Приграничное сотрудничество Приморского края и КНР в сфере туризма
Введение
Данная контрольная работа
является актуальной в силу своей перспективности, современности и стабильности.
Туризм и индустрия гостеприимства всегда были, и будут оставаться актуальными и
привлекаемыми для туристов по всему миру. Эти науки занимают важное место в
экономике больших стран и играют огромную роль в ее развитии. Индустрия туризма
входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая только
нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности. В сфере
въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый
комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим
перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе
туристского бизнеса. Люди во все времена совершали, и будут совершать
разнообразные путешествия, поездки и перелеты из одних стран в другие. При этом
им необходимо где-нибудь остановится, отдохнуть и переночевать. Для этого и
существуют гостиницы, отели, мотели, ботели, разнообразные базы отдыха и другие
места размещения для кратковременного проживания.История мирового туризма
показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной
туристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия главное
туристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотря
на объединение с КНР, учитываются отдельно).С каждым годом российская
туристическая индустрия все активней включается в мировой рынок. Развитие
туризма и индустрии гостеприимства, как никакая другая отрасль экономики,
стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет
ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы
экономики, как транспорт, связь, сфера услуг и услуг, производство этих товаров
и услуг и другие секторы экономики.Перспективы развития
въездного туризма в Приморском Крае и Китае связаны следующими факторами:·
Наличие общей
сухопутной границы большой протяженности;·
Экономическая
развитость страны Китая;·
Рост культурного
уровня китайского населения и формирование потребности к путешествиям;·
Исторический
интерес Китая к нашей территории, а потому поощрение китайским правительством
миграции в Приморье (в том числе временной туристской);·
Полярность
рекреационных ресурсов Приморского края (европейская культура, низкая
освоенность территории).Целью данной контрольной
работы является:·
Описание
туристских рынков Приморского края и КНР;·
Описание
приграничного сотрудничества Приморского края и КНР в сфере туризмаПриграничное
сотрудничество Приморского края и КНР в сфере туризмаРынок въездного туризма
Приморского края носит ярко выраженный региональный характер, что для
территории с начальным уровнем развития туристской индустрии является
нормальным явлением. Основной поток въездного туризма направлен со стороны КНР,
темпы его роста очень высокие: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев,
в 2006 г. 162,3 тыс. (К 2008 г. поток туристов упал до 49,6 тыс.)Китайский туристский
рынок самый динамично-развивающийся в мире. В 1990 г. из страны выехало 0,75
млн. туристов, а уже в 2006 – 2008 гг. 12,1 мл. человек. Расходы китайских
туристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они составили 0,5 млрд.
дол., в 2005 г. 10,9 млрд. (2008 – 29,8 млрд.). Следует учесть, что в
настоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица с
высокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 728 долл.
(2008 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинства
высокоразвитых стран. В Приморском крае, где преобладает краткосрочный приграничный
туризм, часто по профсоюзным путевкам, денег средний турист оставляет, конечно,
значительно меньше. Но в любом случае это далеко не самые бедные туристы и их
расходы из года в год растут.В настоящее время лишь уже
3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями, а в 1990 г.
было всего 0,07%. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская
активность в КНР будет расти очень быстро и к 2020 г. страна выйдет на одно из
первых мест по количеству туристских убытий.История мирового туризма
показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной
туристский поток направляется в близлежащие страны. Для китайцев посетить
Россию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. Но,
несмотря на то, что Китай и Россия имеют очень протяженную общую границу, выезд
китайцев в Сянган и «в заморские страны» (Корея, Япония) больше, чем
в нашу страну.Благодаря
рекреационно-географическому положению, Приморский край выглядит неплохо на
российском рынке въездного туризма китайского направления. Вдоль
российско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Доля
китайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в
1999 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%.
Значительно возросла доля Приморского края в общероссийском потоке китайских
туристов с 9% в 1994 г. до 33,5% в 2001 г.г[1]. (6,6% в 2007 г.).В развитии въездного
туризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе.Учитывая это, необходимо
при развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональной
нормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайский
рынок.Для устойчивого развития
российско-китайских экономических связей необходимо дальнейшее обустройство
пограничных переходов.Сейчас на проходящей по
территории края границе действуют пять автомобильных грузопассажирских пунктов
пропуска (Марково Хулинь, Турий Рог Мишань, Полтавка Дуннин, Пограничный
Суйфыньхэ, Краскино Хуньчунь), а также два железнодорожных (Гродеково
-Суйфыньхэ, Махалино Хуньчунь). По характеру грузопассажирских перевозок
через эти пункты можно выделить два основных направления:·
провинция
Хэйлунцзян Суйфэньхэ/Дуннин Пограничный/Полтавка;·
провинция Цзилинь
Хуньчунь Краскино/Махалино.Правовой основой
сотрудничества между Приморским краем и провинциями Северо-Восточного Китая в
транспортировке и логистике должно стать Соглашение между правительствами
России и Китая об организации транзита грузов внешней и внутренней торговли КНР
через территорию Приморского края. Стоит ли говорить о грузовых перевозках.
Тема туризмКак полагают и русские и китайские
эксперты, значительную помощь в расширении товарооборота могло бы оказать
строительство грузового железнодорожного перехода Лесозаводск Хулинь.Летом этого года данный
проект был рассмотрен и получил поддержку подкомиссии по торгово-экономическому
сотрудничеству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч
глав правительств, и мы надеемся на его скорое осуществление.Однако пока нерешен
другой острый вопрос о строительстве нового моста через границу в пункте
пропуска Полтавка Дуннин. Инфраструктуру пропускных пунктов необходимо
развивать постоянно, тем более что в ближайшей перспективе русские намерены
открыть легковое автомобильное сообщение через российско-китайскую границу.Одним из важных
направлений двустороннего взаимодействия на региональном уровне является
сотрудничество в области туризма, и в последние пять лет оно расширяется.
Растет число китайских туристов, посещающих Приморский край: в 2003 году их число
составляло почти 125 тыс. человек, в 2004 году достигло почти 180 тыс. человек.К сожалению, в 2004 году
отмечалось некоторое сокращение потока туристов с китайской стороны, что было
вызвано отменой в КНР так называемых «одноразовых туристических паспортов».Между тем в 2005 году
нашими туристами из Приморского края было совершено около 444 000 поездок в КНР
(97,4% общего числа поездок в зарубежные страны), в 2004 году более
614 000 поездок, в 2005-2006 гг. – 750 000 поездок.Только в сентябре-январе
2007 года более 510 тыс. российских туристов посетили приграничный китайский г.
Суйфыньхэ. Это на 15,6 % больше аналогичного показателя предыдущего года.Многие россияне, желающие
посетить китайские города Северо-Восточного Китая, проезжают через г. Суйфыньхэ.Таким образом, с 2007
года заметно увеличилось количество туристов выезжающих в Суйфэньхэ. По
прогнозу городского Управления туризма, в связи с приближением Рождества в Суйфэньхэ
ожидается пик притока российских туристов, что станет новым стимулом для
развития торговли на городских рынках Китая.В настоящее время в
Приморском каре существует большое количество туристских фирм, работающих на
китайском направлении и отправляющих туристов в г. Суйфэньхэ.В последнее время на
рынке туристских услуг Приморского края появились так называемые «эконом-туры»,
стоимость которых в два, а то и в три раза ниже стоимости туристской путевки. В
обязанности туриста входит провоз китайского веса через границу. Сам турист
может провезти только 2 кг купленных товаров.На данный момент
большинство выезжающих в Суйфыньхэ составляют туристы, выезжающие по путевке
«эконом-тура».В 2007 г. более, чем на
16 % увеличился приток российских туристов в китайский город Суйфэньхэ,
находящийся на российско-китайской границе с Приморским краем. В начале 2007 г.
Суйфэньхэ принял более 570 тыс. российских туристов, что на 16,4 % больше по
сравнению с тем же периодом 2006 г.Увеличение числа
российских туристов способствует росту местной экономики. Валютные поступления
от туризма достигли рекордного показателя – 93,11 млн. долларов США, из них 60
% доходов приходится на услуги средств размещения. (см. рис. 1).
Рисунок 1. Определение
емкости рынка (2007 г.)На рисунке отражена
емкость рынка гостиничных услуг г. Суйфэньхэ в 2007 году.Емкость рынка является
значительной, что обусловливается большим спросом российских туристов на
гостиничные услуги.Заключение
С древнейших времен Китай
связывал страны Европы и Центральной Азии. А в ХIХ веке Россию и Китай
связывает строительство железнодорожной магистрали в Северо-восточной части
страны. Это была Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД), которая после
1904-1905 г.г. находилась под совместным управлением России, Китая и Японии, а
впоследствии была безвозмездно передана властям Маньчжоу-Го. Сейчас Россию, Китай
и Японию связывают новые авиалинии и оживленные морские пути.В настоящее время ясно,
что за международным туризмом будущее в обеспечении экономического благополучия
многих стран.С 80-х годов прошлого
века туризм в Китае непрерывно развивается и стал одной из опорных отраслей
экономического роста страны.Китай с каждым годом
привлекает все большее количество российских туристов. Но, помимо удивительных
и живописных мест, культурных ценностей, эта страна влечет российских туристов
своими национальными праздниками.Россия не только входит в
наиболее динамично развивающийся в туристическом отношении
Азиатско-Тихоокеанский регион, но и имеет непосредственную границу с одним из
лидеров мирового современного туристического рынка Китайской Народной
Республикой.В то же время,
численность населения Китая в сочетании с ростом доходов населения вызывает к
нему интерес с точки зрения выездного туризма как к одной из крупнейших
стран-доноров. Учитывая эти факты, а так же то, что ВТО строит самые
благоприятные прогнозы для КНР на ближайшее будущее, стоит уделять большее
внимание анализу достижений китайской туристической отрасли и вопросу о
взаимовыгодном сотрудничестве в туризме между Россией и КНР.Список использованной литературы
1.
Биржаков М.Б.
Введение в туризм. – М.; СПб.: Невский фонд, Олбис, 1999.2.
Биржаков М.Б.,
Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Издательский дом
Герда, 2001.3.
Ильина Е.Н.
Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес:
Учебник. – М.: РМАТ, 1998.4.
Основы туристской
деятельности: Учебник / Сост. Е.И. Ильина. – М.: Советский спорт,
2002. – 200 с.5.
Приморский туристический
бюллетень №1. Туризм, информация, статистика, анализ. – Владивосток:
Комитет по туризму и санаторно-курортному делу Администрации Приморского края,
2000. – 40 с.
[1]
Сазыкин А.М., Глушко А.А. Туризм в АТР: итоги кризиса // Российский Дальний
Восток и страны АТР: проблемы развития экономических отношений. – Владивосток, 2001.
С.339.