Экономические элементы

Дата: 21.05.2016

		

Реферат

по
дисциплине: Экономическая теория

на
тему: Экономические элементы

1. Экономические системы

Экономические
системы — это совокупность характерных для данной экономики явлений и процессов:
способа организации общественного производства, типов и форм собственности, принципов
распределения и обмена экономических благ, механизмов ценообразования и др.

Существует целый
ряд экономических систем:

традиционная —
базируется на ручном труде и в на стоящее время присутствует только в слаборазвитых
странах;

командно-административная,
или централизованная;

рыночная;

смешанная;

социальная — базируется
на сильном вмешательстве государства, но только с целью повышения жизненного уровня
граждан и снижения дифференциации в доходах;

своеобразная модель
смешанной экономики.

Наиболее значимы
и распространены в современном обществе командно-административная, рыночная и смешанная
экономические системы.

Командно-административная
система функционирует в условиях государственной собственности при полном отсутствии
частной, при этом государство господствует в экономике и других сферах жизни общества,
занимается планированием всей экономики на всех уровнях и во всех отраслях. Этой
системе свойственны административные методы управления экономикой в целом и в рамках
конкретного предприятия. Стимулы к эффективной работе, как правило, не материальные,
а идеологические.

Рыночная система
функционирует на основе частной собственности. В этой системе отсутствует монополия
государства, ограничивающая функции производителя, и присутствуют свобода предпринимательства
и свобода выбора экономических контрагентов. В рыночной экономике регулирование
распределения ресурсов осуществляется на основе взаимодействия производителей и
потреби елей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.
Величина прибыли играет роль показателя эффективности использования имеющихся у
производителя средств производства. Прибыль является прямой мотивацией участников
экономических процессов.

Во всем мире выделяют
несколько моделей рыночной экономики: предпринимательскую (США), социальную (Швеция),
японскую, характеризующуюся приоритетом общенациональных интересов над личностными.

Смешанная экономическая
система сочетает в себе рыночную и командно-административную системы. Специфические
черты такого типа экономики — это наличие как государственной, так и частной собственности;
ограничение, но не минимизация экономических функций государства. Экономическая
активность государства проявляется прежде всего в предоставлении благ, производство
которых затруднительно в условиях действия конкуренции. При смешанной экономике
государство контролирует стратегически важные для общества производственные отрасли
(газовую, электрическую и т.п.). В настоящее время в большинстве развитых стран
мира смешанная экономика.

Естественно, каждая
экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества командно-административной
системы — это стабильность экономики, маловероятность экономических кризисов, полная
занятость с гарантированным минимумом жизнеобеспечения и отсутствие резкой экономической
дифференциации в обществе. Недостатки данной системы — преобладание предложения
над спросом, а следовательно, затоваривание, дефицит целого ряда товаров, низкий
уровень жизни населения, практически полное отсутствие мотивации и повышению производительности
труда.

Плюсы рыночной
экономики — высокий уровень мотивации предприимчивости и повышения производительности
труда; господство спроса над предложением, большая защищенность потребителей, более
высокое качество товаров и услуг за счет конкурентной борьбы, довольно высокий уровень
жизни населения. Минусы — ярко выраженное социально-экономическое неравенство в
обществе, в отдельных случаях очень сильная дифференциация доходов населения, высокая
зависимость всех экономических явлений и процессов от рыночной конъюнктуры и конкуренции.

Смешанная экономика
сочетает в себе рыночную экономику и административно-иерархическую координацию экономической
деятельности, тем самым сглаживая минусы каждого из этих видов экономических систем.

2. Экономические
интересы и цели

Экономические
интересы — это интересы, побуждающие экономических агентов (или иначе — субъектов
рынка) к хозяйственно-экономической деятельности, определенные положением и ролью
агентов в системе общественных отношений и экономических связей.

Экономические
интересы трансформировались по мере изменения экономических условий. Социально-экономические
отношения, сложившиеся на данный момент в обществе, всегда влияли на формирование
экономических интересов. Однако главный мотив, т.е. экономический интерес, экономического
поведения субъектов рынка в обществе — это личный доход.

У различных экономических
агентов свои цели и действия в социально-экономической среде. Так, конечные потребители
товаров или нерыночные агенты потребляют продукт, в свою очередь произведенный рыночными
агентами или производителями. В связи с этим различают два основных вида экономических
отношений: интересы производителя и интересы потребителя.

Интересы потребителя
связаны с выбором и приобретением наилучшего товара или услуги, прекрасного качества
и по минимальной цене. Каждый товар или услуга оцениваются потребителем и приобретают
свою потребительную ценность. Сравнивая эти ценности, потребитель принимает решение
о покупке, выбирая самое выгодное на его взгляд предложение с наивысшей потребительской
ценностью, реализуя тем самым свой экономический интерес.

Интересы производителя
связаны с наиболее выгод ной продажей товара в наибольшем количестве и по максимальной
цене. Интерес производителя заключается также в оптимизации процесса производства,
в снижении издержек и минимизации себестоимости продукции. По этому можно сказать,
что основной интерес производителя — получение максимальной прибыли и за счет процесса
производства, и за счет реализации товара или услуги.

Помимо интересов
производителя и потребителя выделяют частный, коллективный и общий экономические
интересы. Частный экономический интерес — это интерес конкретного экономического
агента (как уже говорилось, получение максимальной выгоды). Коллективный экономический
интерес — это интерес целой группы экономических агентов, преследующих одинаковую
цель и выбирающих одинаковый путь для ее достижения. Так, например, в Средние века
производители объединялись в гильдии, чтобы защитить свои права и ограничить конкуренцию.
Общий экономический интерес — это интерес всего общества, направленный на обеспечение
экономической стабильности, на гармоничное развитие и функционирование экономической
системы, без чего невозможна нормальная приносящая прибыль и выгоду деятельность
производителей и потребителей.

Отнюдь не всегда
и не во всем совпадают частный, коллективный и особенно общий интересы. Именно поэтому
функции субъекта общего интереса в большинстве цивилизованных стран берет на себя
государство. Соответственно в качестве общего экономического интереса можно выделить
государственный интерес, направленный не только на обеспечение стабильности рынка,
но и на развитие экономической культуры, на разработку государственных программ,
призванных ориентировать и мобилизовать отдельные звенья экономической системы на
выполнение общенациональных задач. Однако не всегда государственное вмешательство
способствует преодолению недостатков рынка.

Экономические
цели — это определенные ожидания субъектов рынка, а также определенные результаты
хозяйственно-экономической деятельности, отвечающие их экономическим интересам.

Точно так же,
как и интересы, экономические цели можно разделить на цели производителя и потребителя,
на частные, коллективные и общие цели.

Конечной целью
любого субъекта рынка является удовлетворение своих экономических интересов, т.е.
получение максимального дохода, а если говорить о государстве как экономическом
субъекте, то и удовлетворение потребностей общества и всех индивидов. Именно на
эти конечные цели направлен процесс производства, неразрывно связанный с процессом
потребления товаров и услуг.

Кроме конечных
целей каждый экономический агент имеет целый ряд промежуточных целей (подцелей),
направленных на достижение конечной. Например, завоевание определенной доли рынка
или выпуск нового товара раньше конкурентов или» приобретение дисконтных карт.
И достижение конечной цели невозможно без реализации подцелей, а достижение каждой
частной цели служит реализации более общей цели. В связи с этим говорят об иерархия
целей. Например, подцелями производителя являются:

выбор миссии —
четко выраженной причины существования организации и ее конечной задачи. Миссия
закрепляется в официальных документах предприятия и доводится до всех его сотрудников;

разработка стратегических
целей предприятия (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных), которые служат в
качестве критериев для процесса принятия решений и устанавливаются на основании
миссии организации;

разработка тактических
задач, отвечающих и обеспечивающих стратегические цели, рассчитанных на короткий
срок и имеющих определенных исполнителей.

3. Экономическая
стратегия и политика

Экономическая
стратегия — это действия в области производства, распределения, обмена, потребления,
накопления, экспорта и импорта общественных благ, разработанные и спланированные
на долгосрочную перспективу с целью достижения определенных целей и задач.

Грамотная разработка
экономической стратегии на уровне предприятий-производителей позволяет им завоевать
определенные рыночные позиции и получить желаемую прибыль. Разработка экономической
стратегии на государственном уровне обеспечивает эффективное воспроизводство и развитие
экономики страны как единой системы. Определение стратегии развития экономики —
важнейшая функция государства, так как современное цивилизованное общество и его
экономика не могут функционировать и развиваться стихийно.

Экономическая
стратегия как предприятия, так и государства реализуется путем разработки экономической
политики и использования ее инструментов.

Экономическая
политика — это целенаправленная система мероприятий в области производства, распределения,
обмена и потребления благ в соответствии с заданной экономической стратегией.

Особый интерес
и значимость представляет государственная экономическая политика, которая призвана
отражать интересы общества и всех его социальных групп. Грамотная экономическая
политика государства всегда направлена на укрепление национальной экономики и тесно
переплетается с социальной политикой. Основными целями экономической политики государства
должны быть улучшение положения страны в мировом хозяйстве и рост благосостояния
граждан. Однако цели экономической поли тики должны быть реальными, т.е. соответствовать
возможностям (прежде всего финансовым), иначе они все равно не будут реализованы.

Государственная
экономическая политика включает целый ряд составных элементов:

структурная политика
— мероприятия, проводимые с целью оптимизации структуры национальной экономики;

инвестиционная
политика — мероприятия, направленные на регулирование инвестиционного процесса в
государстве и государства на международном рынке;

финансово-кредитная
политика — мероприятия в области денежного обращения и кредита, способствующие росту
производства и инвестиций;

налоговая политика
— мероприятия, направленные на оптимизацию работы налоговой системы и налогообложения;

бюджетная политика
— мероприятия по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение пол ной занятости и отсутствие
инфляции;

внешнеэкономическая
политика — мероприятия, про водимые в области экспорта и импорта, таможенных пошлин,
тарифов и ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж,
осуществления совместных экономических программ с другими странами;

научно-техническая
политика — мероприятия, направленные на поддержание достигнутого уровня научно-технического
прогресса и дальнейшее развитие науки.

Среди основных
задач государственной экономической политики можно выделить:

недопущение инфляции
и несбалансированности бюджета;

сокращение расходов
на государственный аппарат;

развитие здравоохранения,
образования, культуры, социального обеспечения;

обеспечение правовой
базы для развития экономических отношений;

защита и сохранение
национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике;

постоянное развитие
основных секторов экономики на основе использования научно-технических достижений;

эффективности
обеспечения всех ее элементов.

У экономической
политики, как у всякой системы мероприятий, есть свои инструменты:

установление определенных
ставок оплаты труда, пенсий, пособий;

регулирование
таможенных пошлин;

использование
иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений, игра с курсами валют;

изменение объема
государственных закупок и выпуск государственных внутренних займов;

регулирование
государственных расходов и ставок налогообложения;

варьирование учетной
ставки Центробанка и банковских процентов, проведение различных операций на валютном
рынке.

Эффективность
экономической политики можно определить, проанализировав ее показатели, среди которых:

качество жизни:
продолжительность жизни, образовательный уровень, коэффициент рождаемости и смертности,
продолжительность рабочего дня, обеспеченность жильем и т.п.;

экономическое
развитие: валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт на душу населения,
валовая прибыль и другие валовые показатели;

эффективность
экономики: трудоемкость, капиталоемкость, наукоемкость, объем инвестиций и т.д.

4. Экономические
блага, их классификация

Экономические
блага — это материальные и нематериальные блага, удовлетворяющие потребности людей
и существующие в ограниченном количестве. Как правило, они являются продуктом человеческой
деятельности либо это продукты природы, добытые и переработанные чело веком.

Все экономические
блага имеют ценность и потреби тельную стоимость. Согласно марксисткой теории ценность
экономического блага определяется затратами общественно-необходимого труда, совершаемого
при общественно-нормальных средних условиях производства и со средней интенсивностью.
Согласно же неоклассическому подходу ценность экономического блага зависит от его
редкости, от общего количества блага и от интенсивности потребности в нем. Таким
образом, чем меньше того или иного-блага создается, тем оно дороже, при условии
что данное благо востребовано и не может быть заменено другим благом и чем больше
благо востребовано, тем оно ценнее. Потребительной стоимостью экономического блага
является его способность удовлетворять потребность индивида или общества.

Экономические
блага по своей природе делятся на то вары или вещественные блага, имеющие определенную
форму и физическую природу, и услуги, не имеющие формы и имеющие бестелесную природу.

По сфере применения
различают материальные и нематериальные блага. Материальные блага — это полезные
материальные вещи, товары и услуги, которые воспринимаются с помощью органов чувств
и из которых может быть извлечена какая-либо выгода. Нематериальные блага — это
блага, которые невозможно воспринимать с помощью органов чувств, это блага, определяющие
способности человека и его положение в обществе. Это могут быть, например, особенности
характера человека, его ум, т.е. внутренние блага, данные природой, и социальные
внешние блага: репутация, коммуникабельность и т.п.

Экономические
блага можно разделить и по способу удовлетворения потребностей — на потребительские,
служащие непосредственно для удовлетворения потребностей, и инвестиционные, используемые
для производства других благ, т.е. ресурсы.

Экономические
блага также бывают благами кратко срочного пользования {не более года) и благами
длительного пользования (более года).

По степени делимости
экономические блага подразделяются на делимые, предназначенные для индивидуального
потребления и выступающие в виде достаточно малых единиц, доступных индивидуальным
покупателям, и на неделимые, предназначенные для общества в целом, состоящие из
крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

Экономические
блага также могут быть заменяющими друг друга (блага-субституты), т.е. обладающими
сходным набором характеристик и свойств, позволяющими удовлетворять одну и ту же
потребность или дополняющими друг друга (комплементарные блага), т.е. обладающими
такими характеристиками, которые могут удовлетворить какую-либо потребность только
в комплекте с другим благом.

5. Проблема
выбора оптимального решения

В любой ситуации
при возникновении хоть какой-либо незначительной проблемы любому субъекту рынка,
будь то производитель или потребитель, приходится принимать какое-то решение, которое
либо приводит к не обходимому результату (т.е. к максимальному доходу), либо нет.
Естественно, к положительному результату приводят только верные или оптимальные
решения.

Выбор оптимального
решения — это своеобразная управленческая задача, направленная на достижение максимального
результата путем компромисса между величиной затрат и суммой ожидаемой прибыли при
допустимомуров не риска. При выборе оптимального решения стремятся одновременно
и к максимизации прибыли, и к минимизации уровня экономического риска.

Максимизация прибыли
— это получение самой высокой суммы прибыли из возможных в действующих условиях
и при сложившейся ситуации путем осуществления определенных организационно-технических
мероприятий и действий. Обычно речь в данном случае идет о балансовой (валовой)
прибыли, т.е. прибыли, полученной предприятием в рассматриваемый период времени,
или о маржинальной, т.е. прибыли, образованной как разность между выручкой от реализации
и прямыми производственными затратами по производству и реализации проданной продукции.

Минимизация экономического
риска — это сведение степени риска до самого незначительного уровня в сложившихся
условиях путем осуществления мероприятий, направленных на предвидение экономических
событий, и анализа ситуации на рынке.

В идеале все риски
должны быть минимизированы, тог да предприятие сможет проявить большую свободу действий
и получить большую прибыль. Однако иногда получение большей, прибыли, наоборот,
сопряжено с повышенным риском, т.е. чем выше риск, тем большую прибыль можно получить,
но при этом, естественно, выше вероятность не получить никакой прибыли. Поэтому
выбор оптимального решения должен базироваться на детальном и подробном анализе
экономической ситуации, который позволяет определить, до какой степени стоит рисковать,
какова вероятность потерь и какова сумма прибыли при той или иной степени риска.
И только определив допустимую для предприятия степень риска, можно переходить к
анализу издержек и работать над их снижением. Но при этом стоит помнить, что снижение
затрат может привести к снижению качества продукции, а значит, и к снижению прибыли,
именно поэтому снижение затрат не может быть бесконечным, в некоторых случаях большую
при быль предприятие получает при довольно больших затратах. Например, в производстве
одежды экономия на тканях и фурнитуре однозначно скажется на качестве изделий, а
значит, придется снижать их цену; если при этом фирма планирует расширение объемов
продаж, то, возможно, она и увеличит свою прибыль, а если нет, то прибыль компании
упадет. Но тем не менее разумное снижение издержек (например, связанное с экономией
электроэнергии в цехах или с выбором новых поставщиков с меньшими ценами), которое
не скажется на качестве продукции, должно приводить к росту прибыли.

6. Экономические
риски и неопределенность

Экономический
риск — это вероятность наступления какого-либо события в экономической деятельности
предприятия либо в экономической ситуации. Есть и другое определение: экономический
риск — это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению
с прогнозируемым вариантом.

Различают следующие
виды экономических рисков для предприятия:

фискально-монетарный
— это риск, который обусловлен экономической политикой государства и его действиями;

социально-политический
— риск, обусловленный изменениями политической ситуации в стране, а также пересмотром
действующего законодательства;

промышленный (или
отраслевой) — это риск, который обусловлен изменениями в экономике отрасли, а также
состоянием дел в экономической отрасли, ее местом в экономике страны;

предпринимательский
(коммерческий) — риск, обусловленный политикой, стратегией и результатами деятельности
конкретного предприятия, особенно в процессе реализации; причины возникновения этого
риска — снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств,
повышение закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение
издержек обращения и др.;

производственный
— это риск, связанный с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по
производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности
в результате не благоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного
использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего
времени; основные причины возникновения производственного риска — возможное снижение
предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата
повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение
оборудования и т.п.;

страховой — это
риск наступления страхового случая, предусмотренного условиями страхования события,
в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение; результат этого
риска — убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем
заключению договора страхования, так и на последующих эта пах — перестрахования,
формирования страховых резервов и т.п.;

финансовый — это
риск, обусловленный осуществлением финансовых сделок и инвестиций, он связан с возможностью
невыполнения фирмой своих финансовых обязательств; основные причинами финансового
риска — обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных
курсов, неосуществление платежей; войны, беспорядки, катастрофы и т.п.

В составе финансовых
рисков выделяют:

рыночный — возможность
отрицательного изменения стоимости валют и ценных бумаг в результате колебаний процентных
ставок, курсов валют и котировок ценных бумаг;

кредитный — риск,
обусловленный неспособностью заемщиков исполнять свои обязательства по выплате процентов
и основной суммы долга в соответствии с условиями кредитного договора;

инвестиционный
— вероятность обесценения вложений в инвестиционные и инновационные проекты в случае
неоправданности ожидаемой прибыли от этих проектов. По-другому, инвестиционный риск
— это риск того, что инвестор не сможет высвободить инвестированные средства, не
понеся потери.

Инвестиционные
риски бывают капитальные, селективные, страховые и инфляционные.

Селективный риск
— риск неправильного выбора объекта или времени инвестирования.

Страховой, риск
— это риск потерь в связи с инвестициями в предприятия или экономику стран с неустойчивым
социальным и экономическим положением.

Инфляционный риск
— риск такого уровня инфляции, при котором доходы, получаемые от инвестированных
средств, с потребительской точки зрения будут обесцениваться быстрее, чем расти.

Возникновение
рисков обусловлено неопределенностью. Функционированию и развитию многих экономических
процессов присущи элементы неопределенности. Это обусловливает появление ситуаций,
не имеющих однозначного решения. Ситуация неопределенности характеризуется тем,
что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема.
А ситуация риска — это разновидность неопределенной ситуации, когда наступление
событий вероятно и может быть определено, т.е. в этом случае объективно существует
возможность оценить вероятность событий.

Список использованной
литературы

экономический
элемент благо

1.Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая
теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007.

2.Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити,
2008.

3.Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. –
М.: Юристъ, 2007.

4.Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая
теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

5.Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов – на — Дону: Феникс,
2008.

6.Спиридонова И.А. Экономическая теория. Учебное пособие. –
М.: Инфра-М, 2007.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий