Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе

Дата: 13.02.2016

		

Контрольная
работа

по
методике развития детского изобразительного творчества

Тема №5

Ознакомление
детей с народными промыслами в старшей группе

План
работы

1. 
Воспитательное
значение ознакомления детей с народным декоративно — прикладным искусством

2. 
Особенности
народного промысла

3. 
Задачи
декоративного рисования в данной возрастной группе

4. 
Приемы
ознакомления детей с декоративно — прикладным искусством

5. 
Методика
обучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию с
использованием мотивов народного промысла

1. Воспитательное
значение ознакомления детей с народным декоративно — прикладным искусством

Успешному развитию
творческих способностей детей помогает умелое использование произведений
народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные
образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть
доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в
практике воспитательной работы детского сада.

Но, какими бы высокими
художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на
детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть
перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений
народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к
декоративно-прикладному творчеству.

В любом виде
деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с
увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно
важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может
возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте,
при овладении различными техническими приемами художественной обработки
материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений
детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей
и т. д.

В работе с детьми следует
широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и
расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для
росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные
краски, цветные мелки, пастель.

Выбор этих материалов
для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно
полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и
особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из
разноцветной мозаики сказочной жар-птицы, превращение обычной глины в
сверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию и
воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также,
что великолепные приемы художественной обработки различных материалов,
выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной
выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением
штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение
которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

На материалах,
выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить
сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные
свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою
очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки
декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию. Выбор
перечисленных выше материалов для детского творчества обосновывается также и
тем, что большинство из них может приобрести любой детский сад.

Одной из интересных и
увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного
искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично
сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в
декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как
«Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др.,
достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные
ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

В основу методики
творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми
различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в
освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К
выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся,
что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Тематические творческие
задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными
признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность
образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

В процессе выполнения
тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного
искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из
бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и
книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с
изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и

кости, глиняных и
деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно
при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества,
отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической
выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений
талантливых мастеров.

Отбор произведений
народного прикладного искусства, поэтому должен быть очень тщательным. Здесь не
может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и
привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному
восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д. В отборе
произведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателем
детского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы,
занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в
фондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастера
народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные
произведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определении
критериев художественной значимости произведений народного искусства,
правильного их отбора.

Красочный мир народного
искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет
эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о
том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как
возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как
расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается
сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами
должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним
они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило,
обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики,
образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями
художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного
искусства.

Много интересного и
полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном
декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние
годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными
книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет
перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства,
заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные
в своей пластической, цветовой и композиционной выразительности образы
дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных
медвежат из подмосковного села Богородское, на ритм непроизвольно брошенных
цветов в крестьянской набойке, на фантастичность зверей и птиц в керамике
Скопина.

Следует особо
остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями
народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных
промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера резьбы и
росписи по дереву, кружевницы, искусные вышивальщицы, мастера, знакомые с
секретами плетения из бересты, узорного вязания из цветной шерсти, создаются
наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основам
художественного мастерства. С творчеством народных мастеров и художников
предприятий художественных промыслов они могут познакомиться непосредственно в
условиях производства: в цехах и мастерских.

На экскурсию к мастерам
дымковской или тульской глиняной игрушки, резчикам по дереву из Богородского, к
тобольским косторезам, в живописный цех хохломской росписи, к живописцам из Жостова
следует почаще приходить с ребятами из детского сада с тем, чтобы они увидели,
как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной на
гончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветок
густой синевы, порезка, оставленная острым ножом богородского мастера на
бесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеров — истинное
эстетическое наслаждение, и, кроме того, это одна из наиболее действенных форм
передачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозности
владения профессиональным мастерством. Для воспитателей детских садов это
реальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, резцом, с техникой
вышивки и кружевоплетения, которые затем можно показать и объяснить детям,
выбрав наиболее простые и доступные для ребят технические приемы работы с
материалом и способы его декорирования.

Назовем лишь некоторые
центры традиционных народных художественных промыслов.

В Московской области
это Богородская фабрика художественной резьбы, Жостовская фабрика декоративной
росписи, Гжельский гончарный завод, Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.
В Горьковской области — семеновская фабрика «Хохломской художник» и
производственное художественное объединение «Хохломская роспись», строчевышивальная
Городецкая фабрика и фабрика «Городецкая роспись», на которой создаются изделия
из дерева, украшенные кистевой росписью, полхов-майданская фабрика игрушек
«Красная заря». Ивановская область широко известна произведениями лаковой
миниатюры Палеха и Холуя, строчевышивальными фабриками. Во Владимирской области
экскурсии с детьми могут быть организованы на мастерскую художественную фабрику
«Пролетарское искусство», где создается поэтическая миниатюрная живопись на
папье-маше.

Архангельская область
известна изготовлением каргопольских глиняных игрушек, искусством мастеров
плетения из бересты, вязания из шерсти, ткачеством, резьбой и росписью по
дереву. Кировская область знаменита дымковской глиняной игрушкой, резьбой по
дереву, серебристым кружевом и вышивкой. Вологодские ребята могут познакомиться
с удивительными кружевными изделиями объединения «Снежинка», а тульские
дошкольники с керамическими игрушками. С росписью металлических подносов
познакомятся дошкольники в Нижнем Тагиле.

Названы лишь некоторые
предприятия и художественные мастерские, где трудятся замечательные художники
народного искусства и где ребятишки из детского сада всегда будут желанными и
дорогими гостями. Можно назвать и другие не менее интересные производства,
сохранившие замечательные художественные традиции народного ремесла, знакомство
с которыми обогатит фантазию и художественный вкус детей.

Более пристальное
внимание к народному декоративному искусству, изучение его воспитателями
становится особенно актуальным в свете постановления ЦК КПСС «О народных
художественных промыслах» (февраль 1975 г.), в котором особое место отводится
вопросам раннего приобщения детей к народному искусству, обладающему
непреходящими художественными ценностями.

В интерьер детского
сада хорошо включать произведения народного искусства, стараться использовать в
оформлении помещений разнообразные образцы: керамику, изделия из дерева,
вышивку. Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятия
детей.

Большую роль в
ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки
произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти
экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого
детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с
фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на
тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков,
керамических изразцов.

Необходимо тщательно
подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы
о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о
материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия
используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно,
такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто
подобное.

Интересен опыт детского
сада № 1949 Куйбышевского района Москвы в организации и проведении экскурсий в
Музей народного искусства. Между сотрудниками музея и педагогическим коллективом
детского сада установились тесные контакты.

Детский сад
своевременно оповещался о выставках, организуемых в помещении музея, сотрудники
которого помогали проводить экскурсии. Благодаря их заботливому и внимательному
отношению, воспитатели сумели познакомить детей не только с тематическими
выставками музея, но и с его замечательными фондами: с вятской, каргопольской и
тульской глиняной игрушкой, с росписью и резьбой на прялках, с мастерской и
северной вышивкой, с народными костюмами и рисунками на набивных тканях, с
декоративными Павловскими платками и богородской резной игрушкой, вологодскими
и Елецкими кружевами.

Сотрудники
Научно-исследовательского института художественной промышленности, в ведении
которого находится Музей народного искусства, своевременно информировали
детский сад о новых выставках в музее, провели с ребятами ряд интересных и
содержательных бесед о народном искусстве, доступно и увлекательно рассказав им
о красоте форм, красок, орнаментальных ритмах, которые несут в себе подлинные
образцы народного творчества, о значении произведений народного искусства в
наши дни в оформлении интерьеров учреждений, жилых домов, о той духовной
ценности, которой обладают произведения народных мастеров. Дети встретились в
музее с художниками золотой Хохломы, с косторезами Чукотки, с кружевницами из
Вологды и живописцами из подмосковного села Жостово. Гончары из Гжели и резчики
из села Богородское демонстрировали детям свое замечательное искусство создания
из обыкновенной глины и липовых чурок выразительных и совершенных форм глиняной
посуды и деревянной резной игрушки.

Надо ли говорить о том,
какое яркое, неизгладимое впечатление может оставить встреча с художником —
народным умельцем, который здесь же покажет малышам наиболее простые
декоративные приемы росписи деревянных или глиняных изделий! Следует отметить,
что названия тематических творческих заданий, перечисленных выше, носят
условный характер. Здесь предоставляется большая самостоятельность и творческая
инициатива для всех, кто будет обращаться к образцам народного искусства.

Вятская глиняная
игрушка, городецкая и хохломская роспись, набивные ткани, кружева, резьба и
роспись по дереву могут подсказать и другие темы для творческих заданий,
которые будут вполне оправданы в творчестве детей. Хотелось бы только
подчеркнуть, что ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме
тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского
восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в
декоративно-прикладном творчестве детей.

Важно, чтобы при выборе
тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали
определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному,
к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в
работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений
народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

Именно поэтому первое
творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к
вятской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной
орнаментальной росписью названо «Веселые узоры».

2.
Особенности народного промысла

Дымковская игрушка. Среди
современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью
пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная
глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем
15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом
из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с
добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской
игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу
колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые
няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны
и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь
в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и
красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль,
оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В
женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически,
головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики,
сумочки и т.п.

Вылепленные игрушки
высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в
зависимости от размера).
Затем их обжигают. Прежде обжиг
проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах.
Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают
ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке
.
По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной
фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски,
разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих
анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом
кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на
палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют
колонковые или хорьковые кисти.

С развитием промысла
появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций,
включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья,
символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка
капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает
сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает
широкий простор творческой фантазии авторов.

Для производства
игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким
речным песком.
Фигурки лепят по частям, свертывая
нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и
долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки
сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После
полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку
осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали
анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей
палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало
блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы — до
десяти цветов — придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Значение дымковской
игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

Промысел игрушки уже в
XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название
игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район г.
Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной
скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры («барыни»,
«кормилицы»). Большое место принадлежит многофигурным жанровым
композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек
создается росписью по меловому фону, в основе росписи — геометрический орнамент
и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками
золотистой фольги.

К сожалению, дымковская
продукция давно утратила основные качества народной игрушки — простоту,
непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным
праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и
свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому
празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако
благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней
детализованности, Дымка стала просто сувениром.

Городецкая роспись.

Этот
народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в
старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец
славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы
быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником
рождения народного промысла.

Особенности
городецкой росписи — чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи,
создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не
только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В
начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960
года работает фабрика «Городецкая роспись».

Русская матрёшка.

Матрёшка
— настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий
платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то
уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но,
главное, эта куколка — с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По
сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более
ста лет. Для народной игрушки это
не возраст.

Прообразом
матрёшки могли послужить «писанки» — деревянные, расписные пасхальные
яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее
вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу
художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную
куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в
платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь
воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту
игрушку матрёшкой.

Матрёшка
— один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое
производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900
году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой
медалью.

Вскоре
матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе
Семенове, в селе Полхов — Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

В
наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Вот
только изменилась её внешность.

Хохломская роспись

Уже
в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной
посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская
роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным,
иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб
образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы —
применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху
наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов.
Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него
«золотом» сверкает алюминиевый слой.

Современные
хохломские изделия — посуду, мебель, сувениры — создают мастера фабрики
«Хохломской художник» и объединения «Хохломская роспись»,
что в Нижегородской области.

Гжельская керамика

Гжель
— это один из самых известных народных художественных промыслов России.
Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14
века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века
гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по
белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных,
птиц.

В
девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени
преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с
«фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и
мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская
керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

3. Задачи
декоративного рисования в данной возрастной группе

промысел
народный декоративный рисование

Задачи обучения
декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды
изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного.
Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью,
простотой композиции.

Знакомя детей с
произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей
страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду
людей, создающих эту красоту.

Перед педагогом,
обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

развивать чувство
композиции в связи с построением узора на различных формах;

развивать чувство
цвета;

развивать способности
различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в
своем творчестве;

совершенствовать
технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Обучая детей
декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть
взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами
формы.

Ребенок должен
почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета
изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение,
целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с
декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое
ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном
рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном
орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Овладеть всеми
возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не
могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования
цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее
ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в
разных сочетаниях.

Осуществление этих
задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших
изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на
новой задаче — расположении этих форм в определенном порядке для получения
узора.

Первоначальные
изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах,
причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер
(например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия —
не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных
направлениях.

Непосредственное
обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачи
обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

развивать
композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе,
квадрате, круге;

развивать чувство цвета
— умение красиво сочетать контрастные цвета;

развивать умения в
рисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;

развивать технические
навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать
всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Задания по
декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с
наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и
наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по
цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок — самый легкий
для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных
движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в
узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом
работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой
координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых
рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.
Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает
передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование — более
сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм.
Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного
материала идет за счет более сложной композиции и введения новых
изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся
использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они
знакомились еще в младшей группе.

В декоративном
рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при
рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они
не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным
для ребенка.

Кроме полоски, дети
учатся располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуют
другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный
повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга —
край и центр.

Детям пятого года жизни
можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень
развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо
научить:

симметрично располагать
узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

использовать в узоре
разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

находить красивые
сочетания красок в зависимости от фона;

умело пользоваться
кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных
направлениях).

Вначале закрепляются умения,
приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых
линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала
средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов;
элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом
квартале новому приему построения узора на круге — заполнению всей формы
узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по
концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник,
розета и шестиугольник — формы, более сложные для построения узора.

В старшей группе в
качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов,
что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента,
различных по форме или цвету.

В качестве элементов
узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие
линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы — растительные (листья,
ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают
новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные
отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

В старшей группе дети
учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В
декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в
тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту
цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и
др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких
кружевных узоров снежинок, кружева.

В старшей группе детей
учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в
том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично,
элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности.
Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь
простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу
дымковских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен —
сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец.
По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с
несколькими яркими основными цветами.

Задачи обучения детей
седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

развивать чувство
композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости
от их особенностей и назначения предмета;

развивать чувство
цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных
сочетаниях;

учить видеть
особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках
отдельные элементы народных орнаментов;

совершенствовать
технические навыки рисования красками и карандашами.

В подготовительную
группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на
округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник и
многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки,
рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы,
и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю
горлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра).

Усложняется и понятие о
симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся
с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают
еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого
орнамента — повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют
различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике
строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и
распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не
равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом.
Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они
учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети
подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных
декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по
образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы,
украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном
сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и
другие росписи).

Кроме росписи глиняных
игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики
из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

В подготовительной
группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В
более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании,
так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового
эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в
аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил
детей.

В подготовительной
группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш
для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд
лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети
приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных,
спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в
подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

В декоративном
рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить
цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при
работе акварелью.

4.
Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством

Прежде всего педагог
воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.
Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая
картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые
предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая
эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на
содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства
изображения, которые делают образ выразительным.

Через произведения
искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают
представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е.
учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и
нравственные суждения — что хорошо и что плохо.

Для эстетического
восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым
явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в
картине, переданного в скульптуре.

Направленность внимания
на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство
характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает
возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное
отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений
другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и
запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство
радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3—4
лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при
помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить
ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в
картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением
начинает рассказывать про самого себя.

При рассматривании
картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием,
развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает
ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к
наблюдательности и высказываниям.

В очень редких случаях
малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей,
учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки,
помогая лучше понять содержание картины.

Старшие дошкольники
приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только
те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе
с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более
младшем возрасте, — о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают
получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого
возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к
пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и
весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний
холод, вьюга, осенний ветер.

Очень важно
практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает
оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были
замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание
событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что
изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца
рассказа.

Рассказ воспитателя по
картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять
интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно,
воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения,
отрывок из сказки, рассказа).

Воспитатель подводит
детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к
некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана
«Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их
мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда, —
говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, — а здесь, —
показывает на картину «Март», — еще ни одной птички не видно, и тут снегу
много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет».

Вопрос воспитателя, «На
какой картине изображен солнечный день?» — направляет внимание детей на колорит
картины — сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит
детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине
«Грачи прилетели».

Беседа может начаться с
рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и
детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей
развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо
начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в
заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей
форме, обобщая их высказывания.

Книжная иллюстрация
позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую
роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между
содержанием картины и прослушанным текстом.

Так, например, при
анализе образа героя («Дядя Степа». С. Михалков) воспитатель, показывая
иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а
также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его
поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает
их внимание на главное.

В результате таких
занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают
замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю.
Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется
возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки.
Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки, и дети
будут сами выбирать их.

Весной, после того как
в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо
устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин,
которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные
паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых
картин.

Когда выставка готова,
воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины
к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей,
проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них
ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят,
какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно
рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

При ознакомлении с
декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде
всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с
назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно,
следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

При рассматривании
узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель
предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они
повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых
элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об
их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Узоры, орнаменты на
предметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры более
ритмичные и многокрасочные. Художественно выполненные игрушки и скульптура
служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями,
с передачей формы, движения.

Необычная
занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки
(красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т. д.) позволяют
использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты
(«Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).

Желательно организовать
экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного
искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями,
дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения
сотрудника музея.

Итак, в детском саду
используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством:
Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин,
скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для
занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — или
репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного
искусства.

Рассматривание
сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями
детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических
произведений.

В детском саду, в
групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений
на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы,
иллюстрации, скульптура и пр.

Со старшими детьми
проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного
материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по
содержанию.

Поощряется
самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и
вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.

5. Методика
обучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию с
использованием мотивов народного промысла

Средняя группа. Как и в
младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется
обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Для детей, которые
приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с
чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия
воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и
нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с
определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы
они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.
Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в
нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все
предметы должны быть одинаковы). При рисовании воспитатель должен обращать
внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по
окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не
может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности
четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые
моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе
работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в
работу детей, что повышает их активность.

В средней группе для
лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок
воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей
группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования
на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских
представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней
группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче
сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и
несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.

Показ приемов рисования
в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех
занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения
частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.

Например, тема
рисования — снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные
пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает
детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и
параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?

Мелкие детали (глаза,
рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить
возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.

При всех последующих
занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка,
матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета,
картинки.

В декоративном же
рисовании он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией
узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке,
ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука
воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет
то, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям дается задание
нарисовать тот же узор на цветных полосках бумаги, но другими красками. На
таких повторных занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смогли
справиться с заданием.

В декоративном
рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на
основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми
элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Если это был
новый композиционный прием или новое красочное сочетание, дети повторяют рисунок
образца без изменения, иначе поставленная задача может заслониться другими
целями, самостоятельно поставленными ребенком.

Когда же занятие
является повторным, дети могут после рассматривания образца рисовать
самостоятельно, так как не обязательно уже точное повторение его.

Если ребенок проявляет
инициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, при
анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже
придумать что-нибудь интересное.

Например, в программном
материале была поставлена задача закрепления умения ритмично наносить мазки
между двумя линиями. На образце линии нарисованы зеленой краской, мазки —
красной, а ребенок изменил цвета — мазки дал зелеными, а два ряда линий —
красными. Это значит, что ребенок не только усвоил программный материал и у
него закрепилось умение, но самое главное то, что процесс рисования становится
не простым подражанием.

С целью развития
подобной инициативы, которая является зародышем будущей творческой
деятельности, при объяснении задания воспитатель предлагает детям самим
выбрать, какой краской рисовать, сколько мазков сделать в углах квадрата и т.
п.

Образец в предметном и
сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать
инициативу и воображение ребенка.

Использование
художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих
группах.

С одной стороны,
художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для
того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые
в жизни. В этих случаях словесный образ должен главным образом воздействовать
на чувства детей и в то же время ясно передавать внешние черты предмета,
указывая на какой-либо один зримый признак.

Например, начиная
занятие с чтения стихотворения:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются,
летят,-

воспитатель старается
воспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.

В другом случае
воспитатель выбирает загадку, которая дает образ с некоторыми отличительными
признаками, например:

Летом серенький,

Зимой беленький,

Никого не обижает,

А всех боится,

— и предлагает
нарисовать отгадку. В этом случае словесный образ будет являться содержанием
детских работ. При заключительном анализе рисунков в конце занятия эта загадка
будет служить критерием правильности рисунка.

В средней группе анализ
рисунков в конце занятия может быть построен по-разному.

Дети четырех лет не
смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии
самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет
на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать,
почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.

В средней группе можно
устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных
работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе,
показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с
авторами слабых работ воспитатель может заниматься индивидуально в свободное от
занятий время, когда ребенок захотел рисовать.

Дети средней группы
могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою
собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования
доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего
труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, в 6-7 лет.

В старшей группе много
внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая
работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта.
Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей
старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию.
Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза,
в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

В качестве натуры здесь
могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней
группе. Вначале натура проста — фрукты, овощи, но если в средней группе при
рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки — круглую форму и
цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные
особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая,
удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в
качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой
формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру — комнатные
растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис,
плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у
амариллиса 1-2 цветка).

Можно рисовать с натуры
ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели,
тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов
(ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).

Рисовать такие предметы
труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным
построением, как, например, неваляшка и др. Сложное построение растения, у
которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети
старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки
поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно.

Еще сложнее натура —
игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное,
следует брать плюшевые игрушки с простыми формами — удлиненные лапы, овальное
туловище, круглая голова, например мишку, зайца.

Расположение натуры
перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции,
натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы ясно
были видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детям
дается задание передать движение.

В старшей группе дети
могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.

Основная структура
предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и форма
частей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги
повернуты носками в одну сторону и т. д.

Необходимость изменить
форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру,
сравнивать с ней рисунок.

Для еще большего
уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела
воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку
или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взял
в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она
осталась прямой».

Натура способствует
усвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натура
помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка,
как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании
натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа,
по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка
у себя на листе.

Рассматривание и анализ
формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами
воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно
дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых
технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки
ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.

После рассматривания
натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы
выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из
них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем,
кто начал работать неправильно.

Натура используется и в
конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя
критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей —
конкретное сходство с натурой.

Использование картин на
занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении
представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми
изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч — у нее нарисованы
руки, поднятые вверх.

Иногда картину можно
использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части,
детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание
копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может
служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания.
Восприятие картины должно основываться на наблюдениях в жизни, помогать ребенку
осознать виденное.

Образец, изготовленный
воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном
рисовании.

В зависимости от целей
рисования методика использования образца может быть различной. Для точного
повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым
композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем
«примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра.
Все внимание должно быть сосредоточено на выполнении этой задачи, поэтому здесь
вполне оправданно копирование детьми образца воспитателя, подкрепленного наглядным
показом последовательности рисования лепестков — вверху-внизу, слева-справа,
между ними.

Но чаще в старшей
группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор
дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его
элементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи.

Чтобы новое задание
было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать
2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.

С целью поощрения
детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает
внимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то что
скопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуют
одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать
самостоятельно.

Часто использование
натуры, картины, образца требует показа способов изображения. Полный показ
всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда
следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.

Показ может быть
полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например,
объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с
кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные
части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали.

Такой же показ
основного построения предмета и при рисовании других предметов, когда их
изображение дается вновь.

Употребляется и
частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети
учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель
не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как
легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд
окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша,
переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они
видели, и рисовать так, как им хочется.

В декоративном
рисовании при построении узора из центра круга или квадрата после
рассматривания нескольких образцов воспитатель частично показывает, с чего надо
начать рисовать цветок, как симметрично располагать лепестки. Воспитатель
рисует не весь цветок, а всего 2-3 ряда лепестков, полный рисунок цветка дети
видят на образце.

Ребенку, плохо
справляющемуся с заданием, воспитатель помогает. При этом он должен помнить,
что показывать неполучающийся у ребенка элемент надо не на его рисунке, а на
другом листе бумаги. В таком случае ребенок видит, как надо рисовать, и может
сам повторить этот прием.

При объяснении
расположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а просто
обрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Для
старших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались
выполнить ее самостоятельно.

Использование
литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является
одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой
инициативы.

Словесный
художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или
явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и
ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро
«Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета,
корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам
ребенок — позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Дети старшей группы
удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о
которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка —
девочка, кукла; жадный медвежонок — игрушечный мишка; теремок — небольшой дом и
т. п.

Некоторые сказочные
образы представлены в игрушках — Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними
делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их
изображение.

Но для ребят старшей
группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного
образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в
художественном образе, создать его целиком.

Использование
художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по
собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из
всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как
совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным,
неправильным.

Литературное
произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены
действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут
самостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия разбирает с
ними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала,
потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либо
эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. Например, при рисовании на
тему сказки «Теремок» воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучат
один за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает по собственному желанию.
Или из сказки «Лиса, заяц и петух» детям предлагают изобразить плачущего
зайчика около избушки, а кому он жалуется — медведю, собакам или петушку —
выбирают сами ребята.

Дошкольники старшей
группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут
подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с
натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о
возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.

Дети старшей группы
могут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивом
сочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.

Неудачную работу не
следует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ее
автором.

У детей пяти лет
повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь
возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натурой
или образцом. Ребенок может заметить несоответствие, ошибку; хотя дать полную,
объективную оценку собственного рисунка — правильно или нет он выполнен — еще
не может. И этого добиваться от него не надо, так как важнее, чтобы ребенок
сохранил чувство удовлетворения от своей работы. Если он нашел и осознал, в чем
его ошибка, надо дать ему возможность исправить ее сейчас же или в свободное
время.

К способным детям,
быстро усваивающим приемы и хорошо выполняющим задания, надо предъявлять
большие требования по качеству и содержанию работы, выразительности рисунка.
Постоянное захваливание детей так же вредно для их творческого развития, как и
постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим
результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий