Понятие, состав и виды издержек предприятия

Дата: 21.05.2016

		

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П. М.
МАШЕРОВА»

Понятие, состав
и виды издержек предприятия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила:

Студентка
4 курса,

41
группы, ОЗО

Котова
Е.В.

Витебск, 2010

Содержание

Введение

1. 
Понятие,
состав и виды издержек предприятия

2. 
Сущность
и значение себестоимости продукции как экономической категории и её виды

3. 
Показатели
себестоимости

Заключение

Список
используемых источников

Введение

В современных условиях
становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой
стратегии развития предприятий необходимо полно и достоверно рассчитывать
издержки предприятия и себестоимость продукции. Правильный расчёт данных
экономических категорий незаменим для прибыльного функционирования предприятия,
достижения поставленных перед ним целей.

В обобщенном виде
себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности
предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом
и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов,
оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. А формирование издержек
предприятия, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности
организаций.

Тема издержек
предприятия и себестоимости продукции актуальна на сегодняшний день, поскольку
каждое предприятие должно вести учёт данных показателей.

В данной работе были
поставлены следующие задачи:

1. 
Определение
понятия издержек предприятия,

2. 
Определение
понятия себестоимости продукции,

3. 
Изучить
основные показатели себестоимости.

Данные задачи будут
решены путём анализа, сравнения, синтеза и т.д.

Во время написания
работы были использованы учебные пособия и научные статьи учёных – экономистов,
касающихся данной темы.

Таким образом, главной
целью курсовой работы является изучение издержек предприятия и себестоимости
продукции.

1. Понятие, состав и
виды издержек предприятия

Понятие «издержки
предприятия» были трактованы ещё Карлом Марксом. Так, он рассматривал
издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию
средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на
заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых
помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками
производства, вторые — издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной
ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость
товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые
представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения,
например упаковка, фасовка и т.п. [10;с.180]

Современная трактовка
по Большому Экономическому Словарю такова: «Издержки – это денежное
выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления
предприятием своей производственной деятельности»[1; с. 38]

Каждое коммерческое
предприятие прежде чем начать производство продукции, определяет цель своей
деятельности, а именно: какую прибыль, какой доход оно сможет получить,
учитывая при этом понесённые затраты, т.н. издержки предприятия.

На предприятии должен
использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне
выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов
производства, т.е. был бы самым эффективным. Поэтому необходимо использовать
такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой
продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы
производства.

Предприятие, определяя
свою возможность производить товары, старается выбрать наиболее эффективную
комбинацию ресурсов, обеспечивающую наименьшую величину денежных затрат.

Понятие затрат
предприятия существенно различается в зависимости от их экономического
назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства
является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В
соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка
затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники
финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия
подразделяются на три вида:

1) затраты на
производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость.

2) затраты на
расширение и обновление производства.

3) затраты на социально-культурные,
жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с
производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из
распределяемой прибыли.[ 8; с. 178]

Субъекты
хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяют
издержки производства, а осуществляющие сбытовую, торгово-посредническую
деятельность, — издержки обращения.

Производство продукции,
как и любого товара, требует затрат экономических ресурсов, которые имеют
определенные цены.

Не секрет для
экономиста, что затраты могут как возрастать, так и снижаться в зависимости от
объёма потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники,
организации производства и других факторов. Таким образом, на плечи
производителя лежит бремя управления рычагом снижения затрат.

Таким образом, в
издержки включаются затраты, связанные с:

— технологией и организацией
производства;

— использованием
природного сырья;

— подготовкой и
освоением производства;

— совершенствованием технологии
и организации производства, а также

улучшением качества
продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных
свойств

— изобретательством и
рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и
испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;

— обеспечением производства
сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и
предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии,
выполнением санитарно-гигиенических требований;

— обеспечением
нормальных условий труда и техники безопасности;

— налоговое бремя и
т.д.

Таким образом, затраты
на производство и реализацию продукции – это расходы
предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в
процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива,
энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат
некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции,
уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала,
а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности
предприятия.

По срокам использования
в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные,
разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.

Затраты на расширение и
обновление производства представляют собой крупные единовременные вложения
средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они
расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал.
Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива
оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для
нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования:
амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и т.п.

Затраты на
социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия прямо
не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в
основном из распределяемой прибыли.

Все издержки
принимаются как альтернативные (вменённые), т.е. стоимость любого ресурса,
выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте
использования.

Прежде всего, выделяют
внешние и внутренние издержки. Внешние – предприятие оплачивает труд
работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит
сама для создания данного изделия. Внутренние – получение так называемой
нормальной прибыли. В противном случае он не будет заниматься этим делом.
Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек.

В обобщенном виде
внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно
используемый ресурс ( капитал, землю, труд, как если бы денежные средства были
вложены в банк, земля сдана в аренду и приносит ренту и т.д.) и нормальную
прибыль ( зарплату и вознаграждение, если бы он работал по найму). По мнению
Л.Н. Чечевициной, предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в
явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки.

Таким образом,

Экономические
издержки = бухгалтерские издержки + неявные издержки.

Понятие «экономические»
является общепринятым; бухгалтерские исчисляются при подсчёте реальной суммы
затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Однако для принятия
решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия
владельцы должны учитывать экономические издержки.

Экономические издержки
– это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться
или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного
продукта. [1; с. 204]

Величина издержек
упущенных возможностей (альтернативных издержек) – это денежная выручка от
наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов.

У субъектов
хозяйствования помимо явных издержек (внешних, денежных)- затраты на сырьё,
материалы, оборудование, рабочую силу- существуют неявные (внутренние)-
стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда
предпринимателя, процент на вложенный капитал, нематериальные активы.

Явные издержки
(бухгалтерские) включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива,
энергии, амортизацию, заработную плату, административные расходы и т.д.

Неявные издержки (издержки
упущенных возможностей) – это те доходы, которые могли бы быть получены на
собственные ресурсы, если бы их представить за плату, установленную рынком,
другим пользователям [10; с.222]

Следует знать, что по
возмещению затрат они делятся на:

1. 
Затраты,
подлежащие включению в балансовую себестоимость расчётного периода, возмещаемые
за счёт цены на продукцию, что уменьшает налогооблагаемую прибыль.

2. 
Затраты,
не подлежащие включению в балансовую себестоимость расчётного периода,
возмещаемые за счёт чистой прибыли (в распоряжении субъекта хозяйствования),
что уменьшает прибыль в распоряжении субъекта хозяйствования – это все
сверхнормативные расходы(на рекламу, представительские, проценты за кредит,
командировочные)[10; с.223]

Известно, что величина
издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует
деление издержек на зависимые и не зависимые от величины производства.
Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они
определяются тем, что стоимость оборудования предприятия должна быть оплачена
даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся плата по
облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и
сооружений, страховые взносы, а также заработная плата и т.п.

Переменные издержки
непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из
затрат на сырье, материалы, энергию, заработная плата работникам, транспорт.

Так,

Постоянные
издержки + переменные издержки = валовые (общие) издержки

Для управления
производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В
связи с этим рассчитываются средние издержки как частное от деления величины
издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой. Таким же образом
рассчитываются средние постоянные и переменные издержки. Так как целью
функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов
выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость
использования категории предельных издержек. Предельные издержки — это издержки
на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно
фактического или расчетного объема производства.

Анализ динамики
предельных издержек позволяет руководству предприятия определить объем
производства, приносящий наибольшую прибыль и границу выгодного объема
производства.

Для анализа и
управления состоянием фирмы большое значение имеют также средние и удельные
издержки.

Средними и удельными
издержками называются издержки на производство единицы готовой продукции.
Различают средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки.

Простые затраты состоят
из одного экономического элемента (сырьё, материалы, заработная плата,
амортизация и т.д.)

Комплексные затраты
состоят из нескольких разнородных экономических элементов – расходы по
содержанию и эксплуатации оборудования, транспортно-заготовительные расходы,
внепроизводственные.

По роли в процессе
производства издержки делятся на основные и накладные.

Основные издержки
непосредственно связаны с технологическим процессом, а также с содержанием и
эксплуатацией орудий труда, они формируют создаваемый продукт, составляют его
физическую основу (сырьё, материалы, полуфабрикаты и т.д.)

Накладные издержки –
расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию
готовой продукции: содержание оборудования, транспорта, цехового и
общезаводского персонала и т.п.

По срокам использования
в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные,
разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.

Итак, затраты на производство
и реализацию продукции в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим
многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.

Успех фирмы зависит от
формирования затрат на производство и реализацию продукции по нескольким
причинам:

1. затраты на
производство продукции выступают важнейшим элементом при определении
справедливой и конкурентоспособной продажной цены.

2. Информация об
издержках производства часто лежит в основе прогнозирования и управления
производством и затратами на него.

3. Знание издержек
производства необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец
отчетного периода.

Показатель этих затрат выпускаемой
продукции позволяет оценивать работу предприятия с качественной стороны, но
одновременно отражает и количественные результаты его работы, т.к. снижение
издержек производства, в первую очередь, достигается путем увеличения выпуска
продукции, что непосредственно связано с правильным управлением производственным
коллективом и технологическими процессами предприятия.[5; с. 4]

Издержки производства
являются исходным показателем для определения выгодности того или иного
производства, и лежит в основе определения цен на продукцию.

Издержки производства
формируют нижнюю границу цены. Для обеспечения рациональной ценовой политики,
необходимо сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства
и рассчитывать краткосрочные средние издержки (на единицу продукции). При
увеличении выпуска продукции издержки единицы вначале снижаются до достижения
определенного объема производства. [6; с.10]

В современных условиях
рыночной экономики издержки производства рассчитываются самим предприятием с
учетом специфики отрасли.

Поскольку издержки предприятия
это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на
объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без
анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Таким образом, расчёт
издержек предприятия является необходимым атрибутом для его правильного и
прибыльного функционирования, поскольку, они являются исходным показателем для
определения выгодности того или иного производства, и лежит в основе
определения цен на продукцию. Правильное и доступное определение издержек
предприятия – одна из главных задач работы экономиста.

2. Сущность и значение
себестоимости продукции как экономической категории и её виды

Иногда вместо категории
«издержки» используется категория «себестоимость», которая
по своему содержанию существенно отличается от категории «издержки».

Себестоимость
представляет собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Их
можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным. В странах
Западной Европы также имеются нормативы на расходы, но они рассчитываются в
рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну.

Что касается
белорусских предприятий, то данные нормативы носят отраслевой характер и
никакой коммерческой тайны не представляют.

Таким образом, себестоимость
— это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ,
услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных
фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию[1; с.
114]

Себестоимость
показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В
себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда
(амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других
материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия
(заработная плата).

Себестоимость продукции
является качественным показателем, характеризующим
производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает
затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном
измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом
показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень
технологического оснащения производства и освоения технологических процессов;
уровень организации производства и труда, степень использования
производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых
ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие
производственно-хозяйственную деятельность.

Для исчисления
себестоимости продукции важно знать как себестоимость единицы изделия, так и
издержки производства всего выпуска продукции. Себестоимость одинаковых
изделий, производимых на различных предприятиях, характеризует уровень их
технического развития, организацию производства и труда. Более полное отражение
в себестоимости продукции стоимости затрат, приближение себестоимости к
издержкам производства — необходимое условие правильного определения уровня
затрат и сопоставления их на различных предприятиях и в различных отраслях
промышленности.

Следует различать:

1) 
Себестоимость
по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по
статьям учета);

2) 
Себестоимость
по элементам затрат — наиболее общий показатель, который отражает всю сумму
расходов предприятия по его деятельности в разрезе экономических элементов. В
ней отражены все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с
выпуском товарной и валовой продукции, затраты на работы и услуги непромышленного
характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и
проектные и др.), затраты на освоение производства новых изделий независимо от
источника их возмещений. Классификация затрат по экономическим элементам
основывается на признаке экономической однородности издержек производства.
Здесь включены затраты, которые распределяются по видам, характеризующим их
экономическое содержание, их природное назначение. Данная группировка
используется при составлении сметы затрат на производство и включает в себя:

1. 
Сырьё,
основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.

2. 
Вспомогательные
и прочие материалы,

3. 
Топливо

4. 
Энергия
(затраты электрической и тепловой энергии, пар, газ, сжатый воздух, горячая и
холодная вода)

5. 
Заработная
плата (основная и дополнительная),

6. 
Начисления
на заработную плату (пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.),

7. 
Амортизация
основных фондов,

8. 
Прочие
денежные расходы (оплата услуг транспорта и т.д.) [2;
с. 152-153]

Данная группировка
позволяет:

— определить общую
потребность предприятия в затратах живого и овеществлённого труда на
производство запланированного объёма продукции,

— распределить все
затраты по экономическому содержанию,

— установить долю
каждого элемента в общих затратах на производство [3; с. 229-230].

Статьи себестоимости
делятся на две группы: переменные и постоянные расходы.

Переменные расходы
(прямые, нормированные) рассчитываются на одно изделие и возрастают при
увеличении объёма производства товара в натуральном выражении.

Постоянные расходы
(накладные, косвенные) устанавливаются на весь объём производства и не зависят
от количества выпускаемой продукции.

Себестоимость по
элементам затрат:

I Материальные затраты:

1) Сырье, материалы,
комплектующие изделия и т. д.;

2) Топливо, энергия;

3) Общепроизводственные
затраты.

II Оплата труда:

1) Основной
производственный персонал;

2) Вспомогательный
производственный персонал (обслуживание оборудования и т. п.);

3) Интеллектуально
трудовой персонал;

4) Служащие
(руководство, менеджеры, бухгалтера и т. д.);

5) Младший
обслуживающий персонал.

III Отчисления на
социальные мероприятия.

IV Амортизация.

V Прочее.

Таким образом, в
себестоимость продукции предприятия включаются следующие затраты:

— на подготовку
производства: поиск, разведку и подготовку к использованию природных ресурсов,
подготовительные работы в добывающих отраслях, освоение производства новых
видов продукции и т.д.

— непосредственно
связанные с производством продукции, обусловленные технологией, организацией
производства, включая расходы на производство,

— связанные с
совершенствованием технологии, организации производства, осуществляемые в ходе
производственного процесса, улучшением качества продукции, долговечности,
надёжности,

— направленные на
улучшение условий труда и техники безопасности, повышение квалификации
работающих,

— сбытовые расходы,
кроме тех, которые по условиям поставки возмещаются покупателями сверх цены
продукции.

Не включаются в
себестоимость продукции следующие затраты:

· 
Расходы
на упаковку и транспортировку сверх установленной цены, возмещаемые
покупателем,

· 
Штрафы,
пени, неустойки, получаемые и уплачиваемые за нарушение договорных
обязательств,

· 
Расходы,
кроме амортизации, связанные с хозяйственным содержанием зданий
социально-культурного назначения,

· 
Расходы,
возмещаемые из специальных фондов, образуемых путём отчисления части прибыли, а
также за счёт целевых ассигнований и других источников,

· 
Убытки
от аннулированных заказов,

· 
Убытки
от стихийных бедствий,

· 
Выявленные
в отчётном году убытки прошлых лет,

· 
Прочие
потери и убытки, в т.ч. от списания долгов, по которым истекли сроки исковой
давности [3; с.226]

Себестоимость продукции
рассматривается как часть стоимости этой продукции, т.к. в неё не включаются
накопления, создаваемые на предприятии.

Кроме этого
количественного различия между себестоимостью и стоимостью существует и
качественное отличие. Оно проявляется в том, что затраты потребляемых орудий и
предметов труда отличаются от их денежного выражения.

Для целей учёта,
анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в
процессе производства и реализации продукции выделяют различные виды
себестоимости.

По принципу
возникновения затрат в процессе хозяйственной деятельности предприятия и
последовательности их формирования различают цеховую себестоимость,
производственную и полную себестоимость.

Под цеховой
себестоимостью понимают затраты цеха на изготовление продукции. Для целей
анализа может определяться себестоимость продукции участка, смены, бригады.

В состав цеховых и
общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата
вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации
вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих,
занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских
расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация
производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в
производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают
возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в
промышленном производстве.

Сокращению цеховых и
общезаводских расходов способствует также экономное расходование
вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на
другие хозяйственные нужды.

Производственная
себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские затраты, а также
затраты на управление предприятием.

К затратам на
управление относятся:

ü 
Содержание
работников аппарата управления, материально-техническое и транспортное
обслуживание их деятельности,

ü 
Эксплуатационные
расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений,

ü 
Затраты
на командировки,

ü 
Оплата
услуг связи, вычислительных центров,

ü 
Оплата
консультационных, аудиторских информационных услуг,

ü 
Содержание
и обслуживание технических средств управления,

ü 
Затраты
организации по приёму и обслуживанию представителей других организаций. [3;
с.227]

полная
себестоимость продукции = производственная себестоимость + внепроизводственные
расходы

Внепроизводственные
расходы – это расходы, связанные с процессом реализации продукции (например,
расходы на тару и упаковку, расходы на доставку продукции до станции
назначения, оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных
организаций, комиссионные сборы, прочие расходы по сбыту).

Современный способ
справедливого определения полной себестоимости товара — учет затрат по видам
деятельности.

Себестоимость по
длительности расчетного периода подразделяется на месячную, квартальную,
годовую, за ряд лет.

В зависимости от цели
(планирования, учёта, анализа) могут использоваться следующие разновидности
себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции,
себестоимость сравниваемой товарной продукции.

Производственную
себестоимость валовой и товарной продукции определяют:

СвПР
– Зн +(-) Об +(-)Он

Ст = Св
+ (-)Онп

Где Св,
Ст
— производственная себестоимость валовой и товарной продукции,

Зпр
производственные затраты,

Зн
затраты, не включаемые в состав валовой продукции,

Об
изменение остатков расходов будущих периодов (прирост «-»,
сокращение «+»),

Он
изменение остатков предстоящих расходов (прирост «-»,
сокращение «+»),

Онп
изменение остатков незавершенного производства (прирост «-»,
сокращение «+»).

Полная себестоимость
товарной продукции:

Стп =
Ст + Рв,

Где Рв
внепроизводственные расходы.

Полная себестоимость
реализованной продукции:

Сср = Стп
+(-)О1,

Где О1
изменение остатков годовой продукции на складе.

Из общей величины
себестоимости товарной продукции может быть выделена себестоимость сравнимой
товарной продукции. К ней относится продукция, изготовлявшаяся в прошлом году и
изготавливаемая в данном периоде.

Вышеперечисленные виды
себестоимости продукции принимают форму: плановой, расчётной и отчётной
(фактической) себестоимости.

Плановая себестоимость
отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период.
Она включает только те затраты, которые при данном уровне техники и технологии,
организации производства и труда являются для предприятия необходимыми.
Плановую себестоимость определяют по плановым прогрессивным нормам и нормативам
использования оборудования, трудовых затрат, расхода материальных и
энергетических ресурсов.

Определение плановой
себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на
производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на
основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости
отдельных видов изделий.

Расчётная себестоимость
используется в технико-экономических расчётах по обоснованию различных проектов
внедрения новой техники, инвестиционных проектов.

Отчётная (фактическая)
себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению
себестоимости на основе сопоставления плановой величины себестоимости по
отдельным составляющим с фактическими. Фактическая себестоимость может
отличаться от плановой. Экономия, т.е. снижение фактической себестоимости по
сравнению с плановой, свидетельствует о лучшем использовании всех видов
ресурсов. Эти достижения будут зафиксированы при разработке плановых заданий на
следующий период. Превышение фактической себестоимости над плановой возникает
при ухудшении работы предприятия и требует тщательного анализа причин, приведших
к такой ситуации.

Все перечисленные виды
себестоимости отражают текущие затраты предприятия на производство всего объёма
продукции. В основе их формирования лежит группировка затрат по экономическим
элементам.

Снижение себестоимости
продукции является важнейшим фактором повышения эффективности производства,
роста накоплений.

Наибольшая доля в
затратах на производство продукции приходится на сырье и основные материалы, а
затем на заработную плату и амортизационные отчисления.

Себестоимость продукции
находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она
отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий
производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат
оказывают технико-экономические факторы производства. Это изменения в технике,
технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от
величинызатрат на ее производство.

Себестоимость отдельных
видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых
показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции.

Себестоимость единицы
продукции показывает затраты предприятия на производство и реализацию
конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу.

Значительные резервы
снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других
непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника
дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака,
сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Правильное исчисление
себестоимости продукции имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем
совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа
резервы снижения себестоимости продукции.

Наиболее важным моментом
в изучении такого показателя, как себестоимость является рассмотрение факторов,
влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению
себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос зависит получение
наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия
трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую
часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и
реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают
технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в
зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в
структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Отсюда
следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на
комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение
технического и организационного уровня производства, использование
производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы,
хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.

Систематическое
снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и
дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного
производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.

Снижение себестоимости должно
стать главным условием роста

прибыльности и
рентабельности производства.

Снижение себестоимости
продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности
труда. С ростом производительности труда сокращаютя затраты труда в расчете на
единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы
в структуре себестоимости.

Показатель
себестоимости можно снизить лучшим способом использования производственных
ресурсов и сокращением потерь сырья, материалов и топлива, а также увеличением
выпуска продукции с единицы основных фондов. Снижение себестоимости будет
осуществляется и за счет внедрения достижений научно-технического прогресса и
повышения профессиональной заинтересованности работников промышленности,
лучшего использования производственных мощностей и повышения производительности
труда. Себестоимость промышленной продукции не отдельно стоящий экономический фактор,
она участвует в формировании и других показателей: рентабельности производства,
эффективности капитальных вложений и многих других.

Таким образом, показатель
себестоимости выпускаемой продукции позволяет оценивать работу предприятия с
качественной стороны, но одновременно отражает и количественные результаты его
работы, поскольку ощутимое снижение издержек, в первую очередь, достигается
путем увеличения выпуска продукции, что непосредственно связано с правильным
управлением производственным коллективом и технологическими процессами
предприятия. Издержки предприятия выступают как исходная база для формирования
цены, является инструментом оценки технико-экономического уровня производства и
труда, качества управления и т.п.

3. Показатели
себестоимости

Себестоимость продукции
может быть определена с помощью нескольких показателей. Важнейшим из них для
предприятия является себестоимость единицы продукции. Сравнивая показатели
фактической и плановой себестоимости единицы продукции, а также базовой, получаем
величины отклонений по этому показателю, на основе которых предприятие будет
принимать решения о мерах по снижению затрат.

Следует отметить, что
можно определить как абсолютные показатели отклонения (перерасход, экономия)
себестоимости единицы продукции, так и относительные.

Показатели абсолютного
отклонения:

А) запланированная
экономия себестоимости единицы продукции:

Эпл =
Спл – С о,

Где Спл
себестоимость единицы продукции по плану на отчётный год,

Со
себестоимость единицы продукции за предыдущий год.

Б) сверхплановое
изменение себестоимости единицы продукции:

Эсп =
Сф — Спл,

Где Сф
себестоимость единицы продукции фактически за отчётный год,

Спл
себестоимость единицы продукции по плану на отчётный год

В) фактическое
отклонение себестоимости по сравнению с базовым периодом:

Эф =
Сф — Со,

Относительные величины
изменения себестоимости единицы продукции:

А) индекс планового
задания по изменению себестоимости продукции:

Jпл
= Спл : Со

Б) индекс выполнения
плана:

Jвп
= Сф :Спл

В) индекс фактического
отклонения:

Ja = Cф
: Со

Зная объёмы выпуска
продукции и отклонения по себестоимости единицы продукции, можно определить
изменение себестоимости общего объема производства:

А) плановая экономия от
изменения себестоимости объёма выпуска:

Эпл =
( Спл — Со) *
Qпл,

Где Qпл

выпуск по плану на отчётный год

Б) сверхплановое
изменение себестоимости выпуска:

Эпл =
( Сф —— Спл) *
Qф,

издержка
себестоимость экономический затрата

Где Qф

выпуск фактически за отчётный год.

В) фактическое
отклонение себестоимости от базисного уровня:

Эф =
( Сф — Со)*
Qф

Рассмотренная система
показателей может быть использована при условии, что в планируемом периоде
продукция сопоставима с выпускавшейся в базисном. В противном случае из общего
объёма продукции выделяется та её часть, которая получает название показателя
сравнимой товарной продукции.

Определяют отклонения
по себестоимости сравнимой товарной продукции как в абсолютном выражении, так и
в относительном. Расчёт абсолютной величины отклонений определяют по формуле:

Эпл =
{ ( Спл — Со )*
Qпл

Эсн =
{ ( Сф — Спл) *
Qф

Относительное
отклонение себестоимости сравниваемой товарной продукции:

А) индекс изменения
плана по сравнению с базой :

Jпл
= { Спл * Q пл /
{ Со *
Qпл,

Б) индекс выполнения
плана

Jвп
= { Cф
* Qф
/ Спл * Qпл,

В) индекс фактического
изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:

Jф
= { С ф * Qф
/ { Со * Qф

Показатели
себестоимости продукции можно также квалифицировать следующим образом:

— в зависимости от
предмета – себестоимость единицы продукции или всего объёма производства,

— в зависимости от
объекта – себестоимость продукции цеха или предприятия,

— в зависимости от
натуральной единицы измерения товара – себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра и т.д.

— по виду
производственной программы – себестоимость валовой, товарной или реализованной
продукции,

— по полноте затрат,
включаемых в себестоимость продукции – переменные и постоянные затраты,
производственная и полная себестоимость,

— Разница между ценой
изделия и переменными расходами называется маржей.

По структуре затрат, включаемых
в себестоимость ( или цену), — затраты на рубль товарной продукции (
себестоимость, деленная на цену), материалоёмкость ( стоимость материальных
затрат, делённая на цену), зарплатоёмкость ( фонд оплаты труда, делённый на
цену).

Выделяют следующие
показатели снижения себестоимости продукции: экономия от снижения себестоимости
в рублях или в процентах к себестоимости.

Таким образом,
показатели себестоимости имеют важное значение для функционирования предприятия
и для работы экономиста, поскольку они указывают на финансовое состояние
предприятия, а также помогают при планировании и анализе.

Заключение

Таким образом, данная
курсовая работа содержит одну из основных задач, решаемых экономистами в
процессе исполнения своих должностных обязанностей.

Достоверный расчёт
издержек предприятия и себестоимости продукции – это, можно сказать, главные
показатели функционирования предприятия. Поэтому работа экономиста заключается
в том, чтобы данные показатели позволяли максимально прибыльно заниматься своей
деятельностью предприятию, получать доход и окупить все расходы. Правильное
исчисление себестоимости влияет на формирование цены, а чем ниже издержки
предприятия, тем лучше будет функционировать предприятие.

Задачи курсовой работы
были решены:

1. 
Определено
понятие издержек предприятия,

2. 
Определение
понятие себестоимости продукции,

3. 
Изучены
основные показатели себестоимости.

Цель достигнута – изучены
издержки предприятия и себестоимость продукции, выявлены основные моменты.

В процессе написания
были использованы многочисленные учебные пособия и научные статьи
учёных-экономистов.

Список используемых
источников

1. 
Большой
экономический словарь, Инфра –М, Москва, 1999

2. 
Макеева
Т.В. Макроэкономика, Изд-во «Экзамен», 2006

3. 
Мокий
М.С. Экономика предприятия, Москва, 2002

4. 
Мялик
К.Л. Важные экономические показатели предприятия. Налоговый вестник, № 1, 2004

5. 
Носова
Н.Д. «А что дальше будет?…»Национальная Экономическая газета, № 3,
2004

6. 
Орлёнок
Е.А. Ответы на вопросы. Национальная Экономическая газета, № 18, Спецвыпуск «Вопрос-ответ»,
2008

7. 
Панина
В.Л. Ответы на вопросы. Национальная Экономическая газета, № 1, 1999

8. 
Попов
И.К. Микроэкономика, Ростов-на-Дону, 2003

9. 
Суша
Г.З. Экономика предприятия, Новое знание, 2003

10. 
Чечевицына
Л.Н. Микроэкономика, Ростов-на-дону, 2000

11. 
Шеремет
А.Д. Финансы предприятия, Инфра – М, 1999

12. 
Элладен
Дж. Л. Экономика фирмы, Москва, 1999

13. 
Элладен
Дж.Л. Экономика на предприятии, Москва, 2000

14. 
Яковец
Л.С. Себестоимость продукции (работы, услуги), Минск, БИП, 2008

15. 
Яркина
Т.В. Основы экономики предприятия, М, 1995

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий