Правовое регулирование кадрового обеспечения деятельности тур предприятия (на примере ООО "рр")
Правовое регулирование кадрового обеспечения деятельности тур предприятия (на примере ООО «рр»)
СодержаниеВведение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика индустрии туризма и трудовых взаимоотношений 8
1.1. Понятие и содержание индустрии туризма………………………………….. 8
1.2 Туристская деятельность…………………………………………………………… 10
1.3 Туристські ресурсы………………………………………………………………….. 14
1.4 Понятия и организационно правовые формы турпредприятий….. 18
Глава 2. Правовая характеристика трудовых взаимоотношений на турпредприятии ООО «рр»………………………………………………………………………………………………… 22
2.1 Формы организации турпредприятий и правовая регламентация их деятельности…………………………………………………………………………………………………….. 22
2.2 Характеристика деятельности ООО «рр»…………………………………… 28
2.3 Персонал туристского предприятия…………………………………………… 31
2.4 Трудовой договор и его условия, как основа деятельности сотрудников тур предприятия………………………………………………………………………………….. 39
2.5 Внутренний трудовой распорядок и должностная инструкция турпредприятия 49
2.6 Методика отбора персонала при приеме на работу…………………….. 54
Глава 3. Пути оптимизации трудовых взаимоотношений в ООО «рр»….. 57
3.1 Особенности распределения трудовых функций на предприятии… 57
3.2 Недостатки и преимущества кадровой политики турпредприятия 65…
3.3 Предложения по совершенствованию механизма регулирования трудовых взаимоотношений на ООО «рр»……………………………………………………… 69
Заключение………………………………………………………………………………………. 73
Список использованных источников и литературы……………………………… 76
Приложение……………………………………………………………………………………… 79
ВведениеК исходу XX века туризм стал нормой жизни современного человека. Который является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения. Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен начала столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Это объясняется возрастанием роли и значимости туризма в жизни общества, усилением его влияния на процессы воспроизводства жизненных сил.
Однако, несмотря на юры проработку в советской литературе вопросов, касающихся целей, задач, границ рекреационной деятельности, до последнего времени в Российских официальных документах ни рекреация не туризм не выделялись в качестве отрасли народного хозяйства. Они растворялись среди других бюджетных сфер, объединенных под общим названием «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение». Финансирование же туризма шло по статье «Культура».
Многие годы туристская деятельность, оказание туристских услуг не имели по законодательной структуре, что порождало нецивилизованное развитие туристского рынка. Только с принятием в 1996 г. Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» были заложены правовые и статистические предпосылки создания отрасли туризма. Этому способствовало законодательное закрепление главных понятий и терминов, распространенных в туристском бизнесе.
Индустрия туризма стала составной частью экономической системы государства, неотъемлемым элементом потребности людей и социального поведения значительной части населения страны. Индустрия туризма уникальна тем, что персонал составляет часть турпродукта, поэтому главные усилия менеджмента в туризме должны быть направлены на управление персоналом (человеческими ресурсами).
Повышение интереса к человеческому фактору в 60 80 годы обусловило разработку теории и практики социального планирования на предприятии, управления трудовым коллективом. Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием экономического успеха. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников.
Персонал или кадры это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции [3]. Состав персонала любой организации неоднороден, ибо люди различаются по естественным и приобретенным признакам. Выделяемые на их основе группы работников образуют структуру персонала организации, или, по-другому, ее социальную структуру, которая может быть статистической и аналитической. Статистическая структура персонала отражает его распределение в разрезе категорий и групп должностей.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности, которая связана с управлением кадровой составляющей производства персоналом предприятия. Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достичь своих целей.
Сегодня основными факторами конкурентоспособности стали обеспеченность рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования
персонала. Непременным материальным условием существования современного цивилизованного общества, а в конечном счете и каждого его члена, является осознанная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы в целях удовлетворения своих индивидуальных и общественных, материальных и духовных потребностей и интересов, именуемая трудом.
В Российской Федерации правовые нормы, регулирующие и охраняющие трудовые отношения, образуют важнейшую правовую отрасль трудовое право, центральным институтом которого является трудовой договор, являющийся правовым основанием возникновения и существования трудовых отношений, а также и других отношений, непосредственно связанных с трудовыми. В современных условиях трудовой договор приобретает особую актуальность, что предопределяется таким факторам, как становление и развитие рыночной экономики и направлением к демократизации общественной жизни.
Актуальность данной работы возрастает с повышением роли персонала в современном производстве, принципиальными изменениями в содержании труда и обусловлена тем, что в системе мэр реализации экономической реформы особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановке этой проблемы на прочный научный и законодательный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Цель дипломной работы состоит в изучении правовой регламентации деятельности туристского предприятия для более эффективного использования персонала на примере ООО «рр».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить индустрию туризма, как отрасль предоставляющую населению разнообразные услуги.
2. Рассмотреть правовую регламентацию трудовой деятельности предприятий туризма
3. Выявить сущность, содержание, условия, порядок заключения трудовой документации, как основы деятельности сотрудников предприятий туризма
4. Провести анализ должностных инструкций и внутреннего трудового распорядока предприятия, его должностные инструкции
5. Рассмотреть особенности распределения трудовых функций персонала в ООО «рр».
6. Разработать предложения по совершенствованию механизма регулирования трудовых взаимоотношений на ООО «рр».
Предметом дипломной работы является правовое регулирование трудовых взаимоотношений на турпредприятии.
Объектом исследования данной дипломной работы является правовая регламентация трудовых взаимоотношений на примере ООО «рр».
В процессе исследования использовались следующие методы: наблюдение, контент анализ.
Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и другие акты регулирующие туристскую деятельность.
Теоретическую базу работы составили: комментарии законодательств, монографии, научные статьи, материалы периодической печати, в частности исследования таких авторов, как Бойченко Т.А. «Понятие «Работодатель» и признаки его трудовой правосубъектности»[8], Волошин Н.И. «Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности»[12], Маринин М.М. «Туристські формальности и безопасность в туризме» [25], Писаревский Е.Л. «Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования» [31] и др.
Научная новизна исследования определяется поставленными выше целью и задачами, а также необходимостью освещения одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран проблемы в области работы с персоналом.
Структура дипломной работы продиктована логикой исследования и включает в себя введение, три главы, тринадцать подглав, охватывающих наиболее важные направления темы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Глава 1. Общая характеристика индустрии туризма и трудовых взаимоотношений
1.1. Понятие и содержание индустрии туризма
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет сущность индустрии туризма как «совокупность гостиниц и иных объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность» [5, с. 16].
В современном значении туризм это деятельность, связанная с массовым туристическим движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания. По определению Всемирной туристской организации «туризм это деятельность людей, компактный и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания» [8, с. 282]. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
При этом следует принимать во внимание, что определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм это также и туристські предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристической сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные. Таким образом, возникает необходимость дать определение индустрии туризма.
Индустрия туризма это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для компактный лиц. Индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля участвуют в удовлетворении многообразного комплексного туристского спроса. Полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей, требует скоординированной работы всей совокупности средств и организаций туристской индустрии [6. с. 22].
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.
В более широком смысле, туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий в себя: различные специализированные туристські предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства), а также широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. К материально-технической базе туризма относятся: туристські фирмы (туроператоры, турагенты), гостиницы, туристські базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристські клубы, станции и т.п.
Туризм это индустрия включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга.
В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:
— предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты);
— предприятия питания (рестораны, кафе, бары);
— предприятия, занимающиеся транспортным обслуживанием (автомобильные предприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);
— туристські фирмы по разработке и реализации турпродукта (туристські бюро, экскурсионные бюро, туристські агентства, бюро реализации путевок);
— рекламно-информационные туристські учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства);
— органы управления туризмом (комитеты и департаменты туризма), общественные туристські организации и объединения.
Туристская деятельность это сложный экономический механизм, включающий в себя практически все виды деятельности, выделенные национальным класифікатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустрию туризма [11, с. 32].
1.2 Туристская деятельность
Расширение границ туризма и возможностей осуществления предпринимательства в целом, а также необходимость формирования современной туристской индустрии потребовали правового регулирования туристской деятельности. Закрепление в Конституции положений о свободе передвижения (ст. 27), право на отдых (ст. 37), необходимости укрепления здоровья населения (ст. 41) имело огромное значение для формирования туристского законодательства.
Основными законодательными источниками правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации являются:
Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II;
— Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
— Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»;
— Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
— Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»;
— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Туристская деятельность, являясь предпринимательской, регулируется нормами таможенного, налогового, земельного, экологического, административного законодательств.
Хотя отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», практика оказания туристских услуг неизбежно сталкивается с применением гражданского законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» под туристской деятельностью понимаются туроператорская, турагентсткая и иная деятельность по организации путешествий. Хотелось бы отметить, что туристская деятельность это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий. Деятельность, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность как деятельность по организации путешествия, от деятельности по оказанию туристических услуг [11, с. 82].
Туристский продукт это комплекс услуг, предоставляемых в рамках проходящего путешествия, который является предметом сделки между продавцом и покупателем услуги.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» между туристической фирмой и туристом заключается договор купли-продажи туристского продукта. В любом случае туристский продукт следует рассматривать как комплекс имущественных прав по поводу оказания туристических услуг. Действующее законодательство рассматривает туристическую фирму как продавца комплекса имущественных прав со всеми вытекающими отсюда последствиями, а туриста, как покупателя такого комплекса имущественных (обязательственных прав (покупателя туристского продукта). Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит такие понятия как формирование, продвижение и реализация туристского продукта [11, с. 75].
Под реализацией понимается соответственно отчуждение туристского продукта (перевод комплекса имущественных прав) в пользу покупателя.
Порядок заключения договора купли-продажи туристского продукта.
Надо отметить, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» порядок заключения договора (купли-продажи туристского продукта) ставит в зависимость от того, происходит ли формирование туристского продукта по конкретной заявке туриста, либо туристу продается уже сформированный туристский продукт, причем сформированный независимо от предварительного выражения воли этого туриста.
Существенные условия договора купли-продажи туристского продукта перечислены в статье 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности». Договор купли-продажи туристского продукта должен быть заключен в письменной форме. ФЗ «Об основах туристской деятельности» признает акцептом выдачу туристской путевки туристу.
Договор не обязательно должен состоять из единого документа, вполне допустимо, чтобы оферта, содержащая все существенные условия договора, располагалась на одном документе (каталоге, на сайте в сети Интернет, в рекламном проспекте), а акцепт этой оферты на другом документе (на туристской путевке. Таким образом, договор купли-продажи туристского продукта должен быть заключен сторонами в случае, если туристическая фирма заявит о своей возможности сформировать и продать туристский продукт. Основной договор купли-продажи туристского продукта заключается в обычном порядке, предусмотренном гражданским законодательством для заключения договоров. Иными словами, между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи туристского продукта.
В соответствии с ГК РФ лицо отвечает за нарушение обязательства независимо от наличия вины, если такое обязательство связано с ведением предпринимательской деятельности. Туристические фирмы, как правило, при продаже туристских продуктов осуществляют предпринимательскую деятельность (в целях извлечения прибыли). Туристическая фирма отвечает за нарушение обязательств, возникших из договора купли-продажи, в любом случае, кроме нарушения вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы [11, с. 89].
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» туристская путевка является акцептом оферты туристической фирмы по продаже туристского продукта, подтверждает факт передачи туристского продукта туристу, является неотъемлемой частью договора купли-продажи туристского продукта, является документом первичного учета в туристической фирмы.
Ваучер является документом, о котором говорится в норме ГК, посвященной уступке прав требования, который является доказательством перехода прав кредитора по обязательствам различных должников оказать услуги, входящие в состав тура, к туристу, а также служит уведомлением для таких должников о состоявшейся уступке права требования [11, с. 96].
Предприятия которые осуществляющие туристскую деятельность, ФЗ «Об основах туристской деятельности» подразделяет на 2 вида: туроператор и турагент.
Согласно упомянутому законодательному акту туроператором признается лицо, которое осуществляет формирование, продвижение и реализацию туристского продукта.
Соответственно турагентом является лицо, которое осуществляет только продвижение и реализацию туристского продукта. Таким образом, формирование туристского продукта, как деятельность, входит в туроператорскую деятельность [11,с.78].
Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства туристской деятельностью.
1.3 Туристські ресурсы
«Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» [5]. Специфическими свойствами туристских ресурсов при этом являются целостность, динамичность, емкость, устойчивость, надежность, привлекательность.
Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др. Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом. Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. То есть туристской индустрией используются том природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов. Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями. Привлекательность основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус [13, с. 25].
Существует множество различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь, туристські ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первым относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.). Косвенные (социально-экономические) туристські ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и другие.
Целесообразно весь комплекс туристских ресурсов подразделять на три группы:
Природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и другие;
Культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.;
Социально-экономические: экономико-географическое положение, транспортная доступность территории, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения, уровень развития транспортной сети [13, с. 28].
Исходя из специфики туристского ресурса, маркетинговых исследований, определяется оптимальное соотношение типов и размеров, различных по рангу территориальных туристских комплексов; обосновывается выбор наиболее благоприятных для размещения туристских предприятий; подсчитываются рекреационные емкости этих районов и объем капитальных вложений, требующихся для создания новых и увеличения рекреационной емкости уже сложившихся туристских районов.
Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рыночных отношений [13., с. 27].
Каждый регион России имеет специфические туристські ресурсы. Регионы различаются количеством и структурой ресурсов. Это объясняется особенностями их географического положения и социально-экономического развития. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристські ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристські ресурсы отличаются такими свойствами, как: привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные и экономические характеристики, потенциальный запас, способ использования, социально демографические характеристики.
Суть туристских ресурсов объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов туризм не может быть в принципе. Отдельные туристські ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связан с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным [13, с. 30].
Туристські ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристські ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.
Таким образом, туристські ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта. Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы состоящей из ряда подсистем: туристско-природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.Составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе. Динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитой инфраструктуры, поскольку без этого даже при высоких аттрактивных свойствах природных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителей не возможно.
1.4 Понятия и организационно правовые формы турпредприятий
Туристическим предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, сказывает услуги.
В соответствии с ГК РФ предпринимательскую, в том числе туристскую, деятельность могут вести физические лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предприятия и юридические лица. Юридическими лицами в туризме могут быть коммерческие и некоммерческие организации [30, с.56].
В связи с участием в образовании имущества туристского предприятия его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, являются общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц. Согласно Конституции и ГК РФ, имущество может находится в государственной и частной собственности .В соответствии с этим выделяют субъекты хозяйствования, основанные на государственной и частной формах собственности. Как производная от частной формы выделяется коллективная форма собственности [30, с. 59].
В туризме работают в основном коммерческие организации, являющиеся резидентами РФ. Все коммерческие юридические лица и некоммерческие, осуществляющие производство продукции, являются субъектами хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования.
Субъект хозяйствования это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя.
Туристская деятельность подразделяется на туроператорскую и турагентскую.
Туроператорская деятельность это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам.
Турагентская деятельность это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании документального подтверждения продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг [30, с. 37].
Туристические агентства могут иметь разнообразные формы: чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами на условиях комиссионного вознаграждения; транспортно туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются 1) агентські соглашения на реализацию транспортных билетов.
По организационно правовому статусу Гражданский Кодекс РФ выделяет следующие формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, совместные и иностранные предприятия.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам и обществам на праве собственности. Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме УП могут быть созданы государственные либо частные унитарные предприятия. Одной из наиболее распространенных форм сотрудничества с зарубежными партнерами в области предпринимательской деятельности являются предприятия с иностранными инвестициями.
Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные или иные общественно полезные цели.
Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов туристскими предприятиями по договору между собой могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями [15, с. 62].
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Глава 2. Правовая характеристика трудовых взаимоотношений на турпредприятии ООО «рр»
2.1 Формы организации турпредприятий и правовая регламентация их деятельности
Будучи источником общественного богатства, труд определяет прогресс общества. Как известно, возникающие при производстве материальных и духовных благ общественные отношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. При этом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойства общественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективном применении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда. Таким образом, совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения труда в коллективе
Основы правового регулирования труда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет, главным образом, реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характера труда. Свобода труда означает, прежде всего, свободный для гражданина выбор работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания, на всеобщую обязанность граждан трудится, а принудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования [14, с. 128].
Задачи трудового права одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление (Приложение 1). В статье Трудового кодекса РФ эти задачи законодатель указал, предусмотрев, что кодекс “регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека” [4].
Правовую деятельность предприятий туризма регламентируют такие источники права, как:
— акты международного правового регулирования;
— Конституция РФ;
— федеральные конституционные законы;
— Трудовой кодекс РФ;
— иные федеральные законы;
— указы Президента РФ;
— постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
— судебная практика;
— акты органов местного самоуправления (соглашения о труде) и локальные нормативные акты (коллективные договоры).
В Конституции закреплен ряд важных положений, в частности статья 37 регламентирует следующие положения:
— каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3);
— признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4);
— каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5) [1].
Следующим после конституции звеном в иерархии правовых актов являются законы. Среди законов центральной место принадлежит Трудовому кодекса РФ вступившему в действие с 1 февраля 2002 года и являющемуся кодифицированным источником трудового права и охватывает важнейшие институты.
Акты министерств и ведомств так же являются одним из источников трудового права подзаконного характера. Главным образом к этим актам относятся акты Министерства труда и социального развития РФ, в меньшей степени акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и др. В этих актах дается дальнейшая конкретизация норм трудового права, а так же разъяснения по вопросам трудового законодательства.
Таким образом, к источникам трудового права относятся опубликованные акты судебных органов, реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений: постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления Конституционного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ по отдельным делам, носящие характер принципиальных и опубликованные, решения нижестоящих судов, апробированные Верховным судом (при кассационном рассмотрении, при составлении обзоров судебной практики) и опубликованные.
Соглашения вот труде новый источник трудового права, появившийся в последние годы. До принятия нового ТК, законодательной основой для соглашений о труде являлся Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В ТК положения, в соглашениях, о труде так же нашли свое отражение (Глава 7.) [4].
Все трудовое законодательство призваны всемерно защищать, охранять трудовые права особенно наиболее слабо защищенной стороны трудовых отношений работников. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом.
Под туристическим предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий формирование, продвижение и/или реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом [13, c.46].
На выбор организационно-правовых форм турпредприятий влияют следующие факторы:
Общие. К общим факторам относятся: планируемые неконтролируемые масштабы деятельности, капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития предприятия, особенности представления налоговых и других льгот предприятиям отдельных форм, государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм.
Индивидуальные. К ним относятся: имеющийся (возможный) размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности и т.п.), уровень профессионализма предпринимателя, отношение предпринимателя к коммерческим рисков и личной имущественной ответственности по обязательствам [30; c.92].
Таким образом, туристські фирмы относятся к коммерческим организациям и, как показывает практика, чаще выступают в форме закрытых акционерных обществ и хозяйственных обществ с дополнительной ответственностью.
Существенным элементом в становлении нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы. Выбрав организационно-правовую форму, предприниматели переходят к выбору фирменного наименования. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью должно включать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или «с дополнительной ответственностью». В связи с тем, что фирменное наименование предприятия подлежит государственной регистрации, после чего юридическое лицо приобретает исключительное право его использования, необходимо провести проверку доставки на неповторяемость.
Следующим шагом является определение юридического адреса будущей турфирмы и получение (подготовка) документов, обосновывающих права на помещение, которое будет юридическим адресом. Такими документами могут быть предварительный договор аренды, письменное подтверждение собственника сдать помещение в аренду или продать помещение.
После этого учредители будущей фирмы должны подготовить и подписать учредительные документы [6; c.52].
Учредительными документами для общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью являются учредительный договор, который подписывается его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество утверждается одним лицом, его учредительным документом является устав [4; с. 89].
Требования к содержанию учредительных документов определены Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами.
Подготовив учредительные документы, учредители должны открыть в одном из банков накопительный счет, внести 50% от суммы уставного капитала будущего юридического лица и получить от банка соответствующее подтверждение. Затем следует пройти процедуру государственной регистрации.
Государственная регистрация является основным условием для осуществления предпринимательской деятельности. Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена статьей 51 ГК РФ. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, которым является момент его государственной регистрации [11, с. 149].
Государственная регистрация предприятий осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения законодательства, а так же если учредительные документы не соответствуют предъявленным требованиям.
«Положение о порядке регистрации…» предусматривает следующий перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации:
1. заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
2. утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
3. решение о создании предприятия или договор учредителей;
4. документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договор учредителей;
5. свидетельство об уплате государственной пошлины.
2.2 Характеристика деятельности ООО «рр»
Существенным элементом в становлении нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «рр», учреждено Решением участника 21апрелля 1995 года и действует на основании «Решения учредителей о создании общества с ограниченной ответственностью «рр», а также Устава ООО «рр» (Додаток 2).
Устав является учредительным документом, устанавливающим правовой статус ООО «рр» как юридического лица, необходимым согласно закона для его государственной регистрации.
В Устав ООО «рр» входит следующий состав реквизитов: эмблема организации (при наличии таковой); наименование организации; справочные данные об организации; наименование документа устав; зарегистрировано; гриф утверждения (УТВЕРЖДЕНО); текст.
Структура текста и его содержание Устава ООО «рр» включают:
1. Общие положения (определяются цели и задачи создаваемой организации).
2. Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).
3. Регламент организации (формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц).
4. Финансово-материальная база (определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями).
5. Отчетная и ревизионная деятельность.
6. Порядок ликвидации организации.
Общество является юридическим лицом и создано без ограничения срока действия. Общество имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование и указание на место нахождения общества. Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, банковский счет.
Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия. Членами комиссии о результатах может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником. В компетенцию о результатах комиссии входит:
— проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение документов с данными первичного бухгалтерского учета;
— подтверждение достоверности данных, з'єднаних в годовые отчеты Общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках, распределения прибыли, отчетной документации для налоговых, статистических и государственных органов управления.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.
Целью деятельности Общества является получение прибыли от не запрещенной законом деятельностью.
Предметом деятельности Общества является:
— организация обслуживания иностранных туристов в РФ, и продажа поездок иностранным туристам на коммерческой основе, разработка и внедрение новых маршрутов туризма, организация и продажа гражданам членов СНГ поездок за границу и иностранным гражданам в третьи страны;
— организация и предоставление услуг гидов-переводчиков, обеспечение встречи-проводов, экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищных и иных мероприятий, транспортные и другие услуги туристам, включая обслуживание транзитных туристов на всех видах транспорта;
— осуществление на договорной основе бронирования транспортных, гостиничных и иных услуг и обеспечение предоставления на территории РФ согласованного и оплаченного туристами обслуживания;
— оформление виз и паспортов;
— оказание посреднических услуг внутри страны и за ее пределами;
— осуществление мероприятий по повышению экономической эффективности иностранного туризма и туризма за границей, качества и конкурентоспособности вироблених услуг при наименьших затратах;
— посредническая деятельность;
— организация работы коммерческих магазинов, реализация собственной и закупной продукции;
— оказание агентских, рекламных, информационных и представительских услуг;
Общество вправе также осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ
Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом только после получения соответственной лицензии. ООО «рр» обязано хранить следующие документы: учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения; документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе; внутренние документы общества; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы собраний учредителей общества; иные документы, предусмотренные внутренними документами общества;
Организационная схема предприятия ООО «рр» представляет собой линейную структуру (рис. 1).
Рисунок 1 — Организационная структура ООО «рр»
ООО «рр» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
На каждого работника ООО «рр» составлена должностная инструкция. Инструкция документ, имеющий правовой статус. Она издается в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, финансовые и иные стороны деятельности организаций, в которой это акт принят. Многие локальные акты принимаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, и, как правило, сводятся в коллективный договор.
2.3 Персонал туристского предприятия
Специфика работы коллективов предприятий этой сферы состоит в том, что результатом работы есть не продукт, а услуга. Используя в своей производственно-эксплуатационной деятельности продукты материального производства, работники предприятий туризма и гостиничного хозяйства создают и реализовывают разного вида услуги. Процесс обслуживания требует особой четкости и высокой организации работы, которая обеспечивает высокий уровень культуры обслуживания и максимальное удовлетворение потребностей клиента. Индивидуальный характер туристического обслуживания обуславливает продолжительный контакт с потребителем. При этом процессы производства и предоставление услуг совпадают во времени, в клиенты являются прямыми свидетелями, а в некоторых случаях и участниками обслуживания. Отсюда высокие личные и профессиональные требования к персоналу предприятий туристической индустрии.
К первой группе требований относятся личные характеристики, которые тяжело поддаются изменениям. Большинству профессий туристической индустрии присущи естественная презентабельность и приветливость, творческий подход к выполнению обязанностей, быстрая реакция, отличная память, ответственность и т.п..
Ко второй группе относятся требования, которые касаются профессиональных знаний и умений, приобретенных в процессе обучения и трудового стажа, к которым относят: уровень квалификации, умение общаться, владение иностранными языками, производительность работы, трудовая дисциплина, качество работы и т.п..
Уровень квалификации характеризует физические и умственные способности человека, которые она использует в трудовом процессе во время выполнения конкретной задачи.
Свойствами персонала, которые обеспечивают соответствующий уровень квалификации, есть способность, профессиональная компетентность работников, знание, умение, привычки и др. Для персонала предприятия туристической индустрии несоответствие должности, которая занимается, приводит к ошибкам при осуществлении отдельных действий, манипуляций и операций, которая увеличивает время их выполнения [12, с.98].
К персонала предприятий туризма и гостиничного хозяйства (менеджеров) профессиональные требования имеют более специфический характер: понимание природы управленческой работы и процессов менеджмента, знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, путей достижения поставленных целей и повышения эффективности работы предприятия, умение; пользоваться современными информационными технологиями и средствами коммуникации, которые необходимые в процессе руководства, владение искусством управления человеческими ресурсами и отладка внешних связей, способность к самооценке, умение строить правильные заключения и беспрерывно повышать квалификацию.
Соблюдение вышеупомянутых требований обеспечивает высокую конкурентоспособности персонала, под которой понимают совокупность личных и профессиональных свойств персонала, которые дают возможность быстро воспринимать и анализировать ситуацию, принимать оптимальные решения и эффективно исполнять обязанности, а также эффективно реализоваться на рынке труда.
Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия; налаживании партнерских отношений и сотрудничестве с профсоюзами, советах трудовых коллективов и других организаций, влияющих на персонал; обеспечении безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни; социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные услуги, строительство жилья и т.д.;
Обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей уважение сотрудниками этических норм, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки [32, с. 56].
Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении. Один из них-метод определения функций и задач в области управления персоналом фиксирование их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов наблюдателей и изучение деятельности многих менеджеров, однако он требует больших финансовых и временных затрат. Поэтому данный метод используется достаточно редко и обычно в целях уточнения отдельных функций.
В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом. На основе анализа имеющейся литературы можно выделить следующие функции управления персоналом:
Планирование персонала (в том числе его стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку по времени она опережает все другие его функции;
Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие. В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения месторасположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации. К тому же цена рабочей силы в различных регионах, особенно в различных странах, может существенно различаться;
Маркетинг персонала. Его задача обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров.
При этом маркетинг бывает как внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны, так и внутренний, предполагающий побуждение своих лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для организации рабочих мест;
Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышением требований к работнику.
Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня на передовых фирмах профессиональное развитие по существу превратилось в непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей трудовой жизни человека.
Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция важна как для отдельных сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для предприятия, так как позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника.
Руководство персоналом. Центральное место в реализации этой функции занимает мотивация сотрудников. Она означает побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных целей. Мотивация достигается, прежде всего, благодаря обеспечению совпадения организационных и личных целей. Однако руководство не сводится к мотивации. Оно «как функция управления, призвано объединять, координировать, связывать и интегрировать все прочие функции в единое целое». При этом речь идет, прежде всего, о функциях, связанных с управлением людьми. Руководство персоналом чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие другие функции [17, с. 80]
Управление расходами на персонал, предполагает расчет стоимости привлечения, обучения, оформления, оценки персонала, оплата персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в организации, а также соотношение расходов и прибыли, которую приносит труд сотрудника.
Организация рабочего места, позволяющая оптимально использовать потенциал сотрудника и дающая ему возможность проявить себя в трудовой деятельности. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию; обеспечение оптимального распорядка работы: составление графиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов и т.п. Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием на предприятии.
Освобождение персонала. В современном производстве эта функция не сводится к объявлению увольнения по инициативе руководства или работника и к соответствующему оформлению документов. Она включает различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства. Это может быть ликвидация сверхурочных работ, перевод сотрудников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, временное увольнение [23, с. 59].
Кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т.д. Эта, так называемая, техническая функция необходима для эффективного использования персонала. Сегодня ее значительно упрощает использование компьютерных систем и технологий.
Управление информацией. Современная, особенно крупная организация невозможна без налаженного финансы международных организаций (распространения информации. При этом задача управления персоналом состоит в том, чтобы своевременно получать в оптимальном объеме, распространять необходимую и гасит ненужную, а тем более вредную информацию.
Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется, прежде всего, в аттестации работников, на основе которой осуществляются стимулирование, развитие и использование кадров, а также контроль за ними;
Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция предполагает не только воздействие на работников со стороны руководителей и уполномоченных должностных лиц, но и развитие у них самоконтроля; управление конфликтами. Имеется в виду создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также возможность конструктивного, по возможности безболезненного разрешения конфликтов [37, с. 120].
Нужно отметить, что выше были описаны не все функции управления персоналом. Однако уже перечисленные функции дают представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки «управление персоналом».
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. К ним относятся:
— руководители всех уровней;
— службы персонала (отделы кадров);
— органы трудовых коллективов (производственные советы);
— организации действующие на предприятии.
К внешним регулировщикам деятельности по управлению персоналом относятся: государство и, прежде всего, то его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы; собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом.
В соответствии со стандартом «Туристські услуги. Общие требования», персонал, включая руководящий состав, должен иметь профессиональную подготовку и квалификацию, в том числе теоретические знания и умение применять их на практике. Персонал должен уметь дать четкий ответ на поставленный посетителем вопрос; владеть информацией, необходимой для потребителя и постоянно ее обновлять; повышать свою квалификацию не реже одного раза в год.
Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями фирмы.
Кадровое планирование представляет собой часть всей системы планирования, поэтому оно должно быть тесным образом связано с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как потребность в персонале, работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, подготовку кадров, затраты на рабочую силу. Качественная потребность, то есть потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест. А так же согласно штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей и документации, регламентирующей различные организационно управленческие процессы с выделением требований по профессионально квалификационному составу исполнителей [37, с. 145].
Численный состав ООО «рр» отражен в штатном расписании предприятия (Приложение 3). Согласно данному документу в состав коллектива включены: директор, бухгалтер, старший менеджер, и два менеджера по тур услугам.
Основными требованиями к персоналу ООО «рр» является приведенный в Инструкции перечень требований:
В штате предприятия должно насчитываться не меньшее 30% специалистов, которые имеют специальное туристическое образование или стаж работы не менее чем 3 года.
Руководитель (менеджер) предприятия должен иметь высшее образование, а также высшее туристическое образование или опыт работы в сфере туризма не менее чем 3 года.
В отделе кадров предприятия должны сохраняться трудовые соглашения (в случае их заключения с работниками), документы (копии) об образовании или профессиональную подготовку, трудовые книжки работников и т.п..
Предприятие имеет право привлекать гидов-переводчиков и экскурсоводов к работе с иностранными туристами при условии наличия у них документов, которые подтверждают их профессиональную подготовку Копии документов указанным должны сохраняться в субъекта туристической деятельности.
2.4 Трудовой договор и его условия, как основа деятельности сотрудников предприятия тур
Трудовой договор это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка [4].
Приступая к рассмотрению основных значений понятия «трудовой договор», следует, прежде всего, обратить внимание на то, что в науке отечественного трудового права трудовым договором традиционно называется один из институтов трудового права, в случаях, когда трудовое право рассматривается в качестве отрасли права Российской Федерации.
Как институт трудового права, трудовой договор занимает центральное место в этой отрасли, является тем стержнем, вокруг которого формируются другие правовые институты, такие, как, например, коллективный договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, трудовые споры и т.д. Именно трудовой договор придает всем этим институтам смысловую нагрузку и содержательную наполненность, поскольку только при наличии трудового договора и в его границах появляются его стороны работник и работодатель, объединенные трудовым договором. Только при наличии трудового договора возможен организованный процесс производства с сопутствующими ему рабочим временем и временем отдыха, с нормированием труда и заработной платой, трудовой дисциплиной, материальной ответственностью и т.д. Всему этому предшествует трудовой договор, заключаемый работодателем с работником [10, с.42].
Возможность заключать трудовой договор означает для работника право свободно выбирать работу в соответствии со своими способностями, профессией и квалификацией. Работодатель, заключая договор, реализует возможность подобрать такого работника, который по своим профессиональным и деловым качествам соотетствовал бы поручаемой ему работе. В связи с этим трудовой договор служит наиболее предпочтительной для работодателя правовой формой привлечения граждан к труду, а для работника основным способом реализации права на труд [33, с.10].
Определение понятия трудового договора дано в ст. 56 ТК. Необходимо рассматривать трудовой договор в трех аспектах, как:
1. Соглашение о труде в качестве работника;
2. Юридический факт, который является основанием возникновения и формой существования трудовых правоотношений во времени и служит предпосылкой для возникновения и существования других правоотношений, тесно связанных с трудовыми;
3. Институт трудового права, т.е. система правовых норм о приеме на работу (заключении трудового договора), переводе на другую работу (изменение трудового договора) и должность (прекращение трудового договора) [5, с.180].
В современных условиях трудовой договор приобретает особую актуальность, что предопределяется двумя факторами: становлением и развитием рыночной экономики, процессом демократизации общественной жизни.
Как элемент системы трудового права трудовой договор имеет свое внутреннее устройство, позволяющее рассматривать его в качестве самостоятельной системы, состоящей, в свою очередь, из що утворюють ее элементов. Такими элементами трудового договора могут быть: виды трудового договора; необходимые, существенные и дополнительные условия, образующие его содержание, права и обязанности сторон и др.
Трудовой договор как раздел Трудового кодекса Российской Федерации состоит из 34 статей с порядковыми номерами 66-90, которые разделенны на 5 глав [4]:
1. глава 10. Общие положения (статьи 66-62);
2. глава 11. Заключение трудового договора (статьи 63-71);
3. глава 12. Изменение трудового договора (статьи 72 76);
4. глава 13. Прекращение трудового договора (статьи 77 84);
5. глава 14. Защита персональных данных работника (статьи 85-90).
Ознакомление с приведенными названиями глав раздела III Трудового кодекса позволяет заключить, что трудовой договор это и некое общественное отношение, существующее в пространстве и времени, обеспечивающее социальную и юридическую связь между участвующими в нем лицами.
Будучи урегулированным нормами трудового права, это отношение становится правовым отношением, в рамках которого его стороны трансформируются в субъектов, приобретая субъективные права и юридические обязанности [30, с. 112].
Трудовой договор как правовое отношение обладает динамикой, свойственной любому правоотношению, которое возникает, изменяется и прекращается. Так и трудовой договор. Он может возникать (заключаться), изменяться, прекращаться, что видно уже из названия глав 10-13 ТК РФ.
Как и любое другое правовое отношение, трудовой договор имеет свой состав, который образуют его элементы:
— его субъекты (стороны), каковыми являются работник и работодатель;
— объект, т.е. то, что лежит в фокусе интересов его участников, что объединяет их в одном правовом отношении;
— содержание, т.е. совокупность корреспондирующих друг другу взаимных прав и обязанностей сторон трудового договора.
Рассматривая трудовой договор как двухстороннюю сделку, следует обратить внимание на то, что трудовое законодательство предъявляет к трудовому договору требования, аналогичные тем, которые гражданское право считает необходимыми для действительной сделки [23, с. 269].
Трудовой договор как соглашение оформляется приказом, распоряжением, решением или иным актом работодателя, которым закрепляется, как бы материализуется достигнутое соглашение факт приема работника на работу к данному работодателю, заключение с ним трудового договора.
Трудовой договор в качестве юридического факта, то есть правового основания, вызывающего возникновение трудовых отношений, назван законодателем в статье 16 ТК, в которой написано: «Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом» [4]. В значении такого же юридического факта трудовой договор назван в статьях 17, 18, 19 и ряде других статей ТК РФ (рис. 2).
Юридические лица не могут быть стороной в трудовом договоре в качестве работника. Работа, которая может выполняться юридическим лицом, осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений.
Рисунок. 2- «Применение ТК РФ к трудовому договору»
Прием на работу оформляется приказом работодателя (ст. 68ТК РФ)