Реферат на
тему:ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
ИСТОРИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРИОДА
ПОСТМОДЕРНИЗМАСОДЕРЖАНИЕ
Вступление
1. Истоки «интеллектуальной истории». А. Лавджой
2. Особенности методологии «интеллектуальной истории»
на современном этапе3. Институализация «интеллектуальной истории»
Список литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
На развитие гуманитарного
и в целом научного знания во второй половине ХХ в. – начале ХХI в. решающее влияние оказали как
глубокие общественно-политические изменения, связанные с глобальным
соперничеством политических систем, крахом коммунистической системы, так и
качественные сдвиги в научном осмыслении современного состояния человечества.
Формирование общественных идеалов демократии, культурного плюрализма и рыночной
экономики, научно-техническая революция поставили перед учеными-историками ряд
сложнейших проблем мировоззренческого плана. Это содействовало внесению
существенных коррективов в научную картину мира, систему социальных ценностей,
приоритетов и ориентаций.В конце ХХ – начале ХХI в. наблюдаются новые тенденции в
развитии мировой исторической мысли. Наиболее знаменательной их них является
постепенный перенос внимания исследователей с так называемых «социальных
структур» (экономических, социальных и других процессов) на внутренние –
сознательные. Вследствие этого в поле зрения историков оказались индивидуальное
и коллективное сознание, ментальность, а пространственные рамки сузились к
уровню микропроцессов – исследование личностей, небольших групп и общностей на
предмет восприятия и отображения ими общественного окружения, реакции на него.
Обращаясь к сфере сознания, идей, ментальности, историки оказывались в мире
духовных феноменов, культуры, идеологии, изучение которых требует новых
методологических подходов и инструментария. Именно в этом направлении
подталкивал методологию истории постмодернизм. Историческое знание становится
более обращенным к человеку и его разнообразным общностям, а социальные
процессы отдаляются на второй план, чтобы превратиться в фон, с которым
соотноситься каждая отдельная жизнь или групповой опыт. История дробится на многообразие
индивидуальных и групповых историй, где точкой отсчета становится сознание, идеи
и культура.Идеи постмодерна начали
формироваться в трудах философов и мыслителей еще в 60-х гг. ХХ в., а с 70-х
гг. начали отображаться и в историографии. Обративши внимание на субъективный
характер ощущения реальности и его зависимость от культурного контекста,
теоретики постмодерна считали, что любой образ прошлой действительности несет
преимущественно информацию не о самой этой действительности, а о восприятии ее
в рамках конкретного культурного пространства. Другими словами, историческое
познание преимущественно дает информацию не о реальной действительности, а о
состоянии сознания того человека или группы, которые эту действительность воспринимают
и интерпретируют. Поэтому задачей историка по мнению постмодернистов должен
стать не столько поиск исторической истины, сколько презентация
сконструированного им самим образа прошлого на основе индивидуального прочтения
исторических источников и собственных представлений.Постмодернизм нашел свое
своеобразное отображение в одном из направлений исторической науки – «интеллектуальной
истории», которая приобрела новое дыхание в конце ХХ в. после преодоления
кризиса. Исходя из этого, целью данной работы является анализ
сути и эволюции «интеллектуальной истории» как специфического подхода
в историческом познании, ее теоретико-методологических принципов, нашедших свое
отображение в научной деятельности сторонников данного направления.1. Истоки «интеллектуальной
истории». А. Лавджой«Интеллектуальная
история» как историографическая практика имеет свою длительную историю и
берет свое начало еще в XIX ст. В межвоенный период ее объектно-предметную
сферу охарактеризовал американский историк и философ Артур Лавджой. Его
основной труд «Большая цепь бытия: студии из истории идей» был
опубликован в 1936 г. Он предложил изучать универсальные «идеи-блоки»,
которые странствуют во времени и используются в качестве модулей для анализа
сложных конструкциях разных учений и теорий. Целью исторического исследования
было создание максимально полной биографии идей, их описание на разных стадиях
исторического развития и в разных сферах интеллектуальной жизни, включая философию,
науку, литературу, искусство, религию, политику. В то же время американский
ученый распространил предметную сферу «истории идей» на ментальные
привычки, логику мышления, философскую семантику.Программа А. Лавджоя
предусматривала выяснение понимания того, как возникают и распространяются
новые убеждения и интеллектуальные формы, основывалась на анализе
психологической природы процессов, которые влияют на изменения в популярности и
влиятельности тех или иных идей. Главная задача историка состояла в поиске
ответов на вопрос: почему концепции, которые доминировали или преобладали в
одном поколении, теряют свою власть над умами людей и уступают место другим? В
последующем под «историей идей» понимали определенные автономные
абстракции, которые имеют свою внутреннюю логику, независимую от других
проявлений человеческой активности. В условиях преобладания в западной
историографии 60-70-х годов социальной истории взгляды американского ученого поддавались
критике за игнорирование связи идей с социальным контекстом [2, с. 67].Историографические
взгляды Артура Лавджоя во многом формировались как альтернатива господствующим
в его время в США историческим концепциям. Ни гегелевская парадигма,
объясняющая историю развитием духа, ни ее вариации не устраивали Лавджоя. Не
подходил ему и социоисторизм Джона Дьюи. По мнению Лавджоя, при построении
своей системы взглядов последний опирался на слишком ненадежные основания –
социальные нужды людей. В большей мере Лавджою импонировала дарвиновская идея
эволюции, определявшая тематику философских дискуссий в США в конце XIX –
начале XX века. В рамках эволюционной парадигмы развивались и широко
распространились концепции, применяющие принцип эволюционизма к различным
гуманитарным исследованиям. Оригинальность подхода Лавджоя проявилась в
приложении эволюционных идей к материалу интеллектуальной истории.Вступительная глава в его
сводном очерке «Историография идей» была посвящена рассмотрению
именно методологических и практических аспектов исследования истории идей. В
книге также затрагиваются темы умонастроений, господствовавших в XVIII
столетии, эволюционизма, романтизма (в частности, в Германии в 1870-1930 гг.).
В ряде глав на основе большого эмпирического материала рассматривается
творчество как великих, так и малоизвестных авторов – «Монбоддо и Руссо»
(1933) , «Два мира Колриджа и Канта» (1940), «Мильтон и парадокс
«счастливого падения»« (1937) и т.д. В главах »«Гордость»
в мысли XVIII века« (1921), »«Природа» как эстетическая
норма« (1927), »К вопросу о различении романтизмов» (1924)
прослеживаются исторические корни отдельных понятий, изменения и сдвиги в
семантике, их полисемичность. Интересные материалы представлены в очерках «Китайские
корни Романтизма« (1933), »Первое готическое возрождение и возврат к
природе« (1932), »Сравнение деизма и классицизма» (1932) и др.Лавджой в первую очередь
был практикующим историком и большинство его публикаций имеет дело с конкретным
эмпирическим материалом. Он тщательно работал с исторической фактурой,
отталкиваясь от которой занимался методологической рефлексией. Работая с
конкретными источниками, Лавджой обратил внимание на существование в истории
мысли определенных закономерностей – присутствие в ней сходных элементов. Его
главный вывод состоял в следующем: в основании исторических процессов лежит
система общих представлений, или идей, составляющих ткань мыслительного
процесса и обеспечивающих его преемственность. Другими словами, идеи выступают
связующим звеном в истории человеческой мысли. На основании этих предположений
и выводов Лавджой предложил свой вариант объяснения истории идей и обосновал
целесообразность применения междисциплинарной исследовательской стратегии. Суть
его методологии – в выявлении и прослеживании «идей-единиц» при
одновременном рассмотрении их проявлений в различных областях – философии,
психологии, литературе, искусстве, науке, социальной мысли и т.д.Очерк «Историография
идей» посвящен главным образом рассмотрению междисциплинарного подхода.
Лавджой одним из первых в американской гуманитаристике поднял вопрос о
негативных последствиях узкой специализации в исторических исследованиях. В
университетах интеллектуальная история обычно преподается в рамках различных
областей исторического знания: истории философии, истории литературы, религии,
экономики и т.п. Лавджой убежден, что дисциплинарные границы являются условными
и искусственными и не соответствуют границам реальных исторических явлений,
между которыми существует гораздо больше связей, чем обычно принято полагать.
На практике исследователи, чтобы понять свой предмет, часто вынуждены выходить
за его рамки и обращаться к другим областям знания. Дисциплинарное же
размежевание значительно затрудняет изучение истории, представляет ее в
неполном или искаженном виде.В очерке Лавджой
подчеркивает значимость установления тесных связей между различными областями
знания, нахождения у них точек соприкосновения. Каким образом? В первую
очередь, путем выработки совместной стратегии исследования. В качестве таковой
он предлагает собственную историографическую стратегию – исследование истории
как «истории идей» на основе междисциплинарного подхода. В последнее
десятилетие XX века словосочетания «междисциплинарный подход», «междисциплинарные
исследования» прочно вошли в лексикон научного сообщества. Однако еще в
начале прошлого столетия преобладали тенденции к узкой специализации. Призывы к
междисциплинарному сотрудничеству воспринимались как нечто кардинально новое,
как вызов сложившейся традиции. Другими словами, Лавджой противопоставил
дисциплинарному делению, царившему в то время на факультетах, методологию «единой»
интеллектуальной истории, охватывающей различные виды истории. В своих работах
он затронул новую для того времени проблему междисциплинарного подхода в
исторических исследованиях [5, с. 152-154].В 70-80-е годы XX ст.
история ментальностей и «антропологический поворот» в развитии
исторической мысли повлекли определенное переосмысление истории идей. «Интеллектуальная
история» распространяет свое познавательное поле на весь комплекс идей, проявляющихся
в разные периоды и в разных человеческих общностях. В поле зрения
интеллектуальной истории оказывается общее состояние индивидуального и
коллективного сознания. Она начинает подразумевать исследование всей
интеллектуальной сферы, или, выражаясь другими словами, «изучение прошлых
мыслей» (К. Скиннер). Такой подход превратил ее в междисциплинарную науку,
которая вынуждена опираться на сотрудничество с другими социально гуманитарными
отраслями знаний: она начинает совмещать социологию знания, историю идей,
историю ментальностей, герменевтику. Фактически предметное поле современной «интеллектуальной
истории» является неограниченным – по сути, вся история превращается в
интеллектуальную [2, с. 68].2. Особенности
методологии «интеллектуальной истории» на современном этапеИсторическая наука
переживает в конце XX в. глубокую внутреннюю трансформацию, которая ярко
проявляется и на поверхности академической жизни в трудной смене поколений,
интеллектуальных ориентаций и исследовательских парадигм, самого языка истории.
Современная историографическая ситуация все чаще и все уверенней характеризуется
как постмодернистская. Если сравнить некоторые аспекты историографической
ситуации конца 60-начала 70-х годов с современной, то контрасты между ними
бросаются в глаза. Это прежде всего и главным образом принципиальные различия в
понимании характера взаимоотношений историка с источником, предмета и способов
исторического познания, содержания и природы полученного исторического знания,
а также формы его изложения и последующих интерпретаций исторического текста.
Одним из наиболее заметных знаков перемен стало интенсивное использование в
исторических работах источников литературного происхождения с помощью теорий и
методов, заимствованных из современного литературоведения.Постмодернистская
парадигма, которая прежде всего захватила господствующие позиции в современном
литературоведении, распространив свое влияние на все сферы гуманитарного
знания, поставила под сомнение основ историографии: 1) само понятие об
исторической реальности, а с ним и собственную идентичность историка, его
профессиональный суверенитет (стерев казавшуюся нерушимой грань между историей
и литературой); 2) критерии достоверности источника (размыв границу между
фактом и вымыслом) и, наконец, 3) веру в возможности исторического познания и
стремление к объективной истине.Одной из самых интересных
областей применения постмодернистских теорий сегодня является история
исторического сознания, в предметном поле которой открываются многообещающие
перспективы плодотворного синтеза новой культурной и интеллектуальной истории. «Воссоединение»
истории с литературой пробудило повышенный интерес к способам производства,
сохранения, передачи исторической информации и манипулирования ею. Работа в
этом плане еще только начинается, о ней заявляется главным образом в форме
исследовательских проектов. Тем более важно не упустить из виду эту тенденцию.
Она, в частности, проявилась и в докладах, представленных на уже упоминавшейся
секции XVIII Международного конгресса исторических наук.Так, проблемы
исторической памяти были центральными в сообщении испанского ученого Игнасио
Олабарри, в том числе ключевой и малоизученный вопрос о соотношении
индивидуального и коллективного исторического сознания и их роли в формировании
персональной и групповой идентичности. Во многом сходное направление исследовательского
поиска нашло свое отражение в докладе канадского историка Марка Филлипса,
построенного на анализе качественного сдвига, который произошел в понимании
задач истории и в историографической практике на рубеже XVIII и XIX вв. и
выразился в смещении целевых установок от простого описания прошлого к его
«реактивации» или «воскрешению в памяти» [6].В современной
интеллектуальной истории преобладает стремление объединить усилия всех тех
специалистов, чьи профессиональные интересы связаны с исследованием
разнообразных видов творческой деятельности человека, включая ее условия, формы
и результаты. Хотя это и не отрицает существования более умеренных версий «интеллектуальной
истории», ограниченных изучением исключительно интеллектуальной сферы
сознания, в частности выдающихся лиц прошлого.Следует упомянуть о
трехуровневой структуре исследования в рамках «интеллектуальной истории»,
предложенной французским историком Ж. ле Гоффом. Она включает в себя такие
уровни: 1) история интеллектуальной жизни, являющейся «изучением
социальных навыков мышлении«; 2) история ментальностей, т.е. коллективных »автоматизмов»
в сознании; 3) история ценностных ориентаций («этика человеческих желаний
и стремлений«). »Интеллектуальные историки» пытаются преодолеть
оппозицию между «внешней» и «внутренней» историей идей и
текстов, между их содержанием и контекстом. Истории наук, например, присуща
тенденция сосредоточивать внимание не на готовом знании, а на деятельности,
связанной с его «производством», не на доктринах и теориях, а на
изучении проблем, которые стояли перед учеными.Крупным событием в сфере «интеллектуальной
истории» на переломе XX и XXI веков стала книга профессора социологии
Пенсильванского университета (Филадельфия, США) Рэндалла Коллинза «Социология
философий: глобальная теория интеллектуального изменения« (1998). Книга »Социология
философий» убеждает, что исследовательская работа в области истории идей с
необходимостью предполагает учет сетевых факторов, анализ борьбы отдельных
мыслителей и групп за пространство внимания, изучение специфики и
закономерностей влияния разных организационных основ на соответствующие
перегруппировки интеллектуальных фракций, исследование закономерностей расцвета
и стагнации, идейных заимствований и «идейного экспорта»,
рассмотрение контекста включенности в долговременные интеллектуальные
последовательности. Вполне резонно ожидать поворота интереса исследователей от «личной
биографии« и »исторического контекста» к сетям, сообществам,
структурам пространства внимания, смещению его фокусировки, ритуалам, идеям и
доктринам как символам группового членства, системам покровительства, влиянию
политических и экономических событий на системы поддержки интеллектуальной
жизни. Нечто подобное уже произошло в литературоведении, где центр внимания сместился
от отдельного текста к интертекстуальным связям.
3. Институализация «интеллектуальной
истории»Представители современной
«новой интеллектуальной истории» концентрируют внимание на феномене
самого «исторического текста» и его восприятия читателем. Они
стремятся исследовать историю исторической науки (историографию) посредством
анализа качественных изменений в сознании историков, их практику
историописання, культуру творчества. Значительное место в современной
интеллектуальной истории занимают история философии, науки, политической мысли,
биографистика и тому подобное. Интеллектуальная история ориентирована на
реконструкцию исторического прошлого каждой из областей и форм знания (включая донаучные
и паранаучные) как части целостной интеллектуальной системы, которая на разных
временных этапах переживает трансформацию. С 1994 г. существует Международное
общество по интеллектуальной истории, а с 1996 — выходит журнал
«Intellectual News. Review of the International Society for Intellectional History» [2, с. 69].«Интеллектуальная
история» в конце ХХ – начале ХХI в. нашла свое распространение и в России. С 1998 г. тут действует Центр
интеллектуальной истории, который возглавляет Л. Репина. На сегодняшний момент
исследовательская деятельность Центра определяется его сквозной (от античности
до новейшего времени) генеральной программой «Традиции и творцы
европейской интеллектуальной культуры», целью которой являются
междисциплинарные исследования творческой деятельности и долговременных
интеллектуальных процессов в сфере гуманитарного (и в первую очередь
исторического), социального и естественно-научного знания в их конкретном
социокультурном контексте и на базе интеграции истории идей,
социально-интеллектуальной истории и микроаналитических подходов «новой культурно-интеллектуальной
истории».Основными результатами
работы по программе стали два коллективных труда и пять сборников статей.
Опубликованы коллективный труд «История через личность: историческая
биография сегодня« (М.: »Кругъ», 2005) и три проблемно-тематических
сборника статей: «»Цепь времен«: проблемы исторического сознания»
(М.: ИВИ РАН, 2005.), «Новый образ исторической науки в век глобализации и
информатизации« (М.: ИВИ РАН, 2005); »Мир и война: культурные
контексты социальной агрессии» (М.: ИВИ РАН, 2005); подготовлены к печати
тематические сборники статей «Интеллектуальные традиции Античности и
Средневековья« и »Историческое сознание и культура памяти»,
коллективный труд «История и память: историческая культура Европы до
начала Нового времени» подготовлен и сдан в печать.Полученные участниками
проекта результаты позволяют раскрыть сложные процессы функционирования,
трансляции и трансформации исторических знаний и представлений, формирующих
образы прошлого в коллективной памяти поколений и социальных групп, в странах и
регионах с очень разным историческим опытом, политическими и культурными
традициями. Были уточнены базовые концепты, сформулированы методологические
подходы, выявлены основные характеристики европейского исторического сознания,
образы истории в историографии Средневековья и раннего Нового времени [3].Еще одним центром «интеллектуальной
истории» является Российское общество интеллектуальной истории (РОИИ),
созданное в 2000 г., основной целью которой является содействие развитию в России
междисциплинарных исследований в области интеллектуальной истории истории
всех видов творческой деятельности, мыслительного инструментария, институтов
интеллектуального общения и продуктов человеческого интеллекта, исторического
развития интеллектуальной сферы (включая ее художественные,
гуманитарно-социальные, натуралистические, философские компоненты) в рамках
общекультурной парадигмы. Свои исследования общество публикует в «Вестнике
РОИИ», первое издание которого увидело свет в декабре 2001 г. [4].Идеи «интеллектуальной
истории« широко пропагандировались на страницах журнала »Journal of
the History of Ideas». Так, его главный редактор Доналд Келли в 1996 г.
писал, что под «интеллектуальной историей» следует понимать не раздел
истории, а способ целостного рассмотрения прошлого человечества. Задачей
интеллектуального историка является исследование всех областей человеческого
прошлого по его следам, поддающихся расшифровыванию (как правило, письменным и
изобразительным), предоставив им современный смысл посредством языка. В своих
научных поисках интеллектуальные историки могут обращаться к таким дисциплинам
как экономика, социология, политология, антропология, философия, литература и ее
критика, но одновременно они не должны забывать о собственном задании и о тех
ограничениях, которые налагаются их культурным кругозором и дисциплинарными
нормами [2, с. 68].СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи / Пер. с англ.
В. Софронова-Антомони. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. — 376 с. // http://elenakosilova.narod.ru/studia2/lovejoy.htm.2. Зашкільняк Л. Сучасна світова історіографія. – Львів: ПАІС, 2007. – 312 с.
3. Центр интеллектуальной истории Института всеобщей истории
РАН // http://www.igh.ru/struct/srt_cnt_19.html.4. Российское общество интеллектуальной истории // http://www.igh.ras.ru/intellect.
5. Хлуднева С.В. Об очерке Артура Лавджоя «Историография
идей» // История философии. – 2005. Вып. 12. – с. 152-157.6. Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой
культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории.1996. М.,
1996. с.25-38.