Приграничное сотрудничество Приморского края и КНР в сфере туризма

Дата: 13.02.2016

		

Введение

Данная контрольная работа
является актуальной в силу своей перспективности, современности и стабильности.
Туризм и индустрия гостеприимства всегда были, и будут оставаться актуальными и
привлекаемыми для туристов по всему миру. Эти науки занимают важное место в
экономике больших стран и играют огромную роль в ее развитии. Индустрия туризма
входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая только
нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности. В сфере
въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый
комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим
перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе
туристского бизнеса. Люди во все времена совершали, и будут совершать
разнообразные путешествия, поездки и перелеты из одних стран в другие. При этом
им необходимо где-нибудь остановится, отдохнуть и переночевать. Для этого и
существуют гостиницы, отели, мотели, ботели, разнообразные базы отдыха и другие
места размещения для кратковременного проживания.

История мирового туризма
показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной
туристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия — главное
туристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотря
на объединение с КНР, учитываются отдельно).

С каждым годом российская
туристическая индустрия все активней включается в мировой рынок. Развитие
туризма и индустрии гостеприимства, как никакая другая отрасль экономики,
стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет
ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы
экономики, как транспорт, связь, сфера услуг и услуг, производство этих товаров
и услуг и другие секторы экономики.

Перспективы развития
въездного туризма в Приморском Крае и Китае связаны следующими факторами:

·          
Наличие общей
сухопутной границы большой протяженности;

·          
Экономическая
развитость страны Китая;

·          
Рост культурного
уровня китайского населения и формирование потребности к путешествиям;

·          
Исторический
интерес Китая к нашей территории, а потому поощрение китайским правительством
миграции в Приморье (в том числе временной — туристской);

·          
Полярность
рекреационных ресурсов Приморского края (европейская культура, низкая
освоенность территории).

Целью данной контрольной
работы является:

·         
Описание
туристских рынков Приморского края и КНР;

·         
Описание
приграничного сотрудничества Приморского края и КНР в сфере туризма

Приграничное
сотрудничество Приморского края и КНР в сфере туризма

Рынок въездного туризма
Приморского края носит ярко выраженный региональный характер, что для
территории с начальным уровнем развития туристской индустрии является
нормальным явлением. Основной поток въездного туризма направлен со стороны КНР,
темпы его роста очень высокие: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев,
в 2006 г. — 162,3 тыс. (К 2008 г. поток туристов упал до 49,6 тыс.)

Китайский туристский
рынок — самый динамично-развивающийся в мире. В 1990 г. из страны выехало 0,75
млн. туристов, а уже в 2006 – 2008 гг. 12,1 мл. человек. Расходы китайских
туристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они составили 0,5 млрд.
дол., в 2005 г. — 10,9 млрд. (2008 – 29,8 млрд.). Следует учесть, что в
настоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица с
высокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 728 долл.
(2008 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинства
высокоразвитых стран. В Приморском крае, где преобладает краткосрочный приграничный
туризм, часто по профсоюзным путевкам, денег средний турист оставляет, конечно,
значительно меньше. Но в любом случае это далеко не самые бедные туристы и их
расходы из года в год растут.

В настоящее время лишь уже
3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями, а в 1990 г.
было всего 0,07%. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская
активность в КНР будет расти очень быстро и к 2020 г. страна выйдет на одно из
первых мест по количеству туристских убытий.

История мирового туризма
показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной
туристский поток направляется в близлежащие страны. Для китайцев посетить
Россию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. Но,
несмотря на то, что Китай и Россия имеют очень протяженную общую границу, выезд
китайцев в Сянган и «в заморские страны» (Корея, Япония) больше, чем
в нашу страну.

Благодаря
рекреационно-географическому положению, Приморский край выглядит неплохо на
российском рынке въездного туризма китайского направления. Вдоль
российско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Доля
китайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в
1999 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%.
Значительно возросла доля Приморского края в общероссийском потоке китайских
туристов с 9% в 1994 г. до 33,5% в 2001 г.г[1]. (6,6% в 2007 г.).

В развитии въездного
туризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе.

Учитывая это, необходимо
при развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональной
нормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайский
рынок.

Для устойчивого развития
российско-китайских экономических связей необходимо дальнейшее обустройство
пограничных переходов.

Сейчас на проходящей по
территории края границе действуют пять автомобильных грузопассажирских пунктов
пропуска (Марково — Хулинь, Турий Рог — Мишань, Полтавка — Дуннин, Пограничный
— Суйфыньхэ, Краскино — Хуньчунь), а также два железнодорожных (Гродеково
-Суйфыньхэ, Махалино — Хуньчунь). По характеру грузопассажирских перевозок
через эти пункты можно выделить два основных направления:

·       
провинция
Хэйлунцзян — Суйфэньхэ/Дуннин — Пограничный/Полтавка;

·       
провинция Цзилинь
— Хуньчунь — Краскино/Махалино.

Правовой основой
сотрудничества между Приморским краем и провинциями Северо-Восточного Китая в
транспортировке и логистике должно стать Соглашение между правительствами
России и Китая об организации транзита грузов внешней и внутренней торговли КНР
через территорию Приморского края. Стоит ли говорить о грузовых перевозках.
Тема — туризм

Как полагают и русские и китайские
эксперты, значительную помощь в расширении товарооборота могло бы оказать
строительство грузового железнодорожного перехода Лесозаводск — Хулинь.

Летом этого года данный
проект был рассмотрен и получил поддержку подкомиссии по торгово-экономическому
сотрудничеству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч
глав правительств, и мы надеемся на его скорое осуществление.

Однако пока нерешен
другой острый вопрос — о строительстве нового моста через границу в пункте
пропуска Полтавка — Дуннин. Инфраструктуру пропускных пунктов необходимо
развивать постоянно, тем более что в ближайшей перспективе русские намерены
открыть легковое автомобильное сообщение через российско-китайскую границу.

Одним из важных
направлений двустороннего взаимодействия на региональном уровне является
сотрудничество в области туризма, и в последние пять лет оно расширяется.
Растет число китайских туристов, посещающих Приморский край: в 2003 году их число
составляло почти 125 тыс. человек, в 2004 году достигло почти 180 тыс. человек.

 К сожалению, в 2004 году
отмечалось некоторое сокращение потока туристов с китайской стороны, что было
вызвано отменой в КНР так называемых «одноразовых туристических паспортов».

Между тем в 2005 году
нашими туристами из Приморского края было совершено около 444 000 поездок в КНР
(97,4% общего числа поездок в зарубежные страны), в 2004 году — более
614 000 поездок, в 2005-2006 гг. – 750 000 поездок.

Только в сентябре-январе
2007 года более 510 тыс. российских туристов посетили приграничный китайский г.
Суйфыньхэ. Это на 15,6 % больше аналогичного показателя предыдущего года.

Многие россияне, желающие
посетить китайские города Северо-Восточного Китая, проезжают через г. Суйфыньхэ.

Таким образом, с 2007
года заметно увеличилось количество туристов выезжающих в Суйфэньхэ. По
прогнозу городского Управления туризма, в связи с приближением Рождества в Суйфэньхэ
ожидается пик притока российских туристов, что станет новым стимулом для
развития торговли на городских рынках Китая.

В настоящее время в
Приморском каре существует большое количество туристских фирм, работающих на
китайском направлении и отправляющих туристов в г. Суйфэньхэ.

В последнее время на
рынке туристских услуг Приморского края появились так называемые «эконом-туры»,
стоимость которых в два, а то и в три раза ниже стоимости туристской путевки. В
обязанности туриста входит провоз китайского веса через границу. Сам турист
может провезти только 2 кг купленных товаров.

На данный момент
большинство выезжающих в Суйфыньхэ составляют туристы, выезжающие по путевке
«эконом-тура».

В 2007 г. более, чем на
16 % увеличился приток российских туристов в китайский город Суйфэньхэ,
находящийся на российско-китайской границе с Приморским краем. В начале 2007 г.
Суйфэньхэ принял более 570 тыс. российских туристов, что на 16,4 % больше по
сравнению с тем же периодом 2006 г.

Увеличение числа
российских туристов способствует росту местной экономики. Валютные поступления
от туризма достигли рекордного показателя – 93,11 млн. долларов США, из них 60
% доходов приходится на услуги средств размещения. (см. рис. 1).

Приграничное сотрудничество Приморского края и КНР в сфере туризма

Рисунок 1. Определение
емкости рынка (2007 г.)

На рисунке отражена
емкость рынка гостиничных услуг г. Суйфэньхэ в 2007 году.

Емкость рынка является
значительной, что обусловливается большим спросом российских туристов на
гостиничные услуги.

Заключение

С древнейших времен Китай
связывал страны Европы и Центральной Азии. А в ХIХ веке Россию и Китай
связывает строительство железнодорожной магистрали в Северо-восточной части
страны. Это была Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД), которая после
1904-1905 г.г. находилась под совместным управлением России, Китая и Японии, а
впоследствии была безвозмездно передана властям Маньчжоу-Го. Сейчас Россию, Китай
и Японию связывают новые авиалинии и оживленные морские пути.

В настоящее время ясно,
что за международным туризмом будущее в обеспечении экономического благополучия
многих стран.

С 80-х годов прошлого
века туризм в Китае непрерывно развивается и стал одной из опорных отраслей
экономического роста страны.

Китай с каждым годом
привлекает все большее количество российских туристов. Но, помимо удивительных
и живописных мест, культурных ценностей, эта страна влечет российских туристов
своими национальными праздниками.

Россия не только входит в
наиболее динамично развивающийся в туристическом отношении
Азиатско-Тихоокеанский регион, но и имеет непосредственную границу с одним из
лидеров мирового современного туристического рынка — Китайской Народной
Республикой.

В то же время,
численность населения Китая в сочетании с ростом доходов населения вызывает к
нему интерес с точки зрения выездного туризма как к одной из крупнейших
стран-доноров. Учитывая эти факты, а так же то, что ВТО строит самые
благоприятные прогнозы для КНР на ближайшее будущее, стоит уделять большее
внимание анализу достижений китайской туристической отрасли и вопросу о
взаимовыгодном сотрудничестве в туризме между Россией и КНР.

Список использованной литературы

1.                           
Биржаков М.Б.
Введение в туризм. – М.; СПб.: Невский фонд, Олбис, 1999.

2.                           
Биржаков М.Б.,
Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Издательский дом
Герда, 2001.

3.                           
Ильина Е.Н.
Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес:
Учебник. – М.: РМАТ, 1998.

4.                           
Основы туристской
деятельности: Учебник / Сост. Е.И. Ильина. – М.: Советский спорт,
2002. – 200 с.

5.                           
Приморский туристический
бюллетень №1. Туризм, информация, статистика, анализ. – Владивосток:
Комитет по туризму и санаторно-курортному делу Администрации Приморского края,
2000. – 40 с.


[1]
Сазыкин А.М., Глушко А.А. Туризм в АТР: итоги кризиса // Российский Дальний
Восток и страны АТР: проблемы развития экономических отношений. – Владивосток, 2001.
С.339.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий