СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
1.
ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА.. 72.
ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ НОСИТЕЛИ.. 113.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗВУКОЗАПИСИ.. 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 24ВВЕДЕНИЕ
Фотография, в отличие
от произведения живописи, застает человека как есть, и весьма возможно, что
Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным».Достоевский Ф.М.
На
сегодняшний день в распоряжении исследователей находятся сотни тысяч
фотодокументальных свидетельств исторических событий, хранящиеся в фондах
архивов, музейных собраниях и личных коллекциях.Способность
фиксировать событие в тот момент, когда оно происходит, запечатлевая, при этом,
мельчайшие детали и подробности, попавшие в кадр, делают их уникальными
историческими источниками. В создании любого фотодокумента огромную роль играет
личность автора, его видение и понимание реальной действительности.Наряду
с этим, на процесс фотодокументирования оказывает влияние
общественно-политическая обстановка в стране и то обстоятельство, выполняет ли
автор «социальный заказ» или снимает события сообразуясь со своими творческими
замыслами. Иногда, и это признают сами авторы, «внутренний цензор» определяет
направление и стиль съемки на уровне подсознания.Фотография
– научно-практический способ сохранения во времени изображений на специальных
светочувствительных материалах. Разработка методов и средств относится к науке,
тогда как результатами их применения являются визуальные изображения, фотодокументы.Значение
фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими
объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек
в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и
современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское
значение.Фотография
– исторический источник, имеет приоритет одновременности объекта и его
“документирования”. Вспомогательной исторической дисциплиной фотография
выступает по отношению к сфере интерпретаций нарративных источников и устных
преданий.В
тех случаях, когда фотодокумент является единственным или наиболее визуально
четким относительно других материальных свидетельств, его значение возрастает
еще более: увидеть, осмыслить, проанализировать, реконструировать скрытые
формы, масштабировать. Вне сферы истории материальной культуры фотография имеет
значение исторической хроники, как в событийном, так и этнографическом,
антропологическом, ландшафтном контекстах.Наглядно-объективная
форма фотографии не контрастирует с участием субъекта в создании
фотодокументов, поскольку субъект — носитель культурно-социальных реалий.
Фотография в широком понимании — источник познания и, при научной обработке, иллюстрированная
энциклопедия быта и бытия цивилизаций.Актуальность
выбранной тематики и ее прикладной характер заключается в том, что и в наши дни
в мире происходят существенные изменения, связанные с внедрением новейших
информационных технологий в различные области экономики, науки и техники,
культуры и искусства. Этот процесс затронул и Россию, где, как и в других
странах, неуклонно растет объем технотронных документов, возникших в результате
использования современных носителей информации, автоматизированных систем
управления, проектирования и обработки информации.1. ДРЕВНЕЙШИЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМАКак
уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и
материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на
процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной
информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные
носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода
характеристики не имеют существенного значения.Необходимо
иметь виду, что носитель информации и носитель документированной информации –
разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, а
соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и
определения», «носитель информации – физическое лицо или материальный объект, в
том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде
символа, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р
51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель
документированной информации – это «материальный объект, используемый для
закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации,
в том числе в преобразованном виде».Материальный
носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов – материалы
основы записи и вещества записи. Исключения составляют материальные носители, используемые
для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба,
перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует
вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу,
изменяя ее физическую, физико-химическую структуру.Носители
информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами
документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная
эволюция типов и видов материальных носителей.Появление
письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для
письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее
доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей
природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки,
кости, камень, бамбук и т.д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина
I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на
бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками,
покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые)
таблицы, в Индии – медные пластины, в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк.На
территории Древней Руси писали на коре березы – бересте (рис.2). К настоящему
времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из
которых относиться к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже
миниатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу
записи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали
внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал
основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в
свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.На
бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе.
Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30
пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию.Основным
материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из
которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной
информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или
обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо
в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях
храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами
при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последнее из числа
найденных глиняных табличек относятся к 75 году.Исторически
первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был
папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х стало
одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами
папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой
сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые
затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м.) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости,
запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.В
качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем
Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе –
вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным
на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.Рис.3. Пергамент