Специфические черты человеческих взаимоотношений в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга и их оценка

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

1.
Взаимоотношения в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга и их оценка

2.
Воспитание в семье

Библиографический
список

семейный
воспитание дисфункция мозг

1. Взаимоотношения в семье ребенка с легкой дисфункцией
мозга и их оценка

Дети с ЛДМ входят в состав различных социальных групп,
и во всех этих группах проявляются результаты их особенного поведения в различных
социальных ситуациях. Первой и важнейшей социальной группой для ребенка является
семья. В отношении родителей к ребенку отражается опыт их собственной жизни, на
основе которого формируются определенные желания и надежды, которые сначала, как
правило, бывают слишком идеализированными. Если ребенок не оправдывает надежд родителей,
воспитание его может меняться в самых различных направлениях, чаще не в его пользу.

Ребенок с самого раннего детства является беспокойным,
непослушным, взбалмошным, неспособным сосредоточиться, неловким и т. д., а все эти
качества — раздражающие факторы. Такой ребенок требует большего времени и внимания,
часто без видимого результата. Все это утомляет мать морально и физически, заставляет
ее сравнивать поведение ребенка с поведением его сверстников или старших братьев
и сестер. Ребенок не выполняет ее указаний, не оправдывает ее надежд, а все воспитательные
меры кажутся неэффективными. Обманутые ожидания не оправдываются в глазах матери
какими-либо объективными причинами, например, наличием соматического заболевания.
На основании неправильного понимания поведения ребенка эмоциональные взаимосвязи
между матерью и ребенком ухудшаются, что приводит к созданию неадекватных условий
воспитания.

Bee отмечал, что беспокойные,
раздражительные дети находятся под большим материнским контролем, но, с другой стороны,
у них в меньшей степе ни развиваются чувства независимости и самостоятельности.

Ross и Ross указывают, что матери всех
гиперактивных детей воспринимают их значительно более гиперактивными и агрессивными,
чем матери детей контролируемых групп. Домашние условия гиперактивных детей были
оценены как источник напряжения, а матери меньше уделяли времени общению с детьми.

Barkley, Cunningham в отношении детей с ЛДМ к
матери отмечали меньше свободы, больше настойчивости и часто безответного ожидания
внимания и помощи. Матери меньше занимались с детьми, но больше их контролировали,
давали им больше указаний, были к ним менее ласковыми, меньше поощряли и хвалили
их, но больше наказывали. Ребенок общался с матерью меньше, чем в семьях здоровых
детей.

Cohem, Minde, оценивавшие поведение гиперактивных детей дошкольного
возраста, пришли к заключению, что матери таких детей негативно относятся к тому,
что делают дети, и становятся источником отрицательных обратных связей.

Отношение отцов чаще всего обусловливается физическими
отклонениями (неуклюжестью и неловкостью) детей; особенно если речь идет о мальчиках,
отцы бывают очень огорчены их неудачами, например в спортивных занятиях. Гипер активность
детей отцы переносят легче.

Резкие и неприятные проявления поведения, если они
неправильно оцениваются, ставят ребенка в положение злого и неблагодарного, не способного
сделать ничего хорошего. Результатом этого бывает неумеренное ужесточение режима,
вплоть до уровня дрессировки, изоляция ребенка, отвращение к нему или иногда жалость,
апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за не правильное воспитание.
Ребенка наказывают собственно за проявление заболевания из-за отсутствия понимания
его трудностей. Все это приводит к созданию такой ситуации, когда в процессе воспитания
ребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных воздействий. Его
часто наказывают, родители сомневаются в его способностях, постоянно указывают на
ошибки, а иногда начинают считать его неисправимым. Такое воспитание приводит к
развитию у ребенка ощущения неполноценности и одиночества; нарушения поведения становятся
компенсаторными реакциями, развиваются и вторичные невротические проявления. Родители
же обычно не знают, что дети с ЛДМ больше предрасположены к развитию указанных состояний,
чем здоровые дети.

В некоторых случаях дети с ЛДМ могут провоцировать
родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если эти родители сами не очень
неуравновешенны или неопытны. Lynch среди родителей-тиранов выявил значительное количество
людей, имевших перинатальные осложнения. Gallagher показал, что импульсивные
и беспокойные дети провоцируют окружающих на суровое отношение к ним.

Семейные условия детей с ЛДМ чаще всего оцениваются
как неудовлетворительные. Gebert обнаружила, что такие дети чаще происходят из распавшихся
семей. Rutter также установил, что дети с нарушениями ЦНС чаще встречаются в неполных
или нефункционирующих семьях, в семьях с неправильными представлениями матери о
воспитании и с недостаточными эмоциональными отношениями между членами семьи. К
аналогичным выводам пришел и Furestone, который, кроме того, обрати л внимание на тот факт,
что проблемы, создаваемые детьми с ЛДМ, способ ствуютраспаду семьи.

Matejcek, Macek определили, что нежеланные
дети с ЛДМ хуже адаптировались к окружающим условиям. ЛДМ в этом случае рассматривается
в качестве отягощающего фактора, который в большей мере проявляется у детей, живущих
в менее благоприятных эмоциональных и социальных условиях.

Stewart установил, что отцами гиперактивных
детей часто бывают алкоголики, лица, отличающиеся антиобщественным поведением. В
аналогичных работах Morrison, Stewart и Gantwell было показано, что среди родителей и взрослых родственников детей
с ЛДМ часто проявляются алкоголизм, асоциальное поведение и истерия. Gillberg установил, что матери детей
с ЛДМ очень часто (56%) сами требуют наблюдения психиатра.

Из сказанного, с одной стороны, следует, что проявления
ЛДМ будут сильнее выражены у детей с недостаточным или неадекватным воспитанием
С другой стороны, нужно признать, что ребенок с ЛДМ часто сам создает условия которые
могут явиться причиной распада семьи.

2 Воспитание в семье

Вместе с педагогическим воздействием на детей с ЛДМ,
осуществляемым с помощью специальных педагогических средств педагогами-профессионалами,
в общей реабилитации ребенка немалую роль играет семья. Дети с ЛДМ вносят в семью
ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот и становится меньше радостных минут,
ребенок не оправдывает их ожиданий. Воспитание такого ребенка требует мудрого и
терпеливого подхода воспитателя, зрелого во всех отношениях. Кроме того, родители,
берущие на себя ответственную рань воспитателей, должны быть хорошо ознакомлены
с проблематикой ЛДМ и со специфическими особенностями развития своих детей. Они
как можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях,
и сознательно подойти к этой трудной работе. Sturma обращает внимание на некоторые
общеизвестные неправильные типы родительского отношения, которые при воспитании
детей с ЛДМ приобретают особо выраженные формы, и последствия их для формирования
детской личности весьма серьезны. К ним относятся:

• расхождения во взглядах родителей на воспитание;

• воспитание с излишней требовательностью;

• авторитарное, педантичное воспитание;

• неуравновешенность.

Здоровое семейное воспитание, основанное на истинной
любви к ребенку, способствует пониманию им того, что свои личные интересы и потребности
он должен согласовывать с мнением других людей. Такое воспитание может помочь ему
преодолеть трудности, связанные с синдромом ЛДМ. Одним из условий успеха воспитания
в семье является педагогический оптимизм, базирующийся на той истине, что с помощью
комплексного терапевтического, психологического и специального педагогического воздействия,
а также при правильных условиях воспитания в семье можно воздействовать на недостатки
ребенка и даже совсем устранить их. Свою роль здесь играет и тот факт, что нарушения
при ЛДМ имеют обратимый характер и что на каждой более высокой стадии развития их
интенсивность снижается, а некоторые из них исчезают. Из педагогического оптимизма
и любви к воспитываемому ребенку в дальнейшем формируется правильное отношение к
нему. Оно проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его
особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени
сосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работе
с ним, готовность ему помочь всегда, когда это потребуется. Такая помощь со стороны
родителей и других членов семьи ребенку прежде всего требуется в области эмоциональных
контактов. Дети часто страдают эмоциональным напряжением, которое приносит им чувство
страха, тоски, неуверенности, беспокойства, потерю веры в себя, но также и раздражительность,
колебания настроения и т. д. Ребенок с помощью родителей может избавиться от повышенного
эмоционального тонуса, например общими попытка ми изменить ситуацию, которая была
причиной его возникновения. Это могло быть какое-то домашнее задание, ставшее проблемой,
которую якобы невозможно решить только потому, что ребенок не может разделить его
на отдельные части и решать постепенно. Родители должны объяснить, что задание не
содержит ни чего такого, чтобы его нельзя было выполнить и т. д., и показать путь
постепенного выполнения задания. За хорошо сделанную первую часть задания ребенка
следует похвалить и тем самым стимулировать его на выполнение всего задания. Однако
ситуации, приводящие к повышению эмоционального тонуса, часто бывают гораздо более
сложными, чем в приведенном примере. Тем не менее для всех этих ситуаций действует
правило, что если родители стремятся понять причины неправильного поведения ребенка,
проявляют истинный интерес к проблемам, с которыми он не может справиться, то они
облегчают ему решение этих проблем. Ребенка нужно внимательно выслушать каждый раз,
когда он хочет вам что-то рассказать, поделиться своими впечатлениями, радостями
или горестями. Семейная среда должна предоставить ему возможность и для проявления
чувств (как положительных, так и отрицательных), потому что после этого у ребенка
резко снижается эмоциональное напряжение.

Желание помочь ребенку во всех его неудачах подразумевает
необходимость как можно лучше познать личность воспитываемого, реально оценивать
его способности и возможности и требовать от него только того, что он может сделать.
Если мы хорошо знаем ребенка, то мы тем лучше и легче вызовем или направим его стремление
к такому виду деятельности, в котором он будет иметь успех. Это необходимо особенно
для детей, которые уже теряют веру в свои возможности и уверенность в себе. При
выполнении правильно избранной работы они могут вернуть веру в свои силы. Речь идет
об участии в физкультурных секциях, о работе в кружках по интересам, о домашней
работе. Однако нельзя забывать и о поощрениях ребенка, прежде всего хвалить за его
успехи и хорошо выполненное задание, которое было ему дано.

Важным условием, серьезно влияющим на результаты воспитания
и жизненные успехи детей с ЛДМ, является продуманная система требований, которые
родители предъявляют ребенку, начиная с самого раннего возраста, но всегда с учетом
возможностей ребенка. Правильно поставленные требования, четкий ре жим вносят в
жизнь ребенка необходимый порядок и систему, что способствует профилактике возникновения
различных конфликтов между взрослыми и ребенком, распространяется на любую его деятельность
и отношение к окружающему.

Очень важно мотивировать родителей на активное сотрудничество,
направленное на воздействие на детей с ЛДМ в дошкольном возрасте. Нужно объяснить
родителям, что их усилия, направленные на улучшение состояния ребенка и устранение
его недостатков, не являются бессмысленными. Одновременно надо научить их правильно
относиться к ребенку и ознакомить с рядом специальных методов воспитания, которые
можно с успехом применять в домашних условиях. Все эти пожелания к воспитанию детей
с ЛДМ в дошкольном возрасте хорошо выполнимы в рамках метода «упражнения родителей
с детьми». Этот метод имеет ряд преимуществ, вытекающих из самой основы данной современной
формы физического воспитания, например: высокую эффективность совместных занятий,
обусловленную тем, что при занятиях не возникает потери времени; улучшаются эмоциональные
взаимоотношения между матерью и ребенком благодаря тесному контакту, возникающему
между ними при выполнении упражнений; появляется возможность наблюдения за двигательным
развитием ребенка. Модифицированный метод работы с детьми с ЛДМ в дошкольном возрасте
содержит лекции для родителей и обучение их упражнениям для работы с детьми дома.
Эта работа, если мы хотим получить от нее хорошие результаты, должна быть систематической
и целенаправленной. Родителей знакомят с содержанием и методикой выполнения специальных
упражнений, направленных на устранение наиболее часто встречающихся проявлений ЛДМ
в этом возрасте. В первую очередь речь идет об упражнениях на развитие внимания,
на развитие, закрепление сенсорных, интерсенсорных и моторных способностей, на развитие
тонкой моторики и графических способностей ребенка, а также на развитие мышления
и речи. Тесное сотрудничество со специалистами, возможность неформальных, постоянных
консультаций и прямого влияния родителей на успехи детей являются важнейшими преимуществами
применения метода «упражнения родителей с ребенком» при внедрении его в практику
ра боты с детьми дошкольного возраста. Систематическая и специально направленная
работа с ребенком усиливает оптимизм родителей, которые в роли воспитателей детей
с ЛДМ уже прошли через очень тяжелые препятствия и ошибки. Самые большие неприятности
начинаются при поступлении ребенка в школу. Однако при своевременном вмешательстве
можно облегчить проявления ЛДМ не только в дошкольном возрасте, но и предотвратить
или хотя бы ослабить их в начальный период обучения в школе.

Родители в большинстве случаев бывают заинтересованы
в школьных успехах своего ребенка, так как отдают себе отчет в том, что школа готовит
ребенка для жизни. Реже они понимают, что школьные успехи в значительной мере зависят
от способности педагогов понять проблемы ребенка, а также от тесного сотрудничества
семьи и школы. Без сотрудничества с родителями даже работа высококвалифицированных
педагогов в специализированных классах для детей с нарушениями адаптации к условиям
школы не приводит к желаемым результатам.

Формы сотрудничества школы и семьи хорошо известны:
родительские собрания, работа родительского комитета, посещения учителями семей.
Для учащихся специализированных классов еще большее значение приобретает единство
педагогического воздействия в семье и в школе, взаимное уважение педагогов и родителей,
частые встречи родителей с учителями и воспитателями, посещение родителями школы,
а педагогами семей. Педагоги могут посоветовать родителям, как лучше помогать детям
в выполнении домашних заданий.

Многие ошибки в семейном воспитании у детей с ЛДМ
допускаются из-за не достаточного знания всей проблемы. Родители, желающие помочь
своему ребенку, часто в этом желании остаются одинокими, без необходимого профессионального
руководства. Разработать общие рекомендации крайне трудно, так как специфика каждого
ребенка требует соответствующего воспитательного подхода. Однако некоторые положения
действенны для всех случаев. К ним относятся:

• понимание трудностей детей с ЛДМ, выявление нарушений
при еже дневном общении с ребенком;

• как можно более частое применение позитивных воздействий,
неприменение насилия, телесных наказаний;

• создание ребенку необходимых условий для работы
по. приготовлению домашних заданий, работа в течение коротких временных интервалов;

• включение ребенка в общие домашние заботы или в
интересующую его деятельность; помощь при выполнении домашних заданий;

• укрепление доверия ребенка к самому себе, давая
ему задания, которые он может выполнить и получить за это поощрение;

• создание условий, в которых ребенок может много
двигаться и отдыхать,

• воспитание у ребенка интереса к какому-либо виду
деятельности, предпочтительно к спорту, стимулирование этого интереса;

• установление правильного режима дня с пребыванием
ребенка на свежем воздухе и с необходимой продолжительностью сна; развитие всех
гигиенических навыков (включая закаливание);

• сотрудничество со школой.

Семейное воспитание ребенка с ЛДМ является составной
частью системы за боты о нем. Оно вместе с врачебной, психологической и специальной
педагоги ческой помощью способствует оздоровлению ребенка и вовлечению его в жизнь
общества.

Библиографический список

1.
Лагерхейм Б., Гиллберг К. (Lagerheim В., Gillberg С.) Психиатрия детского и
подросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.
С. 355-358.

2.
Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных
детей раннего возраста//Дефектология. 2009. № 3. С. 49—57.

3.
КолпаковаЛ. М., Мухаиметзянова Г. Н. Особенности эмоционально-личностных отношений
матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста) // Материалы
II Международного Конгресса «Молодое
поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск,
3-6 ноября: РИТМ, Социальный проект, 2010. С. 105-106.

4.
Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов//
Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.

5.
Зайцев Д. В. Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология. 2008.
№ 6. С. 3-10.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий