Психология групп и коллектива

Дата: 12.01.2016

		

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в от­рыве от
общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включа­ется. По
словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех
связей и отношений, в которых этииндивиды на­ходятся друг к другу».

  Природа межличностных отношений в любых общностях доста­точно сложна.
В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ­ные
и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью
нормы иценности общества. В системе межличностных отношений человек реали­зует
себя, отдавая об­ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея­нияявля­ются
важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные
отношения  самыхразнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре
человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в
различного родаформальных и неформаль­ных объединениях, — индивид про­являет
себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно­шений
с другими.

  Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода
связей и отношений.В детских и подростковых группах складыва­ются межличностные
отно­шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в
конкретно-исторической ситуацииразвития общества. Не­смотря на то, что
проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретной группе имеют свою
неповторимую историю, на разных возрас­тныхэтапах действуют общие
закономерности их становления и разви­тия.

  Первая из них отражает обусловленность природы межличностных
отношений тем местом,которая возрастная социальная группа занимает в обществе.
Вторая ха­рактеристика межличностных отношений – это их за­висимость от
совместной дея­тельности,которая в любую историческую эпоху опосредствует
развитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет их строение. Третья
особенность межлично­стныхотношений за­ключается в их уровневой природе –
сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенный уровень развития, от
которого зависит наличие илиотсутствие тех или иных её
социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

  Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо­бой
социальнойситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено
Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри
определенноговозрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его
отношений с социальной действи­тельностью. Понятие социальной ситуации развития
может бытьприме­нено и к характеристике детской группы.

  Это прежде всего объективные условия существования данной
группы, опреде­ляемыеисторической эпохой, культурой и пр.

  Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы
является её объективныйсоциальный статус, определяемый пре­жде всего положением
детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

  Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской
группы существует субъективныйаспект социальной ситуации развития. Он
представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим
объективным ус­ловиям , статусу, иих готовностью к принятию этой позиции и
действиям в соответ­ствии с ней.

  Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание меж­личностныхотношений
в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены
функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно –смысловые
отношения между сверстниками.

  Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаи­модействии
детей,отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво­ляет
ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь
выступаютэмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские
предпочтения и т.д.

  В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое
ме­няется инажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо нахо­дить
новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, по­зволяли
быболее продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от то­талитарного
общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни тре­бует от
наспересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами:
наше внимание должно затрагиватьособую ситуацию развития детей данного
возраста, в данном случае 11 – 13 лет; необходимо найти точки соприкосновения
изменяющегося мира и процессастановления такого вида деятельности ребенка в
этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние
сложившейся социальной ситуациина него;  следующим аспектом можно назвать
необходимость изучения мотивов эмоцио­нального выбора в межличностныхотношениях
подростков что в свою очередь вы­ражается необходимостью изменений в
воспитательной работе школы, в связи с по­явлением новых
воспитательныхтехнологий. Большинство этих технологий нахо­дится только в
стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практиче­ской апробации, в
товремя как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими
школами на всей территории Российской Федерации.

Глава
I. Психологическая характеристика группы и коллек­тива.

§
1. Социально –психологическая характеристика групп.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти,
— важнейший вопроссоциальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений
между социальными группами, поэтому длясоцио­логического анализа крайне важ­ным
и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию сле­дует
вычленять группы из того многообразияразличного рода объединений, которые
возникают в человеческом обществе.

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния
социальной,производственной, экономической, бытовой, профессиональной,
возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных
нау­ках в принципеможет иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].С од­ной сто­роны, в практике, например,
демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные
группы: произвольные объединения(группи­ровки) людей по какому либо общему
признаку необходимому в данной системе ана­лиза.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под груп­пой понимается
реально существующее образование, вкотором люди собраны вместе, объединены
одним общим признаком, разно­видностью совместной деятельности или помещены в
какие-то иден­тичные условия,обстоятельства, определенным образом осознают свою
принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными.
Реальные группы делят намалые и большие, офи­циальные и не официаль­ные,
устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и некон­тактные.
Стихийные -К.К.Платонов на­звал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества —
это три современные реальности, онивзаимосвязаны. Все группы более или менее
специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в
промышленном городе имеет одновре­менногенетическую и воспитательную функ­ции.
Другие группы выпол­няют другие функции. Индивиды участвуют в во многих
группах. Неко­торые группы предполагаютфизическое присутствие ее членов. Одно­временно
можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные
заведения. Существуют постоянные,временные, слу­чайные или спорадиче­ские
группы. Некоторые группы созданы для дли­тельного существования и стремятся к
этому: школы, деревня, предпри­ятия,заинтересованные в продолжении своего дела.
Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное
существо­вание (туристы).Некоторые группы являются свободными, другие имеют
обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью,
этническую группу или нацию, другиегруппы, куда вступают по жела­нию:
спортивный клуб, культурные общества или социальное объедине­ние. Формальные
группы характери­зуются организованнойструктурой. Социальные отношения здесь
носят безличный характер (различные пар­тии). В неформальной группе существуют
личные, социаль­ные отноше­ния, которыеосуществляются в ролях, определяемых
внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).
Первичная или ограничен­ная группа являетсяосновой для человека это — семья. В
ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и
отношения в них форма­лизованы. Пример:баскетбольный клуб в который входят
несколько команд, — это вторичная группа. А одна ко­манда — первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки по­строить клас­сификацию
групп.Американский исследователь Ювенк вы­членил семь различных принципов, на
основании которых строились та­кие классификации. Эти принципы были самыми
разнообразными:уро­вень культурного развития, тип структуры, задачи и функции,
преобла­дающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех пред­ложенных
классификаций -формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные.
Она сосредоточивает свое исследованиена реальных группах. Но среди этих реаль­ных
существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологи­ческих
исследованиях — реальныелабора­торные группы. В отличие от них сущест­вуют
реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен
относительно и той, и другойразновидности реальных групп. Однако наибольшее
значе­ние имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естествен­ные
группы подразделяются натак называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы
— обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены ко­торой
объединены общей социальнойдеятельностью и находятся в непосредственном личном
общении, что является основой для возник­новения эмоциональных отноше­ний,
групповых норм и групповыхпро­цессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной мо­делью
изучения процессоввнушаемости, конформности,  сра­батываемости, общения и
т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным
жизненным условиям двумя разнымиспособами. Первый спо­соб идет по пути созда­ния
экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих
ситуаций. Второй способ сближения идетпо пути не только организаций условий
эксперимента, но и включает ис­следования реальных контактных групп в
“жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюда­ется обще —
психологический принцип подбораиспытуемых: они должны быть одного возраста,
пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значи­тельно
сложнее и требует особого рассмотрения.Важно подчеркнуть, что эти “большие”
группы также представлены в социальной психологии не­равноценно: одни из них
имеют солидную традицию исследования наЗа­паде (это по преимуществу большие, не
организованные, стихийно воз­никшие “группы”, сам термин “группа” по отноше­нию
к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее
пред­ставлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В
группах первого вида, процессыпротекающие в них, хорошо описаны в некоторых
разделах социальной  психологии, в частности при исследова­нииспособов
воздейст­вия в ситуациях вне коллективного  поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разно­видности:
формирующиеся группы, уже заданныевнешними социаль­ными требованиями, но еще не
сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и кол­лективы,
т.е. группы болеевысокого уровня развития, связанные со специфическими видами
социальной дея­тельности. Группы первой разновидности можно обозначить как
“становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представ­ленной
в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»:

Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представ­ляют объект
исследования в социальнойпсихологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые пара­метры группы:
композиции группы (или еесостав), структура группы, групповые процессы,
групповые ценности, нормы, система санкций. Каж­дый из этих параметров может
приобретать совершенноразличное значе­ние в зависимости от тогообщего подхода к
группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может
быть, в свою оче­редь,описан по совершенно различным показателям, в зависимости
от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные про­фессио­нальные
илисоциальные характеристики членов группы. Оче­видно, не может быть дан единый
рецепт описания состава группы, осо­бенно в связи с многообразием ре­альныхгрупп.
в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа
выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят
более сложный характер.Например, в старших классах школы нередко можно встре­тить
объединения детей, включающие по 4-5 чело­век, объединенных близкими дру­жескими
связями. Однако вбольшинстве реальных групп на практике такие объеди­нения
школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады
и группы-  триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из
которых состоит любая малая группа. Их внимательноеизучение может дать очень
много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотноше­ний,
имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

 социальные классы;

 различные этнические группы;

 профессиональные группы;

 возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,
молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это
класс, спортивная команда илипроизводственная бри­гада. Иными словами, мы сразу
“задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависи­мости
от типа деятельности,с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и
относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных при­знаков
структуры группы:структура предпочтений, структура  коммуни­каций,
структура
власти.        
          

“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы —
до сих пор не вполнерешенная для социальной психологии проблема. Если после­дова­тельно
идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым
процессампрежде всего следует отнести такие процессы, которые органи­зуют
деятельность группы.

Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и
проблеме развития групп.

Непосредственно общие качества группы:

Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с
другом, (отсутствие интегративности -разобщенность, де­зинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовле­творенность
группой,комфортность нахождения в ней.

Референтность — степень принятия членами группы групповых эта­лонов.

Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в
целом в направленииосуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность — мера активизации групповой состав­лящих ее
личностей.

Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

 направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов
деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

 организованность — реальная способность группы к самоуправле­нию;

 эмоциональность — межличностные связи эмоционального харак­тера,
преобла­дающей эмоциональный настрой группы;

 интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного
восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и
препятствиям, ее надежность вэкстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни
этого развития, и, далее, вскрытьспецифику различных параметров группо­вой
деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода кар­тина
развития группы не может бытьполной. Целостное представление о развитии группы
по характеристике группо­вых процессов допускает и более дробный анализ, когда
отдельно иссле­дуетсяразвитие групповых норм, ценностей система межлично­стных
от­ношений и т.д.. С точки зрения социальной психологии исследование ха­рак­теристик
большихсоциальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богат­ство
методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с
отсутствиемподобных методик для иссле­дования, например, психологического об­лика
классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убежде­ние,
чтообщность психологии больших групп не поддается научному анализу. От­сутствие
традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вме­сте с
тем,социальная психология в точном значении этого слова, без раз­дела о психоло­гии
больших социальных групп, вообще не может претен­довать на успех.[2] По утвер­ждению Дилигенского Г.Г.,
рассмотрение пси­хологии больших группне может счи­таться правомерным, ибо это
не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была
велика роль малых групп инепосредственно межлично­стного общения в процессах
формирования личности сами по себе эти группы не соз­дают исторически
конкретных социальных норм,ценностей, устано­вок». Все эти и другие
содержательные элементы общественной психоло­гии возникают на основе ис­торического
опыта. Ссылаясь на Дилиген­скогоГ.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида
через посредство ма­лой группы и межличностного общения». Поэтому со­циально —
психологи­ческий анализ большихгрупп можно рассматривать как “ключ” к позна­нию
содержания психики индивида.

§
2. Социальнаяколлективность. Отношения между индивидом
и группой.

Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы.
Но сам коллектив не возникаетвнезапно. Существуют различные формы коллектив­ных
отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие
коллектива проходит черезследующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассо­циация,
группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономиза­ции, для ко­торого
характерно довольновысокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме
интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифи­цируют
себя с ней(моягруппа). Од­нако группа-автономия может уйти в сторону от
коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда разви­тие
группы приводит еек положению замкнутой из вне группы, но отличающейся
внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоиз­мом, агрессив­ностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными
и производственнымиинтересами, она ставит выс­шей своей целью соз­дание условий
для раскрытия индивидуальности ка­ждого члена общества и отвечает за реализацию
полноценногоразвития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен
Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловлен­ность психики
отдельногочеловека», «Коллективная» психология в его понятии, сов­па­дает с
традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики
отдельногочеловека присуще всем другим членам дан­ной группы». Только некоторая
часть личной психологии может счи­таться принадлежностью данного че­ловека, и
вот этучасть личной пси­хологии в условиях ее коллективного проявления и
изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате
развития своихчле­нов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче
индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более
дееспособ­ным, человеч­нымв общественном своем качестве является и коллектив в
целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной дея­тельности
для достижения общей цели.И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая
все вопросы. Состояние и зрелость социаль­ной коллективности определяется тем,
насколько социальное,обще­ствен­ное прониклось личным, индивидуальным
интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начина­ется
с распределения функций. Без этогоне возможно существова­ние группы как единого
целого. Группа может быть понята через лич­ность, так как человеческая лич­ность
является главным материалом дляее создания. А.В. Петровский считает при
классификации групп опреде­лять степень их развития, учитывая характер межлично­стных
отношений, формирующихсяв зависимости от ценностно-ориентационного единства
группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена сле­дующим об­разом:

 Диффузная группа — в ней взаимоотношения опосредуются не со­держанием
групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

 Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только лич­ностно
значимыми целями.

 Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значи­мыми, но ас­социальным
по своим установкам содержанием групповой деятельности.

 Коллектив — взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общест­венно
ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться  личные, коллективные и обществен­ные
цели и ценности.

До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей за­дачей дос­тижение
максимального сближения вовзглядах и выборах, стремясь выработать об­щую
позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В
действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется
изменение, происходит обратное: преобладает напряжение ирасхождение во мне­ниях.
Значи­тельное число социальных установок человека имеет отношение к одной или
нескольким социальным группам или связаны с ними.Характер этой связи не яв­ляется
простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны с социаль­ными
установками, обычно проявляющимися в группах, ккоторым он принадлежит. С другой
стороны — изменение влияния пре­стижа, лидерства мнений, отвержение членских
групп теми кто занимает в них низкийстатус, а также влияние внешних групп на
уровень притяза­ний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с
не­членскими группами.

Как признание этого факта — термин “референтная группа”, впервые употреб­ленный
Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид
соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория рефе­рентных
групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между
индивидом и группой[3].

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа нахо­дится
к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших
сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем
дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпо­рации),
тем больше воз­можности она представляет для проявления в системе взаимо­отношенийхудших
сторон личности с одновременным торможением лучших устрем­лений.

Это достаточно подробно показывает схема:

+ + + + +

Психология групп и коллектива Психология групп и коллектива Психология групп и коллектива Психология групп и коллектива

+

Психология групп и коллектива Психология групп и коллектива

+
+ +

Психология групп и коллектива +

+
Несовместимые Согласованные

+

Психология групп и коллектива Психология групп и коллектива

+
+ +

Психология групп и коллектива

Идеальные

Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в груп­пах.

+ — положительное в личности и межличностных отношениях

— — отрицательное в личности и межличностных отношениях

 ¯ — поворот отношений в
любую сторону

« — отношения.

Это пример взаимоотношений в микрогруппе — триаде. Они представ­лены близ­кими
друзьями, молодыми семьями.Они наиболее часто встре­чаются в любой малой
группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими,
окружающими их людьми.

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп,
считают, что нельзя на основаниитолько индивидуальных характеристик уча­стников
совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы.
«Общество не состоит изиндивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в ко­торых
эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие между
индивидами является основным двигателем развития ихвзаимодействий и их самих
как личностей. Проти­воположности (но не крайности) порождают развитие системы,
в данном случае — коллектива. Даже молчаливоеприсутствие группы людей изменяет
психическую дея­тельность человека, заставляя вести себя иначе.

Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности
участвуют самые разные системыфакторов:

 внегрупповые (физические и социальные)

 внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

 внеличностные (однородность — разнородность по индивидуально-психологи­ческим
параметрам)

 внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов
группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, яв­ляется
фактор общественнойзначимости, совместной деятельности группы людей. Он является
стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общест­венно ценные
ориентацииколлектива.

Содержание

Введение

1. Теория взаимоотношения личность- коллектив

2. Основной принцип человеческого общения

3. Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

4. Проблема общности в социальной психологии.

5. Проблемы социальной психологии.

6. Понятие  единства  развития личности и психики человека.

7. Понятие и структура малых групп в психологии.

8. Типы конфликтов и их характеристика.

9. Детский коллектив

Список используемой литературы

Введение

Цель данного реферата — в малом объёме попытаться изложить характерные
явления, возникающие во  взаимоотношениях личности и коллектива. Ввиду
огромного объёма темы было решено после краткой теоретической информации привести
анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека , вкоторых
отношения личности и коллектива играют важнеёшую роль.

Реферат логически состоит из трёх частей; первая-это выдержки из
классической теории психологии. Здесь вводятсяосновные понятия и определения ,
с которыми оперирует психология при определении личности , общества и их
взаимоотношений. Особое внимание уделенопонятию малых групп , как наиболее
часто встречающейся форме коллектива.

Вторая часть посвящена формированию детского коллектива и развитию в нём
ребёнка — формирующейсяличности. Этот тип коллектива взят не случайно , на этом
уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды , складываются
первыевзаимоотношения со сверстниками , формируется собственное понятие “коллектив”
, осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.

Третья , последняя часть , рассказывает об особом , специфическом коллективе
— военном , и отношенияобсуждаются тоже специфические — неуставные. Данный
пример позволяет проследить взаимоотношения личности и коллектива в
экстремальной , напряжённой обстановке.

Теория взаимоотношения личность- коллектив

Основной принцип человеческого общения

Отношения в группах по мере их превращения в коллективы  за
кономерно  изменяются.  Сначала они бывают относительнобез-различными
(люди,  не знающие или слабо знающие друг  друга, не 
могут  определённо относится друг к другу), затем могут становится
конфликтными,  а при благоприятных условиях прев-ращаться  в 
коллективистские.  всё это обычно происходит за сравнительнокороткое
время,  в течение  которого  индивиды, составляющие 
группу,  не  могут измениться как личности.  У каждого человека
есть  свои положительные  и  отрицательные черты, свои
особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной
или отрицательной,  он выступит  во взаимоотношениях с людьми, 
зависит от этих людей исоциаль-ного окружения, от особенностей группы, в
которую он включён в  данный момент времени.

Согласно  интеракционистской теории личность, будучи внутренне
относительно устойчивой в своих базовых  свойствах,  внешне
может  проявлять себя по-разному в зависимости от
складываю-щихсяобстоятельств.  Замечена закономерность:  чем ближе по
уровню  своего  развития группа находится к коллективу,  тем
более благоприятные условия она создаёт для проявления 
луч-ших сторон в личности и торможения того,что в ней есть худ-шего.И
напротив,чем дальше группа по уровню своего развития отличается  от
коллектива и чем ближе она находится к корпо-рации,тем большие возможности она
предоставляет для прояв-ления в системе взаимоотношений худших сторон личности
с од-новременным торможением лучшихличностных устремлений.

Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

В самом общем виде развитие личности можно представить  как процесс её
вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.  Этапы развития
личности в относительностабильной общности называются фазами развития
личности:  1._Фаза становле_ния личности..  Предполагает
активноеусвоение действующих  в общности  норм и овладение
соответствующими формами и средс-твами деятельности.  Принеся ссобой в
новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не
может осущест-вить потребность проявить себя как личность раньше,  чем
ос-воит действующие в группенормы(нравственные,  учебные,
про-изводственные) и овладеет теми приёмами  и  средствами 
дея-тельности, которыми владеют другие членыгруппы. 2. Порожда-ется
обостряющимися противоречиями между достигнутым резуль-татом адаптации —
тем,  чтосубъект стал таким,  «как все» в группе и не удовлетворяемой
на первом этапе потребностью ин-дивида в максимальнойперсонализации. На этой
фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей 
индивидуаль-ности,  её фиксации.  3.Детерминируется противоречиями
между сложившимися на предидущейфазе  стремлением  субъекта 
быть идеально представленным в других своими особенностями и зна-чимымидля него
отличиями — с одной стороны,  и потребностью общности принять, 
одобрить и культивировать лишь те демонс-трируемые им индивидуальные
особенности,  которые ей импони-руют,  соответствуют её
ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместнойдеятельности с
другой стороны.

Проблема общности в социальной психологии.

Для индивида,  входящего в группу, осознание того, принад-лежности к
ней осуществляется прежде всего  через  принятие этих 
характеристик,  т.есть через осознание факта некоторой психической
общности с  другими членами  данной  социальной
группы.  Можно сказать,  что «граница» группы воспринимается как граница
этой психической общности.  Главной чисто психо-логическойхарактеристикой
группы является наличие так назы-ваемого «мы-чувства».  Это означает, что
универсальнымприн-ципом  психического  оформления общности является
различение для индивидов,  входящих в  группу, некоторого 
образования «мы»,  в отличие от другого образования «они». 
«Мы-чувство» выражает потребность  отдифференцировать  одну 
общность  от другой и является своеобразныминдикатором осознания принад-лежности
к некоторой группе.  Специфика социально-психологи-ческогоанализа группы
именно здесь и проявляется:  рассмат-риваются выделенные средствами
социологии реальные  социаль-ные группы, но в них, далее,определяются те
их черты, кото-рые в совокупности делают группу психологической  общностью,
т.есть  позволяют каждому  её члену идентифицировать себя с
группой.

Проблемы социальной психологии.

Социальная психология пользуется определением личности, ко-торое даёт общая
психология, выясняет, каким образом,т.есть прежде всего в каких конкретных группах, 
личность,  с одной стороны,  усваивает социальные влиянияи,  с
другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою
социальную сущность. Отличие такогоподхода от социологичес-кого 
заключается  в  том,  что она выявляет,  каким образом
сформировались этисоциально-типические черты,  почему в од-них 
условиях  формирования личности они проявились вполной мере, а в других
возникли какие-то иные социально-типические черты  вопреки 
принадлежности личности к определённой соци-альной группе.  В большей
мере, чем в социологическомподхо-де,  здесь принимаются в расчёт такие
регуляторы поведения и деятельности личности, как вся системамежличностных
отноше-ний,  внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-ностью
изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихо-логического отличается
тем,  что социальная психология расс-матриваетповедение и 
деятельность  «социально-детерминиро-ванной  личности»  в
конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждойличности в
деятельность  группы, причины,  от  которых  зависит
величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным
ориентиромв исследовании  личности  является  взаимоотношение
личности с группой.

Понятие  единства  развития личности и психики человека.

В жизни конкретного человенка как индивида,  как отдельного
представителя  человеческой  общности его личность и психика
представленыв неразрывном единстве. Индивид обладает психи-кой,  но в то
же время индивид выступает как личность, явля-ясьсубъектом межчеловеческих,
общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности
является деятель-ностно-опосредствованный типвзаимоотношений,  которые
скла-дываются  у  человека  с  наиболее  значимой 
для него груп-пой(группами) в этот период.  Эти
взаимоотношения опосредс-твуются содержанием и характером
деятельностей,  которые за-даёт эта референтная группа,  и общения,
которое в ней скла-дывается.  Исходя из этого можно сделать вывод,
чторазвитие группы выступает как фактор развития личности  в 
группе.  В соответствии  с концепцией персонализации
индивидхарактери-зуется потребностью быть личностью,  т.е.  оказаться
и оста-ваться  в  максимальной степени представленным значимыми для
него качествамив жизнедеятельности других  людей,  осущест-влять
своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть
личностью,  т.е. совокупностью индивиду-альныхособенностей и средств,
позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение 
потребности  быть личностью.

Понятие и структура малых групп в психологии.

Малая группа  — это немногочисленные по составу объединения
людей,  члены которого имеютобщую цель и находятся  друг  с
другом в непосредственных личных контактах. Малую группу ха-рактеризует
психологическая и поведенческая общность еёчле-нов,  которая 
выделяет и обособляет её,  придаёт её относи-тельную
социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. 
Малые группы могут быть разными поко-личественному составу:  от 2-3 до
30-40 человек;  различными по структуре отношений,  существующих
между ихчленами; нео-динаковыми по индивидуальному составу,  характеру
ценностей, норм и правил,  которых придерживаются их члены, межличност-ным
отношениям,  целям и содержанию деятельности.  Условными или  номинальными
называются группы, которые объединяют лю-дей,  не входящих в состав
ни одной малой группы. В противо-положность  им выделяются реальные
группы.  Они представляют собой действительно
 существующие объединения  людей,  пол-ностью 
отвечающие  определению малой группы.  Естественными называют
такиегруппы,  которые складываются сами  по  себе, независимо от
желания экспериментатора.  Они возникают и су-ществуют исходя из
потребностей общества  или включённых  в эти  группы
людей.  Естественные группы бывают формальными и
неформальными.Формальныесоздаются и существуют лишь в  рам-ках официально
признанных организаций.Также все естественные группы можноразделить 
на  слаборазви  тые  и  высокоразви-тые.Слаборазвитые 
малые  группы характеризуютсятем,  чтов них нет достаточной
психологической общности,налаженных  де-ловых и личных отношений, 
сложившейся структурывзаимодейс-твия,чёткого распределения 
обязанностей,приз  нанных 
лиде-ров,эффективной       
совместной       
работы.

Типы конфликтов и их характеристика.

По направленности  конфликты  делятся  на «горизонтальные»,
«вертикальные» и «смешанные».  К «горизонтальным»  относятся такие
конфликты, в которых незадействованы лица, находящие-ся в подчинении друг
другу.  К «вертикальным» конфликтам от-носятся те изних,  в которых
участвуют лица,  находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных
конфликтах предчстав-лены и  «вертикальные» и «горизонтальные»
составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на
конструктивные и деструктивные.Конструктивным конфликт бывает тогда, когда
оппоненты не выходят за рамки этических норм,  деловых отно-шений
иразумных аргументов.  Неконструктивный конфликт воз-никает в двух
случаях:  когда одна из сторон упорно и жестко настаивает 
на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; 
когда один из оппонентов прибегает кнравс-твенно  осуждаемым методам
борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя
иунижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и
субъективные. Пер-вые порождены объективными причинами,вторые — субъективными.

Детский коллектив

Развитый детский  коллектив  представляет  собой необходимое
условие самоутверждения личности.  Емуприсущи общность целей  и
адекватность  мотивов предметно-практической совместной
деятель-ности,  направленной на пользу общества, забота об
общемрезуль-тате,  определенные организация и характер общения, широкая
сис-тема коллективных связей.  Наиболее развитые
формывзаимоотноше-ний  детей  создаются в процессе целенаправленной
организации их социально-одобряемой деятельности: 
учебной, организационно-об-щественной,  трудовой, художественной,
спортивной и др. При этом придание основнымтипам деятельности детей
определенной  целевой направленности, социальной значимости позволяет не
толькоформи-ровать отношения детей внутри возрастных групп,  но и строить
их на единой основе.  Сочетание взаимоответственности, с одной
сто-роны,  а с другой — необходимости проявлениясамостоятельности в
организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-вает условия
для развития подлинной  самостоятельности.  Макси-мальное
развитие  самодеятельности  детей выступает определяющим признаком
развитого детскогоколлектива.

Социально признаваемая  деятельность как средство формирова-ния
детского коллектива и определенных отношений его членов  мо-жет быть
реализована в том случае,  если она соответствующим об-разоморганизована.

Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-дачи, т.е.
осуществляется возрастноеразделение;

б) значимые  цели  этой деятельности имеют как общественный, так и
личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-ция 
каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-тов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-тельности,
причем не только в плане собственнодеятельности, но, главное,  с позиции
ее активного участника, действующего вначале для «контактного»
коллектива,потомдля общешкольного,а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо  другим  людям, 
об-ществу.  Именно  в развитых формах социально одобряемой
деятель-ности формируетсяумение  ребенка  учитывать 
интересы,  позицию другого  человека и соответственно этому
ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент  воспитаний  детский  коллектив 
организуется взрослым.  При этом важное значение приобретает вопросо
соотно-шении:  1) потребности детей в общении и 2) задач, 
поставленных перед этим коллективом. Практическив любом организованном детс-ком
объединенииреально существует определенное сочетание данных двух
факторов.  Однако наиболее широкие возможности  их 
взаимо-действиясоздаются в условиях сформированного детского коллекти-ва. 
Активно включая детей в решение социальноважных задач, та-кой коллектив
обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-ливает возможности развития
индивида как личности. Психолого-пе-дагогическая  задача при этом
заключается в том,  чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как
форма целесообразности, что-бы в глазах детей воспитательная функция
коллективаотступала на второй план перед его социально  полезной 
функцией.  Иначе  его воспитательное воздействие нивелируется, 
заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальныхдетских
объединений.

Детский коллектив,  существующий в современной общеобразова-тельной
школе представляет собой многоплановую  систему, внутри которой дети
могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности
существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-ваются
между  детьми  в изменяющейся структурепостоянных и вре-менных
объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и
исполнителей, формируя умения командовать това-рищами и подчиняться
товарищу,  создавая развернутую сеть разно-образныхсвязей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-ленаправленное
создание временныхобъединений, позволяющих орга-низовать деятельность детей в
небольших группах, которым поруча-ется выполнение кратковременных дел.
Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком
объединении, нас-читывающем обычно всего несколькодетей, постоянно находится
под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-ся от 
принятых нормповедения.  Кроме того детям легче осущест-влять
самостоятельное руководство небольшим числом  сверстников.  Но
главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок
может  определить  для себя такое положение в совместной
работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы
испособности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделить свою
роль в общей деятельности,  в наибольшейстепени адекватную его
индивидуальным склонностям.

К числу  важных  моментов  в организации детского коллектива
относится  разновозрастное  построение контактных 
объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-ет
обычносуществующую в объединении сверстников тенденцию замы-каться в кругу групповых
интересов.  Ребенок испытывает  влияние каждой такой группы и,
занимая в нейопределенное место, в то же время сам воздействует на 
окружающих,  оптимизируя  собственноеразвитие.

Но этот  путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-кого
коллектива школы в целом,  где в сложныхструктурных связях находятся
контактные коллективы,  разные по длительности сущест-вования, объему и
содержаниюдеятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая  психо-

логическая ситуация.  Наличие для детей разных возрастов и заня-

тых разными видами деятельности  общих  интересов: 
общешкольные

дела,  взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков —
создает возможности для установления  между  детьми развернутых
типов отношений.

В частности  общешкольный  коллектив  обеспечивает единство,
дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь,  общешкольный коллектив сохраняет в  то же
время свои законы,  обычаи, традиции и требования. В этомот-ношении он
является постоянно действующей силой, помогающей соз-давать, стабилизировать,
развивать интересы контактных коллекти-вов. Чем большевыражены коллективные
начала в общешкольном кол-лективе,  тем  прочнее спаяны контактные
объединения детей;  чем значимее,  обширнееобщая цель, зримее ее
общественный характер, тем  прочнее связи всех детских коллективов в их
общей иерархии.  Целенаправленная организация разветвленногодетского 
коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия
фор-мирования коллективистскихкачеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет  одно из определяющих отношений лич-ности в ее
конкретной деятельности — творческое отношение к  об-щественной
делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую
потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-тиве, акцентированном 
лишь на достижении своих целей,  что таит опасность
развитиягрупповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри своего
коллектива отношения товарищества,  взаимопомощи, ответс-твенности,
недемонстрируют качеств коллективиста  за  пределами своего
коллектива.

В чем  причина  слабой сформированности коллективистских ка-честв?
В качестве одной из наиболеесерьезных причин этого можно указать излишнюю
замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса,  ученической бригады,
несом-ненно,  способствуют воспитанию удетей определенных отношений к
своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже товарищеские
отношения, отношения  деловой независимости все же сами по себе не
идентичны коллективистским качествам личности 
отдельных де-тей,  составляющих  коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего  коллек-тива,
 потому  что быть коллективистом — значит болеть нетолько за дела
своего коллектива.  Главное в коллективизме — обществен-ная ориентация
деятельности,  творческое отношение к любому дру-гомучеловеку как к цели,
а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование  подлинно коллективистских качеств лич

ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей  конкретного
коллектива, связь этих  дел  и  целей с более широкими
задачами других коллективов,  образующих общество,  именно на этом
пути у подростка, юношиформируется личная ответственность за общие де-ла. В
этом плане показательны данные,  полученные в исследовании
повыявлению  условий формирования коллективистских качеств лич-ности детей
подросткового возраста.  Схематично эти исследования выглядятследующим
образом.

Возник, однако,  вопрос о степени сформированности коллекти-вистских
качеств личности детей. Для выяснения этого был прове-ден
дополнительный  эксперимент.  Смысл его состоял в коссвенной проверке
того,  как поведет себя каждый подросток в ситуациивы-бора между личной и
социально значимой целью.  Оказалось, что те дети, которые длительно
действовали вмногоплановом  коллективе, ориентируясь не на конкретные,
хотя общественно важные цели кон-тактных коллективов,  а на общее,
общественно значимое дело,об-ладают достаточно устойчивыми коллективистским
качествами.  Дея-тельность, выполняемая дляобщества,  была для них
важна потому, что это  было связано с определением своего места в
обществе,  сформированием самосознания.

Следовательно задача  взрослых заключается в такой организа-ции
просоциальной деятельности в условиях детского  коллектива, которая
обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. 
Именно в этом  случае  происходит  становление личности
ребенка,  для которого общественное дело -потребность.  Поэтому
необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать
отношения  детей не только к цели данного коллектива(при сохранении ее
конкретной значимости),  но и к  общему  делу вообще.

Полученные данные убеждают  в  необходимости  одновременного
включения детей  в  специально организованную «скользящую сеть»
различных коллективов:

а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-венных,
спортивных, игровых;

б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г)
малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная  сеть  многоплановых коллективов при условии

соподчинения социально значимыхцелей деятельности всех  коллек-

тивов и  подчинения  решению  общей  задачи не позволяет
ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.

Она непрерывно включает малый коллектив  в  большой,  группы
детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-реплетение
взаимозависимостей,  разрывая рамки своего конкретно-го,  «нашего»
коллектива, выводя детей в целом на общество. При-чемэто не формальный
разрыв,когда ребенок участвует «то там, то тут», а система, которая, с одной стороны,
способствует формиро-ваниюнепосредственно-личностного общения детей в
коллективе,  а с другой — обеспечивает осознание ребенкомего 
включенности  не только в данный коллектив, но и в общество.

В частности,  большое число коллективов,  в  состав  которых
ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-вестную
оппозицию,  а скользящие формы разнопланового коллективаэту
возможность  исключают,  создавая условия для разнообразного общения,
общения в чистом виде, для построения отношений дружбы, сотрудничества,
общихвзглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности  человека-коллективиста  требует
организации системы многоплановогодетского коллектива, системы, а не
конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное
включение каждого ребенка в развернутуюсоци-ально одобряемую деятельность в
системе именно такого специально заданного многопланового 
коллектива  при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива
решению общих социально  значимых задач. Необходимоподчеркнуть,  что
воспитание детей в коллекти-ве, основу которого составляет система
просоциальной деятельнос-ти -это не один из ряда важных воспитательных
принципов, а осо-бый, качественно своеобразный подход  к 
формированию  растущего человека как личности.

Список литетратуры

4.Давыдов В.В.    Проблемы развивающегося
обучения.

М.,1986.

5.Фельдштейн Д.И.  Формирование личности ребенкав

подростковом возрасте.1972б


[1] Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический
справочник 

учителя» М. Просвещение, 1991, с.161.

[2] Г.М. Андреева  Социальная психология, М.1974,
с.195.

[3] Современная зарубежная СПС — с. 197

[4] Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий