. Фундаментальные
исследования проведены многочисленной плеядой видных экономистов, среди которых
не последнее место занимают и наши соотечественники. Сейчас существует довольно
много научных мнений и школ, описывающих как общие принципы рыночной экономики,
так и частные, хотя и очень существенные ее моменты. [1, c.16]

Однако в
настоящее время нет единого, общепризнанного перечня экономических законов,
действующих в обществе с товарно-денежными отношениями. Не ставя задачи
рассматривать существующие мнения, следует назвать основные законы рыночной экономики применительно
к конкретной экономике:

1) закон
стоимости;

2) закон
максимальной прибыли;

3) закон
планомерного, пропорционального развития экономики;

4) закон
роста благосостояния народа.

Тепловая Электростанция
(ТЭС) вырабатывает электрическую энергию в результате преобразования тепловой
энергии, выделяющейся при сжигании органического топлива. Первые ТЭС появились
в конце 19 века (в 1882 — в Нью-Йорке, 1883 — в Петербурге, 1884 — в Берлине) и
получили преимущественное распространение. С середины 70-х гг. 20 в. ТЭС — основной
вид электрической станций.

Основные типы ТЭС:
паротурбинные (преобладают), газотурбинные и дизельные. Иногда к ТЭС условно
относят атомные, геотермальные и с магнитогидродинамическими генераторами.

Тепловые электростанции
представляют собой мощные промышленные предприятия, требующие постоянного
контроля, как со стороны технологических процессов, так и со стороны экономики,
что и объясняет актуальность темы данной курсовой работы.

Целью данной курсовой
работы является исследование процессов экономического планирования и управления
на тепловой электростанции.

В соответствии с
поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

— рассмотреть основные положения об
энергетической отрасли и ТЭС;

— изучить экономические законы как
основу функционирования предприятия энергетической отрасли;

— проанализировать состав основных
фондов тепловых электростанций;

— исследовать экономические методы
управления персоналом на ТЭС;

— сделать выводы.

Методологической
основой исследования проведенного в данной курсовой работы явились труды
ведущих экономистов, посвященные вопросам экономики и управления предприятиями
энергетического комплекса, а также экономики предприятия.

1. Теоретические аспекты управления в энергетике

1.1 Методы управления на
тепловых электростанциях

Для
управления производственно-экономическими системами выработан целый арсенал
различных методов, которые применяются по отдельности или совместно,
комплексно.

Методы
управления образуют четыре группы:

1)
организационно-распорядительные (или административно-распорядительные);

2)
экономические;

3)
социально-психологические;

4)
социально-политические (идеологические).

Организационно-распорядительные методы — это
управление с помощью приказов, распоряжений, указаний, не терпящих возражений и
требующих неукоснительного выполнения. Одним из главных таких методов, дающий
наибольший управленческий эффект, является подбор и расстановка кадров —
производственных и управленческих.

Коллектив
компетентных работников, единомышленников и в то же время специалистов каждый в
своей области (по современной терминологии — «команда») наилучшим образом может справиться со
своими задачами. Таким людям не надо подробно объяснять и обосновывать то или
иное решение руководителя: они все понимают, как говорится, с полуслова, будучи
объединенными общими целями.

Экономические методы управления во все
времена давали наилучший управляющий эффект, поскольку содержат самую главную
мотивацию в обществе с товарно-денежными отношениями — материальный стимул.
Сегодня в числе этих методов можно назвать такие:

–оплата труда
в соответствии с квалификацией работника; это заставляет стремиться к повышению
квалификации, расширению и Улучшению трудовых навыков, в том числе и в
управлении. Главным достижением последних
лет в этой области стала отмена ограничений в заработке. Сейчас каждый работник
имеет право зарабатывать столько, сколько сможет. Одна из задач руководства —
создать необходимые условия для возможности таких заработков;

–премирование
за выполнение установленных производственных показателей, расширение зон
обслуживания, увеличение объемов работы;

–внутрипроизводственный
коммерческий (бывший хозяйственный) расчет. Материальная (коммерческая)
заинтересованность остается главным стимулом высокопродуктивность труда,
необходимо только должным образом организовать на предприятии внутрипроизводственные
коммерческие отношения;

–мотивация трудовой деятельности,
состоящая в участии работников в собственности, прибылях и управлении. [2,
c.108]

Существуют и
другие формы и разновидности экономических методов управления: выдача льготных
ссуд и кредитов; оплата социальных нужд работников; предоставление жилья —
бесплатно или по льготным ценам; обеспечение медицинским и санаторным
обслуживанием также по льготным ценам или бесплатно; оплата учебы самих
работников и членов их семей и т.д. (Эти формы нередко относят к
социально-психологическим методам управления, поскольку они экономически
затрагивают социальную сферу жизни.)

Социально-психологические методы управления — методы,
основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные
на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе,
для оказания необходимого воздействия в интересах достижения поставленных
целей.

К числу этих
методов относится, например, социальная эстетика, производственный дизайн:
хорошая, красивая обстановка в цехе, в отделе по наблюдениям специалистов
снижает утомляемость, повышает производительность труда. Сюда же относится
забота о социальных нуждах работников. Одним из наиболее важных факторов такого
управления является создание в коллективе здорового, комфортного
психологического климата. Здесь важно выявить так называемого «неформального
лидера» и стараться привлечь его к процессам управления.

Социально-политические методы управления
состоят в стимулировании качественного труда на основе политических,
нравственных, религиозных, патриотических убеждений работников.

Все
перечисленные методы управления должны использоваться в комплексе,
нежелательно, чтобы какие-то из них, даже экономические, преобладали. Из опыта
развитых стран известно, что именно комплексный подход, разумное использование
этих методов в рациональном сочетании дает наибольший управляющий эффект. Так,
в Японии наряду с достаточно высокой и дифференцированной оплатой труда на
предприятиях и в учреждениях существуют «комнаты психологической разгрузки»,
где работники могут снять нервное напряжение, освободиться от стрессового
состояния с помощью опытных психологов. В США, при достаточно высоком уровне
жизни, также широко применяются социально-психологические методы управления,
причем иногда им отдается предпочтение перед другими методами. Там многие люди
имеют своего персонального врача-психолога, который их регулярно наблюдает,
проводит сеансы психотерапии для снятия производственных и бытовых стрессов.
[3, c.112]

В отечественной
науке разработан широкий спектр рекомендаций по вменению методов управления. К
сожалению, достижения науки у нас с большим трудом и опозданием находят дорогу
в практическую деятельность. С Современный экономист-менеджер (бывший
инженер-экономист) должен быть хорошо оснащен передовой техникой управления для
успешной работы в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в
топливно-энергетическом комплексе, на предприятиях любой формы собственности.

Совершенствование
управления во многом связано с тем, чтобы придать управляемой системе большую
устойчивость за счет улучшения производственных отношений, резервирования, в
чем-то ужесточения управленческих связей и т.п. Рыночная экономика особенно
явно обнажила неустойчивость, вероятностный характер производственно-хозяйственных
явлений, и с этим необходимо считаться в полной мере.

Кроме того,
все известные, проверенные наукой и прошлой хозяйственной (не всегда такой уж
негативной) практикой, экономико-организационные понятия, применимые при
решении задач управления, сегодня необходимо уточнять и корректировать для
нынешних, еще не вполне устоявшихся рыночных отношений.

Совершенствование
управления означает наилучшее выполнение всех управленческих действий и деловых
процедур в указанном цикле управления, во всех его фазах. Следовательно, для
этого необходимо обеспечить все условия, т. е. создать информационную систему как хороший
инструмент для управления в условиях рынка.

Если
признать необходимость включать в процесс совершенствования все фазы и стадии
управленческого цикла, совершенствование управления практически состоит в информатизации управления.
Информатизация управления — это своевременное обеспечение всех звеньев
управления достоверной информацией, необходимой и достаточной для подготовки,
принятия и осуществления управленческого решения на любом уровне компетенции
путем создания наиболее рациональные структуры управления, оптимизации движения
информационных потоков, совершенствования систем управленческой документации и
документооборота.

На
практике, разумеется, в процессе управления далеко не всегда присутствуют все
перечисленные выше стадии управленческого труда. Здесь следует учитывать целый
ряд обстоятельств и факторов, которые приведут к значительному сокращению этих
стадий, так и время прохождения цикла. Это чрезвычайно важно в реальных
производственных условиях, при оперативном управлении быстротекущими
процессами, в экстремальных ситуациях, а также для оперативной реакции на
изменение внешней экономической среды, на рыночную конъюнктуру. Однако
отмеченное обстоятельство не только не отрицает необходимость изучения и
совершенствования полного цикла управления для каждого управленческого
действия, но и показывает его целесообразность и практическую эффективность.
Действительно, в отмеченных экстремальных ситуациях только у небольшого числа
талантливых и очень квалифицированных руководителей реакция будет адекватной
наблюдаемому явлению и будет принято правильное, близкое к оптимальному
решение. А в большинстве случаев решение принимается впопыхах
«скоропалительно», и вряд ли будет не то, что оптимальным, а хотя бы
приемлемым. [4, c.194]

Следовательно,
для принятия верного решения любой и каждый руководитель должен иметь
своеобразную, оперативно и в удобном виде предоставляемую «шпаргалку», набор возможных
наилучших решений, из которых он быстро выберет подходящее для данного
конкретного случая. Именно такие подсказки может дать информационная система,
оперативно представляющая необходимую и достаточную управленческую информацию,
обработанную по всем стадиям управленческого цикла с помощью современных
средств в автоматизированных комплексах вычислительной техники.

Критерием
качества управления является его эффективность. Для эффективного управления
требуется решать очень большое количество управленческих задач, стараясь ни
одну из них не упустить из вида. Затем на основе достоверных сведений и с
должной оперативностью принять необходимые решения, организовать и
проконтролировать их осуществление. Само понятие эффективности хорошо известно и формулируется как достижение поставленных целей при минимуме
затрат. Вероятно, для каждого конкретного предприятия эффективность —
это наибольшая прибыльность. Однако не следует забывать, что любое предприятие
действует в определенной экономической среде и его частная эффективность в
значительной мере зависит от эффективности всей экономики, всего хозяйственного
комплекса страны.

Для
общества в целом понятие эффективности, очевидно, состоит не только в
производственном, но и в социальном эффекте. Определение социально-экономического
эффекта как конечной цели управления государством, сегодня сформулировать очень
нелегко.

Эффективное
управление производственно-хозяйственной деятельностью — это обеспечение
социально-экономической стабильности при разумном государственном регулировании
и организационно-правовом обеспечении рыночных отношений, при всесторонней
поддержке любых позитивных тенденций к развитию экономики независимо от форм
собственности, осуществляемое с наименьшими материальными, трудовыми и
финансовыми затратами. [2, c.153]

Чтобы
разобраться во всем сложном комплексе управленческих задач на любом
производственном объекте, следует тщательно изучить всю систему управления.
Одним из наиболее эффективных способов такого изучения является умозрительное
расчленение этой системы на составные части, выделенные по определенным
признакам, т. е. следует провести декомпозицию
системы управления.

1.2 Основы декомпозиции системы
управления

Процесс
управления происходит в результате движения разнообразной управленческой
информации. Следовательно, совершенствование управления должно происходить при
улучшении информационного обеспечения. Для оптимизации движения информации
(информационных потоков) необходимо ее упорядочение на основе классификации. Требуется
установить или выбрать некоторую единицу информации, которую затем уже
использовать как неделимый элемент классифицируемого множества. В качестве
возможных таковыми являются:

1.
показатель как минимальная единица информации;

2.
управленческая задача как элементарный акт управления на любой его стадии и в
любой фазе цикла;

3.
управленческий документ как документированная информация, в большинстве случаев
являющийся конечным результатом выполнения какой-либо управленческой задачи.

При
совершенствовании управления потребуется классификационная группировка каждого
из этих элементов, а, следовательно, необходима разработка классификаторов для
показателей, задач и документов.

Показатели являются наименьшими из возможных
элементов — объектов классификации, используются при построении моделей
управления и при описании информационных потоков. В теории управления
существуют следующие определения:

Показатель:

1. контролируемый параметр системы;

2.
наименьшая единица данных, имеющая смысловое значение и содержащая
количественную или качественную характеристику объекта;

3. показатель в документе —
совокупность реквизита-признака
и реквизита-основания. Обычно под показателем понимают количественное значение (число) с набором идентифицирующих его качественных признаков, причем таких
признаков может быть несколько. Например: 50 (реквизит — основание) мегаватт (1-й реквизит-признак — размерность
показателя) — установленная мощность (2-й
реквизит-признак — название самого показателя) турбогенератора (3-й реквизит-признак —
наименование 1-го объекта, к которому относится показатель), установленного на
ТЭС (4-й реквизит-признак —
наименование 2-го, более крупного объекта, к которому относится показатель, (5-й реквизит-признак —
идентификация объекта). [4, c.201]

Эта единица
информации очень хорошо, но слишком подробно иллюстрирует процесс управления, и
потому применяется при совершенствовании управления лишь для локальных решений,
в частности, при упорядочении информации в информационных потоках и при
формировании исходных или выходных данных управленческих задач для оценки ее
необходимости и достаточности на определенном уровне компетенции. В то же время
кодирование этих единиц информации давно уже получило широкое распространение,
для чего созданы общеотраслевые и общепромышленные классификаторы.

Управленческие задачи — это
реальный элемент управления, присутствующий повсеместно, во всех звеньях и
подразделениях, нуждающийся в упорядочении и взаимоувязке.

К сожалению,
до сих пор нет четкого определения этого понятия и единого мнения о границах
управленческих действий, которые следовало бы называть «задачей управления».
Так, задачей может считаться выявление одного, отдельно взятого, показателя
(минимальный уровень) или комплекс вопросов, связанных с приложением какой-либо
функции управления к определенной области деятельности. Тем не менее, задачи, а
также деловые процедуры являются основой моделирования управления при
построении функциональных моделей так, чтобы их выбор в качестве одного из
объектов классификации был бы вполне оправдан.

Большинство
управленческих действий, в том числе и тех, что заключаются в подготовке и
являются итоговым актом решения управленческих задач, большинство этих задач документируется, т. е.
готовятся различные документы,
отражающие практически все аспекты управленческой
деятельности. Документ —
материальный объект, содержащий информацию в удобном виде и предназначенный для
того или иного управленческого действия при выполнении определенной функции в
процессе подковки принятия и осуществления управленческого решения: учета
(учетный документ), анализа (аналитический документ), нормирования (нормативный
документ), планирования (план), контроля (контрольный документ) и др. [5, c.194]

Определения,
свойства, формы и разновидности документа
хорошо известны, кроме того он почти всегда имеет правовую,
административную, учетную, плановую, нормативную или любую другую
функционально-управленческую силу. Использование документов при построении
функциональных моделей вместо управленческих задач, как правило, придает этим
моделям большую четкость, причем они становятся иллюстрациями, фрагментами
общепроизводственного документооборота.

Информатизация
управления требует классификации
управленческих задач, использования классификаторов
производственно-хозяйственных показателей и классификаторов управленческой документации.

Декомпозиция
проводится по определяющим признаки классификации координатным осям, в качестве
которых обычно принимаются: функции управления; области деятельности (области
управления); объекты управления; уровни (ранги) управления; виды задач
управления и др.

Не все из
названных понятий, образующих координатные оси при декомпозиции, определяются
просто и однозначно. Помимо спорности и неоднозначности некоторых
классификационных группировок требуется применить все эти категории и понятия к
совершенно конкретной задаче — системе управления, и при этом иметь в виду
возможное изменение их экономико-организационного содержания в условиях рынка.
Поэтому названные категории и понятия нуждаются в специальном и подробном
рассмотрении. [6, c.143]

Классификация
может проводиться различными методами, из которых наиболее известны:

–линейная классификация — простой перечень
более или менее однородных классифицируемых объектов;

–кассетная классификация — группировка объектов
классификации по некоторым признакам;

–иерархическая
классификация — ступенчатое последовательное расчленение
классифицируемых объектов (по принципу «матрешка в матрешке»);

–матричная
классификация — расположение объектов в некоем пространстве (2-х,
3-х, 4-х, наконец, в N-мерном),
снабженном координатными осями, в качестве которых выступают признаки
классификации.

–Наиболее универсальной является
матричная классификация, в которой содержатся принципы и линейной, и
иерархической классификации. К тому же она наилучшим образом соответствует
задачам декомпозиции системы управления любым объектом.

1.3 Функции управления

Функция управления — это особый вид работ, однородных по своему назначению
и обеспечивающих функционирование системы управления, выполнение всех этапов
управленческого цикла подготовки, принятия и осуществления управляющего решения
для достижения поставленной цели, а именно:

1.  руководство
работами во всех фазах цикла;

2.  организацию
информации, циркулирующей по всему циклу;

3.  учет, т. е.
сбор сведений о состоянии управляемого объекта;

4.  анализ
учетной информации как одно из условий подготовки управленческого решения;

5.  нормирование
различных показателей, выработка их эталонных значений для сравнения при анализе
и для последующего планирования, а также отбор критериев для выбора
оптимального управленческого решения;

6.  планирование
как акт реализации принятого решения, включая организацию его выполнения;

7.  контроль
исполнения и регулирование процесса осуществления управленческого решения —
завершение одного цикла управления и начало другого;

8.  учет, т.е.
сбор сведений о новом состоянии управляемого объекта после осуществления
управленческого решения и т.д.

Перечень
функций управления по-разному формируется в различных руководящих документах и
в работах специалистов. Если рассмотреть «максимальный вариант» такого перечня,
получим следующий классифицированный состав известных функций управления: организация, учет, анализ, нормирование,
планирование, контроль, регулирование. [7, c.94]

Иногда как
одну единую функцию рассматривают «учет и контроль», «нормирование и
планирование», «учет и анализ», «контроль и регулирование». В таких сочетаниях,
безусловно, есть определенный смысл, поскольку, во-первых, эти функции взаимосвязаны
в процессе выполнения и, во-вторых, в указанных парах одна из них превалирует и
низводит другие до подчиненного положения, что также на практике часто
оправдано. В любом случае эти функции накладываются на
другие, упомянутые Л е координатные оси декомпозиции, и таким образом так или
иначе захватывают все «деловое пространство» управления. Каждая из функций
составляет достаточно сложный комплекс управленческих работ, и потому должна
быть рассмотрена подробнее.

Функция «организация» употребляется в качестве широкого,
емкого термина, относящегося ко всей управленческой, распорядительной
деятельности.

Организация включает подфункции:

–руководство,
осуществляемое административно-распорядительными, социально-психологическими,
социально-политическими (идеологическими) и преимущественно экономическими
методами;

–организация
взаимоотношений в процессах производства и управления, т. е. в управляемой,
управляющей системах и при взаимодействии между людьми, имея в виду их
экономическую заинтересованность в наиболее эффективном совместном труде;

–организация
информации во всех фазах и на всех промежуточных стадиях единого цикла
управления при подготовке, принятии и осуществлении управленческого решения.

Учет представляет собой сбор информации о
состоянии управляемого объекта и управляющей системы в их разных подразделениях
на различных стадиях производственных и информационных процессов для целей
правления во всех фазах управленческого цикла. Существуют следующие виды учета:

–оперативный
учет, т. е. сбор информации на оперативный момент времени, который в разных
отраслях определяется по-разному — от мгновения (долей секунды) до суток;

–статистический
учет и отчетность, которые точнее следует определить как текущие, поскольку они
призваны отражать состояние всей системы в текущий момент, границы которого
также определяются по-разному — от суток или месяца, но всегда до года;
существенным обстоятельством этой подфункции управления является наличие
заявленной в названии отчетности, т.е. статистической (текущей) информации,
почти всегда документированной;

–бухгалтерский
учет, который вместе с бухгалтерским анализом хозяйственной деятельности
образует комплекс управленческих задач, выполняемых по устоявшейся и хорошо
отработанной методике. [8, c.385]

Анализ представляет собой расчленение
исследуемого объекта, предмета или явления на составные части, изучение этих
частей и сравнение с эталонами, нормативами для определения направлений
совершенствования изучаемого объекта; обычно проводится (или должен проводится
по технико-технологическим и экономико-организационным критериям во всех
производственных и управленческих подразделениях в основном для выработки
управленческого решения.

В
зависимости от периода, на материалах которого он проводится, различается:

–ретроспективный
анализ, проводимый по материалам прошлых периодов (лет) и потому при наличии
необходимых исходных сведений наиболее часто применяемый;

–оперативный
— на оперативный момент времени, особенно необходимый для быстротекущих
процессов, например, в электроэнергетике, однако используемый практически
повсеместно, в том числе на оперативных совещаниях («оперативках», «летучках» и
т.п.), но не всегда документально оформляется; при использовании вычислительной
техники может проводиться действительно оперативно, с необходимой
документальной фиксацией, иногда — в режиме реального времени, для чего
требуются грамотная экономико-математическая постановка задач и добротное
программное обеспечение;

–текущий —
проводимый на протяжении всего текущего (планового) периода, в частности, при
выборе из вариантов управленческого решения наилучшего, оптимального; его
результат отражается в управленческих документах, где акт анализа может и не
отмечаться как вспомогательное средство управления;

–анализ
перспективных планов проводится при выборе наиболее целесообразного варианта
какого-либо будущего решения, содержащегося в перспективном плане, и также
часто не отражаемый как аналитический акт.

Из
сказанного видно, что кроме ретроспективного анализа, применяемого преимущественно
в исследовательских целях, анализ как функция управления не фиксируется в
управленческой деятельности, способствуя достижению должного качества
управления, но выполняя вспомогательные задачи, и потому не рассматривается и
не оформляется как акт управления. [9, c.204]

Нормированием называют процесс определения
какой-либо нормы (лат. norma — руководящее начало, правило,
образец), представляющей собой узаконенное установление, признанный
обязательным порядок. В производственно-хозяйственной деятельности под
нормированием понимают научно-техническое обоснование расхода какого-либо
ресурса (сырья, материалов, энергии, трудозатрат, финансов и т.п.) Для
производства единицы продукции или работы, в том числе и работ управления.
Словесное определение нормы в различных руководствах и в специальной литературе
трактуется по-разному, в довольно большом диапазоне понимания этого термина.

Различают
следующие виды нормирования

Норма производственно-хозяйственных
затрат — это установление плановой меры, научно и технически
обоснованного количества потребляемого ресурса определенного вида (сырья,
материалов, энергии, труда, денег и др.). необходимого и достаточного для
выпуска единицы продукции или выполнения работы установленного качества в реальных
организационно-технических условиях производства.

В энергетике
это общее определение конкретизируется: норма
расхода энергетических ресурсов — необходимое и достаточное,
технически и экономически обоснованное количество энергии для производства
единицы продукции (работы, услуги) в реальных условиях энергетического или
промышленного производства.

В практике
хозяйствования наряду с понятием нормы широко используется термин «норматив», причем нередко оба этих понятия
получают один и тот же смысл. Однако в ряде случаев, например, при
производственном нормировании энергетических ресурсов, эти понятия строго
разграничиваются, являясь дополнением одного другим. Тогда представляется
целесообразным дать более четкое определение нормативу для его последующего
использования, не путая с понятием нормы.

Норматив — количество ресурса, теоретически
необходимого для выпуска единицы продукции или выполнения работы установленного
качества, установленное научно-техническими расчетами без учета реальных
организационно-технических условий производства; норматив всегда меньше нормы на величину неизбежных потерь
(непредусмотренных затрат), возникающих вследствие эксплуатационных и режимных
отклонений от запланированного хода технологических или
производственно-хозяйственных процессов. [10, c.271]

С учетом
данных определений и пояснений следует сформулировать понятие нормирования как
функции управления.

Нормирование — это процесс установления плановой
меры, величины, численного значения или каких-либо других количественных или
качественных показателей с разработкой соответствующего норматива или нормы; в практике
производственно-хозяйственной деятельности в зависимости от времени применения
норм различаются следующие виды нормирования:

–текущее —
разработка соответствующих норм на текущий плановый период (обычно — на
плановый год, иногда с разбивкой по кварталам и даже месяцам);

–перспективное
— разработка норм и нормативов на перспективу, в качестве которой принимаются
сроки, большие, чем требуется.

Не следует
классифицировать нормирование по видам норм, как иногда делается в некоторых
исследованиях, поскольку в данном случае рассматривая
нормирование как функцию управления, отмечаются ли его временные градации и не
имеет никакого значения деление норм их назначению, степени агрегации, способу
разработки и т.п.

Планирование — это целенаправленная деятельность государства (как его
центрального аппарата, так и местных, региональных администраций) по определению на ближнюю и дальнюю перспективу
объемов пропорций и темпов общественного воспроизводства во всех (государственных
и негосударственных) секторах
экономики при реализации экономических, социальных и научно-технических задач.

Планирование,
отталкиваясь от этих глобальных задач в экономике страны, должно вестись тем
детальней, чем меньше производственно-хозяйственный объект. Так, на уровне
региона объемы, пропорции и темпы воспроизводства требуют достаточно подробной
расшифровки и привязки к отраслям и даже к конкретным предприятиям. А на
предприятиях план — руководящий документ всей деятельности, разумеется, без его
догматической абсолютизации и при необходимой гибкости, мобильности и
маневренности в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры. Именно с таких
позиций следует рассматривать планирование как одну из важнейших функций
управления. [11, c.301]

С учетом
традиций отечественной экономики для
любого производственного
объекта можно дать следующее определение: планирование — разработка программы
(программирование) будущих действий в любой области деятельности с составлением
программных документов — планов.

По видам,
определяемым плановыми сроками, различают планирование:

–оперативное
— на оперативный момент времени (в энергетике — мгновение, час, сутки);

–текущее — на
текущий, плановый период; обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам, и
после каждого квартала (месяца) годовая плановая программа должна уточняться,
корректироваться с учетом новой (рыночной) ситуации;

–перспективное
— на плановую перспективу, т.е. 5, обычно предполагает уточнение текущих
плановых программ по прошествии каждого из текущих периодов (года);

–долгосрочное
— на период 10—15 лет, обычно с разбивкой на меньшие перспективные сроки, с
корректировкой последующих про грамм по прошествии одного из этих сроков;

–прогнозирование
— за пределами долгосрочного планирования до 30 лет и более; для
экономико-социальных прогнозов используются специальные прогностические методы
(из арсенала науки прогнозируются, с применением теории вероятности и потому в
условиях рынка; других, краткосрочных видов планирования. Как уже отмечалось,
контроль и регулирование являются двумя самостоятельными функциями, однако
рассмотрение их по отдельности нецелесообразно, поскольку «контроль ради
контроля» беспредметен, а регулирование возможно лишь после необходимого
контроля соответствующих параметров. [12, c.142]

Контроль и регулирование — две тесно
взаимосвязанные функции, причем контроль необходим только в целях регулирования
выявленных отклонений от нормального (нормированного) хода
производственно-хозяйственной деятельности, которые всегда могут иметь место в
жизни. По периодам их осуществления они различаются как:

–оперативные
— на оперативный момент времени, что особенно важно для непрерывных
быстропротекающих процессов, например при электроснабжении потребителей;

–текущие — в
текущий, плановый период, т.е. в течение года или в любой период, больший, чем
оперативный.

Из
рассмотрения каждой отдельной функции управления видно, что они вместе со
своими подфункциями играют важнейшую роль в управлении социальной и
производственно-хозяйственной жизнью страны, региона, города, предприятия,
организации, учреждения. Для каждого конкретного случая их перечень может
приниматься по соображениям целесообразности, наибольшей значимости той или
иной функции и подфункции, а также исходя из требований оптимального кодирования.
Для энергетических систем принят следующий перечень:

Общее
управление (организация)

1. Перспективное
планирование

2. Текущее
технико-экономическое планирование

3. Оперативное
планирование

4. Оперативное
управление, контроль и регулирование

5. Оперативный
учет

6. Бухгалтерский
и статистический учет и отчетность

7. Анализ
деятельности

8. Нормирование

Все эти
функции в хозяйственной практике и при декомпозиции системы управления
прилагаются (проецируются) на другие координатные оси, прежде всего на области
деятельности и объекты управления.

1.4
Области деятельности (области управления)

Области, в
которых происходит управленческая деятельность при выполнении всех функций, во
многом определяются структурой и спецификой объекта управления, особенностями
соответствующей отрасли предприятия.

В самом
общем виде можно дать следующее определение: область управления (области
деятельности) — это специфические области производственно-хозяйственной и
социальной деятельности, охватывающие производство продукции, работ и услуг;
эксплуатацию производственных и непроизводственных объектов, включая
землепользование — все виды экономической работы; различные аспекты финансовой
деятельности; все виды снабжения, в том числе материально-технического-различные
виды технического, санитарного, архитектурно-планировочного и юридического
надзора; социальное обеспечение и защиту населения.

Поскольку
круг этих областей очень широк и не может быть достаточно подробно описан в
одной координатной оси, для областей управления применяется ступенчатая
классификация: сначала называются наиболее крупные, агрегированные области
деятельности, которым присваивается 1-й порядок; каждая из областей 1-го
порядка расшифровывается — образуются области 2-го порядка; при необходимости
производится дальнейшая детализация — возникают области деятельности 3-го, 4-го
и последующих порядков.

В энергетике
(точнее — в электроэнергетических системах) областями 1-го порядка считаются:

0.  Общее
управление

1.  Баланс
энергии

2.  Баланс
мощности (при эксплуатации)

3.  Баланс
мощности (при развитии энергосистемы)

4.  Труд, кадры
и заработная плата

5.  Материально-техническое
снабжение

6.  Себестоимость

7.  Финансирование
и сбыт

8.  Присоединение
и надзор

9.  Техническая
подготовка производства

Группировка
и наименование этих областей 1-го порядка даны также исходя из соображений
оптимального кодирования, чтобы иметь только десять областей.

Примерно так
же происходит группировка и классификация областей 2-го и последующих порядков.
Например, область 6.
Себестоимость расшифровывается областями 2-го порядка следующим
образом:

60.Себестоимость продукции.

61.Себестоимость электрической и
тепловой энергии.

62.
Производственные расходы на электрическую и тепловую энергию.

63.(Резервная область).

64.Общестанционные и общесетевые
расходы.

65.Общесистемные расходы.

66.Себестоимость капитального ремонта
хозяйственным способом.

67.Себестоимость услуг на сторону.

68.Себестоимость продукции ремонтных
заводов.

69.Непроизводительные расходы и потери
от брака.

Аналогичным
образом расшифровываются и другие области 1-го порядка. При этом
предусматривается дальнейшая детализация областей деятельности. Например, для
области 1-го порядка Баланс
мощности возникают следующие области управления 2-го и 3-го порядков:

10.
Энергоресурсы.

100.Поступление топлива.

101.Отпуск топлива.

102.Расход топлива.

103.
Энергетический расход топлива.

104.Удельные расходы топлива.

105.Расход топлива на производство
тепловой энергии.

106.Специфические показатели
органического топлива.

107.Резервные области.
[4, c.255]

Следует
отметить, что в процессе управления возникает потребность в сборе информации
способной помочь управленцу в процессе принятия управленческого решения. Такой
сбор информации невозможен без исследования основных экономических аспектов
управления предприятиями энергетической отрасли, анализ которых крайне
необходим в процессах нормирования и планирования.

2. Экономические аспекты
управления тепловыми электростанциями

2.1 Основные производственные
фонды тепловых электростанций

В условиях
рыночной экономики очень важно четко и однозначно понимать различные виды
единовременных затрат: капитал, капиталовложения, инвестиции, производственные
фонды, включая основные фонды и оборотные средства.

Экономическая
сущность основных
производственных фондов — многократное, в течение длительного
времени участие в производственном процессе, когда их стоимость постепенно
утрачивается (оборудование «стареет») и переносится на производимую продукцию.
[13, c.192]

Оборотные фонды и оборотные средства в процессе
производства сразу и полностью утрачивают свою стоимость, которая включается в
стоимость произведенной продукции.

Целесообразно
отметить три коренных отличия основных и оборотных производственных фондов:

1)
сохранение основными фондами в течение длительного времени своей формы, а оборотные фонды и средства сразу же
в течение производственного цикла свою первоначальную форму теряют, как бы «растворяясь»
в производимой продукции;

2) длительный
срок службы основных фондов по сравнению с оборотными средствами, которые
полностью поглощаются производством за один оборот;

3) длительный,
постепенный перенос стоимости на продукцию основными фондами, в то время как
оборотные фонды переносят ее на продукцию сразу (за один оборот).

Единовременные
затраты и ежегодные расходы отражаются в производственном процессе, когда
производственные фонды переносят свою стоимость на продукцию. По форме участия
в производстве эти фонды разделяются на основные и оборотные. [14, c.301]

Основные фонды представляют
собой денежное выражение средств труда и участвуют в процессе производства
длительное время, постепенно, по мере износа утрачивая свою стоимость и
перенося ее на производимую продукцию. По технологическому признаку основные
фонды подразделяются на:

–здания;

–сооружения;

–передаточные
устройства;

–силовые
машины и оборудование (в том числе автоматическое);

–рабочие
машины и оборудование;

–измерительные
и регулирующие приборы и устройства, не установленная техника и прочие машины;

–транспортные
средства;

–инструменты;

–производственный
и хозяйственный инвентарь;

–прочие основные фонды (малоценные и
быстроизнашивающиеся средства труда, капиталовложения и т.д.).

Поскольку в
процессе эксплуатации основные фонды изнашиваются, они меняют свою стоимость.
Стоимостная оценка основных производственных фондов может рассчитываться:

1) по полной
первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам, произведенным на создание
основных фондов, их доставку и монтаж;

2) по полной
восстановительной стоимости, т.е. по стоимости воспроизводства основных
производственных фондов в современных условиях. Это вызвано тем, что в связи с
научно-техническим прогрессом одни и те же виды средств труда, произведенные в
разные годы, оцениваются различно, поэтому требуется регулярная переоценка
основных фондов.

Восстановительная стоимость производственных
фондов определяется как разность между первоначальной стоимостью и величиной
морального износа, выраженного в стоимостной форме. В момент ввода в действие
новых основных фондов их первоначальная стоимость соответствует
восстановительной.

Экономическая
сущность участия основных фондов в производстве — постепенный, в течение
длительного времени перенос своей стоимости на производимую продукцию при
постепенном износе и соответственном снижении собственной стоимости. Этот
процесс отражается:

–включением
сумм амортизационных отчислений в себестоимость продукции;

–созданием
амортизационного фонда, предназначенного в дальнейшем для замены полностью
амортизированного оборудования, после его ликвидации, на новое;

–периодической
переоценкой основных фондов, постоянным учетом основных фондов по их балансовой
или восстановительной стоимости.

Процесс
переноса стоимости основных производственных фондов на продукцию происходит в
течение всего срока службы оборудования и называется амортизацией.

При
исчислении величины амортизационных отчислений необходимо периодически
переоценивать основные фонды, что особенно актуально в условиях инфляции, и
соответственно рассчитывать амортизационные отчисления от новой, переоцененной
стоимости.

Амортизационные
отчисления производятся от первоначальной стоимости основных фондов, но по мере
переоценки они ведутся от балансовой
стоимости, т.е. величины, числящейся на бухгалтерском балансе.

Понятие
«срок службы» предусматривает физический
износ фондов, в результате которого они (здания, сооружения,
оборудование) становятся: физически неработоспособными, и моральное старение фондов, когда они
как бы «выходят из моды».

Различаются:

–моральный
износ 1-го рода, когда появляется точно такое же оборудование, но
продаваемое по более низкой цене, вследствие чего амортизационные отчисления на
их износ могли бы быть меньшими;

–моральный
износ 2-го рода, когда на рынке появляется оборудование того же
назначения, но с улучшенными технико-экономическими характеристиками, более
экономичное, например с меньшим удельным расходом топлива или энергии на
единицу продукции, т.е. его применение сократило бы эксплуатационные расходы. [15,
c.94]

Если
учитывать не только физический, но и моральный износ, то срок службы становится
не реальным календарным понятием, а технико-экономической категорией, нужной
для расчета норм амортизации.

Нормы амортизации
разрабатываются и диктуются государством централизованно, так что реальные
собственники не могут их менять по собственному усмотрению, стремясь к
ускоренной амортизации оборудования для его скорейшего обновления.

В то же
время было предложено установить особые нормы и правила начисления амортизации
для целей налогообложения. Интересно заметить, что если сумма начисленных
амортизационных отчислений по данным бухгалтерского учета меньше суммы
амортизации, принимаемой для целей налогообложения, то корректировка
(уменьшение) налогооблагаемой прибыли не предусмотрена.

Рассмотрим
на конкретных примерах порядок начисления амортизации в зависимости от
выбранного способа и влияние этой величины на налогооблагаемую прибыль. Если
срок полезного использования объекта основных средств в технических условиях
отсутствует и не установлен в централизованном порядке, то он должен
определяться исходя из:

–ожидаемого
срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой
производительностью или мощностью применения;

–ожидаемого
физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и
влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных и всех видов
ремонта;

–нормативно-правовых
и других ограничений использования этого объекта (например, амортизация).

2.2
Производственные мощности тепловых электростанций

Величина
основных производственных фондов, как правило, определяет производственную
мощность (производительность) любых предприятий, в том числе тепловых электростанций
и энергетических объектов на промышленных предприятиях.

Производственная мощность —
потенциальная способность предприятия (цеха, участка, рабочего места)
производить максимальное количество определенной продукции или выполнять
определенный объем работ в течение определенного периода времени (часа, года)
при условии:

а)
применения самой передовой технологии;

б) должного
технического оснащения;

в) полного
устранения аварий;

г)
необходимого материально-технического обеспечения;

д)
обеспеченности производственным и необходимым управленческим персоналом;

е) полного
использования рабочего времени.

В энергетике
мощности измеряются:

–для
электроэнергетических объектов в кВт и МВт;

–для объектов
теплоэнергетики в Гкал/ч;

(Калория
и ее производные являются внесистемными единицами, однако исчисление в тепловых
кВт или в ГДж пока нетипично, поскольку нет приборов, отградуированных в
системе СИ.)

Для
объектов, производящих холод в Гкал холода/ч; при производстве сжатого воздуха
и газов, при перекачке воды в куб.м/ч. [4, c.241]

Большинство
энергетических мощностей исчисляются за час. Энергетическая производительность
зависит еще от одного, не указанного выше условия — от объема и мощности,
требуемых потребителям. Так же, как и в энергосистемах, в промышленной энергетике
мощности исчисляются за 1 ч.

В энергетике
принят ряд следующих определений, касающихся энергетических производственных
мощностей:

–установленная
мощность — суммарная паспортная мощность энергетического оборудования;

–рабочая
мощность — мощность, с которой оборудование может работать при
максимальной нагрузке потребителя;

–диспетчерская
мощность — мощность, заданная диспетчерским графиком нагрузки.

Наличие
резервов мощности отражает специфику энергетики, поскольку здесь происходит
одновременное производство и потребление энергетической продукции — энергии,
которая (кроме топлива) не может запасаться в сколько-нибудь значительных
количествах.

Для объектов
энергетики понятие резерва (обычно резерва электрической мощности) связано с
разностью рабочих и диспетчерских мощностей. Эти энергетические резервы классифицируются:

1. по
готовности к несению нагрузки:

–холодный, когда
оборудование простаивает и необходимо некоторое время для его включения в
работу;

–горячий (или
вращающийся) резерв, когда оборудование находится в оте (недогруженное или на
холостом ходу) и готово в любой момент к несению нагрузки;

2. по
назначению:

–нагрузочный (или частотный),
необходимый для покрытия возрастающей нагрузки;

–аварийный — для
замещения мощности оборудования, которое может аварийно выйти из строя;

–ремонтный — для
замещения ремонтируемого оборудования;

–народнохозяйственный
— для покрытия нагрузок вновь вводимых потребителей.

2.3 Оборотные фонды и оборотные
средства на тепловых электростанциях

Для того
чтобы любой объект начал работать, недостаточно иметь только производственные
мощности в соответствии с вложением капитала в основные фонды, составляющие средства труда. Необходимы
еще сырье, материалы и другие средства обеспечения производства, называемые предметами труда.

Эти затраты
впоследствии будут компенсированы при получении суммы реализации за проданную
продукцию. Но в самом начале производственной деятельности этих средств еще нет
и приходится их авансировать — создавать оборотные фонды и оборотные средства. [16, c.149]

Оборотные средства — это
авансированный капитал, который полностью
поглощается в процессе производства; эти средства примерно равны величине
эксплуатационных расходов за один их оборот.
Оборотные средства — это оборотные фонды и средства обращения в денежном
выражении. Часть их функционирует в
сфере производства, другая — в сфере обращения. Делятся на
собственные и заемные (кредиты банка), нормируемые и ненормируемые.

Оборотные фонды — часть
производственных фондов предприятий, целиком потребляемая в одном
производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на производимый
продукт. Состоят из предметов труда, производственных запасов и незавершенной
продукции.

Оборотный капитал — часть
производительного капитала (затраты на сырье, материалы, рабочую силу), которая
переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается
собственнику я денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.

Фонд обращения — средства
предприятий, функционирующие в сфере обращения; составная часть (более 20 %) оборотных средств. Включают
также средства снабженческих, сбытовых и торговых организаций, запасы готовой
продукции, денежные суммы в кассе предприятия, на его счете в банке и в
расчетах.

Оборотные фонды
в энергетике включают сырье (предмет труда, составляющий вещественную основу
изготовляемого продукта, являющийся сам продуктом труда другого предприятия и
обладающий стоимостью), топливо, вспомогательные материалы, малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы (на складах предприятия), незавершенное
производство (предметы труда, находящиеся в стадии обработки) и полуфабрикаты
собственного изготовления (в процессе производства).

Наряду с
оборотными фондами, занятыми в
сфере производства (топливо, вспомогательные материалы и
т.п.), предприятие располагает средствами, находящимися в сфере обращения (деньги в
банке, абонентская задолженность за потребленную энергию и т.п.), т.е. фондами обращения. [17, c.93]

Оборотные
фонды и фонды обращения, выраженные в денежной форме, составляют оборотные средства предприятия. Оборотные
средства совершают кругооборот в производстве и обращении, последовательно
принимая форму то оборотных фондов (в виде производственных материальных
запасов и незавершенного производства), то фондов обращения (в виде денежных
средств).

Подавляющая
часть оборотных средств относится к нормируемым; к ненормируемым оборотным
средствам относятся товары, отгружаемые покупателям, денежные средства и
средства в расчетах. Нормирование оборотных средств заключается в установлении
норм запаса в днях и нормативов в денежном выражении.

Оборот — это время от начала работы до получения оплаты за продукцию
или, в
последующие периоды, за
время между получением платежей за произведенную и проданную
продукцию.

Отношение
календарного времени (года) ко времени оборота называется скоростью оборота.

Как
указывалось выше, состав оборотных фондов и средств почти такой же, как и
состав годовых издержек производства (годовых эксплуатационных расходов).
Однако здесь необходимо предусмотреть только самые неотложные платежи — на
приобретение средств труда (основных и вспомогательных сырья, материалов,
топлива, энергии, воды и т.п.) и покрытие некоторой части прочих (в энергетике
— общесистемных, общестанционных или общесетевых) расходов. Отчисления в
амортизационный и ремонтный фонды, оплату части налогов, включаемых в
себестоимость, и процентов по кредитам можно производить за пределами времени
оборота, в течение года (или, как это делается на практике, раз в году). Отсюда
вырисовывается состав оборотных фондов и средств и его отличие от состава
издержек.

Таким
образом, экономическая категория «оборотные фонды и оборотные средства»:

–это
авансированный капитал, в течение оборота не дающий дохода, прибыли, поэтому
его величину стремятся минимизировать;

–они состоят
из оборотных фондов, имеющих материальное выражение — топливо, сырье, материалы
и т.п.; и оборотных средств, представляющих собой денежные средства в банке
(депозиты) и предназначенных для выплаты заработной платы и оплаты услуг в
течение периода оборота;

–оборотные
фонды и средства полностью поглощаются в процессе производства и всю свою
стоимость переносят на продукцию;

–характеризуются
скоростью оборота, равным отношению календарного фонда времени ко времени оборота.
[18, c.273]

Таким
образом, проведенное исследование основных экономических аспектов управления на
тепловых электростанций показывает некоторые особенности связанные, прежде
всего с особенностями энергетической отрасли.

Энергетика производственный фонд кадр

3. Труд, кадры и оплата труда не тепловой электростанции

Персонал
всех промышленных, в том числе и энергетических, предприятий подразделяется на
промышленно-производственный (ППП), работающий в основном, обеспечивающем и обслуживающем
производствах; и непроизводственный, работающий в жилищно-бытовых,
коммунальных, медицинских, продовольственных, пожарных службах, в столовых,
военизированной охране и других подсобных подразделениях предприятия.

Промышленно-производственный
персонал делится на эксплуатационный, ремонтный и
административно-управленческий.

Для
работы в энергетике — на электрических станциях, в сетевых и других
предприятиях, входящих в энергообъединения, требуется большой круг различных
профессий и специальностей.

Промышленно-производственный
персонал подразделяется на следующие категории:

–рабочие,
непосредственно обслуживающие производственные процессы в основном,
обеспечивающем и обслуживающем производстве;

–служащие,
выполняющие преимущественно вспомогательные и административно-управленческие
функции;

–инженерно-технические
работники (ИТР), осуществляющие техническое, экономическое и организационное
руководство производственно-хозяйственной деятельностью всего
энергопредприятия, для чего требуется высшее или среднее специальное
образование;

–младший
обслуживающий персонал (МОП), выполняющий простые вспомогательные работы, как
правило, не требующие профессиональной подготовки — уборку, охрану и т.п.;

ученики
различных специальностей и профессий, включая стажеров, временно
прикомандированных для освоения новшеств и пр. [4, c.254]

Для рабочих
специальностей устанавливаются разряды, например, слесарь 3-го разряда,
электромонтер 5-го разряда. Всего обычно, согласно тарифно-квалификационному
справочнику, присваиваются шесть разрядов — с 1-го по 6-й в порядке возрастания
квалификации.

Инженерно-техническим
работникам обычно присваиваются категории: инженер 1-й категории,
инженер-экономист 3-й категории, инженер-наладчик 2-й категории и т.д. Здесь
квалификация оценивается в обратном порядке — самая высокая категория обычно
1-я, большие номера — более низкая квалификация. В редких случаях встречается
категория выше 1-й — «нулевая».

Ввиду
непрерывного характера энергетических производственных процессов на
энергопредприятиях и вообще в энергетике работа ведется круглосуточно, поэтому
значительная часть эксплуатационного персонала образует дежурный персонал.

Особая
ответственность за бесперебойность энергоснабжения (см. целевую функцию
энергетики) приводит к необходимости постоянного ремонтного обслуживания
энергооборудования, в связи с чем на энергопредприятиях (на электростанциях или
в энергосистемах) содержится значительное количество ремонтников, численность
которых иногда составляет до 70% общего состава энергетического персонала. [4, c.239]

Сложное
энергооборудование требует от энергетиков высокой профессиональной
квалификации, знания помимо своей прямой специализации правил технического
обслуживания и техники безопасности (ТО и ТБ) при работе с энергоустановками,
которые постоянно усложняются при освоении все более сложного энергетического
оборудования. Это требует, как ни в одной другой профессии, постоянного
повышения деловой и производственной квалификации.

В условиях
рыночных отношений для работы в промышленности, в том числе и в энергетике, все
большее значение приобретают экономические знания. Они становятся необходимыми
не только руководящему составу, всем работникам аппарата управления
энергопредприятий и энергосистем, но и руководителям более мелких подразделений
— начальникам цехов, участков, бригадирам, что также требует специальной
подготовки и переподготовки.

Любой
труд должен быть определенным образом организован. Основные термины и понятия
по организации труда следующие:

–организация
труда — система мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей
силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе
производства, разделение и кооперацию, методы нормирования и стимулирования
труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда;

–разделение
труда — разграничение деятельности людей в процессе совместного труда;

–кооперация
труда — совместное участие людей в одном или разных, но связанных между собой
процессах труда;

–метод труда
— способ осуществления процессов труда, характеризующихся составом приемов,
операций и определенной последовательности их выполнения.

Любой
труд осуществляется на рабочем месте — производственном, рабочем или
управленческом, служебном. Вне зависимости от назначения этого места оно должно
характеризоваться рядом понятий:

–рабочее
место — зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой
совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей,
совместно выполняющих одну работу или операцию;

–организация рабочего
места — система мероприятий по оснащению рабочего места средствами, предметами
труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса;

–условия
труда — совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на
здоровье и работоспособность человека в процессе труда. [18,
c.307]

Труд
характеризуется также интенсивностью и качеством:

–интенсивность
труда — степень расходования рабочей силы в единицу времени;

–качество
труда — степень сложности, напряженности и хозяйственного значения
труда.

Для
соблюдения нормальных условий труда, уровня его производительности, а также для
планирования труда как составной части производственно-хозяйственной
деятельности труд должен нормироваться.

Нормирование труда —
установление меры затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки
продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание
средств производства в определенных организационно-технических условиях.

Применяются
следующие виды норм:

Норма выработки —
производство определенного количества продукции или выполнение определенного
объема работы в единицу времени (час, смену и др.).

Норма времени — время,
затрачиваемое на производство единицы продукции или выполнение единицы работы.

Норма обслуживания — количество
единиц оборудования, обслуживаемого одним человеком.

Норма численности — количество
работников, необходимое для обслуживания определенного оборудования или группы
единиц оборудования.

Как видим,
эти нормы образуют две пары, где каждая является обратной по отношению к
другой: норма выработки — норма времени, норма обслуживания — норма
численности.

Для
нормирования управленческого труда применяется также норма управляемости — количество
людей, которыми может эффективно управлять один руководитель. По
психофизическим возможностям среднего человека это количество составляет 7-8
человек. Так, если в бригаде количество работников больше восьми, то бригадиру
требуется заместитель, который, сам подчиняясь бригадиру, от его имени будет
управлять частью бригады, не более чем 7-8 подчиненными.

Широкое
распространение получила бригадная форма организации труда или коллективный
подряд. Эффективность этой формы доказана жизнью, однако такая организация
целесообразна только там и тогда, где и когда имеется возможность:

–четко
определить конечный результат трудовой деятельности;

–достоверного
дифференцированного учета этих результатов, расходов сырья, материалов и
энергии;

–выделить
бригаде (коллективу) рабочую зону и закрепить за ней необходимое оборудование и
оснастку;

–бесперебойно
обеспечивать необходимым сырьем, материалами и комплектующими;

–оценить
прибыльность производственно-хозяйственной деятельности бригады (коллектива)
как обособленной коммерческо-хозяйствен-ной производственной единицы. [19,
c.181]

Нормирование
труда в энергетике имеет ряд особенностей, связанных прежде всего со спецификой
отрасли. Так, нормы выработки и времени могут использоваться только в
энергоремонтном производстве и неприменимы в основной деятельности энергетиков
при производстве различных видов энергии и энергоносителей и снабжении ими
потребителей, поскольку объем энергетического производства зависит только от
потребителей.

Наиболее
употребительны в энергетике нормы обслуживания и нормы численности. Однако и
здесь возникают сложности, так как при многообразии энергетического
оборудования трудно оценить, сколько и какое оборудование должен обслуживать
один человек. Для этого применяются условные единицы: единица ремонтосложности
энергооборудования, с помощью которой оценивается практически любое
оборудование; либо человеко-часы или нормо-часы для обслуживания
соответствующих видов энергетического оборудования (подробнее рассмотрено в
разделе об экономике и организации ремонтного обслуживания). [4, c.334]

Для
установления трудовых норм выработан ряд приемов и методов, получивших
распространение в отечественной науке и практике. Некоторые из них, наиболее
трудоемкие и методически сложные, применяются только исследовательскими
организациями, выполняющими работу по заказам предприятий. Многие могут
применяться непосредственно работниками производственных предприятий —
сотрудниками отделов труда и зарплаты.

На практике
используются такие методы нормирования труда:

–хронометраж
и самохронометраж рабочего времени, при котором устанавливаются фактические
трудозатраты на проведение различных трудовых операций, связанных с выпуском
продукции или выполнением работы (хронометраж применяется как рабочий прием и в
других методах нормирования);

–экспериментальный
метод, когда нормы разрабатываются при проведении специальных испытаний,
которым добровольно подвергаются отдельные работники;

–метод
моментных наблюдений, состоящий в периодических записях о характере выполняемых
работ в каком-либо трудовом коллективе (бригаде, отделе и т.п.) и последующей
специальной обработке этих наблюдений, в результате чего устанавливаются нормы
трудозатрат на выполнение определенных работ;

–метод
нормирования по элементам движений, представляющий собой сравнение фактического
времени на выполнение отдельных движений (поднял руку, повернулся, нагнулся и
т.д.) с временем усредненным, необходимым, исходя из физиологических
возможностей человека.

Есть и
другие, менее распространенные методы нормирования трудовых процессов, которые
применяются специализированными организациями, впоследствии публикующими
результаты своих исследований и практические рекомендации.

Для других
энергетических и неэнергетических объектов коэффициент обслуживания может
рассчитываться с использованием других единиц, наиболее подходящих для конкретных
условий. Так, в сетевых предприятиях он может иметь размерность километр/чел.,
т.е. показывает, сколько километров сетей обслуживается одним работником
предприятия. Для наладчиков на заводах этот коэффициент может иметь размерность
станков/чел., для авторемонтников — автомашин/чел., причем условных автомашин,
усредненных (легковых различного класса, грузовых разной грузоподъемности) по
показателям обслуживания, и т.д. Долгое время здесь оставался дискуссионным
также вопрос о численности персонала — производительность труда, какого именно
персонала оценивается: только рабочего, промышленно-производственного или
общего, включая административно-управленческий? Сегодня в большинстве случаев
участвующим в производственно-хозяйственной деятельности считается весь
персонал, поскольку ни без инженерно-технических работников, ни без управленцев
производственно-хозяйственный процесс не может осуществляться должным образом.

Эти
показатели, как видим, не зависят от годового производства энергии или
энергоносителей, а оценивают трудоемкость работ по поддержанию оборудования в
постоянной эксплуатационной готовности, обеспечению его работоспособности и
нужной производительности.

Оплата труда
в энергетике строится так же, как и во всей промышленности. Здесь применяются сдельная, повременная и аккордная (единовременная за выполненную
работу) системы оплаты.

Сдельная
оплата предусматривает разновидности: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная и
сдельно-премиальная системы. Применяются такие формы заработной платы в тех
случаях, когда для каждого работника легко можно установить и проконтролировать
объемы выполняемой им работы или выработки продукции. В энергетике это
относится преимущественно к ремонтным работам, при индустриальных методах
ремонта, когда основные работы выполняются в стационарных условиях, по типу
машиностроительного производства. [12, c.184]

Прямая
сдельная оплата — по установленным ставкам производство единицы продукции или
работы. Иногда такая оплата предусматривает выполнение установленных норм
выработки или времени, и размер оплаты напрямую зависит от объема произведенной
продукции или работы.

Сдельно-прогрессивная
система включает оплату за определенный, рассчитанный по нормам объем
выработанной продукции или выполненной работы так же, как и при прямой сдельной.
А вот производство продукции или работы сверх установленного объема
оплачивается уже по повышенным ставкам. Тогда чем больше превышается
установленный нормами объем производства, тем выше, с прогрессивным
возрастанием, оказывается заработок работника.

При
сдельно-премиальной системе оплата за установленный объем выработки ведется по
прямой сдельной, но при перевыполнении планового задания работники премируются,
причем размер премий чаще всего устанавливается в определенном размере за
каждый процент перевыполнения задания против установленных норм.

На
энергопредприятиях сдельные формы оплаты труда применяются в ремонтном
хозяйстве, в строительных предприятиях энергообъединений, почти во всех
вспомогательных подразделениях, где объемы производства известны или могут
планироваться; но не могут использоваться в основном энергетическом
производстве, поскольку его объемы от энергетиков не зависят.

Повременная система оплаты труда
также имеет свои разновидности: простая повременная (система тарифных ставок или
должностных окладов) и повременно-премиальная. Эта форма оплаты ранее
основывалась на тарифно-квалификационной системе, которая включала единую
тарифную сетку и тарифно-квалификационный справочник, где устанавливались
зависимости степени сложности определенных работ от уровня квалификации
работников, имеющих право эту работу выполнять.

Система тарифных ставок в недавнем
прошлом устанавливалась практически для всех отраслей материального
производства единой по всей стране. Сейчас эта система, во-первых, носит
рекомендательный характер, и во-вторых, предусматривает не фиксированные
тарифные ставки, а соотношения между ставками разных разрядов — тарифные
коэффициенты. [4, c.299]

Как и в случае с основными
экономическими аспектами управления, в процессе оплаты труда персонала тепловых
электростанций выявлены некоторые особенности обусловленные спецификой отрасли.

Заключение

В заключении можно
сделать следующие выводы.

Несомненно, экономика и
управление на предприятиях энергетического комплекса, а конкретно ТЭС имеет
свои особенности. В основном особенности выявляются в процессах планирования,
нормирования, а также в процессе экономического анализа деятельности
предприятия.

Так большей частью
интерес для управления представляют основные производственные фонды ТЭС.

Экономическая сущность
основных производственных фондов ТЭС — многократное, в течение длительного
времени участие в производственном процессе, когда их стоимость постепенно
утрачивается (оборудование «стареет») и переносится на производимую продукцию.

Оборотные фонды и
оборотные средства в процессе производства сразу и полностью утрачивают свою
стоимость, которая включается в стоимость произведенной продукции.

Также в процессе экономического
анализа деятельности ТЭС представляет интерес такой показатель как
производственные мощности. Наличие резервов мощности отражает специфику энергетики, поскольку здесь
происходит одновременное производство и потребление энергетической продукции —
энергии, которая (кроме топлива) не может запасаться в сколько-нибудь
значительных количествах.

Энергетика является
очень капиталоемкой отраслью материального производства, на каждого энергетика
приходится больше производственных фондов (показатель фондовооруженности), чем
на работника в других отраслях промышленного производства. Так, в промышленной
энергетике при численности производственного персонала в энергослужбе
предприятия около 10 % от общего количества, доля производственных фондов,
относящихся к энергетике предприятия, с учетом энергетической части
технологического оборудования, составляет до 70 % основных фондов промышленного
предприятия.

Особое значение на ТЭС
представляет персонал, управление им и оплата труда производственного
персонала. Ведь в сфере труда на предприятиях энергетического комплекса также
обнаруживаются свои особенности, по большей части заключающееся в особенностях
оборудования и высокой стрессовости труда на подобных предприятиях.

Сложное
энергооборудование требует от энергетиков высокой профессиональной
квалификации, знания помимо своей прямой специализации правил технического
обслуживания и техники безопасности (ТО и ТБ) при работе с энергоустановками,
которые постоянно усложняются при освоении все более сложного энергетического
оборудования. Это требует, как ни в одной другой профессии, постоянного
повышения деловой и производственной квалификации.

В условиях рыночных
отношений для работы в промышленности, в том числе и в энергетике, все большее
значение приобретают экономические знания. Они становятся необходимыми не только
руководящему составу, всем работникам аппарата управления энергопредприятий и
энергосистем, но и руководителям более мелких подразделений — начальникам
цехов, участков, бригадирам, что также требует специальной подготовки и
переподготовки.

Также видится важным
постоянный мониторинг экономических оценок проводимых на предприятиях
энергетического комплекса.

Экономические оценки
проводятся как для действующих предприятий, так и для проектируемых инноваций.
При этом различия могут состоять только в применяемых для сравнения эталонах —
нормативных сроках окупаемости, коэффициентах эффективности, банковских
процентных ставок и т.п., не изменяя самой методологии и системы оценочных
показателей.

Все методы
экономических оценок следует классифицировать в двух плоскостях: по их новизне
в отечественной практике — традиционные и современные; по отношению к фактору
времени — без учета продолжительности процесса инвестирования и времени
действия инвестиций и с учетом этого, т. е. без учета и с учетом фактора времени.

Таким образом, можно
подытожить утверждением что экономика и управление на ТЭС и предприятиях
энергетического комплекса довольно сложная и вместе с тем интересная тема,
заслуживающая внимания и дальнейшего изучения.

Список
использованной литературы

1. Ребрин Ю.И.
Основы экономики и управления производством: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во
ТРТУ, 2000. 145 с.

2. Кейлер В.А.
Экономика предприятия: Курс лекций М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭИУ, «Сибирское
соглашение», 2003

3. Бакадаров В.Л.,
Алексеев П.Д., Финансово — экономическое состояние предприятия. Практическое
пособие. — М.: издательство «ПРИОР», 2000 — 205с.

4. Рогалёв Н.Д.,
Экономика энергетики. — М.: Издательство: МЭИ, 2005

5. Савицкая Г.В.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. —
Минск: «Новое знание», 2000 — 688с.

6. Экономика
организации (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля,
проф. В.А. Швандира. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

7. Экономика
предприятия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А.
Швандира — 5-е изд., перераб/ и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

8. Экономика
промышленности. Под ред. А.И. Барановского, Н.Н. Кожевникова, Н.В. Пирадовой.
Том 2. Часть 1. – М.: Издательство: МЭИ, 1998

9. Выварец А.Д.
Экономика предприятия: учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

10.  Экономика
предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. Пособие для студентов вузов/Под
ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. — 4-е изд.. перераб. и доп.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007

11.  Новицкий
Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. – М.: Финансы
и статистика, 1998

12.  Хунгуреева
И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия:
Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004

13.  Экономика
и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, —
2003.

14.  Экономика
предприятия М.С. Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва 2002.

15.  Экономика
предприятия О.И.Волкова М Инфра — М, 2001г.

16.  Экономика
предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.
Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –718с.

17.  Экономика
предприятия: Учебник/Под ред.А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтера. – М.: ИНФРА. 2001.

18.  Яркина
Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов
вузов и средних специальных заведений. М., 2000.

19.  Еренберг
Р. Дж., Смит Р.Дж. «Современная экономика труда: теория и государственная
политика», Хаппер Коллинс, Колливер Пабликейшнс, гл. 11, с. 363-398.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий