Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа по теме "Логарифмические уравнения"
Конкурсный
урок алгебры и начала математического анализаТема: «Логарифмические уравнения»
Класс: 11
МОУ «Гимназия №1»Учитель: Умарова Г.К.
МОУ «Кабаньевская СОШ»Цели
урока:– организовать
деятельность учащихся по изучению новой темы;– обеспечить
закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения
логарифмических уравнений;– научить
учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению
логарифма, методом потенцирования;– развивать
умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, синтезировать полученные
знания и умения;– воспитывать
умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.Оборудование:
мультимедийный проекторХод урока:
Дорогие
ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.
Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока
ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш
урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота?
Что такое гармония?Душой
математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту
красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета,
как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об
этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович
Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:Холодные
числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара
сконцентрированной в них мысли.Александров А.Д.
Эти слова
я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.Устная работа
1. Вычислите устно:
а) log28
б) lg 0,01;
в) 2 log 232.
Что использовали для выполнения данного задания? (определение
логарифма)2. Найдите х:
а) log3 x
= 4 (х=81)б)) log3 (7х 9)=log3x (х= 1,5)
Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)
А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)
Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»
Давайте сформулируем цели урока.
Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?
Объяснение нового материала
Записать на доске, поясняя
log аf(x)
= log ag(x), где а-положит.
число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения
Чем пользовались? (определением)
Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений,
основанный на определении логарифма.Общий
вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным
ему уравнением .Давайте
оформим решение уравнения 2.log3 (7x – 9) = log3x
7х – 9 = х
6х = 9
х = 1,5
Применение формул потенцирования расширяет область определения
уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по
условиям 7х 9>0x>0
Для
решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования. Этот метод
применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять
решению системы.Мы
рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по
определению, метод потенцирования)Закрепление
№17.1
устноКаким
методом будем находить корень уравнения? (по определению)А)
8 б) 1/7 в) 0,09 г.) 4№17
(а, б) с комментированием. Каким методом будем решать?А)
log0,1(x2+4x 20)=0 б) log1/7(x2+x 5)= – 1x2+4x 20=0,10 x2+x 5=1/7 – 1
x2+4x 20=1 x2+x 5=7
x2+4x 21=0 x2+x 12=0
x1+x2= 4 x1+x2= 1
x1*x2= 21 x1*x2= 12
x1= 7, x2= 3 x1= 4, x2= 3
№17.6
(а, б)Каким
методом будем решать? (потенцирования)Решаем
в парахА)
3х 6=2х 3 б) 14+4х=2х+23х 2х= 3+6
4х 2х=2–14х=3
2х= – 12, х= – 6. корней нетСамостоятельная
работаВам
предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с
соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше
внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.1.
( 1, – 3)2.
(х=3)3. (х= 5)
4.
(х=3)5.
(х= 15)Ключ
3
2
3, –
1
15
7
1
5
0
12
Е
А
Н
Р
Д
О
П
З
Л
Джон
НеперГрафический
диктантА
сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены
корни уравнения. Если верно вы рисуете «да» – ^, «нет» – Выписываете свой фигуры в одну строчку.
В 1
В 2
, х = – 12
, х = 5
, х= – 22
, х = – 8
, х = – 11
, х = – 2
, х = 3
, х = – 4
Ответы:
^-^^ -^^-Итог
урока:Сейчас
мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока.Билеты:
1.
Дайте
определение логарифмического уравнения.2.
Какими
методами можно решать логарифмические уравнения?3.
4.
5.
6.
Считаете
ли вы, что цели урока решены? Чему научились, что закрепили?На
партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за
деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4 – оранжевый, 5 – розовый.Домашнее
задание.Возьмите
карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни.1
уровень·
log 3
x= 4·
log 2
x= 6·
logx
64 = 6·
– log
x64 = 3·
2 log
x8 + 3 = 02 уровень
·
log 3
(2х – 1) = log 3 27·
log
3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)·
log
2 х = – log 2 (6х – 1)·
4 +
log 3(3-х) = log 3 (135–27х)·
log
(х – 2)
+ log 3 (х – 2) = 103 уровень
·
2log 23
х – 7 log 3 х + 3 = 0·
lg
2 х – 3 lg х – 4 = 0·
log
2 3 х – log 3 х – 3 = 2 lоg 2
3В
заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:«Музыка
может возвышать или умиротворять душу,Живопись
– радовать глаз,Поэзия
– пробуждать чувства,Философия
– удовлетворять потребности разума,Инженерное
дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна
достичь всех этих целей».Так
сказал американский математик Морис Клайн.Спасибо
за работу!логарифмический решение уравнение урок