Древнеиндийская цивилизация

Дата: 12.01.2016

		

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ПЛАН

1. Исторические условия развития цивилизации.

2. Религиозное развитие.

3. Культурные процессы в индийских государствах.

4. Научная жизнь древней Индии.

5. Литература.

1. Исторические условия развития цивилизации.

Индия
с очень раннего времени находилась в тесных историко-культурных контактах со
многими странами Востока и античным миром. И по праву одной из самых ярких
страниц ее истории считается Хараппская цивилизация, которая в настоящее время
предстает перед нами как высокоразвитая, возникшая на местной основе; ее города
насчитывали до 100 тыс. человек в каждом. В эту эпоху города были центрами
торговли, ремесла, в них находились административные власти, но большинство
населения – земледельцы и скотоводы – продолжало жить в сельской местности. О
высоком уровне развития хараппской культуры говорят и  строгая планировка при
строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности,
система мер и весов, произведения искусства. Почти все крупные города состояли
из двух частей: цитадели, которая возвышалась над городом, и нижнего города. В
цитадели, по-видимому, находились городские власти, в нижнем – население;
общение между двумя частями было ограничено; существовали специальные ворота,
через которые не пускали простых жителей в цитадель.

Основным
занятием населения было земледелие; жители культивировали пшеницу, ячмень,
горох, занимались скотоводством. В речных долинах широко использовали
ирригацию, собирали по два урожая в год, используя удобрения; были приручены
домашние животные. Хараппские города были крупными центрами торговли как
внутренней, так и внешней; особенно активной была торговля с Месопотамией. Одна
из самых сложных загадок Хараппской цивилизации – язык и письменность. К
настоящему времени найдено свыше 1 тыс. печатей с надписями, которые наносились
как на керамику, так и на металлические изделия. Древнейший письменный памятник
индоариев, которые пришли в Индию в период ее упадка, следует датировать 11-10
вв. до н.э. — Ригведа; текст позволяет проследить продвижение индоарийских
племен на Восток и освоение ими областей Гангской долины; они жили в небольших
укрепленных поселениях, на базе которых в долине Ганга постепенно возникали
города.

Ярким
показателем развития имущественного и общественного неравенства явилось
появление рабства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в
рабскую зависимость стали попадать члены той же общины, хотя рабство было еще
тогда неразвитым, патриархальным, так как ведийское общество находилось на
уровне родоплеменной организации. В ведийских сочинениях и эпосе упоминается
большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга,
постепенно из большого числа государств первостепенное значение приобрела Магадха,
которая занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое
положение. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха, затем Паталипутра при
династии Нандов, которая подготовила условия для организации крупной империи
Маурьев.

Создание
Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны.
Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением
крайнего Юга) вошла в состав объединенного государства. У античных авторов
имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с грекомакедонскими
гарнизонами и наместниками, которые были посажены в Индии Александром
Македонским. Примерно в 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным
правителем, основателем новой династии – Маурийской, но политическая обстановка
продолжала оставаться крайне напряженной; особенно сложными были
взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на
развалинах империи Александра. После войны, победу в которой фактически одержал
Чандрагупта, был заключен мир, и ко двору маурийского царя  Селевк направил
своего посла Мегасфена.

Время
шло, менялись цари и послы, пока наследником династии Маурьев не стал Ашока,
сама империя к тому времени включала не только области Западной, Центральной,
Восточной и Южной Индии, но и территории Пакистана и некоторые районы
Афганистана. Ашока был известен своей жестокостью. Но затем он познакомился с
учением бодхисатв и совершенно изменился. После смерти Ашоки империя была
поделена на западную и восточную части. Наследники императора не сумели
сохранить былое могущество страны и в 180 г. до н.э. власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии – Шунгов.

После
падения Маурийской империи на Северо-Западе Индостана образовалось несколько
небольших индо-греческих государств, политическая история которых восстановлена
пока лишь в самых общих контурах. Индо-греческим царям пришлось столкнуться с
племенами саков, которые в 1 в. до н.э. проникли в Индию из Средней Азии.
Вначале успех сопутствовал индо-грекам, затем сакам. В Северо-Западной Индии
были созданы индо-сакские государства. Позднее, политическая карта региона
стала еще более пестрой: возвышаются индо-парфянские династии, которые
старались захватить территории индо-греческих и индо-сакских правителей.
Индо-парфяне особенно усилились при царе Гонфораре, но вскоре им пришлось
уступить власть новой могущественной династии – кушанской.

Первоначально
кушаны занимали области Бактрии в Средней Азии. Постепенно кушанские цари
значительно расширили территорию своего государства; при царе Куджуле Кадфизе
они подчинили Арахосию, часть Парфии. Сын Куджулы, Вима Кадфиз распространил
власть Кушан уже до низовий Инда. Процесс индианизации Кушан получил отражение
на монетах  Вимы Кадфиза: на них изображался бог Шива, царь иногда величался
Махешварой – одним из имен этого бога. При Виме была проведена важная денежная
реформа: началась чеканка новой золотой монеты, номинал которой равнялся
римскому ауреусу; был также установлен строгий номинал медных монет, что имело
большое значение для централизации государства. Самым известным кушанским
правителем был Канишка, с именем которого связан расцвет экономики и культуры.
При Канишке Кушанская держава превратилась в одну из сильнейших держав мира,
конкурируя с Китаем, Римом и Парфией. Среди преемников Канишки наиболее
известными были Хувишка и Васудева, они вели борьбу с Ираном, а внутри страны с
местными династиями. К середине 3 в. до н.э. западные области Кушанской державы
вошли в состав Ирана, самой же династии принадлежали теперь лишь области
Гандхары; затем почти все индийские владения Кушан стали частью Гуптской
империи. Укрепление Гуптского государства началось в период правления
Чандрагупты 1, который носил пышный титул правителя великих царей, его
правление датируется 320 г. до н.э. Еще большего могущества империя достигла в
правление Самундрагупты, которому удалось захватить многие области долины
Ганга, северо-западные районы Индии выплачивали ему дань. Империя при
Самундрагупте стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Затем трон перешел
к его сыну Чандрагупте 2, одной из самых популярных фигур в индийской традиции,
где он известен под именем Викрамадитьи (Солнце Могущества).

2. Религиозное развитие.

Достижения
древних индийцев в самых разных областях знаний вошли в золотой фонд мировой
цивилизации. Несомненно определяющую роль в жизни индийцев играла религия.
Главным религиозным течением был индуизм, которому в настоящее время следует
более 80% населения. О мифологических и религиозных представлениях того времени
можно судить  по Ведам, содержащим ведийские гимны; совокупность этих верований
принято называть ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, его
придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и
Уттар Прадеш; она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников.
Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение
многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом
считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Кроме этого, выделялись
Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости, Агни- бог огня и защитник
домашнего очага. Индиец эпохи Вед обожествлял силы природы, одушевлял растения,
горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы
завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи,
потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев
уже тогда создающих сложные космогонические представления. Уже тогда человек
пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего
живого на земле.

Конечно
же, многие идеи ведизма вошли в следующую религию – индуизм. Но
надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни
древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец,
устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы
богов Брахмы, Вишу и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных
божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма
считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на
земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти
особую роль стали играть Вишну – бог охранитель и Шива – бог разрушитель, что
привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и
шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников
индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с
индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования
неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую
религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну
осуществлялось благодаря концепции аватар, учении о том, что бог нисходит в
мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы, который
олицетворял собой плодородие, аскетизм, соединял в себе функции покровителя
скота и танцора-шамана, и вместе с тем силы разрушения, также характеризует
обобщение различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали
большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в том
числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от верующих
требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных
обязанностей.

Религиозно-философское
сочинение Бхагавадгита, представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата,
написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением
верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали,
мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые приведут
верующего к религиозному освобождению; главным  считается любовь к богу
(бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая религия,
содержал в своей основе идею о спасении – религиозном освобождении – нирване,
достигнуть коей могут лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый. Мирская
жизнь воспринимается в индуизме как сансара — страдание. Освободиться от
сансары можно было посредством аскезы. Поскольку достижение вечного блаженства
— нирваны происходит с помощью божеств, то верующие старались добиться их
благосклонности, делали богатые подношения храмам, которые вскоре превратились
в крупных собственников.

3. Культурные процессы в индийских государствах.

В
Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной
школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против
основных положений других философских школ, в том числе против идеи
религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они
считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии
было атомистическое учение школы вайшешика, находящее определенные аналогии с
учением Демокрита. Патанджали – основатель школы йоги – специальное внимание
уделял разработке вопросов человеческой психологии.

Древнеиндийская
литература по праву занимает одно из самых почетных мест в истории всемирной
литературы; многообразная по жанрам и языково-культурным традициям, она
поражает глубиной и оригинальностью содержания. Древняя Индия подарила миру
великого писателя Калидаса; его творчество явилось одним из важнейших этапов в
культурном развитии страны. Когда в конце 18 – начале 19 в. появились первые
переводы его сочинений на западноевропейские языки, к Калидасе обратились
крупнейшие писатели и поэты Западной Европы. Рано познакомились с творчеством
Калидасы и в России.

Историю
древнеиндийской литературы принято подразделять на 2 этапа – ведический
(эпический) и классический. Для первых двух этапов характерно преобладание
устной традиции передачи текста – черта, прослеживаемая и в последующие периоды
развития художественной литературы Древней Индии. Подлинными энциклопедиями
индийской жизни являются две великие эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна.
Основная канва Махабхараты – повествование о соперничестве двух царских родов –
Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве на поле Куру. Авторство поэмы традиции
приписывает мудрецу Вьясе. В основе повествования Рамаяны – рассказ о походе на
о-в Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем
демонов Раваной. Рама и Сита стали любимыми героями миллионов индийцев, их
преданность друг другу, победа добра над злом и сегодня остаются в Индии
символом благородства и высоких нравственных идеалов. Многие сюжеты эпоса
составили канву художественных сочинений последующих эпох, они популярны в
современной Индии. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра,
и это нашло свое отражение в специальных трактатах по драматургии. В одном из
них, Натьяшастре, подробно излагаются задачи театра, различные виды
представлений и т.д. Большую популярность среди санскритских сочинений
приобрела Панчатантра – сборник рассказов и притч, в значительной степени
основанных на фольклорном материале. Высокого уровня достигла теория
литературного творчества, в том числе поэзии. Подробно разрабатывались правила
стихосложения, составлялись специальные тексты по метрике, трактаты по поэтике.

Первые
памятники архитектуры и изобразительного искусства. Древней Индии относятся к
эпохе Хараппской цивилизации. В эпоху древности большинство сооружений
возводилось из дерева, и поэтому до наших дней не сохранились. В первые века
нашей эры в строительстве начинают применять камень; религиозная архитектура
этого времени представлена пещерными комплексами, скальными храмами в виде
священного лотоса. Из пещерных комплексов  самыми впечатляющими являются
комплекс в Карле ( около Бамбея) и в Эллоре. Первый имеет 14 метров в высоту и
ширину, 38 метров в длину. В центральном зале монолитные колонны, множество
скульптур и ступа для поклонений. К 5 в. н.э. относится наземный индуистский
храм в Санчи, известный своей ступой окруженной воротами и оградой. В Древней
Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были
гандхарская, матхурская, школа Амаравати.

Наиболее
известным памятником живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты; стены
и потолки 29 пещер покрыты росписями; разнообразные сюжеты передают сцены из
жизни богов, различные мифологические темы, сцены из повседневной и придворной
жизни. Поражает прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой
возраст росписей, влажный климат и локализацию – открытость пещер. Это говорит
о том, что древние индийцы прекрасно владели искусством укрепления грунта,
который состоял из двух слоев, связанных пчелиным воском, патокой, камнем;
после высыхания внешнего грунта стену лощили и поливали известковым молоком. Приступая
к нанесению рисунка, мастера вначале делали контур, который раскрашивался. Цвет
играл в картине очень важную роль; так, например: боги изображались только
белыми красками, а злые персонажи изображались любым другим цветом.

4. Научная жизнь древней Индии.

Выдающимся
достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления с
использованием нуля, применение которого связанно с появлением нового
мировоззренческого понятия — «пустота». Древнеиндийская система обозначения
чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной
арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке
цифровой системы высокого уровня развития достигла алгебра. Некоторые
математические термины, которыми пользуются и современные ученные, имеют
индийское происхождение, например: цифра, синус, корень. Трактаты по астрономии
свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний, например высказывания
о вращении Земли вокруг своей оси встретило сопротивление в лице жречества и
ученых-ортодоксов, которые придерживались религиозно строгой концепции строения
Вселенной. До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа (наука о
долголетии), которая зародилась здесь в глубокой древности. Древнеиндийские
врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровья человека, значительное
внимание уделялось личной гигиене и диете. Данные о развитии хирургии упоминают
о 300 видах различных операций и 120 хирургических инструментах. Популярная
сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской
Аюрведы. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма
лежат три главных «жизненных сока»: ветер, желчь и флегма – их отождествляли с
принципами движения, огня и размягчения.

В
Древней Индии высокого уровня развития достигла наука о языке, что было связано
с исключительной ролью в индийской культуре устной традиции и очень рано
сложившейся концепции божественного характера речи. Считалось, что речь лежит в
основе всех наук и искусств. В грамматике Панини, получившего славу создателя
санскрита, «Аштадъяи» или «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен
столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между
лингвистическими теориями древних индийцев и современной европейской лингвистикой.
Уже с глубокой древности Индия была тесно связана с другими странами Востока и
античного мира, что способствовало обмену культурными достижениями. В период
Хараппской цивилизации установились торговые  и культурные контакты с
Месопотамией, Ираном, Средней Азией, в эпоху Маурьев  с Египтом, Юго-Восточной
Азией и Дальним Востоком. Индийские посольства, судя по сообщениям античных
авторов, достигали Рима при императорах Августе, Траяне, Адриане, Аврелиане.

Литература

1.        
Древние
цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина: В 2-х т. М.: Мысль,
1989.

2.        
Моисеева Л.А.
История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3.        
Гумилев Л.Н.
Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос. 1993.

4.        
Емельянов Ю.
Рождение и гибель цивилизаций. М.: Вече. 1999.

5.        
Ерасов Б.С.
Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука,1990.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий