Движение

Дата: 13.02.2016

		

М.А. Можейко

Движение
(Motion). Пространство, время и движение являются тремя фактами существования,
которые принимает во внимание каждый йог. Он находит для медитации место
(пространство), которое должно быть небольшим, уединенным и тихим, свободным от
влажности, насекомых и ветра. Многие люди, которые в повседневной жизни
вовлечены в постоянную трудовую жизнь, имеют в своих домах специальные комнаты,
предназначенные только для этой цели. Далее, для медитации необходимо выделить
время, и оно расходуется на каждое действие разума, на каждый логический
процесс. Материальные объекты обладают «пространственностью», то есть протяжены
в пространстве; подобно этому умственная деятельность протяжена во времени.
Третим фактом является движение, или изменение, которое происходит как в мире,
так и в разуме вследствие активности сил пространства и времени. Видимое
движение, таким образом, является результатом взаимодействия двух сил,
сталкивающихся под определенным углом и приходящих к такому равновесию, что их равнодействующая
совершает круговое движение — форма, очень распространенная в Природе. То, что представляется
круговоротом, однако, не является им в полной мере, так как всегда существует
разница, пусть даже незначительная, между двумя положениями объекта в последовательных
фазах; таким образом, движение скорее имеет спиральную, чем круговую природу.

***

Движение — в широком смысле — всякое изменение, в узком —
изменение положения тела в пространстве. Д. стало универсальным принципом в философии
Гераклита («все течет»). Возможность Д. отрицалась Парменидом и Зеноном из Элей.
Аристотель подразделил Д. на изменение в форме и изменение (увеличение или уменьшение)
в размере. Диалектика, развивавшаяся Г.В.Ф. Гегелем, марксизмом и марксизмом-ленинизмом,
выдвигала три общих закона всякого Д.: борьба противоположностей, переход
количественных изменений в качественные и отрицание отрицания. Первый из этих
принципов неясен, т.к. не дано определения «диалектического противоречия»,
второй — неуниверсален, третий — ошибочен, поскольку истолковывает всякое Д.
как переход от низшего к высшему.

***

Понятие
процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской
традиции – с самых ее истоков – конституируются альтернативные трактовки Д.: от
абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания
(начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус
Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики
оснований бытия (по Аристотелю, «познание движения необходимо влечет за собой
познание природы»). В рамках материализма Д. было понято как способ
существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн,
X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как
на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном
механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную
трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность:
накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной
организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой
(прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного
потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) – с другой.
В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами
пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности),
выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией
апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д.,
Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры
понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение
в его семантической дифференциации (Д. как «изменение вообще»; направленное Д.
как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого
понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве
моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, – в частности,
древнеиндийской – культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной
стороны, и Д. как таковое – с другой).

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий