Философия глобальных проблем

Дата: 13.02.2016

		

Министерство образования
Российской Федерации

Северо-западный Заочный
Технический

университет

Контрольная
работа по дисциплине: «Философия»

Тема:
«Философия глобальных проблем»

Студентки 2
курса.

Факультета
ИУП и ИП.

Специальность
08005.

Сериковой Е.
А. 8702320003

Работа сдана
: « » 2009 г.

Проверил: 2009г.

Выборг.
2010г

Содержание

Введение

1. Основные глобальные проблемы человечества,
понятие и классификация

2. Проблемы экологии и концепции их преодоления

3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия

4. Проблема ресурсов в современном обществе

5. Военные конфликты в современном мире

6. Возможности человека в преодолении глобальных
проблем

7. Концепции дальнейшей судьбы человечества

Заключение

Список литературы

Введение

Этимологический
термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус»,
то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на
ней процессов. Однако глобализация процессов — это не только их повсеместность.
Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности
на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в
единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей.
По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство
человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему,
связанную с общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на
разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты
различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным
говорить о становлении единой цивилизации.

Глобалистический
подход обнаруживается в концепциях «постиндустриального общества»,
«технотронной эры» социологов Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тофлера и
ряда других ученых.

По Д.Беллу,
одному из ведущих представителей социального прогнозирования, бурное развитие
техники и науки сделает излишними социальные революции, а «индустриальное
общество», базирующееся на использовании машин для производства товаров,
вступит в новый этап социальной жизни — «постиндустриальное
общество», которое будет основано на развитии науки, научных знаний. Эти
новые общественные отношения и структуры должны будут растворить в себе
противоположные социальные системы. Отличительными признаками
«постиндустриального общества» становятся: переход от производства
товаров к экономике обслуживания, занятие господствующего положения в
управлении обществом социальной группы профессионалов-технократов и
«больших ученых», повсеместное распространение «интеллектуальной
технологии» (информатики, теории игр, моделирования, компьютеризации) и
возможность саморазвивающегося технологического роста при широком развитии
теоретических знаний.

З. Бжезинский
в работе «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру»
констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не
социальными революциями, а научно — техническим прогрессом. Этот качественный
скачок происходит эволюционно, с низшей стадии — аграрной — через промышленную
и «технотронную эру», где решающая роль переходит к автоматам,
компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится
наука.

В мире
останется главное противоречие: между развитыми и неразвитыми странами, причем
последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, приблизившимся
к «технотронной эре», для создания единого мирового сообщества,
навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.

А. Тоффлер,
наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил
картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей,
названных им «третьей волной». Тоффлер видел непосредственную связь в
изменении техники и образа жизни, ее ценностей — техника обусловливает тип
общества и тип культуры, и это влияние носит волнообразный характер. Последняя,
третья, волна, по Тоффлеру, вызвана повсеместным распространением компьютеров,
турбореактивной авиации, противозачаточных пилюль и многого другого, что
формирует новую цивилизацию — новые виды семьи, стиля работы, любви и жизни,
новые формы экономики, политики и сознания. При этом новые технологии вытесняют
характерную для индустриализма парадигму господства над природой.

Глобализация
социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном
мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые
получили название «глобальных проблем человечества»: экологических,
демографических, политических и ряда других. Возникновение особого рода проблем
мирового развития, получивших название «глобальных», стало характерной
чертой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются
международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов. Конкретным
анализом каждой из них занимаются специальные науки — социология, демография и
проч. Философия рассматривает эти проблемы с позиций возможностей и перспектив
выживания человечества.

Сегодня
очевидна необходимость комплексного подхода к глобальной проблематике. В
исследовании должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного
знания — как общественно-гуманитарные науки, так и естественные и технические.
Синтез различных подходов, объединение и осмысление полученного результата в
настоящее время формируется в особой области знаний — теории глобальных
проблем, или глобалистике. Она нацелена на поиск путей, направленных на
выживание человечества; призвана выработать практические рекомендации для
решения глобальных проблем. Ее выводы могут быть востребованы международными
организациями, прежде всего, ООН, правительствами отдельных государств,
деловыми кругами, общественностью. В связи с неравномерным развитием различных
стран эффективные рекомендации должны включать множество социальных,
экономических и политических факторов, применительно к конкретно
рассматриваемой ситуации.

1. 
Основные
глобальные проблемы человечества, их понятие и классификация

Актуальность
глобальных проблем человечества обусловлена действием целого ряда факторов, к
основным из которых относятся:

1. Резкое
ускорение процессов общественного развития. Такое ускорение наглядно обнаружило
себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй
половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических
процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий
научной и технологической революции в развитии производительных сил и
общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный
промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах
деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX
столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических
устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе
научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию
различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества
на природу резко возросло.

2. Рост
численности населения Земли. Он поставил перед человечеством ряд проблем,
прежде всего, проблему обеспечения продовольствием и другими средствами
существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с
условиями человеческого общежития.

3. Проблема
ядерного оружия и ядерной катастрофы.

Эти и
некоторые другие проблемы затрагивают не только отдельно взятые регионы или
страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания
ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением
углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование
химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать
причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от
места производства зараженных продуктов.

Таким
образом, под глобальными проблемами современности понимается целый комплекс
острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с
ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от
региональных, локальных и местных.

К
региональным проблемам относится круг острых вопросов, которые возникают в
рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или
в крупных государствах.

Понятие
«локальный» относится к проблемам или отдельных государств, или
больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения,
другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад
Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах
государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные
трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что
нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести
глобальный характер.

Например,
катастрофа на Чернобыльской АЭС напрямую затронула лишь ряд областей Украины,
Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых
мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других
странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный
конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты
интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует
история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.

С другой
стороны, поскольку глобальные проблемы, как правило, не решаются сами по себе,
и даже при целенаправленных усилиях не всегда достигается положительный
результат, в практике мирового сообщества их стремятся по возможности перевести
в локальные (например, законодательно ограничить рождаемость в ряде отдельных
стран при демографическом взрыве), что, безусловно, исчерпывающе не решает
глобальную проблему, но зато дает определенный выигрыш во времени до
наступления катастрофических последствий.

Таким
образом, глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей,
наций, стран, континентов, но могут повлиять на перспективы будущего развития
мира; они не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран, а требуют
целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенные
глобальные проблемы могут привести в будущем к серьезным, даже к необратимым
последствиям для человека и среды его обитания. Общепризнанными глобальными
проблемами являются: загрязнение окружающей среды, проблема ресурсов,
демографии и ядерного оружия; ряд других проблем.

Разработка
классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и
обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения. Исследователи предложили
множество разнообразных вариантов классификации.

Один из них,
принадлежащий российским ученым,1 делит все глобальные проблемы на три большие
группы:

1. Проблемы,
связанные с отношениями между основными социальными общностями человечества, то
есть, между группами государств, обладающих сходными политическими,
экономическими и иными интересами: «Восток — Запад», богатые и бедные
страны; проблема войны и мира;

2.Проблемы,
обусловленные взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью
возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера:
проблемы обеспеченности энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой;
экологическая проблема; проблемы, связанные с космическим пространством и
Мировым океаном.

3. Проблемы,
связанные с системой «индивид-общество». Они зависят от способности
общества предоставить реальные возможности для развития личности: проблемы
демографии, здравоохранения и образования.

2. 
Проблемы
экологии, концепции их преодоления

Термин
«экология» впервые употребил в XIX веке профессор Иенского
университета Э.Геккель. Буквально он означает «учение о доме,
жилище». Геккель предполагал, что экология призвана изучать взаимодействие
живого организма с окружающей средой. Другими словами, экология в собственном
смысле — это область знаний о биосфере и комплексе мер, направленных на
сохранение биосферы Земли в условиях активно-преобразующего воздействия
человека. Человек рассматривается как составная часть биосферы, как одна из ее
главных компонент. Сегодня под экологией понимают, в первую очередь, экологию
человека. Поэтому от собственно экологических проблем отличают проблему
ресурсов, которая выступает в качестве относительно самостоятельной.

Сущность
экологических проблем в современном мире состоит в углубляющемся противоречии
между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной
среды обитания.

Разрушающее
воздействие на природу оказывает вся хозяйственная деятельность человека. Корни
этого воздействия уходят в далекое прошлое, когда закладывались основы
действующей ныне индустриальной модели общества. В то время господствующей была
концепция покорения человеком природы: человек — хозяин всей планеты. В конце
XIX века начинается современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека
на природу, одновременно с этим возникает угроза его биологическому
существованию. В конечном счете, все иные глобальные проблемы современного мира
— энергетическая, продовольственная, демографическая и другие — становятся
неотделимыми от главной — экологической.

Возникновение
крупного машинного производства открыло широкие возможности для удовлетворения
потребностей человека.

Все его современное
материальное богатство основано на постоянно совершенствующейся
научно-технической базе. С самого начала индустриальной эпохи ей были присущи
черты, содержавшие в себе зародыши будущих негативных последствий:
расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов, загрязнение
почвы, атмосферы рек и морей промышленными отходами. Создание обширных
водохранилищ привело к изменению уровня грунтовых вод и водно-солевого баланса
окружающих территорий. В районах интенсивного жилищного строительства, в
урбанизированных зонах отмечалось значительное усиление геологических
процессов. Изменение человеком гидродинамических, гидротермических и
гидрохимических условий привело к повышению степени агрессивности подземных вод
техногенного происхождения.

Противоречия
между обществом и природой в настоящее время достигли своей кульминации.
Однако, несмотря на это, продолжается жесточайшая эксплуатация природы со
стороны людей, использующих для этого новейшие достижения науки и техники.

Глобалистика
обращает внимание на вопрос о предельных нагрузках антропогенного характера,
которые природа способна выдержать. Экологический кризис проявляется как
нарушение естественного равновесия в результате чрезмерных нагрузок на
природные системы, многократно превышающие допустимые нормы загрязнения
окружающей Среды. Природа оказалась не в состоянии адсорбировать (очистить и
включить в природные системы) отходы человеческой деятельности. С нарушением
меры деградация естественной среды приобретает необратимый характер. Поэтому люди
должны помочь природе справиться с перегрузками, если не хотят уничтожить
природную основу своего существования.

В связи с
интенсивным использованием тепловой энергии органического топлива, сжиганием
производственных и бытовых отходов, разрушением природных структур наметилась
тенденция к снижению устойчивости биосферы. Истощенный озоновый слой позволяет
ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности
Земли, что, в частности, уже послужило одной из причин роста раковых заболеваний
кожи и подавления иммунной системы человека. Переоблучение ультрафиолетом
крайне негативно влияет на урожаи сельскохозяйственных культур, на растительный
и животный мир. В случае истощения озонового слоя у человечества не будет
никаких средств для его восстановления.

Биологическая
организация человека позволяет ему приспособиться к достаточно широкому кругу
условий. Однако и его возможности далеко не безграничны. Существуют такие
пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая организация
не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В условиях современной
техногенной цивилизации возможности приспособления человеческого организма к
условиям жизни в окружающей среде близки к исчерпыванию.

Уничтожение
фауны и флоры наносят большой вред биосфере, так как видовое разнообразие есть
важнейшее условие нормального функционирования всех природных систем. Оно
связано с уничтожением лесов, интенсивной земледельческой деятельностью, ростом
больших городов и увеличением городского населения, значительным развитием сети
железных и автомобильных дорог.

Неблагоприятным
воздействиям подвержен и состав атмосферы Земли: сжигание органического
топлива, уничтожение лесов и последующая обработка почвы повысили за последнее
столетие содержание углекислого газа в атмосфере на 15%. В связи с этим
происходит всеобщее потепление климата. Между тем, увеличение средней мировой
температуры воздуха у земной поверхности на 2-3 градуса С( (сейчас оно достигло
0,5 градуса С() приведет к таянию льдов в Антарктиде и Гренландии. В результате
произойдет значительное повышение уровня Мирового океана, что грозит
затоплением значительных частей суши.

Общая
деградация окружающей среды, ведущая к изменению в худшую сторону условий
жизнедеятельности человека, придает экологическим проблемам общечеловеческий
смысл.

В настоящее
время человечество начинает уделять проблемам экологии должное внимание. Оно
вынуждено считаться с ними в силу необходимости. Человечество стремится к
созданию экологически чистого производства. Три главных направления решения
экологических проблем формируют основные стратегии природоохранительной
деятельности: ограничительную, стратегию оптимизации, стратегию замкнутых
циклов.

Ограничительная
стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф
предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления. С
этой точки зрения всякий рост производства чреват увеличением нагрузки на
природную среду. Следовательно, сама по себе тенденция к непрерывному
экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность.
Сторонники ограничительной стратегии настаивают на «нулевом росте»,
требуют немедленного закрытия экологически вредных производств, призывают к
добровольному ограничению потребления.

Стратегия
оптимизации предполагает соблюдение оптимального уровня взаимодействия общества
и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения,
чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, отрицательно не
сказывающийся на состоянии окружающей среды.

Стратегия
замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому
принципу. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей
перерабатывать неорганические отходы в органические вещества. Они могут быть
использованы для создания полезных человеку продуктов.

Эти три
стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных
обстоятельств может быть применена одна из них. Стратегии оптимизации и
замкнутых циклов сильно зависят от технологического совершенства
производственного процесса. Ограничительная стратегия не всегда возможна там,
где уровень производства и потребления и, соответственно, уровень жизни, не
высоки. Все три стратегии противостоят безоглядному и хищнически-расточительному
отношению к природе. Они основаны на понимании проблемы выживания человечества.

Изучением
проблем экологии, помимо узкоспециализированных наук, занимается ряд крупных
международных организаций и международных исследовательских центров. Ведущее
место среди них принадлежит «Римскому клубу», который объединил
видных ученых, политиков, бизнесменов всего мира. По его заказу были проведены
широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных
тенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания:
«Мир 2» Д.Форрестера (1971), «Мир 3» Д.Медоуза (1978) и
другие. В исследованиях был выражен конкретно-научный социологический и
демографический подходы. Авторы исходили из предпосылки, что главной причиной экологического
кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный
рост потребления. Выход из сложившейся ситуации исследователи видели в том, что
человечество должно ограничить технико-экономического развитие вплоть до
нулевого прироста валового общественного продукта. Однако эти рекомендации не
могли иметь всеобъемлющего характера, так как при их воплощении неизбежно
ущемлялись бы интересы развивающихся стран, для которых прекращение
экономического роста означает усугубление голода и нищеты, социальный кризис.

Все же,
учитывая, что без конкретных действий человечество не решит глобальных проблем,
философы ставят вопрос о необходимости изменения пути развития современной
цивилизации. Наиболее точно и образно мысль о необходимости изменений
сформулировал видный австралийский теолог, профессор Ч. Берг в докладе
«Природа, человечество и Бог», прозвучавшем на конференции Всемирного
Совета церквей в 1979 году. Он сказал, что Земля не в состоянии дать пристанище
такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и
техники. Он сравнил мир с айсбергом, верхнюю часть которого представляет
экологическая экспансия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а нижнюю
— социальные, политические и экономические потрясения и духовное смятение относительно
целей жизни.

3. Демографическая
ситуация в мире, ее возможные последствия.

глобальная проблема
человечество

Демографическая
проблема, как и другие глобальные проблемы человечества, имеет свою
предысторию, которая отражает факт непрерывного возрастания численности
населения на Земном шаре.

К началу
нашей эры на Земле, по приблизительным оценкам, насчитывалось около 200 млн.
человек. К XV веку численность населения мира удвоилась, а к началу XIX века
число жителей Земли приблизилось к одному миллиарду человек. К концу XIX века
на Земле проживало уже 1 млрд. 700 тыс. человек, двухмиллиардный рубеж был
перейден в 20-е годы нашего столетия. Теперь, по данным ООН, на Земле живут
5,85 млрд. человек, а в первые десятилетия XXI века население Земли превысит 6
млрд. 2

Мировой
демографический взрыв во многом связан с развивающимися странами, в которых
превышение рождаемости над смертностью достигает значительных размеров.

Еще совсем
недавно во всем мире господствовал экстенсивный тип воспроизводства населения,
для которого характерна малая эффективность контроля над смертностью и
рождаемостью и, как следствие, их очень высокий уровень. Раньше люди умирали в
основном от так называемых экзогенных (внешних по отношению к человеческому
организму) причин: от детских инфекционных болезней, голода, эпидемий,
насильственной смерти и т.д. Господство экзогенной смертности коренилось в
неразвитости производительных сил, слабой власти человека над природой,
незрелости общественных отношений, в медицинском невежестве и т.п. В наше время
в развитых странах свыше 2/3 смертей приходится на долю сердечно-сосудистых
заболеваний и рака. Эти причины смерти по преимуществу эндогенные, то есть,
внутренние, связанные с естественным старением человеческого организма. При
смертности нового типа свыше 90% родившихся доживает до 30 лет при средней
продолжительности жизни до 70 лет; при прежнем типе смертности средняя
продолжительность жизни колебалась, как правило, в пределах от 20 до 30 лет.3
Увеличение продолжительность жизни людей, несомненно, сказалось на росте
численности населения планеты.

Кроме того,
современная демографическая ситуация характеризуется расширенным
воспроизводством населения. В конце XX века оно увеличивается за 4-5 дней в
среднем на 1 млн. человек.

По данным ООН
предполагалось, что ежегодный прирост населения планеты в 1990-1995 г.г. будет
равен 1,57%. На самом деле он составил 1,48%, то есть, ежегодно население
увеличивается приблизительно на 81 млн. человек. Современные прогнозы на
будущее несколько снизили тревогу, возникшую в конце 80-х г.г., когда по
расчетам демографов население мира к 2050 году должно было достичь 14 млрд.
человек.

Сейчас
специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее
9,4 млрд. человек. Далее, по имеющимся прогнозам, уровень населения
стабилизируется вплоть до 2200 года приблизительно до 11 млрд. человек. 4

В развитых
регионах мира темпы роста населения сравнительно невелики, а в некоторых
(например, в России) его численность даже уменьшается. В то же время, около 65%
ежегодного прироста населения приходится на долю наиболее бедных из
развивающихся стран.

Практически
произвольное (нерегулируемое) развитие демографической ситуации порождает ряд
сложных проблем. Одна из них связана с тем, что прирост населения опережает
темпы роста производства продовольствия. Хотя за последние сто лет в культурный
оборот было введено земли больше, чем за всю предыдущую историю человечества,
площади пахотных земель, выпасов и других сельскохозяйственных угодий постоянно
сокращаются из-за эрозии почв, их засоления, а также за счет роста городов,
развития транспорта, увеличения объема добычи полезных ископаемых открытым
способом и проч.

Ситуация
усугубляется еще и тем, что во многих значительных по площади регионах планеты
(Африка, Азия, Латинская Америка) сельское хозяйство ведется на основе
патриархальных неэффективных технологий. По мнению специалистов, из-за низкой
культуры сельскохозяйственного производства производится всего лишь 30% от той
продукции, которую можно было бы получить на основе передовой технологии. В
результате от голода и недоедания в мире сейчас страдают порядка 20% населения.

Ученые пришли
к выводу: если случится так, что численность населения перейдет верхнюю
допустимую черту — 12 млрд., то тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5
млрд. человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды.

Решать
демографическую проблему надо начинать уже сейчас, поскольку нынешняя
численность населения является практически предельной для нашей планеты, а
демографическое давление на окружающую среду нарастает. Причем это происходит
главным образом в тех странах, где рычаги, способные смягчить это давление,
наиболее слабы из- за экономической отсталости.

4. Проблема ресурсов в
современном обществе

К ресурсам, без
которых жизнь человека невозможна, относятся, прежде всего, воздух и вода, а
также энергетические и сырьевые ресурсы. Проблема водных ресурсов считается
одной из наиболее острых в мире. Пресная вода составляет небольшую часть
водного баланса Земли — 2,5 — 3%.

Основная ее
часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер
приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами
ископаемого топлива, такими, как нефть, газ, уголь, горючие сланцы. Сырьевые
ресурсы — это, прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для
промышленного производства компоненты.

Большое
значение для глобалистики приобретает факт обнаружения исчерпаемости природных
ресурсов. По мере развития экономической деятельности все большее их число
переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Выяснилось, что
для запасов отдельных элементов, горных пород существует свой предел истощения.
Им может быть или полное исчерпание запасов; или ограничение, связанное с
экологической безопасностью (то есть, когда дальнейшая разработка ставит под
угрозу экологическое равновесие); или невозможность для общества платить за
данный ресурс слишком высокую цену. Примером может служить абстрактная
возможность добычи воды путем синтеза из воздуха, что потребовало бы
колоссальных финансовых и энергетических затрат.

Со второй
половины XX века масштабы и темпы добычи минерального сырья (нефти, газа, угля,
полезных ископаемых) резко возросли. В то же время, значительная часть
известных на сегодня запасов минеральных ресурсов залегает в сложных условиях
или представлена относительно бедными месторождениями. Их разработка требует
гораздо больших, чем раньше, капиталовложений, более совершенной технологии
добычи и переработки. Такими же быстрыми темпами растет потребление
электроэнергии. Однако основными источниками на сегодня остаются по-прежнему
невозобновимые материальные ресурсы: нефть, уголь, газ, торф, уран.

Поиск новых
альтернативных источников энергии и внедрение энергосберегающих технологий ведется
крайне медленно. Экономисты подсчитали, что совокупные издержки при получении
энергии из нетрадиционных источников (солнце, ветер, морские приливы,
геотермальные воды) в 15-30 раз выше, чем средние издержки, связанные с добычей
и транспортировкой нефти из стран Среднего и Ближнего Востока в Европу.
Развитие атомной энергетики сдерживается негативным отношением мировой
общественности. А сама по себе экономия энергии не может стать альтернативой
энергетических источников.

В настоящее
время человечество готовится использовать энергию термоядерного синтеза. Однако
прогноз ученых на ближайшее будущее предполагает, что энергетическое
благополучие развитых стран мира будет, как и прежде, строиться преимущественно
за счет экономически слаборазвитых нефтедобывающих стран. В то же время, даже
если темпы роста потребления нефти не будут расти, то ее разведанных запасов
хватит приблизительно на полстолетия.

Сегодня нет
точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя
обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако понятно, что их
запасы исчерпаемы и невозобновимы. Поэтому развитые страны сейчас отдают
предпочтение развитию нематериалоемких производств, таких, как, например,
электроника.

В отношении к
энергетическим ресурсам страны Запада многому научил энергетический кризис 70-х
г.г. С тех пор были приняты и реализованы серьезные меры по значительно более
экономному потреблению нефтепродуктов, созданы запасы стратегического
назначения.

Если даже
предположить, что в ближайшем будущем будет внедрен термоядерный синтез, то
понадобится еще немалое время на создание соответствующих установок и
подготовку необходимых специалистов. Поэтому рассчитывать приходится на
использование имеющихся энергоносителей, энергоустановок и традиционных
технологий получения энергии. В этой ситуации, по-видимому, следует
прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют добровольное
самоограничение, как в производстве, так и в потреблении энергии.

5. Военные конфликты в
современном мире

Важным фактором
теории глобальных проблем является осознание не только ограниченности природных
ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества, его возможного
самоуничтожения. С момента появления ядерного оружия и его использования в
августе 1945 года при бомбардировке городов Хиросима и Нагасаки человечество
стало смертным, появилась принципиальная угроза его существованию.

Накопленных
запасов ядерного оружия достаточно для уничтожения планеты не один раз, а
многократно. Чтобы предотвратить опасность, необходимо выдвинуть на первый план
задачу выживания человечества.

Длительное
время в центре интерсоциальных проблем находились вопросы противостояния двух
общественно-экономических систем, двух идеологий. Мир был расколот на две
противостоящие группировки: страны, ориентированные на США и соответствующий им
политический порядок и страны, ориентированные на СССР и соответствующую
общественно-политическую систему. Сейчас это противостояние ушло в прошлое, но
интерсоциальная проблема не исчезла. Ее характер изменился с двухполюсного на
многополюсной. Существует тенденция его превращения в однополюсной, так как в
мире сегодня резко выделяется одна супердержава — США. Ни одна другая страна
мира не может сравниться с ней по масштабам экономического и военного потенциала.
Таким образом, особенности современного международного положения влияют на
характер интерсоциальных проблем.

На место
угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных
общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов, каждый
из которых имеет свою меру глобальности. Сама угроза всеобщей военной
катастрофы в современных условиях не исключена полностью. Мировой конфликт
может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных
противоречий или утраты контроля над ядерным оружием.

В отсутствие
противостояния противоположных общественно-политических систем еще более
очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она
связана с неравномерностью мирового развития. Группы стран резко отличаются по
уровню общественно-экономического развития и, соответственно, по уровню
благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа
развитых стран, с другой — большое число государств, в которых экономическое
развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является
низким. Экономика отсталых стран отличается, как правило, ярко выраженным
сырьевым характером, то есть, она основана на добыче и экспорте сырьевых
ресурсов. Общая тенденция современного развития увеличивает разрыв между
развитыми и отсталыми странами. Чем дальше эти страны находятся от уровня
постиндустриального общества, тем больше их стремление использовать военную
силу для захвата богатств других стран.

Учитывая
наличие различных интересов стран и регионов, можно предположить, что военная
сила еще долго будет оставаться актуальным фактором в системе
межгосударственных отношений. Однако в условиях «постиндустриального
общества» главным богатством постепенно начинает становиться информация в
широком смысле этого слова (не только знания, технологии, глобальные системы
телекоммуникации, но и культурная среда, которая производит, реализует и
обменивается информацией, материализует ее в конкретных образцах техники,
искусства, потребительских благ). Это богатство не может быть захвачено или
завоевано. Оно может быть только интегрировано в культурное пространство
похожего уровня развития, поэтому попытка силой присоединить территорию
постиндустриального общества к любой другой национальной территории может
оказаться равнозначной ее утрате. Таким образом, военная сила как средство
приращения богатства в постиндустриальном обществе свою функцию выполнить не
сможет. Поэтому есть надежда, что военные методы решения конфликтов будут в
дальнейшем применяться значительно реже, чем в прошлом.

6. Возможности человека в
преодолении глобальных проблем

Один из
основателей «Римского клуба» А.Печчеи считал, что истинная проблема
человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он
оказался полностью неспособным в культурном отношении приспособиться к тем
изменениям, которые сам внес в этот мир.5

Это мнение
основано на том факте, что технологический переворот привел к глубоким
изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни и
сознании людей. Чем выше уровень технологического производства и всей
человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого
человека и его взаимодействия с окружающей средой.

Поворот к
человеку, к духовным основам его бытия, происшедший в глобалистике, был не
случаен. Это направление называют философско-антропологическим. Новый подход
противостоит взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как
результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека
— как пассивную жертву хода мирового развития. Главной проблемой и одновременно
главным средством решения проблем современности видится теперь сам человек, его
ценностные ориентиры и установки. Внимание сосредотачивается на
«вечных» вопросах: о смысле человеческого существования, морали,
целях человечества, но уже с позиций глобалистики, то есть все понятия
рассматриваются с точки зрения их всеобщности и в контексте глобальной угрозы
гибели человечества.

Ученые
Римского клуба приняли участие в обсуждении: несколько докладов были посвящены
вопросам образования, духовного развития человека, нравственным ориентирам,
адекватным современности. Было обращено внимание на то, что именно система
образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается
тот потенциал, который реализуется в дальнейшем. Следовательно, от качества
образования зависит, как будут представлять люди свое место в мире, на какие
ценности будут ориентироваться. От образования зависит формирование
перспективного взгляда на ход мирового развития. В связи с этим образование
выполняет глобальную миссию. Между тем значение и роль образования сейчас
недооценивают. Часть населения планеты неграмотно или грамотно лишь отчасти. В
государственных бюджетах многих стран расходы на образование незначительны.
Творческий потенциал человека в процессе обучения реализуется не полностью,
поскольку существующая система ориентирована на текущие запросы, а не на
перспективу. Слабо поставлена переподготовка и переобучение кадров в ряде стран
(в том числе, и в России).

Система
образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и
разнообразной. Без воспитания соответствующих человеческих качеств невозможно
применение экологически чистых технологий, разумное отношение к природным ресурсам,
установление справедливого экономического порядка. Невозможна разумная
формулировка целей современного человечества как единого целого.

Таким
образом, философско-антропологический подход выявил значимость темы образования
человека для решения глобальных проблем.

Этот подход
дает объяснение тех причин, в силу которых люди нередко равнодушны к глобальной
проблематике. Несерьезное отношение людей во многом связано с трудностями
выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. В связи с этим возникает
потребность в формировании глобального сознания, которое способно разобраться в
особенностях современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть источники
современных глобальных проблем, определить пути их преодоления, уяснить будущие
перспективы человечества. Другими словами, речь идет о смысле пребывания
человека на Земле и в Космосе. От осознания задачи выживания человечества
зависит решение всех других задач. В этом смысле глобальное сознание становится
неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на выживание
является главной.

Глобальность
сознания не предполагает обязательный скачок к новому человеку и новому
человечеству. Неизвестно, возможно ли в принципе формирование совершенного
человека. Но и обычный современный человек способен осознать и выполнить
минимум разумных требований перед лицом глобальной опасности.

Глобальным
угрозам человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои
усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между
классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных
экономик. Современный мир немыслим без различия интересов — индивидов,
отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества
убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к
тотальной несвободе.

Развитие
цивилизации поставило различные части человечества в зависимость друг от друга.
Эта зависимость есть императив отношений современного общества — как на
межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако
отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости
отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться
считаться с интересами других государств.

Известный
философ и социолог К. Манхейм отмечал, что общие для всех современных
государств структурные проблемы таковы:

1) достижение
национального единства;

2) участие
народа в правлении;

3) включение
государства в мировой экономический порядок;

4) решение
социальной проблемы.»6 Под национальным единством при этом понималась
нация как совокупность граждан определенного конкретного государства.

Глобальное
сознание в одном из своих главных аспектов- есть сознание заботы о собственной
стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран,
характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что
мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее
по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с
ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно
взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический
и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют
проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к
социальным последствиям в других странах.

В настоящее
время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала
свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с
ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить
ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка
вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках
глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений:
отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами,
социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения
к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений
возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр
своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с
ситуацией, о его перспективах выживания.

7. Концепции дальнейшей
судьбы человечества

Прообраз
глобального сознания в ряде аспектов просматривается в концепции ноосферы. Ее
выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден
(1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся
русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945).

Тейяр де
Шарден рассматривал человека как заранее запланированный свыше итог эволюции,
космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии
«преджизни», «жизни», «мысли» и
«сверхжизни». На этапе «мысли» появляется человек, сгущающий
в себе психическую энергию, творящий «ноосферу», персонализирующий
мир. «Сверхжизнь» знаменует собой состояние единения душ людей после
завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории
по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию
«большой монады». Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма,
призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики
в качестве панацеи от всех бед современности.

Суть
ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании.
Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу —
ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии
биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы
человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и
направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с
тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации
оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот
культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим
недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться
рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

Л. Соловьев,
С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи писали о Всеедином уме, или
софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они
настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому.
Н. Федоров говорил о «братском отношении к Космосу». Такие мысли
обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского
направления. Его принято обозначать как «русский космизм».

В работе
«Философия общего дела» Н. Федоров ставит все проблемы человеческого
бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические,
межличностные отношения рассматриваются им на основе представления о человеке
как о существе космическом. Человек согласно своей физической и духовной
природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров
выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а
с другой — намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову,
с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его
физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек
сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет
иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет
выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в
гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные
несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.

Таким
образом, с точки зрения космической философии реальный земной человек
принципиально не в состоянии коренным образом разрешить проблемы, им самим
созданные. Ставя задачи не частичного, а полного и глобального разрешения
проблем бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к
преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому космизм далек от того,
чтобы его можно было использовать в качестве практического решения глобальных
противоречий современности.

Главная
ценность философии космизма — в предельно широком взгляде на человека и
общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу.
Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько
человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою
ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до
того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и
иных глобальных проблем.

Никогда еще
на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь
многочисленными угрозами своему существованию, как в конце XX века.
Экологический дисбаланс, дефицит энергоносителей и продовольствия,
перенаселение планеты — все это образует взаимосвязанный комплекс проблем, решение
которых жизненно необходимо уже в ближайшее время. Если человечество сумеет
объединить свои усилия при решении глобальных проблем, то, возможно, удастся
избежать гибели планеты и человека.

Заключение

Человечество
в своей неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог
возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической
катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим
способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна
уничтожить саму себя.

В настоящее
время для объединения людей в целях разрешения глобальных проблем имеются
определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут быть
различными.

Многие
философы у нас и за рубежом рассматривают будущее человечества исходя из
процесса развертывания воли человека как фактора истории. Учитывая
неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего
человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять
развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов,
лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с
тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом
обществе должна доминировать установка на информационное обогащение,
приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.

Возможности
современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров
мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных
тенденций. Выбор оптимальной социально-экономической системы диктуется
исключительно ее способностью противостоять глобальной экологической
катастрофе.

Судьба
человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI
столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы,
кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния
стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.

Пока не
существует четкого ответа на вопрос о путях дальнейшего развития человечества.
Разработки ученых в области глобалистики и социально-экономических наук отстают
от стремительного протекания разрушительных процессов на планете, когда сфера
глобальной экономики стала не менее напряженной, чем социальная и экономическая
сферы. Человечество ждет теорию, которая позволила бы дать конкретные
рекомендации политикам о стратегии развития всего мира. Без разработки такой
теории человечество не может выжить в обществе, где количественные характеристики
происходящих процессов превысили предел антропогенной нагрузки.

Список литературы

1.  Алимов А.А. Случевский
В.В. Век XX: экология и идеология. — Л: 1988.

2.  Большаков А.В., Грехнев
В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. — М: 1997.

3.  Василенко В.Н.
Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии//
Социологические исследования. 1998. №3.- С.13-19.

4.  Вернадский В.И. Научная
мысль как планетарное явление. — М: 1991.

5.  Вернадский В.И. Несколько
слов о биосфере//Русский космизм. Антология философской мысли.- М: 1993

6.  Гиренок Ф.И. Экология,
цивилизация, ноосфера. — М: 1987.

7.  Глобальные проблемы и
перспективы цивилизации//Ред. В.Е. Ермолаева. — М:1994.

8.  Кузнецов В. Экологическая
безопасность человека// Основы безопасности жизни. №1. 2000.- С.41-43.

9.  Максимов Н. Прогноз роста
населения Земли.//Знание-сила. № 9-10. 1999.- С.34-35.

10.  Манхейм К. Диагноз нашего
времени. — М:1994.

11.  Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л.,
Рандерс И. За пределами роста. — М:1994.

12.  Моисеев Н.Н. Человек и
ноосфера.- М: 1990.

13.  ПанфиловА.А.,Сосунова
И.А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы
формирования//Социально-политический журнал. 1997. №6. — С.28.

14.  Печчеи А. Человеческие
качества. — М: 1980.

15.  Прогноз численности
населения земного шара на 2150 год.// Общество и экономика. №10-11.
1998.-С.172-185.

16.  Радугин А.А. Философия.
Курс лекций. — М: 1995.

17.  Реймерс Н.Ф.
Природопользование. — М: 1990.

18.  Русский космизм.
Антология философской мысли. — М: 1993.

19.  Семенова С.Г. Русский
космизм..// Русский космизм. Антология философской мысли. — М:1993.

20.  Сорокин П.А. Человек,
цивилизация, общество. — М:1992.

21.  Тейяр де Шарден. Феномен
человека. — М:1987.

22.  Тойнби А. Постижение
истории. — М:1991.

23.  Федотов А.П. Проблемы
разработки научной теории современного мира.//Социально-политический журнал.
№5.1997. — С.236.

24.  Чумаков А. Н. Философия
глобальных проблем. — М: 1994.

25.  Шаповалов В.Ф. Вопросы
философии. От классики к современности. Учебное пособие.-М:1998.

26.  Шпенглер О. Закат Европы.
— М:1993.

27.  Яницкий О.Н.
Экологическая социология как риск рефлексии//Социально-политический журнал.№6.
1999. — С.50 — 60.

28.  Ясперс К. Смысл и
назначение истории. — М:1991.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий