Учение Фрейда

Дата: 12.01.2016

		

Санкт-Петербургский государственный университет

                                    
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра «Психологии и Педагогики»

Учение Фрейда

Студент
103 группы

[email protected]

Научный руководитель

ВОВК
М. В.

Санкт-Петербург

1997

1.
Введение………………………………………………………………………….. 2

2. Первоначальные исследования
психоанализа. 3

2.1. Сознательное и
бессознательное……………………………………… 4

2.3. ²Сопротивление больного²……………………………………………….. 4

2.4. Вытесняющие силы………………………………………………………….. 5

2.5.
Типология преодоления конфликта………………………………….. 5

3.
«Я» и «Оно»………………………………………………………………………. 6

4. «Сверх-Я»…………………………………………………………………………… 8

5.
Заключение………………………………………………………………….. 10

Список литературы………………………………………………………. 11


1.
Введение.

Зигмунд Фрейд родился в 1856г.  Как и многие
другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением
центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой
области.

Став врачом, занявшись лечением больных психическими
расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой
нервных процессов (используя, в частности, сеченовское понятие о торможении).
Однако, чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал
неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии
сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических
изменений в психики своих пациентов. А, не зная причин, приходилось действовать
вслепую, ибо, только устранив их, можно было надеяться на терапевтический
эффект.

В поисках выхода он обратился от анализа сознания к
анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они
не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Первый импульс к их изучению придало применение гипноза.
Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие с тем, чтобы он его
выполнил после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его,
будучи в полном сознании, но истинной причины не знает и начинает придумывать
для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания
скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и
его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в
современной науки о человеке. Используя различные методики истолкования
психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у пациентов,
образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом своих чувств
на врача и др.), они разработали сложную и разветвленную  сеть понятий,
оперируя которой, уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за осознанными
явлениями в «зеркале» самонаблюдения.

Главной среди этих процессов была признана имеющая
сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Со времен
детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс личности.
Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не
менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в
различных симптомах, в том числе патологических (расстройствах движений,
восприятия, памяти и т.д.).

Этот взгляд привел к пересмотру трактовки сознания. Его
активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой,
чем в традиционной психологии. Его отношение к бессознательной психики
мыслилось неизбывно конфликтным. В то же время только благодаря осознанию
причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники
психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую нанесли личности.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику
мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд
преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная  им и
множеством его последователей психотерапевтическая работа обнаружила важнейшую
роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, стало быть,
не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

2. Первоначальные исследования
психоанализа.

О
психоанализе Фрейд пишет:²Это не моя заслуга. Я не принимал участия в
первоначальных исследованиях. Когда другой венский врач доктор Йозеф Брейер в
первый раз применил этот метод к одной истерической девушке 1880-1882, я был
студентом и держал свои последние экзамены.²

Было
замечено, что больная во время состояния абсанса[1],
психической спутанности бормотала какие-то слова. Эти слова производили впечатление,
как будто они относятся к каким-то мыслям, занимающим ее ум. Врач просил
запомнить эти слова, затем поверг ее в состояние своего рода гипноза и повторил
ей снова слова, чтобы побудить ее сказать еще что-нибудь на эту тему. Больная
пошла на это и воспроизвела перед врачем то содержание психики, которое владело
ею во время состояний спутанности и к которому относились упомянутые отдельные
слова. Рассказав ряд таких фантазий, больная как бы освобождалась и
возвращалась к нормальной душевной жизни. Такое хорошее состояние держалось в
течение многих часов, но на другой день сменялось новым приступом спутанности,
который, в свою очередь, прекращался таким же образом. Сама больная, которая в
этот период болезни удивительным образом говорила и понимала только
по-английски, дала этому новому способу лечения имя talking cure (лечение
разговором) или называла это лечение в шутку ²chimney
sweeping² (прочистка труб). Вскоре как бы случайно оказалось,
что с помощью души можно достичь большего, чем временное устранение постоянно
возвращающихся расстройств сознания. Если больная с выражением аффекта
вспоминала в гипнозе, по какому поводу и в какой связи известные симптомы
появлялись впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы болезни.    

2.1.
Сознательное и бессознательное.

Благодаря
изучению гипнотических явлений мы привыкли к пониманию того, что в одном и том
же индивидууме возможно присутствие нескольких душевных группировок, которые
существуют довольно независимо друг от друга, могут ничего ²не знать² друг о друге,
и которые попеременно захватывают сознание. Случаи такого рода, называемые
double conscience[2],
иногда возникают самопроизвольно. Если при таком расщеплении личности сознание
постоянно присуще одному из двух состояний, то это последнее называется
сознательным душевным состоянием, а отделенное от нее – бессознательным.

2.3. ²Сопротивление больного².

Катартический
метод лечения, как его практиковал Брейер, предполагал приведение больного в
глубокое гипнотическое состояние, т.к. только в гипнотическом состоянии можно
было получить сведения о патогенных соотношениях, Фрейду вскоре стал неприятен.
Немаловажной причиной было то, что он, несмотря на все старания, приводил в
гипнотическое состояние более чем только часть больных.

Фрейд
стал поступать иначе, он спрашивал больных относительно пережитого в
сомнамбулизме. Сначала они утверждали, что ничего не знают, но, не
успокаиваясь, Фрейд настаивал на своем, уверял их, и забытые воспоминания
всякий раз воскресали снова.

Но
какая-то сила препятствовала тому, чтобы воспоминания сделались сознательными,
и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно
было принять совершенно уверено. Она поддерживала болезненное состояние, а
именно – сопротивление больного.

Для
выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. Причем те
самые силы, которые препятствуют забытому стать сознательному в свое время
содействовали этому забыванию и вытеснили из сознания соответствующие
патогенные переживания. Фрейд назвал этот процесс – вытеснением и рассматривал
его как доказанный, благодаря неоспоримому существованию сопротивления.

Но
можно задать себе вопрос: каковы эти силы и каковы условия вытеснения, того
вытеснения, в котором мы видим патогенный механизм истерии?

2.4.
Вытесняющие силы.

Сравнительное
изучение патологических ситуаций позволило дать ответ. При всех переживаниях
дело было в том, что возникало какое-либо желание, которое состояло в резком
противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было
несовместимо с эстетическими и этическими взглядами личности. Был
непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что
представление, которое возникало как носитель этого несовместимого желания,
подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями
устранилось из сознания и забывалось. Несовместимость  соответствующего
представления с ²Я² больного было мотивом
вытеснения: этические и другие требования индивидуума были вытесняющими
силами.

Принятие
несовместимого желания или, что то же самое, продолжение конфликта вызывало бы
значительное неудовольствие; это неудовольствие устранялось
вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений
психической личности.

2.5. Типология преодоления конфликта.

Типология преодоления конфликта (способов защиты)
следующая. Вытеснение — активное, неосознанное человеком устранение из
сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные
влечения или агрессия (например, к одному из родителей) могут полностью уводить
из сознания и «прорываться» в оговорках, ошибках, символических сновидениях.

В более сложных
ситуациях причиной неблагодарности, например, может быть приписывание человеку
таких качеств, вследствие которых он и не должен был бы заслужить положительного
отношения, а истинным мотивом, вытесненным, неприемлемым, скрытым для человека
– утверждение своего «Я».

Проекция — приписывание своих чувств, желаний, влечений, другому
человеку. Так, ханжество — приписывание другим людям невозможных для
себя, но подсознательно невероятно заманчивых моральных проявлений;
приписывание окружающим мужчинам особой сексуальной активности и неподобающего
поведения по отношению к себе самой у женщины, испытывавшей затруднения и
неудовлетворенной общением с лицами противоположного пола и т.д.

Идентификация —   бессознательный перенос на себя чувств и желаний
другого человека. Такой вариант защиты свойственен детям, в процессе
социализации усваивающих образцы поведет «значимых других», а также при
принятии мужских или женских социальных ролей. Глубинная сущность такого
защитного механизма — символическое обладание недоступным, но желаемым объектом
(как в детских играх).

Сублимация —   перенос энергии с запретного объекта на какую- либо
приемлемую в обществе форму деятельности. Фрейд склонен был объяснять
творчество реализацией свободной энергии такого плана; биографии известных
художников, писателей, деятелей, ученых варианты сублимированной
энергетики.

Если психосексуальная энергия продолжает циркулировать в
закрытом контуре и не разряжается, бессознательно мотивируя поведение, человек
испытывает неприятные переживания, тревогу. Такое состояние может быть
квалифицированно как невротическое.

3.
«Я» и «Оно».

Предлагая
своим больным свободное ассоциирование в их рассказах о своих переживаниях,
Фрейд видел в ассоциациях проявление мотивационных установок личности. Наиболее
отчетливо, интенсивно и одновременно дезорганизующе выступили для Фрейда те
энергетические характеристики, которые можно было отнести к сфере
сексуальности. В работах «По ту сторону
удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923) утверждается, что базовым компонентом
личности является ее энергетический источник «оно», которое  можно объяснить
следующим образом:

Как
правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и
инстинкт продолжения рода, то есть размножения. Изначально эти факторы были
очень важны, но в связи с развитием разума человека один из них, как жизненно
необходимый, утратил свое былое значение. Это произошло потому, что у человека
появились приспособления для добывания пищи. Со временем пища стала доставаться
ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше
времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по
почти полностью обезопасил себе жизнь.

Таким
образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место
вышел инстинкт размножения. Итак, «Оно» —
инстинктивное начало, подчиняющееся принципу удовольствия. Оно социализируется
в процессе воспитания ребенка в семье и далее, по мере осуществления жизненного
пути человека.

В
работе «По ту сторону удовольствия» (1920)
Фрейд об «Оно» пишет следующее:² …Гроддек неустанно повторял, что то, что мы называем своим
²Я², в жизни проявляется
имущественно пассивно, что нас, по его выражению, ²изживают²  неизвестные и
неподвластные нам силы. Все мы испытали такие впечатления, хотя бы они и не
овладели нами настолько, чтобы исключить все остальное.

Я
предполагаю считаться с этими взглядами и назвать сущность, исходящую из
системы W[3]
и пребывающую вначале предсознательной, именем «Я», а те другие
области психического, в которых эта сущность проникает и которые являются
бессознательными, обозначить, по примеру Гроддека, словом «Оно».
Согласно предлагаемой теории, индивидуум представляется нам как непознанное и
бессознательное «Оно», на поверхности которого покоится
«Я», возникшее из систем W как ядра. <…>

Нетрудно
убедиться в том, что «Я» есть только низменная под прямым влиянием
внешнего мира и при посредстве W-BW как часть «Оно», своего рода
продолжение дифференциации поверхностного слоя. «Я» также старается
содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению
тенденций этого мира, «Оно» стремится заменить принцип удовольствия,
который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности.
Восприятие имеет для «Я» такое же значение, как влечение для
«Оно». «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и
рассудительностью, в противоположность к «Оно», содержащему страсти.²

4. «Сверх-Я».

Фрейд
в работе «По ту сторону удовольствия»
(1920) рассматривает Эдипов комплекс. Фрейд считает, что сексуальное
влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени,
на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или
невольно бессознательное «оно» создает инцестуальные предпосылки, которые
подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое
или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в «Эдипов комплекс».

При
разрушении Эдипова комплекса необходимо отказаться от объективной привязанности
к матери. Вместо нее могут появиться две вещи: либо
идентификация с матерью, либо усиление идентификации с отцом.

²Итак, можно
сделать грубое допущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой
господством Эдипова комплекса, в «Я» отлагается осадок, состоящий в
образовании обеих названных, как-то согласованных друг с другом идентификации
это изменение «Я» сохраняет особое положение: «Оно» противостоит прочему содержанию «Я» в
качестве Я-идеала или «сверх-Я».

«Сверх-Я»
не является, однако, простым осадком от первых выборов объекта, совершаемых
«Оно», ему присуще также значение энергичного реактивного образования
по отношению к ним. Его отношение к «Я» не исчерпывается требованием ²ты должен быть таким же (как отец)², оно выражает запрет:²таким (как отец) ты не
смеешь быть, т.е. не смеешь делать все то, что делает отец.²[4]

В
дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам, их заповеди
и запреты сохраняют свою силу в и Я-идеал, осуществляя в качестве совести
моральную цензуру. Несогласие между требованиями «Оно» и действиями
«Я» ощущается как чувство вины.

Итак,
Я-идеал является наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением
самых мощных движений «Оно»  и самых важных судеб его либидо. Вставив
этот идеал, «Я» сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно
подчиниться «Оно». В то время как «Я» является
преимущественно представителем внешнего мира, реальности, «сверх-Я»
выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или «Оно». И
мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между «Я» и Я-идеалом в
конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и
внутреннего миров.

«Сверх-Я» формируется в процессе социализации  —
компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают
возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» —
законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты,
принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество и чем выше
образовательный  для представителей определенной его прослойки, тем мощнее
срывающее   инстинкты давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности,
который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который
по мере возможности не на­рушал бы моральных требований и не перекрывал бы
полностью энергетический «источник» «Оно». Такой компонент назван Фрейдом «Я».
«Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и
терпящий постоянное невыносимое напряжение.

Если интенсивность потребности велика, а условия ее
удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью
механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличают друг от друга тем,
какой способ защиты (выхода из конфликта)  характерен для их «Я». Причем
механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к
человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и
обретению душевного равновесия.

Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской
личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я», ускользающее от
рефлексии.

Согласно концепции Фрейда, невозможно такое
сосуществование личности и общества, которое не порождало бы с неизбежностью
конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим
или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором
«сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен и человек
находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего
количества усвоенных норм и запретов. Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и
не ориентирующее личность на творческую деятельность – губительно. В любом
случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека —
продукт его социализации в конкретном обществе.

5. Заключение.

Наверное ни одно из психологических учений не вызвало та­кой
острой полемики и критики, как фрейдизм, и ни один ученый не был свидетелем
столь массового перехода своих соратников и учеников в лагерь научной
оппозиции.

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании
развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также
продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Она нашла
много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют
работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть
основные элементы психоанализа и теории Фрейда.


Список
литературы.

1.  
Зигмунд Фрейд  ²По ту сторону принципа удовольствия².

2.  
Зигмунд Фрейд  ²Психология бессознательного².

3.  
Андреева И.В. ²Психология высшей школы².

4.  
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ²История и теория психологии².


[1]
Кратковременное затмение (отсутствие) сознания.

[2]
Раздвоением сознания.

[3]
Bw-сознательное

  vbw-предсознательное

  ubw-бессознательное 

[4]
Фрейд ²По ту сторону удовольствия².

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий