1. Введение.
Отказ
от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу
единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой
определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир
человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник
немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель
(1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг
пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в
качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на
объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.
Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839
году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией.
Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как
биологическое существо, абстрактный индивид.2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
В
середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг
Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как
рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу,
считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в
догматы, тогда как в основе философии знание, стремление раскрыть
действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел
в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность
религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая
философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности,
посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку.Согласно
Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что
человек не творение бога, а часть и притом наиболее совершенная вечной
природы.2.1.
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века,
поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому
движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он
характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха не
отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а
человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого
понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при
которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого
”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело
две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и
отдельный индивид для него не исторически-духовное образование, как у Гегеля,
а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического
периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он
окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.Критикуя
идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением,
Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет
единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы
чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, обладает, по Фейербаху, подлинной
реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и
психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой
сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания
с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. Знаменитая
книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже
настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ
определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит
красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был
бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не
идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело,
чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как
упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а
человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм,
признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на
которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное
религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой
сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того
периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.После
«Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений:
«Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и
другие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих
материалистических взглядов.Но
труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали
такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые
материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти
никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет
свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что
стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой
моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни
Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.2.2.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он
по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта
первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый
объект для всякого человека это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому
человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к
признанию существования вообще внешних вещей.Из
внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая
мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной
связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь
отчужденная, ложная форма подлинной любви любви к другим людям.3.Атеизм Фейербаха.
Материализм
Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо
материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но
эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя
сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его
философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды
Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха
атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг
в друга вещи.Фейербах
видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией,
философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся
философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и
Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих
мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный
вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от
дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так,
как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже
внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и
бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность,
Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает
самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и
объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил
сверхчувственный разум, мышление.Следует
подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога.
Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким образом,
Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм
Фейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность его
религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не
только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах
понимал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и
сердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существования
повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к
которым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы
«желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками
просветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии,
а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере
формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические
источники атеизма и материализма Фейербаха?Историко-философские
взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических
условиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшим
идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и
материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях
Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко и
обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них,
считая их атеизм поверхностным и неглубоким.4.Выводы.
Изучение
историко-философских сочинений Фейербаха показывает, что его путь к
материализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным»,
но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов.
Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от последнего
из них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словам
самого Фейербаха, уже был нетруден.Тематический словарь.
1.Антропологизм-взгляд
на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы познания
которого дает ключ к ее тайнам,т.к. в органическом единстве телесных отправлений
человека участвуют все ее продуктивные силы.Подчеркивание единства человека и
природы было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва души
и тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснования
буржуазной революции провозгласивший несовместимость феодального строя и
религии с подлинной природой человека.2.Атеизм-система
взглядов отрицающих веру в сверхъестественное(духов, богов, загробную жизнь и
т.д.)отрицание всякой религии.Атеизм неразрывно связан с материалистическими
воззрениями на природу.Атеизм возник в рабовладельческом обществе.Большое
значение в подрыве господства религии имел буржуазный атеизм представителями
которого являются Спиноза,Файербахи др.3.Материализм-начальное
философское направление противоположность идеализму Различают материализм как
стихийную уверенность всех людей в объективном существование внешнего мира и
как философское мировозрение, представляет собой научное углубление и развитие
точки зрения стихийного материализм.Философский Материализм утверждает первичность
материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,
несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считая
сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение
внешнего мира утверждая таким образом позноваемость природы.Список литературы
Фейербах
Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.Л.
История философии «Мысль» М, 1974.И.Т.Фролова”Философский
словарь”<Политическая литература>М,1980.Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refz.ru/