Потребительская кооперация

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

Экономические проблемы
развития потребительской кооперации в условиях перехода к рынку

Заключение

Список использованных
источников

Введение

Кооперация имеет глубокие исторические корни. Однако заблуждаются
те, кто определяет понятие «кооперация» только (посредством буквального
перевода этого латинского слова как «сотрудничество» и пытается усмотреть
истоки современного кооперативного движения в примерах совместного труда
охотников первобытного общества или рабов Древнего Египта, построивших
знаменитые пирамиды. Здесь происходит, как отмечалось выше, смешение различных
понятий, обозначаемых одним и тем же словом «кооперация».

Кооперация труда действительно существует с древнейших времен. Она
присутствовала и сейчас присутствует во всех отраслях и сферах деятельности,
где люди трудятся совместно. Кооперация же как совокупность объединения людей с
определенными хозяйственными целями возникает только при наличии
соответствующих экономических, социальных и правовых предпосылок, которые
начинают вызревать в наиболее развитых странах Европы лишь с конца XVIII столетия.

Каковы эти предпосылки? Во-первых, на этом историческом отрезке
усиливается промышленная эксплуатация наемных рабочих и служащих, ускоренно
развивается процесс разорения крестьян и ремесленников, частные торговцы
непомерно вздувают цены на товары народного потребления. Все это побуждает
людей труда искать пути выживания, в том числе посредством объединения в
кооперативы для совместной работы на себя, а не на хозяев капитала. Во-вторых,
формально-юридическое обретение гражданами личной свободы дает им право
организовывать добровольные объединения, в том числе кооперативы, для решения
самых различных задач. В-третьих, деятельность кооперативов становится
возможной с развитием кредитно-банковской системы, акционерных обществ и других
достаточно зрелых форм капиталистической экономики.

С самого начала кооперативное движение стало притягательным для
представителей малоимущих и части средних социальных классов. По свидетельству
одного из признанных научных авторитетов в области кооперации шведского
профессора Свена Оке Бека таковым оно продолжает оставаться и в наши дни.

Появлению и становлению первых жизнеспособных кооперативов
предшествовал исторически важный период выработки и распространения идей и
теорий кооперации. Особенно большое влияние на их развитие оказало учение
утопического социализма. Англичанин Роберт Оуэн по праву считается одним из
основоположников кооперативной теории и практики. Большой вклад в разработку и
реализацию идей кооперативного движения внесли многочисленные последователи Р.
Оуэна в Англии, а также ученые и кооператоры — практики социалистической и
несоциалистической ориентации во Франции, Германии, Италии и некоторых других
странах.

Первые потребительские кооперативы стали возникать еще в XVIII веке на территории
Великобритании, ранее других стран вступившей на путь капиталистического
развития, Однако все они оказались поначалу нежизнеспособными и недолговечными.

Отсчет истории современной кооперации принято вести со времени
возникновения в Англии в 1844 году Рочдельского потребительского общества. Его
создали рабочие-ткачи небольшого городка Рочдель, назвав «Обществом
справедливых пионеров». Устав общества был зарегистрирован 24 октября 1844 г.,
а первая лавка открыта 21 декабря того же года. Рочдельское общество существует
и в настоящее время.

Этот и последовавшие его примеру кооперативы положили начало
массовому кооперативному движению потому, что их практическая деятельность
строилась на хорошо разработанной, с учетом опыта предшественников,
жизнеспособной идеологической основе, представлявшей собой систему
взаимосвязанных кооперативных принципов.

Тщательно продуманные и сбалансированные в своей совокупности
рочдельские принципы приспособили деятельность кооператива к сложившимся
«правилам игры» во внешней экономической среде, обеспечив в то же время условия
для достижения специфических кооперативных целей.

К началу 60-х годов XIX столетия в Англии действовало около 460
потребительских обществ, взявших на вооружение принципы работы рочдельских
пионеров. В этих обществах насчитывалось свыше 100 тысяч членов-пайщиков.

Начиная с середины
XIX столетия потребительская
кооперация стала активно развиваться во Франции, Италии, Германии,
скандинавских и других странах. В России первый рабочий кооператив появился в
1864 году, а на территории Белоруссии первые кооперативы были зарегистрированы
в 90-х годах прошлого века.

Процесс
создания и развития кооперативов в мире длиться более 150 лет и сегодня во всех
странах, в том числе с развитой рыночной экономикой, образуются новые
кооперативы различных видов. Поэтому нужно четко представлять весь комплекс
общих исторически сложившихся еще в середине XIX века экономических,
социальных, политических, финансовых, правовых и идеологических предпосылок, а
также конкретных экономических причин, побудивших рабочих, крестьян,
ремесленников, мелких торговцев, чиновников и других представителей средних
городских слоев объединиться для кооперативного предпринимательства.

В настоящее
время в мире действует более 120 видов и разновидностей кооперативов. Их число
превышает 700 тыс., а число их членов более 800 млн.В кооперативном секторе
экономики трудится более 100 млн. рабочих и служащих. С учетом членов семей
кооператоров около половины населения Земли пользуется услугами кооперативных
предприятий в сферах торговли, массового питания, производства, сбыта и заготовок
сельхозпродукции, в строительстве, эксплуатации и аренде жилья,
кредитно-банковском деле, страховании, транспорте, образовании, средствах
массовой информации, науке и т.д.

Экономические
проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку

Как и во всех странах мира, потребительская кооперация Беларуси не
относится ни к государственному, ни к частнопредпринимательскому секторам
экономики. Она функционирует и развивается как самостоятельная, автономная
общественно-хозяйственная структура в соответствии с общепризнанными мировым
сообществом кооперативными принципами и ценностями. Кооперативная собственность
является разновидностью частной.

Вместе с тем независимость и автономия кооперации носят
относительный характер. Кооперация как хозяйственная организация является
органической частью экономической системы той или иной страны, а кооперация как
общественная организация — столь же неотъемлемая составляющая
общественно-политической системы конкретного государства. Поэтому в зависимости
от политических, экономических, социальных и культурных условий, исторического
опыта и национальных традиций каждой страны их кооперативные организации имеют
свои особенности. Кооперативные организации действуют в рамках законодательства
страны, в том числе законов о кооперации. Они занимают свою, исторически
сформировавшуюся нишу в общественно-экономической системе, выполняя важную
социальную функцию.

Известно, что в дореформенный период государство, осуществляя
руководство обществом, управляло посредством применения (приоритетно)
императивных методов воздействия на различные общественные структуры, в том
числе и на систему потребительской кооперации.

В условиях проводящихся ныне реформ на смену государственному
управлению пришло государственное регулирование. Для решения принципиальных
вопросов, выработки концептуальной модели взаимоотношений государства и
потребительской кооперации необходимо дифференцировать эти два понятия,
раскрыть их сущностное содержание. Если государственное управление
потребительской кооперацией ранее всегда исходило из необходимости постоянного
и непосредственного (прямого) вмешательства государственного аппарата в
функционирование кооперативных организаций, то в условиях рынка главные
ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью
(автономностью) этих организаций. В то же время между государственным
управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по
целевому назначению, так как регулирование — непременный элемент
государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя,
государство регулирует, а регулируя — управляет. С определенной долей
условности можно утверждать, что государственное управление традиционно
связывается с наличием у его субъектов подчиненных объектов, а государственное
регулирование — с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты.

Характерным для рыночного самоуправления является то, что оно
дополняется государственным регулированием рыночной экономики. Это означает,
что государство вмешивается в экономику лишь тогда, когда не срабатывает
механизм рыночного самоуправления. Необходимость государственного регулирования
связана с тем, что рыночное самоуправление не решает всех проблем. Оно
содействует соблюдению интересов обособленных субъектов рыночной экономики, но
не обеспечивает решения задач развития экономики как народнохозяйственной
системы. Кроме того, рыночное самоуправление само по себе не в состоянии
гарантировать социальную защищенность нетрудоспособных и социально слабых слоев
населения.

Между потребительской кооперацией и иными экономическими системами
существуют реальные взаимоотношения, которые включают как совпадение целей,
интересов и действий, так и конфликты и индифферентные отношения. Хозяйственные
системы могут эффективно реализовать цели и задачи, обусловленные их социальным
назначением, если будет достигаться правильное соотношение их связей и
автономности. Безусловно, определить данное соотношение весьма трудно, поэтому
особая роль при этом должна отводиться государственному регулированию. Именно с
этих позиций правомерно требовать государственной поддержки предпринимательской
деятельности потребительских обществ и их союзов.

Государственное
регулирование выражает общегосударственные интересы и обеспечивает единство и
целостность экономики и ее системы управления. Это достигается путем разработки
обязательного для всех субъектов рыночной экономики законодательства.

Государство осуществляет в отношении деятельности кооперации
предусмотренные законодательством меры регулирования и контроля. Характерно в
этом отношении содержание соответствующей статьи Конституции Италии:
«Республика признает социальную функцию кооперации, имеющей характер
взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон способствует ее
росту наиболее подходящими средствами и обеспечивает контроль за ее характером
и целями». В Конституции Республики Беларусь (статья 13) подобное положение
сформулировано следующим образом: «Государство осуществляет регулирование
экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает
направление и координацию государственной и частной экономической деятельности
в социальных целях».

В отечественной истории не раз возникали идеи объединения
государственного и кооперативного секторов экономики под видом ликвидации так
называемого параллелизма в работе, высказывались суждения о кооперации как о
якобы недостаточно прогрессивной форме хозяйствования и т.п. Однако известен
лишь один непродолжительный период — годы «военного коммунизма», когда система
потребительской кооперации (Центросоюз) была лишена самостоятельности и
находилась в непосредственном подчинении государственного органа — Наркомпрода.
С 1921 г. потребкооперация была высвобождена из-под этой опеки.

В мировой практике также имеются прецеденты радикального преобразования
кооперации. В 1980 годах был упразднен Союз потребительских обществ Польши.
Этот шаг повлек за собой растаскивание кооперативного имущества и резкое
ухудшение обслуживания населения. Спустя некоторое время Польский национальный
кооперативный союз был с помощью МКА создан заново. Вот как прокомментировал
данный факт президент МКА Ларс Маркус в своем послании от 23 сентября 1991
года: «Реформаторы, обладающие властью, но не понимающие характера
кооперативного движения, в нескольких случаях нанесли тяжелый урон
потребительским кооперативам. Я уже получил выражения крайнего сожаления и
просьбы о содействии в возрождении кооперации от государственного министра
Польши».

В последние годы повышенное внимание кооперативному сектору
экономики уделяется со стороны Организации Объединенных Наций. Генеральная
ассамблея ООН приняла ряд специальных резолюций, в которых выражается поддержка
самостоятельного развития кооперации, содержится обращение к правительствам
стран мира с просьбой рассмотреть с участием кооперативных союзов
соответствующих стран вопросы необходимых изменений и дополнений в
законодательные акты с целью обеспечения более благоприятных условий для
развития кооперации

В условиях «шокового» перехода к рынку в начале 90-х годов
хозяйственная практика достаточно стремительно и болезненно столкнулась с
массой проблем, и в частности с проблемой кардинального преобразования
правового механизма осуществления регулирующего воздействия общества на
протекание экономических процессов. Быстрое разрушение существовавших
хозяйственных и правовых основ и объяснимое в этих условиях отсутствие новых
породили иллюзию, базирующуюся на идеях господствовавшего тогда «экономического
романтизма» об исключительно созидательных возможностях саморегулирующегося
рынка. В теоретико-правовых построениях это проявилось в чрезмерной переоценке
роли частного права в осуществлении регулирующего воздействия на хозяйственную
практику. Здесь нет противоречия с высказанными нами соображениями о
необходимости приоритета частноправовых методов регулирования над
публично-правовыми в системе потребительской кооперации. Вопрос заключается
лишь в их пропорциональном соотношении.

Нам представляется, что попытка осуществить правовое регулирование
посредством лишь норм диспозитивного характера в условиях непрекращающейся
дестабилизации общественной жизни является малоэффективной. Регулирование
экономики преимущественно средствами частного права ведет к минимизации
использования публично-правовых средств и создает предпосылки для роста криминальных
тенденций, злоупотреблений в кредитной, налоговой, валютной и других сферах
хозяйствования. К наиболее пагубным последствиям эта попытка может привести в
переходный период, когда во многих секторах экономики существует своеобразный
правовой вакуум — отсутствуют соответствующие материальные и процессуальные
инструменты, их реализация.

Аргументом в пользу необходимости активного использования
государственного регулирующего воздействия на экономику в переходный период
служит обобщенный опыт выхода экономики многих стран из кризиса. Общество, как
и человек, должно в сложной ситуации мобилизовать и сконцентрировать свои силы
и рационально их использовать. Единственным мобилизующим и объединяющим органом
может быть здесь только государство, что вытекает из его природы. Оно выступает
«публичной организацией, представляющей общий интерес и осуществляющей
управление делами общества от его имени и в его интересах». Так, правительство
США, возглавляемое Ф. Рузвельтом, использовало силу государства для реализации
политики «нового курса», которая позволила выйти из трудностей, возникших в
период «великой депрессии» (1929-1933 гг.) и в годы второй мировой войны.

Благодаря активному государственному участию в экономической
деятельности общества была быстро восстановлена разрушенная войной экономика
Европы, достигнуто «экономическое чудо» в Японии и Южной Корее.

Применительно к условиям хозяйствования, сложившимся в России,
насущной задачей является осуществление перехода от преимущественно
публично-правовых методов управления к гармоничному сочетанию частно-правовых и
публично-правовых. При этом важно, способствуя развитию саморегулирующихся
начал рынка, сохранить регулирующую роль государства в ключевых отраслях
экономики, в том числе и в секторе потребительской кооперации.

Кооперативные ценности и принципы — это совокупность идей,
определяющих характер деятельности кооперации, ее цели, задачи, основные пути и
средства их решения.

Наиболее общие из этих идей представляют собой общепризнанные
постулаты социально-нравственного характера, такие как взаимопомощь,
демократия, равенство, солидарность, справедливость, честность и др. Их принято
называть кооперативными ценностями. По существу, это общечеловеческие ценности,
сознательно отобранные и положенные в основу деятельности кооперативов.

Однако для реализации этих общих идей необходимы более конкретные
ориентиры, обобщенные и выверенные кооперативной практикой. В качестве таковых
выступают кооперативные принципы. Прежде чем перейти к рассмотрению содержания
каждого из кооперативных принципов, следует отметить наиболее важные общие их
черты и закономерности проявления.

Первое. Некоторые теоретики кооперативного движения трактуют
кооперативные принципы как составную часть кооперативных ценностей, занимающую
более конкретный уровень в совокупности идей, определяющих кооперативную
идеологию. Как представляется, такая трактовка вполне правомерна.

Второе. Кооперативные принципы охватывают все стороны
кооперативной деятельности и образуют систему. Они внутренне взаимосвязаны.
Каждый принцип дополняет и ограничивает другой.

Третье. Система кооперативных принципов является узловым звеном,
выражающим и определяющим социально-экономическую сущность кооперации, главным
инструментарием теории и практики кооперативного движения.

Четвертое. Кооперативные
принципы проявляются в деятельности кооперативов во всей своей совокупности,
т.е. специфическая природа кооператива идентифицируется посредством
кооперативных принципов. Однако интенсивность, формы и методы проявления,
степень приоритетности того или иного из них зависят от конкретных
экономических, социальных и политических условий, исторических и национальных
традиций.

Потребительская кооперация является старейшей ветвью
кооперативного движения. Она возникла и получила широкое развитие на основе
опыта Рочдельского потребительского общества, семена идеологии которого дали
всходы и на белорусской земле.

В начальный период немногочисленные и экономически слабые
кооперативы Белоруссии работали разобщенно. Их организационно-хозяйственные
связи носили спорадический характер. Кооперативное движение активизировалось с
началом первой мировой войны. Рост цен, инфляция, развал народного хозяйства и,
другие вызванные войной бедствия стали в экстремальных условиях дополнительным
стимулом роста численности потребительских кооперативов как, средства
выживания. Если в 1906 г. в Беларуси насчитывалось 41 потребительское общество,
в 1912 — м — 137, то в 1917 г. их стало 359. Созрели объективные предпосылки
объединения потребобществ для более эффективного решения своих задач. Этому
благоприятствовал и изданный Временным правительством России в марте 1917 г.
закон «О кооперативных  товариществах и их союзах».

На состоявшемся 20-22 июня 1917 г. в г. Минске съезде
представителей кооперативных обществ рыло принято решение об образовании Союза
потребительских обществ Минского района. Район в ту пору охватывал всю Минскую
и часть Виленской губерний, Полоцкий уезд Витебской и часть Могилевской
губерний. Союз потребительских обществ Минского района, который в 1918 г. был переименован
и решением Минского окружного суда зарегистрирован под названием «Центральный
союз потребительских обществ Белорусского края», положил начало
обще-белорусскому союзу потребительских обществ. Дата 22 июня 1917 г. является
днем основания Белкоопсоюза, который в дальнейшем развивался как единая
кооперативная система, объединяющая все потребительские общества на территории
республики.

Белорусский союз потребительских обществ прошел сложный путь
развития. В период 1918 — первой половины 1930-х годов он, как и весь
кооперативный сектор экономики России, затем СССР, претерпел ряд радикальных
преобразований и реорганизаций. К концу этого периода определилась главная
сфера деятельности потребкооперации — обслуживание сельского населения страны.
Вплоть до середины 1980-х годов интенсивно создавалась и модернизировалась
материально-техническая база кооперации. Одновременно шел процесс
совершенствования управления кооперативным хозяйством.

До 1920-х годов включительно почти повсеместно существовали
однолавочные кооперативы. В период коллективизации сельского хозяйства решалась
задача; каждому колхозу, совхозу — свой кооператив. В 1930-х годах начался
процесс укрупнения потребительских обществ, которые, как правило, стали
функционировать в границах сельсоветов. Процесс укрупнения первичных
кооперативов в наши дни завершился созданием районных потребительских обществ
(райпо).

Сегодня Белорусский союз потребительских обществ представляет
собой, с одной стороны, крупную общественно-массовую организацию, объединяющую 1,8
млн. членов-пайщиков, а с другой — многоотраслевой хозяйственный комплекс,
располагающий разветвленной сетью предприятий торговли, общественного питания,
хлебопечения, заготовок и промышленной переработки сельскохозяйственной
продукции и сырья, имеющий собственные строительные и транспортные организации,
другие предприятия инфраструктуры, учебные заведения. В систему Белкоопсоюза
входят в общей сложности более 1150 юридических лиц. Сбалансированное, в
основном трехзвенное управление, сочетающее его территориальную и отраслевую
формы, позволяет обеспечивать эффективное функционирование всей системы.

Этапы развития кооперативного сектора экономики получили
достаточно широкое отражение в специализированных изданиях, в том числе в
упоминавшейся выше книге «Потребительская кооперация Белорусской ССР», а также
в документах Правления Бвлкоопсоюза информационного характера. Здесь же, в
контексте ведущей темы, представляется  важным отметить следующее.

Известно, что развитие общественного производства на путях прогресса
экономической эффективности сопровождается наряду с увеличением численности
предприятий, процессом его концентрации. Это одна из важнейших
политико-экономических закономерностей развития. В зависимости от
конкретно-исторических условий концентрация осуществляется в различных формах:
укрупнения предприятий, комбинирования, централизации производства и капитала и
т.д. Новейшей формой концентрации, в полный голос заявившей о себе в
экономически развитых странах мира в 1950-х годах, выступает диверсификация.
Диверсификация — это процесс объединения в рамках единой системы (корпорации)
различных, технологически не связанных между собой, разноотраслевых
предприятий, фирм, экономических учреждений, видов деятельности и услуг. С ее
помощью достигается повышенная финансовая устойчивость и прибыльность субъектов
рынка, их способность к дальнейшему росту. Диверсификация признана важным
фактором развития современного рынка. Она формирует его структуру.

Если проанализировать характер развития потребительской кооперации
Беларуси с позиций отмеченной закономерности то вполне логично представляется,
что последовательное укрупнение потребительских обществ, объединение их в союзы
и централизация управления, наращивание производственного потенциала как за
счет развития отдельных предприятий, комбинирования, так и посредством
диверсификации отвечает основным тенденциям развития мирового хозяйства. Отсюда
следует важный вывод о том, что кооперативный сектор экономики — это не некая
второстепенная, вспомогательная или ершенная хозяйственная структура, как
иногда можно еще  услышать, а естественный неотъемлемый  элемент и полноправный
субъект современной рыночной экономики.

Вместе с тем и в этом вопросе проявляется
кооперативная специфика обусловленная социально-экономической природой
кооперации, что подтверждается и на примере развития тех же процессов
диверсификации, В экономике стран Запада диверсификация явилась следствием
прежде всего стремления крупного капитала, господствовавшего до этого в
традиционных отраслях экономике, сохранить положение посредством проникновения
в новейшие и наиболее прибыльные отрасли. Побудительным же мотивом к
диверсификации для потребительской кооперации всегда являлась необходимость
оказывать членам-пайщикам и населению услуги, в которых они остро нуждаются,
причем, что, пожалуй, является главным, по приемлемым ценам.

Современное многоотраслевое хозяйство потребительской кооперации
Беларуси по своим масштабам и техническому уровню, конечно, несравнимо с тем,
что оно представляло собой в 1920-х годах. Однако и сейчас по характеру
деятельности, по «набору» отраслей первостепенная его цель — обслужить
население. Это вытекает из главной функции кооперации — социальной.

Сегодня Белкоопсоюз является крупной диверсифицированной
хозяйственной системой. Это придавшего деятельности универсальный характер,
способствует повышению финансовой устойчивости, позволяет содержать убыточную
сеть сельских магазинов и автолавок, обеспечивать спрос обслуживаемого
населения на разнообразные товары и услуги.

В свете вышеизложенного представляются некорректными и весьма
поверхностными суждения о том, что Белкоопсоюз якобы является монополией.
Современная социально-экономическая реальность такова, что потребительские
кооперативы большинства стран мира с высокоразвитой рыночной экономикой
объединены в общенациональные союзы, которые отнюдь не квалифицируются как
некая монополия. Кооперативный союз Швеции, к примеру, объединяет 2,3 млн.
членов-пайщиков (население страны — 8,5 млн. человек). Его отличает высокая
степень централизации управления хозяйственной деятельностью, 65 процентов
потребительских обществ полностью передали свои хозяйственные функции
Кооперативному союзу страны.

Специфика кооперативного капитала обусловлена двойственной
природой кооперации. Наиболее рельефно это проявляется в деятельности
потребительских кооперативов.

Кооператив представляет собой, с одной стороны, социальное
объединение людей, главной целью которого является удовлетворение экономических
и иных потребностей своих членов, применительно к потребкооперации республики —
удовлетворение потребностей в товарах и услугах. Этим потребительские общества
отличаются от акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и
других хозяйственных объединений, главная цель которых — максимизация дохода
(прибыли).

С другой стороны, экономическим инструментом достижения указанной
выше главной цели потребительского общества являются создаваемые
потребобществом предприятия: магазины, столовые, хлебозаводы,
заготовительно-перерабатывающие предприятия и т.д. и т.п. Кооперативные
предприятия, как и предприятия всех иных форм собственности, находятся в единой
системе рыночных отношений, под воздействием общих для всех объективных
экономических закономерностей и базовых хозяйственно-правовых норм. В силу
этого они могут успешно функционировать лишь при условии экономически
эффективной работы на принципах хозяйственного расчета.

Хотя прибыль не является главной целью деятельности
потребительской кооперации, однако как важнейший показатель экономической
эффективности она является непременным условием нормального функционирования
кооперативного предприятия (капитала), а следовательно, и достижения главной
цели кооператива: обслуживания своих членов. Профессор А. Чаянов выразил это
положение следующей афористичной формулой: «В кооперации капитал — слуга, а не
хозяин».

Это основное
отличительное свойство кооперативного капитала проявляется в различных аспектах
практической деятельности кооперации.

Возьмем такой важный элемент хозяйствования, как распределение
прибыли. Согласно одному из семи основополагающих кооперативных принципов,
установленных Декларацией МКА о кооперативном соответствии, при распределении
остающейся в распоряжении кооперативов прибыли приоритет отдается целям
развития кооперативов. Члены кооперативов, как правило, могут получать лишь
ограниченную компенсацию на свой паевой капитал. Весьма примечательно, что в
социальных, в том числе нормативных, документах Международного кооперативного
альянса отсутствует понятие «дивиденды». В модельном Законе «О кооперативах и
их объединениях (союзах)», принятом Межпарламентской ассамблеей государств —
участников СНГ, часть доходов кооперативов, которая может распределяться между
их членами, называется «кооперативными выплатами». Это не случайно.
Экономическая категория «дивиденды» — определяющая функция предпринимательского
капитала, имеющего своей главной целью получение максимальной прибыли, и
использование ее в кооперативной практике неправомерно.

Одной из существенных форм проявления специфичности кооперативного
капитала является также создание в кооперации неделимых фондов, представляющих
собой часть имущества потребительских обществ и их союзов, которая не подлежит
распределению между пайщиками. В кооперативном законодательстве и в уставах
кооперативных организаций большинства стран мира предусматривается, что в
случае ликвидации потребительского общества имущество его неделимого фонда
разделу между пайщиками не подлежит, а передается другим потребительским
обществам или союзам.

Неделимый фонд выступает в качестве коллективного капитала,
которого нет и не может быть в акционерных обществах и других хозяйственных
объединениях, не говоря уже о частнопредпринимательских структурах. По своей
социально-экономической сущности он призван обеспечить устойчивость деятельности
кооперации как социального достояния многих поколений членов-пайщиков,
способствовать тем самым достижению долговременной цели получения экономических
и социальных услуг, ради чего, собственно, и создаются кооперативы.

В исторических условиях нашей страны одним из важнейших проявлений
социальной функции потребительской кооперации стало обслуживание пайщиков —
жителей малых и отдаленных деревень. Примерно половина расположенных в сельской
местности магазинов, в том числе автомагазины, лавки на дому, — экономически
убыточны. И в целом уровень рентабельности кооперативной торговли не превышает
одного процента. Поэтому содержать убыточные предприятия приходится за счет
общих результатов деятельности кооперации. Это также специфическая особенность
функционирования кооперативного капитала.

Если учесть, что для нормальной жизнедеятельности потребительской
кооперации необходимо планомерно развивать и обновлять материально-техническую
базу кооперативного хозяйства, в том числе и убыточных предприятий, а с другой
стороны, экономическая эффективность даже самых рентабельных кооперативных
отраслей и производств имеет весьма ограниченные объективные пределы, легко
представить, в каких непростых условиях ведут работу предприятия и организации
потребительской кооперации. Именно по этой причине выплаты пайщикам на их
паевые взносы носят сугубо символический характер.

В свете вышеизложенного следует рассматривать сущность
государственной поддержки, которая оказывается потребительской кооперации. Это
не некая благотворительная акция по отношению к кооперации, а объективно
необходимая мера для сохранения и стимулирования исторически сложившейся
системы социально полезной деятельности. Не будь такой поддержки, государству
пришлось бы дополнительно взять непосредственно на себя решение многих
социальных задач со значительно большими, как правило, совокупными затратами.
Данное положение нашло свое отражение в документах Организации Объединенных
Наций, в частности в докладе генерального секретаря ООН на 49-й сессии
Генеральной ассамблеи ООН «Место и роль кооперативов с учетом новых
социально-экономических тенденций».

Деятельность кооперативных организаций основывается на нормах
демократии, которые органически вытекают из сущности кооперативов,
представляющих собой объединения людей, а не капиталов, Это четко зафиксировано
уже в самом определении кооператива как организации лиц, ставящих целью
удовлетворение своих потребностей с помощью совместно владеемых и
демократически управляемых предприятий.

Ключевые понятия, черты и признаки кооперативной демократии,
ставшие общепризнанными в мировом кооперативном движении, выработаны
коллективной мыслью и выверены многолетней практикой. Основные из них
следующие: добровольность вступления в организацию и выхода из нее; равенство
без дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической и
религиозной принадлежности; выборность органов управления и контроля, которые
являются подотчетными членам кооператива (союза кооперативов); равноправие при
голосовании (один член — один голос).

Демократическое управление деятельностью кооперативных организаций
и демократический контроль за этой деятельностью означают кооперативное
самоуправление и являются сердцевиной системы отношений в кооперации, ее
родовым признаком как общественно-хозяйственной организации.

Сущность и основополагающие нормы кооперативной демократии
сформулированы в Декларации о кооперативном соответствии (идентичности).
Вопросы демократических основ деятельности потребительской кооперации, в том
числе кооперативного самоуправления, постановки организационно-кооперативной
работы, детально разрабатываются в уставах потребительских обществ и
потребсоюзов, в специальных инструкциях, положениях, рекомендациях и других
внутрикооперативных нормативных актах. Они также широко отражены в литературе
по кооперативной тематике, являются предметом изучения в кооперативных учебных
заведениях в рамках курса «Основы кооперативного строительства».

Учитывая все это, представляется необходимым рассмотреть вопросы
кооперативной демократии проблемного характера, особенности их разрешения в
современных условиях.

На первое и главное место здесь следует, пожалуй, поставить
проблему участия пайщиков в демократическом процессе управления делами
кооперации. Забота об укреплении членской базы, о повышении роли и активности
членов-пайщиков, как явствует из документов МКА, является одной из
первостепенных задач в деятельности кооперативных организаций всех без
исключения стран. Пайщик — определяющая фигура в кооперации. Без пайщиков нет и
кооперации.

Однако в нашей практической деятельности и документах, отражающих
эту важную проблему, возможность ее успешного решения зачастую ассоциируется в
основном с формами работы, преобладавшими на первоначальных этапах развития
кооперации, со сферой так называемой непосредственной, или прямой, демократии.
Между тем уже простое количественное увеличение пайщиков потребобщества
порождает условия, ставящие объективные пределы участию каждого из них в
процессе непосредственного управления кооперативом. Эти пределы становятся еще
более жесткими и очевидными в условиях деятельности крупных многоотраслевых
кооперативных союзов в современной рыночной среде, роста централизации
управления, предельно усложнившихся хозяйственно-финансовых и иных отношений.
Поэтому нельзя не согласиться с теми представителями кооперативной мысли, в том
числе упоминавшимся выше Гансом — Г. Мюнкнером, которые прямо указывают, что
сегодня в организациях с относительно большим членством неэффективно, да и
нереально позволять каждому отдельному члену общества непосредственно
участвовать в управлении и принятии решений. Они могут реализовывать свое право
опосредованно, путем выражения своего мнения и голосования.

В этой связи чрезвычайно важное значение в
реализации принципов кооперативной демократии в современных условиях
приобретает практика делегирования полномочий, как правило, многоступенчатая, а
также система взаимоотношений и взаимодействия представительных и
исполнительных органов управления, действующая ныне система в целом
обеспечивает необходимый уровень функционирования потребительской кооперации
республики. Вместе с тем требуется и известная ее корректировка, которую можно
будет произвести после принятия закона о потребительской кооперации.

Но уже сейчас ясно, что в системе кооперативного самоуправления значительно
возрастает роль уполномоченных потребительских обществ, которые становятся
главным связующим звеном между пайщиками и всеми уровнями управления
потребкооперации. Следовательно, одной из важнейших задач является создание
пайщикам необходимых условий для избрания своими представителями наиболее
авторитетных, пользующихся доверием, подготовленных и социально активных членов
кооператива.

Другой, не менее важной задачей в деле поддержания
надлежащего уровня кооперативной демократии было и остается предоставление всем
членам кооператива возможности свободного выражения своего мнения и предложений
по вопросам улучшения кооперативной деятельности. После соответствующего
анализа и учета реальных возможностей данные предложения, оформленные в виде
наказов пайщиков, подлежат исполнению.

Эффективной остается и такая форма участия пайщиков в
кооперативном самоуправлении, как общественные комиссии по контролю за
деятельностью кооперативных предприятий. Их работу необходимо совершенствовать.

Следует также иметь в виду, что в связи с
преобразованием райпотребсоюзов в райпо намного возросла роль кооперативных
участков, повысилось значение работы с пайщиками и населением.

Отмеченные формы и методы работы, разумеется, при должном уровне
ее постановки, в своей совокупности вполне достаточны для обеспечения
эффективного участия пайщиков в управлении делами кооперации. При этом не
следует каждого пайщика, что называется, «притягивать за уши» к рулю
самоуправления, тем более против его желания. Ведь главная и достаточная для
большинства пайщиков форма участия в деятельности потребительского общества,
помимо свободного права голоса, — приобретение товаров в кооперативных
предприятиях и пользование другими услугами, а следовательно, показатель такого
участия — количество и. качество данных услуг, уровень обслуживания.

Сложность управления кооперативными организациями
в современных условиях породила еще один вопрос кооперативной демократии
проблемного характера, заслуживающий повышенного внимания. Дело в том, что
поддержание должного уровня управления и обеспечение высокой экономической
эффективности требуют, чтобы во главе кооперативных организаций находились
управленцы-профессионалы высокого класса. Из-за отсутствия в достаточном
количестве таких работников в среде кооператоров в ряде кооперативных
организаций стран Запада пошли на обособление и сосредоточение функций
менеджмента в руках наемных управляющих кооперативами и их союзами, которые
пришли со стороны и не знакомы с культурой кооперативного движения. Выборные же
органы этих кооперативов и их союзов оставили в своих руках лишь общие властные
и контрольные функции. Все это порождает немало проблем.

Думается, что с учетом наших исторических,
культурных и иных традиций нам не следует ни сейчас, ни в обозримом будущем
идти на подобного рода обособление функций управления. У нас имеется широкая и
динамичная база для воспитания управленцев высокой квалификации из числа
членов-пайщиков. Подтверждением тому является кадровый состав наших
руководителей и специалистов, сложившаяся современная система кооперативного
образования. Так, более 95 процентов председателей и членов правлений районных
потребительских обществ, областных и республиканского потребсоюзов родились в
деревнях или райцентрах, они не только сами смолоду стали пайщиками, но и их
родители, как правило, были пайщиками. Эти люди хорошо знают социальную среду,
в которой работает потребительская кооперация, более 80 процентов из них прошли
подготовку в кооперативных учебных заведениях.

Заключение

В заключение выбранной темы правомерно сделать вывод о том, что
потребительская кооперация Республики Беларусь на всех этапах становления и
роста представляла собой социально ориентированный, динамично развивающийся
сектор экономики и в этом качестве сыграла выдающуюся роль в преодолении
вызванной войнами и революциями хозяйственной разрухи, стала одним из
необходимых элементов системы жизнеобеспечения населения страны.

Однако роль и
значение потребительской кооперации республики не ограничиваются только
экономикой, хотя она была и остается главной сферой кооперативной деятельности.
Потребкооперацией немало также сделано в культурно-просветительной области.
Получившие широкое распространение в 1920—1930 гг. кооперативные избы-читальни,
красные уголки, уголки матери и ребенка, выпуск периодических изданий, таких,
как журнал «Кооперативная жизнь», газеты «Белорусский кооператор»,
«Кооперативный листок» и других, организация на селе киноустановок, курсов
ликбеза и т.д. имели большое значение в деле подъема общеобразовательного и
культурного уровня населения. По мере успешного разрешения этой проблемы на
государственном уровне культурно-просветительная работа потребкооперации
трансформировалась в современную систему кооперативного образования.

Потребительская кооперация внесла свой вклад в решение в нашей
стране и такой острой социальной проблемы, как ликвидация дискриминации в
отношении женщин. Сейчас в потребкооперации республики более половины
членов-пайщиков и 70 процентов ее работников составляют женщины. Они пользуются
равными правами с мужчинами, получают одинаковую оплату за одинаковый труд,
имеют равные возможности по подготовке и обучению. 77 процентов работников
системы Белкоопсоюза с высшим и средним специальным образованием — женщины. Эти
и другие вопросы, характеризующие равноправное положение женщин, во многих
странах мира до сих пор не решены и остаются предметом особого внимания со
стороны ООН и МКА.

Беспристрастный анализ деятельности потребительской кооперации
Беларуси на всем историческом пути ее развития свидетельствует о
несостоятельности все еще расхожих суждений о том, что «цивилизованная»
кооперация в нашей стране после 1917 года якобы была только в период НЭПа и что
она нуждается в некоем «возрождении», подобные возрожденческие идеи являются
следствием некритического, субъективного восприятия политизированного мифа о
НЭПе, идеализации кустарных форм экономики периода глубочайшей хозяйственной
разрухи в стране, что вряд ли плодотворно в эпоху компьютерной техники и
высоких технологий.

Потребительская кооперация Беларуси, будучи органической
частью хозяйственной и общественно-политической системы страны, всегда жила и
живет интересами народа, активно взаимодействует с избранными и пользующимися
доверием народа государственными органами власти. Однако она сохраняет при этом
свою кооперативную самостоятельность, избегает вовлечения в несвойственное ее
природе политиканство, преследующее узкоэгоистические, групповые интересы. А
попытки такого вовлечения появляются, как правило, в периоды социальной и
политической нестабильности.

В октябре 1918 г. рада ВНР, например, стремясь получить поддержку
среди кооператоров, предложила делегировать в свои состав 6 представителей
кооперативного союза. Совет Центрального союза потребительских обществ
Белорусского края принял в связи с этим следующее решение: «Считая раду БНР
учреждением временным и чисто политическим и в настоящем своем составе не
являющимся представительницей широких слоев населения от посылки делегатов в
раду БНР воздержаться».

В 1990-1995 гг. лидеры Объединенной аграрно-демократической партии
настойчиво старались приобщить к членству в партии наиболее авторитетных
работников потребительской кооперации, прежде всего руководителей Белкоопсоюза.
Их попытки не увенчались успехом.

Потребительская
кооперация Беларуси проявила высокую степень адаптации к меняющимся
социально-экономическим и политическим условиям. На различных этапах
исторического развития ее деятельность несет отпечаток своего времени, однако
сохраняется кооперативная сущность. Коопераций всегда оставалась кооперацией.
Свойственные ее природе ориентация на человека и социальная ответственность —
залог востребованности и в будущем.

Список использованных источников

1. 
История и теория
кооперативного движения: Д.Б. Сахарова, И.С. Котов. Мн.: Новое знание, 2005. – 248
с.

2. 
Кизилевич А.В.
Кооператив – особая форма предпринимательства: Текст лекций для студентов всех
специальностей \ А.В. Кизилевич, Д.Б.Сахарова. Гомель: ГКИ,1997.

3. 
Котов И.С.
История потребительской кооперации Беларуси: Текст лекций. Гомель: ГКИ, 1997.

4. 
Лаппо Л.Л. Основы
кооперативного движения: Учебное пособие для учащихся ССУЗов системы
потребительской кооперации Лаппо Л.Л., Савинский А.И.. Мн.: Дизайн ПРО, 2004.

5. 
Макаренко А.П.
Теория и история развития коопративного движения: Учеб. Пособие для вузов и
ССУЗов. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий