Методика работы педагога дополнительного образования детей в детских образовательных объединениях разных форм

Дата: 13.02.2016

		

Федеральное агентство по образованию Российской
Федерации

Дальневосточный государственный технический
университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

Инженерно- экономический институт

Кафедра ПЕДАГОГИКИ И
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальность НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППА 3.2 П
спб

Контрольная работа

Тема: Методика работы
педагога дополнительного образования детей в детских образовательных
объединениях разных форм

Студент

Ермошина
Лилия Асхатовна

Руководитель
Павловская О.А.

Владивосток 2011

Содержание

Введение

Дополнительное
образование как система развития способностей детей.

Организация обучения

Методы обучения

Заключение

Список литературы

Введение

В
1918 г. в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное
детское учреждение – Станция юных любителей природы (с1920 г. – Биостанция юных
натуралистов им. К.А. Тимирязева), положившая начало государственной системе
внешкольного образования детей.

С
1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного
преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного
образования детей.

В
системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей.
Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными
возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят
на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это
время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и,
что важно, не по принуждению педагогов и родителей.

Значителен
педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное
средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания
ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании
и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах
деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности,
стимулирует ее к творчеству.

В
сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и
взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования
гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие дополнительного образования
состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых,
развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности
и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему
занятости детей.

Развивая
дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с
организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым
становится по-настоящему открытой системой.

Дополнительное
образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на
создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и
об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой
самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в
дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.

Современный
этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного
образования стал периодом осмысления преимуществ этого вида образования;
соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности»
дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии его
реализации; развитие практики планирования и организации дополнительного
образования; решение задач повышения его качества.

Развитие
системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

сохранение
позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой,
культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной,
практико-ориентированной деятельности;

разработка
концептуальных основ дополнительного образования детей с учетом своеобразия
этого процесса в различных образовательных учреждениях и специфики различных
категорий детей;

соединение
(временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного
образования и построения новой практики;

упорядочение
и укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы дополнительного
образования;

обоснование
и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое
развитие сферы дополнительного образования;

создание
условий для работы образовательных учреждений одновременно в режиме
функционирования и в режиме развития;

одномоментность
моделирования организационных форм дополнительного образования и
экспериментальной проверки их жизнеспособности;

научное
обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного
образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;

разработка
базисной основы содержания дополнительного образование;

осмысление
и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия,
расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их
ответственности, определение полномочий, представление необходимых льгот;

поэтапное
выдвижение и реализация организационно-управленческих задач.

Основное
внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании
условий для свободного выбора каждым

ребенком
образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития
видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы;
совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного
процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству,
профессиональному самоопределению и самореализации.

Одним
из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного образования
детей является обеспечение образовательного процесса учебными планами и
программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы дополнительного
образования детей, определяют его содержание, уровень и направленность.
Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в
рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда
вытекают, как считает Калиш И.В. требования к ориентации программ
дополнительного образования детей на:


динамичность образовательного процесса как социального явления;


стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к
самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

активное
и деятельностное усвоение содержания образования, прогнозирование его
применения в различных ситуациях;

обобщение
жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся
системой ценностей;

самостоятельную
оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное
построение своего поведения;

новое
восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и
овладению специализированными языками наук в группах юных исследователей;

Дополнительное
образование – процесс непрерывный. Педагогический процесс в сфере
дополнительного образования строится в форме поиска решения как отдельных, так
и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается
жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию,
осозновать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.

Принципиальное
отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря
отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе
педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности
(знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей
учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в
этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая
обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое
начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития

Такой
подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих
целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта
развивающегося образования. На современном этапе развития образования
проектирование образовательной среды в УДО невозможно без обращения к парадигме
развивающего образования, что в свою очередь требует предварительного уточнения
функций дополнительного образования.

Социальная
функция направлена на удовлетворение:

а)
социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры,
образования и здоровья населения);

б)
родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их
ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по
дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий,
здоровье),

в)
детского спроса — удовлетворение потребности познавательного и личностного
развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку
он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и
соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г)
экономического спроса — возможность заработка (основного, дополнительного, с
неполным рабочим днем и т.д. ) для взрослых и допрофессиональная подготовка для
детей.

д)
правоохранительною спроса — профилактика девиантного и асоциального, в том
числе противоправного, поведения детей. Психологическая функция:

а)
развивающая — создание образовательной среды, обеспечивающей условия для
физического и психического развития детей (реализация детских интересов,
приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в
семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в
плане самоутверждения, и в плане самоактуализации;

б)
компенсаторная — психологическая компенсация неудач в семье, в школе,

в)
релаксационная — возможность отдохнуть от жесткой регламентации
поведения в семье и в школе;

г)
консультационная — для педагогов, родителей и детей. Образовательная
функция:

а)
образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к
стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений.
Например, судо — и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это
могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо
причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,

б)
пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская
телестудия);

в)
профессиональное самоопределение;

г)
обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,

д)
социализирующая — общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в
том числе — попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение
общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности
и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и
взаимодействий,

Укажем
на важнейшее различие школьного и дополнительного образования.


Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на
определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан Поэтому
школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных
стандартов обучения. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от
природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в
силу обязательности и стандартизованных программ, методов и критериев обучения.
В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по
интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает
возможность преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса,
а строить обучение по принципу — процесс ради процесса, учение ради учения,
т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в
обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации
познавательного интереса у учащихся.


В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы,
адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно
преимущественное использование авторских учебных программ.


В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО —
со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий
и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его само актуализации.


В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной
традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент
ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта
от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние
педагога на учащихся

В
итоге, мы приходим к выводу, что по самой образовательной специфике УДО,
учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего
образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае
выступают:


образовательные программы.
Они становятся программами нового
типа (психодидактического, рефлексивного), т.к., в отличие от традиционных
программ дополнительного образования, их разработка и практическое воплощение
требуют от педагога рефлексии (выявления для себя и осознания) дидактических и
психологических целей и исходных оснований их построения;


обучающиеся, т.е. раскрытие (проявление, пробуждение) творческой природы
как исходной психологической основы для развития физических, познавательных, личностных
и духовно-нравственных способностей;


педагоги дополнительного образования, которые должны научиться вставать
в рефлексивную позицию к тому: кого они обучают, чему они обучают, как обучают
и зачем обучают,


руководители «(управленцы), которые должны определять и создавать
условия для практической реализации учебных программ нового типа;


родители, в смысле изменения их социальных установок и отношений к
функциям дополнительного образования и ценностным ориентациям в обучении их
детей;


образовательная среда (социальный, пространственно-предметный и
психодидактический компоненты);


социальная макросреда (район, окружающий социум);


и само учреждение дополнительного образования (УДО) как объект
саморазвития (и в этом смысле он становится субъектом своего развития и системы
образования, частью которой он является)

Изменяя
себя, таким образом, данное УДО изменяет образовательную и социально-культурную
среду микрорайона, округа в целом. Тем самым УДО, наряду с другими
экспериментальными площадками столичного образования, превращается в одного из
субъектов развивающегося образования столицы. С этой точки зрения УДО
представляется нами как субъект развивающегося образования.

Превращение
УДО в субъекта развивающегося образования начинается с разработки рабочей
концепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния,
целей и перспектив его развития по следующим позициям, базовым для любой
образовательной концепции вопросы:


кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО)


зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и
образовательной среды в целом)?


чему учить (содержание дополнительного образования);


кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке
педагога) Остановимся на этих вопросах подробнее.

Кого
учить?

Ответ
на этот вопрос требует определения психологических особенностей контингента
учащихся в качестве системообразующего фактора психолого-педагогической модели
(системы) УДО предполагает определение таких особенностей их развития как
одного из субъектов образовательной среды, которые составляют проблему их
обучения, развития и социализации, и потому требуют создания специальных
условий для обучения и воспитания (особой образовательной среды) по сравнению с
детьми, обучающимися в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и
т. д.)

Мы
исходим из того, что с психологической точки зрения в УДО:


обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития;


приходят дети по разным мотивам: а) у одних уже проявились интересы и
склонности к каким-то видам внешкольной деятельности (художественной,
спортивной, технической и т.п.), а у других, напротив, нет — они еще ищут,
пробуют себя; б) одни дети пришли сами, других привели родители, третьи пришли
из любопытства, «за компанию» и т.д.


достаточно часто обучение происходит в разновозрастных группах, где дети
отличаются по возрасту, по готовности к обучению, по умению учиться, по
мотивации и т.д.;


особо одаренных детей мало, потому что они, в силу своей явной одаренности,
чаще всего проходят обучение в специализированных образовательных учреждениях
(математические, музыкальные, спортивные и т.п. школы),


вместе с тем возможен больший, чем в школе, процент детей со скрытой одаренностью,
в работе, с которыми важно создать условия для проявления их природных задатков
и развития этих задатков в соответствующие склонности, интересы и способности.

Итак,
в целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким
индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые)
способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные
(социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет
к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные
программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не
могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития
способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей,
как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления
способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих
интересов и способностей .

Учитывая
разнообразие способностей учащихся УДО, мы исходим из того, что каждая из них
является, а каждого учащегося проявлением творческой природы психики человека,
и, соответственно, творческого потенциал. Речь идет не только об отдельных
способностях (художественных, спортивных, технических), но и об интегральной
личностной сфере ребенка, что обусловило нашу ориентацию на парадигму
развивающего образования

Ведущими
для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка
являются, по нашему мнению, три генеральных фактора: познавательная,
личностная, творческая активность. В этом мы опираемся на разработанную
специалистами Психологического института РАО концепцию одаренности. Имеющийся в
литературе коллективный психолого-педагогический опыт показывает, что наилучший
успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь
тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют
интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их
личностного развития.

Дополнительное
образование как система развития способностей детей

Современные
подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную
деятельность детского творческого объединения как системное развитие
потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих
и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные
требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

В
то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений
дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми
сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается
необходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, что
позволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческие
замыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рамками интересов
педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям
в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.

Преодолеть
«профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать
полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание,
разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный»
процесс.

Попробуем
выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы
с учащимися детского объединения дополнительного образования.

Организация
обучения

дополнительный образование познавательный воспитательный дети

Особое
место в организации такого учреждения занимает начальный этап работы с детьми и
родителями, который включает комплектование детского объединения и первые
занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование
состава детского объединения

Этот
процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — запись,
организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой
документации.

Первые
занятия

Каждый
педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых
встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так
как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный
настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь
ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В
ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1)
создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них
интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2)
познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском
объединении и перспективами личностного развития;

3)
познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским
объединением;

4)
выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5)
получить необходимую информацию друг о друге;

6)
вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию
детского коллектива.

Первое
занятие с детьми нужно начать со знакомства
детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства
можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о
себе«, »Мое самое любимое» и др.).

Результат
этого этапа занятия:

·
дети знакомы друг с другом,


педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное
детское объединение.

Второй
этап занятия — рассказ педагога о детском объединении.
В такой рассказ необходимо включить:


разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его
образовательной программы,


описание содержания и результатов первого года занятий,


объяснение основных этапов овладения мастерством,


рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных
воспитанников,


знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их
получения,


рассказ о традициях детского объединения.

В
ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут
быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор
профессионального учебного заведения).

Следует
также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского
объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во
дворе и т.д.

Хорошим
сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:


выставка детских творческих работ;


стенгазета или рукописный журнал;


альбом-летопись детского объединения;


фотографии, слайды и видеофильмы;


знаки отличия кружковцев;


награды детского объединения и его воспитанников;


выставка книг и периодической печати;


информационный стенд.

Следующий
этап занятия — выявление уровня первичной подготовки
детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:


тесты или тестовые задания;


конкурсы и соревнования;


познавательные игры;


выполнение практической работы или творческого задания.

В
детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из
дома свои поделки.

Результаты
этого этапа занятия станут в последующем основанием для:


внесения корректив в образовательную программу;


разработки индивидуальных заданий;


объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На
первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить
ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами,
материалами.

Хорошим
завершением первого занятия станет экскурсия
по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными
объектами такой экскурсии должны стать:


выставочный зал и музей учреждения,


кабинеты администрации учреждения,


медицинский кабинет (если есть);


детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);


столовая или буфет;


актовый зал;


игротека (если есть);


туалеты для мальчиков и девочек;


раздевалка.

Второе
учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по
формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:


обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;


самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов
детского объединения;


обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного
образования;


выбор детского актива;


распределение разовых и постоянных поручений;


формирование системы передачи информации.  Результатом этого этапа занятия является:


создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного
нравственного и психологического климата в детском объединении;


понимание детьми взаимной ответственности;


включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;


начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий
этап занятия — собственно учебный процесс. Начать эту
часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного
занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой
учебной темы.

Методы
обучения

Методы
обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и
классификаций в педагогике существует много. По стараемся, не загружая наше
пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.

Метод
обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога
и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать
методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику
знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д.
Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в
системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с
основными этапами обучения.

На
этапе изучения нового материала в основном используются
объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На
этапе закрепления изученного материала в основном
используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа,
дидактическая или педагогическая игра.

На
этапе повторения изученного — наблюдение, устный
контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная
работа), тестирование.

На
этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен,
выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание
методов образует методику.
Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения,
используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика
дифференцированного обучения: при такой организации
учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся
одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня
сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки
каждого).

Методика
индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при
такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его
участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в
оптимальном для него темпе.

Методика
проблемного обучения: при такой организации учебного
процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними
проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью
детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы,
в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические
умения и навыки.

Методика
проектной деятельности: при такой организации учебного
процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в
ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое
обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую
документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в
форме зашиты проекта.

Заключение

Развитие
личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения
их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и
воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на
познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только
продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий,
эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в
саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами
учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности.
Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные
качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как
следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная
активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся
глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета
деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность,
самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении
направленности развития личности в современных условиях.

Проблема
развития познавательной активности младшего школьника является актуальной,
поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.
Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя,
раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными
характеристиками познавательной активности являются:

Естественное
стремление школьников к познанию;

Положительное
отношение к учебе;

Активная
познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и
достижение значимого для ребенка результата;

Проявление
воли в процессе овладения знаниями.

Наше
исследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательные учреждения в
состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в
должной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе принципы добровольности,
выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами
и сверстниками обладают дополнительными резервами для развития всех основных
характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

Развивая
познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем
личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы
развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для
каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Список
литературы

1. Асмолов А.Г.
Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России:
от традиционной педагогики к педагогике развития. — Внешкольник, №9, 1997, с.
6-8

2. Воспитание юного
москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской
научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). — М., 1997

3. Зубков Т.И.
Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. — Дисс. канд.
пед. наук. — Екатеринбург, 1993

4. Калиш И.В. от
внешкольной работы — к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и
методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К.
Бруднова. — М.: Владос, 2000.- с. 11

5. Бурлакова И.В. Использование
новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в
учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — М. : Издат. дом «Первое
сент.», 2003-2010. — URL: http://festival.1september.ru/articles/584687/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий