информационная теория Симонова: эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели:
Э=П(Ын-Ыс), где Ин -инф. и т.д. Необходимая для удовлетворения потребности. Эмоция возникает только при наличии потребности. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а чел-к обладает необходимой для удовлетворения потребности инф. и т.д. На основе (Ын-Ыс) строится вероятностный прогноз удовлетворения потребности оценка меры незнания. В неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели эмоция страха и тревога развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты. Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности органов чувств, а это приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение из памяти. Достоинством своей теории Симонов считает то, что она категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность, т.к. Э=П(Ын-Ыс) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. , Положительная эмоция возникает только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели удовлетворения потребности. Так, например, спортсмен в случае успеха, т.е. удовлетворения потребности стать победителем соревнований не должен испытать никаких эмоций, если успех им ожидался, радоваться он должен только неожиданному успеху.
Критика: 1 — вопреки утверждениям Симонова люди испытывают радость и при ожидаемом успехе. Главное в возникновении эмоций не недостаток или избыток инф. и т.д. И даже не наличие потребности, а значимость ее для удовлетворения субъекта.(ученики и заболевший учитель).2 — избыточная инф. и т.д. зачем она нужна, если для удовлетворения потребности достаточна Ис равная Ин: почему шахматист должен радоваться только в том случае, если у него есть сколько вариантов постановки мата. 3 — кроме того положительный эмоц. Фон на предстоящую деятельность возникает в связи с невизначеністю прогноза вследствие недостатка или вообще отсутствия инф. и т.д. 4 — с помощью этой формулы, по Симонову, можно определять интенсивность эмоций: для этого нужно измерить лишь величину необходимой и имеющейся информации, а как это человек должен сделать?
11
биологическая теория Анохина: возникновение потребностей приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т.е. что потребность удовлетворена, возникает, положительная эмоция.она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.
Неоднократное удовлетворение потребности, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторный неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.
Акцептор действия механизм оценки и формирования цели дальнейшего действия