Зуйкова Л. П., финансовый директор ГК ICJ Consult, к.
э. н.Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 2, февраль 2011 г.
Средства,
приобретенные для профилактики или лечения животных, нужно хранить с учетом
требований Закона об обращении лекарственных средств. Причем следует помнить,
что с 2011 года данный нормативный акт действует в новой редакции.Правила оборота
Прежде
всего отметим, что российское законодательство не содержит понятия
«ветеринарные препараты». В Законе РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» используется термин «лекарственные средства для животных».Поэтому
основным документом, регулирующим отношения по реализации лекарственных средств,
в том числе предназначенных для животных, яв- ляется Федеральный закон от 12 апреля
2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции Федерального
закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ, действующей с 1 января 2011 года).Об
этом свидетельствуют и нормы Классификатора продукции ОК 005-93 (утвержден
постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301).В
нем ветеринарные препараты входят в группу «Медикаменты, химико-фармацевтическая
продукция и продукция медицинского назначения» (код 93 0000).Если
сельхозорганизация покупает ветеринарные препараты только для использования, какая-то
специальная лицензия ей не потребуется. А вот если она будет торговать ими
(скажем, продавать частным фермерам), такая деятельность признается
фармацевтической (ст. 52 Закона № 61-ФЗ). Вести ее можно только при наличии
лицензии. В противном случае организацию могут оштрафовать на сумму от 40 000
до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Об этом же – в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2009 г. № А19-6893/09, ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2008 г. № А28-10474/2007-505/27.Хранение лекарств
Хранить
средства для лечения животных нужно в строгом соответствии с Правилами, утвержденными
приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н (ст. 58 Закона № 61-ФЗ).В
частности, помещения, предназначенные для хранения медикаментов, должны быть
оборудованы кондиционерами, стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками и
другим оборудованием (п. 5 Правил).Отделка
помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков)
должна быть гладкой, чтобы была возможность проведения влажной уборки (п. 6
Правил).Хранящиеся
лекарственные средства должны быть идентифицированы с помощью стеллажной карты,
содержащей соответствующую информацию (наименование, форму выпуска и дозировки,
номер серии, срок годности, наименование производителя лекарственного средства),
в том числе при помощи кодов и электронных устройств.Лекарственные
средства с ограниченным сроком годности учитывают на бумаге или в электронном
виде с архивацией (п. 11 Правил).Препараты
следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия
на них различных факторов внешней среды (п. 5.4 ОСТ 91500.05.0007-2003).
Лекарства с истекшим сроком годности должны храниться отдельно от других групп
препаратов – в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне (п. 12
Правил).К
хранению лекарств списков «А» и «Б» предъявляются особые требования (п. 5.6 ОСТ
91500.05.0007-2003).Препараты
списка «А» хранят изолированно в запирающихся металлических шкафах под замком.
Медикаменты списка «Б» должны находиться в запирающихся деревянных шкафах под
замком.Если
эти условия не соблюдаются, организация может быть привлечена к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об
административных правонарушениях (подтверждает это постановление Восьмого
арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2010 г. № А75-2990/2010). Штраф за данное нарушение составляет от 30 000 до 40 000 руб.Уничтожение препаратов
Статьей
59 Закона № 61-ФЗ определено, что при уничтожении лекарственных средств следует
руководствоваться Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ
от 3 сентября 2010 г. № 674.Определено,
что изъятию и уничтожению подлежат:1)
недоброкачественные, фальсифицированные препараты;2)
контрафактные лекарственные средства.Непосредственно
уничтожать препараты могут только те организации, которые имеют соответствующую
лицензию (на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально
оборудованных помещениях с соблюдением требований охраны окружающей среды).Налоговый учет
Стоимость
биопрепаратов, медикаментов, а также дезинфицирующих средств, которые
применяются для лечения животных, организации могут списать в целях
налогообложения прибыли в составе материальных расходов. Также можно учесть
стоимость медикаментов, которые сельхозпредприятие приобрело за счет субсидий
(если они в свое время были отражены в составе доходов).Материальные
расходы принимаются и при «упрощенке» (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового
кодекса РФ). Правда, в этом случае списать препараты можно только после их
оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ). Расходы по ветеринарии
указаны и в подпункте 5 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ для
организаций, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог. Такие затраты, как
и при «упрощенке», учитываются в целях налогообложения в момент погашения
задолженности перед поставщиком (письмо Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-11-06/1/41).Стоимость
препаратов, списанных по истечении срока годности, также можно признать в
расходах (письмо Минфина России от 8 июля 2008 г. № 03-03-06/1/397). Правда, это касается лишь тех фирм, которые применяют общий режим.При
спецрежимах действует закрытый перечень разрешенных трат. И в нем не указаны
расходы по списанию просроченных лекарств. Однако стоимость препаратов уже была
включена в расходы в момент их оплаты (как материальные затраты). Если затем
часть лекарств не использована в деятельности, а списана по причине порчи, налоговики
могут посчитать такие расходы не соответствующими требованиям пункта 1 статьи
252 Налогового кодекса РФ. И скорее всего стоимость просроченных лекарственных
препаратов сельскохозяйственной организации, применяющей «упрощенку» или
уплачивающей ЕСХН, придется исключить из состава налоговых затрат.Бухгалтерский учет
Средства,
необходимые для лечения животных, сельскохозяйственные организации должны
отражать на счете 10 «Материалы» субсчет «Ветеринарные препараты». А рыбий жир,
ацидофилин и другие ветеринарно-профилактические добавки – на субсчете «Корма».К
бухучету лекарства принимаются по фактической себестоимости, которой признается
сумма затрат организации на их приобретение, доставку, за исключением
возмещаемых налогов (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных
запасов»).Затраты,
связанные с лечением животных, отражаются по дебету счета 29 «Обслуживающие
производства и хозяйства», а в конце месяца списываются в дебет счета 25. При
этом расход ветеринарных принадлежностей и биопрепаратов оформляют актами, составленными
на основании записей и регистрации по амбулаторному журналу.Акт
подписывает главный ветврач и утверждает руководитель сельхозорганизации.Пример.
В
январе 2011 года сельскохозяйственная организация «Коровка» приобрела
ветеринарные препараты на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). А
израсходовала за месяц препаратов на сумму 20 000 руб. (без учета НДС).Отметим,
что оплата за лекарственные средства была произведена поставщику в безналичном
порядке.В
учете организации бухгалтер записал:ДЕБЕТ
10 КРЕДИТ 60–
100 000 руб. – оприходованы препараты;ДЕБЕТ
19 КРЕДИТ 60–
18 000 руб. – отражен «входной» НДС;ДЕБЕТ
68 субсчет «Расчеты по НДС»КРЕДИТ
19–
18 000 руб. – принят к вычету НДС;ДЕБЕТ
60 КРЕДИТ 51–
118 000 руб. – оплачены активы;ДЕБЕТ
29 КРЕДИТ 10–
20 000 руб. – списаны препараты.Важно
запомнитьРасходы
организации на покупку препаратов для животных принимаются в целях
налогообложения и при общем режиме, и при спецрежимах. Правда, если организация
применяет «упрощенку», уплачивает ЕСХН или использует кассовый метод по налогу
на прибыль, списать стоимость медикаментов на расходы можно только после их
оплаты.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.audit-it.ru/