Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятости населения

Дата: 21.05.2016

		

Министерство
науки и образования РФ

ГОУ
ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный
факультет

Кафедра
теории и методики социальной работы

Оценка
эффективности программно-целевого метода

службы
занятости населения

Курсовая
работа

Магнитогорск,
2011г.

ВВЕДЕНИЕ

В
настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод
служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и
экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с
методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы
представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства,
научно-технического, экономического, инвестиционного,
социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и
регионального развития Российской Федерации.

Их
важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной
значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных
направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей
финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном
уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно
использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.
Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в
осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной
стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития,
требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных,
межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой и
территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в
условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности.

В
отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко
рассматривалось только как метод планирования. Однако основное в
программно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированной
содержательной части программы с формированием и использованием организационного
и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее
является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Таким
образом, объектом исследования является деятельность службы занятости населения.
Предметом исследования выступает использование программно-целевого метода в
деятельности службы занятости населения.

Целью
исследования выступает изучение сущности использования программно-целевого
метода в деятельности службы занятости населения.

Для
достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:


изучить сущность программно-целевого метода;


определить роль целевых программ в регулировании сферы занятости населения;


рассмотреть целевые программы Челябинской области в сфере занятости населения;


провести эмпирическое исследование.

Гипотеза:
решение проблемы занятости населения будет более эффективным, если:

1) 
служба
занятости населения будет строить свою деятельность в соответствии с
действующими целевыми программами;

2) 
служба
занятости будет осуществлять меры по информированию населения о реализации
целевых программ.

В
качестве методов исследования будут использованы следующие: анализ научной
литературы, обобщение опыта, анкетирование, наблюдение.

В
структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение,
список литературы и приложение.

ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫ

1.1
Понятие и сущность программно-целевого метода

Федеральные
целевые программы — это ориентир деятельности службы занятости населения. Они
представляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто,
что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональном
уровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем (2, с. 20).

В
базисных понятиях программно-целевого управления, получивших широкое
распространение в отечественной и мировой практике и в то же время трактуемых
неоднозначно, а то и по-разному, либо вообще лишенных четких дефиниций,
ключевыми терминами являются весьма общие категории «программа» и «цель»,
представляющие не только экономико-управленческие, но и социологические,
философские категории.

Программа
(от греч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом
общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному
выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы,
задачи, а также информации об этих действиях. Подобное определение может быть
отнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшей
проблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные и
даже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения о
сценических действиях, времени их проведения, исполнителях (4, с. 14).

Цель,
как универсальное понятие, означает мысленно представляемый, ожидаемый,
намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив
осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий,
составляющих деятельность, в единую целостную систему.

Соединение,
синтез понятий «программа» и «цель» образует в своем единстве категорию
«программно-целевая деятельность» с модификациями «программно-целевые методы»,
«программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание слов
«программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных
действий, обладающих направленностью, в совокупность четко целеориентированных
мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в
котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны,
главным ориентиром, а с другой — связующим звеном всей системы действий (17, с.
45).

Таким
образом, программно-целевая деятельность представляет систему намечаемых,
подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить
достижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образом
программно-целевая деятельность имеет формы, получившие название
«программно-целевое планирование», «программно-целевое управление»,
«социально-экономическое программирование». Все формы, виды деятельности,
охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на
программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую
программно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такая методология
наиболее характерна для процессов выработки и реализации управленческих
решений, связанных с задачами проблемного характера, возникающими в разных
областях жизни, экономики, производства, обмена, потребления.

В
широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и
сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных
на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Естественно, что в подобном кратком определении, отражающем главные черты
программно-целевого метода, не воплощается все многообразие характеризующих его
признаков. К тому же при непосредственном применении программно-целевого метода
к конкретным проблемам, объектам, процессам проявляются его специфические
особенности, обусловленные природой предметов и объектов и характером проблем,
на решение которых ориентированы программные мероприятия (22, с. 40).

Чтобы
получить полное представление о программно-целевом методе решения
социально-экономических проблем разного уровня и масштаба, более обстоятельно рассмотрим
основные его черты и признаки. Программно-целевой метод чаще всего используется
при наличии проблемных ситуаций, не находящих своего решения, и инерционного
режима функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря,
программно-целевой способ должен быть использован, если проблема не устраняется
в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, имеет тенденцию
к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры,
сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсы в интересах решения проблемы в
течение определенного срока. Как следует из этих положений, программно-целевой
метод относится к категории проблемно ориентированных, тесно связанных с
решением насущных, масштабных, долговременных проблем.

Программно-целевой
метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение
которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой.
Система целей программы должна быть определена на основании, с одной стороны,
характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с
учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного
потенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке с
намеченными сроками выхода на заданный целевой уровень (25, с. 73).

Целеполагание
и целеобоснование как органичная составная часть и определяющий признак
программно-целевого метода призваны ориентировать программные мероприятия на
цели, лежащие в основе программы. Кроме того, генеральная цель и вся
совокупность целей программы действий по решению проблемы призваны быть
связующим звеном, объединяющим эти действия в целереализуемую систему.
Методология программно-целевого планирования и управления предусматривает
обоснование целей с точки зрения их достижимости во времени и согласованности с
ресурсными возможностями.

Применение
программно-целевого метода исходит из необходимости придания как можно более
высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке
программных целей. В то же время программно-целевой метод допускает постановку
целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но
достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать
требуемую направленность программных действий (30, с. 179).

Программно-целевой
метод характерен еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в
виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому методу свойственно
рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую,
иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы,
достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой
во всех ее аспектах, с учетом разных сторон.

Сердцевину
программно-целевого метода представляет переход от совокупности системно
организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий,
мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению
или снятию проблемы (29, с. 120).

В
построении программы целереализующих действий посредством выполнения набора
процедур, формирующих их состав и позволяющих убедиться, что намеченные
действия приводят к достижению поставленных целей, и состоит суть программно-целевого
метода. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки
программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение
установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

Подобная
согласованность достигается благодаря тому, что программно-целевой метод
опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой
формулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства,
необходимые для практической реализации путей». Вкратце главная формула
применения программно-целевого метода звучит как «цели — пути — средства» и
отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели
надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных,
в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами.

Из
теоретических исследований и многолетнего отечественного и зарубежного опыта
следует, что программы служат наиболее удачной формой реализации
программно-целевого подхода в управлении объектами и процессами
социально-экономической природы, самым универсальным инструментом
программно-целевого управления и планирования.

Понятие
«целевая программа», ранее использовавшееся под названием «целевая комплексная
программа», является основной, исходной категорией программно-целевого
планирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания в
научной, учебной литературе по вопросам программно-целевого планирования и
управления и в официальных нормативных правовых документах, регулирующих
процессы разработки и реализации целевых программ.

В
самом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных к
планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в
пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий
(действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть
обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.
В этом несколько пространном определении подчеркиваются следующие признаки,
свойства целевых программ:


программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса
взаимосвязанных, согласованных программных действий;


целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение
цели в виде решения единой, общей проблемы;


комплексность в виде сочетания разнообразных мер, обеспечивающих решение
программной проблемы;


ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий ресурсами в
необходимом количестве, концентрацию ресурсов в рамках программы;


результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение
программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными
способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.

По
признаку временной протяженности (длительности действия) целевые программы
принято разделять на следующие три группы:


долгосрочные (продолжительность свыше 5 лет);


среднесрочные (продолжительность от 3 до 5 лет);


краткосрочные (продолжительность до 3 лет).

Такое
разделение комплексных программ не имеет принципиального значения с точки
зрения методов и организации их разработки, структуры и системы показателей. В
определенной степени протяженность программы во времени и отнесение ее по этому
признаку к одной из указанных групп все же оказывают влияние на методику
разработки целевых программ. Естественно, что фактор неопределенности
затрудняет детальную разработку долгосрочных программ, тогда как краткосрочные
программы доводятся до конкретных мероприятий и показателей с использованием
достаточно отработанных, надежных методов.

1.2
Использование целевых программ в деятельности службы занятости населения

Для
каждого данного общества человеческий труд является первичным необходимым
условием его существования. К сожалению, в реальной социально-экономической
ситуации общество оказалось не в состоянии предоставить человеку возможность
полноценной реализации его способностей к труду.

Проблема
обеспечения занятости населения в нашем регионе является достаточно острой.
Занятость населения, по большому счету, всегда носила и продолжает носить
довольно сложный характер. Изначально не рациональное территориальное
размещение производительных сил повлекло за собой в условиях
макроэкономического кризиса усугубление социальной обстановки в местностях,
испытывающих пресыщенный спрос на рабочую силу (20, с. 45).

Стоит
отметить, что чем более гибкой становится экономика, тем более обычным явлением
становится ликвидация рабочих мест или даже целых предприятий и отраслей.
Безусловно, также, что экономический рост является главной гарантией от
продолжительной массовой безработицы. В то же время, без кардинальных усилий по
стабилизации положения на рынке труда безработица и неполная занятость могут
оказаться тем непреодолимым препятствием, которое еще долго будет сдерживать
развитие российской экономики.

В
последнее время в научной литературе приобрели актуальность исследования роли
государства в обеспечении занятости населения. Многие специалисты склоняются к
мнению о необходимости государственного регулирования рынка труда, в том числе
плановыми, программно-целевыми методами.

Проблемы
развития занятости населения в России остаются в современных условиях
по-прежнему наименее изученными как в теоретико-методологическом, так и
практическом ключе. В рамках данной проблемы особую актуальность приобретает
рассмотрение вопросов разработки планово-программных методов в управлении
процессами занятости. От своевременных активных позиций на рынках труда во
многом зависит эффективная занятость населения в целом, снижение уровня
открытой и в особенности — скрытой — безработицы, нормализация регионального
воспроизводственного цикла населения и рабочей силы (24, с. 22).

Программно-целевой
метод, разработанный российскими и американскими учеными в 60-х годах,
реализуется в следующих основных понятиях: проблема — цель — целереализующие
комплексы с системой распределения ресурсов — система мероприятий (решений).

В
настоящее время, региональные программы являются инструментом, обеспечивающим
скоординированное развитие разных подсистем. Эффект от реализации целевых
программ может быть оценен в трех плоскостях. Во-первых, такие программы могут
быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к
занятости или через поддержку его контакта с рынком труда.

Однако
индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая
существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому
важно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывался
бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной
ценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным или
их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой
причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения
общественных затрат на них.

Практика
показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для
управления социально-экономическим процессами в регионах. Данный метод
предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в
развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических
систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей
развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных
элементов хозяйственных региональных систем (18, с. 41).

В
современных условиях и в перспективе отчетливо проявляются проблемные ситуации
в занятости, связанные, например, с угрозой массового высвобождения занятого
населения, с сокращением свободных рабочих мест, накоплением скрытой
безработицы, ростом занятости в теневом секторе, увеличением уровня неиспользуемых
производственных площадей, высоким уровнем безработицы среди
неконкурентоспособных групп населения, нарастанием уровня непродуктивной
занятости и другими факторами.

В
настоящее время в регионе существует безработица, социально-экономическое
положения населения оставляет желать лучшего, возрастает число населенных
пунктов и регионов, находящихся в кризисном состоянии. В этих условиях особо
важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные
для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в
целом, отдельных регионов или населенных пунктов.

Одним
из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод,
условия применения которого полностью соответствуют специфике переходного
периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов
осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как на
государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях (29, с. 117).

Особая
роль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда не
всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и
материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования
ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства,
требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что
связано с приданием рынку труда поступательной целевой динамики в условиях
дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится»
на программы (33).

На
этапе выхода из кризиса особенно важное значение приобретает потенциал
программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких
проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев
экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного
функционирования.

Преимущества
программно-целевого метода управления занятости населения регионов
характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями (26, с. 70):


индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой
зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми
ресурсами;


системным характером основных целей и задач программы по решению сложных
комплексных проблем развития сферы занятости;


обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач
развития занятости регионов;


способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на
решение принципиальных вопросов развития сферы занятости региона, от которых
зависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения;


потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании
целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов
(экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).

Таким
образом, программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и
эффективным способом осуществления мер для стабилизации рынка труда области.

Противоречивость
и сложность процессов занятости определили вариантный поиск подходов к ее
регулированию. Необходимо реализовать комплексный подход к развитию занятости
как целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы,
протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязать
социальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемых
для их реализации (25, с. 74).

Этот
подход, как правило, применяют авторы при разработке целевых программ
содействия занятости населения. Система целей разработки программ содействия
занятости представлены, как правило, в следующем виде: снижение угрозы
возникновения массовой безработицы, повышение уровня и формирование эффективной
структуры занятости населения связаны с обеспечением правовых, экономических и
организационных условий для создания и сохранения экономически эффективных
рабочих мест в перспективных отраслях экономики; научно-методическим
обеспечением поддержки системы занятости; снижением уровня массовых
высвобождений; повышением качества рабочей силы; поддержкой и развитием новых
видов занятости; целевой поддержкой рабочих мест для неконкурентноспособных
граждан; развитием профессиональной и территориальной мобильности населения; формированием
рациональных пропорций занятости в экономике; снижением уровня непродуктивной
занятости; совершенствованием информационной поддержки развития системы рабочих
мест; развитием городского центра занятости населения.

Выводы
по Главе I

1. 
Федеральные
целевые программы — это ориентир деятельности службы занятости населения. Они
представляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто,
что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональном
уровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем.

2. 
Программно-целевая
деятельность представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер,
действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее
поставленной цели. Определенная подобным образом программно-целевая
деятельность имеет формы, получившие название «программно-целевое
планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое
программирование».

3. 
В
широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и
сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных
на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

4. 
Программно-целевой
метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение
которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой.
Система целей программы должна быть определена на основании, с одной стороны,
характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с
учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью
ресурсного потенциала.

5. 
Понятие
«целевая программа», ранее использовавшееся под названием «целевая комплексная
программа», является основной, исходной категорией программно-целевого
планирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания в
научной, учебной литературе по вопросам программно-целевого планирования и
управления и в официальных нормативных правовых документах, регулирующих
процессы разработки и реализации целевых программ.

6. 
Проблемы
развития занятости населения в России остаются в современных условиях
по-прежнему наименее изученными как в теоретико-методологическом, так и
практическом ключе. В рамках данной проблемы особую актуальность приобретает
рассмотрение вопросов разработки планово-программных методов в управлении
процессами занятости. В настоящее время, региональные программы являются
инструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем.

7. 
Одним
из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод,
условия применения которого полностью соответствуют специфике переходного
периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов
осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как на
государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

8. 
Особая
роль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда не
всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и
материальные ресурсы для развития регионов. Поэтому все, что связано с
приданием рынку труда поступательной целевой динамики в условиях дискретности
крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы.

9. 
Таким
образом, программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и
эффективным способом осуществления мер для стабилизации рынка труда.

занятость население целевой программа

ГЛАВА
II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

2.1
Анализ программ, действующих в сфере занятости населения Челябинской области

Челябинская
область – один из регионов, который наиболее подвергся влиянию кризиса. В 2009
году снизились: промышленное производство – на 19,5 процента; объем работ в
строительстве – на 39,9 процента; налоговые и неналоговые доходы консолидированного
бюджета – на 33,5 процента.

Кризисные
явления в экономике обусловили снижение спроса на рабочую силу, рост масштабов
безработицы. Для решения данной проблемы в регионе были приняты целевые
программы.

Одной
из целевых программ, действующих в сфере занятости населения является Ведомственная
целевая программа содействия занятости населения Челябинской области на 2011
год (далее именуется Программа). Целью Программы является повышение
эффективности функционирования рынка труда, содействие занятости населения и
социальная защита от безработицы населения Челябинской области (33).

Исходя
из сложившейся ситуации на рынке труда Челябинской области, существующих
наиболее актуальных проблем в сфере занятости, реализация Программы в 2011 году
будет направлена на решение следующих приоритетных задач:


выполнение полномочий Российской Федерации в области содействия занятости
населения, переданных для осуществления органам государственной власти
Челябинской области;


сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы посредством
подготовки кадров рабочих и специалистов для отраслей экономики;


профилактика безработицы в средней и долгосрочной перспективе.

В
результате реализации мероприятий Программы:


будет трудоустроено 96,4 тыс. человек, в том числе безработных – 54,0 тыс.
человек;


в рамках программ временной занятости будет трудоустроено:


несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – 17,0 тыс. человек;


граждан, испытывающих трудности в поиске работы, – 1,1 тыс. человек;


будет оказано содействие самозанятости 4,8 тыс. граждан;


примут участие в общественных работах 7,9 тыс. человек;


будет направлено на профессиональное обучение 13,1 тыс. безработных граждан;


получат профориентационные услуги 70,7 тыс. человек;


социальную поддержку по выплате пособий по безработице получат 148,4 тыс.
человек.

Достижение
поставленных целей и задач Программы будет реализовываться путем осуществления
комплекса мероприятий по оказанию в соответствии с законодательством о
занятости населения государственных услуг. Программные мероприятия увязаны по
срокам и источникам финансирования и осуществляются по следующим направлениям:


содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе
необходимых работников (обеспечение деятельности центров занятости);


информирование о положении на рынке труда;


организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;


организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;


психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение
квалификации, безработных граждан;


осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке
безработными;


организация проведения оплачиваемых общественных работ;


организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от
14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из
числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые — программа «Первое рабочее место»;


социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;


содействие самозанятости безработных граждан (оказание финансовой помощи);


содействие гражданам в переселении для работы в сельскую местность;


выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных
работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации.

Программа
будет реализовываться в течение 2011 года. Реализация Программы обеспечит
снижение социальной напряженности среди населения муниципальных образований Челябинской
области и обеспечит их социальную защиту от безработицы, повысит возможности
граждан в поиске работы,

В
результате средняя продолжительность периода безработицы уменьшится, доля
безработных, состоящих на учете более 4 месяцев сократится. Напряженность на
рынке труда уменьшится.

Источником
финансирования Программы являются средства областного бюджета, предоставляемые
в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий
РФ в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению
этих полномочий в объёмах, предусмотренных для Челябинской области в
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Еще
одной немаловажной программой, направленной на решения проблемы занятости
населения является Областная целевая программа по стабилизации ситуации на
рынке труда Челябинской области на 2011 год (далее именуется – Программа).
Целью Программы является стабилизация ситуации и смягчение социальной
напряженности на региональном рынке труда (34).

Для
достижения поставленной цели Программы предусматривается решение следующих
задач:

1)
сохранение рабочих мест и стимулирование их создания, в том числе в рамках
инвестиционных программ;

2)
повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы;

3)
поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов.

Реализация
Программы рассчитана на 2011 год. В этот период будет реализована система
программных мероприятий с учетом территориальных и социальных приоритетов
социально-экономической политики, проводимой на территории Челябинской области,
что позволит стабилизировать ситуацию социальной напряженности на региональном
рынке труда, сохранить кадровый потенциал организаций Челябинской области.

Мероприятия
Программы будут реализовываться в два этапа: 1 этап — январь – июнь 2011 года,
2 этап — июль – декабрь 2011 года, что позволит смягчить ситуацию на рынке
труда Челябинской области, снизить напряженность и обеспечить оптимальный
уровень безработицы и социальной поддержки граждан.

Достижение
поставленной цели Программы и решение задач будут реализовываться путем
осуществления комплекса мероприятий по основным направлениям:


организация опережающего профессионального обучения (стажировки) граждан:
работников, находящихся под угрозой увольнения; работников организаций
производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию
производства в соответствии с инвестиционными проектами;


женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с
вредного производства; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до
трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; профессиональную
переподготовку врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения;


организация общественных работ, временного трудоустройства работников
градообразующих и системообразующих предприятий, находящихся под угрозой
увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и
граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с
напряженной ситуацией на рынке труда;


стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими
опыта работы;


содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих
детей-инвалидов, многодетных родителей;


содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания
безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих
мест для трудоустройства безработных граждан;


оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в
целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для
замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных
целевых программ и инвестиционных программ.

Источниками
финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета,
выделенные в виде субсидии Челябинской области на реализацию мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке труда, организуемых вне рамок
переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства
областного бюджета.

И
третья программа, реализуемая в рамках деятельности службы занятости населения
Челябинской области, Областная целевая программа развития малого и среднего
предпринимательства в Челябинской области на 2009 — 2011 годы. Целью Программы
является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего
предпринимательства в Челябинской области (32).

Для
достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

1) обеспечение занятости населения и развитие
самозанятости;

2) повышение конкурентоспособности субъектов малого
и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении
производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной
деятельности на рынок;

3) качественное изменение отраслевой структуры
субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) развитие инфраструктуры поддержки малого и
среднего предпринимательства;

5) выравнивание условий для развития малого и
среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах
Челябинской области;

6) развитие форм финансовой поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства;

7) повышение прозрачности деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства.

Реализация Программы рассчитана на 2009 — 2011 годы.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по восьми основным направлениям:

— совершенствование законодательства в сфере
регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и
устранение административных барьеров в сфере развития предпринимательства;

— содействие развитию малого и среднего
предпринимательства на муниципальном уровне;

— финансовая поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства;

— поддержка и развитие начинающих предпринимателей,
молодежного предпринимательства;

— развитие женского и семейного предпринимательства;

— совершенствование механизмов использования
областного и муниципального имущества для развития малого и среднего
предпринимательства;

— информационная поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской
деятельности;

8) подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства.

Источником финансирования мероприятий Программы
являются средства областного бюджета.

2.2
Результаты эмпирического исследования

В
предыдущих параграфах нами была раскрыта сущность программно-целевого метода в
целом и, в частности, в деятельности службы занятости населения. Кроме того,
была определена роль целевых программ в решении проблемы занятости населения.

Для
того, чтобы говорить об эффективности создания и внедрения целевых программ,
необходимо, прежде всего, определить мнение населения о том, насколько они
эффективны и необходимы ли вообще. В связи с этим нами было проведено
специальное социологическое исследование. Целью данного исследования стало изучение
мнения населения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятости
населения.

В
социологическом исследовании приняло участие 43 человека, в возрасте от 19 до
42 лет. Среди респондентов большинство составили женщины – примерно 78 %.
Соответственно оставшиеся 23 % — мужчины.

Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятости населения

Рис.
1. Процентное соотношение мужчин и женщин, принявших участие в опросе

Как
показал опрос, почти треть респондентов в настоящий момент работают. Еще две
трети указали, что в данной момент не имеют официальной работы. Можно говорить
о том, что это потенциальные клиенты службы занятости населения.

Этот
факт частично нашел свое подтверждение в проведенном исследовании. Так, среди
всех опрошенных более 57 % состояли на учете в службе занятости населения или
состоят в настоящий момент. Это говорит о том, что данный момент деятельность
службы занятости востребована у населения.

Для
тех, кто указал, что был клиентом службы занятости населения, был задан
дополнительный вопрос, касающийся его участия в целевых программах по развитию
сферы занятости. Среди положительно ответивших на этот вопрос оказалось 36 %
опрошенных респондентов, еще 19% указали, что в подобных программах не
участвовали. При этом были и те, кто затруднился ответить на данный вопрос,
либо просто признался в том, что просто не знает о том, участвовал в таких
программах или нет. Это, в свою очередь, говорит о том, что служба занятости не
предпринимает должных мер по информированию населения, в частности, собственных
клиентов, о реализуемых в сфере занятости населения целевых программах.

Одним
из основных вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, знают ли они,
что представляет собой целевая программа. Как и предполагалось, большинство
респондентов, а именно 69 %, не имеют представление о сущности целевой
программы. Еще 17 % ответили, что «что-то слышали». По нашему мнению, данный
показатель можно отнести к числу отрицательных ответов, поскольку подобный
ответ, скорее всего, был выбран респондентами по причине их желания скрыть
собственную неосведомленность в данном вопросе. Кроме того, многие из
опрошенных вообще затруднились ответить на данный вопрос.

Несмотря
на полученные данные, большое количество респондентов считают, что целевые
программы достаточно эффективны и должны быть реализованы в деятельности службы
занятости для решения проблемы занятости. Так считают 63 % опрошенных
респондентов. Причем большинство из них это молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще
30 % затруднились с ответом, и всего лишь 7 % указали, что целевые программы
малоэффективны, и для решения проблем занятости населения требуются
кардинальные меры.

Немаловажным
стал вопрос о том, эффективны ли меры по информированию
населения о реализации целевых программ в сфере занятости населения. Мнения
респондентов в данном вопросе, как и предполагались, совпали практически
полностью. 92 % опрошенных ответили, что подобные меры
малоэффективны. И лишь 3 % говорили об эффективности таких мер.

Ожидая
подобных ответов на предыдущий вопрос, мы задали вопрос о том, каким образом служба
занятости населения должна информировать население о реализации целевых
программ. В данном случае мнения респондентов разошлись. Так, представители
возрастной группы 18-30 лет (представители молодежи), конечно, придерживались
мнения о том, что информирование должно происходить посредством телевидения и
сети Интернет. Что касается возрастной группы 31-40 лет, то представители
данной группы указали, что наиболее эффективным методом информирования должно
стать оформление отчетов и путем размещения на местном телевидении. И, наконец,
третья возрастная группа в 41-55 лет, отнесла решающую роль в процессе
информирования населения средствам массовой информации и телевидению. В целом
же, ответы респондентов распределились следующим образом: 38 % выбрали ответ
«посредством телевидения», 21 % — предпочли ответ «посредством СМИ», 19 % —
ответ «посредством сети Интернет», 13 % — выбрали ответ «оформление отчетов».

И
последним вопросом, который был задан респондентам, был вопрос, касающийся
проблем, которые обостряют проблему занятости среди клиентов
службы занятости населения. Довольно большое количество респондентов указали,
что проблему занятости усугубляют неэффективные методы, которые применяет
служба занятости населения в своей деятельности. Такой точки зрения
придерживаются 32 % опрошенных респондентов. Еще 29 % опрошенных видят главной
причиной обострения проблемы занятости отсутствие работы по специальности. Что
касается ответа «небольшое количество целевых программ», то его выбрали всего
лишь 16 % опрошенных граждан. Ответы респондентов на данный вопрос представлены
на рисунке № 2 в соответствии с процентным соотношением.

Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятости населения

Рис.
2. Процентное соотношение проблем, обострающих ситуацию в сфере занятости
населения

Таким
образом, подводя итог проведенному исследованию, можно с уверенностью говорить
о том, что реализация целевых программ для решения проблем занятости населения
в настоящий момент необходима. Подобные программы уже давно реализуются в
деятельности служб занятости, имеют определенные результаты, зачастую вполне
высокие. Такие программы способны решать проблемы регулирования
трудоустройства. Однако, стоит отметить, что службы занятости уделяют слишком
мало внимания информированию населения о данных программах. Это было
подтверждено и в ходе социологического исследования.

Выводы
по Главе II

1. 
Кризисные
явления в экономике обусловили снижение спроса на рабочую силу, рост масштабов
безработицы. Для решения данной проблемы в регионе были приняты целевые
программы.

2. 
Одной
из целевых программ, действующих в сфере занятости населения является
Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Челябинской
области на 2011 год. Целью Программы является повышение эффективности
функционирования рынка труда, содействие занятости населения и социальная
защита от безработицы населения Челябинской области.

3. 
Еще
одной немаловажной программой, направленной на решения проблемы занятости
населения является Областная целевая программа по стабилизации ситуации на
рынке труда Челябинской области на 2011 год. Целью Программы является
стабилизация ситуации и смягчение социальной напряженности на региональном
рынке труда.

4. 
И
третья программа, реализуемая в рамках деятельности службы занятости населения
Челябинской области, Областная целевая программа развития малого и среднего
предпринимательства в Челябинской области на 2009 — 2011 годы. Целью Программы
является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего
предпринимательства в Челябинской области.

5. 
Для
того, чтобы говорить об эффективности создания и внедрения целевых программ,
необходимо, прежде всего, определить мнение населения о том, насколько они
эффективны и необходимы ли вообще. В связи с этим нами было проведено специальное
социологическое исследование. Целью данного исследования стало изучение
мнения населения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятости
населения.

6. 
В
социологическом исследовании приняло участие 43 человека, в возрасте от 19 до
42 лет. Среди респондентов большинство составили женщины – примерно 78 %.
Соответственно оставшиеся 23 % — мужчины.

7. 
Большое
количество респондентов считают, что целевые программы достаточно эффективны и
должны быть реализованы в деятельности службы занятости для решения проблемы
занятости. Так считают 63 % опрошенных респондентов. Причем большинство из них
это молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще 30 % затруднились с ответом, и всего
лишь 7 % указали, что целевые программы малоэффективны, и для решения проблем
занятости населения требуются кардинальные меры.

8. 
Подводя
итог проведенному исследованию, можно говорить о том, что реализация целевых
программ для решения проблем занятости населения в настоящий момент необходима.
Подобные программы уже давно реализуются в деятельности служб занятости, имеют
определенные результаты, зачастую вполне высокие. При этом, стоит отметить, что
службы занятости уделяют слишком мало внимания информированию населения о
данных программах. Это было подтверждено и в ходе социологического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок
труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление,
связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией
действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и
«незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на
данный период.

Эффективность
борьбы с безработицей напрямую зависит от успешной реализации целевых программ.

При
изучении сущности и значения программно-целевого метода можно сделать выводы,
что программно-целевой метод — это один из методов, в основе которого лежит
ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевой
метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического
развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные
сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод
включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей,
средств и организационных мероприятий по их достижению. Программно-целевой
метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих
собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских,
производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и
мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Программно-целевой
метод, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному
использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых,
является инструментом выравнивания экономического положения отдельных
территорий.

В
данной курсовой работе были рассмотрены целевые программы, реализуемые службами
занятости населения Челябинской области. Данные программы отражают приоритеты
политики в сфере занятости населения Можно говорить о том, что решение проблемы
занятости населения программно-целевым методом является обоснованным и эффективным.

В
настоящее время программно-целевой метод достаточно хорошо разработан на теоретическом
уровне и проверен на практическом. Существует множество примеров успешного
применения этой методики.

Преимущества
программно-целевого метода характеризуются в целом следующими принципиальными
особенностями: индикативным характером программ, сроки реализации которых
находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми
материальными и финансовыми ресурсами; системным характером основных целей и
задач программы по решению сложных комплексных проблем; обеспечением единства
методологических подходов к решению задач развития всеми субъектами управления;
способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на
решение принципиальных вопросов развития экономики или общества в целом по
стране или в отдельном регионе; возможностью использовать эффект
мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за
счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, средств заинтересованных
государственных и коммерческих предприятий, банковского кредита и иных
привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В
связи с этим можно говорить об инициирующем характере целевых программ,
способных привлечь во многих случаях финансовые ресурсы; потенциальной
возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач
программного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза,
формирование комиссий, комитетов по их реализации и др.).

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1. 
Бизюкова
В. Типология представителей рынка труда ЭКО — 1997 — N11.-С.143-150;

2. 
Воронцова,
Н. Н. Целевые региональные программы: опыт реализации и промежуточные
результаты // Социальное обслуживание — 2010 — N 5. — С. 17 22;

3. 
Герций
Ю.В. Стили поведения сотрудников службы занятости в общении с безработными
Социологические исследования — 2001 — N1.-С.73 79;

4. 
Гришин
В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы — 2002
— N4.-С.13-15;

5. 
Гуревич
М.А. Безработица в Челябинске: факты и мнения // Социологические исследования —
20066 — N10.-С.19-20;

6. 
Дадашев
А. Занятость населения и безработица в России:проблемы регулирования // Вопросы
экономики — 2006 — N1.-С.76-84;

7. 
Дунаева
Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики — 2006 — N1.-С.81-91;

8. 
Задирако
И. Обучение информационным технологиям — условие эффективного доступа к информационным
ресурсам Народное образование — 2006 — N 7. — С. 160-166;

9. 
Заславский
И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. — 2009 — N2.-С.83-95;

10.  Заславский
И. К характеристике труда в современной России(очерк социально-трудовой
политики) // Вопросы экономики. – 2008. — N2.-С.76-91;

11.  Капелюшников
Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности // Вопросы
экономики — 2007 — N2.-С.96-114;

12.  Клопов
Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности //
Социологические исследования — 2007 — N4.-С.29-45;

13.  Коньков
А.Т. Молодежная безработица:пыт изучения нисходящей мобильности // Вестник
Московского университета. Сер. 18, Социология и политология — 2006 —
N1.-С.110-116;

14.  Корнаи
Я. Устойчивый рост как важнейший приоритет // Вопросы экономики — 2006 — N10.-С.23-38;

15.  Кузнецов
А. Зеленым по белому // Новое время — 2006 — N 38. — С. 7;

16.  Кулькова,
И. Поиск работы как составляющая трудового поведения // Вопросы экономики —
2008 — N 6. — С. 111-117;

17.  Кукушкина,
Л. Е. Применение целевых программ в развитии социального обслуживания населения
Владимирской области // Социальное обслуживание — 2010 — N 12. — С. 41-48;

18.  Ларина,
Т. А. Теоретические основы программно-целевого планирования в системе
управления экономической надежностью многофилиальных банков // Финансы и кредит
— 2011 — N 4. — С. 37-46;

19.  Мальцева,
В. А. Американский опыт государственной поддержки сельского хозяйства //
Международная экономика — 2011 — N 1. — С. 54-60;

20.  Микульский
К. Занятость и безработица // Свободная мысль-XXI — 2005 — N12.-С.37-49;

21.  Положение
о порядке разработки и реализации городских целевых программ // Магнитогорский
рабочий — 2003 — 16 апр. — С. 5-6;

22.  Попов,
А. Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве:
2000-2007 годы Вопросы статистики — 2009 — N 2. — С. 38 43;

23.  Потрикеева
О. Л. Программно-целевой метод в работе с молодежью // Социальная педагогика и
социальная работа XXI века : проблемы и перспективы развития : матер. всеросс.
заоч. науч.-практ. конфер. — Магнитогорск, 2006 — С. 102-107;

24.  Соколова
Г.Н. Структура занятости и безработица:проблемы и тенденции // Социологические
исследования — 2006 — N2.-С.19-24;

25.  Третнер,
К. Программно-целевой метод бюджетирования в странах с переходной экономикой //
Финансы — 2009 — N 9. — С. 70-75;

26.  Уильямс
К. О классовом характере безработицы и путях ее снижения // Социологические
исследования — 2007 — N5.-С.67-75;

27.  Фомина
А. Работа с кадрами на основе информационных технологий / Фомина А. // Народное
образование — 2006 — N 7. — С. 85-91;

28.  Четвернина
Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы
экономики — 2007 — N2.-С.102-113;

29.  Четвернина
Т. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления //
Вопросы экономики. — 2008 — N2.-С.115-130;

30.  Шаркова
А. Эффективность деятельности службы занятости населения: теоретический и
практический аспекты Предпринимательство — 2009 — N 2. — С. 178-182;

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Уважаемый
респондент!

Просим
Вас принять участие в нашем исследовании, целью которого является изучение мнения
населения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятости
населения.

Ниже
приведен перечень вопросов, на которые Вам предлагается ответить. Вариант
ответа, отражающий Ваше мнение, обведите в кружок. Исследование является анонимным,
ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях.

Заранее
благодарим!

1. 
Работаете
ли Вы в настоящий момент?

а)
да, работаю;

б)
нет, не работаю.

2. 
Состояли
ли Вы на учете в службе занятости населения?

а)
да, состоял;

б)
нет, не состоял (переходите к вопросу № 4).

3. 
Были
ли Вы участником целевых программ в сфере занятости населения?

а)
да;

б)
нет;

в)
возможно, не интересовался;

г)
затрудняюсь ответить.

4. 
Знаете
ли Вы, что представляет собой целевая программа?

а)
да, знаю;

б)
что-то слышал;

в)
нет, не знаю (переходите к вопросу № 6);

г)
затрудняюсь ответить.

5. 
Как
Вы считаете, эффективны ли целевые программы для решения проблем занятости
населения?

а)
да, такие программы эффективны;

б)
нет, не эффективны;

в)
затрудняюсь ответить.

6. 
Эффективны
ли, по Вашему мнению, меры по информированию населения о реализации целевых
программ в сфере занятости населения?

а)
да, вполне эффективны;

б)
нет, малоэффективны;

в)
затрудняюсь ответить.

7. 
Каким
образом, по Вашему мнению, служба занятости населения должна информировать
население о реализации целевых программ?

а)
посредством печати в СМИ;

б)
посредством телевидения;

в)
оформления отчетов;

г)
организации круглых столов;

д)
посредством сети Интернет;

е)
другое ____________________________

8. 
Какие
проблемы, по Вашему мнению, обостряют проблему занятости среди клиентов службы
занятости населения? (возможны несколько вариантов ответа)

а)
отсутствие работы по специальности;

б)
состояние здоровья;

в)
отказ работодателя в приеме на работу;

г)
небольшое количество целевых программ;

д)
отсутствие специально оборудованных рабочих мест;

е)
неэффективность применяемых методов службы занятости;

ж)
другое _____________________________

Ваш
пол: а) мужской; б) женский

Ваш
возраст: а) 18-30; б) 31-40; в) 41-55.

Ваше
образование: _________________________

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий