Система показателей хозяйственной деятельности

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

1.
Система показателей анализа хозяйственной деятельности

2.
Анализ состава, структуры и динамики отборных активов

Литература

1. 
Система показателей анализа
хозяйственной деятельности

В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой
деятельности постоянно приходится иметь дело с системой показателей.

Хозяйственно-финансовая деятельность промышленных,
строительных, сельскохозяйственных, торговых и иных предприятий измеряется
многочисленными экономическими показателями, которые можно свести в
определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные —
в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные и
качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций,
процессов измеряется; в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно
взятых показателей или же их соотношений. Стоимостные показатели относятся в
настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных
показателей, денежного измерителя вытекает из наличия товарного производства и
товарного обращения, товароденежных отношений и действия закона стоимости в
условиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных показателей на
промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции.
Установление заданий в бизнеспланах по объему реализации продукции обусловлено
необходимостью более тесной связи производства и потребления, производства и
рынка. Планирование деятельности промышленных предприятий в условиях, когда за
основу принимался показатель валовой продукции, страдало серьезными недостатками,
оно довольно часто создавало противоречия между интересами производителя и
потребителя, между промышленностью и торговлей. Имевшая место погоня
предприятий за «валом» исключала заинтересованность производителей в
последующей судьбе выпущенной ими продукции: попала она непосредственно в руки
потребителя или же осела мертвым грузом в посреднических звеньях. В условиях
товарного производства промышленная продукция по существу и по форме является
товаром и производится для рынка. Однако прежний порядок планирования
хозяйственной деятельности был таким, что рынок и его конъюнктура
производителей интересовали мало. Рынок в представлении многих
производственников был понятием совершенно абстрактным, весьма расплывчатым,
способным поглотить все, что производится; при этом забывалось, что объективный
экономический закон спроса и предложения должен действовать и в наших условиях.

Важным стоимостным
показателем, используемым при анализе, является показатель товарной продукции.
В состав товарной продукции входят готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты,
выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Показатель
товарной продукции в большей степени, чем валовой, позволяет сделать в
аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции. В
стоимостном выражении дается оценка валовой и товарной продукции
сельскохозяйственных предприятий, что необходимо и для подсчета совокупного
общественного продукта. Следует отметить, что экономическая сущность понятий
«валовая» и «товарная продукция» в сельском хозяйстве отличается некоторыми
особенностями. Эти особенности состоят, во-первых, в том, что в валовой и
товарной продукции сельского хозяйства большее место занимает вновь созданная,
а не перенесенная стоимость; во-вторых, в том, что в состав товарной продукции
включается на практике не только так называемый внедеревенский оборот, но и
оборот внутридеревенский. Широко применяются стоимостные показатели в торговле
и общественном питании. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и
розничный товарооборот» издержки обращения, прибыль, финансовое состояние.
Денежный, стоимостной, измеритель вытекает из экономической сущности
перечисленных категорий; он наиболее, чем какой-либо другой, выражает
особенности рыночной экономики. Натуральные показатели используются в плановой
и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они
применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой
продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного
конкретного измерителя зависит от физических свойств продукции. В
сельскохозяйственном производстве эти показатели используются для натурального
измерения сбора зерна, картофеля, овощей, выхода продукции животноводства
(молока — в центнерах, скота — в живом весе). Количественно выражается
поголовье животных (в целом, по видам и группам); в натуральных показателях
характеризуются земельный фонд и его использование. Значение натуральных
показателей со временем будет возрастать. Использование электронно-вычислительной
техники позволяет производить глубокий экономический анализ в натуральных
показателях деятельности промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других
предприятий. Наряду с натуральными показателями в аналитическое практике
используется и их разновидность — условно-натуральные показатели. Эти
показатели применяют при планировании и анализе деятельности предприятий,
выпускающих изделия разнообразного ассортимента, при использовании натуральных
измерителей для обобщающей характеристики объема производства, для
сравнительного изучения выпуска всей продукции за ряд лет. Количественные
показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин,
характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и
другие стороны работы предприятий- Количественные показатели могут выражаться
как в стоимостном, так и натуральном измерителях. Качественные показатели
используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения се соответствия
установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для
оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.

Важное значение в
условиях рынка приобретут показатели, характеризующее качество работы торговых
предприятий. К качественным показателям работы предприятий оптовой и розничной
торговли можно, на наш взгляд, отнести следующие:

показатели удельного
веса товаров, проданных с применением прогрессивных методов торговли;

показатели,
характеризующие ритмичность торговли всеми товарами, особенно продовольственными,
товарами повседневного спроса;

выполнение плана
товарооборота по заданной структуре товаров (с учетом и внутригруппового
ассортимента);

полное удовлетворение
спроса покупателей на товары (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

изучение покупательского
спроса и его прогнозирование на будущее (в связи с явлениями сезонности,
изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров.
производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

быстрое и культурное
обслуживание покупателей (отсутствие жалоб на очереди и невнимательное
отношение);

соблюдение требований
санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами).

В общественном питании
качественными показателями считаются: ритмичность производства и реализация
обеденной продукции; достаточный набор блюд, вспомогательной продукции и
покупных товаров в ежедневном меню; строгое соблюдение рецептуры и технологии приготовления
блюд; калорийность и питательная полноценность собственной продукции; соблюдение
санитарных правил при изготовлении и реализации продукции; быстрое и культурное
обслуживание населения. Все вышесказанное можно отнести к будущему, когда
производство и торговля будут экономически нормализованы; когда рыночное
хозяйство в нашей стране получит устойчивость и приобретет цивилизованный
характер. Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств,
издержек обращения, прибыли — все это объемные показатели. Удельные показатели
являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей.
Выпуск продукции и количество рабочих — объемные показатели, а отношение
первого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего,- удельный
показатель. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные
величины, характеризующие выполнение бизнес-плана, структуру, динамику,
интенсивность развития. Каждый из рассмотренных выше показателей имеет свой
определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели
рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной
ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное
использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и
объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или иной
области и тем более работу предприятия в целом.

2. 
Анализ состава, структуры и
динамики оборотных активов

оборотный актив экономический показатель

Все
оборотные активы организации по своему характеру и сфере обращения делятся:

1) оборотные фонды:

— производственные
запасы;

— незавершенное
производство;

— расходы будущих
периодов;

— НДС

2) фонды обращения:

— готовая продукция;

— товары;

— дебиторская
задолженность;

— краткосрочные
финансовые вложения;

— денежные средства;

— прочие оборотные активы.

Оборотные средства по
длительности обращения проходят следующие циклы:

1) поступление сырья;

2) оплата сырья (период
оборота кредиторской задолженности);

3) отгрузка готовой
продукции.

1+2+3=═
производственный цикл.

4) поступление средств
от покупателя;

3+4= период оборота
дебиторской задолженности

2+3+4=
производственно-коммерческий цикл.

Обеспеченность
предприятия оборотными средствами при одной и той же их величине будет тем
больше, чем короче цикл обращения. Значит, уменьшение длительности цикла обращения
или ускорение оборачиваемости оборотных средств является одним из основных
направлений оздоровления финансов организации. Значительную часть оборотных
активов составляют производственные оборотные активы, а именно: запасы,
незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция. Анализ
оборотных активов начинаем с изучения структуры, отклонений и динамики всех
элементов оборотных активов. Изучаем информацию:

1) оборотные активы
всего;

2) структура оборотных
активов в процентах;

3) отклонения: суммы и
структуры

4) темп роста элементов
оборотных активов;

5) удельный вес
оборотных активов в имуществе предприятия;

6) соотношение темпов
роста оборотных и внеоборотных активов.

Изучая оборотные активы
желательно, чтобы темп роста фондов обращения был больше темпа роста оборотных
фондов, так как это условие увеличения подвижности, мобильности баланса. С этой
целью изучаем данные горизонтального и вертикального анализа оборотных активов
и рассматриваем структуру оборотных активов с точки зрения ликвидности. Увеличение
роли высоколиквидных оборотных активов является признаком хорошей ликвидности,
платежеспособности организации. С этой целью подвергается тщательному изучению
соотношение доли ликвидных активов:

а) в части оборотных
фондов (средняя ликвидность)

б) в части фондов
обращения (высокая ликвидность).

Одним из признаков
улучшения оборотных активов является увеличение темпов роста и доли наиболее
ликвидной их части, а именно: денежные средства и краткосрочные финансовые
вложения. С другой стороны, деньги должны работать, поэтому хорошим признаком
является прирост денежной массы, вызванный увеличением отгрузки и реализации,
так как увеличение объема продаж это признак роста конкурентоспособности
продукции на рынке. Снижение денежной наличности в составе оборотных активов не
всегда является отрицательным, так как это может быть связано с дополнительным
заготовлением материальных ценностей. Особый по значимости элемент оборотных
активов это дебиторская задолженность. Для глубокого исследования делается
специальный анализ. Для обобщающей характеристики необходимы показатели:

1) доля дебиторской
задолженности:

— свыше 12 месяцев;

— в течение 12 месяцев.

2) соотношение темпов
роста дебиторской и кредиторской задолженности. Таким образом, внутри оборотных
активов проверяется соотношение:

*═ темп роста
фондов обращения должен быть > темпов роста оборотных фондов.

* темп роста (денежные
средства + краткосрочные финансовые вложения) должен быть > темпов роста
остальной части оборотных активов, так как именно эта часть высоколиквидная.

* темп роста
собственного оборотного капитала д.б. > темпов роста оборотных активов. Это
условие обеспеченности собственным капиталом определяет необходимость
использовать заемный капитал.

* темп роста 2 раздела
актива (оборот. активы) д.б. > темпов роста 5 раздела пассива (краткосроч.
обязательства). Это условие ликвидности и платежеспособности.

* темп роста
дебиторской задолженности д.б. > темпов роста кредиторской задолженности.
Это условие формирования активного сальдо.

Литература

1. 
Г.В.
Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва, Инфра-М, 2002
г.

2. 
В.В.
Ковалев, О.И. Волкова Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва,
Проспект, 2001 г.

3. 
“Методика
финансового анализа” Шеремет А.Д. Москва: ИНФРА-М, 2003.

4. 
Финансовый
анализ” Ефимова О.В. Москва Бухгалтерский учет, 2006 г.

5. 
“Теория
экономического анализа” М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, Москва: Финансы и
Статистика, 2003 г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий