Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера Одиссей и Илиада

Дата: 12.01.2016

		

Сюжетная
основа «Илиады» и «Одиссеи» — это отзвуки дошедших до
Гомера через 500 лет сведений о Троянской войне (XII в. до н.э.), в ходе
которой микенские воины-ахейцы захватили и разграбили город. Это событие,
знаменовавшее один из древнейших этапов борьбы между народами Азии и Европы,
было основательно переработано мифологическим сознанием тогдашних людей и стало
неисчерпаемым источником мифов, преданий, сказаний. Совершенно незначительный
по позднейшим масштабам исторический эпизод (а Троя в ходе тысячелетий
многократно разорялась, гибла и восстанавливалась) превращается в еще догомеровском
мифе в грандиозное событие, определяющее судьбы богов и людей. Греки и троянцы
истребляют друг друга во исполнение воли Зевса, решившего сократить число людей
из-за их нечестия. Но при этом и сами олимпийские боги участвуют в битвах, как
будто осознавая, что и их участь каким-то таинственным образом связана с земным
уделом.

Величайшим
новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус создателя всей
европейской литературы, является принцип синекдохи (часть вместо целого),
взятый им как основа сюжетостроения «Илиады» и «Одиссеи», —
не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего лишь
51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней; не десять лет
возвращения Одиссея, а всего 40 дней, из которых наполнены важными событиями
опять-таки девять дней. Такая концентрированность действия позволила Гомеру
создать «оптимальные» объемы поэм (15 693 стихотворные строки в
«Илиаде», 12 110 строк в «Одиссее»), которые, с одной
стороны, создают впечатление эпического размаха, с другой же — не превышают
размеры среднего европейского романа. Предвосхитил Гомер и ту традицию в прозе
XX в., которая побуждает романистов ограничивать действие больших романов одним
или несколькими днями (Дж. Джойс, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).

«Одиссея»
рисует более позднюю эпоху, чем «Илиада» — в первой показана более
развитая рабовладельческая система. Вместе с тем обе поэмы отмечены единством
стиля и композиционных принципов, что делает их своего рода дилогией и
диптихом. В обеих сюжет строится на фольклорно-сказочном мотиве «недостачи»
(Ахилл хочет вернуть отобранную у него Бризеиду, Одиссей стремится к Пенелопе и
мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него), действие связано с великими
испытаниями и утратами (Ахилл теряет друга и свои доспехи, оружие; Одиссей
лишается всех своих спутников и кораблей), а в финале главный герой
воссоединяется с любимой, хотя это торжество отмечено и печалью (похороны
Патрокла, предчувствие близкой гибели Ахилла; новые тревоги Одиссея, которому
судьба посылает очередные испытания). Обращает на себя внимание и ритмическая
упорядоченность расположения эпизодов в поэмах. Так, в структуре
«Илиады» прослеживается почти зеркальная симметрия первой и второй
половин поэмы — «смотру со стены» в 3-й песне соответствует
«смотр» в песни 22 (третьей от конца), возвращение Хрисеиды отцу
(песнь 1) имеет отклик в возвращении тела Гектора его отцу (песнь последняя) и
т.д. Примерно так же в «Одиссее» начало и конец поэмы посвящены
эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о его
странствиях, в которых главное место занимает его спуск в Аид, непосредственно
перекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Ахилла и
Агамемнона). Эта симметрия имеет большую смысловую нагрузку, образно воплощая
мифологические представления поэта о цикличном движении времени и о сферическом
устройстве гомеровского космоса. Ритмическая упорядоченность помогает Гомеру
как-то согласовывать и сглаживать многочисленные противоречия, неувязки в
тексте его поэм, служившие издавна аргументом многих противников авторства
Гомера. Эти неувязки в основном сюжетные: в «Илиаде» один
эпизодический персонаж убит (царь Пилемен, песнь 5), а в песни 13 он оказывается
жив и пр. Или в «Одиссее» главный герой только ослепил Полифема
(песнь 9), Афина же говорит Одиссею: ты разгневал Посейдона «умерщвлением
милого сына» бога (песнь 13). Но большинство авторитетных гомероведов признает
теперь, что древний поэт, комбинируя различные мифы, мог не заботиться о
согласовании всех мелких деталей друг с другом. Тем более что и литераторы
нового времени, замечая противоречия в своих печатных произведениях, не всегда
хотят исправлять их, как об этом с улыбкой говорит Теккерей (см. Теккерей У.М.
Собр. соч. — М., 1980. — Т. 12. — С. 226). Для Гомера, как и для Шекспира, Сервантеса,
Бальзака и др. великих авторов, допускавших те или иные несогласованности в
своих произведениях, куда важнее была забота об единстве целого.

Ярко
выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям определенную
связность (через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходного
построения первой и последней песен, благодаря параллелям, связывающим
отдельные песни, воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих). Но
более всего о единстве плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательное
развитие действия и цельные образы главных героев.

Поэмы
Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических
образов.

Центральной
фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской
богини Фетиды. Ахилл — цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту
военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической
основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и
величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя
троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое
же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401) , и в
том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему
даны черты певца-поэта (IX, 186) . Наконец, он смягчается, видя перед собой
слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.

Образу
главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя
Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это — представитель враждебного
народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем
троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он
всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким
чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле
битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы
матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего
Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502) , где мы видим его
как мужа и отца.

Если
идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости
представляется Одиссей — герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” он
выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на
всяческий обман (X, 383; III, 202) . Само взятие Трои при помощи деревянного
коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый
запас вымышленных историй.

“В
хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке
называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта
хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости” [U3]1.

В обеих
поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них
обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в
“Одиссее”.

Микенский
царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и
называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай — спартанский царь,
муж похищенной Парисом Елены — главное заинтересованное в войне лицо. Однако
поэт изображает их обоих, далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными
чертами наделен образ Нестора — вечный тип старца, который любит вспоминать
годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой
овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857) .

Престарелый
троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип
настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил
право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и
обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится
очень сердечно.

В
“Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост
этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным,
в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232) . В конце же поэмы он деятельно
помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип
идеального юноши — “эфеба”.

В
поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и
Пенелопы.

Андромаха
— верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа,
который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убить себя
своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее
родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого
умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она
оплакивает своего мужа при погребении (XXIV, 723-745) . Этот трогательный образ
не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена.

Образцом
семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”. В течение
двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и
упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как она
окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее
руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью
Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако преступление ее уже в прошлом;
опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось
горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом
(III, 173-176) . Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова
властно бросает ее в объятия этого человека (III, 390-420) .

Таковы
главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во
многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи “детства человеческого
общества”. Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены
глубочайшей человеческой правдой.

Сюжетно-композиционные
особенности и образная система поэм Гомера

«Одиссей»
и «Илиада»

Назаренко
Н.

Студентка
1 курса

Фак-та
Журналистики

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий