Структурная политика Казахстана

Дата: 21.05.2016

		

Структурная политика Казахстана. Алматы
2008.

Экономический рост — это главная
составляющая устойчивого развития страны и реализация соответствующей
эффективной национальной стратегии позволит решать вопросы обеспечения
экономической безопасности и независимости страны.

Становление реального экономического
суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономики на
траекторию устойчивого экономического роста непосредственно связаны с
выработкой экономического курса, наиболее полно реализующего потенциальные
возможности страны. Эффективное использование имеющегося научно-технического и
производственно-ресурсного потенциалов, высокого общеобразовательного уровня населения
может облегчить Казахстану процесс вхождения в общемировое хозяйство и позволит
вписаться в новую волну научно-технической революции для создания эффективной
национальной экономики.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА представляет
собой систему мер государственного регулирования с целью создания условий для
устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры
народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на
внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.

В большинстве стран важнейшей целью
структурной политики является развитие экспортных отраслей экономики и
повышение национальной конкурентоспособности.

Основными формами
осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в
частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование
некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора,
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для
поддержки государства.

Ее конечная цель — обеспечить
благосостояние членов общества, развитие и эффективное использование
человеческого капитала.

Основным направлением структурной
политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики
страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

Содействие повышению конкурентоспособности
отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и
обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей,
производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

Исправление накопленных структурных
деформаций — реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно
поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок
и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

Завершение трансформации существующих
малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры
государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных
механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты,
отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

Ускоренное развитие и перестройка
экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой
экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных
технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Структурная политика оказывает
воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как
прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может
иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки
или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения
фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в
частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема
(выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Основными факторами, сдерживающими
развитие потенциально конкурентоспособных предприятий являются
:

низкий уровень управления на предприятиях,
связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной
экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки
менеджеров;

низкий уровень интеграции отечественной
экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой
конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно
активным участием Казахстана в деятельности международных экономических
организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;

недостаточное развитие инфраструктуры:
автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

недостаточная гибкость рынка труда,
связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и
недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

В этих условиях первоочередными
задачами структурной политики становятся
:

повышение инновационной активности и
опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

стимулирование экономического роста и
повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку
формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование
других косвенных инструментов;

снижение трансакционных издержек
деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг,
труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской
деятельности;

прекращение прямого и косвенного
субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных
предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация
неэффективного сектора экономики;

стимулирование процессов реструктуризации
и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через
развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и
образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном
содействии развитию малого и среднего бизнеса;

сокращение и оптимизация государственного
сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

повышение эффективности естественных
монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения
контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных
и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных
сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за
поддержанием необходимого уровня инвестиций;

реализация целевых программ развития
инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной
среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в Казахстане,
как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная
политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых
принципов:

конкурентный рынок как главный
регулятор экономического развития;

минимизация и оптимизация
государственного вмешательства в экономику;

открытость экономики;

либерализация экономической
деятельности на микроуровне.

Структурная политика должна быть
направлена на опережающее развитие тех отраслей, продукция и услуги которых
пользуются спросом на мировом рынке, на обеспечение внешних
условий для реализации конкурентных преимуществ через экспорт товаров, услуг и
капиталов, обеспечивая при этом одновременно защиту тех секторов экономики, которые
имеют стратегически важное значение, и привлечение необходимых для экономического
развития страны иностранных товаров, услуг и капиталов.

Для реализации поставленных
целей необходимо решать следующие задачи: создать
условия для диверсификации экспорта и импорта; осуществлять
поиск альтернативных транспортных путей по экспорту нефти для сокращения расходов
на транспортировку, расширение географии рынков сбыта зерна и металлов; осуществить
разумный уровень защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей путем эффективного
применения защитных, развивать взаимовыгодные торгово — экономические отношения
с другими странами;

В области торговой политики действия
Правительства Республики Казахстан должны быть направлены на: проведение
тарифной политики, направленной на диверсификацию экономики и расширение основ
Общего таможенного тарифа государств — членов ЕЭС, совершенствование тарифных и
нетарифных мер регулирования внешней торговли; реализацию долгосрочных программ
экономического сотрудничества; формирование режима свободной торговли в рамках СНГ;
дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках подготовки к вступлению
Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию.

Регулирование деятельности
субъектов естественной монополии направлено на повышение их инвестиционной привлекательности,
стимулирование снижения производственных затрат, внедрение энерго- и ресурсосберегающих
технологий на долгосрочной основе.

 Основной целью государства в сфере
рынка ценных бумаг является развитие его в качестве эффективного механизма перераспределения
свободных финансовых ресурсов в экономике. Фондовый рынок должен стать для хозяйствующих
субъектов полноценной альтернативной системой банковского кредитования и привлечения
дополнительных финансовых ресурсов.

Приоритетными направлениями развития
казахстанского рынка ценных бумаг являются: расширение возможностей инвестирования
на казахстанском рынке ценных бумаг; повышение уровня инвестиционной привлекательности
акций казахстанских эмитентов и негосударственных облигаций; создание
механизмов привлечения сбережений населения в реальную экономику через
коллективные формы инвестирования; повышение уровня уровня экономической грамотности
населения в вопросах инвестирования в ценные бумаги; развитие двухуровневой системы
регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; совершенствование
институциональной и технической инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Политика Правительства в
области инвестиций направлена на: выравнивание условий при инвестировании для иностранных
и отечественных инвесторов; укрепление имиджа Казахстана на внешних рынках
капиталов; рациональное и эффективное использование государственных инвестиций;
увеличение притока частных инвестиций.

В области предпринимательства создаются
условия для его динамичного и качественного развития, особенно в
производственной и научно-технической сферах. Для реализации указанной цели решаются
следующие задачи: обеспечение занятости населения; усиление роли общественных
объединений в вопросах поддержки и защиты предпринимательства; приоритетное
развитие производственного сектора малого предпринимательства; совершенствование
и развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства.

Поддерживается
предпринимательство путем создания бизнес – инкубаторов, предоставление финансовой
поддержки для предпринимательства.

Республика Казахстан одной из первых стран
СНГ стала разрабатывать долгосрочные программные документы
социально-экономического развития.

К примеру, постановлением Правительства
Республики Казахстан от З июня 2005 года утвержден Среднесрочный план социально
— экономического развития Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы, в котором:

Стратегическая задача по удвоению ВВП к
2010 году по сравнению с 2000 годом будет выполняться с опережением почти на
два года, и экономическое удвоение Казахстана будет достигнуто в 2008 году.

Казахстан должен войти в число эффективно
развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан.

Необходимо достичь к 2010 году ВВП на душу
населения более 5800 долларов США, а к 2015 году — порядка 9000 долларов США.

Также была принята Концепция перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, которая определяет
видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во
всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы
экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были
интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение
качества жизни населения Казахстана.

Наряду с системой долгосрочных, пятилетних
и годовых индикативных планов, начата работа по разработке Генеральной Схемы
развития и размещения производительных сил на период до 2015 года, основная
цель которой состоит в сближении уровня и качества жизни казахстанского народа
современным стандартам качества жизни среднеразвитых стран мира. Достижение
этой цели предполагает поддержание высоких и стабильных темпов роста в течение
длительного времени, создание уже в ближайшее время условий для вывода
казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития.

Список использованной
литературы:

1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

2. Закон Республики Казахстан «О
республиканском бюджете на 2008 год».

3. Ходов Л. Государственное регулирование
национальной экономики».Учебник, 2005.

3. Бабашкина А.М.
Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. — М.:
Финансы и статистика, 2003.

4. Государственное
регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. — М., 2001. —
255с.

5. www. minplan.kz

6. www.minfin.kz

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий