Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Дата: 21.05.2016

		

БЕЛКООПСОЮЗ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

НА ТЕМУ: «Состояние
и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики
Беларусь»

ГОМЕЛЬ 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Рынок труда: понятие, основные
элементы

2. Основные модели регулирования рынка
труда в развитых странах

3. Пути стабилизации рынка труда в
Республике Беларусь

Заключение

Список
литературы

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда как экономическая
категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь
капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих
отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий
между трудом и капиталом.

Долгое время считалось,
что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности
для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том,
чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает,
тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным
определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но
реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в
занятости между различными регионами, которые официальная статистика,
разумеется скрывала.

Переход нашей страны к
рынку в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и добавил к ним новые. Рыночные
реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших
в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Ужесточение бюджетных
ограничений, ставшее следствием рыночных реформ, ослабило стимулы к накоплению
излишков рабочей силы. Произошел отход от принципа гарантированной занятости,
была признана неизбежность существования такого экономического явления как
безработица. Как следствие, возникла и начала функционировать система
страхования по безработице.

На эволюцию белорусского
рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис , в условиях которого она
протекала. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать
резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и
сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне
негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости.
С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся
хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы
производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с
необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую
силу.

На сегодняшний день
влияние мирового финансово-экономического кризиса также поставило перед
правительством нашей страны непростое решение вопросов экономической
эффективности, занятости и социальной ориентации экономики, в связи с чем
проблема сбалансированности рынка труда перешла в разряд наиболее
дискуссионных.

Исходя из вышесказанного изучаемая в курсовой работе тема
представляется особенно актуальной и значимой на сегодняшний день.

Целью данной курсовой
работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в
национальной экономике Республики Беларусь.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

— 
раскрыть понятие
и содержание рынка труда, определить его основные элементы;

— 
изучить основные
модели регулирования рынка труда в развитых странах;

—  проанализировать состояние и проблемы
рынка труда Республики Беларусь;

—  определить пути стабилизации рынка
труда в Республике Беларусь.

С учетом специфики данной
темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно
осветить в первой главе сущность и содержание рынка труда, во второй – основные
модели регулирования рынка труда в развитых странах, а в третьей – состояние,
проблемы и направления стабилизации рынка труда Республики Беларусь.

При написании курсовой работы использовалась научная
литература различных авторов, сообщения средств массовой информации. На
основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать,
что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по
экономической литературе. Сущность и проблемы формирования рынка труда
изучаются давно как у нас в стране, так и за рубежом. Большое внимание проблемам
регулирования рынка труда уделяют современные экономисты в своих статьях и
монографиях. При написании работы использовано 24 литературных источника.

Данная
курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Объём работы составляет 46 страниц машинописного текста

1.
РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Сфера труда – важная и многоплановая
область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок
рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном
производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет
принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые
люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены
специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными,
религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное
влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на
состоянии рынка рабочей силы в целом [3, с. 14].

На рынке труда получает
оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе
величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования,
профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные
тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой,
профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном
разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику
безработицы.

Основными элементами
механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена
рабочей силы, или заработная плата, конкуренция между наемными работниками за
лучшие рабочие места, между работодателями — за лучших работников, между
наемными работниками и работодателями при заключении тарифных соглашений об
условиях труда и его оплате.

Особенности рынка труда
по сравнению с другими рынками, заключающиеся в ограничении действия закона
спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого
длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере
стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны со спецификой
самого товара рабочая сила, с производным характером спроса на него, с
зависимостью предложения рабочей силы от демографической ситуации, с тем, что
цена товара — заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего
нормальное воспроизводство рабочей силы.

Рынок труда неоднороден.
Он дифференцирован по качеству рабочей силы, по признакам национальности, пола,
возраста и т.п. Проводится деление рынков труда по отраслям и территориям.

Неоднородность работ, а
также то обстоятельство, что рынки характеризуются несовершенной конкуренцией,
обусловливают различия в условиях формирования спроса на рабочую силу и ее предложения,
лежащие в основе дифференциации уровней заработной платы.

Рынок труда представляет
собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы
(нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми) [3, с. 14]. Этот рынок
включает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и все
индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с
остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом,
рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных
и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе
производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности,
от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна
присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования
способностей работника к труду.

Испытывая потребность к
постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне,
носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы
предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу
также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное
и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников,
предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей – с другой.

Рынок труда – совокупность
экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые
услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им
предоставить в обмен на трудовые услуги [6, с. 21].

Механизм функционирования
рынка труда по-разному рассматривается разными экономическими школами.

В западных экономических
теориях рынок труда – это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов.
Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу
функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат
постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики
(П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Ролл), а в 80-х гг. ее поддерживали также
сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.).
Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки,
действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором
служит цена – в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью
заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы,
поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий
капитал) – это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно
маргинальной концепции индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не
понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует,
что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или
уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна,
если на рынке труда существует равновесие [6, с. 37].

Поскольку всерьез
говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями
спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится,
сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и
приводят к несоответствию их теорий с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов,
установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие
информации и т.п.

Выдвигается также тезис о
якобы добровольном характере безработицы. Однако если безработица носит
добровольный характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы
экономического цикла? Выдвигается и тезис о «поиске» рабочего места как
явлении, вызывающем нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что
наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе.
Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4–5%, то все
15%? Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники
неоклассического подхода,– почему все наемные работники в случае превышения их
предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?
[6, с. 41]

Иного подхода к
объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и
монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как
явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М.
Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей
силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется
(особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он
берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной
концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен
извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая
совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги,
государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь,
приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу
по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным
спросом, иначе – объемом производства [6, с. 44].

Как и сторонники
кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего, М. Фридмен)
исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки
их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие
некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные
характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими
нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть,
безработицу.

По мнению представителей
данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными
факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление
государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов,
отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей
силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты
денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать
такие рычаги, как учетная ставка Центрального банка, размеры обязательных
резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что позволит, в
частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом
увеличить занятость в стране [6, с. 50].

Еще один распространенный
теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен
школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в
ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре
рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается
отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка
особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических
групп .

В марксистской
экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его
отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала.
Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды
ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.

Это кардинально отличает
рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в
общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей
силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные
особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства,
будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и
предложения [6, с. 58].

Ни один из перечисленных
выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования
рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

Представляется, что рассматриваемые
концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка
труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается
до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих
случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т.е. после приема
на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.

Другой постулат гласит,
что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так,
поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять
производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит
для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его
удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также
ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма
нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе
труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не
индивидуальных, а коллективных усилий.

Функционально-организационная
структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики
следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и
безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему;
фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи
труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда
встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы
– это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а
покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые
могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется [9, с.
24].

На рынке труда действует
закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.
Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных
рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и
качественным параметрам.

Существовавшая ранее в
нашей стране административно-командная система управления, при которой
государство как собственник основных средств производства централизованно
планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и
перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт
свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной,
основанной на частной собственности экономики и демократических общественных
институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность
существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и
экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь
важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными
интересами человека или нет. Для него значимо другое – иметь человека в полном
и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по
минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это
обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими
массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он
был бы серьезной помехой, хотя его антипод – распределение рабочей силы,
обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику
тоже называется рынком труда.

Рассмотрим взаимодействие
спроса и предложения на рынке труда, а также ситуацию рыночного равновесия.

На динамику рынка труда
оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы
определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем
рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его
половозрастной структурой. В США, например, среднегодовые темпы прироста
населения в период 1950–1990 г.г. сократились с 1,8 до 1%. Это заметно повлияло
на динамику предложения на рынке труда [9, с. 58].

В России среднегодовые
темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно
1% в 70–80-е г.г. до минусовых значений в 90-е г.г. Со стороны спроса главным
фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической
конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на
потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс [9, с. 60]

Для каждого рынка
конкретного вида труда с учетом времени и места кривая предложения труда постоянно
возрастает несмотря на изгиб кривой индивидуального предложения труда.

При условии, когда
продавцы и покупатели рабочей силы являются «прайс-тайкерами»,
рыночная кривая предложения, например водителей, возрастает, а рыночная кривая
спроса определяется кривыми спроса отдельных фирм.

Равновесие на рынке
водителей наступает при ставке зарплаты 7 дол./ч и 200 000 занятых. При
снижении ставки зарплаты ниже равновесной, равной 7 дол./ч, будет наблюдаться
отток рабочей силы с рынка водителей и их дефицит. Для того чтобы в фирмах
выполнялся необходимый объем работ, им придется предлагать дополнительную плату
за выполнение обязанностей водителей работникам других специальностей или
привлекать рабочих из других регионов более высокой зарплатой. Таким образом ставка
зарплаты водителей поднимется до равновесного уровня. При повышении ставки
зарплаты сверх равновесной образуется избыток рабочей силы на данном рынке
труда. В таких условиях часть водителей согласится на работу по пониженным
ставкам зарплаты, другие уйдут с этого рынка. Ставка зарплаты опустится до
равновесной.

Следует заметить, что все
точки на кривой предложения труда, находящиеся выше равновесной ставки
зарплаты, будут сопряжены с избытком рабочей силы на рассматриваемом рынке
труда, а находящиеся ниже этой точки — с ее дефицитом.

На совершенно
конкурентных рынках труда равновесная ставка заработной платы равна предельной
доходности ресурса W = MRP и одинакова для всех фирм, входящих в отрасль.
Каково бы ни было число занятых рабочих, ставка заработной платы остается
неизменной. Предложение труда абсолютно эластично.

В реальной
действительности в рамках общенационального рынка труда функционирует множество
рынков труда по профессиям, регионам и т.д. Они взаимодействуют друг с другом и
взаимно влияют друг на друга. Предложение труда в любой профессии более
эластично в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, поскольку различия в
заработной плате на различных рынках труда влияют на выбор специальности, а
подготовка по ней или переобучение требуют времени.

Рассмотрим два
взаимосвязанных рынка труда: машинисток и операторов. Здесь можно предположить,
что долгосрочные кривые предложения на обоих рынках совершенно эластичны и
одинаковы. Очевидно, что разница между заработной платой машинистки и оператора
в перспективё исчезает. Как только она начнет выравниваться, оба рынка будут
двигаться к долгосрочному равновесию в точках Е3 и е3.
Это объясняется тем, что в долгосрочном периоде с рынка ушли излишние
машинистки (переучившись, они нашли другую работу, уехали в другие регионы,
вышли на пенсию и т.д.), а рынок операторов перенасытился (привлеченные более
высокой зарплатой люди стали активно осваивать эту профессию) и в конечном
итоге относительно равные издержки по подготовке к той и другой профессии
обусловили и равную зарплату машинисток и операторов. Взаимодействие этих двух
рынков создало в долгосрочном периоде оптимальную структуру совокупной рабочей
силы, уменьшив в ее составе количество машинисток и увеличив количество
операторов, при уровне зарплаты, пропорциональной затратам на освоение
профессии.

Необходимо учесть и то,
что каждая единица ресурса получает «вознаграждение», совпадающее с
вкладом этой единицы в доход фирмы. Предположение о том, что ресурсы получают
вознаграждение сообразно их предельной производительности, известно как теория
предельной производительности распределения.

Так, например, если
прополка свеклы в условиях совершенно конкурентной экономики увеличила
количество продукции на 100 кг, а продается она по 0,1 дол. за 1 кг, то дневная
равновесная ставка заработной платы должна быть 10 дол. Как видим,
вознаграждение, которое получает владелец ресурса, равно стоимости предельного
продукта.

Теория предельной
производительности распределения является позитивной экономической теорией.
Согласно принципу’ предельной производительности вознаграждение каждого
рабочего точно равно его вкладу в процесс производства. Если рабочий или
владелец другого ресурса скроет единицу производственного ресурса от рынка, он
потерпит убытки, равные стоимости ресурса, потерянного для экономики в целом.
Нормативная версия теории предельной производительности распределения
выражается старой истиной: «от каждого — по способностям, каждому — по
труду».

На рынке труда существуют
различные неконкурирующие группы определенных профессий. Особой группой
являются работники неквалифицированного труда, не требующего специальной
подготовки. В результате на рынке труда возникают обособленные зоны
взаимодействия спроса и предложения квалифицированного и неквалифицированного
труда (рис. 1.1).

Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь W

Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь D S

Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь W2

Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь D S

W1

Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Q1
Q2

Рисунок 1.1 — Различия в
зарплате высоко- и низкоквалифицированных работников [10, с. 269]

Таким образом, более
высокий доход от предельного продукта MRP, более высокая стоимость товара
«рабочая сила», а также ограниченное предложение квалифицированного
труда обусловливают весьма высокую равновесную зарплату W2 и
относительно низкий равновесный его объем Q1. Наоборот, более низкий
доход от предельного продукта труда неквалифицированного работника и затраты на
его подготовку, а также более широкое предложение неквалифицированного труда
при сокращении спроса на него в условиях развития НТП приводят в совокупности к
тому, что равновесная зарплата будет значительно ниже W1, а
равновесный объем выше Q2.

В этом случае
дифференциация зарплаты имеет объективный характер, стимулирует рост
профессионального мастерства, поощряет более сложные виды трудовой
деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более
высокой квалификации.

Национальный рынок труда
охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает
необходимые ей кадры не только заданного профессионально – квалификационного
состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных
требованиям экономики.

На рынке труда
реализуется возможность:

* свободного выбора
профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными
предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов
и т.д.);

* найма и увольнения
при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в
плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

* независимой и
вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между
регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой
обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему
способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков
высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных
ценностей;

* свободного
движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета
квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного
минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании
верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной
шкале.

В конкурентно-рыночных
отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и
определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в
нем, три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики
(материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и
профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств),
развитие общественных отношений (государственных и классовых структур,
отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу
прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет
собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого
целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности
создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы
научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и
выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы,
обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из
первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень
развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем
значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей
силе в развитых странах мира в эпоху НТР большинство работодателей и
государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные
условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда [7,
с. 94].

Рабочая сила – товар
особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило,
наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей,
реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно
творческие, способности личности [3, с. 94].

Преобладающая общность
интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства –
является важнейшей социально – экономической чертой рыночной экономики,
создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего
общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и
поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по
мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из
ключевых, жизненно важных звеньев социально – экономической системы любой
страны.

Конечной целью рынка
труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных
интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и
обеспечение народного хозяйства необходимыми кадрами; во-вторых, достижение
максимально полной и непрерывной занятости, с учетом потребности в частичной
рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Вывод: рынок труда,
подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма
своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд
существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы
не только макро- и микроэкономические, но и социальные и
социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей
силы – заработной плате.

2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Долгое время считалось, что
вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной
важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в
квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной
системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных
задач государственной политики.

Однако в последнее время всё чаще
звучит мнение, что регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения
трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели
самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда. Однако сегодня эта
свобода все больше ограничивается законами о минимальных зарплатах и
условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности
регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям
эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы
увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям
действовать гибко — а значит, способствуют росту безработицы, особенно
долгосрочной.

В последнее время споры
по этим вопросам разгорелись с новой силой: появились новые
исследования [2, 4, 11], указывающие на то, что жесткое регулирование
рынка труда попросту представляет собой результат введения «гражданских
кодексов» французского образца. Законодательство подобного типа,
ориентированное на государственное вмешательство, заимствовали многие
страны Европы, а затем унаследовали и их бывшие колонии в разных регионах
мира. И напротив, бывшие британские колонии (в том числе США) унаследовали
английскую систему, нормой для которой считается свободное заключение трудовых
соглашений без вмешательства государства. Таким образом, если согласиться
с этими аргументами, речь идет о «предопределенности пути развития»:
жесткое регулирование рынка труда представляет собой не эффективную
реакцию на возникшие конкретные проблемы, а элемент антирыночной правовой
традиции.

Давайте проанализируем эти проблемы
подробнее. Для начала рассмотрим вопрос о том, что собой представляет
регулирование рынка труда, а затем — возможное воздействие регулирования
на уровень зарплат, условия труда и занятость на примере различных
стран и ситуаций. В завершение мы подробнее остановимся
на существующих гипотезах относительно факторов, обусловливающих такое
регулирование.

Первое направление регулирования
рынка труда — это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний
предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах
(регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние
пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях
по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано
с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет
об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации,
об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру,
предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных
представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих
право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств,
призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда
при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах
об охране здоровья работников и технике безопасности [19, с. 27].

За соблюдением этих норм могут
надзирать специальные государственные органы, такие как существующая
во Франции Трудовая инспекция, контролирующая выполнение положений
французского Трудового кодекса. В других случаях за соблюдением этих
законов следят профсоюзы. Наличие в стране сильных профсоюзов способствует
регулированию рынка труда. Таким образом, элементом такого регулирования
являются и законы о профсоюзах и праве на забастовки.

Уровень регулирования рынка труда
в разных странах существенно варьируется. Рисунок 2.1 основывается
на двух индексах — один из них касается законов о «защите
занятости», ограничивающих право на увольнение работников, а второй —
законов о защите прав профсоюзов.

Индекс защиты занятости
составляется из расчета действующих мер, затрудняющих увольнение
работников, в том числе величины компенсации за разрыв контракта и
процедурных ограничений — таких, как необходимость санкции третьей стороны
на увольнение работника. Индекс охватывает договоры о найме
постоянных и временных работников и исчисляется по шкале от 0
до 1. Индекс защиты прав профсоюзов учитывает такие показатели, как
коллективные договоры, предписания о создании советов трудовых
коллективов, запрет на замену бастующих рабочих штрейкбрехерами и легализацию
«забастовок солидарности».

Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Рисунок 2.1 — Защита занятости и
прав профсоюзах в странах — членах Организации экономического
сотрудничества и развития [19, с. 28]

Как видно из рисунка, наименьшие
гарантии занятости наблюдаются в США (индекс для этой страны
составляет 0,2 по шкале от 0 до 1), а наивысший —
в Португалии, где индекс равен 1. Высокий индекс Португалии
свидетельствует о том, что уволить работника там крайне сложно:
законодательство запрещает увольнение без санкции Трудовой инспекции, а
неспособность работника справляться со своими обязанностями
не является объективным основанием для его освобождения
от должности. Великобритания, как мы видим, в этом отношении
ближе к США: законодательная защита работников от увольнения там
развита слабо.

Что же касается защиты
профсоюзов, то наиболее широкими правами они обладают во Франции, а
наименьшими — в Великобритании. Во Франции работодатель
не имеет права пользоваться услугами штрейкбрехеров, коллективные договоры
действуют в масштабе целых отраслей, распространяясь даже на те фирмы
и трудовые коллективы, которые не участвуют в соответствующих
переговорах, спонтанные «дикие» забастовки разрешены законом, а создание
советов трудовых коллективов обязательно. В Великобритании все указанные
права были аннулированы в ходе тэтчеровских реформ. Во Франции
коллективными договорами охвачены до 90% всех работников, а
в Великобритании — только 40%, и это несмотря на то, что
во Франции количество членов профсоюзов составляет меньшую долю
от общей численности рабочей силы. Как показывает рисунок 2.1, эти
два вида регулирования обычно развиваются параллельно — законодательная
поддержка коллективных договоров подкрепляет жесткие меры по защите
занятости.

С 1960-х годов регулирование рынка труда,
судя по всему, ужесточилось, хотя в некоторых случаях с начала
ХХI
в. здесь произошел определенный «откат назад». Динамика этого процесса
в ряде стран — членов Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) отражена на рисунке 2.2. В данном случае
индекс защиты занятости охватывает как постоянных, так и временных работников.
Защита временных работников осуществляется с помощью правил,
предусматривающих, к примеру, их найм в качестве постоянных
работников по истечении определенного периода времени.

 1960-е

 1980-е

 2000-е

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий