Профориентационная работа школьного социального педагога

Дата: 13.02.2016

		

ВВЕДЕНИЕ

Трудовая деятельность
представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности,
обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. На
сегодняшний день на рынке труда сложилась следующая ситуация, предприятия
трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются
невостребованными на рынке труда.

В современном
стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное
самоопределение школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу
требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать
себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях всеобщего
«отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечивать такие качества и
возможности для профессионального самоопределения подрастающего поколения.
Поэтому в деятельность социального педагога включена профориентационная работа.

Проблемам
профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича , Л.П.
Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева,
К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова.

Сущность
профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С.
Мухиной и Э.Фю Зеера.

Средняя
общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования
профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями
профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного
самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной
школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Вышеизложенное
подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы: «Профориентационная
работа социального педагога»

Объектом исследования является профориентационная работа со
старшеклассниками.

Предметом исследования: деятельность социального педагога по
профориентации щкольников.

Цель данной работы:
проанализировать профориентационную работ школьного социального педагога.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность профориентационной
работы.

2. Рассмотреть основные направления
профориентационной работы

3. Охарактеризовать диагностичекие
методики по профориентационной работе и их характеристики.

4. Раскрыть формы работы социального
педагога по профориентации.

5. описать опыт
профориентационной работы в ГОУ «Социально-реабелитационный центр для
несовершеннолетних с приютом в Кировском районе»

Курсовая работа состоит
из двух глав, заключения списка использованных источников и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1  СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В первом параграфе мы
раскроем цели, основные задачи и группы методов профориентационной работы.

Прежде, чем перейти к
рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие
«профориентация».

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация
— это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических
мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и
развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных
интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к
труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и
предпринимательства [24;с.175].

А.Д. Саронов определяет
профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к
обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями,
интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах
определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой
единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и
реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися” [21, с. 28].

Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому
что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.

Как считает Т.А. Шишковец,
система профориентации школьников – это организованная, управляемая
деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и
школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса
профессионального самоопределения школьников в
интересах личности и общества[20;с.116].

В.С.Мухина считает, что общая
цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному
выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные
потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные
компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы
профориентационной работы с учащимися” [11;с.37].

Среди целей
профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:

— 
оказания
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей
профессиональной деятельности;

— 
выработка у
школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в
условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими
возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [4, с.122].

К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:

— 
постепенное
формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и
самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего
профессионального развития;

— 
формирование
положительного отношения к труду как к ценности в жизни;

— 
развитие
познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

— 
оказание
морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения
к своему профессиональному будущему);

— 
формирование
целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

— 
диагностика
ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной
предрасположенности;

— 
разработка
программы реализации профессионального выбора учащегося [11, с. 47].

Далее представим основные
группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.

1.  Информационно-справочные,
просветительские методы:

— 
профессиограммы — краткие описания профессий
(проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом
«воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий);

— 
справочная
литература (при условии
достоверности такой справочной информации);

— 
информационно-поисковые
системы – ИПС :
«ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде
картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

— 
профессиональная
реклама и агитация;

— 
экскурсии
школьников на предприятия и в учебные заведения;

— 
встречи
школьников со специалистами по различным профессиям;

— 
познавательные и
просветительские лекции
о путях решения проблем самоопределения;

— 
профориентационные
уроки со школьниками;

— 
учебные фильмы и
видеофильмы;

— 
использование
средств массовой информации;

— 
различные
«ярмарки профессий» и их модификации;

2.  Методы профессиональной
психодиагностики :

— 
беседы-интервью
закрытого типа ;

— 
открытые
беседы-интервью;

— 
опросники
профессиональной мотивации;

— 
опросники
профессиональных способностей;

— 
«личностные»
опросники;

— 
проективные
личностные тесты;

— 
методы наблюдения;

— 
сбор косвенной
информации о учащихся от
знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

— 
психофизиологические
обследования;

— 
«профессиональные
пробы»;

— 
использование
различных игровых и тренинговых ситуаций;

— 
использование для
исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается
и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

3.  Методы морально-эмоциональной
поддержки клиентов:

— 
группы общения;

— 
тренинги общения;

— 
профориентационные
и профконсультационные активизирующие методы (игры);

— 
различные
положительные (успешные) примеры самоопределения;

— 
«праздники
труда», повышающие престиж конкретных профессий.

4.  Методы оказания помощи в конкретном
выборе и принятии решения:

— 
построение
«цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию
намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить
ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;

— 
построение
системы различных вариантов действий;

— 
использование
различных схем альтернативного выбора [6,с.101].

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от
правильного выбора целей , задач и профессионального подбора методов
профориентационной работы.

В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления профориентационной
работы.

1.2  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ

В этом параграфе мы рассмотрим направления профориентационной работы и
кратко их охарактеризуем.

Система
профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное
просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Профессиональная
консультация.

3. Профессиональный отбор
(подбор).

4.
Социально-профессиональная адаптация.[27; с 116].

Рассмотрим каждый из
методов более подробно.

Профессиональное
просвещение — пропаганда профессий различными формами и средствами: кино,
радио, телевидение, книги, лекции и др. [31].

Профессиональное
просвещение Пряжников Е.Ю. условно подразделяет на две формы: профессиональную
информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная
информация призвана ознакомить учащихся с основными профессиями и их
специальностями. Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях
материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах
развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного
и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных
требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека,
уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик,
личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки.
Порофинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную
функцию, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их
проведении занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и
пропаганда некоторых из них.

Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к
определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих
профессий[31].

Профессиональная
пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым
осуществляется деятельность рабочих кадров либо ожидается расширение приема на
них. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна
способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора
профессии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий
современного производства. При организации работы по профессиональной
информации важно учитывал то обстоятельство, что привлекательность профессии
есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии
относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в
зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона
профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к
психофизиологическим и психологическим характеристикам человека. Условия
материальной среды, характер взаимоотношения в коллективе. Отрицательное
отношение к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого
отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской
работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными
сторонами профессии, подчеркивая различия между характеристиками профессии
вообще и конкретного рабочего места в частности.

Большая роль в профпросвещении
принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.

Далее опишем следующее
направление – профессиональное консультирование – метод психологической помощи
людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной
карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни [24, с.176].

Профконсультация должна подвести учащихся к
осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного
обучения.

Профессиональная
консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных
особенностей учащихся, их общих и профессиональных интересов, склонностей и
способностей. При проведении консультации учитывают так же потребности рынка
труда, возможности трудового устройства, профессионального роста, условия труда
и т.п.

Выделяют такие основные
функции профконсультации как: информационная и диагностическая.

Информационная функция
профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных
специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведения
справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. В
этом аспекте профконсультация тесно смыкается с профессиональной информацией.

Диагностическая функция
предполагает определение уровня развития основных физиологических и
психологических особенностей учащихся.

Таким образом,
профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с
профессиональным самоопределением, с выбором профессии и места работы, путей
самоопределение личности в профессиональном труде, с профессиональной
адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением
трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией
школьников, частично утративших трудоспособность.

Все основные направления
профконсультационной работы можно разделить на две группы:

— 
Профилактику
профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения
проблем упреждающего готовящих учеников, обучаемых.

— 
Оперативную
помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает
трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, а так же
пассивность и беспомощностью.

Для компетентного
проведения консультации необходимо разбираться в современном мире профессий,
обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной
психологии, владеть методами психодиагностики и психодиагностики и психотехнологиями
профконсультирования.

Далее рассмотрим формы
профориентации такие как: профессиональный отбор и подбор учащихся.

Профессиональный
отбор и подбор — две формы профориентации, сущность которых заключается в
рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии и его возможностями и
интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны [24
с.86].

Составная
часть профориентации — профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с
наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять
связанные с нею трудовые обязанности.

В
процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность
человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных
различий.

Профессиональная
пригодность — это уровень соответствия физических качеств и психофизических
особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и
особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай
профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество, и личность [15;с105].

«Профотбор
(подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий.
Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к
профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае
отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов
трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить
индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к
нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений,
предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

С
усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения
возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном
хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных
физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно
еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и
психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям
выбрать одну из них.

Нередко
профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его
применения»[15; с.139-140].

Профессиональный
отбор осуществляется:

— 
в профессиях,
предъявляющих очень высокие требования к психофизиологическим и психологическим
качествам личности. Это профессии, где малейшая ошибка может привести к аварии
или гибели людей (летчики, машинисты железнодорожных поездов, судоводители,
водители спецмашин, операторы крупных производственных систем, ряд военных
специальностей);

— 
в профессиях, где
обучение очень дорого, носит массовый характер или должно осуществляться в
предельно сжатые сроки;

— 
при наличии «
конкурса », т.е. при превышении числа претендентов над количеством вакантных
мест [15, с.145].

Особое место при изучении
профориентационной работы, уделяется определению социально-профессиональной
адаптация молодежи.

Профессиональная
адаптация — процесс приспособления молодого работника к профессиональной
деятельности, условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально
короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация
позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной
деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии [24;с.174].

«Профессиональная
адаптация — важнейший
этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе
выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и
профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых
установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется,
насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является
своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная
адаптация — это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в
общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к
условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление
кадров в народном хозяйстве.

Многие исследователи
считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на
производстве.

Н.С.
Пряжников утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и
подразделет его на четыре периода:

— 
подготовка к
труду в школе;

— 
выбор профессии;

— 
профессиональная
подготовка;

— 
начало трудовой
деятельности

В процессе
адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную,
профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой
группе.

Ключевым
понятием в профориентационной работе является определение профессионального
самоопределения.

Самоопределение — процесс
и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств
самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения
и проявления человеком внутренней свободы [4,с.82].

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:

Первый этап включает работу по профессиональной ориентации
с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление
первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных
школьников; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при
выборе школьниками профессионального жизненного пути. Для решения этих задач
рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации на высоком
методическом уровне; экскурсии в различные институты и на предприятия;
обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе
профессии; беседы о значении выбора профессии и др. Примерный план работы по
профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение
личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.

Второй этап 7-8 классы — работа по профессиональной
ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам в поиске
своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей
профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. Это
достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками
школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной
литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по
профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение
личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к определенной
деятельности.

Третий этап 9-10-11 классы — это этап профессионального
самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация
практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и
способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого
профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе
над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование
личностных профессиональных ценностей.

Для решения поставленных задач рекомендуются следующие
формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания
не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы
по «защите» будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной
специальности [19, c. 54].

Примерный план работы по профессиональной ориентации с
учащимися 9-10-11 классов включает изучение личности школьника: склонности к
определенной деятельности, способностей, профессионального интереса; написание
сочинения на тему «Моя будущая профессия» и реферата о профессии;
проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор
профессии; профессиональная пригодность к определенной деятельности; требования
определенной деятельности к физиологическим и психологическим особенностям
человека; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у
работников различных профессий; самостоятельное изучение литературы по
избранной профессии и т.д.

Таким образом, выделенные
направления и этапы профориентации работы помогают определить профессиональную
направленность личности.

В следующей параграфе мы рассмотрим формы работа социального педагога.

1.3 ФОРМЫ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

В этом параграфе мы
рассмотрим основные формы профориентационной работы.

В работе по различным
направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы — это
лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-
профессионала в какой- либо области на вечер, конкурс, мероприятия и т. д.

Рассмотрим поподробнее
некоторые формы и их применение:

Значительное место в работе социального педагога по
профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то
одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их
правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать
возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих
самих учащихся [20, c. 28].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы
можно проводить по следуюшему плану, который выделила Т.А. Шишковец [27, с.116]:

1 Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где
применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития
профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2 Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее
перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция)
трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и
специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;
связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3 Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к
возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень
ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим
особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные
условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические
условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4 Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь
профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень
и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения
начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы
профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что
читать о профессии.

Следующая форма
профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению
учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения
экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную
цель.

Профессиграфическая экскурсия
подготавливается по плану:

— 
выбор объекта
экскурсии;

— 
определение цели
экскурсии;

— 
предварительное
посещение предприятия с целью согласования с администрацией сроков и условий
поведения экскурсии;

— 
разработка плана
беседы- подготовки учащихся к экскурсии.

— 
подготовка
экскурсовода к проведению экскурсии.

Е.Ю. Примакова выделяет три
этапа экскурсии: подготовка, проведение и подведение итогов. В подготовке
учителя к экскурсии значительное место занимает планирование, оно позволяет
провести экскурсию в соответствии с поставленными целями. В завершении экскурс
педагог совместно с детьми подводит итоги проведенной экскурсии[14, с.137].

Еще одна форма
профориентационной работы- Лекции о профессиях.

Данную форму применяют
при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий;
о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями
личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют
для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности
выполнения различных трудовых приемов и операций.

Она должна быть
достоверной, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать
современные состояния развития отраслей производства. Излагать материал
необходимой в логической последовательности.

Далее опишим основные
методы профориентационной работы, с помощью которых можно получить информации о
профессиональной направленности учащихся.

Основным источником
получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование,
которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и
охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны.
Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются
учащимся, родителям, педагогам.

Анкетирование
способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени
профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно
большое количество школьников.

Следующим важным методом
является тест.

Тест — может быть
представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов
заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств,
умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной
деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор
стандартных заданий, на выполнение которых отводится определенное количество
времени. Тесты целесообразно использовать для получения срезов уровня развития
тех или иных свойств и качеств личности.

Таким образом, в этом
параграфе мы рассмотрели основные формы работы социального педагога по
профориентации, каждая из них помогает, школьнику наиболее точно определится с
выбором будущей профессии. В следующей главе мы рассмотрим методические основы
профориентационной работы в условиях школы со старшими классами.

2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ СО СТАРШИМИ КЛАССАМИ

2.1  ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В данном параграфе мы
охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным
педагогом в работе по профориентации.

Для начала дадим определение
понятия « диагностика ».

Диагностика — общий
способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе[4,
с.87].

Диагностика — важнейший
компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности ( цель-
диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на
вопросы : что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию

Социально- педагогическая
диагностика- теория и практика выявления социально – педагогических
характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность
для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только
познать сами явления, но и определить причины их формирования.

В отечественной
педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере
стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С.
Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов
(1993).

Диагностика присутствует
в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на
уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.

Остановимся подробнее на
основных принципах диагностического исследования.

Выделим основные принципы
диагностического исследования:

Принцип целостного
изучения педагогического явления, который предполагает:

— 
Максимальное
использование системного подхода в исследовании;

— 
Изучение связи
изучаемого качества с сущностными силами личности;

— 
Показ
многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств
личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства
этим влиянием со стороны педагога;

— 
Раскрытие
механизма изучаемого явления — движущие силы, их возникновение, развитие,
взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия
и факторы, от которых это развитие зависит;

— 
Четкое
определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном
процессе.

Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:

— 
Многоцелевую
установку при изучении педагогических явлений;

— 
Охват как можно
большего числа связей изучаемого процесса;

— 
Учет всех внешних
воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных
влияний, искажающих педагогического процесса;

— 
Проверка одного и
того же педагогического факта многократно с помощью различных методов
исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

Принцип объективности:

— 
Проверка каждого
факта несколькими методами;

— 
Проверка,
уточнение полученного фактического материала;

— 
Фиксация всех
проявлений личности;

— 
Сопоставление данных
всего исследования с другими исследователями;

— 
Получение
объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и
самого ребенка.

Принцип единства изучения
и воспитания.

Принцип одновременного
изучения коллектива и личности.

Принцип изучения явления
в изменении, развитии [3,с.45].

Э.Ф. Зеер выделяет
следующие требования к проведению диагностических процедур:

— 
педагогическая
диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку,
обязательного его согласия предрасположенности;

— 
педагогическая
диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи
учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;

— 
перед проведением
педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и
психологически подготовлены к тому, чтоб воспринимать результаты диагностики
спокойно, без всяких волнений и переживаний;

— 
во время
проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее
влияние или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их на
отдельные парты;

— 
работа с тестами
должна проводиться в абсолютной тишине;

— 
социальный
педагог, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить
профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического
исследования, могут быть использованы только для совершенствования
учебно-воспитательного процесса [3, с.48].

Существует множество
диагностических методик для изучения профессиональной направленности личности.

Н.В. Тельтевская выделяет
6 основных диагностик профессиональных предпочтений старшеклассников:

— 
дифференциально-диагностический
опросник (по Климову);

— 
опросник
профессиональных предпочтений (типология Холланда);

— 
определение
темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);

— 
стремление к
успеху (методика Эллерса);

— 
определение
направленности личности (опросник Басса);

— 
психогеометрический
тест (методика Деллингер) [23, с.124].

Далее рассмотрим более
подробно каждую из них.

Дифференциально-диагностический
опросник (по Климову).

В зависимости от предмета
труда все профессии можно разделить на 5 типов. Чтобы выяснить, какой из типов
профессий наиболее соответствует интересам и личностным качествам человека,
используется опросник «5 типов профессий» (по Климову).

Опросник позволяет
определить область профессионального выбора в сферах «Человек-человек»,
«Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный
образ», соответствующий степени желания заниматься определенными видами
деятельности.

Результат тестирования
содержит перечень профессий, рекомендуемых для тестируемого с учетом выбранной
сферы деятельности и уровня профессионального образования, позволяет
профконсультанту определить уровень мотивации человека к различным видам
деятельности.

Опросник (тест)
профессиональных предпочтений (типология Холланда).

По Холланду большинство
людей относятся к одному из 6 типов. Каждый тип является описанием группы
людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками и
характеризуется своими психологическими особенностями: способностями,
интересами, складом характера, предпочитаемым окружением.

Одной из важнейших
составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная
деятельность. Профессии также могут быть классифицированы по наличию в них
элементов 6-ти типов.

Люди, занятые в профессии
и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей
карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих
организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не
соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание
сменить место работы, низкую мотивацию.

Тест профессиональных
предпочтений по Холланду определяет тип личности тестируемого и содержит
описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности.

Определение темперамента
и эмоциональной устойчивости Айзенка.

При выборе профессии
важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Тест
английского психолога Г. Айзенка EPI (Eysench Personality Inventori) позволяет
выявить две основные характеристики личности (экстраверсия — интроверсия и
эмоциональную устойчивость).

В результате теста
определяются характерные черты и личностные особенности тестируемого, которые
важно учитывать при выборе профессии.

Стремление к успеху
(методика Эллерса)

Тест оценивает стремление
к успеху, степень потребности в достижении цели, может, применяется для
исследования влияния степени стремления человека к успеху на эффективность его
деятельности, в том числе, профессиональной.

В итоге тестируемый
получает оценку степени своих устремлений к успеху и практические рекомендации
в зависимости от нее.

Определение
направленности личности (опросник Басса).

Опросник позволяет
выявить, на что направлена деятельность человека, в том числе в
профессиональной сфере: на себя, на общение, на дело.

Тест показывает уровень
направленности личности и дает описание проявления этой направленности.
Результат позволяет выявить личностные приоритеты при выборе профессии и
профессионального окружения.

Психогеометрический тест
(методика С. Деллингер).

Для определения типа
личности используется психогеометрический тест, его автор Сьюзен Деллингер.
Методика Деллингер — это практическая система анализа личности, позволяет
определить тип человека, дать характеристику личных и деловых качеств и
особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа
личности в определенных ситуациях.

Таким образом, можно
сделать вывод о том, что диагностика является одним из важнейших методов
профоприентации, так как она позволяет определить причины формирования,
склонности ребенка к той или иной профессии. Полученные при диагностике данные
могут использоваться для дальнейшей учебно-воспитательной деятельности.

2.2  ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ
сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения.
Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В
ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической
готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих
учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие
целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Иногда не происходит
рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую
попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья и
это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они
знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем
осознанным.

Даже при самых
благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной
задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток
не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая
работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать
себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в
развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу
в жизни.

Поэтому очень важно
помочь подростку определиться с тем, чем он сможет заниматься после окончания
школы, для этого специалисты школ, в частности социальный педагог должны
применять различные профориентационные методики.

В рамках научно —
исследовательской работы в период социально — педагогической практики на базе
МОУ «СОШ №93» нами был проведен тест с целью определения индивидуального стиля
профессионального поведения [См. Приложение Б]. Данный тест проводился в 9 «А»
классе. В исследовании учувствовало 13 человек.

Проанализировав
результаты, было выявлено, что 4 человека (30,8%)- соответствуют артистическому
типу; 4 человека (30,8%)- соответствует социальному типу; 2 человека (15,4%) –
предприимчивый тип,1 человек (7,7%)-реалистичной тип; 1 человек (7,7%)-
конвенциональный тип; 1 человек (7,7%)-интеллектуально предприимчивый тип; 1
человек (7,7%)- социально- предприимчивый.

Также
нами был проведен дифференциально-диагностический опросник (по Климову) [См.
Приложение В].

Целью
данного опросника является определение области профессионального выбора в
сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа»
и «Человек-художественный образ», который соответствует степени желания
заниматься определенными видами деятельности.

Данное
исследование проводилось в 10 классах МОУ «СОШ №93». Полученные результаты
позволили определить уровень мотивации учащихся к различным видам деятельности.

Учащимся
было предложено 30 вопросов и 5 столбцов соответствующих пяти типам профессий.
Наибольшая сумма положительных ответов в столбцах указывала на наиболее
подходящий тип профессии для каждого оптанта. В девятом классе по результатам тестирования
было выявлено, что25%класса соответствует тип профессии «Человек-человек» — здесь предметом интереса, обслуживания, преобразования
являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста;
(продавец, парикмахер, врач, учитель), так же по 25% набрали такие типы как
«Человек-природа» — представители этого типа имеют дело с растительными и
животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном,
зоотехник, ветеринар, микробиолог).,«Человек-художественный образ» — здесь
основными объектами деятельности являются факты художественного отображения
действительности. (Художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов,
концертный исполнитель, артист балет, актер драматического театра). и «Чкловек-техника»-
имеют дело с неживыми, техническими объектами труда, (слесарь-сборщик,
инженер-механик, электрослесарь, техник-технолог общественного питания). Проводя
тест в 10 классе по результатам тестирования было выявлено, что 75% класса
наиболее подходят профессии типа «Человек – художественней образ», а остальные
25% класса соответствовали типу «Человек- природа»

Так же был проведен устный опрос о предпочтении
в выборе профессии, сопоставив две проведенные методики можем сделать вывод о
том, что у детей уже сформировано представление об их профессиональных
перспективах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в школе
ведется круглогодичная работа для успешного осуществления процесса обучения и
дальнейшего развития личности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом,
профориентация — это
научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических,
медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи
личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а
также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Целями профориентации
является оказание поддержки учащимся в выборе профессии, а так же выработке сознательного
отношения к труду.

Основными задачами
являются: Формирование внутренней готовности к профессиональной деятельности,
положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости.

К направлениям
профориентационной работы относятся: Профессиональное просвещение, включающее
профинформацию и профпропаганду. Профессиональная консультация, нацелена в
основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны
специалиста. Профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с
наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять
связанные с ней трудовые обязанности. Социально – профессиональная адаптация. Профессиональное
воспитании, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга,
ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Основными формами
профориентационной работы являются: Диагностика, рассказ, объяснение, беседа,
профессиограмма, экскурсия, анкетирование, тест.

Наиболее распространенный
метод профориентации – это диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об
изучаемом объекте или процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ

1. 
Дереклеева И.И.,
Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10- 11классы)/
под ред. И.С. Артюховой.: ВАКО,2006.

2. 
Дик Н.Ф., Дик
Т.Н. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Воспитание в
условиях профильного обучения/ Н.Ф. Дик, Т.Н.Дик. — 3-е изд., перераб. и доп.-
Растов- н- Д6 Феникс, 2006.

3. 
Зеер Э.Ф.,
Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб.
пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая
книга.2006.

4. 
Иовайша Л. А.
Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: — Педагогика, 1983.

5. 
Исмагилова Ф.С.
Основы профориентационного консультирования : Учеб. пособие, Екатеринбург,
1999.

6. 
Климов Е.А. Как
выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.

7. 
Крылова А.А.,
Маничев А.С. практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии.
СПб . : Питер. 2002.

8. 
Кухарчук А.М. ,
Седова Е.Л., Лях Е.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении
учащихся. – М.: Белорусская навука.2000.

9. 
Лукочагский А.В.
О воспитании и образовании. М.,1991.

10.  Майерс Д. Социальная психология. Спб
: Питер.1999.

11.  Мухина В.С. Возрастная психология.
М.: Академия, 1997.

12.  О профессиональной ориентации
молодежи // «Отдел кадров»,№3(14)от 01.03.2002.

13.  Орлов Ю.М. Самопознание и
самовоспитание характера. М.: Просвещение,1987.

14.  Примакова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Примакова, И.С. Пряников. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005.

15.  Пряжников Н.С. Методы активизации
профессионального и личностного самоопределения. М. : Изд-во НПО «Модек», 2002.

16.  Пряжников Н.С. Профориентация в школе
и колледже.- М.: «ВАКО»,2006.

17.  Пряжников Н.С. Профориентация и
личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии
Воронеж НПО, «МОДЭК»,1996.

18.  Пряжников Н.С. Теория и практика
профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.

19.  Резапкин Г.В. Я и моя профессия :
программа профессионального самооределения для подростков.- М.,2000.

20.  Розин В.Н. Психология судьбы:
программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.

21.  Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков
А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.

22.  Степанский В.И. Психология проблемы
выбора и профориентации. М., 1998.

23.  Тельтевская Н.В., Малинина А.Г.,
Содержание и методы профориентации школьников. Методическое пособие. – Саратов.2006.

24.  Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.:
Молодая гвардия, 1988.

25.  Франклин В. Человек в поиске смысла,
М.: Прогресс,1990.

26.  Шибутани Т. Социальная психология.
Москва- Ростов- на –Дону: Феникс,1999.

27.  Шишковец Т.А. Справочник социального
педагога: 5-11 классы/ авт.- сост. Т.А. Шишковец. — 2-е изд.; перераб. И доп. –
М.: ВАКО, 2007.

28. http://festival.1 september.ru/articles/412720/

29. http://www.glossaru.ru

30. http://wiki.ru

31. http://portal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Терминологический словарь

профессиональный
ориентация социальный педагог

· 
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об
изучаемом объекте или процессе

· 
Профориентация — это научно обоснованная система
социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и
производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной
помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и
познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и
готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и
предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную
и внешкольную работу с учащимися.

· 
Профессиограмма – характеристика профессий, включающая
описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний,
умений, навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по
состоянию здоровья.

· 
Профессиональное
просвещение
— пропаганда профессий различными
формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др.

· 
Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным
видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий.

· 
Профессиональное
консультирование
— метод
психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании
профессиональной карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной
жизни

· 
Профессиональный
отбор и подбор

две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку
конкретной профессии в соответствии и его возможностями и интересами, с одной
стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны

· 
Профессиональная
пригодность
— это уровень соответствия физических
качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям.
Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит
перегрузка.

· 
Профессиональная
адаптация

процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности,
условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально короткое время
нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет
обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и
способствует закреплению молодых специалистов на предприятии.

· 
Профессиограмма – характеристика профессии,
включающая описание условий труда, прав и обязанностей работников, необходимых
знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также
противопоказаний по состоянию здоровья.

· 
Самоопределение процесс и результат выбора личностью основной
позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни;
основной механизм приобретения и проявления человеком внутренней свободы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Опросник ДЖ. Холланда

Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И) Логистик (П)
Оператор связи (О) Кинооператор (А)
Водитель (Р) Продавец (С)
Инженер-конструктор (И) Менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О) Дизайнер компьютерных программ (А)
Ветеринар (Р) Эколог (С)
Биолог-исследователь (И) Фермер (П)
Лаборант (О) Дрессировщик (А)
Агроном (Р) Санитарный врач (С)
Селекционер (И) Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О) Ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р) Воспитатель (С)
Преподаватель (И) Предприниматель (П)
Администратор (О) Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р) Врач (С)
Психолог (И) Торговый агент (П)
Страховой агент (О) Хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р) Журналист (С)
Искусствовед (И) Продюсер (П)
Редактор (О) Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р) Экскурсовод (С)
Композитор (И) Арт-директор (П)
Музейный работник (О) Актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р) Гид-переводчик (С)
Лингвист (И) Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р) Юрисконсульт (С)
Программист (И) Брокер (П)
Бухгалтер (О) Литературный переводчик (А)

Из каждой пары профессий
надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом
поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)»
больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке
ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта — «+» в строке
«С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна
соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая — социальному (С).

Профориентационная работа школьного социального педагога

Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в
каждой строке. 8–10 — ярко выраженный тип; 5–7 — средне выраженный тип; 2–4 —
слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к
одному из шести типов.

В чистом виде эти
профессиональные типы встречаются редко, обычно можно говорить только о
преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой
профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности,
работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП. Люди, относящиеся к этому типу,
предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей
координации движений, навыков практической работы. Результаты труда
профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий
нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они
настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные
указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к
новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип:
социальный.

Хороший продавец и
хороший ремонтник

никогда не будут
голодать.

Шенк

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ. Людей, относящихся к этому типу,
отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность
мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические
задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую
работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько,
что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может
быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не
на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный
тип: предпринимательский.

Научная работа не
подходит человеку,

который обеими ногами
стоит на земле

и обеими руками
тянется к долларам.

М. Ларни

3. СОЦИАЛЬНЫЙ. Люди, относящиеся к этому типу,
предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием,
лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны,
чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять
эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое
развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь.
Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы:
артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после
разговора с врачом

не стало легче, то это
не врач.

В. Бехтерев

4. ОФИСНЫЙ. Люди этого типа обычно проявляют
склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной
в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации,
установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они
отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на
социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное
благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не
связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие
типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать
без шефа,

но не без секретаря.

Дж. Фонда

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ. Люди этого типа находчивы, практичны,
быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию
решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и
умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих
усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо
материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии,
организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием
на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип:
исследовательский.

Специальность
налетчика куда менее заманчива,

чем смежные с ней
профессии политика

или биржевого
спекулянта.

О. Генри

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ. Люди
этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на
социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью
мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь
на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой
регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии,
связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.
Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий