Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли(российский и международной аспект)

Дата: 21.05.2016

		

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский
Государственный Архитектурно-строительный университет

Институт
экономики и права

Кафедра
экономической теории и экономической политики

Курсовая работа

На тему: «Конкурентные преимущества предприятий

автомобилестроительной отрасли (Российский и международный
аспект)»

По дисциплине: «Экономическая теория»

выполнила: студентка гр.
ФК — 2-09 Пересыпкина Е.Е.

проверил: к. э. н. ,
доцент Рогова Н.В.

Волгоград
2010

Содержание

Введение

I глава. Сущность конкуренции как
основа рыночного механизма. Виды конкуренции на современном рынке

II глава. Формирование конкурентных
преимуществ АВТОВАЗа, ГАЗа, УАЗа и ТАГАЗа автомобильной отрасли на современном
Российском рынке

III глава. Структура конкурентных
преимуществ Toyota, Volvo, Nissan, Ford и тенденции, определяющие их развитие

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

В современном мире во
многих странах господствуют рыночные отношения. Рыночная экономика представляет
собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных
производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур,
взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и
объединяемых единым понятием — рынок. Основным понятием, которое выражает
сущность рыночных отношений, является понятие — конкуренция.

Именно она и есть та
самая Невидимая рука, о которой писал Смит в Богатстве народов. Рынок и
конкуренция – основные механизмы развития как экономики так и государства.

Цель данной курсовой —
анализ конкурентных преимуществ российских и зарубежных автомобилестроительных
компаний на современном рынке.

Задачи:

· 
Выявление
сущности конкуренции

· 
Характеристика
и анализ конкурентных преимуществ 4 российских и 4 зарубежных
автомобилестроительных компаний

· 
Исследование
тенденций развития зарубежных автомобилестроительных компаний.

Моя работа построена в
виде анализа состояния автомобилестроительных компаний. Так как
основополагающим конкурентоспособности предприятия является сам товар, то эта
работа содержит всю необходимую информацию о новинках и усовершенствованиях
модельного ряда.

конкуренция спрос автомобилестроение

I глава. Сущность конкуренции как основа рыночного
механизма.

Виды
конкуренции на современном рынке

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений,
является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения товаров на рынке, стремление превзойти
других.

Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли
А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс — теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон
(1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967) — теория несовершенной конкуренции.

Что же из себя представляет конкуренция? И. Шумпетер считал, что
конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано
или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые формы
организации производства и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с
предпринимательством, выделяя в нем организационное и технологическое
новаторство. Ф. фон Хайек считает конкуренцию процедурой открытий. В ходе
конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного
производства товаров, новые, ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях,
предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества.

Конкуренцию
можно изучать и как форму взаимного столкновения интересов всех субъектов рынка
— за товары и услуги, за деньги потребителей, за условия приложения капитала.
Этот аспект анализа конкуренции можно назвать поведенческим. Он характерен для
классической и неоклассической экономических теорий. Адам Смит, в частности, связывал
конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами
рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом
конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что
рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому
замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В
соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы,
обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные
цены. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует
деятельность участников рынка.

Неоклассический вариант
поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого
считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие
экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно
приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров,
услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше
потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность
распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или
критерии и в зависимости от этих условий решают, кому предоставить блага, а
кому – нет. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям
доступа к редким благам.

Недовольство
существовавшей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным
вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и
невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Критики
модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие
экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции.
Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли
Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.

При структурном подходе
акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры
рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Можно выразить ту же мысль и
иначе: в центре внимания оказывается не соперничество хозяйствующих субъектов в
установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление
факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния отдельного
хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие
невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае –
об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.

Конкуренция это целая
система отношений, и для её возникновения, как и для любой системы, свойственны
определённые предпосылки. Основные условия возникновения конкуренции: наличие
множества равноправных рыночных субъектов и их полная экономическая
обособленность; зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Для выявления природы и оценки интенсивности
конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского
ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под
названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются
пять конкурентных сил.

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся
заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и торговые
способности поставщиков.

5. Экономические возможности и торговые
способности покупателей.

Из рассмотренных мною подходов к определению
конкуренции, считаю, что более подходящий в наше время является неоклассический
подход и точка зрения М. Портера. Они дают наиболее исчерпывающие
характеристики сущности и сил конкуренции.

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно
полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе
анализируются в основном следующие:

Аллокационная функция — направление ограниченных ресурсов в
те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем,
в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения
науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента.

Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте
приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре,
к разным ее аспектам.

Распределительная функция проявляется в борьбе
потребителей и производителей за получение наибольшей суммы совокупных
материальных благ и услуг, притом на самых выгодных условиях.

Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде
всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий
на рынке. При этом конкуренция опирается на антитрестовское законодательство.

Конкуренция многогранна и многообразна. Выделяют
следующие виды конкуренции:

Совершенная конкуренция —
это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие
производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не в
состоянии контролировать рыночную цену. Выделяют следующие признаки совершенной
конкуренции: на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый
занимает относительно малую долю рынка данных товаров; тождественная,
стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей
покупателей и, соответственно, продавцов; свободный доступ к рынкам новых
продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из
отраслей абсолютно свободен; наличие полной и доступной информации для
участников обмена о ценах и их изменениях.

Совершенная конкуренция-абстракция. Поэтому
неоклассическая школа, которая основывала выводы на совершенной конкуренции,
потеряла своё значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся ещё в 20-х
годах XX столетия, позволила
по-иному взглянуть на конкуренцию.

Несовершенная конкуренция предполагает
функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих
основную массу определённого товара. Она проявляется в виде следующих форм:

Монополия — это
абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца
продукции. Такое преобладание обеспечивает монополистам, исключительное право
распоряжения ресурсами, возможность давления на потребителей и общество в
целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей
вообще. Она формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую
роль обычно исполняют крупные корпорации. К основным чертам чистой монополии
относят: товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров — заменителей;
продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; очень трудные
условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Но монополия
как и совершенная конкуренция – редкость на современном рынке. Более
реалистичный вариант несовершенной конкуренции — олигополия. Это такая рыночная
структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль
новых производителей ограничен высокими барьерами. Олигополия возникает в том
случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при
формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание
реакцию со стороны конкурентов.

Явлением,
обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько
не продавцов, а покупателей, в сговоре устанавливающие монопольно низкие цены.

Модель и само
понятие «монополистическая конкуренция» обязаны своим происхождением
выходу в 1933 г. книги Э. Чемберлина «Теория монополистической
конкуренции». Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют
десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма
действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация
продукта, в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей
продукции.

Случается,
что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется
монопсонией (один покупаю).

Ценовая конкуренция разворачивается между производителями товаров
и услуг в области издержек производства. Борьба между конкурентами идет за
снижение издержек производства за счет лучших технологий, повышения производительности
труда, лучшей организации и управления производством и снижения цен на товары и
услуги. Кто бы ни победил
или ни проиграл в такой конкуренции — в выигрыше
всегда, оказывается потребитель.

Неценовая конкуренция — выражается в изменении свойств продукции,
создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей
новых свойств и качеств в совершенствовании послепродажных услуг и т. д.
Очевидно, при неценовой конкуренции производители делают упор на отличительные
признаки и особенности своей продукции.. Для современных крупных производителей
(при монополии) характерно использование таких методов и форм неценовой
конкуренции, как: технико-технологическое превосходство, качество и надежность
продукции, многообразие форм и способов сбыта продукции, характер
предоставляемых услуг и гарантий, особенно послепродажных, благоприятные
условия оплаты товара, создание новых товаров, удовлетворяющих ту же
потребность, хорошо организованная реклама и т.д.

Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между
предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства
и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров.
Внутриотраслевая конкуренция опирается на основные постулаты рыночной системы в
целом: наличие частной собственности, свободы предпринимательства, свободный
вход в отрасль и свободный выход из нее и т.д. внутриотраслевая конкуренция
устанавливает общественную (рыночную) стоимость товаров.

Межотраслевая конкуренция вытекает из такой черты чистого капитализма,
как мотивация предпринимательской деятельности личным эгоистическим интересом.
Всякий предприниматель стремится получить максимум прибыли. Поэтому
предприниматели, действующие в тех отраслях, где норма прибыли меньше, изымают
свои капиталы оттуда и вкладывают в те отрасли, где норма прибыли выше.

Конкуренция может возникать и между различными товарами (фирмами),
удовлетворяющими одну и ту же потребность. Например, досуг можно
скрасить или чтением книг, или занятием спортом. Естественно, здесь работают
потребительские предпочтения, однако это не отменяет то положение, что книги,
спортинвентарь, пластинки и другие товары являются конкурентными. Такая
конкуренция называется функциональной.

II глава. Формирование конкурентных преимуществ
АВТОВАЗа, ГАЗа,

УАЗа и ТАГАЗа автомобильной отрасли на современном
Российском

рынке

Я хотела бы начать с самой крупной,
ведущей и передовой Российской автомобилестроительной компании – с АВТОВАЗа. На
данный момент АВТОВАЗ предлагает следующую продукцию: 13 моделей и модификаций
из шести семейств:

♦ LADA2105/2107;

♦ LADA Samara — 2 2115/2114/2113;

♦ LADA 2112/2111;

♦ LADA Kalina 1118/1119/1117;

♦ LADA Priora 2170; 2172

♦ LADA 4×4 (NIVA 21214).

Теперь разберём подробнее основные
модификации и усовершенствования, произведенные в модельном ряде:

LADA Kalina

С 2008 года продолжались работы по
совершенствованию автомобилей LADA Kalina, в том
числе по выполнению требований по защите пешехода, улучшению виброакустики и
ходовых свойств:

♦ освоены и поставляются на экспорт четыре новые
комплектации Евро 4 с двигателем объемом 1,6 л;

♦ с апреля 2008 года начато серийное производство
автомобилей семейства LADA Kalina с
климатической установкой.

♦ с января 2010 года в результате сотрудничества
АвтоВАЗа с концерном Renault-Nissan автомобили семейства LADA Priora и
модификации LADA Kalina с 16-клапанными моторами получили модернизированную
коробку передач. Благодаря новому комплекту деталей вторичного вала силовой
агрегат стал надежнее и долговечнее — повышена долговечность подшипников и
шестерен, снижен уровень шума в зацеплениях шестерен, улучшена система смазки.
Модернизированная коробка передач способна передавать более высокий крутящий
момент — до 165 Нм, что гарантирует запас прочности и дает возможность
дальнейшего развития моторов LADA, повышая от модели к модели их мощностность.

LADA Priora

В октябре 2008 года завершено
внедрение на автомобилях семейства LADA Priora
запланированных конструктивных изменений, повышающих пассивную безопасность с
учетом действующих требований независимой программы. Начало товарного выпуска
автомобилей в исполнении «люкс» — ЭУРУ, подушки безопасности, передние ремни
безопасности с преднатягом, климатическая установка фирмы ИССС, дополнительные
плафоны освещения, обогрев передних и задних сидений, система безопасности
парковки, новые ручки боковых дверей «люкс-экспорт».

Происходит проектировка следующих
автомобилей:

LADA PRIORA CNG

Основным топливом является сжатый
природный газ (метан), а бензин используется в качестве резервного горючего. В
2009 году 10 автомобилей проходили комплекс лабораторных и дорожных испытаний
на устойчивость, управляемость, плавность хода, эффективность тормозной
системы, ездовые качества, пассивную безопасность, экологичность и
потребительские свойства двухтопливного автомобиля.

LADA LOW COST

В основе маркетинговой идеологии
нового семейства Low Сost — необходимость вывода, в первую
очередь, на российский рынок новых доступных по цене автомобилей LADA для удовлетворения запросов
потребителей с невысокими доходами.

Сотрудничество АвтоВАЗа с концерном Renault-Nissan не прошло
бесследно: повысили качество, значит надо поднять и цены. Как сообщил
«Интерфаксу» источник в отрасли с 15 февраля АвтоВАЗ повышает цены на
автомобили Lada на 1-3%. Причём, в январе 2010 года «АвтоВАЗ» уже
объявлял о повышении цен на модели автомобилей Lada 2105/2107 в среднем на 1,5%
из-за применения новой технологии окраски. До этого, завод повышал цены в марте
2009 года на 2,5%. При этом АвтоВАЗ делает основную ставку на программу
утилизации, посредством которой произойдёт «маскировка» цен. С одной стороны
эта программа кажется весьма эффективной, а с другой все опросы социологов
говорят о том, что россиянам программа утилизации не просто не интересна, но
кажется еще и очередным подлогом правительства. Во-первых, надо заплатить 3
тысячи, во-вторых, те, кому программа действительно интересна, не имеют
дополнительно к 50 тыс. еще тысяч 150, чтобы купить хоть даже и новый ВАЗ
(снова подорожавший).

В 2009 году продажи автомобилей LADA осуществлялись в 33
странах дальнего зарубежья и в 11 странах СНГ. Основными рынками экспорта
автомобилей LADA в странах СНГ стали: Украина — 60 626 шт., Азербайджан — 11 480
шт., Узбекистан — 8920 шт. Наибольшая часть экспортных поставок автомобилей в
Европе осуществлялась в Германию — 1770 шт. и Турцию — 900 шт. Произошло
снижение объемов экспорта на рынок Африки на 40% в связи с изменением
конъюнктурной ситуации.

Так же АВТОВАЗ продлевает действие
кредитной программы «ЛАДА Финанс — LADA в кредит» до 30 июня 2010
года. Как выяснилось на практике, данная программа оказалась востребованной,
так как на сегодня уже более 26 тысяч человек
приобрели автомобиль LADA в кредит.

Важным показателем конкурентоспособности предприятия является его
социальная политика по отношению к персоналу. Среднесписочная численность
работников ОАО «АВТОВАЗ» в 2008 году составила 104 209 человек. В составе вновь
принятых рабочих 69,2% составляет молодежь в возрасте до 30 лет. В течение 2008
года было обучено на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации
46 120 человек. Но это показатели за 2008 год. В кризисном 2009 году дело
обстояло сложнее: в сентябре,
чтобы сэкономить восемь млрд рублей АВТОВАЗ
перевел всех своих сотрудников — от рабочих до президента — на 20−часовую
рабочую неделю с сокращением зарплат практически наполовину.

Теперь рассмотрим конкурентные
преимущества Горьковского автомобильного завода. К началу 2010 года «ГАЗ»
выпускает следующую продукцию:

· 
ГАЗ Сайбер

· 
ГАЗ Волга 3110/31105

· 
ГАЗ Волга 3102/310221

· 
Газ Соболь 2752

· 
Газ Газель 2705

· 
Газ Садко
3307/3308/3309

· 
Газ Валдай 3310

· 
Грузовые
автомобили

· 
Междугородние и
туристические автобусы (ГОЛАЗ — 52911 «Круиз»; АН ДАРЕ – 1000; ГОЛАЗ ЛИАЗ –
5256

· 
Спецтехника

ГАЗСайбер

Siber создан на платформе
Chrysler JR41 – той же, что и у Chrysler Sebring предыдущего поколения. От
Sebring новый автомобиль отличается более чем 160 деталями. ГАЗ. На ГАЗе будет
внедряется система качества сборки по аналогу заводов Chrysler в США.
Автомобиль ГАЗ Сайбер выпускаться на новых сборочных мощностях, включая
модернизированные окрасочные и сварочные комплексы Haden. Рабочие, которые
собирают новый легковой автомобиль, пройдут квалифицированную подготовку на
заводах Chrysler.

Газ Газель 2705

Базовой моделью среди фургонов
«Газелей» является трехместный ГАЗ 2705 грузоподъемностью 1350
килограммов. Объем его грузового отсека составляет 9 куб. метров (у
грузопассажирского варианта 7 мест и объем багажного отделения 6000 литров).
Загружать фургон достаточно просто как через задние распашные, так и через
боковую сдвижную дверь. Погрузочная высота составляет 725 миллиметров. Автомобили
ГАЗ 2705 комплектуется тремя двигателями: ЗМЗ — 40524, Chrusler и УМЗ — 4216.

В
2009 году руководство Нижегородской области планировало свернуть проект Siber,
который бел признан нерентабельным из-за большого количества импортных
комплектующих. Но
«Группе ГАЗ» и руководству Нижегородской
области удалось договорится, о чём свидетельствует выпуск автомобилей Volga
Siber и дальнейшие планы компании. В 2010 году Группа «ГАЗ» продолжит
производство Volga Siber. За первые шесть месяцев 2010 года планируется
выпустить 2,5 тысячи. Автомобили производятся по конкретным заявкам дилеров и
корпоративных клиентов, среди которых есть и МВД России, уже подтвердившее
заинтересованность в модели Volga Siber.

26 февраля 2010 года в
России стартовали продажи обновлённой модели «ГАЗели-Бизнес». Конструктивные изменения в
«ГАЗели-Бизнес» коснулись тормозов, заднего моста, рулевого управления и КПП. В
конструкции используются комплектующие иностранных производителей,
адаптированные для использования в составе российского автомобиля.

Большая часть
продаж ГАЗа приходится на внутренний рынок (более 70%) от объема продаж.
Основными регионами сбыта автомобилей остались московский и нижегородский
(21,3% и 22,2% соответственно). Основными направлениями сбыта за рубежом
традиционно оставались рынки стран СНГ, преимущественно Украина, Туркменистан и
Белоруссия. Параллельно с развитием продаж в СНГ, Дивизион планирует активный
выход на рынки Восточной Европы (Румыния, Болгария и прочие).

В 2010 году ООО
«Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» и ООО «Каркаде» продолжают
сотрудничество, начатое в сентябре 2009 года. В рамках программы «Лизинг для
всех» клиенты могут приобрести автомобили «ГАЗель», «Соболь» и «Валдай» на
условиях финансовой аренды с удорожанием техники на 3,49% в рублях и 0% в
долларах.

Действуют совместные
программы с Правительством Нижегородской области: субсидирование кредитной
ставки потребителям при покупке автомобиля стоимостью до 800 тысяч рублей и
программа компенсации до 50 тыс. руб. при обмене старого автомобиля на «ГАЗ».
Компания также внедряет услугу trade-in на территории всех дилерских центров
в РФ.

«Группа ГАЗ»
является одним из крупнейших работодателей в Российской Федерации: в 2009 году
на предприятиях Группы работало более 112 тыс. человек. Подготовка
кадров, профессиональное и трудовое обучение являются важнейшими направлениями
в работе с персоналом для «Группы ГАЗ». 60 557 сотрудников Группы повысили
уровень своей квалификации по программам обучения. «Группа ГАЗ» предоставляет
своим сотрудникам расширенный социальный пакет, который включает в себя
программы негосударственного пенсионного обеспечения, медицинского
обслуживания, жилищного кредитования.

Перейдём к следующей
крупной автомобильной компании – «УАЗ», принадлежащей ОАО «Соллерс Основная
продукция:

· 
UAZ Patriot

· 
UAZ Pickup

· 
UAZ Hunter

· 
UAZ Cargo

· 
УАЗ — 330394—319(грузовой)

· 
УАЗ — 374195—310

· 
УАЗ — 390945—310

И плюс целый ряд
специализированных машин для скорой помощи, милиции, инкассации и т. д.

UAZ Patriot

UAZ Patriot – это
современный, безопасный, мощный и надежный внедорожник, позволяющий комфортно
эксплуатировать автомобиль как в городских условиях, так и в условиях полного
бездорожья. Он оснащён энергопоглощающими стеклами, замками задних дверей с
защитой от детей, гидроусилителем руля, зимним пакетом (подогрев сидений,
дополнительный отопитель, аккумулятор повышенной емкости).

UAZ Cargo

UAZ Cargo — это грузовой автомобиль на базе UAZ Patriot
повышенной проходимости с бортовой платформой размера 1900 х 2300 см.
Предлагается с шасси, платформой с тентом и огромным количеством специальных
надстроек. Полный привод, пониженная передача в раздаточной коробке, большой
клиренс в сочетании с современным комфортабельным салоном, гидроусилителем
руля, импортной коробкой передач позволяют использовать автомобиль в любых
условиях и делают незаменимым помощником для фермерских хозяйств, лесничеств,
нефте- и газодобывающих отраслей.

ОАО «УАЗ» выпускает новое
поколение легендарного внедорожника 469. 469 создан на базе UAZ Hunter и
получил разрезные мосты, металлические бампера, 4-х ступенчатую коробку
передач, откидной борт багажника. Снизился и расход топлива: на двигателе
объемом 2,7 л средний расход топлива составляет 10,6 л на 100 км. В то же время
от нового модельного ряда УАЗ 469 получил современную конструкцию, в том числе
пружинную переднюю подвеску, дисковые тормоза, гидроусилитель руля. Внедорожник
адресован частным покупателям, проживающим вдали от городов, а также любителям
активного отдыха: охоты и рыбалки. Цена на новый УАЗ 469 от 299 тыс. руб.
Производство стартует в начале марта 2010.

УАЗ
приступил к сборке 170 внедорожников, которые будут оснащаться навигационной
системой ГЛОНАСС. В систему, которой комплектуются автомобили, входит
навигационный терминал, включающий абонентскую часть и антенны, а также
тревожная кнопка и громкая связь. Комплектами ГЛОНАСС будут оснащены
модели UAZ Patriot, UAZ Hunter, УАЗ 3962, УАЗ 33036 и УАЗ 3206.

В 2009 году ОАО «УАЗ»
сотрудничало с 810 поставщиками технологических ТМЦ. Географическая структура
экспорта в 2008 году осталась традиционной. Основную долю экспорта (более 80 %)
составляют поставки в страны СНГ (прежде всего в Казахстан, Украину, Туркмению
и Беларусь). Выросли объемы продаж в страны Дальнего Зарубежья: отгружены
автомобили в Египет (1000 шт.) и Вьетнам (398 шт.).

УАЗ совместно с
государством и банковскими партнёрами проводит следующие акции. С 01 февраля по
31 марта при покупке автомобилей УАЗ покупатель экономит до 135 000 рублей.
Подобная экономия получается при покупке автомобиля УАЗ на условиях всех
действующих спецпредложений и получении: скидки от производителя (10 — 15 тыс.
рублей в зависимости от модели); выгоды по программе утилизации (сертификат на
50 000 рублей при утилизации старого автомобиля); выгоды по программе
Соллерс-кредит; выгоды по программе Государственного субсидирования авто
кредитов.

И последняя компания, которую я решила разобрать
– один из самых молодых автомобилестроительных заводов – ТагАЗ. В модельный ряд
входят: Под собственным
брендом:

· 
TAGAZ C100 VEGA

· 
Vortex Estina

· 
TAGAZ TAGER

· 
TAGAZ Road Partner

· 
TAGAZ LC100 Master

Под
брендом Hyundai Motors

· 
Hyundai Accent

· 
Hyundai Sonata

· 
Hyundai Porter

· 
Hyundai
Elantra XD

· 
Hyundai
Santa Fe Classic

· 
Hyundai County

· 
Hyundai County
Long

TAGAZ C100 VEGA

Автомобиль «Тагаз с100 Вега» летом 2009 года
запущен в серийное производство. Это первый в России автомобиль, полностью
разработанный заводом-производителем. Компания Тагаз пошла по принципиально
новому пути, основав собственное конструкторское бюро в Южной Корее. Гарантией
высокого качества автомобиля Тагаз
c100
Vega служит изготовление узлов и деталей в Южной Корее,
где был размещен заказ российских разработчиков. Сборка и сварка модели
осуществляется в Таганроге. В базовой версии машина будет оснащаться одной
подушкой безопасности, 1,6-литровый бензиновым двигателем, АБС и усилителем
рулевого управления, обновленой ходовая часть, позволяющей автомобилю двигаться
плавно на дорогах с любым покрытием, а это дополнительный козырь, например
против Daewoo Nexia и Lada Priora. По оценке «ТагАЗа», C — 100 будет успешно
конкурировать с зарубежными «одноклассниками» отечественной

Vortex Estina

Модель включает в себя
все стандарты европейского автомобиля: подушки безопасности, систему ABS+EBD,
бортовой компьютер, богатый электропакет. На дороге автомобиль демонстрирует
отличную динамику благодаря мощным двигателям (1,6 и 2,0л) и удачной схеме
подвески.

Hyundai Accent, остается
лидером продаж модельного ряда Hyundai производства Таганрогского
автомобильного завода, в 2009 году было реализовано 9 823 автомобилей. В 2009
году заводом было реализовано 1 611 автомобилей Sonata, 1 548 седанов Elantra
XD, 760 внедорожников Santa Fe Classic и 1 228 малых грузовиков Porter. Хорошим
спросом пользуется седан класса С — Vortex Estina, продажи этого автомобиля
увеличились до 5 922 шт. (против 1 066 шт. в прошлом году). В 2009 году рост
продаж Tagaz Road Partner к прошлому году составил 18,8% (1 451 шт.). В 2009
году реализовано также 2 462 шт. внедорожников Tagaz Tager. Продажи Hyundai
County в 2009 году выросли на 39,7% и составили 478 шт. В 2009 году начался
выпуск школьных автобусов для перевозки детей на базе Hyundai County. В
конструкцию автобуса были внесены все необходимые изменения в соответствии с
требованиями безопасности для транспорта подобного класса.

В завершении
этой главы, хотелось бы подвести краткие итоги: АВТОВАЗ является лидером на
Российском рынке, так как его продукция направлена на широкого пользователя,
имеет низкие цены и большой модельный ряд. Другие же заводы как ГАЗ или УАЗ
имеют немного другую направленность. ГАЗ выпускает преимущественно автомобили
для частных предпринимателей. «Классика» ГАЗа уже устарела, а, безусловно,
отличная «ГАЗ Сайбер» проигрывает в цене. Автомобильный ряд УАЗ создан для
мужчин, соответственно они лишаются трети покупателей.
ТагАЗ является основным конкурентом ВАЗа. Не только благодаря качественным и
недорогим моделям Hyundai, но и за счет собственного модельного ряда
нацеленного не только на обычных пользователей но и на предпринимателей. Нужно
так же отметить, что ТагАЗ по сравнению с ВАЗом
намного моложе и не далёк тот день, когда
ТагАЗ займёт место лидера.

III глава. Структура конкурентных преимуществ (Toyota, Volvo, Nissan,

Ford) автомобилестроительной отрасли и тенденции,
определяющие их

развитие

Toyota Motor Corporation крупнейшая японская автомобилестроительная
корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько
дополнительных направлений в бизнесе. Модельный ряд:

· 
iQ

· 
Prius

· 
Yaris

· 
Auris

· 
Corolla

· 
Verso

· 
Avensis

· 
Camry

· 
RAV4

· 
Новый LC Prado

· 
LC 200

· 
Hiace

А теперь о новинках
выпущенных на Российский рынок в конце 2009 начале 2010 годах.

Toyota Land Cruiser Prado

20 февраля 2010 года
начились продажи Toyota Land Cruiser Prado нового поколения с дизельным
двигателем рабочим объемом 3,0 литра. Мощность дизельного двигателя составляет
173 л.с., он позволяет разогнать автомобиль до максимальной скорости 175 км/ч,
а время разгона до 100 км/ч составляет 11,7 секунд. Расход топлива — 8,1 л /
100 км. Специальные системы помощи при движении по бездорожью – Multi-terrain
Select и Crawl Control и Crawl Control позволяют обеспечить прохождение самых
сложных участков. Toyota Land Cruiser Prado производится на заводе Toyota в
Японии. Розничная цена для Toyota Land Cruiser Prado с дизельным двигателем –
от 1 729 000 рублей до 2 486 500 рублей в зависимости от комплектации.

Toyota Prius

19 октября 2009 года на
территории Российской Федерации начались продажи Toyota Prius третьего
поколения. Toyota Prius оснащается гибридным приводом Hybrid Synergy Drive.
Существенно улучшены рабочие характеристики привода при эксплуатации в холодных
климатических условиях, показатели экономии топлива и содержания CO2 в
выхлопных газах. Разгон с 0 до 100 км/ч занимает у нового Prius 10,4 с, а
максимальная скорость достигает 180 км/ч. В стандартное оснащение Toyota Prius
входят семь подушек безопасности и активные подголовники. Кроме того, автомобиль
комплектуется усовершенствованной электронной системой распределения тормозного
усилия (ECB), которая включает в себя усилитель экстренного торможения (BA),
антипробуксовочную (TRC) и антиблокировочную (ABS) системы. Toyota Prius
производится на заводе Toyota в Японии. Розничная цена для Toyota Prius — от 1
177 000 рублей.

Toyota iQ

15 октября 2009 года
начились продажи Toyota iQ в России. Toyota iQ обладает компактным кузовом
длиной 2985 мм и шириной 1680 мм. Toyota iQ комплектуется бензиновым двигателем
рабочим объемом 1,33 л. и бесступенчатым вариатором. У Toyota iQ выбросы в
атмосферу составляют всего лишь 120 г CO2/км, а расход топлива — 5,1л/100 км в
смешанном цикле. iQ оснащается широким набором средств активной и пассивной
безопасности, включая усилитель экстренного торможения (BA), антипробуксовочную
систему (TRC) и систему курсовой устойчивости VSC+. Безопасность водителя и
пассажиров также обеспечивают девять подушек безопасности. Розничная цена для
Toyota iQ – от 777 777 рублей.

В целом понятно, что
модели, предлагаемые ООО
«Тойота Мотор» высококачественные и безопасные. Но как же это отразилось на
покупательской активности?

В 2009 году на
европейском рынке компания «Тойота Мотор Европа» реализовала 882 351
автомобиль. С января по декабрь 2009 года было продано 855 294 автомобиля марки
Toyota ( — 20% по сравнению с 2008 г) Применение таких экологичных решений, как
гибридный привод Hybrid Synergy Drive (HSD), Toyota Optimal Drive и гибридный
привод Lexus Hybrid Drive, позволило в 2009 году сократить средний показатель
выброса CO2 до значения менее 140 г/км. Большая часть общего объема продаж
приходится на модель Yaris — 215 921 автомобиль ( — 10% по сравнению с 2008 г)

Через сеть официальных
дилеров и уполномоченных партнеров Toyota в России в 2009 году был реализован
68 731 автомобиль. Лучшие результаты продаж показали Toyota Camry (16 452
автомобиля), Toyota Corolla (16 067 автомобилей), Toyota RAV 4 (9 167
автомобилей) и Land Cruiser 200 (7 606 автомобилей).

Проанализировав
полученные данные можно проследить следующую тенденцию: общее падение объёмов
продаж 2009 года по сравнению с 2008, вызванное экономическим кризисом. Но
показатели за четвертый квартал 2009 года, где виден рост объема продаж,
позволяют компании Тойота делать оптимистичные прогнозы на 2010 год.

Чтобы повысить спрос на
автомобили ООО «Тойота Мотор» проводит программу сертификации автомобилей с
пробегом Toyota Tested.
Клиенты компании могут приобрести у сертифицированный автомобиль Toyota с
пробегом. Владельцы автомобилей, приобретенных по программе Toyota Tested,
получают услугу 24-часовой помощи на всех дорогах РФ, которая позволит клиентам
Тойота в любой момент воспользоваться службой технической поддержки.Автомобили
Toyota станут еще более доступными для владельцев автомобилей с пробегом других
марок, так как Toyota Tested позволяет приобретать автомобиль на выгодных
условиях по схеме Trade-In.

Как и любая другая компания Тойота
проводит специальные программы кредитования. Среди них:

· 
Программа кредитования на приобретение автомобиля Toyota Corolla. Срок
действия программы — с 15 февраля по 30 апреля 2010 года. Банк предлагает клиенту пониженную
процентную ставку 12,9% годовых в рублях на весь срок кредита. Клиент оформляет
кредит на 5 лет, платит первоначальный взнос в размере 50% от стоимости
автомобиля и получает Льготный период на 2 года. Ежемесячный платеж в этот
период включает только проценты по кредиту и составляет от 3 500 рублей в
месяц.

· 
«Стандарт Камри 2010». Срок действия программы с 19 февраля по 31
марта. В рамках
данной программы Банк предлагает следующие условия кредитования: Первоначальный
взнос – от 30%; процентные ставки: от 13,9% в рублях; срок кредитования – от 12
до 60 мес; комиссия за предоставления кредита – 6000 руб.

Toyota занимается
проэктировкой и разработкой автомобилей будущего, так называемых т-каров:

· 
I-REAL

· 
FT-MV

· 
RiN

· 
FT-HS

· 
Hi-CT

· 
IQ

· 
Auris Space
Concept

· 
MTRC

· 
FINE-N

· 
Compact Sports
and Speciality

· 
PM

· 
Urban Cruiser

· 
i-swing

· 
FINE-T

I-REAL

Концепт-кар I-REAL
отличается инновационным дизайном, и «подвижными» габаритами. I-REAL имеет
всего три колеса: два спереди и одно сзади, и спроектирован таким образом, что
длина колесной базы может меняться в зависимости от скоростного режима.

RiN

Специалистами Toyota
разработан режим «тренировки настроения», который позволяет регулировать
изображение на дисплее автомобиля в зависимости от настроения водителя.
Комплектация RiN предусматривает кондиционер и увлажнитель воздуха. В
конструкции используется зеленое стекло, уменьшающее проникновение
ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Система распределения световых
лучей, в конструкции фар, подстраиваться под пешеходов и автомобили,
приближающиеся по встречной полосе.

Toyota
Motor Triathlon Race Car

В MTRC используется
инновационная полноприводная трансмиссия, где каждое колесо оснащено
индивидуальным электродвигателем. Они приводятся в движение энергией водородных
топливных элементов, гарантирующих абсолютную экологическую безвредность —
отработанные газы представляют собой обычный водяной пар. Водитель и пассажир
надевают специальные шлемы, которые позволяют видеть информацию наподобие
системы индикации на ветровом стекле (Head Up Display — HUD). Разница в том,
что система HUD просто передает фактическую информацию, например скорость
движения или температуру, а Mixed Reality, позволяет водителю предвидеть
ситуацию.

Personal Mobility

PM рассчитан на одного человека.
Водитель размещается в кабине, которая оборудована электрическими органами
рулевого управления, обеспечивающих торможение и разгон автомобиля. Визуальная
коммуникационная система поддерживает связь с другими PM, что позволяет
автомобилям обмениваться данными и «разговаривать» с «соплеменниками». Конечную
цель поездки достаточно ввести лишь в навигационную систему головного
автомобиля и двигаться в режиме «автопилот». Вид и «поза» автомобиля меняется в
зависимости от внешних условий, как у живого существа.

Компания
Nissan работает в России с 1 января 2004 года. Всего за несколько лет Россия
стала одним из самых приоритетных мировых рынков для Nissan. Широкая дилерская
сеть Nissan представлена во всех крупных городах России, и число дилеров
постоянно растёт. Модельный ряд автомобилей Nissan:


ЛЕГКОВЫЕ
АВТОМОБИЛИ

—  
MICRA

—  
NOTE

—  
ALMERA CLASSIC

—  
TIIDA

—  
TEANA


КРОССОВЕРЫ

—  
QASHQAI

—  
QASHQAI +2

—  
MURANO


ВНЕДОРОЖНИКИ

—  
X-TRAIL

—  
NAVARA

—  
PATHFINDER

—  
PATROL


СПОРТИВНЫЕ
АВТОМОБИЛИ

—  
GT-R


КОММЕРЧЕСКИЕ
АВТОМОБИЛИ

—  
CABSTAR

—  
NP300


ИННОВАЦИОННЫЕ
РАЗРАБОТКИ

—  
PIVO 2

—  
PIVO

—  
NUVU

—  
MIXIM

—  
NV 200

—  
URGE

—  
ROUND BOX

—  
ZAROOT

—  
DENKI-CUBE

—  
QAZANA

Новинки конца 2009 — 2010
года.

PATROL

PATROL 2010 года получил
новую платформу, мощный V8-двигатель, 7-ступенчатую автоматическую коробку
передач и новую систему полного привода. Заново разработанный двигатель VK56VD
с рабочим объемом 5,6 литров обеспечил кардинальное повышение характеристик по
сравнению с 4,8-литровым двигателем предыдущего поколения. На новом PATROL
впервые в мире устанавливается гидравлическая система ограничения колебаний
кузова. Кроме того, PATROL оснащён вспомогательными системами для троганья на
подъеме (HSA) и управляемого спуска (HDC). Новый PATROL оборудован усовершенствованной
системой контроля давления воздуха в шинах (TPMS) с индикатором давления в
каждой шине. PATROL имеет полностью обновлённую систему климат-контроля, в
которую входит еще одна мировая новинка от Nissan — «воздушный занавес».
Небольшие, эффективные воздуховоды, установленные над каждым из боковых окон,
создают мощные направленные потоки холодного воздуха. Начало продаж в России
планируется на конец лета 2010 года.

Nissan
JUKE

Новый Nissan JUKE оснащается новым
бензиновым двигателем с турбонаддувом ,непосредственным впрыском топлива и
системой полного привода с «адресным» перераспределением крутящего момента. На
рынке Европы JUKE будет комплектоваться тремя типами двигателя: один дизельный
и два бензиновых с рабочим объемом 1,6 л. На переднеприводные версии с
двигателем 1,6 с турбонаддувом JUKE устанавливается 6-ступенчатая механическая
коробка передач. В России продажи начнутся весной 2011 года.

Итоги продаж за
2009 год: в декабре 2009 года было реализовано 859 автомобилей марки NISSAN. За
двенадцать месяцев 2009 года 11 690 автомобилей NISSAN было передано клиентам.
Для сравнения, в 2008 году, в декабре было продано 1 165 единиц, а суммарные
продажи за двенадцать месяцев составили 17 785 автомобилей NISSAN. По итогам
двенадцати месяцев 2009 года: первое место по продажам занял Note с 3 756
проданными автомобилями. Второе – Qashqai – 3 603 проданных автомобиля. Третье
место – X-Trail – 2 759 проданных автомобилей. Для сравнения, в декабре 2008
года первое место занял Almera Classic (384), второе – Note (194), третье –
Qashqai (146), а за двенадцать месяцев 2007 года первое место занял Almera
Classic (3127), второе – Note (2359), третье – Qashqai (1475).

Для увеличения
производства и расширения рынка сбыта 3 июня 2009 г. в Санкт-Петербурге
открылся завод Nissan. Ожидаемый объем производства — 50 000 автомобилей в год,
а численность работников — около 750 человек. По словам директора по
производству завода Nissan в Петербурге Дмитрия Михайлова, предприятие может
выйти на полную мощность в середине 2010 года, хотя все будет зависеть от
ситуации на рынке. Выпускаются две модели: представительский седан Teana и
внедорожник X-Trail. Стоимость строительства составила 200 миллионов долларов.
Компания Nissan выбрала именно Санкт-Петербург в первую очередь из-за удобного
расположения, наличия высококвалифицированной рабочей силы, а также потому, что
со стороны правительства города была оказана существенная поддержка. Губернатор
Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко назвала открытие завода «нашим
ответом кризису«. »Кризис — явление временное. А возможности нашего
рынка, его перспективы остаются», — считает она.

Компания
занимается инновационными разработками, среди которых: Снижение выбросов СО2 на
7%

К 2010 гг. выбросы СО2 с
заводов сократились на 7% по сравнению с уровнем 2005. Концерн Renault-Nissan
является мировым лидером в своей отрасли по разработке автомобилей с нулевыми
выбросами СО2. Nissan делает так, чтобы электромобили стали доступными каждому.
Эффективность технологии электромобилей заключается не только в мощных, легких
и простых в использовании ионно-литиевых батареях. Электромобили имеют
наивысший коэффициент преобразования энергии, а выбросы CO2 сокращены по
сравнению с традиционными двигателями.

Новый LEAF

Пробег в автономном режиме
составляет более 160 км. Рабочие параметры модели Nissan LEAF соответствуют
параметрам обычного автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1,6 л, а на
зарядку аккумулятора на 80% от мощности уходит около 25 минут. Ключевыми элементами
являются ионно-литиевые батареи. Для поддержания автомобиля на ходу
предусмотрено несколько способов зарядки: полная зарядка в ночное время дома
или в офисе, либо быстрая подзарядка в одном из пунктов.

К инновациям относятся
концепт кары – машины будущего. Nissan разработал новый концепт-кар против «пьянства
за рулём». Они могут определить содержание алкоголя в крови и общее состояние
водителя, и даже остановить машину, в случае необходимости.

Pivo 2

Pivo 2 В обновленном Pivo каждое из четырех колес оснащено
передовой системой индивидуального электропривода, поэтому колеса могут
поворачиваться на 90 градусов. Pivo 2
может с легкостью передвигаться как вперед так и в сторону. И все это весит
всего 950 кг.

Mixim

Mixim — оснащен системой полного привода,
двумя мощными электродвигателями, двустворчатыми дверями с электроприводом,
многослойным и литиевоионны м и аккумуляторами, легкосплавными дисками и
футуристичными светодиодными фарами дальнего света.

Nissan Round Box

Nissan Round Box оснащен новаторской интерактивной системой Play Catch. Она позволяет водителю и пассажирам обмениваться
полезной информацией. Пассажиры могут при помощи встроенной системы навигации
провести поиск магазинов или ресторанов и переслать предложенный маршрут и
инструкции к нему на монитор водителя.

Zaroot

Жесткие, четко очерченные
формы, короткий передний свес и мощный облик, типичные для классических
внедорожников. Широкие двери в форме крыльев чайки откидываются в сторону, а
подножки опускаются, позволяя без труда сесть в автомобиль и разместить багаж.
Разноцветные тонкие сиденья позволяют максимально использовать внутреннее
пространство, элементы управления просты, а крыша открывается, разделяясь на
две части.

«Форд Мотор» американская автомобильная компания, выпускающая
легковых автомобилей марок «Форд», «Меркюри», «Линкольн», грузовиков,
разнообразной сельскохозяйственной техники. «Форду» принадлежит компания
«Ягуар». На данный момент «Форд» представлен следующими автомобилями: Легковые:

· 
Fiesta

· 
Fusion

· 
Focus

· 
Focus RS

· 
C-MAX

· 
Kuga

· 
Mondeo

· 
S-MAX

· 
Galaxy

· 
Escape

· 
Explorer

Коммерческие

· 
Transit Connect

· 
Tourneo Connect

· 
Transit Van

· 
Transit Tourneo,
Bus и Kombi

· 
Ranger

· 
Transit Chassis
Cab

Грузовые

· 
седельные тягачи

· 
Грузовое шасси

· 
Самосвальное
шасси

· 
Автовозное шасси

18
февраля 2010 года Компания Ford объявила о специальной версии Ford Focus. На
Ford Focus LE (Limited edition) будет устанавливаться бензиновый двигатель
объемом 1,4 л (80 л.с) и пятиступенчатая механическая коробка передач. В
базовую комплектацию уже входят фронтальные подушки безопасности водителя и
переднего пассажира, антиблокировочная система тормозов ABS с электронной
системой распределения тормозных сил EBD, иммобилайзер и др. Трехдверный
хетчбек в такой комплектации будет стоить 439000 рублей. Ford Focus LE будет
также поставляться с кузовом пятидверный хетчбек и седан по цене 449000 и
459000 рублей соответственно, без учета 50000 рублей за утилизацию.

Теперь
немного о Ford Team RS. Подразделение Ford Team RS было создано компанией Ford
в 2003 году. Эта группа занимается разработкой гоночных автомобилей и серийных
моделей с высокими динамическими характеристиками. Ford Team RS курирует все
спортивные соревнования, в которых принимают участие автомобили Ford. Первым
автомобилем, созданным Ford Team RS, стал выпущенный осенью 2004 года Fiesta
ST.

На базе
компании M-Sport впервые продемонстрирован долгожданный раллийный автомобиль
Ford Fiesta S2000, который будет участвовать в национальных чемпионатах разных
стран, а также ралли IRC и Всемирном Кубке S2000. Предшественником Ford Fiesta S2000 был Ford Fiesta R2. Раллийный автомобиль Fiesta R2 с
пятиступенчатой трансмиссией создан на базе Ford Fiesta Sport и оснащается,
подобно серийной модели, 120-сильным 1,6-литровым двигателем Ti-Vct (1598 куб.
см).

Теперь
переедем к итогам продаж в России в 2009 году. (см прил. 11)

· 
Ford поднялся на
третье место в структуре российского автомобильного рынка, улучшив свой
результат на два пункта по сравнению с 2008 годом (продав в 2009 9 82 083
автомобиля)

· 
Доля рынка Ford
Focus выросла и составила 7,6 процента в сегменте С

· 
Благодаря началу
российского производства Ford Mondeo его доля на рынке выросла до 7,4 процента
в своем сегменте

· 
Продажи
автомобилей Ford по программе «Форд в кредит» достигли 10,6 процента.

· 
Корпоративные продажи
(19729 автомобилей) по-прежнему занимают значительную долю в структуре сбыта
Ford

· 
Продажи
коммерческих автомобилей Ford составили 7766 автомобилей и подтвердили
лидирующую позицию среди иностранных производителей.

Одна из
новинок прошедшего года, Ford Transit Connect, имела успех на рынке, увеличив
свою долю до 5 процентов в сегменте легких коммерческих автомобилей. Несмотря
на тяжелые условия на рынке, в 2009 году у компании Ford открылось 10 новых
дилеров. Кроме того, ещё 7 дилеров закончили строительство новых дилерских
центров, либо завершили реконструкцию существующих. Таким образом, без учета
субдилерской сети, в 69 городах России в настоящий момент действуют 111 точек
продаж и обслуживания автомобилей Ford. В 2009 году роль послепродажного
обслуживания значительно повысилась. Качество обслуживания и доступные цены
стали определяющими факторами для клиентов при выборе сервиса. Несмотря на
сложное финансовое положение в 2009 г., дилеры продолжили инвестировать в
техническое обучение персонала. В пяти Учебных Центрах компании Ford было
проведено 146 тренингов, в которых приняли участие 2190 работника дилерских
центров, из которых 60-ти была присвоена высшая степень квалификации «Master
Technician».

Форд
Мотор Компани занимается внедрением и разработкой новых технологий: силовые
агрегаты

· 
Новый
1,6-литровый бензиновый двигатель Ford EcoBoost SCTi

· 
Новый
2,0-литровый бензиновый двигатель Ford EcoBoost SCTi

· 
Улучшенные 1,6- и
2,0-литровые дизельные двигатели Ford Duratorq TDCi [будет устанавливаться в
абсолютно новом Focus, C-MAX, Grand C-MAX, Kuga, Mondeo

· 
Новый Ford Focus
ECOnetic отличается уменьшенными расходом топлива и количеством выбросов. В
качестве опции предлагается первая система Ford «Auto-Start-Stop», снижающая
выбросы CO2 до лучших в классе (99г/км), а расход топлива при комбинированном
цикле — до 3,8 литра/100 км. Для сравнения: стандартный автомобиль при
комбинированном цикле расходует 4,0 литра/100 км и выбрасывает в среднем 104 г
CO2 на км.

Активная
безопасность и помощь водителю

· 
Система
мониторинга «слепых» зон

· 
Ограничитель
скорости

· 
Активная система
помощи при парковке

· 
Функция напоминания
о всех ремнях безопасности

· 
Камера заднего
вида

· 
Автоматическое
включение/выключение дальнего света

· 
Функция
предупреждения водителя об опасности потери контроля управляемости при
засыпании

· 
Система
распознавания дорожных знаков

И последняя компания,
которую я хотела бы разобрать- Volvo, прочно закрепившаяся на Российском рынке.
Модельный ряд:

· 
C30  

· 
S40

· 
S80

· 
V50

· 
V70

· 
XC60

· 
XC70

· 
XC90

Немного о новинках.

Volvo S60

Volvo Cars представляет новый Volvo S60 и занимает уверенные позиции в
сегменте CD Premium. Новый седан предлагается в двух
вариантах шасси. Различия вариантов шасси
заключаются в жесткости амортизаторов, а также в конструкции переднего и
заднего подрамника. Система управления полным приводом AWD была модифицирована, что позволило
полноприводным вариантам нового Volvo S60
максимально использовать ресурсы нового шасси. Система обнаружения пешеходов с
функцией автоматического торможения представляет собой настоящий прорыв в
области активных систем безопасности. Расход топлива двигателя составит 4,3
л/100 км , а выброс CO2 будет менее 115 г/км.(см прил12) Планы продаж нового Volvo S60 ориентированы на 90 000
автомобилей в год.

VOLVO C30

В новом Volvo С30 полностью обновлен дизайн
фронтальной части, включая передние крылья. В задней части автомобиля
реализованы новые элементы дизайна. Силуэт автомобиля стал более динамичным. В
нижней части на смену черным панелям из пластика пришли панели, окрашенные в
цвет кузова или в контрастирующий цвет, что позволило визуально сгладить
контакт автомобиля с поверхностью дороги. Спорт-купе Volvo C30 считается самым необычным и привлекательным автомобилем в
модельном ряду Volvo. Volvo C30 прежде всего привлекает артистичных натур и творческих
личностей: неслучайно первыми владельцами нового С30 в 2007 году в России стали
певец Дима Билан и известная актриса Наталья Быстрова.

За 2009 год через
официальную дилерскую сеть Volvo в России покупателям было передано 6 894
легковых автомобиля и внедорожника Volvo. С учетом снижения в целом спроса на
автомобили, новые таможенные пошлины, специфическую ситуацию у конкурентов в
сегменте премиум, в компании Volvo
заявляют, что данный результат адекватен, и что он отвечает изменившимся
реалиям автомобильного рынка России. По итогам 2009 года можно определить
пятёрку самых продаваемых автомобилей: бестселлер Volvo в России – престижный
внедорожник XC90. За отчетный период клиентам было передано 2 493 автомобиля
XC90. «Серебро» завоевывает седан S40(961 автомобиль). Третье место занимает
универсальный кроссовер Volvo XC70(958 шт). По сравнению с рейтингом 2008 года
на одну позицию поднялся седан бизнес-класса Volvo S80, разошедшийся в 958
автомобилей. И на 5 месте — Volvo S60 (728шт)

Многие компании
разрабатывают электромобили. Но лишь Volvo комплексно подошёл к вопросу о безопасности такого автомобиля. Испытания
безопасности проводятся в Volvo
на разных этапах. Сначала производятся испытания на уровне компонентов, затем
целых систем, и лишь после проводятся испытания всего автомобиля. Эксперты Volvo по безопасности тщательно
проанализировали пять этапов процесса столкновения и выработали решения для
защиты аккумуляторных батарей и людей, находящихся в салоне автомобиля.

1. Нормальное движение:
комплексная система мониторинга на базе передовых технологий следит за
поддержанием требуемого уровня напряжения в каждой ячейке батареи и оптимальной
температуры, регулируя работу системы охлаждения.

2. Возникновение
конфликта: батарея увеличивает вес и вносит коррективы в параметры автомобиля,
изменяя его поведение на дороге.

3. Уход от столкновения: автоматические
средства защиты автомобиля, как то, система предупреждения столкновения с
функцией автоматического торможения CWAB и система City Safety помогают водителю избежать столкновения или
снизить воздействие сил удара.

4. Столкновение: чтобы
снизить последствия столкновения, батарея должна быть надежно защищена – она
должна находиться на удалении от зон деформирования автомобиля. Если батарея
повреждена, что приводит к утечке газа, в конструкции батареи и автомобиля
предусмотрены отводы для газа под днищем автомобиля. В момент столкновения
датчики удара, соединенные с батареей, передают сигнал на бортовой компьютер,
отключая подачу электроэнергии, предупреждая возникновение короткого замыкания.

5. После столкновения: предусмотрена
функция отключения, срабатывает в случае нарушения заземления. Это устройство
отключает подачу электроэнергии, если электричество от батареи идет по неверной
цепи. Volvo сотрудничает со службами спасения, предоставляя им подробные
инструкции о том, какие меры следует предпринимать в экстренных ситуациях для
конкретных моделей Volvo.

Новейшие технологии
зарубежных компаний превосходят отечественный автопром во много раз. Доля этих
компаний на российском рынке всё больше расширяется, благодаря строительству
заводов в России, открытию новых дилерских и сервисных центров, выгодным
условиям кредитования. Но сильный конкурент – отличный стимул для развития.

Заключение

В заключение хотелось бы
сделать краткие выводы по главам. Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых,
благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия
производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает
дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с
рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Так же конкуренция –
механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку
благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями.
Но не стоит рассматривать конкуренцию сугубо как положительное явление.
Обанкрочивание, нечестная конкуренция со всеми её признаками, тоже имеют место
быть. Хотя в целом конкуренция это важнейший механизм развития общества.

Вывод по
второй главе. Что же касается отечественного автопрома, то его преимуществами
по сравнению с иностранными марками являются: доступные цены, государственные
программы и, что самое главное: дешовое сервисное обслуживание. Ведь одним из
решающих факторов при выборе продукта потребителем является то, какую поддержку
обещает поставщик после продажи этого продукта. Данный фактор особенно важен в
тех областях, где поломка или заводской брак означает невозможность
использования продукта по его прямому назначению или препятствует этому.
Немаловажным фактором процветания завода являются госзаказы. Особенно для УАЗа,
у которого большая часть автомобилей – спецтранспорт.

Вывод по третьей главе.
Новейшие технологии зарубежных компаний превосходят отечественный автопром во
много раз. Доля этих компаний на российском рынке всё больше расширяется,
благодаря строительству заводов в России, открытию новых дилерских и сервисных
центров, выгодным условиям кредитования. Но сильный конкурент – отличный стимул
для развития.

Зарубежный
автопром поражает своими техническими новациями, как то концепт кары. Но
высокие цены зачастую не позволяют среднему классу приобрести подобный
автомобиль, а кредиты, даже на « выгодных условиях» получаются непосильными и
неразумными. Поэтому иностранные автопроизводители стараются построить заводы
на территории Росси, чтобы цена автомобиля понизилась.

Если
рассматривать общую ситуацию, то можно выявить следующую тенденцию: среднестатистическая
молодая семья (с минимальной материальной помощью со стороны родителей) сначала
приобретает автомобиль отечественного автопрома ( в основном ВАЗ и чаще всего
б/у). Затем, разочаровавшись в этой машине, планируют купить иномарку. Дальше
два пути: либо берут кредит (и здесь выгодно воспользоваться государственными
программами по утилизации и рефинансированию кредитов), либо покупает такой же
поддержанный автомобиль, экономя при этом более ста тысяч ( не считая процентов
за кредит). А уже потом, встав на ноги покупают дорогой, качественный,
зарубежный автомобиль. Здесь стоит подвести итоги продаж зарубежных автомобилей
в 2009 году. Проанализировав данные, я сделала выводы, что победу в
конкурентной борьбе на российском рынке среди иномарок одержал Ford (982 083 шт.), на втором месте Toyota (882 351) , затем Nissan (11690) и Volvo (6 894).

Кризис 2008- 2009 года
отразился на объёмах продаж: 2009 год стал для всех автопроизводителей,
представленных в России, одним из сложнейших периодов с момента прихода на этот
рынок. Неблагоприятная ситуация в банковском секторе в начале кризиса,
повышение таможенных сборов на импортные автомобили и девальвация национальной
валюты не могли не сказаться на объеме продаж всего автомобильного рынка, что
выразилось в его более чем 50 процентном падении.

Глоссарий

«АВТОВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, производитель
легковых автомобилей в России и Восточной Европе. На сентябрь 2009 года
акционеры: Renault (25 %), «Российские технологии» (25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64
%). Председатель совета директоров компании — Чемезов, президент — генеральный
директор — Комаров.

Авторизированный сервисный центр — организация, занимающаяся оказанием
услуг по сервисной поддержке и обслуживанию техники, оборудования и другой
продукции. Деятельность сервисных центров включает предторговый, гарантийный и
послепродажный ремонт.

Адам Смит (1723 —1790) — шотландский экономист, философ-этик; один из
основоположников современной экономической теории. Основные работы: Теория нравственных чувств (1759);
Лекции по юриспруденции (1766); Исследование о природе и причинах богатства
народов (1776); Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778); Эссе на
философские темы

Volvo Personvagnar AB — шведская автомобилестроительная компания,
производитель легковых автомобилей «Вольво». Volvo входила в концерн Volvo, но
в 1999 концерн Volvo продал её компании Ford. В декабре 2009 года Ford объявил
о продаже Volvo китайской компании Zhejiang Geely Automobile. Подписание
окончательного соглашения состоится в 2010 году.

«Группа ГАЗ» — российский автомобилестроительный холдинг. Штаб-квартира —
в Нижнем Новгороде. Собственники и руководство:
Совет директоров, председатель совета директоров — Бо Андерсон. Единоличным
исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».
Основными акционерами ОАО «ГАЗ» являются: ОАО «Русские машины» — 65,56 %
обыкновенных акций; ОАО «Автомобильный завод „УРАЛ“» — 9,55 %; ЗАО «ГАЗ-резерв»
— 7,08 %. В состав холдинга входят следующие дочерние предприятия ОАО «ГАЗ»: ООО «Автозавод „ГАЗ“»; ООО «Павловский
автобусный завод» (ПАЗ); ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ); ОАО «Саранский
завод автосамосвалов»; ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) ; ООО
«Ликинский автобусный завод» (ЛиАЗ); ОАО «Автомобильный завод Урал»; ОАО
«Челябинские строительно-дорожные машины»; ОАО «Заволжский завод гусеничных
тягачей»; ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»; ОАО «Ульяновский моторный
завод»; ООО «Канашский автоагрегатный завод»; ОАО «Ярославский завод дизельной
аппаратуры»; ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры»; ОАО «Брянский
арсенал».

Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС)
— советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу
Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника,
движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклонением
64,8° и высотой 19 100 км.

Дивизион
«Автокомпоненты» — Открытое акционерное общество «ГАЗ», занимающееся
производством автомобильных комплектующих.

Дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания,
работающий по принципу воспламенения топлива от сжатия и высокой температуры.
Дизельные двигатели работают на дизельном топливе (в просторечии — «солярка»).

Евро — 1 —
экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных
газах. Был введен в Евросоюзе в 1992. Предусматривает выброс двигателями:
оксида углерода (CO) — не более 2,72г/км г/км; углеводородов (СН) — не более
0,72 г/км; оксидов азота (NO) — не более 0,27 г/км. Усовершенствован позже
такими стандартами как Евро — 2 Евро — 3 Евро — 4 Евро — 5.

Зарядный
агрегат батареи– устройство, преобразующее переменный ток 220В в постоянный ток
400 В для зарядки батареи.

Ионно-литиевые батареи — батарея, созданные для электромобилей, являются
более эффективными, более мощными и более быстрыми в зарядке, чем любые из
ранее существовавших. Их плотность хранения энергии в два раза превышает
аналогичный показатель обычных батарей, что удваивает способность автомобиля к
развитию скорости.

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 —1950) — австрийский и американский экономист,
социолог и историк экономической мысли. Основные
работы: Теория экономического развития (1912); Бизнес-циклы:
теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического
процесса», в 2-х тт. (1939); Капитализм, социализм и демократия (1942) и
т.д.

Карл
Маркс (1818
—1883)
—немецкий
философ,
экономист,
политический журналист, общественный деятель. Его научные труды и публикации
сформировали в экономике — теорию прибавочной стоимости. Основные работы:
Заработная плата и капитал (1847); К критике политической экономии (1859);
Капитал, т. 1. (1867) и т.д.

Клиренс — расстояние от опорной плоскости, на которой находится транспортное
средство, до самой нижней его точки. Клиренс влияет на сцепление колес с
дорогой, проходимость и управляемость.

Crawl Control — система управления, позволяющая медленно двигаться вверх
или вниз по склону, а также освобождать застрявший автомобиль.

Ли́зинг — вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения
основных фондов. Лизинг — это долгосрочная аренда имущества для
предпринимательских целей с последующим правом выкупа. Крупные Российские
лизинговые компании: ООО «Каркаде» и ЗАО «Европлан».

Майкл Портер (род. в 1947) — профессор кафедры делового администрирования
Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения
экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках,
конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных
преимуществ стран.

Международная организация по стандартизации (ISO) —содействует развитию
стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного
обмена товарами и услугами, развития сотрудничества в интеллектуальной,
технической и экономической областях.

Multi-terrain Select (MTS) — система управления автомобилем, позволяет
выбрать один из 4-х режимов движения в зависимости от типа поверхности,
благодаря чему поддерживается оптимальное тяговое усилие.

Nissan Motor — японский автопроизводитель.
Штаб-квартира — в Токио. Собственники и руководство:44,4
% акций компании принадлежат французской компании Renault S.A. Президент—
Карлос Гон.

По́лный при́вод (4×4, 4WD,) — конструкция трансмиссии
автомобиля, когда крутящий момент, создаваемый двигателем, передаётся на все
колеса.

Программа
утилизации старых автомобилей — сокращение доли представляющих потенциальную
опасность на дорогах и неэкологичных автомобилей, возраст которых превышает 10
лет, и стимулирование потребительского спроса на новые автомобили
отечественного производства, путём выдачи ваучера на 50 т. Р.

Преобразователь
мощности (power inverter) – переводит постоянный ток (батарея) в переменный
(двигатель)

Редуктор
(reducer) – редуктор скоростей, работает подобно коробке передач. Передаточное
отношение, прямое или обратное, является постоянным

Toyota Motor Corporation — японская автомобилестроительная
корпорация. Штаб-квартира — в городе Тоёта (Япония). Основные владельцы акций компании: The Master Trust Bank of Japan (6,29 %), Japan Trustee
Services Bank (6,29 %), Toyota Industries Corporation (5,81 %),. Председатель правления компании —
Фудзио Тё. Президент — Акио Тоёда.

Трансформатор–
преобразователь постоянного тока с 400 В (от двигателя) в 12 В (для
электрооборудования автомобиля).

Ульяновский
автомобильный завод — Российский производитель полноприводных автомобилей.
Входит в состав автомобильного холдинга Sollers (ОАО «Соллерс»)

Фридрих Август фон Хайек (1899 —1992,) — австрийский экономист и философ,
представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и
свободного рынка. Основные произведения: Цены и
производство 1931 ; Индивидуализм и экономический порядок 1948; Частные деньги
1976; Пагубная самонадеянность. Ошибки
социализма 1989.

Эдвард Гастингс (Хейстингс) Чемберлин (1899- 1967,) — американский
экономист, основоположник теории монополистической конкуренции. Преподавал в
Мичиганском, Гарвардском, Копенгагенском университетах и Сорбонне.

Эдвин Остин Госсаж Робинсон (1897—1994) — английский экономист. Президент
Международной экономической ассоциации. Основные
произведения: «Структура конкурентной промышленности» 1937; «Монополия»
1941.; «Международная экономическая ассоциация»

Список литературы

Книги:

1. 
Азоев Г.Л.
«Конкуренция: анализ, стратегия, практика.» М.: Центр экономики и маркетинга,
2003

2. 
Алексунин В.А.
«Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.» -М., Издательско- книготорговый
центр «Маркетинг», 2001 г.

3. 
Алешин Б.Л.
«Консолидация для повышения конкурентоспособности» Экономика России. ХХI век. —
2005.г.

4. 
Амосов А.Н. «О
предпосылках устойчивого экономического роста» Экономист. — 2005.

5. 
Батурина И.,
Непринцева Е. Конкуренция и ее типы // «Российский экономический
журнал». 3., 2005, с. 119 — 130.

6. 
Беложецкий И.А.
Конкурентоспособность предприятия. // «Финансы», 2, 2006, с.40.

7. 
Блауг М.
«Экономическая мысль в ретроспективе.» М., 1994

8. 
Глухов А. «Оценка
конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения.» Маркетинг. — 1999. — 2.
— с.56 — 64.

9. 
Глушенко В.В.
«Менеджмент. Системные основы.» — М.: НПЦ Крылья, 2005.

10. 
Городецкий А.
Павленко Ю. «Демонополизация и развитие конкуренции в Российской экономике»//
Вопросы экономики1995 № 11

11. 
Джоббер Д.
«Принципы и практика маркетинга.» СПб.: Вильямс, 2001

12. 
Закутина Г.П.
Кедровская Л.Г. «Информационное обеспечение и конкурентоспособность продукции»
М.:1989г. 213с.

13. 
Кунаев А.И. «Конкуренция
в розничной торговле». — М: МКУ , 2001г.

14. 
Лунев В.Л.
«Тактика и стратегия управления фирмой». — М.: Финпресс, НГАЭиУ, 2004. — 356с.

15. 
Моисеева И.К.
Анискин Ю.П.»Современное предприятие: конкурен-тоспособность, маркетинг,
обновление» М.: Внешторгиздат, 1993 310с.

16. 
Портер М. «Международная
конкуренция.» — М.:1994 495 с.

17. 
Розанов Н.М.
«Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России». — М.:
ТЕНС, 1998

18. 
Рубин Ю.Б
«Портфель конкуренции и управления финансами». — М.: «СОМИНТЕК», 1996. 190с

19. 
Рубин Ю.Б, Шустов
В.В. «Конкуренция: реалии и перспективы» М.: Знание1990.

20. 
Юданов А.Ю. «Конкуренция:
теория и практика» М.: Тандем,1998

Интернет
ресурсы:

1. 
Гришатый А.Н.
«ТагАЗ создал конкурента Focus» www.avto-russia.ru

2. 
Завьялов К.А.
«УАЗы подешевеют на 15 тыс. рублей»www.avtorinok.ru

3. 
Михайлова
Е. «Газ и тормоз» http://www.expert.ru/topics/

4. 
Огулов Н.Ю.
«Прорыв в отечественном автомобилестроении» http://www.autofaq.ru/articles

Оффициальные
сайты компаний:

1. 
www. volga.ru

2. 
www.volvo.ru

3. 
www.lada-auto.ru

4. 
www.nissan.ru

5. 
www.siber-volga.ru

6. 
www.tagaz.ru

7. 
www.toyota.ru

8. 
www.toyota-bank.ru

9. 
www.uaz.ru

10. 
www.ford.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий